УДК 371.2
ШКОЛА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Евгений Борисович Куркин,
ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук, Москва
Так уж исторически сложилось, что все три ступени общего образования в России пришли к «единой трудовой школе», основная идея которой — сохранение преемственности ступеней образования. Методическое обеспечение такой единой системы ограничивалось методикой проведения урока в условиях чёткого распределения знаниевого содержания на предметной основе. При этом методики разновозрастных ступеней мало чем раличались принципиально.
В этих условиях основная школа, по общему мнению специалистов, оказалась наименее эффективным и обделённым вниманием звеном общего среднего образования в России.
• школа младшего подростка • обязательный всеобуч • вариативная составляющая • дополнительное образование • позитивная социализация
• образовательное знание
Провальное звено в системе обязательного общего образования
Ни один специальный справочник, а также выпуски педагогической энциклопедии никак не характеризуют основную школу. Начальной и средней школе посвящены обширные энциклопедические статьи, характеризующие начальный и завершающий этапы школьного обучения со всех сторон, а вот основная школа упоминается в контексте общего среднего образования, предоставляемого «полной» средней школой как неполное среднее образование, и всё! Кажется, специалистам сказать об этой школе нечего. В то же время основная школа
обеспечена итоговой аттестацией и документом о её окончании, подтверждающим, что такое неполное среднее образование всё-таки существует!
На самом деле основная школа — школа подростка: 5—9-е классы, что соответствует среднему школьному возрасту. Эта школа — особый этап школьной действительности, особо сложный этап, как и сам подросток. Подростковый возраст требует внимания, но и школа, которая занимается этим возрастом, и сами подростки этим вниманием обделены. Весь подростковый сегмент общего образования рассматривается как некий промежуточный этап на пути
« Т1
к старшей школе. 1 акое отношение к основной школе и её контингенту базируется на очевидной недооценке её роли в системе общего образования.
Образование и растущий, развивающийся, становящийся человек рассматриваются в условиях существующей системы образования как отдельные, не связанные между собой сущности. Качества ученика оцениваются школой по его усердию в овладении тем материалом, который предписано учителям «вложить» в его память и сознание на определённых этапах обучения.
О о
С этой точки зрения в среде учителей и специалистов основная школа считается провальным звеном в системе обязательного общего образования. Изучая основы наук в фундаментальных условиях первого концентра, школа не в состоянии добиться качественного образования как из-за отсутствия сензитивных возможностей, так и мотивированности значительной части учащихся. Учебные курсы предельно сжаты, материалы не представляют интереса для подростков, особенности поведения которых связаны с иными сферами деятельности.
В результате современные международные исследования подтверждают, что до 40% учащихся девятых классов нашей основной школы не получают образования соответствующего уровня. Эти роковые 40% характерны для основной школы со времён перехода на обязательное общее среднее образование ещё в 70-е годы прошлого столетия. Обследования выпускников девятых классов в Москве уже в наше время показали, что только 14,5% из них умеют работать с текстом, а 13,3% — с устными источниками информации.
Основное образование: структура содержания. Обязательный всеобуч
В последнее время всё чаще, и теперь на официальном уровне, в обороте документов наряду с «основным образованием» используются категории обязательного, базового, вариативного, дополнительного, позитивной социализации — касаемо содержания всё того же общего образования.
Начнём сначала: обязательность образования — категория политическая: это повинность, а также право граждан. Со стороны государства — это обеспечение его бесплатности.
С точки зрения самого образования — абсурдность общего образования как обязательного очевидна. Обязательным может быть какая-то его часть, программа минимум. Всё необозримое содержание, которое можно отнести к общему образованию, в пределах которого мы плаваем со своими программами, обязательным быть не может.
Потому что эта обязательность уничтожает саму суть содержания образования как социального опыта человечества — необозримого и неисчерпаемого, непрерывно развивающегося. Настоящее образование может быть только общим, вот таким необозримым, это на его базе обеспечивается профессиональная подготовка. Уточняем: не образование, а подготовка.
Часть образования, функционально обеспечивающая зрелость личности, её способность строить собственную траекторию в образовании, а в дальнейшем достойное существование в условиях современного общества, составляет содержание обязательного всеобуча.
