УДК 37.01 ББК 74.03(3)
АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЖОНА ДЬЮИ И ЕГО НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ
AMERICAN UNIVERSITIES AS THE SOURCES OF JOHN DEWEY'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND SCIENTIFIC OUTLOOK
Рогачева Елена Юрьевна
Профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена американскому ученому, философу и педагогу Джону Дьюи (1859-1952), 160 лет со дня рождения которого празднуется в 2019 г. Особое внимание уделено профессиональной и научной деятельности Дьюи в Мичиганском, Чикагском и Колумбийском университетах.
Ключевые слова: профессиональное развитие Джона Дьюи, научное мировоззрение, Мичиганский университет, чикагский и колумбийский периоды.
Rogacheva Elena Yu.
Professor at the Department of Education, Vladimir State University named after A. G and N. G. Stoletovs (VISU), ScD in Education, Full Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. The paper is devoted to an American scientist, philosopher and educator, John Dewey (1859-1952), who could turn 160 years old in 2019. A special attention is paid to Dewey's professional and scientific work in Michigan, Chicago and Columbia University.
Keywords: John Dewey's professional development, scientific outlook, Michigan University, Chicago and Columbian periods.
20 октября 2019 г. научное сообщество отмечает 160 лет со дня рождения вели -кого американского ученого, философа и педагога Джона Дьюи (1859-1952).
Хотя многие современные исследователи и ученые охотно цитируют Дьюи, находятся и те, кто пытаются до сих пор обвинять его во всех пороках образования. Некоторые исследователи стараются связать философию Дьюи с растущим интересом к качеству преподавания и способностями учителя размышлять над своим практическим опытом. Нельзя не признать, что почитаемый или отвергаемый, восхваляемый или игнорируемый, Джон Дьюи внес огромные перемены в мир мышления и образования. Один из лучших педагогов ХХ в. Дьюи проявил себя не только как ученый-теоретик, автор более тысячи работ по самой разнообразной научной проблематике, но и как педагог-практик, создатель экспериментальной школы. Знаковым является то, что и в XXI в. идеи Джона Дьюи сохраняют свою релевантность [1; 2].
Международная слава пришла к Дьюи не только в философских кругах. Он участвовал в роли международного эксперта в сфере образования. Международные миссии Дьюи в Мексике, Турции, Китае, Южной Африке, Советском Союзе, Японии укрепили его международную репутацию как ученого и педагога. Дьюи давал советы представителям официального правительства в разных странах, руководителям национальных организаций, педагогам по вопросам усовершенствования их образовательных систем в логике его представлений о демократии.
Надо признать, что профессиональное мастерство Дьюи как педагога, становление его как ученого и лектора проходили в стенах влиятельных университетов США. Так, в Мичиганском университете Дьюи интенсивно занимался психологией. Он отвечал за четыре курса в осеннем семестре, которые включали «Эмпирическую психологию» ("Empirical Psychology") и «Особые темы в психологии» ("Special Topics in Psychology").
Будучи старейшим и наиболее значимым учреждением высшего образования на Западе, Мичиганский университет получил название «Афины Запада». Он был вполне устоявшимся к тому моменту, как Калифорнийский университет в Беркли начал свои «рейдер-ские» нападки на его кафедры. Более того, он был площадкой для национальных лекторских туров. Так, например, когда Дьюи приехал в Мичиганский университет и начал вести свои курсы, Марк Твен и Джордж Вашингтон Кейбл выступали там со своими лекциями.
Преподавательский состав на факультете состоял примерно из 65 человек, среди которых в ту пору уже были некоторые ученые, ставшие затем очень известными в научных кругах. Молодой и радикальный историк Генри Картер Адамс стал преподавателем факультета Эн Арбор в то же время, что и Дьюи. Еще один коллега Дьюи, тогда еще студент Чарльз Хортон Кули, получивший позднее титул «отца американской социологии», часто общался с упомянутыми выше коллегами, они посещали многие читательские клубы, встречались в домашних кругах. В университете в течение академического года было зарегистрировано около 1400 студентов [3, p. 86].
