Научная статья на тему 'Школа - для детей'

Школа - для детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМФОРТ В ШКОЛЕ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING ACCORDING TO NATURE / SAFETY AND COMFORT AT SCHOOL / SUCCESS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куркин Евгений Борисович

Новые приоритеты в системе школьного образования. Совершенствование содержания образования. Природосообразность обучения. Социокультурная среда и модернизация образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа - для детей»

ШКО ЛА - ДЛЯ ДЕТЕЙ

Евгений Борисович Куркин,

руководитель Информационно-аналитического центра Федерального института развития образования

Присутствует ли сегодня собственно педагогика в обучении и воспитании детей? Ведь без педагогической составляющей образовательный процесс становится примитивной обучающей машиной. Ни одна школа, работающая по принципу такой машины, не станет родным домом для ребёнка. Она останется для него чужой и неуютной, куда ходят по принуждению, заканчивают без сожаления. А некоторые бегут, не успев закончить.

Школа для детей — это образовательная политика, педагогическая система, принцип школьного строительства, система ценностей и приоритетов в образовании и т.д. А конкретная школа может стать школой для детей только при условии её соответствия сообразности природе детства. Об основных признаках такой школы — предлагаемая статья.

• природосообразное обучение • безопасность и комфорт в школе

• успешность обучения

ш

кола безопасности и комфорта.

Ощущение безопасности может возникнуть у ребёнка только тогда, когда в школе будет создана доброжелательная, комфортная атмосфера, когда минует угроза нотаций, а то и прямой брани со стороны учителя, оскорбительных действий со стороны старшеклассников и более сильных одноклассников.

Ощущение уюта, почти домашнего, обязательно для начальной школы. В классах должны быть ковры, на которых можно поваляться и поиграть в любимые игрушки. В коридорах и рекреациях — спортивное оборудование, позволяющее активно двигаться во время перемены. В спортзале — соответствующие росту детей спортивные снаряды и т.д.

Для подростков важна связь с окружающим миром. Поэтому для них должна быть создана школа без «порога». Школа, взаимодействующая с целой сетью учреждений и организаций. Школа, которая открыта для общения и коммуникаций. Обязательные занятия с подростками необходимо минимизировать и более активно вовлекать их в массовые мероприятия, кампании.

Старшая школа — это храм науки. С одной стороны — строгий академизм, тишина кабинетов, лабораторий, информационных центров. С другой — связь с жизнью, проверка знаний на пригодность в реальных, порой неожиданных условиях.

Школа радости и праздника. Мажорная, оптимистичная обстановка — результат тщательно продуманной педагогической деятельности в школьном коллективе.

Общеизвестно, что положительная окраска эмоций является мощным мотивационным

фактором учебной деятельности. Поэтому обучение без положительных эмоций — малопродуктивно. Однако в этом заключается и определённое противоречие. Ведь повышенный эмоциональный фон может быть помехой в обучении детей. Но вместе с тем без положительной эмоциональной окраски обучение становится слабо мотивированным, ведёт к перегрузкам, ухудшает состояние здоровья школьников.

А.С. Макаренко решал эту проблему с помощью так называемой завтрашней радости — отложенного эмоционального состояния, ожидания радости. Оно длительное время присутствует в эмоциональном настрое ребёнка, но не относится к той деятельности, которой он в настоящее время занимается, а потому не отвлекает от неё. В то же время благодаря этому состоянию он испытывает необходимую для эмоциональной разгрузки приподнятость, ощущение полноты жизни.

Радость для ребёнка — это праздник. Нацеленность всей учебной и воспитательной деятельности в школе на праздник, который становится её закономерным итогом, как раз и создаёт необходимый фон для учебного процесса.

Школа успешной учёбы. Успешная учёба в школе — это гарантия успешности нации, её победа в конкурентной борьбе на мировом рынке. Это здоровые поколения, не имеющие комплексов и отклонений. Это отсутствие проблем с трудоустройством молодёжи. Это политически грамотное население, способное принимать взвешенные решения и избирать лидеров, ведущих страну к процветанию.

Тот уровень образования, который определяет стандарт, должны достичь все школьники, что возможно при двух условиях: первое — соблюдение требований к технологии образования; второе — наличие мотивации у всех участников учебного процесса. При этом успешность обучения школьника и его мотивация к обучению — взаимосвязаны и взаимозависимы. Мотивация — это не только стимулятор к учению, но также и результат восприятия школьником собственного учения, которое, в свою очередь, определяется системой оценивания, обратной связью со своими ровесниками, учителями, родителями. Поэтому у неуспевающего ученика вырабатывается негативное отношение к школе и учё-

бе, а у успевающего — положительное. Успех рождает успех, а неудача — неудачу. В связи с этим важная роль принадлежит диагностике, которая должна опираться на историю обучения конкретного школьника, рассматриваемую с точки зрения её возможного влияния на новые задачи учения.

Новые приоритеты

Американский философ Д. Дьюи подарил миру систему новых ценностей и приоритетов в образовании. Если выстроить приоритеты в том порядке, который определял Дьюи, а вслед за ним и авторы идеи Человеческого капитала, то на первое место придётся поставить физическое и психическое состояние ребёнка.

