УДК 373.1
ШКО ЛА «ЗРЕЛОГО» ПОДРОСТКА'
Базовое образование
Евгений Борисович Куркин,
ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук, Москва, e-mail: [email protected]
В предыдущих материалах автор начал разговор о ситуации в основной школе и отметил, что контингент основной школы — это две группы учащихся: «нормы» и «риска». «Норма» — это 50-60% подростков, приспособившихся к условиям обязательного всеобуча. «Риск» — это до 40% учащихся, практически не усваивающих школьные программы.
Условным указанное разделение является прежде всего потому, что содержание такого разделения — безвариантный кондовый всеобуч. Такое содержание не даёт никакого шанса тем подросткам, которые не проявляют интереса и склонностей к теоретическим и сциентическим предметам школьного курса.
• реальная школа • базовое образование • вариативное образование • травма непонимания • понимание • взаимопонимание • формирующее общение
• личностно образующая общность • факторы мотивированности • базовый всеобуч • предметно-проектное задание • конкурс-семинар • метод реконструкции
Реальное или академическое?
Если до седьмого класса включительно мы можем организовать учебный процесс, уклоняясь от фу-даментально-сциентических материалов, проблемных для обеих групп учащихся, то ко времени школы зрелого подростка такое уклонение не может быть оправданным.
На этом этапе для двух групп обучающихся в основной школе, о которых мы говорили выше, необходимы две разные школы или два отделения одной школы, учи-
тывающие их особенности. Условно назовём эти школы «реальная» и «академическая», самими названиями подчёркивая направления деятельности и содержания образования, предоставляемого этими школами.
Применяемая многокомпонентность содержания, вариативность форм организации и технологий на начальной ступени
1 Статья подготовлена по проекту «Социокультурная модернизация и развитие образования в российских регионах, обеспечивающих единство качество образовательного пространства», выполняемого в рамках госзадания Минобрнауки России.
основного образования, в школе младшего подростка, предоставляет ученику возможность проявить себя, узнать способности и собственные предпочтения.
о о
С другой стороны, учителя, классный воспитатель складывают мнение о возможностях подростка, его способностях и вариантах продолжения обучения в условиях общего образования. Этап своеобразной аттестации, к окончанию седьмого класса, сводится по своему содержанию к гласному обсуждению и принятию совместного решения прежде всего самим подростком и достижению согласия педагогов, воспитателей, родителей о дальнейшем обучении каждого выпускника школы младшего подростка.
Продолжение обучения происходит в школе зрелого подростка, 8—9-е классы, на второй ступени (название условное) основной школы. В условиях второй ступени подросток завершает самоопределение относительно собственных предпочтений в рамках общего образования. Два основных подразделения этой школы: академическое и реальное, предоставляют возможность или укрепиться в собственном выборе, или изменить его уже в процессе обучения на второй ступени основной школы.
Академическое отделение
Академическое отделение — это отнюдь не раннее профилирование основного образования. Имея опыт знакомства с окружающим миром в его целостности и многообразии, на основе интегрированных курсов в 5—7-х классах, подросток определился в том, что именно более глубокое знакомство со сферами знания, теперь уже на предметной основе, интересует его в наибольшей степени. С этим занятием он связывает направление в образовании.
Как и в школе младшего подростка, академическое отделение имеет несколько функциональных подразделений, обеспечивающих многокомпонентное содержание основного образования: подразделение когнитивного содержания, универсальных умений и действий, подразделение учебных, творческих проектов и интересовых занятий, подразделение воспитательной деятельности, самоопределения, социализации.
Когнитивное, теоретическое содержание на этом этапе обучения составляет общее знакомство с основами наук. Программы академического отделения — это первый концентр основ наук, пока в форме образовательного знания. Программы основ наук обязательны для изучения всеми учащимися академического отделения. В то же время классы формируются с учётом тех предпочтений, которые к этому времени проявились в отношении к предметам школьного курса академической школы: историко-филологичекие, физико-химические, биологические, математические.
Предметы ещё сохраняют свою интегри-рованность, но уже в рамках смежных наук. С самого начала важно задать познавательную направленность, характерную для образовательного знания.
Блок этих программ, а также умений и действий, применяемых в условиях познавательного процесса, осваивается в течение основного учебного времени, составляющего в школе зрелого подростка 5 школьных уроков в день.
