Проект: «Школа—ХХ век»: многофункциональный комплекс общего образования
Евгений Борисович Куркин,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ФГУ «ФИРО»
• интерес к знаниям • функциональность школы • успешность образования •
• капитализация человека •
Идея комплекса
Проблема предназначения — функциональности школы беспокоила ещё её основателя. В своей работе «Воскресший Флорен-ций или об изгнании лености из школы» Я.А. Коменский писал о необходимости пробуждать интерес к знаниям. Он же написал восемь школьных пьес, составивших книгу «Школа — игра», позволявшую применять метод драматизации учебного материала. Однако его детище упрямо двигалось по узкой дороге вербализма и сциентизма, сосредотачиваясь на знаниевой парадигме.
Время показало, что функциональность школы зависит от внешней оценки успешности школьного образования. Внешняя оценка, выражая сложившиеся представления об образовании — образовательный идеал, задаёт нацеленность всего школьного дела в определённом направлении. Сегодня, как и много лет назад, вся система нацелена на знания. Спрос на знания не иссяк, его критериальные возможности доступны, обучать знанию может даже неспециалист.
Однако кажущаяся простота привела систему к столкновению с новыми требованиями к качеству образования, а новейшие исследования в области человеческого капитала доказали старую истину — в человеке необходимо развивать все задатки и способности, увеличивая его потенциальные возможности. Доказано: несмотря на то, что такой подход существенно увеличивает расходы
на образование, все вложения в человека окупаются с лихвой.
В то же время дискуссия вокруг школы, на мой взгляд, зашла в тупик. Становится очевидной неспособность современной массовой школы изменить качество образования и повысить капитализацию человека. Здесь и сегодня нужны другие возможности и ресурсы. Думаю, что такие ресурсы может дать комплекс.
Идея создания комплексов не нова. Принадлежит она С.Т. Шацкому, который ещё в первой половине прошлого века говорил о создании «системы школ». К концу века А.М. Цирульников отмечал уже наличие шести типов различных объединений и комплексов учреждений и организаций общего образования, существовавших в стране.
Развивая идею Шацкого о создании системы школ, обеспечивающих разностороннее образование и развитие детей, автор статьи в 1987-1990 годах в соответствии с приказом председателя Госкомобра СССР Ягодина, создавал Учебно-производственное воспитательное объединение (УПВО) в г. Урае, Тюменской области.
Объединение создавалось на базе шести школ и пяти внешкольных учреждений малого сибирского города. Размеры города позволяли специализировать учреждения и организации и интегрировать учебный процесс в них.
ьшоп,пшш
В то же время простая сумма школ, интегрирующих свою деятельность по горизонтали, сегодня уже не решит проблему. Идея проекта заключается в том, что входящие в состав комплекса школы имеют различное функциональное предназначение. Они специализируются на реализации отдельных функций, а комплекс в целом моделирует среду, являясь тренажёром отношений и взаимодействий современного мира.
Автор далёк от мысли, что предлагаемая модель школы-комплекса вне конкуренции — вариантов может и должно быть множество. Но, что не вызывает сомнений, новая модель образовательного института общего среднего образования может родиться в результате проектной и экспериментальной деятельности.
Новая школа — это новое содержание образования. Оно требует теоретического осмысления, обоснования и практического проектирования, подготовки программ, разработки средств обучения, подготовки кадров.
Новая школа — это новые более эффективные технологии образования, нацеленные на успешное учение, универсальное, полноценное, современное образование.
Школа будущего или новая школа—дорогое удовольствие. Учебное заведение, принципиально отличающееся от существующего, уже по своим материальным возможностям будет многократно превосходить современную школу. Многофункциональный комплекс необходимо спроектировать, а затем построить, и это будет комплекс зданий и сооружений.
Новая школа может и должна родиться вначале в одном или нескольких экземплярах как эталон будущего образования. Это будет первый этап грандиозного проекта «Новое образование».
