Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №3 • 2015
Инновации в образовательных учреждениях
Е.Н. Пелеванюк
Контроль на уроках английского языка как способ дифференцированного обучения
Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации контроля как один из способов повышения эффективности обучения учащихся на уроках английского языка, виды контроля и их основные характеристики, а также рассматривается контроль как способ дифференцированного обучения.
Ключевые слова:
обучающий контроль, система контроля, способы организации, дифференцированное обучение, иностранный (английский) язык, характеристики контроля.
Keywords:
training control, monitoring, methods of organization, differentiated learning, foreign language (English), the characteristics of the control.
Abstract. The article discusses the organization of control as a way to improve the efficiency of student learning at English lessons, types of control and their main characteristics, and is considered as a way to control differentiated instruction.
В развитии любого общества и каждого человека в часности велика и значительна роль языка. Эта роль особенно возрастает в эпоху укрепления международных связей и авторитета страны. Все большее число людей изучают иностранные языки и широко используют эти навыки и умения в своей практической деятельности.
Эффективное управление учебным процессом по обучению английскому языку невозможно без четкой системы контроля за становлением речевых навыков и умений учащихся. В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне знаний учащихся, но и каждый ученик получает возможность осознанно корректировать собственную речевую деятельность.
На мой взгляд, актуальность данной темы достаточно велика. В прежние годы над темой важности контроля на уроках иностранного языка работали многие ученые: Миролюбова А.А., Рахманова И.В. (Общая методика обучения иностранным языкам), Гальскова Н.Д., Гез Н.И. (Теория обучения иностранным языкам), Салистра И.Д. (Очерки методов обучения иностранным языкам), Миролюбова А.А., Парахина А.В. (Обучение методам преподавания иностранных языков в средних специализированных учебных заведениях) и др. В настоящий момент необходимость рассмотрения способов организации и содержания контроля продиктована прежде всего разработкой государственного образовательного стандарта по иностранным языкам.
Цель данной статьи — определение важности контроля на уроке английского языка, понимание того, что контроль — это часть урока, во время которого преподаватель индивидуально оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.
Основная задача — показать важность контроля на уроке английского языка. В своей статье мне бы хотелось рассмотреть контроль не только как выявление результатов усвоения знаний, но прежде всего, как способ дифференцированного обучения. Контроль на уроках английского языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения на более эффективные, создавать более благоприятные условия для улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами английского языка. Провести обучающий контроль значит: побудить учащегося произвести определенное речевое действие, оценить качества этого действия и реализовать оценки для индивидуального совершенствования учащихся в владении иностранным языком. Последнее является самым главным.
Контроль и учет индивидуальных знаний, умений и навыков учащихся является необходимой составной частью учебного процесса. По определению кон-
троль — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя по-прежнему традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого.
Принятый государственный стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
При определении качества знаний учащихся по английскому языку объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.
Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На мой взгляд, проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Контроль нужен учителю, чтобы иметь точное представление о том, насколько каждый учащийся продвинулся в выполнении программы, как он усвоил языковой материал, как овладел умениями устной речи, чтении и письма. Выявляется усвоение материала учащимися и пробелы в знаниях, что позволяет правильно планировать учебный процесс. В ходе контроля выясняются психологические особенности учащихся (внимание, память и т. д.). Это позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Контроль на современном этапе должен обладать следующими характеристиками: разнообразием видов контроля; сбалансированный по времени (недостаточно долгий, но и недостаточно короткий по продолжительности контроль); систематический (по каждой теме или разделу и т.д.), адекватный (вовремя, в зависимости от полученных знаний), интересный (с присутствием элементов новизны, неожиданной положительной ситуации, исследовательской работы и др).
При соблюдении данной системы контроля наблюдается: дисциплинированность в плане подготовки домашнего задания; повышение успеваемости учащихся; возрастает стремление получения оценки у каждого ученика; повышается интерес к предмету, возрастает пунктуальность ученика; уменьшается утомляемость, например, при непродолжительном контроле, при разнообразии видов контроля. Достаточно интересный контроль приводит к снижению напряжения.
Хотелось бы также сказать несколько слов о самоконтроле как об одном из компонентов индивидуализации и дифференциации обучения на уроках английского языка, который выступает в равной степени с контролем. В современной концепции образования целесообразно трактовать контроль и самоконтроль как совместную деятельность учащихся, учителя, руководство школы и работников системы управления образованием по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки.
При самоконтроле ребёнку предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результат учебного труда. Учитель комментирует образец действия, подробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.
Для осуществления контроля знаний учащихся учителю приходится осуществлять большую работу по подбору и составлению дифференцированных заданий. И если учитель приложит усилия в составлении разнообразных типов тестовых заданий, то тест сможет стать отличным методом контроля, адекватно оценивающим знания учащихся, а также может стать главным помощником преподавателя в контроле знаний.