В качественном всеобуче заинтересованы общество и государство, родители и работодатели. Без него не могут обойтись молодые: всеобуч, обеспечивает дальнейшее образование, самообразование, вариативное и дополнительное образование, непрерывное образование, позитивную социализацию подрастающих поколений. Именно поэтому в какой-то мере его качество определяет состояние образования в целом.
Всеобуч — это образование для каждого, статус обязательности определён Конституцией и законом. В то же время конкретное содержание обязательной части общего образования никак не определено и ничем не ограничено, помимо стандарта с его примерными программами и безразмерным фундаментальным ядром, ориентиров нет.
Задача определения пакета обязательного всеобуча становится всё более злободневной в связи с всё большим размыванием границ знаниевого (предметного) компонента и спорами об образовательном знании и фундаментальном. Это не значит, что в базовом обязательном образовании должна существовать одна программа и один учебник. Варианты программ, учебников никак не мешают, а, наоборот, увеличивают возможности качественного всеобуча. Ведь на самом деле они все должны вести к одному признаваемому обществом результату
Оппоненты утверждают, что образование «советской» поры было более качественным, потому что представляло собой репродуктивное заучивание и воспроизведение материалов единого учебника. Это значит, что его содержание было чётко ограничено единым учебником-стандартом. Поэтому, с точки зрения ретроградов, беда современного образования как раз и заключается в отсутствии этого единого и единственного учебника. В их понимании требования вариативного подхода разрушают фундамент современного образования и отрицательно влияют на качество современного всеобуча.
Вместо того чтобы огульно отрицать обвинения ретроградов, пора задуматься и понять, что они в чём-то правы — обязательное, вариативное и дополнительное в образовании должно быть и теоретически и на практике разграничено, требования к каждому из них различающимися, результаты — несравнимыми.
Это разные программы, разные результаты, учителя, учебные часы, методики и технологии. Смешивать всё в одном процессе — значит существенно снизить его эффективность. Поэтому первый этап трансформации содержания общего образования — это теоретическое и практическое оформление его процессов в рамках общего образования, их специализацию — размежевание.
Вариативная составляющая
Не менее важно определить «зону» возможностей и приоритетов содержания вариативной части знаниевого содержания. Всё больше неопределённостей с дополнительным образованием: содержанием, формами организации, учебным временем, кадрами и его взаимопересечениями с обязательным содержанием.
В этом разделении общего образования на обязательное, вариативное, дополнительное, позитивную социализацию мы должны двигаться не от содержания, которое может и повторяться в разных блоках: расширяясь, сужаясь, обобщаясь, а от его индивидуального восприятия ребёнком, подростком. Обязательное строгое, безальтернативное, поурочно-тематическое, а главное, не подлежащее выбору. Обязательное должно быть усвоено каждым учащимся с положительным результатом.
Вариативное связано с большими степенями свободы — это не обязательно класс, это более свободные формы организации, выбор тематики, оценивание результатов, но, главное, здесь есть выбор, правда, не совсем свободный — выбор из вариантов.
И совсем свободный выбор — дополнительное образование. Это то, куда подросток идёт по своей собственной воле, а, главное, может и не идти! Это хобби — любимое занятие, непроизвольное внимание, творчество, праздник души.
Новая структура основной школы — школа младшего подростка
Структура новой школы строится с учётом сообразных природе подростка особенностей его развития, а также соответствует тем целям, которые перед этой школой ставятся. Известно, что к 13—14 годам завершается созревание функциональных блоков головного мозга подростка. Это означает переход мышления на стадию формальных операций, что позволяет подростку выстраивать
собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать поведение, эмоции, речь.
Практически к завершению обучения в 7-м классе подросток может осмысленно принимать решения по вопросам дальнейшего образования, а это значит, что организаторы образования должны, просто обязаны, использовать возникающую возможность его участия в планировании собственного будущего для создания условий дальнейшего образования и развития подростка по наиболее эффективной траектории самообразования и саморазвития. Структура основной школы должна учитывать этот факт: школа с пятого по седьмой — это одна школа, и совсем другая в восьмом и девятом.