Второй этап — тиражирование приобретённого опыта и создание подобных комплексов в регионах. Формирование и деятельность ассоциаций новых школ, организация их взаимодействия.
На третьем этапе новые школы и их ассоциации становятся явлением повсеместным.
Специализация по функциям
Ещё в первой половине ХХ века Джон Дьюи обратил внимание на то, что содержанием образования является личностный опыт, приобретаемый учащимися в процессе образования, а само образование — это передача опыта в процессе общения поколений.
В 1993 году в «Российской педагогической энциклопедии» под редакцией В.В. Давыдова отмечалось, что социальный опыт, являющийся содержанием образования, включает 4 элемента, каждый из которых отличается своим содержанием и функциями в сохранении и развитии культуры и формировании личности. Это знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Таким образом, содержание общего образования многокомпонентно и напрямую связано с социальной средой. Попытки относиться к нему как к социальному опыту не только теоретически, но и в практике формирования школьных предметов, приводят к выводу о том, что новое содержание школьного образования будет значительно отличаться от существующего.
Нынешняя система образования, назовём её «старая школа», болезненно, с оговорками и пока только теоретически, соглашается с фактом многокомпонентности, при том, что многокомпонентность отражена сегодня в образовательных стандартах второго поколения. В то же время нельзя не учитывать, что всё, что не связано со знанием в учебном процессе, до сих пор не может быть признано реальной профессиональной образовательной деятельностью.
Поэтому необходимо отметить, что новая школа начинается с обозначения её функций, определяемых многокомпонентным, современным содержанием общего образования. Функции современной школы выглядят приблизительно так:
• Обеспечить усвоение осмысленного знания, составляющего базовую основу современной культуры, научить использовать его в практике.
• Научить учиться, в совершенстве овладев школьными умениями или универсальными учебными действиями.
• Обеспечить процесс социализации личности и положительного самоопределения школьников.
• Привить вкус к творческому отношению к действительности, организовать опыт творческой деятельности.
• Обеспечить осмысленную программу умственного, эмоционального, физического развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.
Каким образом реализовать перечисленные функции в условиях массовой школы — задача управленческая. Давно известно, что повышение эффективности многофункциональных систем, нацеленных на конечный результат совместной деятельности, зависит от степени специализации организационных структур, принимающих участие в объединённом на технологическом уровне процессе. Специализация, в условиях наличия ряда компонентов содержания, требующих различных существенно отличающихся подходов, методов, способов организации учебного процесса и получения результатов, сможет обеспечить качественную реализацию функций.
Сами функции настолько разнонаправлены, что объединить их можно не менее чем в три группы. Каждая группа, по сути — отдельная школа, решающая самостоятельную задачу в рамках единого образовательного процесса.
Специализация по функциям — возможное решение проблемы на современном этапе. В результате специализации в рамках образовательного комплекса возникают три школы или функциональных блока:
— Школа (блок) осмысленного знания и компетенций общего образования.
— Школа (блок) развития личности.
— Школа (блок) социализации и самоопределения.
В зависимости от количества учащихся школы могут существовать как в виде отдельных образовательных центров, так и
достаточно самостоятельных подразделений, координирующих свою деятельность в рамках определённой организационной структуры.
Главная особенность функциональных подразделений в том, что они имеют собственные программы и учебные планы, специально подготовленный кадровый состав, а также самостоятельно организуют образовательный процесс в рамках определённых функциональных направлений.
Движение — это жизнь!
Школа знаний имеет вековые традиции и поэтому её сложно реорганизовать. Если двигаться пошагово, то следует обратить внимание, что мы имеем дело с детской организацией, которая просто обязана соответствовать природе детства. Если малыш в начальной школе страдает от невнимания учителя, тянет руку, желая, чтобы его услышали, то подросток в основной школе и юноша в старшей находятся в постоянном статичном напряжении из-за нежелания отвечать. Но и для одного, и для другого многочасовое сидение в закрытом помещении просто вредно, и тому, и другому, как воздух, необходимо движение.
