Научная статья на тему 'Сочинение – описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников'

Сочинение – описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1159
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РЕЧЬ / СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЧИНЕНИЕ / СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ / УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / DICTIONARIES AND SPELLING WORK / ESSAY-DESCRIPTION / SPEECH / SPOKEN AND WRITTEN LANGUAGE / THE PREPARATORY WORK / WRITING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакулина Галина Александровна

В статье представлен теоретический материал о специфике работы над сочинением-описанием в первом классе. В качестве иллюстративного материала даны конспекты уроков, раскрывающих деятельность учителя и учащихся на разных структурных этапах с точки зрения современных методических требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The writing - description as a means of oral and written language of first-graders

This paper presents a theoretical material about the specifics of the work on writing descriptions in the first grade. As illustrative material are abstract classes, revealing the activities of teachers and students at differ-ent stages of the structure from the perspective of modern methodological requirements.

Текст научной работы на тему «Сочинение – описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников»

ISSN 2304-120X

Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75359. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 75359

УДК 373.31

Бакулина Галина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методи ки дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский госу дарственный гуманитарный университет», г. Киров kaf [email protected]

Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи

первоклассников

Аннотация. В статье представлен теоретический материал о специфике работы над сочинением-описанием в первом классе. В качестве иллюстративного материала даны конспекты уроков, раскрывающих деятельность учителя и учащихся на разных структурных этапах с точки зрения современных методических требований.

Ключевые слова: речь, устная и письменная речь, сочинение, сочинение-описание, подготовительная работа, словарно-орфографическая работа.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Основной задачей обучения русскому языку в начальной школе является формирование и развитие правильной, точной, ясной, образной устной и письменной речи младших школьников. Указанная задача решается на разных типах и структурных этапах уроков русского языка, при выполнении всех видов деятельности по данной учебной дисциплине, важнейшими среди которых справедливо считается сочинение.

Сочинение - это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Работая над сочинением, дети приобретают ряд важнейших языковых и речевых умений:

- умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы;

- умения, связанные с составлением плана и письма по плану;

- умения, связанные с языковой подготовкой текста;

- умение выражать в сочинениях свою позицию, передавать идею;

- умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Перечисленные умения начинают формироваться в первом классе при написании разных видов сочинений: сочинений-повествований, сочинений по личным наблюдениям, сочинений-миниатюр, сочинений по сюжетным картинкам, сочинений-загадок, сочинений-описаний и др.

Сочинение-описание относится к числу непростых видов, поскольку для работы над ним требуется определённый жизненный опыт, умение видеть важные отличительные признаки описываемого предмета, способность образно выразить свои мысли в речевой форме.

В первом классе для сочинений-описаний выбираются предметы, с одной стороны, хорошо знакомые, которые могут быть без больших усилий точно и правильно охарактеризованы детьми. С другой стороны, это должны быть предметы, способные вызвать у школьников положительные эмоции, достаточно сильные впечатления, яркие чувства. Именно они создадут у детей желание высказаться и выразить свой душевный настрой с помощью слов. Только в этом случае сочинение не просто состоится, а оно получится действительно выражением состояния души пишущего.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75359. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. - ISSN 2304-120X.

Написанию сочинения-описания предшествует определённая подготовительная работа. Её назначение состоит в формировании у учащихся потребности в письменном высказывании, а также в сборе и систематизации рабочего материала, в выборе и разностороннем освоении языковых средств.

Все этапы подготовительной работы так или иначе связаны с устной речью детей. В конце вступительного слова учителя и на основе его содержания школьники устанавливают, о каком предмете будет написано сочинение, и сами формулируют его тему. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития таких важных качеств, как логичность и точность речи, для формирования умения обобщать услышанное. Во время беседы по теме сочинения учащиеся поэтапно, последовательно, отвечая на поставленные учителем вопросы, готовят текст своего высказывания, практически осваивая его структуру, продумывая содержание, словесные средства выражения. При проведении словарно-орфографической работы школьники разбирают трудные случаи написания слов, которые могут быть употреблены ими при раскрытии темы. В этот момент они формируют свой орфографический навык, параллельно пополняя словарный запас новыми словами и терминами.