Школа перехода от младшего школьного возраста к среднему, это младший подросток, должна иметь определённые особенности, отличающие её как от начальной школы, так и от собственно подростковой. Именно здесь, в этой школе, закладываются фундаменты формирования картины мира и представлений о месте человека в этом мире, усваиваются образцы культуры, формируются модели поведения.
Школа младшего подростка социокультурного типа — это реализация функций:
• усвоения базового когнитивного содержания, универсальных умений и действий, приобретения опыта проектной и групповой деятельности
в учебных проектах;
• самоопределения в условиях выбора вариантов вариативной части основного образования, инте-ресовых занятий и творческих проектов в условиях дополнительного образования;
• самоопределения в условиях позитивной социализации, социальных практик;
• определения отношения к труду, трудовым практикам, формирования трудовых навыков, практик трудовых отношений и коллективного труда.
Чтобы охватить всю проблематику школы младшего подростка, необходимы по меньшей мере четыре функциональных блока:
• базового образования;
• вариативного образования, самоопределения и трудовых практик;
• интересовых занятий и творческих проектов;
• воспитания и позитивной социализации.
В условиях такой многофункциональности организационная структура школы младшего подростка строится с учётом личностных возможностей ученика и состоит из нескольких центров, отделений,
" ТУ"
подразделений. Каждое подразделение — это программа, среда, кадры.
Структура образовательных процессов определяется учебным планом, режимом, расписанием. Учебный план школы младшего подростка должен учитывать его неусидчивость, склонность к движению, перемене мест.
Нагружать младшего подростка полной санитарной нормой учебного дня в 6 учебных часов не имеет смысла: проверено — пятый, а особенно шестой урок малопродуктивны!
Для осмысленных занятий теоретическими предметами базового цикла достаточно 4-х утренних уроков, завершающихся к 12—13 часам дня. Четыре часа — это социология (интегрированный курс образовательных знаний о человеке и обществе), естествознание (интегрированный курс образовательных знаний о природе), математика, языки (словесность: русский и иностранные языки, литература).
После обеденного перерыва — вторая половина учебного дня. Расписание второй половины дня должно учитывать различающиеся между собой подразделения школы подростка и создавать условия для свободы выбора. Монополия какого-либо подразделения губительна для всего дела образования.
Базовое образование. Образовательное знание (Блок базового образования)
Исходя из того, что цель базового образования — личностные результаты: знание об окружающем мире прочное, осмысленное, усвоенное как образцы культуры, опыт человечества — основание
для дальнейшей учёбы и жизнедеятельности. В то же время это знание не фундаментально, овладение им не ставит целью усвоение основ наук — фундамента научных знаний. Это образовательное знание, здесь всё нацелено на формирование картины мира и места человека в нём, ценностного отношения к окружающей действительности и мировоззрения, а также развития универсальных способностей:
• способности к концептуальному мышлению (целостному видению мира сквозь призму самореализации) ;
• способности к проживанию в обществе себе подобных, выстраивание взаимоотношений
с позиции сопереживания общему благу;
• способности воплощать целостное представление о мире и об общем благе в осмысленной для себя творческой деятельности1.
Знание необходимо подростку как материал для строительства и конструирования собственных миров, собственного понимания окружающих сред и самоопределения в них.
Образовательное знание — результат особой организации научного знания, преобразуемого в условиях образовательных процессов. Образовательные процессы в подростковом возрасте становятся эффективными в условиях формирующего общения, возникающего в условиях совместной деятельности с ровесниками.
Фетишизация фундаментального знания и его консервация в фундаментальном ядре образовательного стандарта превращают это знание в склад информации. Образование должно иметь дело с живым знанием, рождённым в конкретном образовательном процессе. Знание в образовании приобретает различные формы в зависимости от ступени обучения и его роли в развитии учащегося.
В условиях основной школы требуется новое понимание знания, именно на этом этапе знание, используемое в образовании по своему
1 Герасимов Г.И. «Трансформация образования — социокультурный потенциал развития российского общества», дисс... д.фил.наук. — М. 2013.
прямому назначению, обретает форму «образовательного знания».