Школе не хватает общения. Семьдесят процентов учеников страдают дислексией, ещё недавно этот показатель составлял десять процентов. Потребность детей и подростков в расширении круга общения не удовлетворяется в рамках школы. Сегодня школьник обделён вниманием взрослых и общением с ними. Педагогика сотрудничества и сотворчества требует условий, обеспечивающих взаимодействие со взрослым в рамках менее массовых форм организации образовательных процессов, позволяющих общаться межличностно в условиях кооперации и совместной деятельности.
Школе не хватает внешней оценки поведения и успехов — неудач каждого школьника. Давно замечено, что такая оценка предопределена генетически. Особенно важно для ребёнка быть замеченным и отмеченным взрослым сообществом. В работе «Интеллект и способность к учению» японские педагоги Г. Хатано и К. Инагаки большое внимание уделяют побудительным стиму-
лам обучения и важнейшими из них считают «дух соревновательности» и «внешнюю оценку успехов»1.
Если ребёнку в школе неинтересно — ждать от него активности бессмысленно. Активность и познание почти синонимы. Качество знаний напрямую зависит от показателей активности. Развязать руки и ноги, предоставить свободу действиям, стимулировать природную любознательность, конкуренцию, кооперацию — и активность гарантирована, а с нею обеспечен и успех!
Содержание школьного знания не только не соответствует природе ребёнка и потому отторгается им, но к тому же далеко от здравого смысла и требует серьёзной корректировки.
Знание, познание, образовательный опыт
Усвоение, заучивание знаний — глубоко индивидуальный процесс. Поэтому многие годы специалисты образования считали необходимым индивидуализировать учебный процесс, а наиболее эффективным на самом деле являлось индивидуальное обучение — репетиторство.
Только сейчас некоторые стали понимать всю бессмысленность гонки за знаниями. Тем более это бессмысленно в условиях обязательного среднего и современных представлений о непрерывном образовании. Поэтому новые приоритеты, не отрицая необходимости и полезности знания, отдают предпочтение познанию или лучше познаванию как процессу приобретения опыта образования и знанию как результату этого процесса.
Д. Дьюи утверждал: «Принцип развития опыта через взаимодействие означает, что образование по своей сути — социальный процесс. Взаимодействие реализуется в той мере, в какой отдельные люди составляют социальную группу».
Если рассматривать процесс образования с позиций образовательного опыта, то получается, что приобретать этот опыт лучше в группе. Известно, что у детей и подростков
существует определённая тяга к групповой соорганизации. И это не случайно — одно-возрастные и разновозрастные микроформирования (группы) составляют основу любого социума. Такова социальная сущность человека.
В результате экспериментальных исследований, осуществлённых коллективом авторов под руководством академика А.В. Петровского, было установлено, что совместная деятельность учащихся в малой группе, опосредуя межличностные отношения, повышает эффективность учебной деятельности. В этой работе рождается «групповой эффект» — «чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека в отдельности». «Эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучаемых в пределах размера группы, оптимального для данного типа учебной задачи», репетиторское натаскивание уступает в продуктивности совместной работе в группе.
Организация образования как социального процесса потребует существенного изменения основных переменных. Прежде всего, необходимы иные среды. Класс и урок, как и вся классно-урочная система, нацелены на пассивное, созерцательное, репродуктивное, догматичное в образовании. Они формируют определённые модели индивидуального и группового поведения, строящиеся на демонстрации неприятия ценностей образования, подавлении активностей, противопоставлении образования «жизни».
Новая инфраструктура предметно-познавательной среды должна обеспечить активное движение учащихся в реализации индивидуальных и групповых образовательных траекторий. Задачи образования необходимо реализовать в условиях активных, профессионально подготовленных, обеспечивающих условия сообразные природе ребёнка его интересов и устремлений, сред.