Проектная деятельность реализуется по специальной программе в рамках подразделения проектов и интересовых занятий. Задания учебных проектов выполняют в послеобеденные часы в тех направлениях, которые учащиеся предпочли при выборе профиля образования.
Таким образом, интерес к областям знаний используется как фактор мотивации для овладения способами самообразования и самосовершенствования в избранном направлении, профилирование переведено в область внеклассной деятельности и дополнительного образования.
Помимо этого учащийся академического отделения посещает кружек, студию, факультатив, соответствующий профилю своего предпочтения из предложенных для выбора. Продолжая начатую в школе младшего подростка траекторию
универсального образования, подросток посещает также кружки невербального характера по выбору.
Программы невербального характера реализуются во второй половине учебного дня.
Подразделение воспитательной деятельности, самоопределения, социализации имеет собственную программу, скоординированную с реальным отделением.
Реальное отделение школы подростка
Наш менталитет, сформированный на опыте традиционной школы, встречает подобную новацию в лучшем случае настороженно. В связи с тем, что реальное отделение необычно в наших условиях, остановимся на нём более подробно. Напомним, что это школа для нормальных детей, которые не находят в существующих школьных реалиях места себе. Они отличаются умственным возрастом, типом мышления, состоянием здоровья, отношением к содержанию образования, отношением к типам деятельности.
Начнём с того, что в условиях обязательного среднего образования часть учащихся основной школы на этапе её окончания прерывает образование под всякими предлогами: по взаимному согласию родителей и школы, или по настоянию школы учащиеся выбывают или направляются в начальные ПТУ без среднего образования. Поэтому для определённой части подростков — контингента реальной школы, основное образование будет окончательным — это факт, который необходимо признать. Статистика уклоняется от официального признания этого факта, превышающего уровень погрешности. Такое прерывание означает незавершённость образования.
Помимо этого следует признать и тот факт, что программы основной школы в современном их виде не являются законченным образованием. Эти программы построены с учётом обязательного среднего всеобуча на тре-
тьей ступени общего образования. Поэтому подростки, уклоняющиеся от всеобуча, в этих условиях остаются недообразован-ными.
Ещё одна часть подростков продолжает получать общее среднее (обязательное) обучение в средних профессиональных учебных заведениях и в старшей школе. Но это образование можно назвать фиктивным, потому что основные программы — база общего среднего образования — ими не усвоены. Поэтому контингент реально недообра-зованных в стране значителен и никак не учитывается.
Массовое обучение — это обучение в классе: достаточно большой группе. Время, в течение которого конкретный ученик усваивает конкретное содержание (порцию, модуль), считается индивидуальным учебным временем. Время, необходимое для усвоения этого содержания учебной группе (классу), — групповое учебное время.
Групповое учебное время может рассчитываться по самому слабому ученику в классе. Такой расчёт, например, необходим при реализации условий реального всеобуча. Действительно, все учащиеся получат тот необходимый уровень подготовки, который установлен стандартом всеобуча. В то же время индивидуальные достижения сильных и средних учащихся будут существенно снижены. Как отмечал Л.С. Выготский, достижения таких учащихся будут выше относительно общего уровня, ориентирующегося на слабого, но значительно ниже собственных возможностей.
Ориентация на среднего или сильного ученика оставит без образования часть средних и всех слабых. Современное образование ориентировано на очень среднего и сильного ученика. Эта позиция остаётся неизменной и в материалах стандартов второго поколения, где прямо говорится о необходимости сохранения фундаментальности современного российского образования, и сциентизм рассматривается как некое
благо, позволяющее сохранить мифические преимущества системы.
Желание академиков держать высоко планку общего образования понятно. Но понятно ли им, какой ценой эту планку предполагается сохранять? В прежние времена таким образом проводилась селекция более способных для ускоренной подготовки специалистов в экстремальных условиях предвоенных лет. Для чего это сохранять сейчас, понять трудно.
Пока мало кого беспокоит, что делают и какие ряды пополняют недообразованные подростки, и что произойдёт, когда эта масса станет критической в условиях конкуренции рабочей силы из ближнего зарубежья? А пока миллионы наших сограждан, бесполезно израсходовавших ресурсы учебного времени в условиях всеобуча и приобретших отрицательный образовательный опыт, пополняют ряды неудачников, мало способных продолжить образование после окончания основной школы.