Конвергентный характер образовательного знания в школе младшего подростка. Универсальные умения и действия
Сам подход к отбору учебных материалов в школе младшего подростка характерен и для современной науки, всё более поворачивающейся к конвергентности, взаимопроникновению наук. «Мы достигли той стадии, когда дальнейшее развитие науки, образования, промышленности возможно на междисциплинарной основе, конвергенции, взаимопроникновении наук и технологий, ведь сама природа конвергентна по своей сути» .
Для нас имеет особое значение, что природа конвергентна по сути. Поэтому образовательное приятие её как целостности возможно на материалах конвергентных по своему характеру. Это образование, обеспечивающее восприятие мира во всём многообразии и одновременно целостности и единства, осознание ответственности за его хрупкое равновесие и сохранность перед настоящими и будущими поколениями.
Поэтому модуль конвергентных знаний — базовый для формирования основ мировоззрения и ценностных установок. Основная школа — это самое благоприятное время для формирования в сознании ученика целостного мировосприятии и системной картины мира. «Поэтому объектами изучения в основной школе могут быть не «учебные предметы» — искажённые копии огромных научных массивов, а проблемно-познавательные темы, или эпистемы, для работы над которыми учащимся и учителям придётся привлекать сведения из различных областей
3
знания» .
2 Ковальчук М. От синтеза в науке — к конвергенции в образовании // Образовательная политика. —
2010. — № 11-12. — С. 32.
3 Лысенко В.С., Маленков А.Г. Введение в аутогностику и теорию знания. — М., 2006. — С. 9.
В рамках перечисленных нами четырёх предметных курсов и программ необходимо будет создать интегрированные модули знаний конвергентного, межпредметного характера. В рамках общего курса «Естествознание», состоящего из эпистем типа: «Живая природа», «Вещество», «Энергия», «Земля», сформировать общие представления об окружающем мире природы. Общий курс «Обществознание» позволит на примере эпистем «Цивилизации», «Страны и народы» «Государство» ввести подростков в круг понятий социальной направленности, а эпистема «Человек» обеспечит связь между первым и вторым.
Интегрированный курс «Словесность» позволит по-другому подойти к преподаванию литературы и языков в школе младшего подростка. Литературный герой — повод и предмет изучения эпохи, её нравов и обычаев, языка. Это — эмоции и чувства, накал страстей, появление позиций, мнений, взглядов и убеждений. Литература — мощный источник эмоционального образования. Упадок такого образования во многом объясняется упадком в преподавании литературы.
Возможность выстраивать цепочки эпистем в логике учебного процесса, а не по задумке авторов учебников и программ, позволяет осмысленно подходить к содержанию собственного образования ученикам, а также становится условием для педагогического творчества учителя. Такой подход позволяет свободно ориентироваться в проблематике, владеть структурой, понимать и удерживать в памяти крупные блоки содержания, что само по себе — шаг к пониманию мира в единстве и многообразии.
Качество усвоения образовательных знаний зависит от владения подростками универсальными умениями и действиями. Поэтому это одна из важнейших задач обучения, и это при том, что возрастные особенности подростка не способствуют решению этой задачи. Эффективность зависит от той технологии, которую необходимо разработать и опробовать в экспериментальном режиме.
В условиях специализации — это отдельный предмет. Специалист, которому будет поручено организовать деятельность блока универсальных умений и действий в школе младшего подростка, должен определить уровень владения умениями и действиями выпускников начальной школы.
В отличие от начальной школы тренинги в 5—7-х классах основной школы предполагают уравновешенную общность учащихся, уже владеющих элементарными умениями чтения и письма на уровне, позволяющем «работать» с универсальными действиями в темпе, характерном для всего класса.
Вариативное образование в школе младшего подростка (Блок вариативного образования, самоопределения и трудовых практик)
Основная школа — это момент истины. Именно в это время культурные модели выстраиваются в определённом порядке, создавая картину мира и мировоззрение подростка, а подросток мечется в поисках недостающих фрагментов. Эти метания заканчиваются по-разному, порою даже трагически.