Поэтому в зависимости от специализации в условиях функциональных блоков-школ создаётся набор функциональных подразделений, обеспечивающих динамичный процесс образования. _
Это специализиро- 1 Хатано Г., Инагаки К. Интеллект и спо-ванные ресурсные собность к учению. Токио, 1990 (на японс-центры, отдельные ком яз.).
лаборатории, мастерские, студии, учебные кабинеты, комнаты индивидуальных и групповых занятий, форумы для общих сборов и занятий и т.д.
Класс — ликвидировать, учебники — изъять!
В условиях профессионально подготовленной среды знания необходимо добывать, осмысливать, анализировать, систематизировать. И именно этому необходимо учить: как добывать, как осмысливать, как анализировать и т.д.
Развитая инфраструктура позволит отказаться от жёсткой организации класса, используя в качестве основной единицы подвижную малую группу. В этих условиях класс становится учебной группой — транс-формером, которая, в зависимости от учебной задачи, меняет свой состав. В своё время большую учебную группу, состоявшую из 4-5 малых групп, мы называли «блассе-та», а малую, в которую входили 4-7 учащихся, — «мультиплета». Отсюда «Реальная школа» старшеклассников называлась «мультиплетной».
Большие учебные группы в сумме составляют активную одновозрастную среду, используемую для организации массового общения — «параллель». Малые динамичные группы осуществляют движение в пределах образовательного пространства между специализированными центрами, отделениями, лабораториями, вливаясь то в одни, то в другие большие учебные группы.
Путеводителем в лабиринтах знания для активных групп становятся детально разработанные программы действий и консультации учителей, составляющих «бригаду параллели».
Алгоритм движения групп имеет три фазы. В основе такого обучения первой фазой присвоения конкретного содержания должен стать не менее конкретный предшествующий, или стартовый, опыт, позволяющий осуществлять определённую учебную деятельность. Это элементарное опытничество, сбор и изучение информации, обобщение предшествующего опыта, близкого к теме и т.д. Всё это необходимо как вхожде-
ние в тему, как мобилизация ресурсов личности, стимулирование интереса.
На основании конкретного опыта, в процессе теоретической фазы присвоения содержания, формируются суждения, умозаключения — результаты мыследеятельности. Учебная группа — это среда такого формирующего общения. Учителя знают: для того, чтобы понятие было прочно присвоено учеником, необходимо использовать его в практике общения не менее 50 раз. Общение в данном случае является способом групповой мыследеятельности.
Только на основе сформировавшихся понятий можно осуществлять осмысленный отбор и систематизацию знаниевой информации.
Третья обязательная фаза присвоения конкретного содержания знания — практика, представляющая собой применение знания в конкретных ситуациях. Универсальным способом такой практики является конструирование или моделирование, другими словами, применение этого знания при создании социально-исторических реконструкций или природно-ноосферных моделей и других учебных проектов.
В такой схеме нет места учебнику как таковому, хотя очень помогла бы систематизировать «добытые» знания игра по отбору материалов для собственного учебника.
Особенность дифференциации в рамках комплекса в том, что она осуществляется не в традиционном виде разноуровневых классов, а в виде микрогрупповой организации учебного процесса. Как показывает опыт такой организации, в условиях многофункционального комплекса появляется возможность формирования учебных групп с учётом способностей и различных интересов школьников.
В то же время в условиях многофункционального комплекса сохраняется возможность интеграции учебного процесса в рамках единства требований к содержанию и технологиям образования, а также к результату образования.
Таким образом, механизмами строительства новой школы в современных условиях являются функциональная специализация организационных структур и педагогических
ьшоп,пшш
систем, микрогрупповая дифференциация школьников, интеграция учебного процесса в рамках многокомпонентного содержания.
Функциональный блок «Школа развития»
Испокон веков дело развития было приоритетом психологов, которых не так давно пустили в школу. Теория развивающего обучения на самом деле пока далека от школьных реалий. Она никак не компенсирует необходимости специальных практик диагностики, тренингов по овладению универсальными учебными действиями, развитию задатков и способностей каждого, в том числе креативных, и многого другого, что должно быть в современной школе.