Но и этого мало. Главный абсурд существующей системы заключается в том, что планирование учебного времени для всех школ Федерации проводится Министерством просвещения. Это оно утверждает базисный учебный план, а финансовые органы выделяют средства под этот план. И никто не сможет учесть личностные особенности группы учащихся, для образования которых указанного в плане учебного времени окажется недостаточно. Финансировать такие особенности никто не будет. Поэтому неуспеваемость и неуспешность части учащихся планируется изначально. Она обязательный атрибут существующей системы образования.
Поэтому первое отличие реальной двухлетки, как отделения школы зрелого подростка, — реальный всеобуч, законченное базовое образование, обеспечивающее функциональную грамотность подростка и его способность приобрести специальность, позволяющую получать необходимый уровень достатка, и, кроме того, в случае необходимости продолжить обучение в системе общего образования.
Обеспечение всеобуча в реальной школе приобретает чисто прагматический характер, что требует серьёзного пересмотра как содержания, так и технологий его реализации.
Травма непонимания и недопонимания и её преодоление
В современном мире проблема понимания и взаимопонимания стала глобальной, а отсутствие взаимопонимания во взрослых сообществах становится тормозом социального прогресса. Это главная цивилизационная проблема, связанная с образованием.
При кажущейся простоте специалисты отмечают, что на самом деле мало разработанная в педагогике проблема понимания и особенно взаимопонимания — одна из самых сложных и важных для образования в целом. «Каждой культуре свойственны особые способы видения мира; культура определяет контекст мировосприятия, который свойствен личности или сообществу; наконец, каждый человек живёт в собственном субъективном мире. При таких обстоятельствах взаимопонимание кажется невозможным, и, если оно всё-таки в какой-то степени достигается, это следует считать удачей, а не нормой», — отмечают Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова2.
По мнению американского философа Дж. Дьюи, главное предназначение школы — создавать для подрастающих поколений относительно однородную и сбалансированную среду3.
Способность к пониманию и взаимопониманию зависит от целого ряда факторов, связанных с технологиями обучения, начиная с первого класса.
Каждая ступень общего образования — очередной шаг в постижении жизненных смыслов и ценностей опыта, накопленного человечеством.
Чтобы очередное поколение приняло эти смыслы и ценности как свои, оно должно,
2 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение
в философию образования. — М. 2000. — С. 68.
3 Дьюи Д. Демократия и образование. — М.,
2000. — С. 26.
взаимодействуя с этим опытом, перестраивать его, приспосабливая к смыслам текущей жизни и собственному личностному опыту, полученному в результате собственной деятельности. Поэтому умение понимать, вникать в смыслы формирующего общения в процессе учебной деятельности, осмысление текстов и собственных действий в процессе учения — приоритет всякой деятельности обучения и воспитания.
Недопонимание недопустимо, если часть учащихся недопонимает предложенную тему или материал, а учитель, не убедившись, что понимание достигнуто всеми учениками, считает работу законченной. Приступая к новой теме, он совершает должностной подлог, разрушая уравновешенную общность в группе или в классе. Восстановить общность, строящуюся на взаимопонимании, будет трудно, а если это происходит систематически, то такой общности никогда не создать. Создание в процессе учения уравновешенной общности — это и есть борьба с недопониманием.
Достижение понимания — главная задача образовательных технологий. Эффективность технологии определяется прежде всего смысловыми показателями понимания. В то же время непонимание или недопонимание накапливается на протяжении учения, начиная с первого класса, неуспевающий ученик — результат систематического недопонимания.
Поэтому для того, чтобы не допустить неуспеваемости и «слабой» успеваемости, что в условиях нашего традиционного очковтирательства равнозначно, необходима целостная технология достижения понимания, начиная с первого класса. Само владение речью есть задаток её понимания. Поэтому понимание и взаимопонимание — универсальные способности, владение которыми обязательное условие школьного образования.
Взаимопонимание развивается как опыт общения в условиях уравновешенной общности, то есть общности, владеющей примерно одинаковыми контекстами, смыслами, понятиями.
Такая общность формируется в классе, в параллели классов в школе как осмысленный процесс.
Именно способность к пониманию и взаимопониманию составляет основу способности договариваться и устанавливать общие нормы — сегодня это тренд цивилизации, от которого зависят её судьбы.
Когда в школе будет осознана вся губительность проблемы непонимания и начнёт работать комплексная технология достижения понимания, работа с контингентом реальной школы будет принципиально другой. Пока же эта проблема есть, и её можно определить как травму непонимания, полученную на предыдущих ступенях образования, — она задаёт тон всей организации образования в условиях реального отделения.
