ТУ
ПИК ВСЕОБУЧА,
или Как построить вариативное
образование
Евгений Борисович Куркин,
ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук, Москва, e-mail: [email protected]
В августе прошлого года власти Москвы объявили о невиданных свершениях московских школ в Р18А-2016. Исследование выявило, что по читательской и математической грамотности школа первопрестольной находится в топе 10 лучших образовательных систем мира. А по естественнонаучной грамотности — на уровне топа-201. В то же время, согласно выводам Т1М88-2015, 67% российских учеников занимаются с репетиторами. Речь идёт о тех «лучших школах», которые принимали участие в исследованиях 2015 года. В Москве же берут частные уроки не менее 80% школьников. Московская «лучшая» школа остаётся ни при чём: «после уроков» до начала посещения репетиторов — время поисков в Сети готовых (выполненных) домашних заданий. «Не мешай, школа, мне к репетитору!»2
Автор предлагает свой взгляд на то, как сделать массовое образование качественным и эффективным.
• технократизм • сциентизм • социальный реконструктивизм • культурная травма • всеобуч • непрерывное образование • образование для каждого
• образовательное знание • картина мира • мировоззрение • вариативное образование • формирующее общение • личностно-образующая общность
Можно ли доверять современной школе?
Общеизвестно, что индивидуальные занятия профессионального репетитора в натаскивании на результаты эффективнее массовой школы, этим и отличается институт репетиторства.
Но давайте будем откровенны. Массовая школа, девственность которой так долго берегли, незаметно
стала принципиально другой. Её современный статус трудно определить — она как бы и государственная, и частная одновременно. Она демократичная — школа для всех, но она же и элитная —
1 Зверев Антон. Независимая газета, приложение: Образование. 14.09.17. «Имеет ли репетиторство право на именной сертификат?»
2 Там же.
платная для избранных. Она же отстойник для части учащихся, составляющих группу риска, не способных получить общее образование на уровне современных требований.
Всё это стало результатом недоверия к массовой школе. Показателем степени недоверия со стороны государства стал ЕГЭ. Оказалось, что больше всех не доверяет школе государство, а потом уже родитель, ученик. В этой атмосфере общего недоверия школа существовать не может, она разваливается.
Отсюда парадокс, когда образование, находящееся в глубоком системном кризисе, должно бы приспособиться к условиям: привлечь необходимые ресурсы, трансформировать содержание, разработать проекты новых технологий и воспитательных систем, изменить условия труда учителей, но оно как система, как отрасль государственного управления не делало, не делает и не может этого сделать. Оно уже давно не реагирует на попытки внешнего регулирования. «Состояние образования, — как отмечает известный историк образования А. Любжин3, — столь фатально, что никаких внешних вмешательств оно просто не перенесёт». Поэтому, как говорится в таких случаях: «Спасайся, кто может и как может». С одной стороны, разваливающаяся школа, а с другой, грозный меч ЕГЭ, и тут уже не важно, кто, кому и сколько платит. Прощай, бесплатное образование!
Не так давно «лучшим в мире» мы сами называли наше, советское образование, и кому-то оно действительно казалось таковым, в нём была та изюминка оптимизма, которая делала детство примитивно счастливым. Это очарование до сих пор сохраняется в памяти определённых поколений. Не исключение даже действующий министр образования Ольга Васильева, не стесняясь, говорит об этом.
3 А. Любжин, историк образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского.
«Министр образования Ольга Васильева, и это сказано ею в многочисленных интервью, считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — "лучшего в мире". По её словам, образование, отказавшись от консервативной линии пове-
4
дения, многое потеряло» .
Никто никогда за рубежом не считал русско-советское образование лучшим. Выпускник советской школы владел письмом, счётом и отрывочными сведениями по разным предметам. Иностранные языки выпускники практически не знали.
Технократизм советской эпохи, в ущерб универсальности общего образования, был самым дешёвым вариантом селекции кадров для индустриализации. Отрицать это не имеет смысла, но технократическая модель отнюдь не вела к повышению качества образования. Технократизм и сейчас продолжает свою миссию гуманитарной недообразованности населения, что губительно для всех дисциплин школьного курса.
На самом деле массовая недообразованность
Повышение качества общего образования усилением фундаментальности содержания, (сциентизма) в момент перехода к обязательному среднему (1964—66 гг.) — очередная авантюра. В условиях существовавших примитивных методик, отсутствия технологий, пониженной мотивации у 60% учащихся обеспечить предусмотренный планом выпуск 100% учащихся плохо обученными учителями было утопией и привело к процветанию очковтирательства, а проблема качества общего образования перекочевала в министерские кабинеты.
