Научная статья на тему 'Школа в условиях стандартизации'

Школа в условиях стандартизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / РЕАЛЬНАЯ ШКОЛА / IDEA / INFORMAL EDUCATION / DEVELOPING EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL / COMPULSORY AND AFFORDABLE EDUCATION / MODULAR SCHOOL / JUNIOR TEENAGER'S SCHOOL / ACADEMIC SCHOOL / REAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куркин Евгений Борисович

Развитие образования во многом зависит от «климата» в самом образовании, в способах управления им, климата, определяющего его идеологию: консервативную, нацеленную на сохранение существующих устоев определенной упорядоченности, нацеленности содержания на сохранение «достигнутого», не учитывающего изменений, происходящих в окружающих средах. И климата, способствующего появлению новых идей, обеспечивающего их поддержку и тем самым благоприятного для развития образования, соответствующего времени, учитывающего необходимость совершенствования содержания и технологий. Образование как социальная система по сути своей консервативно; воспринимая новые идеи и попытки изменений как разрушение, оно всячески сопротивляется этим процессам. Инновационные процессы сталкиваются, в первую очередь, с идеологией системы, с тем, как она реагирует на новшества. Поэтому изменения начинаются с борьбы идеологий. Обновление идеологии не менее важно, чем внедрение инноваций, выживаемость которых зависит от идеологического сопровождения инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куркин Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL IN THE CONDITIONS OF STANDARDIZATION

The development of education in many respects depends on the „climate” in the education itself, in the ways of governing it, the climate that determines its ideology: conservative, aimed at preserving the existing foundations: a certain orderliness, focus of content on preserving the „achieved”, that does not take into account the changes occurring in the surrounding environments. And the climate conducive to the emergence of new ideas that provide their support, and thus, favorable for the development of education of the appropriate time, taking into account the need to improve the content and technology. Education as a social system is inherently conservative, perceiving new ideas and attempts of changes as some destruction, in every possible way resists these processes. Innovative processes are faced primarily with the ideology of the system, with the way it reacts to innovation. Therefore, changes begin with the struggle of ideologies. The update of ideology is no less important than the introduction of innovations, the survival of which depends on the ideological support of innovative processes.

Текст научной работы на тему «Школа в условиях стандартизации»

1УДК 371 ББК 74.20

ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Е. Б. Куркин

Аннотация. Развитие образования во многом зависит от «климата» в самом образовании, в способах управления им, климата, определяющего его идеологию: консервативную, нацеленную на сохранение существующих устоев - определенной упорядоченности, нацеленности содержания на сохранение «достигнутого», не учитывающего изменений, происходящих в окружающих средах. И климата, способствующего появлению новых идей, обеспечивающего их поддержку и тем самым благоприятного для развития образования, соответствующего времени, учитывающего необходимость совершенствования содержания и технологий. Образование как социальная система по сути своей консервативно; воспринимая новые идеи и попытки изменений как разрушение, оно всячески сопротивляется этим процессам. Инновационные процессы сталкиваются, в первую очередь, с идеологией системы, с тем, как она реагирует на новшества. Поэтому изменения начинаются с борьбы идеологий. Обновление идеологии не менее важно, чем внедрение инноваций, выживаемость которых зависит от идеологического сопровождения инновационных процессов.

Ключевые слова: идея, неформальное образование, развивающее обучение, саморазвитие личности, обязательное и доступное образование, модульная школа, школа младшего подростка, академическая школа, реальная школа.

SCHOOL IN THE CONDITIONS OF STANDARDIZATION E. B. Kurkin

Abstract. The development of education in many respects depends on the „climate" in the education itself, in the ways of governing it, the climate that determines its ideology: conservative, aimed at preserving the existing foundations: a certain orderliness, focus of content on preserving the „achieved", that does not take into account the changes occurring in the surrounding environments. And the climate conducive to the emergence of new ideas that provide their support, and thus, favorable for the development of education of the appropriate time, taking into account the need to improve the content and technology. Education as a social system is inherently conservative, perceiving new ideas and attempts of changes as some destruction, in every possible way resists these processes. Innovative processes are faced primarily with the ideology of the system, with the way it reacts to innovation. Therefore, changes begin with the struggle of ideologies. The update of ideology is no less important than the introduction of innovations, the survival of which depends on the ideological support of innovative processes.