Структура учебного дня в реальном отделении
Реальное отделение работает в режиме «полного дня», при этом первая половина учебного дня — базовое, обязательное обучение. Блок программ обязательного всеобуча осваивается в течение основного учебного времени, составляющего в реальном отделении школы зрелого подростка 4—5 школьных уроков в день. С учётом этого условия рассчитывается учебный план, строятся рабочие программы вариативной части основного образования.
Вариативная часть образовательного процесса — послеобеденное время. Почему это так? В привычном понимании традиционной школы послеобеденное время — это дополнительное, необязательное образование.
На самом деле мы делим учебный день не по приоритетности содержания занятий, а с учётом возможностей школьников реального отделения. Для них предметное содержание базового всеобуча малопривлекательное, а следовательно, построенное
на произвольном внимании, занятие. Поэтому на «свежую голову» «напрягаться» легче и эффективнее.
Вариативное образование — это возможность выбора, который осуществляется в условиях полной свободы или же ограничивается условием выбора из предложенных вариантов. Другими словами, учащийся обязан выбрать один из предлагаемых вариантов. Выбираемые занятия априори более привлекательны, чем тот же всеобуч, и реализуются в условиях большей непроизвольности, что менее утомительно.
Организация вариативного образования требует другой упорядоченности и других степеней свободы, чем это характерно для всеобуча, что возможно только в послеобеденное время.
Содержание и технологии базового всеобуча в реальной школе
Пересмотр содержания должен обеспечить его доступность для подростков, которые не принимают содержание в его традиционной вербально-фундаментальной форме. В то же время не ознакомить будущего выпускника основной школы с основами наук нельзя. Если этого не сделать — значит лишить его возможности продолжить образование, что в условиях современных требований к непрерывному образованию — обязательное требование.
Поэтому вопрос содержания базового образования в реальной школе — это требования к доступности, обеспечению мотивированности, а также формам и технологиям. В нашем варианте оба отделения школы зрелого подростка приступают к изучению основ наук в форме образовательного знания. Если академическое отделение имеет дело с подростками, проявляющими интерес и мотивированными на успех в этом деле, то реальное отделение этих преимуществ не имеет.
Образовательное знание для академического отделения отличается большей приближённостью к фундаментальному знанию, исследова-тельско-поисковым, самодеятельностным характером. В отличие от академического отделения, образовательное знание для реального от-
деления избавлено от фундаментальности, изложение материалов не отягчено традиционным для нашей школы переизбытком понятийного аппарата.
Для успешного усвоения предполагаемого содержания в варианте реального отделения учебные материалы должны применять опыт составителей популярных энциклопедий для подростков и юношества, эффективно использующих иллюстративный материал, связывающих основной текст с дополнительным, иллюстративно-демонстрационным. Познавательно -поисковые задания реализуются в условиях класса и урока при систематической консультативной помощи учителя.
Именно в условиях реального отделения применимы техники крупноблочной тематики, позволяющие видеть материал не в виде отдельных фрагментов темы, а саму тему целиком, что способствует выделению связей интегративной целостности и пониманию. Помимо этого схематизация в виде опорных конспектов овеществляет вербальные зависимости, способствует интенсивному запоминанию и самостроительству личностной картины мира.
Мотивация как стимулирование в этих условиях имеет определяющее значение. Для обеспечения мотивированности учащихся целесообразно применять специальные технологии, использующие социальную среду класса для создания насыщенного побуждающими факторами образовательного пространства, обеспечивающего стимулирование и формирование интереса у слабо мотивированных подростков.
Здесь необходимы и особые технологии предметно-проектного типа. Особенность этих технологий — опора на предметно-образную основу культурных моделей и научно-теоретических основ школьных предметов в процессе выполнения самостоятельных заданий — проектов.
Вариативное образование и базовый компонент. Технология предметно-проектного типа в условиях реального отделения
В реальном отделении школы подростка вариативное образование по своему содержанию связано с предметами базового всеобуча и служит мотивирующей смыслообразующей частью образовательного процесса. Поэтому между самостоятельными функциональными блоками существует как содержательная, так и технологическая связь.