Однако, по мнению Дьюи, на тот момент Энн Абор был консервативным местом, студенты часто критиковали узость философских взглядов профессора Ховисона (Howi-son), начиненного в Гарварде сильной дозой гегельянства, а также религиозности. Проповедовавший идеи христианства, в 1883 г. Ховисон был воспринят студентами скептически. От него ничего не ждали, кроме философии Миля и Спенсера.
Активные студенты резко раскритиковали состояние дел на кафедре философии, вскоре Ховисон был вызван обратно в Беркли. Пришедший ему на замену Джон Дьюи стал прекрасной ему альтернативой. Психолого-физиологическая подготовка под руководством Стэнли Холла, которую Дьюи получил, обучаясь в университете Джона Хопкинса, а также его интерес к современной науке обеспечили Джону Дьюи теплый прием со стороны студентов Мичиганского университета. Там Дьюи сумел разработать новый курс «Философия государства и истории» ("Philosophy of the State and of History"). Позднее он добавил курсы «Психология и философия», «Экспериментальная психология», «Спекулятивная философия», посвященные обсуждению философских проблем с точки зрения психологии, а также «История психологии», «Наука греков и философия», «Философия Герберта Спенсера».
Надо признать, что именно в Мичиганском университете Дьюи заложил добрую традицию связи философии и психологии. Как отмечает биограф Дьюи Джей Мартин, «когда наука Дьюи заменила теологию Ховисона в Мичигане, это открыло новую главу в американской философии» [3, p. 88].
Вскоре благодаря Моррису и Дьюи философская кафедра Мичиганского университета стала называться в академических кругах центром научной неогегельянской мысли в США. Дьюи выбрал следующую линию поведения: он полностью удовлетворял научные потребности хороших студентов и в то же время взывал к идеализму большинства христиан в Мичигане. Он как бы демонстрировал, что наука не конфликтует с религией, но он пытался пойти дальше и показать, что наука подтверждает религиозную веру. Серьезность Дьюи всегда оставалась его главной добродетелью. В Мичигане Дьюи инициировал курс изучения Библии совместно со студенческой Христианской Ассоциацией. Он хотел конструктивно-критически подойти к изучению Библии, начав с жизни Христа как исторического события. В одной из публикаций в студенческом журнале «Палладиум» ("Palladium") один из авторов так отозвался о Дьюи: «Я никогда не видел такого молодого человека с такой старой головой» [3, p. 88].
Именно в Мичигане Дьюи стал инициатором воскресных лекций для студентов. Одна из них называлась «Обязательность знания Бога» ("Obligation of Knowledge of God"). В своей статье «Возрождение души» Дьюи заявлял, что «для науки представляется абсолютно невозможным уладить какой-либо религиозный вопрос» [3, p. 89].
Весной 1884 г. в Мичиганском университете было образовано Философское Общество. На одном из выступлений в осеннем семестре 1884 г. Дьюи назвал тему следующим образом: «Ментальная эволюция и ее отношение к психологии», где фигурировало понятие «ментальная», но не «духовная» «эволюция», но не «религия», «психология», а не «теология». Для философского общества Дьюи предстал в Мичиганском университете как модернист. Позднее сам Дьюи признавался, что деятельность в Мичиганском университете доставляла ему удовольствие, она позволяла ему размышлять над такими проблемами, как религия, мораль, Гегель, психология, самосознание и социальные и политические изменения.
Позднее, после того как Дьюи встретил свою будущую спутницу Элис, он написал в 1886 г. ряд статей на тему «Образование и здоровье женщин», «Здоровье и секс в высшем образовании» и опубликовал их - одну в журнале «Наука», а вторую в популярном Научном Ежемесячнике (E. L. Youmans' Popular Science Monthly), где он доказательно утверждал, что образование ни в коей мере не вредит здоровью женщин.
Под влиянием Элис Джон Дьюи пошел дальше в своей проблематике, он заинтересовался вопросами образования. Уильям Харрис также стимулировал его интерес к педагогической теории, а Стэнли Холл дал мощный толчок Дьюи для концентрации внимания на интересах ребенка и его потребностях. Стремление Дьюи переориентировать образование побудило его вступить в Мичиганский Клуб Директоров школ и начать изучать философию образования и педагогическую теорию в Европе.
