Научная статья на тему 'Модульный урок по теме: «Правописание не с разными частями речи» в старших классах'

Модульный урок по теме: «Правописание не с разными частями речи» в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2342
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / NONSTANDARD LESSONS / MODULAR TECHNOLOGY / THE CHECKUP FORMS AT RUSSIAN LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботнор Ольга Алексеевна

В статье представлен конспект обобщающего урока для старшей школы по теме «НЕ с разными частями речи» в логике модульной технологии. Автор подчеркивает адекватность данной технологии современным условиям жизни, требующим от человека самостоятельности и умения оценивать результаты своего труда. Большое внимание уделено формам контроля на уроке самоконтролю, взаимоконтролю, сверке с образцом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular lesson on the theme: Spelling the Particle NOT with Different Parts of Speech in the senior classes

In the article the abstract of generalizing lesson for the senior school on the theme The Particle NOT with Different Parts of Speech in the logic of modular technology is represented. The author underlines adequacy of this technology to the modern living conditions requiring independence and ability to estimate the results of the work from the person. The great attention is devoted to the checkup forms at the lesson to self-discipline, mutual control, and verification with the sample.

Текст научной работы на тему «Модульный урок по теме: «Правописание не с разными частями речи» в старших классах»

ИДЕТ УРОК..

О.А. Ботнор

МОДУЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ

В условиях обновления школы большое значение имеет качество образования учащихся.

В процессе обучения необходимо не только формирование знаний, умений и навыков определенного уровня, но и воспитание потребностей в труде, в приобретении новых знаний, потребностей творческой деятельности. В случае сформированности таковых у человека он способен к последующему самообучению, дальнейшему развитию.

Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащегося. На наш взгляд, сегодня в преподавании предметов филологического цикла необходимо использовать не только традиционные технологии, но и новые, нестандартные. Более приемлемой для изучения русского языка в старших классах является модульная технология, так как она предполагает такую организацию учебного труда, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и усваивает его осознанно, развивая собственный интеллект.

Данная разработка составлена как модуль учебной программы по русскому языку. Модуль по данной теме, с одной стороны, был построен путем объединения учебного содержания по русскому языку из разных тем учебной программы и разных классов, а с другой стороны, был построен, учитывая организацию деятельности учащихся по принципу самостоятельного овладения учебным материалом.

В модуль хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Данный модуль является смешанным. В него входит содержание, объем, последовательность учебных элементов (УЭ - их 7), а также разработаны памятки для учащихся. В ходе занятий мы учитывали, что перед каждым модулем необходимо проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы знать об уровне готовности работы учащихся с новым элементом, и вовремя осуществлять коррекцию знаний и умений. В модуле содержится

Ольга Алексеевна Ботнор— учитель русского языка и литературыг МОУ СОШ№ 128 (г. Екатеринбург).

текущий и промежуточный контроль в форме самоконтроля, взаимоконтроля и сверки с образцом.

Выходной контроль по окончании этого модуля предполагает диктант, который дает возможность определить умения учащихся применять данные правила на письме.

Постоянная работа по данной технологии дает возможность развивать общие учебные умения и навыки, такие как навыки внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, классифицировать; умение организовывать себя на выполнение поставленных задач; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Модульный урок по теме: «Правописание НЕ с разными частями речи» в старших классах

Тип урока: обобщающий.

Пели урока:

1. отработать правила написание НЕ с разными частями речи;

2. формировать умения находить слова с изучаемой орфограммой правильно писать слова с данной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания;

3. закрепить теоретические и практические навыки по теме «Правописание НЕ с разными частями речи».

УЭ-О Интегрирующая цель:

- В процессе работы над учебными элементами вы должны:

а) знать правила написания НЕ с разными частями речи;

б) уметь применять изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры;

в) видеть эти орфограммы в тексте;

г) систематизировать полученные знания и навыки;

д) развивать методический навык самоконтроля и взаимоконтроля;

е) работать над развитием правильной связной письменной и устной речи.