В качестве примера в данной статье приводятся два урока развития речи в первом классе. Первый посвящён описанию цветка, который любим многими детьми и взрослыми. Это ромашка. Тема второго сочинения-описания никого не может оставить равнодушным: «Моя мама».

Ход работы над сочинением-описанием «Ромашка» [1].

I. Вступительное слово учителя

Уч-ль. В окружающей нас природе очень много чудесных растений, в том числе разнообразных цветов. Мы ими любуемся. Наслаждаемся их красотой, ароматом. Это яркие магнолии, прекрасные розы, синеглазые васильки. Сегодня мы напишем сочинение о многими любимом цветке. О каком, вы определите, если отгадаете загадку.

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи Солнца белые лучи.

Уч-к. Эта загадка о ромашке.

Уч-ль. Запишите в тетради слово Сочинение. На следующей строке - Ромашка. (Учитель пишет на доске, школьники - в тетрадях.)

II. Беседа по теме сочинения

Перед глазами детей появляется изображение ромашки.

Уч-ль. Посмотрите на изображение ромашки. Сравните её с другими цветами, например, с розой. Скажите, ромашка яркий цветок или скромный?

Уч-к. Ромашка - скромный цветок.

Уч-ль. Ромашка садовый или полевой цветок?

Уч-к. Ромашка - полевой цветок.

Уч-ль. Теперь назовите первое предложение нашего сочинения полностью.

Уч-к. Ромашка - скромный полевой цветок.

Уч-ль. Какая у него серединка?

Уч-к. У него жёлтая серединка.

Уч-ль. Какие вокруг серединки лепестки?

Уч-к. Вокруг серединки белые продолговатые лепестки.

Уч-ль. На что похожа ромашка?

Уч-к. Ромашка похожа на маленькое солнышко.

Уч-ль. Приятно ли вам смотреть на его красоту?

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75359. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. - ISSN 2304-120X.

Уч-к. Приятно и радостно смотреть на его красоту.

Уч-ль. Постарайтесь на основании нашей беседы и плана составить устное сочинение про ромашку.

План:

- Полевой цветок.

- Как выглядит ромашка?

- Впечатление от цветка.

(Рассказывают два-три ученика. Примерный вариант устного сочинения: Ромашка - скромный полевой цветок. У него жёлтая серединка. Вокруг неё белые продолговатые лепестки. Ромашка похожа на маленькое солнышко. Приятно и радостно смотреть на её красоту.)

III. Словарно-орфографическая и синтаксическая работа На доске (слайде) записаны слова: ромашка полевой цветок жёлтый лепестки радостно приятно продолговатые

Уч-ль. Чтобы предупредить ошибки в ваших сочинениях, проведём словарноорфографическую работу. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)

Уч-ль. Поставьте в словах ударение. (Осуществляется совместная работа.) Какое слово можно выделить?

Уч-к. Можно выделить слово жёлтый. После ж в нём пишется буква ё, над которой не ставится ударение. В остальных словах ударение ставится.

Уч-ль. Чем отличается буква о в словах ромашка и полевой?

Уч-к. В слове ромашка буква о обозначает непроверяемый безударный гласный, а в слове полевой - проверяемый безударный гласный. Проверочное слово поле. (Орфограммы подчёркиваются.)

Уч-ль. На что ещё надо обратить внимание в слове ромашка?

Уч-к. В слове ромашка есть парный согласный ш. Проверочное слово ромашечка. Уч-ль. Чем отличается буква е в словах цветок и лепестки?

Уч-к. В слове цветок буква е обозначает проверяемый безударный гласный. Проверочное слово цветик. В слове лепестки первую и вторую букву е проверить нельзя. Их написание надо запомнить.