В этот период он часто выступал с лекциями перед директорами школ, участвовал в процедурах аккредитации средних школ в Фентоне, Овоссо и Маскегоне. Дьюи начинает использовать педагогическую теорию, развивает философскую концепцию, применяет психологию к изучению проблем, «как мы познаем», «как мы фокусируем свое внимание», «как мы думаем». Нельзя не отметить, что в 1880-х гг. проблемы образования становятся национальной темой, реформаторы образования начинают утверждаться на образовательных форумах.
Под влиянием романтизма в XIX в. американцы начинают идеализировать детство, что привело к возросшему интересу к дошкольному образованию, а также побудило новую психологию естественно начать исследования в сфере образования. Индустриальная и информационная революции дали толчок государственным школам готовить будущих граждан к выполнению задач высокого уровня экономической мобильности и делать их успешными. Однако в США, в отличие от германской системы гимназического образования, обеспечивающей хорошую подготовку учащихся для поступления в высшую школу, в тот период не существовало сложившейся системы образования средней школы высшей ступени.
Хотя образование в колледжах и влияло некоторым образом на средние школы, но в колледжах уже обнаруживалась тенденция к переходу на курсы по выбору. Американцы не могли четко ответить на вопрос: «Каким должно быть демократическое образование? Чем оно должно отличаться от традиционного европейского?»
Это было время, когда специалисты в области образования требовались, как никогда. Именно тогда, во время своего первого семестра в Мичиганском университете, Джон Дьюи и встретил полковника Фрэнсиса Паркера, который выступал на встрече с учителями с докладом «Учите№ учиться посредством делания» ("Learn to Do by Doing"). Позднее, уже в Чикаго эту идею вместе с полковником Фрэнсисом Паркером Джон Дьюи стал воплощать в своей «Лабораторной школе» при Чикагском университете, стараясь соединить логику учителя и психологию ученика.
Как и Фрэнсис Паркер, оказавший существенное влияние на становление Джона Дьюи как педагога, Дьюи был недоволен традиционным обучением, разделяющим социальные классы академическим элитизмом. Оно разъединяло досуг и труд, людей и природу, мышление и тело, мысль и действие. Само образование было отделено от общества. Учебные предметы были настолько разделены в учебной программе, что совершенно терялась целостность знаний. Само предметное содержание было ориентировано на прошлое, совершенно не связано с настоящим, а тем более с будущим. Традиционное образование было «школоцентричным» и пыталось подогнать ребенка под формат школы вместо того, чтобы стать «педоцентричным» и подогнать школу под запросы ученика. Как верно заметил американский исследователь Глен Смит, «традиционное образование было односторонним каналом коммуникации - от учителя к ученику посредством зубрежки и
запоминания, страха и соревнования, путем прямых и дидактических методов и косвенной и абстрактной среды» [4, p. 275].
Опираясь на идеи Ж. Ж. Руссо, Дьюи верил во внутренний интерес ребенка к языку, в его способность делать собственные открытия, конструировать вещи самостоятельно, а также в способность художественного выражения. Если традиционная школа учила языку ради самого языка, вводя перед использованием правила, то ученый настаивал, чтобы язык следовал интересам ребенка и ученик начинал им пользоваться и практиковать прежде, чем усвоены правила.
Если традиционное образование ограничивалось тем, что открыли другие ученые в прошлом, Дьюи пытался поставить ученика в позицию исследователя и открывателя. В то время как традиционное образование игнорировало конструирование вещей, делание, Дьюи уделял большое внимание практическому обучению, трудовым занятиям, домашним проблемам, а также свободному художественному выражению. Профессиональное мастерство Дьюи, огромный багаж знаний, привнесенный им в педагогику, во многом определили масштаб его педагогического эксперимента и последующих результатов [5].
Как отмечал у. Лодердейл, «сам факт существования Лабораторной школы при Чикагском университете, расположенной в живописных кварталах, есть в огромной степени наследие Дьюи. Но это наследие предстает еще более значимым, так как Дьюи сумел проверить свои идеи на практике в Лабораторной школе, продемонстрировав тем самым преданность идее, веру в то, что заботы об образовании заслуживают самого серьезного университетского исследования» [6, p. 27].