Сам процесс формирования и изменения внутренних качеств человека, называемый развитием, в практике образования остаётся за рамками реальных процессов.
Обучение, связанное со знанием, сузило наши представления о результатах образования. Развивающее обучение стало рассматриваться только с позиций знаниевого всеобуча. Смысл обучения, направленного на психическое, социальное и духовное развитие, потерялся.
В этих условиях необходимо отметить скудность опыта организации процесса развития в условиях образовательного учреждения, а в отдельных направлениях этой деятельности он практически отсутствует. Поэтому есть необходимость определить общие направления этой деятельности, которые лягут в основу работы соответствующих центров школы развития.
Прежде всего о том, что уже есть. Наше образование отличалось и до сих пор отличается наличием достаточно развитой сети дополнительного образования, связанного с интересами школьников. Эта сеть нацелена на развитие особых интересов и тех способностей, которые с ними связаны. В какой-то мере этот процесс строится на противопоставлении «неинтересной», но обязательной общеобразовательной практике.
Итак, «Центр интересов и увлечений» — первое подразделение школы развития.
Главная проблема при формировании подобного центра — уникальные кадры. Автору этих строк удалось в городе Урае выровнять зарплату учителей и педагогов внешкольных учреждений. Буквально на один год проблема кадров в последних была решена. Учителя вначале «ринулись» в кружки и студии, но через год вернулись обратно в школу. Быть постоянно интересными для детей в условиях необязательного посещения оказалось непросто. Поэтому компенсировать отсутствие энтузиазма и увлечённости педкадров технологиями в этом направлении не удастся, необходим особый отбор и подготовка уникальных кадров для подобных центров.
Второй центр (а может быть, наоборот, он — первый) связан с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Условно назовём его «центром искусств». Школа развития в рамках этого центра поёт и танцует, рисует и лепит, сочиняет стихи, репетирует пьесы. Здесь проводятся выставки и конкурсы, смотры и слёты, вечера и конкурсы-семинары и много другого весёлого, красивого, задорного, что сопровождает детство.
От первого центра его отличает степень свободы учащегося. В центре интересов и увлечений полная свобода выбора кружка, студии, а также отказа от этого выбора. Посещение занятий добровольное. Центр искусств — это своеобразный всеобуч, поэтому и правила здесь другие.
Ещё один центр связан с диагностикой состояния развития. Его задача — определить и в дальнейшем отслеживать состояние развития каждого ученика и своевременно устранять отставание. Оргструктура центра состоит из групп компенсационного характера, осуществляющих восстановление или выравнивание определённых психических характеристик, например, памяти, внимания и развивающих эти функции психики. Центру придётся заниматься такими массовыми явлениями, как дисграфия и дислексия, организовывать психотренинги для ребят, ощущающих потребность в специальных занятиях по развитию и закреплению школьных умений по специальным программам «Учись учиться».
«Центр творческих проектов» организует деятельность детей, проявивших способнос-
ти в определённых направлениях на уровне творчества и мастерства, а также занимается массовым творчеством в рамках комплекса.
«Центр физического развития и физиологической культуры» несёт ответственность и организует физическое и физиологическое развитие учащихся комплекса.
Думаю, что для начала достаточно, а что будет дальше — покажет практика.
Функциональный блок «Школа социализации и самоопределения»
Затяжной кризис общего среднего образования на протяжении жизни целого поколения во многом является кризисом школы, оказавшейся в тупике самоизоляции, в условиях которой она и система образования в целом получают возможность подменить необходимый для реальной жизни комплект понятий устаревшим набором малопригодных и плохо усвоенных знаний. Поэтому и аттестат, и само образование, предоставляемое школой, вызывают массовую критику.