Базовый всеобуч, не подкреплённый эмоциональным, интересовым, социально мотивированным, вариативным содержанием, становится для личности подростка чем-то чужеродным, заученным и ненужным. Вариативное образование позволяет показать подростку привлекательную сторону образовательного знания, увлечь, стимулировать подростка возможностями выбора и интереса в познавательном процессе.
Опора на предмет и образ проявляется в заданиях предметных проектов, направленных на практическое подкрепление теоретических знаний. Обязательное в этой технологии — проведение опытов в условиях специально оборудованных лабораторий, экспериментирование с материалами и веществом с целью подтвердить те или иные качества этих материалов и составление отчёта о проделанном опыте — эксперименте.
Предметно-проектные задания постепенно выводят учащихся на применение изученного вещества и использование его в качестве материала в том или ином виде — это тоже предмет исследования: подборки материалов, проведение собственных опытов.
Приобретение опыта соединения теории с практикой, при опережающем значении теории, постепенно позволит перейти к более характерному для подростков реального отделения выходу на применение теоретических знаний и практических умений работы с материа-
лами к проектированию приспособлений и средств механической обработки материалов и конструированию машин и механизмов.
Вначале это будут просто копии существующих механизмов, затем действующие модели и наконец оригинальные разработки — результаты применения этих знаний и материалов. Понятно, что предметно-проектный подход — это в организационном смысле соединение двух функциональных блоков: блока базового всеобуча и блока трудовых практик и технологий.
Для нас важно сохранить те основы теоретических знаний базового блока как основу приобретения умений, навыков, полупрофессионального качественного труда при изготовлении моделей. Поэтому проект начинается на занятиях в базовом блоке, где формулируется задание на проектирование.
Модели, действующие образцы, реализуются в условиях блока трудовых практик и технологий. Отчёт о проделанной работе, защита проекта на совместном конкурсе — семинаре обоих блоков, где необходимо уметь обосновать: теоретическую часть в виде презентации идеи, продемонстрировать и доказать идентичность модели задуманному образцу — идеальной модели, показать её в действии, изложить и защитить технологию её изготовления.
Проектная деятельность удачно связывает классную сферу учебной деятельности с внеклассными исследованиями и самообразовательной подготовкой вне урока. Группы в проектах участвуют в игровом соревновании, в условиях одновозрастного комплекса. Это позволяет расширить пространство события, включить в соревнование элемент неопределённости и непредсказуемости, связанный с участием в нём классов и групп, не общавшихся ранее по определённым видам деятельности.
Форма отчёта — конкурс-семинар, вторая составная часть проекта. Странное сочетание слов не случайно. Оно означает, что на занятии предполагается игра — соревнование,
конкурс различной тематики, в том числе и развлекательной, но за всей развлекательностью, игрой, соревнованием стоит весьма серьёзная подоплёка — семинар, то есть проверка, обсуждение вопросов тематики, по которым предполагалась значительная самостоятельная подготовка.
Социокультурная реконструкция на границе базового и вариативного образования
Помимо проектов, связанных с неким подведением итогов изучения и самоподготовки по определённой предметной тематике, в базовом блоке практикуются проекты, связанные с социокультурным процессом социализации и самоопределения подростков на основе материалов образовательного знания, приобретаемого в условиях когнитивного процесса базового образования.
о о
Сложнейший процесс социализации и самоопределения реализуется на всех этапах и в различающихся условиях ступеней образования, его содержании и формах организации. Позитивная социализация совершается посредством присвоения культурных моделей (религиозных, философских, научных, этических, эстетических).
Я утверждаю, что в основании всех процессов в образовании находится единство социального и культурного начал, и присвоение культурных моделей требует социальных условий. Поэтому социокультурные основания образования определяют ход и качество процессов деятельност-ного, событийного, продуктивного содержания.
Настоящее образование должно строиться с учётом всех перечисленных подходов, оснований и условий. Имеющий дело с текстами в учебниках, в книгах для чтения, художественной литературе ученик не способен понять и оценить качество текста, не имея собственного опыта его создания. Поэтому с первого класса, научившись писать, ученик должен использовать приобретённое умение в целях сочинительства, обретая способность к письменной речи.
Тогда он сможет научиться понимать и чужую письменную речь, оценить искусство художественного письма. Способность оценивать, ценностно относиться к окружающему миру лежит в основе его понимания. Эта способность формирует-
ся начиная с самого простого текста, написанного собственной рукой, выражая мысли и чувства. Первое, написанное таким образом предложение, есть продукт образования, продукт, требующий оценки, одобрения — стимулирования, по сути — это первый шаг на длинном пути к постижению образцов культуры.