Для Дьюи психология рассматривалась как философский метод, Именно так называлась одна из статей Дьюи ("Phychology as Philosophical Method"). Именно поэтому Дьюи считал, что лучший философ должен быть лучшим психологом. уильям Джеймс, начавший развивать свои идеи о психологии в Гарварде, разделял точку зрения Дьюи. Многие, правда, признавали, что уильяму Джеймсу удалось написать книгу по психологии, во многом превзошедшую по значению ту, что принадлежала перу Дьюи. Однако нельзя не признать, что Дьюи стремился путем психологии вдохнуть новую жизнь в философию, исчерпавшую к тому времени саму себя. Книга Дьюи стала первой книгой о современной психологии, опубликованной в Америке. И «хотя в настоящее время о ней практически забыли, в 1885-1886 годах она представляла собой блестящий интеллектуальный рывок, сделанный ученым» [3, p. 102].
Таким образом, мы видим, что Дьюи заинтересовался педагогикой еще во время своей работы в Мичиганском университете (1884-1894). В университете Джона Хопкинса, где царила атмосфера творческого научного поиска, ему удалось пройти курсы Джорджа Мида, психолога Г. Стэнли Холла, только что вернувшегося из европейской лаборатории Вундта. Заняв с 1889 г. кресло заведующего кафедрой философии в Мичиганском университете после смерти своего любимого профессора Морриса, Дьюи уже размышлял о статусе педагогики и роли обучения [7, p. 513-514].
Во многом ему помогала и дружба с философом Джорджем Г. Мидом, в то время занимавшимся разработкой инновационных теорий, соединяющих в себе изучение психических феноменов не просто как биологических реакций, а в контексте анализа человеческой реакции на окружение. Выводы Мида относительно того, что элементы окружающей среды
во взаимодействии с мышлением могут менять человеческое поведение и процессы мышления, а также его размышления о «происхождении и природе "я"» побудили Дьюи заняться исследованиями познавательного процесса в педагогическом ключе. Выступления Дьюи на школьных конференциях и в учительских институтах, написание работ, касающихся социальных функций философии, но имеющих практическое применение в системе подготовки учителя, все больше подвигали ученого к педагогической проблематике.
Надо признать, что Дьюи покинул Мичиганский университет и переехал в Чикаго не только из-за большей зарплаты и возможности создать кафедру, которую принесла бы ему титул наиболее известного американского философа, а больше из-за нарастающей бюрократии в Мичиганском университете. Как позднее признавалась супруга Элис, они не скучали по Мичиганскому университету, им наскучили сплетни на факультете. Джон Дьюи с облегчением покинул это учебное заведение, так как считал, что в последнее время все кафедральные заседания стали ассоциироваться с «похоронами». В Чикаго перед Дьюи открылись новые горизонты как для научных исследований, так и для семейной жизни.
Педагогическое мировоззрение Дьюи в чикагский период формировалось под влиянием многочисленных контактов с заинтересованными в реформе школы образованными родителями, филантропами и реформаторами. Дети Д. Дьюи вначале учились в школе Ф. Паркера. Следует поддержать мнение Вестбрука о том, что благодаря всем этим связям и контактам Дьюи сумел начать и воплотить в жизнь и свой собственный эксперимент [8, p. 96]. Он стал инициатором создания «Лабораторной школы» при Чикагском университете (1896-1904), которая дала мощный толчок появлению целого движения лабораторных школ в США, а также экспериментальных школ в Европе.