Под давлением процентомании, начиная с 1980-х гг., образование стало производить
4 Любжин А. Почему советское образование нельзя считать «лучшим в мире». 2017. — URL: https://lenta.ru/articles/2017/02/28/lubzin/
образовательные полуфабрикаты. По результатам международных исследований, 40% выпускников основной школы в СССР не осваивали программу; по меркам исследователей, подростки выпускались из основной школы малограмотными. Можно только оценочно предположить, что сейчас таких учащихся не менее 60%. Некоторые из них продолжают «каким-то образом» обучение в старшей школе, в ПТУ, СПТУ и даже в институте.
Международные сравнения школьных программ, проводившиеся в 1999—2001 гг., показали, что, например, отечественные учебники по физике содержат 1300 понятий, английские — 600, американские — 300, а количество нобелевских лауреатов по физике в этих странах таково: в США — 61, в Англии — 20, в России — 7.
В результате, по данным опроса ВЦИОМ (март 2017 г.), четверть россиян верит в то, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. «Это социологический факт, который мы установили, затем проверили и снова подтвердили», — утверждает директор ВЦИОМ В. Фёдоров.
Согласно исследованиям, проведённым в Псковской области Институтом социологии РАН, 55% выпускников средней школы готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха, значительная часть из опрошенных не считает неприемлемым криминальное обогащение за счёт других. Отмечается аполитичность молодёжи, привычка к патернализму.
Особая роль массовой школы
К сожалению, статистика не отражает реальные процессы движения образования. На поверхность всплывают случайные результаты, всё более связанные с российским участием в зарубежных исследованиях. Из-за границы пришли и исследования культурной травмы, которую получило население большинства развитых стран в истекшем столетии.
Культурная травма связана с политическими катаклизмами и бедствиями рокового столетия. Россия пережила в прошедшем веке целую серию событий подобного рода. Для нас это бы-
ли революции, большевистский террор и социальный реконструктивизм, не только отмена частной собственности, но и попутная ликвидация целых классов и социальных групп населения. Великая Отечественная война и гибель миллионов, голод, разрушения и неустроенность быта. Всё это привело к культурной катастрофе и к её результату — культурному травмированию населения в особо массовом порядке.
Травма инертна, как всё, что связано с культурой, и существует долго, поколениями сохраняясь в памяти. В условиях травмы символы обретают другое значение, существовавшие ценности теряют актуальность, требуются неосуществимые цели, нормы меняют поведение. Вера, доверие, харизма терпят крах, идолы рушатся.
Когда глобальные современные коммуникации связали мир в единое целое, оказалось, что люди из разных цивилизаций не понимают друг друга не потому, что говорят на разных языках, а потому, что понимают по-разному. Картина мира, которая формируется образованием в условиях разных цивилизаций, существенно различается, что становится камнем преткновения в решении глобальных проблем, требующих общего понимания и реагирования. От способности договариваться и устанавливать общечеловеческие нормы сейчас зависят судьбы не только человечества, но и биосферы на Земле.
В свете этого общечеловеческой становится проблема массовой недообразован-ности населения как развивающихся, так и развитых стран. Качество образования в странах постиндустриальной ориентации в условиях технократического подхода оставляет значительную часть населения не способной самостоятельно оценить экономические, политические, социальные условия собственного существования, что позволяет политическим группировкам и капитанам бизнеса
реализовывать политику защиты собственных групповых интересов, пренебрегая интересами человечества.
Селекция и отбор — элитное образование для избранных. Создание инкубаторов, культивирующих успех для лучших, тренинговое натаскивание, репетиторство — по этому пути пошло технократическое современное образование.
В этих условиях особая роль у массовой школы. Не элиты и элитное образование сегодня решают судьбы мира. Мир в руках недоученных, травмированных может погибнуть. Это они могут его расстрелять в террористических группировках, сжечь в массовых пожарах, взорвать в техногенных катастрофах. Недоученные, неформально образованные люди, получившие культурную травму, порою становятся опасными врагами цивилизации, не разделяя её ценности, не принимая образцов её культуры.