Пути этих поисков неисповедимы, но задача школы — создать необходимый, хотя бы минимальный запас вариативных возможностей восполнить те пробелы в школьном образовании, которые не позволяют подростку завершить самостроительство его картины мира.
Поэтому задача модуля вариативного содержания — обеспечить потребности позитивной социализации подростка, его самоопределения относительно моделей, ценностей и образцов мировой культуры.
Вариативное образование потому и вариативное, что предоставляет возможность выбора и поиска вариантов самоформирования личности, ответа на те вопросы, которые в условиях жёсткой системы обязательного всеобуча не находят ответа. Вариативное образование строится в зависимости от особенностей и запросов конкретного контингента учащихся, территориальных условий и возможностей.
К вариативному образованию необходимо отнести предметы невербального
содержания, традиционные для основной школы. Это увеличит возможности школы в области гуманитарного содержания. Повышение эффективности этих предметов — одна из основных задач нового образования уже потому, что для подростка, его гармоничного развития, роста его человеческого капитала оно просто необходимо.
Сами эти предметы не терпят традиционной классно-урочной организации. Поэтому должны быть дополнены определённым набором кружково-студийных, клубных форм организации.
Вариативное образование — это время проектов. Прежде всего это проекты, связанные с тематикой базового блока. Проекты, о которых идёт речь, — способ расширения «обязательного» знания с учётом интересов и предпочтений школьников. Они создают возможность для образования: учебных-развивающих, воспитательных-фор-мирующих, творческих-эвристических, организуемых на стыке учебной, классной деятельности и внеклассной самодеятельности в послеобеденное время.
В основной школе проект используется во всём разнообразии программ основного образования. Речь идёт о проектах — центральном звене процессов в образовании, создающем условия для самотворения личности, обеспечивающем формирование мотивацион-ных сред, групповое и межгрупповое взаимодействие, сотрудничество и соперничество — основу соревнования и рейтингов.
По своему значению они, а не всеобуч, становятся смысловым центром образования, обеспечивая потребности самотворения личности. Именно эти проекты — событие в школьной жизни, поэтому их защита, презентация — комплексное мероприятие, праздник, школьное шоу, где музыка, пение, драматизация — обязательные составляющие отчёта.
Организатор проектной деятельности и всего, что связано с ней, — новая специальность
в школе. Блок вариативного образования — координатор взаимодействия других блоков, участников проектного комплекса.
Самоопределение и дифференциация подростков
Одна из задач блока вариативного образования школы младшего подростка — дифференциация учащихся, которые к 7-му классу склонны к научно-практической, творческой гуманитарной, исследовательской деятельности или предпочитающих занятия, связанные с конструированием, изготовлением предметных моделей, обслуживанием и управлением техникой, с тем, что можно весьма условно назвать «ручной труд».
Поэтому сеть предметных кружков, лабораторий «подразделения» предназначена не только для углублённого изучения предметного содержания в виде исследовательских проектов, но и в целях профильной ориентации.
Многопрофильные мастерские, с правом для учащихся выбора профиля, позволяют выявить школьников, склонных к «ручному» труду.
Для определившихся учащихся подразделение профильной подготовки предлагает обеим группам учащихся, начиная с 7-го класса, соответствующее их интересам занятие, финансирование которого возможно на основе государственно-частного партнёрства. Спецкурсы выбираются в условиях неполной свободы выбора, другими словами, выбор обязателен в рамках предложенных вариантов.
То же подразделение организует практики для подростков, проявляющих склонности к ручному труду, предлагая ряд занятий соответствующего содержания: собственно ручной труд в современном его виде; труд по обслуживанию и использованию техники; труд в сельском хозяйстве; труд в сфере услуг: в торговле, общепите, ремонте домашней техники.
Интересовые занятия и творческие проекты в школе младшего подростка (Блок дополнительного образования)
Так как интересы подростка проявляются в различных областях деятельности, этот модуль обеспечивает как программы превышающего базовый уровень предметного содержания, так некогнитивные направления творческой деятельности.
Основная особенность этого модуля — полная свобода выбора интересовых занятий, которые может предложить школа и территория образования. Это сеть кружков, студий, клубов, организующих деятельность по независимым программам творческой и интересовой направленности. Это хобби, увлечение, пристрастие, то, чему потом человек может посвятить жизнь, а в условиях современной школы почему-то называют дополнительным образованием.