К сожалению, практика свидетельствует и о том, что разрыв между искусственной средой школы и реалиями социума систематически и неоправданно увеличивается. Школьное образование представляется современным школьникам архаичным и ненужным и является поводом для массового протестного поведения детей и подростков. На самом деле, к реальным условиям существования в социальной среде такое содержание не имеет прямого отношения.
Под социальным развитием ребёнка сегодня понимается постепенное вхождение человека в различные виды отношений — экономические, правовые, общественные, производственные. Человек становится членом общества, усваивая все эти виды отношений, и в них — свои функции.
Этим и определяется содержание социального образования и, прежде всего, его обязательная часть — функциональная грамотность. Именно функциональная грамотность позволяет говорить о готовности учащегося к вхождению в различные виды отношений в обществе. Опыт организации социального всеобуча в виде игровой, ими-
тационной, соревновательной деятельности подтверждает его эффективность.
Вхождение в отношения, существующие в обществе — социальные практики, — невозможно в условиях закрытости существующих институтов образования. Поэтому выход за рамки традиционной учебной деятельности, организация собственных «тренажёрных» производств, организация участия школьников в социальных акциях и проектах, социальное стажёрство — реальные способы вхождения учащихся в общественные отношения.
На базе всего комплекса школьного образования и социального поведения в условиях среды осуществляется самоопределение школьника. Условно можно провести линию между двумя существующими и противоборствующими во всех сферах конкретной социальной среды типами самоопределения представителей этой среды: положительное и отрицательное.
Положительное самоопределение строится на уважении к законам и традициям социума, принятии общих для социума ценностей, умении встраиваться в официальную деятельность, дающую положительный результат и экономическую выгоду, как самоопределившемуся, так и государству.
Отрицательное самоопределение — это неуважение к законам и традициям, нарушение их, асоциальное поведение, нарушающее установившиеся нормы морали и права других граждан.
Понятно, что такое разделение условно уже потому, что существует масса промежуточных состояний самоопределения и колебаний между положительным и отрицательным на протяжении всей жизни. В то же время такое разделение не будет нарушать сложившихся тенденций и наших представлений о реальных процессах в социальных средах.
Венцом развития человека является духовное развитие. Самоопределение с позиций духовного развития означает, что человек осмыслил своё предназначение в жизни, свою ответственность перед настоящим и будущим поколениями, к нему пришло понимание сложности мироздания, появилась потребность в постоянном нравственном совершенствовании. Ответственность че-
ьшоп,пшш
ловека за своё развитие — психическое, физическое и социальное, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей становится показателем самоопределения.
Организационная структура, способы и формы организации учебного процесса функционального блока «Школа социализации» определяются особенностями содержания его деятельности.
Этологи давно выделили ряд врождённых программ социальных видов животных, определяющих роль и место подрастающих поколений во взрослом сообществе. Например, программы выделяющего поведения нацелены на то, чтобы взрослые обратили внимание на ребёнка, его действия должны получить оценку со стороны сообщества взрослых, для подростков характерно клубное поведение, поведение, нацеленное на поиски своего места в социуме и т.д.
Поэтому программы социализации, технологии учебного процесса должны учитывать эти особенности. Центр функциональной грамотности «Грамматика поведения» — это клуб, где дети и подростки осваивают манеры, учатся соблюдать правила и требования, нормы поведения. Это не школьный урок, а своего рода тренажёр поведения в виде открытых семинаров по самообразованию в условиях клуба.
Совсем другие задачи стоят перед Центром социальных практик. Главная его задача — размещение учащихся в социуме для организации стажёрства, проведения акций, участия в политической жизни, экономических отношениях. Результаты таких походов в социум обсуждаются (рефлексируются) в условиях особым образом организованных вечеров — семинаров.
Достаточно автономными в оргструктуре функционального блока являются Центр самоопределения и Дискуссионный клуб.
Технологическое обеспечение проекта
Представляя собой сложное единство форм организации и методических систем, процессов управления и обеспечения, технологии гарантируют качество и доступность образования. Последние, в свою очередь,
являются приоритетными направлениями развития, ориентированного на интересы личности образования.