Всё, что происходит или, наоборот, не происходит в мире, — потери массовой школы, её неспособность дать каждому то, что раскроет его способности жить в среде себе подобных, понимать друг друга, разделять общую систему ценностей.
Вместо этого школа массового современного общего образования разворачивается в сторону индивидуальных достижений, которые становятся результатом репетиторства и ЕГЭ. Ценности такого образования усиливают общемировые тенденции недоверия, вражды, махрового индивидуализма.
Обязательное образование — если не минимум, то тупик
Обязательное образование сохранено в России в том виде, в котором эта идея рассматривалась ещё в последней трети XIX века и позже принималась в разных редакциях законов. Что имелось в виду и почему обязательное? Безграмотной России последней
трети XIX века это было необходимо. Для индустриализации нужны были кадры мало-мальски грамотные. Отсюда и школьный бум, и подготовка закона об обязательном начальном. В условиях почти полной безграмотности населения организовать всеобуч можно было только так: обязательно и бесплатно. Проектов и законов по этому поводу, начиная с царских времён, было много, и они были разными.
Наконец, в последней версии Закона об образовании (2016 г. ст. 66) установлено, что с 1.09.2013 года начальное, основное и среднее общее образование становятся обязательными уровнями общего образования. Другими словами, с 7 до 18 лет, с 1-го по 11-й класс устанавливалась школьная повинность для всех детей и подростков.
К сожалению, закон ничего нового не внёс в понимание обязательности всех уровней общего образовании. Обучение в условиях обязательных уровней обеспечивается государством, таким образом, создаются условия для реализации права каждого на образование. Это те часы учебного плана, в течение которых происходит усвоение программ общего образования, именно они оплачиваются государством.
Бухгалтерия такого обязательного образования весьма скромная, она обеспечивает получение образования, ограниченного пределом физических возможностей учащегося, которые определяются количеством учебных часов в день. Количество часов определяется вне зависимости от реальных возможностей, потребностей и интересов учащихся, волею случая попавших в класс, страдают от этого дети с ослабленным здоровьем, с недостатками в развитии, не обладающие необходимыми способностями, просто не желающие учиться.
Это 4—6, а иногда 7 часов учебного дня в зависимости только от возраста. Много это или мало? Это зависит от того самого объёма материалов, который одни считают минимумом, другие — максимумом,
по поводу чего десятилетиями ведутся споры заинтересованных сторон. Заинтересованных в том, чтобы втиснуть в детские головы как можно больше материалов, чьи предметные интересы отстаивают участники разработки программ и учебников. И вот тогда минимум превращается в максимум, когда больше уже невозможно, возмущена общественность, родители, специалисты школьной гигиены.
Но государство, в лице финансистов, довольно, так как идея всеобуча в действии: все дети учатся, учебные планы реализуются, деньги тратятся не зря. Для каждого учебного часа есть тема, параграф в учебнике, отметка в классном журнале.
Им невдомёк, что обязательное — это одинаковое для всех: нравится — не нравится, интересно — неинтересно, доступно — недоступно, нужно — не нужно. Их не интересует то, что на дворе уже XXI век и давно известно, что из всего объёма материалов школьного всеобуча лишь 10% остаются в памяти выпускников средней школы. Остаётся только то, что становится личностным опытом и используется в процессе дальнейшего — непрерывного образования.
В условиях этого непрерывного образования, как ни странно, признанного и в России, существующий всеобуч, никакого отношения к нему не имеющий, претендует на то, чтобы называться общим образованием.
Не интересует никого и то, что уровень сложности школьных программ с тех пор, когда детишек принуждали осваивать грамоту, сильно увеличился, и прежний подход обеспечения обязательности — учительская двойка и родительский ремень — давно не срабатывают.
А в результате этого мы теряем для полноценного образования половину учащихся, которые остаются недообразованными по причине приобретения отрицательного образовательного опыта и нежелания, по этой причине, продолжать образование. Помимо этого есть десятки способов, чтобы уклониться от обязательности, только из начальной школы, в соответствии с официальной статистикой, ежегодно выбыва ет, по неустановленным причинам, 6,5% учащихся. Другая, не учитываемая, часть вынуж-
дена отсиживать многие часы, бездельничая и мешая остальным.
Структура содержания общего образования такова, что большая часть материалов, особенно в начальной школе, — это тренинги. То есть то, что требует произвольного внимания: сосредоточенности, ресурс которой у детей ограничен.