Учителю иностранных языков также крайне важно побеседовать с учителями по другим предметам, чтобы узнать об интересах и склонностях детей. Как же это работает на практике?
Например, при контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) может получить вопросы к тексту, ответы на которые довольно подробно передадут содержание текста. Цель — только контроль понимания прочитанного, поэтому некоторые задания, зафиксированные на карточках, можно предложить учащимся выполнить дома. Но выполнение их учитель проверяет.
Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и письменном варианте (их целесообразно задавать ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти).
Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Они могут также получать карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в про-
читанном тексте). Этим ученикам можно дать задания, предложенные автором. Например, найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.
Ученики с высоким уровнем успеваемости могут пересказать весь текст, высказать свое отношение к прочитанному или ответить на вопросы.
Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например, несколько учеников, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание: проиллюстрировать текст двумя—тремя рисунками, другие — передать одним рисунком основное содержание текста.
Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для "сильной" группы дается задание составить подробный план к тексту, для более "слабой" — пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана [2,9].
Таким образом, организация учебной деятельности при индивидуальном и дифференцированном подходах необходима на всех этапах усвоения знаний и умений:
1. Этап изложения новых знаний, умений.
На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить.
2. Этап закрепления и применения знаний и умений.
На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учета возможностей учащихся. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек [10,11].
3. Контроль и самоконтроль.
Этап проверки и оценки знаний и умений.
Формы индивидуализации и дифференциации обучения.
Индивидуализация и дифференциация обучения является одной из актуальных проблем преподавания английского языка в школе является индивидуальный и дифференцированный подход в обучении [4,6,7].
Дифференцированный подход в обучении предполагает разный уровень учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна от владения базовым уровнем знаний в соответствии с требованиями образовательного стандарта до углубленного расширенного усвоения учебного материала [4]. Дифференцированный подход — это организация процесса, при котором индивидуальные особенности каждого школьника учитываются во время организации учебной деятельности на уроке в конкретном классе [9].
Индивидуализация учебной работы может происходить в трех формах: фронтальной, групповой и самостоятельной. Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности и проводит учебную беседу. Групповая работа проходит как средство активизации учащихся. Можно разделить учащихся на несколько групп по интересам или по способностям. При индивидуальной самостоятельной работе учащимся предлагаются задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством.
Таким образом, индивидуализация учебной работы осуществляется в условиях классно—урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.
Данные формы индивидуализации и дифференциации создают возможности улучшения психологического климата на уроке, а также позволяют более объективно оценивать уровень подготовленности учащихся [8,13,14].
Заключение: следует обратить внимание на тот факт, что нормой в работе учителя при оценке учащихся в процессе их деятельности на уроке должно стать умело применения индивидуальных эталонов. Базовым умениям в осуществлении оценочной функции учащегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение — это деятельность самоуправляемая, вне этой позиции оно не может быть организовано [1,2].
Конспект урока: Путешествие в «Страну английского языка»
Программа Биболетова М. З. и др. «Enjoy English» (педагог: Пелеванюк Елена Николаевна)
«Путешествие» проводится на параллели 3—х классов. Игра предполагает использование дифференцированных заданий для детей с разной степенью подготовленности.
Цели урока: контроль знаний учащихся по пройденным ранее темам. Совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения на более эффективные. Создавать более благоприятные условия для улучшения практического владения языком, а также для воспитания учащихся средствами английского языка.
Все ученики являются пассажирами поезда, который отправляется в путешествие по английскому языку. Каждый класс ( или группа) занимает свой поезд, который останавливается на разных станциях. Дети сами придумывают свои опознавательные знаки, но в каждом из них есть свой машинист с полоской на голове "driver", который ведет весь класс по стан — циям. Чтобы поезда «не сталкивались» в пути, каждому классу выдается "train table", в котором написаны все названия станций в определенном для каждого класса порядке. В путевом листе также указывается время стоянки каждого поезда, количество полученных баллов и подпись «начальника стан ции» (ответственного учителя).
Ход игры
Teacher: Dear friends, today you are passengers of this train. We are going to travel to English. The train is leaving. Good voyage!
Station 1: "Musical"
Отгадайте мелодию и спойте песню на английском языке. Используются песни, изученные в течение года. ("What is your name?", "I see green, I see yellow", "I am a pupil", "Hello, how are you?", "Head and shoulders", "Alouette" etc.) На этой станции ответственным является учитель музыки, который включает музыку без слов, а дети вспоминают песню и исполняют ее на английском языке. Если не могут отгадать песню, им предлагают исполнить другую.
Station 2: "Phonetics"
Прочитайте слова в транскрипции.