Ученый получил пост директора экспериментальной школы в 1896 г. в возрасте 37 лет, имея за плечами определенный опыт преподавания на высшей ступени средней школы, докторскую степень по философии университета Джона Хопкинса, а также десятилетний период работы на кафедре Мичиганского университета. В Чикаго Дьюи был назначен президентом Харпером заведующим кафедрами философии, психологии и педагогики в Чикагском университете. По утверждению А. Фрэйли, «Дьюи начал свою деятельность с переформулирования теорий, навеянных опытом Паркера» и «основал свою школу, используя методы Паркера и его последовательность в изучении предметов». Это позволило Фрэйли заявить, что «...Дьюи сумел реплицировать менее формально зафиксированную экспериментальную работу Паркера» [9, p. 45]. Он стал «звездой» Чикагского университета - детища Рокфеллера. Особый «пульс» Чикаго и нового университета побуждали Дьюи мыслить и действовать. Дьюи ассоциировал город Чикаго с лабораторией. Он предстал перед Дьюи живым учебником. Энергетика Чикаго фантастична. Не случайно Макс Ве-бер, будучи проездом в Чикаго в 1904 г., сравнивал Чикаго с человеком, у которого содрана кожа до такой степени, что видно, как функционируют все внутренности.
На педагогическое мировоззрение Дьюи в чикагский период большое влияние оказал «Дом Халла» (Hull-House) Джейн Аддамс. Дьюи состоял в комиссии попечителей сеттльмента, часто бывал в этом заведении - «реформированном аванпосте в трущобах Чикаго», ставшем впоследствии культурным центром, социально-педагогической службой, университетом и церковью для многих его посетителей [10, p. xi].
Именно здесь Дьюи увидел образец того, как можно организовывать обмен мнениями и убеждениями не просто как атрибутами формальной дискуссии, что еще больше усиливает непонимание и фиксирует предрассудки, а придавая им человеческую форму и облекая их грациозно в атрибуты личной жизни. Общение в Халл-Хаусе давало ощущение коммюнитарности. Позднее в своих работах Дьюи указывал на возможность и важность рефлексивной реконструкции опыта. «Пророк» и «старейшина прогрессивизма», Джон Дьюи сумел не просто ассимилировать, но и развить далее многие идеи своей соратницы по реформаторскому движению в образовании Джейн Аддамс. В работе «Мое педагогическое кредо» (1897) ученый писал о том, что «педагогический процесс имеет две стороны -психологическую и социальную, и ни одна из них не может быть подчинена другой или игнорироваться, иначе возможны дурные последствия» [11, р. 86].
В своем обращении в Педагогическом клубе 31 октября 1896 г. Дьюи обозначил свою школу как «педагогический эксперимент». Встречая многочисленных гостей, ученый все время сетовал на то, что школе необходимо совершенно другое оборудование, приводил в пример химические и другие лаборатории, лаборатории медицинской школы университета Джона Хопкинса. Дьюи хотел претворить в жизнь предложение Гербарта о создании обстановки, в которой станет возможным проверить философские гипотезы относительно учения, поведения и социализации [12; 13].
К 1902 г. школа выросла до 140 учеников и имела 23 педагога и 10 студентов-выпускников, работающих в качестве ассистентов. К этому моменту школа становится уже международной сенсацией. Она вошла в историю под названием «Школа Дьюи». Приезжавшие посмотреть на нее педагоги из разных стран удивлялись, что можно «не тратить свое время на удержание естественных порывов и импульсов детей, заставляя их делать то, что им не хочется делать», а организовывать их в ходе интересной, конкретной и значимой для них деятельности, не пытаясь путем последних сил удерживать «кишащий муравейник» [6; 14].
В работе «Ребенок и учебный план», датируемой 1902 г., Дьюи писал, размышляя о роли учебных предметов в своей школе: «Нам предстоит обнаружить, что же заключено в сфере актуального опыта ребенка (или же набора элементов опыта, которые легко достижимы), что можно обозначить как географическое. Вопрос не в том, как преподавать географию ребенку, а прежде всего надо задаться вопросом, а что для ребенка значит география» (курсив Дьюи) [15].
В работе «Школа как социальный центр», появившейся в 1902 г. в материалах Национальной Ассоциации Образования, Дьюи говорит о Халл-Хаусе как о модели новой школы, к которой следовало стремиться. Ученый защищал идею о том, что задачей школы должна стать подготовка индивида, хорошо приспособленного к динамически изменяющемуся окружению. Школа, по мнению Дьюи, должна помочь растущей личности в интерпретации интеллектуального и социального смысла деятельности, в которую он вовлечен, скомпенсировав потерю авторитета как навязанного извне. Джон Дьюи был противником навязывания ребенку фактов и истин. «Школа должна обеспечить средства для объединения людей, их идей и верований с тем, чтобы уменьшить сопротивление друг другу и нестабильность, а также обеспечить глубокую симпатию и понимание» [16, р. 107].