Keywords: idea, informal education, developing education, self-development of the individual, compulsory and affordable education, modular school, junior teenager's school, academic school, real school.

Идея развивающего обучения и саморазвитие личности

Многие годы главной идеей современного образования было и остается развивающее обучение. Эта идея хорошо вписалась в существующую систему, она на многие годы защитила школу от нападок тех, кто требовал от школы реального развития детей. Не попутного, между делом, обучения, а специальной развивающей самодеятельности.

Обучение - это тренинги: совершенствование знаний, умений, навыков, универсальных действий и даже индивидуальных способностей. По своему характеру эта деятельность носит репродуктивный характер. Нельзя сказать, что тренинги не способствуют развитию ребенка, но, к сожалению, этого явно недостаточно.

Опыт показывает: если хочешь получить реальный результат, выдели предмет, не должно быть развивающего обучения, воспитываю-

щего обучения, потому что на самом деле есть обучение, некачественное по той же причине, но оно есть. А вот ни развития, ни воспитания в школе на самом деле нет вообще.

Образование есть процесс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования приобретенного образовательного опыта. Приобретая что-то новое на очередном уроке, ребенок постоянно перестраивает существующие, сложившиеся на предыдущем материале представления. Те порции материала, которые ежедневно сваливаются на голову ученика, - просто тренинг памяти, а развитие - это самодеятельность по систематизации этих завалов. Как это делается на первых порах: с помощью учителя, родителя, репетитора - для нас не столь важно, но это как раз и есть развитие по отношению к обучению, и оно необходимо как специальная и систематическая деятельность.

В конечном итоге, самотворение личности приводит учащегося к самостоятельной систематизации пока еще материалов и перестройке собственного, формирующегося в ходе этих процессов образовательного опыта, его постоянного совершенствования и обновления в условиях групповой деятельности. В группе необходимо осмыслить собственный опыт, сформулировать и изложить его так, чтобы поняли все члены группы, а для этого необходимо изучить их опыт. Но наиболее эффективным этот процесс становится в условиях полной самостоятельности при реализации творческих проектов, где развитие определяет учебные задачи.

Современной школе необходимы специальные программы развивающей деятельности, если хотите, специальный предмет, например «Проектная деятельность». Как отмечал основатель философии образования Д. Дьюи: «Цель школьного образования - обеспечить возможность его продолжения, а для этого нужно сформировать способности, поддерживающие развитие» [2, с. 53]. Поэтому на самом деле формирование способностей, поддерживающих развитие, - главная цель и идея школьного образования.

Безусловно, при таком подходе предметные и метапредметные результаты являются одним из факторов, влияющих на формирование результатов личностных. При этом сово-

купность факторов влияния и формирования личностных результатов гораздо богаче, чем фактически используемые, традиционные для современной школы.

Раннее обучение и дошкольное образование

Развитие - процесс непрерывный, поэтому, прежде всего, необходимо понять, что каждый уровень образования вносит в этот процесс свою лепту, когда в определенном возрасте наиболее эффективно усваиваются те или иные элементы, обеспечивающие общее продвижение личности в собственном саморазвитии.

Наши надежды на то, что разработанный недавно стандарт дошкольного образования изменит идею, которую группа известных специалистов дошкольного образования много лет внедряла в общественное сознание,- это мысль о самоценности дошкольного детства, «значимого само по себе и без всяких условий». Но стандарт ничего не добавил, помимо того, что объявил дошкольное образование полноценным уровнем общего образования. Поправки 2016 г. - минимальная попытка наполнить этот уровень образовательным содержанием, вроде кое-что в этом направлении сделали, но стандарт от этого лучше не стал.

Никто не станет отрицать, что детство - особый период, с нашей точки зрения, особо плодотворный для образования детей. Напомним: по этому поводу Дьюи отмечал, что младенец с первых дней своего существования «вынужден учиться движению вместо того, чтобы получить его в готовом виде», как это характерно для большинства животных. Детеныш человека учится весь период «самоценного детства», и в этом как раз и заключается эта «самоценность».

