Научная статья на тему 'Философские подходы к образованию взрослых в США'

Философские подходы к образованию взрослых в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / EDUCATIONAL NEEDS / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ANDRAGOGICAL PRINCIPLES OF ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются основные положения бихевиоризма, прогрессивизма (прагматизма), гуманистической философии, которые оказали существенное влияние на развитие образования взрослых в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL APPROACHES TO ADULT EDUCATION IN USA

The article is devoted to the analysis of main ideas of behaviorism, progressivism and human philosophy which influenced greatly on the development of adult education in the USA

Текст научной работы на тему «Философские подходы к образованию взрослых в США»

Н. А. Бирюкова

Философские подходы

к образованию взрослых в сша

В статье рассматриваются основные положения бихевиоризма, прогрес-сивизма (прагматизма), гуманистической философии, которые оказали существенное влияние на развитие образования взрослых в США.

Ключевые слова: философия образования, обучение взрослых, образовательные потребности, андрагогические принципы обучения взрослых

N. A. Biryukova

Philosophical approaches

то adult education in usa

The article is devoted to the analysis of main ideas of behaviorism, progres-sivism and human philosophy which influenced greatly on the development of adult education in the USA

Key words: philosophy of education, adult learning, educational needs, an-dragogical principles of adult education

Философия образования, оформившаяся в самостоятельную науку во второй половине ХХ века, является результатом взаимодействия философии и образовательного опыта. она рассматривает, как происходит умственное и нравственное развитие человека в культурной среде и как содействует этому процессу система образования, изучает принципы, ценности, цели, методы, программы обучения, взаимодействие учителя и

ученика, их роль в образовательном процессе.

в рамках философии образования существует ряд школ, которые рассматривают основные вопросы, касающиеся целей и характера процесса обучения взрослых. так, в США широкое распространение в образовании взрослых получили идеи бихевиоризма, прогрессивизма и гуманизма (таблица 1) [4].

Таблица 1

сравнительно-сопоставительный анализ бихевиоризма, прогрессивизма и гуманизма

Бихевиоризм Прогрессивизм Гуманизм

идеи Позитивизм Функционализм Прагматизм (инструментализм) Функционализм Экзистенциализм

цели Формирование рационалистически мыслящей личности по заранее заданному образцу Воспитание граждански ответственной,демократи-чески ориентированной, нравственной личности Непрерывное гуманитарное развитие самостоятельной, ответственной, креативной и познающей личности

Иринципы Принцип ориентации на будущее. Принцип гносеологического рационализма. Принцип сциентизма и логикоцентризма. Принцип социогенного механистического подхода к личности. Принцип гомогенной организации образования по «фабричной» модели Принцип ориентации на настоящее. Принцип гносеологического и аксиологического плюрализма. Принцип эпистемологического инструментализма. Принцип эмпиризма. Принцип аксиологизации свободы. Принцип демократической организации образования Принцип ориентации на настоящее. Принцип гносеологической нередуцируемости человека. Принцип аксиологизации человека и его свободы. Принцип автономии личности от социальных и биологических факторов. Принцип подхода к личности как к открытой и иерархичной системе

Формы П р о гр ам ми р о в анн ые формы обучения по схеме: S—^— Они предусматривают применение механических и компьютерных средств обратной связи. обеспечивают индивидуальный темп освоения учебных программ. Допускают обучение без преподавателя Проблемно-ориентированные формы обучения по схеме: опыт— гипотеза— рефлек-сия—»теория. Предусматривают организацию обучения в форме проектной деятельности. Обеспечивают условия для равноправного сотрудничества преподавателя и учащегося. Носят интегративный характер. Поощряют самоуправление в учебных заведениях, выбор обучаемыми курсов и заключение академических контрактов Фасилитативные формы обучения: — носят интегративный характер; — создают условия для равноправного сотрудничества преподавателя и учащихся; — предусматривают самостоятельную разработку программ обучения; самооценивание обучаемых, самодисциплиниро-вание; — поощряют диалог

Методы Дедуктивный метод. Метод целенаправленного обучения. Метод обучения путём проб и ошибок. Метод коррекции поведения. Метод латентного научения Индуктивный метод. Метод научной рефлексии. Эмпирический метод (метод обучения посредством делания) Эмпирический метод. Метод чувственного воздействия. Индирективный метод

Содержание Ориентировано в сторону естественно-научных дисциплин. Носит дискретный и стандартизованный характер Ориентировано в сторону потребностей обучаемых и носит прагматический характер (направлено на решение конкретных жизненных задач). Носит междисциплинарный (недискретный) характер Содержание обучения должно быть всесторонним, общеобразовательным, непрерывным. Акцент ставится на гуманитарном блоке дисциплин. Ориентировано на когнитивные потребности обучаемых. Носит междисциплинарный (недискретный) характер

Основанный Дж. Уотсоном в начале ХХ века бихевиоризм занимается изучением поведения человека. Сторонники бихевиористического направления (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), опираясь на теорию И. И. Павлова об условных рефлексах, выдвинули концепцию о том, что процесс учения заключается в установлении определенной связи между стимулами и реакциями. Следовательно, целью обучения является формирование личности по заданному образцу, создание моделей поведения человека.