Школа Дьюи стала философской лабораторией, в то время как Халл-Хаус - социологической лабораторией. Дьюи хотел «разработать в конкретной форме, а не в голове или
на бумаге, теорию единства знания» [17]. Друг и коллега Джона Дьюи по чикагскому периоду Джордж Герберт Мид учился в течение трех лет в университетах Лейпцига и Берлина у таких известных ученых, как Вильгельм Вундт, Герман Эббингхаус и Вильгельм Дильтей. Об этом свидетельствует Г. Кук в своей работе «Герберт Мид. Становление социального прагматиста» [18]. Сотрудничество с Мидом также оказалось очень значимым моментом в становлении педагогического мировоззрения ученого. Инновационная деятельность Дьюи в чикагский период коснулась и такой важной проблемы как роль кафедры педагогики в университете, разработка и организация авторских курсов по развитию рефлексивного мышления, тематического плана лекций по современной немецкой педагогике. В архиве Чикагского университета бережно хранятся в разделе «Письма президента», «План организации работы полностью оснащенной кафедры педагогики» (1897), статья о статусе педагогики как университетской дисциплины и другие редкие документы [19].
Деятельность Дьюи в Чикагском университете, создание чикагской школы философии принесли ученому славу. Здесь же сложились и основные идеи инструментализма Дьюи. Его «Лабораторная школа» стала широко известным явлением в образовательных кругах в чикагский период Дьюи. Европейские коллеги приезжали к нему учиться, изучали его методы. Его статьи печатались во многих изданиях, его лекции собирали огромные аудитории, об этом писалось в газетах. В этот период Дьюи становится самым известным философом в Америке.
11 апреля 1904 г. после конфликта с Харпером Джон Дьюи подал в отставку со всех университетских постов. «На его руках было четверо детей и никаких других источников дохода. Опомнившийся президент Харпер понимал, что терял звезду, и пытался принести Дьюи свои извинения, просил о встрече. Но Дьюи был непоколебим, он верил в друзей и уже отправил им письмо в Нью-Йорк, сообщив о своей отставке. Тогдашний президент Колумбийского университета - Николас Маррей Батлер предложил Дьюи место профессора философии в Педагогическом колледже университета [20, p. 333].
После ухода в 1904 г. из Чикагского университета и отъезда в Педагогический колледж Колумбийского университета в Нью-Йорке началась новая веха в профессиональной карьере Джона Дьюи. Конечно, Дьюи очень сожалел о потере своей школы, и когда позднее в 1936 г. писалась его бывшими учителями история Лабораторной школы, он внимательно руководил ее составлением. В Нью-Йорке Дьюи встретили друзья - Кэттел и Торндайк. Там ученый прожил на 5-й Авеню всю свою оставшуюся жизнь - 48 лет. Колумбийский период Дьюи в Нью-Йорке (1904 -1952) стал для ученого особенно важным в развитии его гражданской позиции, общественной значимости, мировой известности как педагога и теоретика. Он отражает очень отчетливо разнообразные аспекты его деятельности. Ратовавший всегда за развитие общественно-педагогического движения и гражданского сознания учителя, Дьюи создал и возглавил многочисленные добровольные организации в сфере образования. Ученый считал добровольные ассоциации методом демократического контроля государственной машины.
Дьюи был борцом за права черных и активистом в создании Национальной Ассоциации Развития Цветных (National Association for the Advancement of Colored People - 1909г.), а также Американской Федерации Негритянских Студентов Колледжей, убедившим
Элеонору Рузвельт занять кресло президента Консультативного Комитета в 1940 г. С 1916 г. Джон Дьюи был членом Американского Союза Противников Милитаризма, ставшего позднее Американским Союзом Гражданских Свобод. Джон Дьюи вошел в Национальный Комитет этого союза и состоял там вплоть до 1930-х гг.