Поэтому так тяжело детям, родителям, учителям. Новый стандарт увеличил нагрузку именно произвольного характера в 3—4 раза. Если к этому относиться серьёзно, то задачи, поставленные новым стандартом в условиях существующей начальной школы, в условиях имеющихся технологий, нереализуемы. На самом деле это тупик.
Образование для каждого
Обязательное образование для всех — это когда весь невосполнимый ресурс учебного времени расходуется на программы обязательного образования. Мало того, дополнительное образование там, где оно реально существует, — это дополнительные занятия в рамках всё тех же программ. На это же уходят часы самоподготовки в ГПД, факультативные занятия, а результат не меняется!
Во-первых, потому что принудительный труд, и в первую очередь учебный, неэффективен. Истина всем известная.
Во-вторых, фундаментальное знание в этом возрасте малодоступно и поэтому требует заучивания. Учителя знают, что, для того чтобы подросток или ребёнок прочно усвоил научное понятие, ему необходимо употребить это понятие в практике не менее 50 раз. В старшей школе достаточно 5—10 раз.
В-третьих, это особый язык науки, который следует усвоить и освоить, чтобы не просто понимать её истины, но и уметь доказать своё знание.
Поэтому сегодня важно, наконец, понять предназначение с таким трудом рождающегося фундаментального «школьного знания». То, на что уходят наиболее продуктивные годы формирующейся личности, или исчезнет в недрах памяти, или станет непригодным в условиях новой жизни и нового знания.
Поэтому философия образования, давно обеспокоенная этим, и ведёт речь об образовательном знании, знании на доступном популярно — научном языке. Такое знание и язык его описания рождается в процессе образовательной деятельности.
Для образовательного знания гораздо важнее конвергентное понимание мира в его целостности и единстве, чем отрывочные сведения из различных наук фундаментального характера. Образовательное знание позволяет каждой личности сформировать собственное видение картины мира и места в нём — мировоззрения.
Образ или «картина» мира — это не только и не столько наука. Это мир природы, миры человека: научный, религиозный, художественный, опыт человечества, воплощённый в культуре, её ценностях.
«Картина мира — это картина понимания мира. Само понимание достигается длительным путём личного и общественного опыта и стоит отдельно по отношению к «информации» и «знанию»5.
Такое знание необходимо подростку как материал для строительства и конструирования собственных миров, собственного понимания окружающих сред и самоопределения в них.
Образовательное знание — результат особой организации научного знания, преобразуемого в условиях образовательных процессов. Образовательные процессы в подростковом возрас-
5 Кавтарадзе Д., Брудный А. Образование для устойчивого развития: конструктивное экологическое мировоззрение. — Образовательная политика. — 2011. — № 6. — С. 45.
те становятся эффективными в условиях формирующего общения, возникающего в условиях совместной деятельности с ровесниками.
Формирующее общение — это передача опыта от одного участника деятельности к другому, оно сродни искусству. Для того чтобы передать свой опыт, следует изучить опыт другого, и с учётом его опыта сформулировать свой в доступной для слушателя форме. Обмен опытом — важнейшая функция групповой деятельности и группы как функциональной единицы такого общения. «Образование состоит прежде всего в передаче опыта посредством общения. Общение — процесс соучастия в опыте, превращающий его в общее достояние»6.
Для подобной организации процессов образования необходимы условия: технологическая грамотность учителей, использующих характерные для возраста элементы игры, групповой организации. Новая база средств образования, насыщенная побуждающими факторами и средами, способными заинтересовать каждого учащегося, учитывая его особенности и способности.
Многокомпонентное содержание — многофункциональная школа
Современная образовательная идея уже не приемлет такого подхода, где нет места вариативному, дополнительному образованию, индивидуальным траекториям в образовании, всему тому, что привносит в общее образование новая эпоха. Закон скромно упоминает о возможном существовании дополнительного образования, но как, за счёт каких ресурсов?
Если всё то, что сегодня объединено в фундаментальное ядро, тематический перечень которого занимает сорок страниц типографской печати, называть обязательным общим
6 Дьюи Дж. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 14.
образованием, да к тому же фундаментальным, одобренным Думой, то становится понятным, что мы все сошли с ума. Это ведь не просто рекомендованное чтиво, это нужно знать, причём знать обязательно и получать за это знание государственную оценку.
При этом каждый здравомыслящий человек понимает, что это всё не так уж и обязательно, что можно составить десяток подобных перечней без всякого вреда для образованности человечества.