Каждому ученику выдается комплект, состоящий из 5 УЭ (учебных элементов)

УЭ-1 Пель: Определить уровень подготовки учащихся на начальном этапе

- Укажите, к какому правилу слитного и раздельного написания НЕ со словами отнесете выделенные слова.

1. Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал.

2. Никто не забыт, ничто не забыто.

3. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

4. Наш мир создан не словом, а деянием, а трудом.

5. Несамостоятельное выполнение учебных заданий - первый шаг к тунеядству.

6. Живете осторожно, недоверчиво, процеживая мир ресницами.

Ключ

1) с глаголами 4) с существительными

2) с причастиями 5) с прилагательными

3) с деепричастиями 6) с наречиями

- Используя ключ, проверь себя и оцени. Оценку, которую вы поставили, перенесите в Лист контроля, (см. приложение № 1).

УЭ-2 Индивидуальная работа

Пель: отработать навык написания НЕ с глаголами и деепричастиями.

- Выпишите сначала предложения с орфограммой «Правописание НЕ с глаголами», затем предложения с орфограммой «Правописание НЕ с деепричастиями», раскройте скобки, выделяя орфограмму, расставьте знаки препинания.

1. (Не) жалея силу тратили мы для счастья этих дней.

2. Я (не) умею головы кружить я (не) умею равнодушно жить.

3. История устала от войны но от борьбы с войной (не) устанет.

4. Живи искусства (не) сторонясь.

Ключ

1. Не жалея, силу тратили мы для счастья этих дней.

2. Я не ______умею головы кружить, я не

___________умею равнодушно жить.

3. История устала от войны, но от борьбы

с войною не__________устала.

4. Живи, искусства не_________сторонясь.

- Проверьте себя, используя ключ, поставьте оценку в Лист контроля (см. Приложение № 1).

- Если вы не допустили ошибок, переходите к следующему элементу. Удачи Вам!

- Если вы допустили ошибки, повторите изученный материал по Памятке № 1 (см. Приложение № 2).

УЭ-3 Работа в парах

Пель: отрабатывать навык правописания

НЕ с именами существительными, именами прилагательными, наречиями.

Задание 1

- Объясните, почему в подчеркнутых словах НЕ пишется слитно.

- Выпишите эти слова, допишите 2-3 своих примера на каждую орфограмму.

1. Нетерпение жгло меня и мучило. (Г айд.)

2. За окном действительно недавно загудела и стихла машина.

3. Бежит небольшая извилистая речка.

4. Писатели не могут сдаваться перед невзгодами и отступать перед преградами.

- Вспомните, когда НЕ с именами существительными, именами прилагательными, наречиями пишется раздельно.

- Запишите ответ, приведите примеры.

- Проверьте свой ответ по Памятке № 2 (см. Приложение № 2).

Задание 2

- Пользуясь Памяткой № 2, объясните разницу в правописании слов.

• Виновата (не) погода, а твоя лень. Разыгралась (не) погода.

• Он совсем (не) старый. Приобрести (не) старый дом.

• Произведение (не) интересно. Произведение ни для кого (не) интересно.

- Спишите, раскрывая скобки.

- Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте выполнение задания, используя ключ, поставьте оценку и перенесите в Лист контроля (см. Приложение № 1).

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

- Если у вас нет ошибок, переходите к следующему элементу.

- Если же у вас есть ошибки, еще раз прочитайте теоретический материла в Памятке № 2. (см. Приложение № 2)

УЭ-4 Индивидуальная работа

Пель: отработать навык написания НЕ с причастиями.

Задание 1

- Прочитайте предложения, найдите и выпишите словосочетания, в которых встречается орфограмма «Правописание НЕ с причастием», разделяя на две колонки со слитным и раздельным написанием.

- Если вы затрудняетесь дать объяснение, обратитесь к Памятке № 3 (см. Приложение № 2).