Технологии в образовании — это профессиональное управление учебным процессом, направленное на реализацию стандартов образования в виде конкретных методических систем, обеспечивающих:
— чёткое определение целей образования и учебных задач для возрастных ступеней;
— приближение содержания образования к реальным и оптимальным возможностям детей его усваивать;
— применение современных информационных и компьютерных технологий, средств обучения и сред образования;
— диагностику, подкрепление и стимулирование учебной деятельности, достижение запланированного качественного результата образования.
Складывание технологического комплекса в конкретной организации образования происходит в результате практического испытания отдельных элементов в образовательном процессе и определяется показателями целесообразности. В нашем случае направление поиска и проектирования этих элементов определяется общими идеями управленческого эксперимента. Поэтому технология начинается с идеологии.
Технология группового опосредования
Деятельность в составе группы соответствует врождённым программам социального поведения. Этим объясняется тяга детей и подростков к времяпрепровождению в составе группы. Направленность группового поведения на совместную деятельность благоприятно сказывается на освоении способов совместной деятельности, формировании ценностных ориентаций, установок, мотивации поведения, рефлексии собственных действий и поступков.
Учебные микрогруппы отличаются тем, что они не имеют постоянного состава и создаются для реализации дидактических целей. Мы назвали эти микрогруппы динамическими. Как показали наши исследования, динамические группы вначале инициируются учителем, а затем самоорганизуются в зависимости от содержания учебных задач.
Другим типом микроформирований являются относительно постоянные диффузные группы, объединяющиеся на почве общих интересов и увлечений. Не менее распространённые самоформирования подростков — клубы, отличающиеся аморфностью структуры и расплывчатостью содержания совместной деятельности.
В зависимости от учебной задачи в условиях комплекса используются все три типа самоорганизации школьников. Если в «Школе знаний» преобладает структура динамических микрогрупп при сохранении стабильной учебной группы, то в «Школе развития» основной становится диффузная группа, а в «Школе социализации» — клуб.
Движение динамических групп, например, в рамках «Школы знаний», осуществляется по траектории, определяемой программами центров, и начинается с модуля опытнической деятельности по определённой тематике, в условиях, предоставляемых информационно-лабораторным центром. Каждый учащийся проделывает опыты собственными руками, результаты обсуждаются под руководством специалиста в составе группы, деятельность каждого получает оценку.
В центре теоретических знаний полученный опыт и соответствующие оценки становятся отправной точкой в реализации задач теоретического модуля, связанного тематически с опытами.
На следующем этапе, на базе нескольких тем и при участии ряда динамических групп, осуществляется проект реконструкции или природно-ноосферного моделирования при участии специалистов ИЛЦ.
Технология успешности
Успешность каждого в условиях всеобщего и обязательного среднего образования должна быть обеспечена технологически.
Технология успешности предполагает:
• доступность содержания образования, его вариативность в условиях дифференциации учащихся;
• стимулирование и подкрепление успешности в учебно-образовательном процессе;
• обеспечение мотивированности учащихся на успех;
• обеспечение непрерывности образовательного опыта, недопущение «выпадения» из непрерывного процесса;
• создание условий компенсации успешности.
Приведём несколько примеров применения технологии успешности.
Стимулирование
Российская психологическая наука рассматривала в качестве мотивации учения «детские интересы». Интерес — это «особая нацеленность психического аппарата ребёнка на тот или другой предмет... он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями», — отмечал Л. С. Выготский в начале 30-х годов прошлого века.
Таким образом, интерес — это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирующей познавательной деятельности содержание интереса может всё более обогащаться.
Стимулирование интереса — это то, без чего невозможно реализовать цели обучения. В условиях недостаточно дифференцированного интереса или его отсутствия школьники нуждаются в обязательном стимулировании. Без стимулирования учебный процесс не состоится!