Образование, согласно бихевиоризму, должно носить «фабричный», гомогенный характер в соответствии с единой для всех моделью или, иначе говоря, образовательным стандартом. Однако стандартизация, как правило, связана с известной централизацией образовательной системы, что зачас-

тую ведёт к авторитарным перегибам и снижению роли демократического начала в образовании [4].

Образовательная структура любого общества отражает его основные ценности. Согласно Б. Ф. Скиннеру [6], выживание является основной ценностью всего общества и отдельно взятого человека, а ключом к выживанию является правильно организованная система образования, направленная на приобретение трудовых навыков.

Желание бихевиористов сделать процесс обучения более эффективным, привело к созданию концепции «образование на основе умений», в которой основное внимание уделяется результату, а не процессу обучения, а цель заключается в определении поведения учащихся в конце образовательной деятельности. Данная концепция предполагает индивидуальный подход —

время, отводимое на обучение, зависит от способностей учащегося, а методы обучения могут варьироваться от обычной работы в классе до приобретения опыта вне класса. В США эта концепция нашла свое отражение в программах базового, профессионального и продолженного образования взрослых [7].

Так, большое внимание в программах базового образования взрослых уделяется не количеству лет обучения, а степени овладения основными знаниями и умениями. Программа обучения включает в себя изучение экономики, обществоведения, медицины, права, также уделяется внимание приобретению и развитию навыков межличностного общения, работы с компьютером, навыков по решению проблем, т. е. тех навыков, которые необходимы человеку для выживания в современном обществе.

Подготовка к определенной профессии включает в себя приобретение навыков, необходимых в трудовой деятельности. При разработке программы подробно рассматривается специфика профессии, а успех обучающегося определяется уровнем приобретенных умений.

Однако у этой программы есть свои недостатки. Её критикуют за игнорирование личности учащегося, его творческих способностей, отсутствие целостности программы.

С помощью программы продолженного обучения человек может расширить знания и навыки в области своей трудовой деятельности, при этом учитываются его уровень, опыт и мотивация [7].

В целом для бихевиоризма характерно рассмотрение ученика как объекта педагогического воздействия преподавателя с помощью системы стимулов. Отсюда следует, что бихе-виористы рассматривают человека как механизм, который действует лишь под воздействием внешнего стимула, заранее отводя обучающемуся пассивную роль.

Сторонники других философских течений критикуют бихевиористов за их мнение о предсказуемости результатов, поскольку не каждый результат можно предсказать.

Начиная с середины XIX века, в результате развития науки, индустриализации и урбанизации США, появился новый подход к образованию — прогрессивистское движение. Прогрессивизм является производной от философии прагматизма, основателями которой являются Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др. Сторонники прагматической теории (Э. Лин-деман, Д. Фишер и др.) в качестве цели образования взрослых выдвигают удовлетворение образовательных потребностей населения. Прогрессивисты полагают, что цель образования заключается в развитии общества через личностное развитие каждого гражданина, воспитание гражданской ответственности.

Говоря об организации образования, прогрессивисты выступают за проецирование института демократического самоуправления. Они провозглашают такие идеи, как демократические формы самоуправления образованием, свободный выбор академических предметов (в известных рамках) и ор-

ганизация работы учащихся на основе учебного контракта [4].

Черты прогрессивизма отражены в работах таких известных теоретиков в области образования взрослых ХХ века, как Малком Ноулз и Эдуард Линдеман. Они полагают, что образование включает в себя не только обучение в школе, но и деятельность всего общества — семьи, работы, церкви, которые влияют на формирование определенных ценностей, отношений, знаний и навыков. Прогрессивисты являются сторонниками включения в учебную программу практики и придают особое значение учету жизненного опыта слушателей, следовательно, образование взрослых должно включать прагматичные и профессионально ориентированные дисциплины, а наиболее эффективными методами обучения являются ролевые игры и анализ конкретных ситуаций.

