ИДЕТ УРОК..
О.А. Ботнор
МОДУЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ
В условиях обновления школы большое значение имеет качество образования учащихся.
В процессе обучения необходимо не только формирование знаний, умений и навыков определенного уровня, но и воспитание потребностей в труде, в приобретении новых знаний, потребностей творческой деятельности. В случае сформированности таковых у человека он способен к последующему самообучению, дальнейшему развитию.
Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащегося. На наш взгляд, сегодня в преподавании предметов филологического цикла необходимо использовать не только традиционные технологии, но и новые, нестандартные. Более приемлемой для изучения русского языка в старших классах является модульная технология, так как она предполагает такую организацию учебного труда, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и усваивает его осознанно, развивая собственный интеллект.
Данная разработка составлена как модуль учебной программы по русскому языку. Модуль по данной теме, с одной стороны, был построен путем объединения учебного содержания по русскому языку из разных тем учебной программы и разных классов, а с другой стороны, был построен, учитывая организацию деятельности учащихся по принципу самостоятельного овладения учебным материалом.
В модуль хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Данный модуль является смешанным. В него входит содержание, объем, последовательность учебных элементов (УЭ - их 7), а также разработаны памятки для учащихся. В ходе занятий мы учитывали, что перед каждым модулем необходимо проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы знать об уровне готовности работы учащихся с новым элементом, и вовремя осуществлять коррекцию знаний и умений. В модуле содержится
Ольга Алексеевна Ботнор— учитель русского языка и литературыг МОУ СОШ№ 128 (г. Екатеринбург).
текущий и промежуточный контроль в форме самоконтроля, взаимоконтроля и сверки с образцом.
Выходной контроль по окончании этого модуля предполагает диктант, который дает возможность определить умения учащихся применять данные правила на письме.
Постоянная работа по данной технологии дает возможность развивать общие учебные умения и навыки, такие как навыки внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, классифицировать; умение организовывать себя на выполнение поставленных задач; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Модульный урок по теме: «Правописание НЕ с разными частями речи» в старших классах
Тип урока: обобщающий.
Пели урока:
1. отработать правила написание НЕ с разными частями речи;
2. формировать умения находить слова с изучаемой орфограммой правильно писать слова с данной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания;
3. закрепить теоретические и практические навыки по теме «Правописание НЕ с разными частями речи».
УЭ-О Интегрирующая цель:
- В процессе работы над учебными элементами вы должны:
а) знать правила написания НЕ с разными частями речи;
б) уметь применять изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры;
в) видеть эти орфограммы в тексте;
г) систематизировать полученные знания и навыки;
д) развивать методический навык самоконтроля и взаимоконтроля;
е) работать над развитием правильной связной письменной и устной речи.
Каждому ученику выдается комплект, состоящий из 5 УЭ (учебных элементов)
УЭ-1 Пель: Определить уровень подготовки учащихся на начальном этапе
- Укажите, к какому правилу слитного и раздельного написания НЕ со словами отнесете выделенные слова.
1. Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал.
2. Никто не забыт, ничто не забыто.
3. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
4. Наш мир создан не словом, а деянием, а трудом.
5. Несамостоятельное выполнение учебных заданий - первый шаг к тунеядству.
6. Живете осторожно, недоверчиво, процеживая мир ресницами.
Ключ
1) с глаголами 4) с существительными
2) с причастиями 5) с прилагательными
3) с деепричастиями 6) с наречиями
- Используя ключ, проверь себя и оцени. Оценку, которую вы поставили, перенесите в Лист контроля, (см. приложение № 1).
УЭ-2 Индивидуальная работа
Пель: отработать навык написания НЕ с глаголами и деепричастиями.
- Выпишите сначала предложения с орфограммой «Правописание НЕ с глаголами», затем предложения с орфограммой «Правописание НЕ с деепричастиями», раскройте скобки, выделяя орфограмму, расставьте знаки препинания.
1. (Не) жалея силу тратили мы для счастья этих дней.
2. Я (не) умею головы кружить я (не) умею равнодушно жить.
3. История устала от войны но от борьбы с войной (не) устанет.
4. Живи искусства (не) сторонясь.
Ключ
1. Не жалея, силу тратили мы для счастья этих дней.
2. Я не ______умею головы кружить, я не
___________умею равнодушно жить.
3. История устала от войны, но от борьбы
с войною не__________устала.
4. Живи, искусства не_________сторонясь.
- Проверьте себя, используя ключ, поставьте оценку в Лист контроля (см. Приложение № 1).
- Если вы не допустили ошибок, переходите к следующему элементу. Удачи Вам!
- Если вы допустили ошибки, повторите изученный материал по Памятке № 1 (см. Приложение № 2).
УЭ-3 Работа в парах
Пель: отрабатывать навык правописания
НЕ с именами существительными, именами прилагательными, наречиями.
Задание 1
- Объясните, почему в подчеркнутых словах НЕ пишется слитно.
- Выпишите эти слова, допишите 2-3 своих примера на каждую орфограмму.
1. Нетерпение жгло меня и мучило. (Г айд.)
2. За окном действительно недавно загудела и стихла машина.
3. Бежит небольшая извилистая речка.