Стимулирование в новой школе — глобальный и всеохватный процесс. Как показывает практика, надеяться на возможности учителя, обязанного это делать в ходе урока, бессмысленно. Простые призывы к вниманию не смогут обеспечить необходимый уровень мотивации учащихся.
Для организации эффективного учебного процесса необходима стимулирующая технология, благодаря которой в процессе обучения используются техники, приёмы, специальные действия, направленные на стимулирование интереса и активности учащихся. Например, известно, что дети и подростки эффективно работают в группе, поэтому кооперация является эффективным стимулом.
Ещё большей эффективностью обладает конкуренция или соперничество. Педаго-
ьшоп,пшш
гически грамотно организованное соревнование — мощный мотивационный фактор. Особо эффективен природный способ самообучения — игра.
Кооперация и конкуренция
Сотрудничество или кооперация как способ организации социальных систем — ведущий способ организации педагогических систем. В то же время сотрудничество как умение является необходимым элементом содержания образования. Поэтому сотрудничество и уровень самоорганизации — важнейший показатель эффективности всего комплекса.
Внутригрупповая самоидентификация проходит ряд стадий в процессе совместной учебной деятельности и в конечном итоге приводит к ролевой специализации каждого, что чрезвычайно важно для самоопределения. Отношения «учитель-группа» тоже развиваются в процессе совместной деятельности от «учитель-иерарх» до «учитель- консультант».
Совместная деятельность в условиях «сработавшейся» группы при определённых установках способствует решению творческих задач — сотворчеству. Сотворчество — продолжение линии сотрудничества во внутригрупповых отношениях.
Механизмом, обеспечивающим познавательное движение групп по траекториям внутри комплекса, а также за его пределами, является соперничество или конкуренция. Выполняя образовательную программу комплекса, группы, двигаясь от центра к центру, набирают оценочные показатели, что позволяет сравнивать успешность их движения. Индикаторы оценивания не связаны с результатами обучения.
Каждый член группы в отдельности защи-щён от травм неуспешности в условиях рейтинга групповой ответственностью.
Успешность каждого — ещё один обязательный показатель деятельности комплекса. Намёком на неуспешность является отсутствие оценки там, где по времени она должна быть. Ученик имеет право на дополнительное учебное время и возможность его продуктивно использовать. Для вос-
полнения пропущенного или непонятого содержания создаются специальные условия. Модульная организация учебного процесса гарантирует эту возможность.
Рейтинг личной успешности осуществляется на добровольной основе.
Установка на праздник и внешняя оценка
Общеизвестно, что положительная окраска эмоций является мощным мотивационным фактором учебной деятельности. Поэтому обучение без положительных эмоций малопродуктивно. В то же время повышенный эмоциональный фон может быть помехой в обучении детей.
А.С. Макаренко решал эту проблему с помощью так называемой «завтрашней радости» — отложенного эмоционального состояния, ожидания радости. Оно длительное время присутствует в эмоциональном настрое ребёнка, но не относится к той деятельности, которой он в настоящее время занимается, а потому не отвлекает от неё. В то же время благодаря этому состоянию он испытывает необходимую для эмоциональной разгрузки приподнятость, ощущение полноты жизни.
Радость для ребёнка — это праздник. Нацеленность всей учебной и воспитательной деятельности в школе на праздник, который становится её закономерным итогом, как раз и создаёт необходимый фон для учебного процесса. Реконструкция и ситуационное моделирование с использованием игровых методов, методов драматизации и ролевой игры, весёлых конкурсов позволяют превратить итоговые отчёты из «занудного» мероприятия в увлекательное шоу — праздник для всех присутствующих.
Существенное значение в системе стимулирование-подкрепление имеет внешняя оценка. Как мы отмечали, для ребёнка важно получить оценку взрослого сообщества. Всякое массовое мероприятие, посвящён-ное итоговым отчётам, должно проходить в присутствии родителей, представителей администрации, общественности на площадках, обеспечивающих открытость для внешней оценки. □