Например: [spu: n], [tri:], [plein], [faiv], [sta:], [kwi: n], [fa:m], [bo:l], [blu:], [boks]
Station 3: "Reading"
Проверяется техника чтения на время (1 минута). Один из учеников, выбранный командой, получает листок со словами или с текстом в зависимости от уровня подготовки учащегося. Ученику дается одна минута на подготовку, затем по команде учителя он начинает читать. Подсчитывается количество слов, прочитанных за одну минуту и выставляется балл. Например: Ship, egg, bus, book, queen, star, horse, name, sit, yes, mug, cook, feed, park, port, cake, stone, little, bench, jump, good, sheep, farm, floor, plate, nose, big, bell, sun, wood, lake, bone, fish, pen, tulip, pupil, that, th^se, moon, bird, purse, king, morning, yellow, weak, beak, ball, day, boy, out. Если ученик заканчивает чтение слов, а учитель не останавливает его, он начинает читать слова с самого начала. В конце чтения даётся задание на коррекцию «исправь себя».
Station 4: "Poetical"
Расскажите любое стихотворение на английском языке. Стихотворения могут быть разного объёма и сложности, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
The dog What I can do
I have a dog. His name is Pat.
He can do this, he can do that.
Look at my dog! Tricks he can do.
I love my dog. He loves me too. I can skip and play football,
Hockey, tennis, basketball.
I can jump and I can run,
I can have a lot of fun.
Station 5: "Grammatical"
1) Употребите правильно глагол to be (am/is/are).
2) Найдите и исправьте ошибку.
1. I ...a pupil.
2. You ... from England.
3. My dad . tall and strong.
4. My mum ... very good.
5. This dog ... fat.
6. We .big.
7. Pete and Bob ... students.
1. Ann and Mike is pupils.
2. We English are.
3. I have five book.
4. They has two stars.
5. What is your names?
6. I see one dogs.
7. Pete run in the park.
Station 6: "Lexical"
Продолжите список слов (устно) по следующим темам:
1. dog ... 2. red ... 3. read ...
Можно приготовить картинки на пройденные темы или предложить сыграть в «снежный ком», «отгадай слово» или другие игры на повторение лексики.
Station 7: "Riddles" дифференцированное задание с разной степенью сложности, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Отгадайте загадки.
1. I live in a hot country.
I am big.
I give people milk.
I have a hump ( горб) on my back
What am I? (a camel)
2. The teachers writes
On me with chalk, (мел)
My face is black,
I cannot talk,
What am I? (a blackboard)
Station 8: "Dialogue"
Побеседуйте на заданную тему, например, «Знакомство», «В магазине», «В зоопарке»
Station 9: "Conversation" дифференцированное задание с разной степенью сложности, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Составьте рассказ по картинке.
Например: "I see a dog. Its name is Rex. Rex is big and good. It is red. Its nose is black. The dog is under the desk. It is a good dog. This is its bone. Rex is happy. I like the dog.
Station 10: "Crossword" дифференцированное задание с разной степенью сложности, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Найди 10 слов, обозначающих цвета (любой другой кроссворд на изученные темы)" дифференцированное задание с разной степенью сложности, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
k r e d a
b r o e k
r f g r e
o k i g a
w b l u e
n [ g z j
f q c w h
p u r p l
Итог урока.
1. Рефлексия
T: Our lesson comes to an end. Do you like our lesson? Why?
Ps: ответы детей.
2. Домашнее задание.
T: Write down your homework. At home you will do exercise 28, page 29 in your textbooks.
I like your active work at the lesson. Your marks: N. gets 5.
The lesson is over. Stand up. Say «good bye» to our guests.
Ps: Good bye!
T: Good bye, boys and girls!
j l a
s g r
e n m
t b v
n n b
n g y
i t e
e u d
y d b
e y l
l c a
l p c
o i k
w n i
o k P
w n e
Литература
1. Алиев Н.Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 1992. №5-6. С. 28-30.
2. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устно речевому общению. // Иностранные языки в школе. 1999. №1. С. 5-11.
3. Гальскова Н.Д., Шаповалова В.М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении. // Иностранные языки в школе. 1987. №4. С.57-60.
4. ГлаголеваР.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. С. 78-80.
5. Давлетишна А.А. изучение индивидуальных особенностей младших школьников. // Начальная школа. 1993. №5. С. 10-12.
6. Еремеева О.В. Процесс обучения иностранному языку: принципы отбора невербальных средств коммуникации. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №2. С.53-57.
7. ЕфимоваР.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. №6. С. 58-65.
8. Кирсанов А.А. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников. / Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань: КГПИ, 1975. 135с.
9. Миклашов Е.У. Дифференцированный подход на уроках французского языка. // Иностранные языки в школе. 1987. №3. С. 39-41.
10. Николаева С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения. // Иностранные языки в школе. 1987. №5. С. 37- 40.
11. Рабунский Е.С. индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. 184с.
12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов, 1993. Т. 1. 608с.
13. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении. // Начальная школа. 1996. №11. С. 54-58.
14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.