Согласно идеям прогрессивизма, в центре обучения должна находиться личность с её потребностями, интересами, опытом и желаниями. Свои идеи они выразили в лозунге «Мы учим детей, а не предметы». В противопоставление некоторым пессимистически настроенным религиозным взглядам о природе человека, представители данного течения полагают, что человек рождается ни хорошим, ни плохим. Более того, его возможности безграничны. Отвергая идею об учителе как единственном источнике знаний, чья задача состоит лишь во вкладывании знаний в умы учащихся, про-грессивисты отводят учителю значительную роль в развитии личностных

способностей и возможностей. Для достижения образовательной цели преподавателю взрослых необходимо сосредоточить внимание не только на уже сформированных интересах, но и способствовать развитию новых, учитывая потребности учащихся при составлении программы обучения.

Метод обучения, с точки зрения прогрессивистов, определяется целью обучения и предметом изучения. В качестве ведущих предлагаются методы решения конкретных проблем, проектные или деятельностные методы. Предпочтительной методологией обучения взрослых, согласно прогрес-сивистам, является проблемно-решающая, т. к. программы должны быть направлены на решение тех проблем, которые возникают в реальной жизни.

Выдающийся деятель в области образования взрослых Джон Дьюи в своей работе «Опыт и образование» поставил перед учителем важную задачу — организацию контроля учебного процесса без ограничения свободы учащихся, так как осуществление учителем контроля является показателем не личной власти, а действием в интересах группы. Согласно Дж. Дьюи, преподаватель должен рассматривать возможности и потребности определенной группы индивидуумов, с которой он работает, в то же время он должен выбрать условия, которые удовлетворяли бы этим потребностям и развивали бы эти возможности. Пропагандируя свободу в процессе обучения, Дж. Дьюи считал, что планирование должно быть достаточно гибким, чтобы обеспечить свободу для индивидуальных занятий, и в то

же время достаточно жестким, чтобы дать направление дальнейшему развитию [7].

Прогрессивисты отводят значительное место образованию в совершении социальных изменений. Они полагают, что функцией образования является не просто подготовка учащихся к общественной жизни, но также обеспечение их необходимыми знаниями для изменения общества.

Основателями и ведущими представителями гуманистического направления в образовании стали американские ученые К. Роджерс и А. Маслоу. Под гуманизацией образования понимается развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития. Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его личную свободу, его умение прогнозировать и контролировать себя [1].

Согласно гуманистам, цель образования — развитие личностного потенциала учащегося.

Говоря об организации образования, гуманисты делают акцент на абсолютизации свободы обучаемого. Гуманизация образования требует создания в условиях любых образовательных систем, в том числе и в образовании взрослых, комфортной среды и партнерских взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса [4].

В отличие от бихевиористов, гуманисты рассматривают обучающегося

как самостоятельную, активную, открытую к изменениям и самоактуализации личность и отводят ему ведущую роль в процессе обучения. При этом его поведение определяется не внешними факторами, а внутренней мотивацией, желанием самосовершенствоваться, принимать самостоятельные решения. Поскольку мотивация обучения исходит от самих учащихся, преподаватель должен лишь предоставить им выбор. Возможно, внутренняя мотивация является более характерной чертой гуманистического образования взрослых, чем другие, поскольку в большинстве случаев, взрослые получают образование не потому, что так надо, а потому, что они этого хотят, т. е. процесс обучения для них не является процессом по принуждению.

Гуманистическая педагогика признает единственно эффективным способом образовательного взаимодействия такой, при котором все его участники могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога. Единственно эффективным методом управления учебным процессом здесь признается «фасилитация» (от англ. «facilitate» — облегчать, содействовать, способствовать) — симуляция и освобождение одновременно, учитель, в полной мере использующий такую практику, называется фасилитатором.

Учитель-фасилитатор открыт, естественен, относится к обучающимся с уважением и доверием. Он руководствуется как основной ценностью интересами развития личности ученика

и не ставит себе жесткие конкретные

цели [3].

Программа обучения составляется в соответствии с целью роста и развития учащихся согласно их потребностям и интересам. Преподаватель строго не придерживается программы, а творчески подходит к ней, чтобы достичь основную цель гуманистического образования — способствовать самореализации людей. Одним из условий самореализации является работа в группах, сотрудничество с другими людьми. Гуманисты опровергают любое соперничество между учащимися в качестве мотивации в обучении.

Согласно взглядам гуманистов, учащийся эффективно изучает только то, что важно для него, поэтому необходим индивидуальный подход в обучении. Значение, придаваемое учащимся какому-либо предмету, зависит

от его интересов, целей и взглядов.

Многие ученые и специалисты в области образования взрослых в США стали сторонниками идей гуманизма. Но наиболее известным и выдающимся из них является Малколм Ноулз — основатель андрагогики как науки о теории и практике обучения взрослых, который перенёс гуманистические принципы в процесс обучения взрослых. Именно М. Ноулз предложил использовать термин «андрагогика» для обозначения процесса обучения взрослых, указывая на разницу в обучении детей и взрослых. В работах многих зарубежных и отечественных специалистов приводится сравнительная характеристика педагогической и андрагогической моделей обучения, которую разработал М. Ноулз (таблица 2) [2].