Современный стандарт общего образования предъявляет требования к нескольким компонентам содержания общего образования. Впервые официальный документ заявляет о много-компонентности содержания. Появляется возможность специализации отдельных направлений — компонентов содержания. Специализация — это новое качество, другая организация, собственные программы, средства и пособия и, наконец, учителя-специалисты.
В условиях такой специализации появляется возможность выделить часть содержания, связанную с умениями, универсальными действиями и некоторыми предметами знаниевого содержания как обязательную. Обязательная часть или блок содержания отличается тем, что для её усвоения учебное время не ограничивается, вернее, ограничивается положительным результатом, а при необходимости для групп риска выделяются ресурсы для организации государственного репетиторства. Только при таких условиях оно станет по-настоящему обязательным.
Другая часть содержания общего образования связана с личностными результатами, с формированием личности учащегося. Это вариативное образование, отличающееся многообразием содержания, форм организации и мотивационных факторов. Это содержание по выбору: зависит от запросов личности и удовлетворяет её интересы.
Вариативное образование
В отличие от обязательного, ограниченного конкретными рамками этой самой обязательности, вариативное содержание безгранично и именно этим сильно отличается от обязательного. Его невозможно «выучить», но на основе
его материалов можно построить понимание предмета изучения и мира в целом, что и необходимо для учащихся определённого школьного возраста.
Я понимаю, что обязательное образование именно благодаря обязательности отличается необходимой для обучения упорядоченностью, что устраивает структуры обеспечения и управления, и, будем откровенны, основную массу учителей. Любое послабление этой упорядоченности встречается в штыки даже самыми заинтересованными в результатах обучения — родителями.
Поэтому, если вариативное образование не будет представлено в форме, не менее упорядоченной, чем обязательное, его путь в школьные программы будет крайне тернистым. Мало отвоевать у всеобуча часть учебного времени, необходимо создать систему, не менее организованную и упорядоченную.
Преимущество вариативного образования прежде всего в том, что оно ориентировано на разнообразные образовательные потребности. Это позволяет реально обеспечить самоопределение личности, выбирая то, что соответствует личностным запросам, интересам, склонностям. В то же время осмысленный выбор предполагает знакомство с предметом и позволяет расширять кругозор, горизонты эрудиции.
В ответ на образование для всех — лозунг всеобуча: вариативное образование — это образование для каждого. Личностные результаты и индивидуальные достижения подрастающих поколений — это показатель того, как образование реализует социокультурную функцию.
Личностно-образующая общность
В то же время оба типа образования могут и должны существовать в рамках одной образовательной организации.
Преимущества такого многокомпонентного содержания очевидны. То, чем обладает жёсткая организация обязательного образования, связанная прежде всего с предметным знанием, универсальными умениями, универсальными действиями, составляющими основу умения учиться, дополняется необходимым для самостроения личности содержанием, которое даёт вариативное образование.
Этим можно объяснить и его особую организацию, связанную с групповым взаимодействием в процессах вариативного образования. Самотворение личности, её позитивное самоопределение в конечном итоге — социокультурный феномен, поэтому тысячи родителей и учителей разочаровываются в результатах своих воспитательных усилий.
Для получения гарантированных, массовых результатов необходима особая технология опосредованного воздействия на формирующуюся личность, создающая условия для её позитивного самоопределения. Личностные результаты достигаются как результат опосредованного влияния на личность при условии, что эти влияния будут приняты ею, совпадут со встречными движениями её внутреннего мира и станут результатом резонанса внешних и внутренних факторов.
С учётом сказанного, не ребёнка нужно готовить к школе, пресловутая «предшкольная подготовка», это школа должна встречать каждого, учитывая его особенности, создавая условия для самотворения его личности. Эта одновозрастная социальная среда одноклассников, с которыми контактирует ребёнок с первого дня в школе, его социальная среда. Именно эта среда в условиях педагогического воздействия формирует интеллектуальные и эмоциональные установки поведения у индивидов путём вовлечения в деятельность. Именно организация деятельности позволяет использовать более эффективные способы управления, такие как подражание, игровое воспроизведение, потребность в совместной работе.
В условиях дефицита мотивирующих и стимулирующих влияний социума важно использовать природное стремление детей к группо-
вой организации и превратить школьный класс в первичную педагогическую систему, состоящую из различных групп учащихся, взаимодействующих в условиях учебных и воспитательных процессов. Согласно исследованиям, произведённым под руководством академика А. Петровского, такая среда взаимодействующих групп опосредует межличностные отношения, а учебная группа формирует модели поведения.