На посветлевшем небе горы пока (не) освещены солнцем. На темном фоне гор, покрытых (не) проходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли (не) проницаемые сумерки. Река Лена, еще (не) скованная

льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, (не) прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду.

Ключ.

Слитно Раздельно

непроходимыми лесами; непроницаемые сумерки не освещены солнцем; еще не скованная; не прогнавший остатки

- Используя ключ, проверьте себя и оцените. Оценку перенесите в Лист контроля, (см. Приложение № 1).

Задание 2

- На какой пункт правила в данных предложениях не быгло примеров?

- Придумайте и запишите предложение на этот пункт правила.

- Если вы затрудняетесь, обратитесь к Памятке № 3 (см. Приложение № 2)

- Если вы справились с работой, переходите к следующему элементу.

УЭ- 5 Работа в группах

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания НЕ с разными частями речи.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Не) поседл...вый ребенок; (не) без... интересное стихотворение (не) опубликова (н, нн)о; выгл...дел (не) веждой; (не) замечал (не) достатков; движ...тся по (не) длинной, а короткой дорожке; (не) деш...вая и (не) дорогая покупка; (не) слыха (н, нн) ый скандал; н...кем (не) кош...нный луг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключ.

Непоседливый ребенок; небезынтересное стихотворение не опубликовано; выглядел невеждой; не замечая недостатков; движение по не длинной, а короткой дорожке; недешевая и недорогая покупка; неслыханный скандал; никем не кошенный луг.

- Предоставьте проверить свою работу консультанту, который должен выставить оценку в Лист контроля (см. Приложение №1)

- Вы хорошо поработали, всем спасибо.

УЭ-6 Проверяет учитель после урока

Цель: диагностировать сформированные навыки правописания НЕ с разными частями речи.

Диктант

Мне порой кажется, что я даже слышу голос Пушкина - юношески звонкий, чистый, с убыстряющейся фразой, так что в конце он от нетерпения и напора внутренней энергии сглатывает слова, вечно спеша к чему-то и кому-то, вечно гонимый мыслью, стихией кипящего внутри его слова и звука, подобного никогда не остывающей, все в нем сжигающей лаве.

Я думаю, если бы Пушкина не убили, он все равно прожил бы недолго. Невозможно долго прожить при таком внутреннем напряжении, при такой постоянной высокой температуре, на которой происходило самосжигание поэта...

- Сдайте написанную работу учителю с Листом контроля (см Приложение № 1).

УЭ-7 Домашнее задание

Цель: закрепить полученные на уроке знания

- Выполните тестовые задания № 4, 8 из брошюры «Единый государственный экзамен» стр. 23-25.

Приложение № 1

____________________________________________________Лист контроля

УЭ№ УЭ - 1 УЭ - 2 УЭ - 3 УЭ - 4 УЭ - 5 УЭ - 6

оценка

Приложение № 2

Памятка № 1

СЛИТНО НЕ РАЗДЕЛЬНО

Искл., если без НЕ не употр. (ненавидеть) Г лагол деепричастие Со всеми

Памятка №» 2

СЛИТНО НЕ РАЗДЕЛЬНО

- без НЕ не употр. (ненастье, ненастный, нелепо) - можно подобрать синоним (неправда (ложь), негромкий (тихий), неплохо (хорошо)). Существительное - есть противопост. с союзом а. (не правда, а ложь; не правдивый, а лживый; не хорошо, а плохо). - далеко, вовсе, ничуть, нисколько

Прилагательное

Наречие - о (-е)

Памятка №» 3

СЛИТНО НЕ РАЗДЕЛЬНО

- полное, нет зависимых слов и противопостав. (невыкошенный луг) - без НЕ не употр. (недоумевающий) Причастие краткое (не занят) полное, есть завис. сл. (приготовленный мамой обед) полное, есть противоп. с союзом а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.