4. Писатели не могут сдаваться перед невзгодами и отступать перед преградами.
- Вспомните, когда НЕ с именами существительными, именами прилагательными, наречиями пишется раздельно.
- Запишите ответ, приведите примеры.
- Проверьте свой ответ по Памятке № 2 (см. Приложение № 2).
Задание 2
- Пользуясь Памяткой № 2, объясните разницу в правописании слов.
• Виновата (не) погода, а твоя лень. Разыгралась (не) погода.
• Он совсем (не) старый. Приобрести (не) старый дом.
• Произведение (не) интересно. Произведение ни для кого (не) интересно.
- Спишите, раскрывая скобки.
- Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте выполнение задания, используя ключ, поставьте оценку и перенесите в Лист контроля (см. Приложение № 1).
- Молодцы! Вы хорошо поработали.
- Если у вас нет ошибок, переходите к следующему элементу.
- Если же у вас есть ошибки, еще раз прочитайте теоретический материла в Памятке № 2. (см. Приложение № 2)
УЭ-4 Индивидуальная работа
Пель: отработать навык написания НЕ с причастиями.
Задание 1
- Прочитайте предложения, найдите и выпишите словосочетания, в которых встречается орфограмма «Правописание НЕ с причастием», разделяя на две колонки со слитным и раздельным написанием.
- Если вы затрудняетесь дать объяснение, обратитесь к Памятке № 3 (см. Приложение № 2).
На посветлевшем небе горы пока (не) освещены солнцем. На темном фоне гор, покрытых (не) проходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли (не) проницаемые сумерки. Река Лена, еще (не) скованная
льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, (не) прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду.
Ключ.
Слитно Раздельно
непроходимыми лесами; непроницаемые сумерки не освещены солнцем; еще не скованная; не прогнавший остатки
- Используя ключ, проверьте себя и оцените. Оценку перенесите в Лист контроля, (см. Приложение № 1).
Задание 2
- На какой пункт правила в данных предложениях не быгло примеров?
- Придумайте и запишите предложение на этот пункт правила.
- Если вы затрудняетесь, обратитесь к Памятке № 3 (см. Приложение № 2)
- Если вы справились с работой, переходите к следующему элементу.
УЭ- 5 Работа в группах
Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания НЕ с разными частями речи.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
(Не) поседл...вый ребенок; (не) без... интересное стихотворение (не) опубликова (н, нн)о; выгл...дел (не) веждой; (не) замечал (не) достатков; движ...тся по (не) длинной, а короткой дорожке; (не) деш...вая и (не) дорогая покупка; (не) слыха (н, нн) ый скандал; н...кем (не) кош...нный луг.
Ключ.
Непоседливый ребенок; небезынтересное стихотворение не опубликовано; выглядел невеждой; не замечая недостатков; движение по не длинной, а короткой дорожке; недешевая и недорогая покупка; неслыханный скандал; никем не кошенный луг.
- Предоставьте проверить свою работу консультанту, который должен выставить оценку в Лист контроля (см. Приложение №1)
- Вы хорошо поработали, всем спасибо.
УЭ-6 Проверяет учитель после урока
Цель: диагностировать сформированные навыки правописания НЕ с разными частями речи.
Диктант
Мне порой кажется, что я даже слышу голос Пушкина - юношески звонкий, чистый, с убыстряющейся фразой, так что в конце он от нетерпения и напора внутренней энергии сглатывает слова, вечно спеша к чему-то и кому-то, вечно гонимый мыслью, стихией кипящего внутри его слова и звука, подобного никогда не остывающей, все в нем сжигающей лаве.
Я думаю, если бы Пушкина не убили, он все равно прожил бы недолго. Невозможно долго прожить при таком внутреннем напряжении, при такой постоянной высокой температуре, на которой происходило самосжигание поэта...
- Сдайте написанную работу учителю с Листом контроля (см Приложение № 1).
УЭ-7 Домашнее задание
Цель: закрепить полученные на уроке знания
- Выполните тестовые задания № 4, 8 из брошюры «Единый государственный экзамен» стр. 23-25.
Приложение № 1
____________________________________________________Лист контроля
УЭ№ УЭ - 1 УЭ - 2 УЭ - 3 УЭ - 4 УЭ - 5 УЭ - 6
оценка
Приложение № 2
Памятка № 1
СЛИТНО НЕ РАЗДЕЛЬНО
Искл., если без НЕ не употр. (ненавидеть) Г лагол деепричастие Со всеми
Памятка №» 2
СЛИТНО НЕ РАЗДЕЛЬНО
- без НЕ не употр. (ненастье, ненастный, нелепо) - можно подобрать синоним (неправда (ложь), негромкий (тихий), неплохо (хорошо)). Существительное - есть противопост. с союзом а. (не правда, а ложь; не правдивый, а лживый; не хорошо, а плохо). - далеко, вовсе, ничуть, нисколько
Прилагательное
Наречие - о (-е)
Памятка №» 3
СЛИТНО НЕ РАЗДЕЛЬНО
- полное, нет зависимых слов и противопостав. (невыкошенный луг) - без НЕ не употр. (недоумевающий) Причастие краткое (не занят) полное, есть завис. сл. (приготовленный мамой обед) полное, есть противоп. с союзом а