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель

Цели обучения Учебно-дидактические и адаптивно-воспитательные Образовательные и профессиональные в сочетании с лич-ностно-экзистенциальными (самоопределение, компетентность в решении реальных проблем, выработка личной позиции)

«Образ» учащегося Некомпетентный, слабый, зависимый Самостоятельный, развивающийся, ищущий

Роль учащегося Пассивный реципиент Активный соучастник

Собственный опыт учащегося Малая ценность и невостребованность в учебном процессе Приоритетный критерий оценки значимости учебного материала и богатый ресурс обучения

Таблица 2

Педагогическая и андрагогическая модели обучения

Готовность учащегося к обучению Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением Определяется задачами по развитию личности и овладению социальными и профессиональными компетентностями

Применение полученных знаний и умений Отсроченное, а также на зачетах и экзаменах Немедленное и реальное

Ориентация в обучении На учебный предмет и его содержание На подходы, принципы и методы работы, на развитие способности учиться, самостоятельно получать информацию и решать проблемы

Основной интерес учащегося Ограничен теми областями знаний, которые определены программой и учителем, а также требованиями экзаменов и контрольных работ К тем вопросам и разделам учебного материала, которые значимы лично для него (и в этих областях готовность расширить исследования за преде -лы предлагаемого)

Психологический климат обучения Формальный, ориентированный на авторитет преподавателя (авторитарный), конкурентный Неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работе

Основной «авторитет» и критерий оценок Учитель, информация в учебниках Собственное мировоззрение, ценности и личный опыт

Планирование учебного процесса Преподавателем Совместно преподавателем и учащимися, с учетом их реальных потребностей

Определение потребностей в обучении Преподавателем Совместно преподавателем и учащимися

Выбор содержания обучения Преподавателем Совместно преподавателем и учащимися

Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы Логика проблем, проблемные единицы

Учебная деятельность Передача готовых знаний Поиск новых знаний и решение проблем

Оценка Преподавателем Самооценка учащихся и совместная с преподавателем

Критерии эффективности обучения Мнение учителя и показатели стандартов Мировоззренческая ценность и практическая применимость знаний и умений

М. Ноулз выделяет четыре основные черты андрагогики, основанные на гуманистических принципах [7].

Прежде всего, это сосредоточение внимания на развитии самосознания обучающегося. М. Ноулз отмечает, что в процессе взросления самосознание человека переходит от состояния зависимости к состоянию саморегулирования. Обучение играет значительную роль в становлении независимой саморегулируемой личности. Взрослые, имеющие достаточно большой опыт, могут сами определять свои образовательные потребности.

Вторая черта андрагогики заключается в осознании взрослым человеком себя как личности с определённым жизненным опытом, гораздо большим, чем опыт ученика — ребёнка.

Следующая черта включает в себя связь готовности взрослых к обучению с их личностными задачами определённого этапа жизни. Взрослый с интересом изучает то, что ему необходимо сегодня, на данный момент жизни. Таким образом, важную роль в процессе обучения взрослых играет внутренняя мотивация.

Четвёртая черта характеризуется немедленным применением полученных знаний на практике. В связи с этим в программу обучения должны входить только те предметы, которые соответствуют потребностям учащихся. Наиболее эффективным является метод решения проблем, который реализуется в работе в группах.

Кроме вышеназванных многие исследователи в области образования взрослых выделяют принципы индивидуализации обучения, инно-вационности, элективности, развития образовательных потребностей, рефлексивности [2]. Учет данных принципов ведёт к реализации основной цели гуманистического образования — формированию высокоразвитой личности.

Рассмотрев взгляды различных философских направлений на цели, принципы, формы, методы и содержание образования в США, можно сделать вывод о том, что вектор развития американского образования взрослых как части образовательной системы страны во многом будет определяться диалектическим взаимодействием описанных нами философско-педаго-гических идей.

Примечания

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Братченко С. Л. Экспертиза в образовании взрослых — андрагогичес-кая и гуманитарная // Андрагогика: Материалы к глоссарию. СПб., 2004. С. 80-97.

3. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. Н. Введение в философию образования. М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. 224 с.

4. Редлих С. М., Ерастов Ю. В. Сопоставительный анализ бихевиоризма, прогрессивизма, гуманизма и

конструктивизма применительно к образованию США // Педагогическое образование и наука. 2004. № 2. С. 60-67.

5. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-н/Д. : «Феникс», 2003. 544 с.

6. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-е изд. СПб. : Питер,

2004. 474 с.

7. Elias J. L., Merriam S. B. Philosophical foundations of adult education. Malabar, Florida : Krieger publishing company, 1995. 250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.