Это студия или даже школа искусств (рисунок, живопись, мультипликация), истории живописи.
Музыка — это музыкальная школа: инструменты, история музыки, студии вокального, хорового пения.
Искусство слова: киностудия, студия литературного творчества, художественное чтение, межшкольный театр.
И наряду с этим кружки и факультативы по предметам образовательного знания — мини-школы: языков, математики, биологии, а также техносфера: межшкольный технопарк. Повторимся, посещение кружков, студий, молодёжных клубов, мини-школ дополнительного образования добровольное, при полной свободе выбора.
Дополнительное образование не входит в структуру школы — оно самостоятельно, имеет собственных учредителей — это минкульт, мин-спорт, благотворительные фонды, родительские ассоциации, некоммерческие организации, частные предприниматели.
Школа заинтересована в развитии сети учреждений дополнительного образования в её микрорайоне. Она не только заинтересована, но и проявляет инициативу формирования недостающих звеньев этой сети на базе частно-государственного партнёрства.
Важно, чтобы школа, как это водится, не догружала работников кружковой работой в большинстве фиктивной. Учитель и работник сферы дополнительного образования — разные специальности. Поэтому предметники базового блока не должны работать ни в условиях вариативного блока, ни в кружках и студиях дополнительного образования.
Почему, несмотря на его полную самостоятельность, включаем блок дополнительного образования в структуру школы младшего подростка? Потому что такой и именно самостоятельный блок дополнительного образования соответствует концепции новой школы. Самостоятельный, независимый, реализующий право школьника на свободный выбор занятия и в то же время координирующий деятельность с основной школой, так как он в этом заинтересован.
Различные подразделения в школе полного дня, разворачивающей деятельность и во второй половине дня, порождает конкуренцию за право использования полезного времени школьника. Чтобы создавать возможности участия школьников в разнообразной деятельности в рамках блока вариативного образования, составляется расписание второй половины школьного дня. Учреждения дополнительного образования заинтересованы в таком регулировании, а также в участии в общешкольных проектах, конкурсах, выставках.
В условиях обязательного базового, выбираемого вариативного, воспитательного компонентов системы образования подростка интересовый компонент соперничает за активное время каждого ученика, имея одно преимущество — интерес. Интересным для подростка должно быть содержание деятельности кружка, студии, технопарка, интересными, привлекательными должны быть руководители кружков и студий, а формы организации их деятельности — нетрадиционными.
Воспитание и позитивная социализация в школе младшего подростка (Блок воспитания и позитивной социализации)
Академик А.М. Новиков отмечал: «Теперь же всё больше осознаётся та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом — сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессио-
4
нальная компетентность» .
Человек начинается с воспитания — направленного воздействия социального окружения на формирующуюся личность с целью приобщения её к моделям поведения принятым в условиях конкретного социума. Модели поведения — это в чём-то итог образования и воспитания. В моделях поведения, в реальных поступках проявляется личность, результаты её самоопределения по отношению ко всему тому, что было содержанием образования и воспитания. Воспитание имеет прямое отношение к этим моделям, оно тренажёр поведения.
Присваивая модели поведения под воздействием социальных сред, самоопределяясь и подражая избранным личностью образцам, а также под воздействием требований, предъявляемых обществом, семьёй и образовательным сообществом, личность определяет для себя линию поведения, в этом смысле воспитание вариативно.
В то же время если вариативное образование позволяет личности проявлять предпочтения и это поощряется обществом, то результаты воспитания не имеют альтернативы. В этом суть позитивной социализации, и эта позиция общества должна быть жёстко представлена.
Разделить учебную и воспитательную деятельность в школе достаточно сложно по той
4 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. — М.: Из-во «Эгвес», 2008. — С. 12.
причине, что, решая учебные задачи, мы реализуем и цели воспитания.
Но выбор того, как личность поведёт себя в сложившейся ситуации, в конечном итоге зависит не от знания правил и норм, а от того, какими ценностями она руководствуется. Конечная цель воспитания и образования — самоопределение личности по отношению к этим ценностям.