От этого предложения до оценки образцов культуры, культурных моделей, много таких шагов. Постижение шедевров мировой художественной литературы связано с глубоким проникновением в текст, с обширными знаниями исторической и социальной систуации, с умением оценить талант автора, воспринять прочитанное и оценить это как событие.
Только в результате всего перечисленного произведение запомнится на всю жизнь, станет образцом, с которым можно сравнивать. Не для всех такое отведено природой, далеко не каждый может так оценить, например, «Войну и мир», а без этой оценки образование не может считаться полноценным.
Поэтому качество образования во многом зависит от того, как, на каких основаниях будет организован процесс усвоения культурных моделей и образцов культуры. В современном образовании существует и господствует репродуктивное чтение и пересказывание, изучение заготовленного в учебнике мнения специалистов. Всё это лишено главного: эмоционально ценностного отношения к произведению самого ученика.
Для того чтобы получить личностный отзыв, собственное мнение, при этом положительное, необходимо гораздо больше, чем простое прочтение, на которое у современного подростка не хватает ни усидчивости, ни интереса, и того, что я называю мотивацией.
Чтобы всё это получить, необходимо педагогическое событие, способное взорвать этот интерес и к произведению, и к автору,
и к эпохе, в которой он жил и творил. Такой эффект достигается путём поогружения в произведение, собственным участием в событиях художественного текста.
Это и есть метод реконструкции, позволяющий оживить текст, каждому стать участником события, описываемого автором, воссоздать историче скую ситуацию, а главное, пережить в качестве героев произведения всё, что пережили они.
На практике такое проникновение в содержание образцов культуры происходит в форме всё того же метода проектов. Для примера рассмотрим учебный проект с учащимися 9-х классов «В мире чарующих слов». Подростки получают проектное задание, связанное с произведениями писателей, предусмотренных школьной программой. У каждого класса «свой» писатель. Двигатель, мотивирующий участников, — соревнование. Центральное звено проекта — подготовка инсценизации отрывка из произведения, например, «Первый бал Наташи Ростовой».
Приём драматизации позволяет не только увидеть и услышать, но и чувствовать вместе с автором, сопереживать и показать это другим, родителям, ровесникам. Именно инсцени-зация — предмет реконстукции эпохи, художественная модель которой — роман. Другие классы, участники семинара, инсценируют отрывки произведений «своих» авторов.
В процессе подготовки, кроме того что роман прочитывается и детально обсуждается, у подростков возникает интерес ко всей эпохе, ставшей сюжетом романа. Готовясь к инсцени-
зации, они изучают быт и манеры высшего света, моду начала Х!Х века, музыку и танцы. В результате инсценизация, в которой участвует весь класс, становится событием как для участников реконструкции, так и для зрительской аудитории.
В процессе такой реконструктивной деятельности приобретается образовательный опыт позитивной социализации, а также представление о социальных средах в исторической ретроспективе. Подобного рода проекты социокультурной реконструкции могут быть организованы на материалах истории и об-ществознания, литературы и искусства.
На базе этого опыта возникает возможность перейти к социальному анализу и творческому конструированию, а также реализации современных социальных проектов и культурных моделей. Формирование картины мира — основная задача общего образования, поэтому социокультурные проекты, ставящие своей целью изменить этот мир к лучшему, являются естественным продолжением образовательного процесса. В рамках этого социокультурного процесса, в основе которого деятельностный, продуктивный и событийный подходы, конструирование нового мира — завершающий этап общего образования.
Такое конструирование сопровождается уверенностью в возможности изменить мир, а если, помимо этой уверенности, учащиеся будут понимать, как это сделать, можно считать, что свою миссию общее образование выполнило. НО
School «Mature» Teenager. Basic Education
Evgeny B. Kurkin, leading researcher of the Federal Institute development of education, candidate of pedagogical Sciences, Moscow
Abstract. The Need and options for the transformation of content, design new technologies, structural reconstruction of the main school-its senior management: school Mature teenager. The main results of the school younger adolescents and opportunities for further education adolescents, taking into account their individual aptitudes and abilities. Two branches of the school: academic and real.
Keywords: real school, basic education, variable education, trauma misunderstanding, understanding, mutual understanding, forming communication, personality forming community, motivation factors, basic education, subject and project assignment, contest and workshop, the method of reconstruction.