Уч-ль. Что есть общее в словах радостно и лепестки?

Уч-к. В словах радостно и лепестки есть звук, который не произносится. Он обозначен буквой т. Проверочные слова радость и лепесток.

Уч-ль. На какую гласную букву надо обратить внимание при написании слова приятно?

Уч-к. При написании слова приятно надо обратить внимание на букву и.

Уч-ль. Эту букву нельзя проверить. Написание данного слова надо запомнить. А какую букву можно проверить в слове продолговатый?

Уч-к. В слове продолговатый можно проверить вторую букву о. Проверочное слово долгий.

Уч-ль. С какой буквы надо писать первое слово в предложении?

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75359. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. - ISSN 2304-120X.

Уч-к. Первое слово в предложении надо писать с заглавной буквы.

Уч-ль. Что ставится в конце предложения?

Уч-к. В конце предложения ставится знак препинания.

Уч-ль. С какой строки начнём писать первое предложение?

Уч-к. Первое предложение начнём писать с красной строки.

IV. Письмо сочинения учащимися.

V. Самопроверка.

Ход работы над сочинением-описанием « Моя мама» [1].

I. Вступительное слово учителя

Уч-ль. Сегодня мы напишем сочинение о самом дорогом для каждого из нас человеке. О человеке, который подарил нам жизнь. О человеке, с которым связаны наши самые тёплые и нежные слова и чувства. Скажите, о ком же мы будем писать сочинение?

Уч-к. Мы будем писать сочинение о маме.

Уч-ль. Верно. Откройте тетради. Запишите слово Сочинение. На следующей строке: Моя мама. (Учитель пишет на доске. Школьники - в тетрадях.)

II. Подготовительная работа

Уч-ль. О маме создано очень много разных произведений, написано много прекрасных стихотворных строк. Вот как сказал о маме поэт П. Синявский.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обойди весь мир вокруг, Только знай заранее: Не найдёшь теплее рук И нежнее маминых. Не найдёшь на свете глаз Ласковей и строже. Мама каждому из нас Всех людей дороже. Сто путей, дорог вокруг Обойди по свету: Мама - самый лучший друг. Лучше мамы - нету!

Уч-ль. Очень важно, что скажете вы о своих мамах. Чтобы ваш рассказ о мамах получился интересным, можете использовать слова из справки. Прочитайте их. На доске (или слайде) запись: добрая строгая ласковая весёлая нежная заботливая спокойная трудолюбивая (Школьники читают вслух.)

III. Беседа по теме сочинения

Уч-ль. Назовите имя и отчество своей мамы.

Уч-к. Мою маму зовут Ирина Ивановна.

Уч-к. Мою маму зовут Светлана Сергеевна.

Уч-ль. Назовите два самых лучших качества характера своей мамы. Можете использовать слова из справки.

Уч-к. Моя мама добрая и весёлая.

Уч-к. Моя мама заботливая и ласковая.

Уч-ль. Какие у вашей мамы глаза и волосы?

Уч-к. У моей мамы серые глаза и тёмные волосы.

Уч-к. У моей мамы карие глаза и светлые волосы.

Уч-к. У моей мамы большие синие глаза и русые волосы.

Уч-ль. Как вы относитесь к своей маме?

Уч-к. Я люблю свою маму.

Уч-к. Мама - мой самый лучший друг.

Уч-к. У меня самая лучшая в мире мама.

Уч-ль. Теперь на основании нашей беседы составьте устный рассказ о своей маме. Постарайтесь не повторять одинаковые слова. Заменяйте их другими, подходящими по смыслу. Например, какими словами можно заменить слова у моей мамы?

Уч-к. Можно сказать у неё, у мамочки.

Уч-ль. Мы внимательно слушаем ваши рассказы. В составлении рассказа вам поможет план.

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75359. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. - ISSN 2304-120X.

План:

- Как зовут твою маму?

- Какая твоя мама?