Это, в первую очередь, особая способность к запоминанию - импритингу, подражанию, приобретению опыта, восприимчивости к окружающей среде и одаренности, которые к школьному периоду теряют свою особость. Период дошкольного детства наиболее плодотворен в результатах образования. Если где-либо и как-нибудь организуется специальное обучение дошкольников, то результаты порою удивляют самих организаторов. Учатся дети с удовольствием потому, что в этом проявляется их природа.

Поэтому господствующая идея «не лишайте детей детства», которая имеет в виду как раз попытки раннего обучения детей, абсурдна по своей сути. Детство - отнюдь не время бездумного ничегонеделания Дети самообучаемы и учатся играя, непрерывно приобретая первичные умения и навыки жизни - в этом суть детства. Задача взрослых - сделать этот процесс эффективным для каждого ребенка. Находящиеся в различных средах дети имеют разные условия для образования и самообразования, поэтому именно в этом возрасте дети разительно различаются в своем развитии.

С другой стороны, заставить дошкольника заниматься тем, что не соответствует его природе и сиюминутному интересу, невозможно. Это должны учитывать, прежде всего, педагоги, составляя новые игровые технологии и организуя среду, насыщенную мотивационными факторами.

Споры о том, нужно ли учить детей чтению в дошкольном возрасте, не умолкают уже столетие. Реально же половина детей, приходящих в первый класс в городских школах, читают. Продвинутые родители уже усвоили, что это школьное умение, усвоенное в раннем возрасте, - залог дальней успешной учебы, а наиболее эффективно это умение осваивается в 5-6 лет.

Мария Монтессори, например, считала, что учить читать необходимо одновременно с обучением говорить. А П. В. Тюленев утверждает: «При нормальных условиях развития ходить, говорить и читать ребенок должен начать практически одновременно» [6, с. 43]. О сроках можно спорить. Но сам факт необходимости более раннего обучения и развития детей отрицать нельзя.

Создатели действующего школьного стандарта поставили начальную школу в тупик. Уже в первом классе предполагается овладение целой программой УУД (универсальных учебных действий), но если учесть, что половина класса не читает, то в этих условиях УУД осваивать невозможно. Чтобы это делать, необходим определенный темп чтения и понимания текста. Поэтому дети, не умеющие читать, попадают в группу риска, числятся среди отстающих, а само это обучение отнимает до полутора лет учебного времени у всего класса.

Думаю, что раннее обучение чтению для тех детей, которые проявляют интерес к этому процессу, не будет лишним, не вижу причин это запрещать. Многие дети овладевают чтением в семье и детском саду. Благодаря этой способности ребенок быстро овладевает письменной речью. Рано овладевший чтением ребенок запечатлевает в памяти правильное написание слов. Читающий первоклассник активен во всех образовательных процессах с первых шагов в школе, с ним нет адаптационных проблем. И наоборот, не читающий, а тем более не знающий букв сразу относится в группу риска, он для школы неадаптант.

Образование каждого -принцип, цель, идея демократии

Детство не является прерогативой дошкольного образования, оно продолжается и в школе, но у каждого ребенка по-своему. Образованные и озабоченные родители сопровождают ребенка и в начальной, и в основной школах. Это сопровождение присутствовало и раньше, но после введения нового стандарта без этого не обойтись. В старшей школе родители «не тянут», поэтому нанимают репетиторов.

Реальная успешность сегодня определяется возможностями родителей, мотивационной поддержкой сообщества. Эту школу и это образование никак нельзя назвать демократичным, оно зависит от принадлежности детей к различным слоям населения. Дети все увеличивающейся группы риска - это наследие недооб-разованных, не озабоченных их образованием родителей, низы современного классового общества России.

В школе, где количество таких значительно, отсутствует реальная возможность формирования личностно образующей общности, или, как это называл Дж. Дьюи, «уравновешенной общности» - обязательного условия образования личности.

В отличие от любых форм тоталитаризма, проявляющего беспокойство об образовании лучших, наиболее успешных, обычно принадлежащих к обеспеченным слоям общества, демократическое государство само зависит от образования каждого. «Всенародно избираемая власть может успешно работать только в том случае, если те, кто избирает своих прави-

телей и подчиняется им, образованны» [2, с. 85]. Демократическое общество отвергает внешнее принуждение, его опора - благорасположение образованных масс.