Картина понимания мира, мировоззрение — это результат общих усилий по обучению и воспитанию личности учащегося в школе, но в этом результате чётко прослеживается вклад каждого из процессов: это от обучения, а это — от воспитания.
Поэтому смысл такого разделения как раз и заключается в том, чтобы каждый участник единого процесса учитывал воспитательный контекст учебной деятельности и педагогическую целесообразность всех процессов в школе.
В то же время следует иметь в виду многообразие разновидностей деятельности, в которой преобладают цели воспитания. Поэтому организация такой воспитательной деятельности — содержание практики воспитания в школе — именно это некий тренажёр поведения. Тренинг поведения в школе — это управление поведением, которое приводит к привычкам понимания и формированию моделей поведения. Как утверждает тот же Дьюи, наиболее фундаментальные средства управления — не прямые личные указания, не нравоучения, а влияния на разум, проявляющиеся в привычках понимания в процессе совместной деятельности. «Это происходит посредством либо сотрудничества и содействия, либо соперничества и соревнования»5. Поэтому эффективное управление процессами воспитания — опосредование педагогического влияния группового поведения школьников. Поэтому воспита-
5 Дьюи Дж. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — С. 37.
тельная деятельность — это управление специфической совместной деятельностью групп учащихся.
Система воспитания в школе — это осмысленная, планомерная, управляемая деятельность коллектива педагогов по реализации целей воспитания. Главная, ведущая цель процесса воспитания — побуждение активности личности учащихся, определение вектора саморазвития систем его сознания, нацеленности на самоформирование мировоззрения на основе гуманитарных, общечеловеческих ценностей, и на его основе — самоопределение учащихся, овладение навыками самовоспитания и самореализации.
Воспитательная деятельность происходит под непосредственным руководством директора школы, а функциональное подразделение возглавляет его заместитель по воспитательной работе. Напомним, что главная особенность функциональных подразделений в том, что они имеют собственные программы и планы, специально подготовленный кадровый состав, а также самостоятельно организуют процессы в рамках функциональных направлений.
В школе носителем позиции позитивной социализации должен стать «классный воспитатель» — профессиональный педагог, специалист именно этого профиля. Условие качества процесса воспитания — единство факторов вариативного воздействия и требований к личности, их координация. Эта координация и есть основная задача подразделения воспитания.
Подразделение воспитания и социальных практик формирует педагогическую (воспитательную) систему школы, её педагогическую составляющую. Это всё, что связано с внутришколь-ными социальными отношениями, деятельностью классных коллективов и групп, их отношениями, обусловленными сотрудничеством и соперничеством, соревнованием и рейтингами, структурами воспитывающего воздействия: клубами, объединениями школьников, воспитательными программами, проектами, конкурсами.
Школа распространяет педагогическую систему посредством организации обучения родителей
и родственников, проведения консультаций, пропаганды через средства массовых коммуникаций, а также заключения договоров о совместной деятельности.
При помощи родителей и при участии общественности организуются разные виды внеклассной и внешкольной деятельности в соответствии с интересами школьников и запросами родителей. Школьники и их родители участвуют в организации территориальных клубов по интересам, инициируют деятельность по определению перспектив и способов активизации инициатив и социальных практик, опережающих насущные потребности территории.
Школа заключает договоры с расположенными вблизи внешкольными организациями, а также инициирует создание таких организаций на базе государственно-частного партнёрства и выступает координатором участия детей в их деятельности. Эта координация и есть основная задача подразделения. НО
Junior Teenager's School
E.B. Kurkin, leading researcher at the Federal Institute development of education, candidate of pedagogical Sciences, Moscow
Abstract. Approaches to the organization and content of education. Refusal of the technocratic model. Transition to the postindustrial, sociocultu-ral founda-tions of the design of educational systems. Transformation of content, design of educational technologies appropriate to the time of change. The main purpose of the main school. Conditions for an effective process of self-assertion of personal-ity.
Keywords: junior teenager's school, compulsory universal education, varia-tional component, additional education, positive socialization, educational knowledge.