В Нью-Йорке Дьюи никогда не занимал больше административных постов в университете, вообще, он никогда не оглядывался назад. Он жил семейными заботами, много путешествовал, писал книги и готовил для всего мира педагогические кадры, что и обеспечило ему высокое звание «учителя учителей». Ведь еще в Чикаго Дьюи сумел выпустить в жизнь первые поколения учителей, усвоивших его философию образования и методы обучения. Это дало толчок к развитию прогрессивного движения в образовании, ведь в педагогическом колледже Колумбийского университета идеи американского реформатора были освоены поколениями будущих учителей самых разных стран.
Список литературы
1. Рогачева Е. Ю. Прогрессивизм Джона Дьюи в педагогическом дискурсе России накануне и после революции 1917 года как инструмент модернизации образования // Психолого-педагогический поиск. - 2017. - № 2 (42). - С. 67-77.
2. Rogacheva Y. The Reception of John Dewey's Democratic Concept of School in Different Countries of the World // Espacio, Tiempo y Educación. - 2016. - Vol. 3, No. 2. - P. 6587. DOI: http://dx.doi.org/10.14516/ete.2016.003.002.003.
3. Martin J. The Education of John Dewey: A Biography. - New York: Columbia University Press, 2002.
4. Smith L. G. Lives in Education: people and ideas in the development of teaching. -Ames, Iowa: Educational Studies Press, The Quardrangle Iowa State University, 1993.
5. Rogacheva Y. International Dimension of John Dewey's Pedagogy: Lessons for Tomorrow // Analecta Husserliana: Phenomenology/Ontopoiesis Retrieving Geo-Cosmic Horizons of Antiquity. Logos and Life / ed. by pr. A. T. Tymieniecka; The World Institute for Advanced Phenomenological Research and Learning. - Dodrecht, Heidelberg, London, New York, 2011. - P. 147-171.
6. Lauderdale W. B. Progressive Education: Lessons from Three Schools. - Bloomington, Indiana: Phi Delta Kappa Educational Foundation, 1981. - (Diamond Jubilee Series).
7. Dykhuizen G. John Dewey and the University of Michigan // Journal of the History of Ideas. - Vol. 23, No. 4, October-December. - P. 513-514.
8. Westbrook R. John Dewey and American Democracy. - Ithaca, N.Y: Cornell University Press, 1991.
9. Fraley A. E. Schooling and Innovation: The Rhetoric and the Reality. - New York: Tyler-Gibson, 1981.
10. Addams J. Twenty Years at Hull-House. - New York: A Signet Classic, 1981.
11. Dewey J. My Pedagogical Creed // Dewey J. The Early Works. 1882-1898 / ed. by J. A. Boydston. - Carbondale: Southern Illinois University Press, 1972. - Vol. 5. P. 84-95.
12. Dewey J. A. Pedagogical Experiment // Kindergarten Magazine. - 1896. - Vol. VIII (Sept., 1895 to June, 1896). - P. 739-741.
13. Dewey J. The University School, Report of an Address by Head Professor: John Dewey Before the Pedagogical Club, Saturday October 31, 1896 // University Record. - Vol. 5, No. 32 (Nov. 6, 1896). - P. 417-419.
14. Комаровский Б. Б. Педагогика Дьюи. Ч. 1: Философские предпосылки. - Баку, 1926.
15. Dewey J. The Child and the Curriculum // John Dewey on Education. Selected Writings / ed., introd. by R. D. Archambault. - Chicago: The University of Chicago press, Phoenix edition, 1974. - P. 339-359.
16. 100 Years at Hull-House / ed. by M. L. McCree Bryan, A. F. Davis. - Bloomington, IN: Indiana University Press, 1990.
17. Dewey J. The Theory of the Chicago Experiment // Mayhew K. C., Edwards A. C. The Dewey School, the Laboratory School of the University of Chicago, 1896-1903 / introd. by John Dewey. - New York, London: D. Appleton - Century Company, 1936. - P. 463-477.
18. Cook G. A. George Herbert Mead: The Making of a Social Pragmatist. - Urbana: University of Illinois Press, 1993.
19. Dewey J. Pedagogy Memorandum, December 1893 University President's Papers (1889-1923) // The University of Chicago Special Collection, Regenstein Library Box 17, Folder 11 (3 pages).