Демократия - это не только и не столько власть и форма правления, это форма совместной жизни. Это общество людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы. В противном случае масса недообразованных и неспособных понимать другого «будет сбита с толку происходящими с ними и вокруг изменениями, не понимая их смысла и значения. В итоге возникнет сумятица, в которой мало кто сумеет извлечь для себя пользу из действий других людей -слепцов, ведомых безумцами» [2, с. 85].

Поэтому мы утверждаем, что качественное общее образование - забота государства и общества, ответственность родителей и учителей, обязанность детей и подростков.

Ликвидация неуспеваемости в школе как явления - общегосударственная идея и назревшая необходимость современного образования. Достижение реального результата в этом многотрудном деле возможно, и в передовых школах этот результат достигается.

Школа в демократическом обществе должна получать от государства и общества реальную поддержку, выражающуюся в финансировании дополнительных занятий с отстающими, так называемое государственное репетиторство. Такой подход культивируется в некоторых странах, например в Японии. Оправданность затрат объясняется тем, что для достижения понимания детям, в силу их индивидуальных особенностей, необходимо различное количество учебного времени. Индивидуальное дополнительное время, затраченное учителем для достижения понимания конкретного материала детьми группы риска, необходимо оплачивать. Только в этом случае учитель несет конкретную ответственность за успеваемость и формирование личностно образующей общности в классе.

Главная цель и идея общего образования -развитие способности и умения понимать другого, учитывать интересы других, согласовывать свои действия с действиями окружающих; формирование качеств личности, владеющей способами самообразования, способной само-

совершенствоваться, развиваясь на протяжении всей жизни, - тех качеств, которые позволяют быть успешным. В общем образовании не должно быть отстающих.

Обязательность и доступность

Обе главные идеи современного общего образования пахнут нафталином прошедшей индустриальной эпохи. Не только потому, что это образование на самом деле и необязательное, и недоступное, а прежде всего потому, что несут идейную нагрузку, не свойственную для образования вообще.

Обязательной может быть только часть содержания общего образования, само же общее образование безгранично, и в этом суть бесконечного спора авторов учебников общего образования, которые пытаются эту безграничность втиснуть в убогие страницы бездарных учебников.

Такой учебник, идеология которого - учеб-никомания, сопровождает каждый предмет школьного общего образования. От учебника в школе процветает принцип обязательности, мифического единого пространства, единообразные технологии обучения и т. д.

Вернемся к той части, которая действительно должна быть обязательной, то есть единообразной и эффективно усвоенной каждым. Это то, что раньше называлось умениями и навыками, а теперь универсальными действиями. Это то ценное, что пришло к нам из нового стандарта и что до сих пор не понято во многих школах. Кроме того, существует необходимость качественного владения языками, и это тоже обязательно.

Своей успешностью неформальное образование в условиях социальной среды обязано собственной естественности, природным качествам человеческого детеныша, естественному интересу - любопытству и связанной с ним непроизвольности режима образовательной самодеятельности. Проявляя интерес, молодой человек работает с увлечением, не замечая времени, не чувствуя усталости.

Наша школьная машина заставляет ребенка работать более 80% времени в произвольном режиме только потому, что она сама решает, что, когда и как он должен изучать. При этом большая часть специалистов, в том числе и ав-

торов учебных материалов, считает, что таким образом, преодолевая себя, учащийся развивает свои способности. И это, наверное, так, только после того, как, приобретя определенный опыт образования, осознав его ценности, ребенок увидел в этом свой интерес.

Модульная начальная школа -новый стандарт

Как мы уже отмечали, новый стандарт в разы увеличил нагрузку на начальную школу, и это связано с универсальными учебными действиями. Печально, но факт, что в практике учебного процесса стандарт никак не проверялся, в спешке готовились учебники. Поэтому получилось как всегда - отыгрываемся на учителях, детях, да еще и на родителях. В итоге рабочий день учащегося 1-2-го класса порою длится 8-9 часов.