- Как ты к ней относишься?

(Рассказывают два-три ученика. Учитель обращает внимание детей на ошибки и неточности. Вносит необходимые коррективы. Возможный вариант рассказа: Мою маму зовут Юлия Андреевна. Она очень заботливая и ласковая. У неё серые глаза и светлые волосы. Я её очень люблю.)

IV. Словарно-орфографическая и синтаксическая работа

На доске (или слайде) запись:

Ирина, ...

Ивановна, ...

глаза весёлая волосы спокойная заботливая трудолюбивая

Уч-ль. Чтобы не допустить ошибок в сочинении, проведём словарноорфографическую работу. Прочитайте записанные на доске слова под цифрами 1 и

2. (Дети читают вслух.)

Уч-ль. Чем отличаются эти слова?

Уч-к. В первой строке написано имя, а во второй - отчество.

Уч-ль. Что есть общее в написании имён и отчеств людей?

Уч-к. Имена и отчества людей пишутся с заглавной буквы.

Уч-ль. Предлагаю дополнить первую строку именами ваших мам. (Дети называют имена своих мам. Учитель записывает их на доске. В именах подчёркивается первая буква.)

Уч-ль. Назовите отчества ваших мам. (Проводится аналогичная работа).

Уч-ль. Прочитайте первые три слова под цифрой 3. (Дети читают вслух). Поставьте в них ударение. (Работа выполняется под руководством учителя). Назовите в словах гласные, которые можно проверить.

Уч-к. В слове глаза можно проверить первую гласную а. Проверочное слово глазки.

Уч-к. В слове весёлая можно проверить первую гласную. Проверочное слово весел.

Уч-к. В слове волосы можно проверить вторую букву о. Проверочное слово волосики.

Уч-ль. В следующих двух словах найдите гласные, которые нельзя проверить.

Уч-к. В слове заботливая нельзя проверить букву а.

Уч-к. В слове спокойная нельзя проверить букву о.

Уч-ль. Осталось одно слово. Прочитайте его.

Уч-к. Трудолюбивая.

Уч-ль. Обратите внимание на гласную, которая находится после буквы д. Какая это буква?

Уч-к. Это буква о. (Выделенные орфограммы подчёркиваются.)

Уч-ль. С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Уч-к. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Уч-ль. Что ставится в конце предложения?

Уч-к. В конце предложения ставится знак препинания.

Уч-ль. С какой строки надо начинать письмо сочинения?

Уч-к. Письмо сочинения надо начинать с красной строки.

V. Письмо сочинения учащимися.

5

ISSN 2304-12QX

Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75359. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

VI. Самопроверка.

Таким образом, работа над сочинением-описанием в первом классе развивает у детей речевую активность, формирует у них умение рассуждать, высказывать (а иногда отстаивать) свою точку зрения, обобщать изложенный материал, составлять текст определённого типа. Одним словом, развивает устную связную речь. Оформление текста сочинения в письменной форме, его самопроверка положительно воздействуют на формирование письменной речи школьников, а именно: совершенствуют их орфографические и графические знания и умения, вырабатывают пунктуационные, стилистические и другие языковые умения. А удачно подобранные темы сочинений создают самое ценное - чистую и ясную душу готовящегося вступить в самостоятельную жизнь растущего человека.

Ссылки на источники

1. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. - С. 42-45; 49-52.

Galina Bakulina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education, Vyatka State University of Humanities, Kirov kaf [email protected]

The writing - description as a means of oral and written language of first-graders Abstract. This paper presents a theoretical material about the specifics of the work on writing descriptions in the first grade. As illustrative material are abstract classes, revealing the activities of teachers and students at different stages of the structure from the perspective of modern methodological requirements.

Key words: speech, spoken and written language, writing, essay-description, the preparatory work, dictionaries and spelling work.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 03.11.15 Получена положительная рецензия 05.11.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 05.11.15 Опубликована 11.11.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Бакулина Г. А., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.