20. Menand L. The Metaphysical Club. - New York: Farrar, Straus and Giroux, 2001.
21. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Н. Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2007. - 413 с. - (Сер.: История и философия науки).
References
1. Rogacheva E. Yu. Progressivizm J. Dewey v pedagogicheskom diskurse Rossii na-kanune i posle revolyutsii 1917 goda kak instrument modernizatsii obrazovaniya. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2017, No. 2 (42), pp. 67-77.
2. Rogacheva Y. The Reception of John Dewey's Democratic Concept of School in Different Countries of the World. Espacio, Tiempo y Educación. 2016, Vol. 3, No. 2, pp. 65-87. DOI: http://dx.doi.org/10.14516/ete.2016.003.002.003.
3. Martin J. The Education of John Dewey: A Biography. New York: Columbia University Press, 2002.
4. Smith L. G. Lives in Education: people and ideas in the development of teaching. Ames, Iowa: Educational Studies Press, The Quardrangle Iowa State University, 1993.
5. Rogacheva Y. International Dimension of John Dewey's Pedagogy: Lessons for Tomorrow. In: Tymieniecka A. T. (ed.) Analecta Husserliana: Phenomenology/Ontopoiesis Retrieving Geo-Cosmic Horizons of Antiquity. Logos and Life. Dodrecht, Heidelberg, London, New York: The World Institute for Advanced Phenomenological Research and Learning, 2011. Pp. 147-171.
6. Lauderdale W. B. Progressive Education: Lessons from Three Schools. Bloomington, Indiana: Phi Delta Kappa Educational Foundation, 1981. (Diamond Jubilee Series).
7. Dykhuizen G. John Dewey and the University of Michigan. Journal of the History of Ideas. Vol. 23, No. 4, October-December, pp. 513-514.
8. Westbrook R. John Dewey and American Democracy. Ithaca, N.Y: Cornell University Press, 1991.
9. Fraley A. E. Schooling and Innovation: The Rhetoric and the Reality. New York: Tyler-Gibson, 1981.
10. Addams J. Twenty Years at Hull-House. New York: A Signet Classic, 1981.
11. Dewey J. My Pedagogical Creed. In: Dewey J. The Early Works. 1882-1898. Ed. by J. A. Boydston. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1972. Vol. 5. Pp. 84-95.
12. Dewey J. A. Pedagogical Experiment. Kindergarten Magazine. 1896, Vol. VIII (Sept., 1895 to June, 1896), pp. 739-741.
13. Dewey J. The University School, Report of an Address by Head Professor: John Dewey Before the Pedagogical Club, Saturday October 31, 1896. In: University Record. Vol. 5, No. 32 (Nov. 6, 1896), pp. 417-419.
14. Komarovskiy B. B. Pedagogika Dewey. Part 1: Filosofskie predposylki. Baku, 1926.
15. Dewey J. The Child and the Curriculum. In: Archambault R. D. (ed., introd.) John Dewey on Education. Selected Writings. Chicago: The University of Chicago press, Phoenix edition, 1974. Pp. 339-359.
16. McCree Bryan M. L., Davis A. F. 100 Years at Hull-House. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1990.
17. Dewey J. The Theory of the Chicago Experiment. In: Mayhew K. C., Edwards A. C. The Dewey School, the Laboratory School of the University of Chicago, 1896-1903. Introd. by John Dewey. New York, London: D. Appleton - Century Company, 1936. Pp. 463-477.
18. Cook G. A. George Herbert Mead: The Making of a Social Pragmatist. Urbana: University of Illinois Press, 1993.
19. Dewey J. Pedagogy Memorandum, December 1893 University President's Papers (1889-1923). In: The University of Chicago Special Collection, Regenstein Library Box 17, Folder 11 (3 pages).
20. Menand L. The Metaphysical Club. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2001.
21. Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya aspirantov i soiskateley uchenoy stepeni kandi-data nauk. Moscow: Gardariki, 2007. 413 p. (Ser.: Istoriya i filosofiya nauki).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2
Статья поступила в редакцию 15.01.2019 The article was received on 15.01.2019