Стандарт не ответил на многие вопросы, стоявшие перед образованием, и к множеству проблем, не решаемых десятилетиями, добавил существенно новую, связанную с его внедрением. Стандарт, в виде опережающего задания для практики образования, не имеющей опыта и технологий реализации требований, предъявленных ей, - рискованный ход реформирования образования. Это похоже на шоковую терапию в экономике 1990-х.

В послестандартной начальной школе учитель, качество подготовки которого вызывает сомнения, уже не может тянуть все предметы -необходима специализация. Универсальный учитель-многопредметник как минимум четверть класса оставляет недоученным. Ему самому разобраться бы во всем многообразии новых программ начальной школы!

Поэтому модульная организация позволит ввести в учебный процесс начальной школы учителей-специалистов, связывающих свою педагогическую деятельность с одним из перечисленных модулей:

• модуль универсальных умений и действий;

• предметный модуль языков и литературного чтения;

• предметный модуль математики и информатики;

• познавательный модуль окружающего мира и проектной деятельности;

• модуль двигательной активности, увлечений и творчества.

Каждый модуль представляет собой комплекс программного обеспечения, способов организации учебного процесса, характерных только для него, технологических особенностей, учебных материалов и оборудования. В то же время все модули объединены единством целей и технологиями, обеспечивающими стимулирование, мотивацию и активность учащихся.

Организационной основой полноценной модульной школы начального образования является одновозрастной организационный комплекс, создаваемый на базе нескольких одно-возрастных классов. Классы могут быть сконцентрированы в одной или в нескольких школах, находящихся в шаговой доступности друг от друга.

Модульная организации в условиях одно-возрастного комплекса - это несколько уровней общения и социальной деятельности школьников, соревнование между классами и группами в различных видах деятельности, возможность использовать преимущества соревновательной деятельности для управления процессами образования и самообразования.

Для примера напомним, как мы отмечали ранее, часть класса приходит в школу не читающими. Эта часть - дети, по разным причинам не освоившие чтение до школы, и как показывает практика, эти дети зачастую просто не проявляли к чтению интереса. Они не хотели читать. В школе это дети риска. Для того чтобы их заинтересовать и научить, необходимо дополнительное время и особые технологии, а они существуют.

Комплекс и модульная организация создают условия для внутренней дифференциации учащихся в классах-трансформерах. Часть класса, читающая на уроках чтения, объединяется под руководством одного учителя, это класс-трансформер нормы, другая часть двух классов - дети риска. Оба класса именно на этих уроках работают по разным программам до выравнивания ситуации.

Все это делает традиционный школьный класс открытой системой. Процессы, происходящие в классе, становятся понятными и доступными родителям и образовательному сообществу каждого ученика.

Основная школа -формирование личности

В современных непростых условиях кризиса общего образования основная школа, по общему мнению специалистов, оказалась наименее эффективным и обделенным вниманием звеном. Хотя те же специалисты отмечают необходимость ее особой роли в общем образовании и формировании личности учащегося массовой школы.

Сегодня уровень основного образования провисает между начальной и старшей школой, ничего собственного не привнося в копилку общего образования. Это касается целей, содержания, организации и социализации подростков. Школа явно нуждается в реконструкции.

Ее структура должна строиться с учетом сообразных природе подростка особенностей его развития. Переход мышления на стадию формальных операций позволяет подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь.

Уже в седьмом классе подросток может осмысленно принимать решения по вопросам собственного образования, а это значит, что организаторы образования должны, просто обязаны использовать возникающую возможность его участия в планировании собственного будущего для создания условий дальнейшего образования и развития подростка по наиболее эффективной траектории самообразования и саморазвития. Структура основной школы должна учитывать этот факт, школа с пятого по седьмой - это одна школа, и совсем другая, возможно, с седьмого и наверняка в восьмом и девятом.

Школа младшего подростка должна иметь определенные особенности, отличающие ее как от начальной школы, так и от собственно подростковой. Именно здесь, в этой школе, формируется все, о чем мы говорили ранее, и картина мира, и представления о месте человека в этом мире, усваиваются образцы культуры, формируются модели поведения и т. д.

Школа зрелого подростка позволяет дифференцировать учащихся по их склонностям и

предпочтениям, выявленным на предыдущем этапе школы младшего подростка. Поэтому школа зрелого подростка - это фактически две школы: академическая и реальная.