Основатель философии образования Дж. Дьюи утверждает: «Когда человека захватит эмоциональная атмосфера группы, он сможет принять и конкретные цели, к которым она стремится, и средства, используемые для достижения успеха. Иными словами, его убеждения и идеи примут общую для группы форму. Он также приобретёт в общем тот же запас знаний, поскольку именно они составляют основу его привычных занятий».
Общение и деятельность в составе групп побуждают мышление, создают необходимые условия учения — развития ребёнка. В процессе деятельности и сопутствующего общения формируются качества ребёнка, накапливается социальный и образовательный опыт — истинное содержание образования.
Речь сегодня идёт не просто о групповой организации обучения, группа как педагогическая система — результат деятельности педагога. Это искомое социальное сообщество, в котором и формируется личность. Особенности такой группы: взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопомощь, совместная деятельность. Так создаётся среда, которую Д. Дьюи называл «уравновешенная общность», а Ю.В. Громыко называет «личностно-образующей общностью».
Организация вариативного образования
Вариативное образование отличается более сложной многоуровневой организацией.
В многокомпонентной школе формируется минимум два, а может быть и больше функциональных подразделений отражающих сложный компонентный состав содержания.
Классы и уроки всеобуча, помимо собственных функций, становятся базой для формирования структур вариативного образования первым уровнем образовательного или формирующего общения. В начальной школе уже давно существует предмет «Окружающий мир». Только этот предмет оказался пригодным для организации проектной деятельности и формирующего общения уже в начальной школе, начиная с первого класса.
При всех недостатках, связанных с тем, что авторы не до конца понимают сами предназначение предмета и втискивают на его страницы ненужную информацию и даже фундаментальные понятия, «Окружающий мир» позволяет создать на его материалах насыщенную побуждающими факторами среду, многообразную деятельность и соревнование — конкуренцию по её итогам.
Соревнование между классами одновозрастной параллели в виде конкурса-семинара — образец массового общения и взаимодействия и демонстрации достижений учащихся в различных видах деятельности. Подробно об этом: «Е.Б. Куркин. Проект модульной школы первой ступени. Теоретическое обоснование, технологические подходы. М. ФИРО 2016 г.» Объединяющим началом структуры вариативного образования в основной школе — мегате-ма, для основной школы это «картина мира, его понимание и формирование мировоззрения».
Мегатема позволяет выстроить структуру взаимодействующих групп, реализующих проектные задания, которые они выбрали из предложенных исследовательских вариантов: эпистем. Мегатема настолько богата материалами, способными заинтересовать подростков, что группы, имеющих общий интерес, лучше комплектовать на базе возрастной параллели.
Это позволяет укомплектовать группы проектов подростками, действительно проявляющими интерес к конкретной теме. Количество групп тоже имеет значение. Они специализируются
по отношению к теме: одни — исследовательские, готовят материал по теме проекта и общий реферат, другие готовятся оппонировать, третьи делают экспертное заключение. В конечном итоге все группы проявляют компетентность по теме. Общая деятельность позволит создать полноценную структуру взаимодействующих коллективов, функционально различающихся, но взаимодействующих в рамках мегатемы.
Особое значение в условиях взаимодействующих групп имеет конкуренция — соревнование, а также кооперация и внешняя оценка, в условиях конкурсов-семинаров по тематике проектов — это двигатель мотиваций. Соревнование, конкуренция, кооперация, формирующее общение, позволяют сформировать среду, насыщенную побуждающими факторами, личностно — образующую общность как результат тесного взаимодействия групп, связанных общими интересами.
Вариативный компонент связан с дополнительным образованием. Реализация проектных заданий — это вариативность в конкретике определённой темы, но она реализуется многообразием способов, требующих от исполнителей находчивости, творчества, проявления всех способностей и предпочтений. В условиях проектной деятельности проявляются новые качества личности и устойчивые интересы, требующие подкрепления в стабильных условиях дополнительного образования. Вариативное проектирование становится базой для дополнительного образования, оно обеспечивает устойчивые интересы мотивационной подпиткой. Все три уровня образовательного общения и взаимодействия и составляют личност-но-образующую общность.
В результате различных видов группового взаимодействия возникает современная многофункциональная образовательная организация нового типа, соответствующая требованиям дня сегодняшнего. НО