Академическая школа - это обязательная часть: знакомство с основами наук, в совершенстве владение универсальными действиями и умениями, смысловым чтением, письменной речью, коммуникативными навыками и т. д. Это то, что мы имеем в виду как завершение формирования картины мира и отношения к миру, определение места каждого в этом мире, овладение универсальными способностями, и прежде всего способностями понимания другого. Второе направление связано с вариативным образованием, учебными, творческими проектами и интересовыми занятиями, воспитательной деятельностью, самоопределением, позитивной социализацией.

Реальная школа, помимо минимизированной обязательной части, это школа интенсивного и многопрофильного развития личности подростков из бывшей категории риска, а ко времени школы зрелого подростка - не вполне определившихся в своих предпочтениях и не склонных к интенсивным когнитивным занятиям. Эта школа рассчитана на личностные результаты, проявляющиеся в самых различных сферах человеческой деятельности.

Развитие личностных качеств и способностей учащихся основной школы осуществляется в условиях вариативного образования. Если обязательную часть образования называть всеобучем - обучением для всех, то вариативная - это образование для каждого, в соответствии с его способностями, интересами, образовательными потребностями и запросами.

Проблема современной школы - умелое сочетание обязательной и вариативной частей единого образовательного процесса.

С другой стороны, вариативное образование - это продолжение развития групповой организации класса. Поучаствовав в проектной деятельности, выявив предпочтения и намечающиеся интересы каждого, можно определить и сформировать группы по интересам.

К вариативному образованию будет отнесено и создание сети различных вспомогательных учебных групп, предназначенных для подростков: с дефектами речи, с трудностями за-

поминания, с трудностями чтения, письма, детей с ослабленным здоровьем, переболевшими и т. д.

Реальная школа вариативного образования - это школа полного дня. Она должна располагать возможностями для отдыха, питания учащихся, помещениями для работы малых групп, больших студий, лабораторий, работающих весь день, мастерских, справочно-инфор-мационных центров.

Школа вариативного образования - это постоянные конкурсы, вечера-семинары, смотры, выставки, концерты, олимпиады, выезды в социум и т. д.

Это полная событий, насыщенная педагогическим содержанием внутришкольная жизнь, выносящая в социум плоды своего творчества, влияющая на социум своей социальной направленностью, активностью и молодым задором.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герасимов Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал российского общества: дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2005.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование: пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.

3. Куркин. Е. Б. Проект модульной школы первой ступени. Теоретическое обоснование, технологические подходы. - М.: ФИРО, 2016.

4. Куркин Е. Б., Куркина Т. М. Школьное шоу -рейтинг успешности: пособие для рук. шк. и муницип. органов упр. образованием. - М.: ФИРО, 2009.

5. Куркин Е. Б. Школа подростка - постиндустриальная модель (рукопись).

6. Тюленев П. В. Читать - раньше, чем ходить. Что такое развивающий уход за ребенком? Вопросы, ответы и рекомендации для родителей. - М., 1996.

REFERENCES

1. Gerasimov G. I. Transformatsiya obrazovaniya - sotsiokulturnyy potentsial rossiyskogo ob-shchestva. ScD in Philosophy. Rostov-on-Don, 2005.

2. Dewey J. Demokratiya i obrazovanie. Moscow: Pedagogika-Press, 2000. (in Russian)

3. Kurkin E. B. Proekt modulnoy shkoly pervoy stupeni. Teoreticheskoe obosnovanie, tekhno-logicheskie podkhody. Moscow: FIRO, 2016.

4. Kurkin E. B., Kurkina T. M. Shkolnoe shou -reyting uspeshnosti: posobie dlya ruk. shk. i munitsip. organov upr. obrazovaniem. Moscow: FIRO, 2009.

5. Kurkin E. B. Shkolapodrostka -postindustrial-naya model (manuscript).

6. Tyulenev P. V. Chitat - ranshe, chem khodit. Chto takoe razvivayushchiy ukhod za rebenk-om? Voprosy, otvety i rekomendatsii dlya rodite-ley. Moscow, 1996.

Куркин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования e-mail: [email protected]

Kurkin Evgeny B., PhD in Education, Chief Researcher, Federal Institute of Education Development e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.