Школа должна не только сохранить, но и укрепить здоровье ребёнка. Никакие цели образования не могут быть реализованы в ущерб здоровью, поскольку именно оно изначально определяет возможности человека в формировании и накоплении своего капитала.

При этом задача школы — помочь каждому раскрыть свои природные способности, задатки и использовать открывающиеся возможности. Новый подход требует, чтобы школа приспосабливалась к каждому ребёнку, а не наоборот. Не детей следует приучать и готовить к школе, а школа должна содержать такое количество вариантов образовательных программ, такие условия жизнеобеспечения, которые максимально удовлетворяли бы потребности каждого в качественном образовании и развитии.

Необходимо, чтобы школьное образование стало сообразным природе ребёнка, учитывало закономерности его развития. Например, использовать наиболее благоприятные периоды развития ребёнка для обучения тем или иным навыкам, универсальным учебным действиям, а не навязывать учебные материалы повышенной сложности в том возрасте, когда ребёнок ещё не

в состоянии их понимать, научить учиться, чтобы потом осмысленно усваивать знания, мотивировать каждый шаг обучения, подкреплять каждый успех и т.д.

Цели каждой ступени должны ориентироваться на конкретные нужды ребёнка, а не готовить его к отдалённому будущему, прогнозирование которого становится всё более затруднительным. На первый план выходит то, что будет важным и существенным при любых обстоятельствах жизни в будущем. То, что обеспечит успешность и конкурентную способность каждого конкретного ученика.

Содержание образования

Почти сто лет назад Д. Дьюи обосновал, что с философской точки зрения содержанием образования является опыт. И с этим трудно не согласиться. Но за прошедшее столетие построить новую школу и обеспечить её технологиями нового образования не удалось.

В то же время подход к содержанию образования с позиций приобретения и совершенствования личностного опыта обещает быть продуктивным. Для этого предстоит сломать стереотипы старых подходов. На самом деле передача опыта от поколения к поколению подразумевает, прежде всего, опыт совместного проживания в социальной и природной среде, опыт физического, психического, интеллектуального и эмоционального самосовершенствования и саморазвития, опыт познания окружающего мира и т.д.

Освоение базовой информации, составляющей основу современной мировой цивилизации, — цель непрерывного образования, которое длится всю жизнь. При таком образовании содержание пакета, обязательного для усвоения школьного знания на всю жизнь, теряет свою актуальность. Возможность пополнения этого пакета посредством самообразования после школы позволяет сосредоточиться на более важных для конкретного этапа школьного образования вещах. Поэтому и возникает необходимость основательного пересмотра школьных программ.

Сегодня требования к содержанию таковы, что даже в старшей школе меняется расстановка приоритетов: необходимо научиться приобретать, находить, добывать, осмысленно воспринимать знание, а затем применять его в различных ситуациях. Это и есть компетенция. Компетентный ученик может уверенно связать изученный материал с новым. Его знания развиваются на прочном фундаменте собственного опыта.

При этом необходимо учитывать, что содержание современного образования многокомпонентно. Важная роль в образовании должна принадлежать не только компетенциям, но и приобретению социального и образовательного опыта, эмоциональному и психофизическому развитию.

Все компоненты содержания существуют во взаимной связи: знания — материал для освоения универсальных умений, универсальные умения — инструмент для овладения знаниями; деятельность по освоению универсальных умений способствует приобретению образовательного опыта и т.д. Требуются и различные формы организации образовательного процесса. Для приобретения знаний — урок, семинар, экскурсия, самостоятельная работа и т.д. Для универсальных умений — тренинг.

Обучение, осмысленно реализующее многокомпонентное содержание образования, принципиально отличается от существующего в современной школе, оно требует другой организации обучения и другого управления этим процессом. Это значит, что нужна другая технология обучения.

Учебное время

На определённых этапах развитие образования осуществлялось путём наращивания учебного времени. Таким образом восполнялось отсутствие эффективных технологий, которые дают возможность обучать всех детей с достаточной для начального всеобуча степенью качества.

Но современное образование находится в условиях не избытка, а недостатка учебного времени. Поэтому первый шаг в сторону новой школы — решение проблемы дефицита учебного времени. На существующем технологическом уровне повышение качества обучения возможно опять же лишь за счёт увеличения учебного времени. Необходимо прибавить по крайней мере один год обучения. Но рост школы вверх за счёт ещё одного учебного года не одобряется общественным мнением (одна из причин заключается в том, что, по мнению родителей, да и самих школьников, нахождение в стенах школы старшеклассников, достигших полного совершеннолетия, негативно скажется на материальном положении многих семей).

Наращивание вниз, за счёт поступления в школу шестилеток, также представляется проблематичным, так как подобный опыт 1980-х годов неофициально был признан отрицательным.

В то же время стихийно школа растёт и вверх, и вниз. Что такое курсы по подготовке для поступления в вуз или предшкольная подготовка в условиях самодеятельной прогимназии или детского сада?

Однако сегодня многие понимают, что резервы решения проблем можно найти в дошкольном образовании.

Как показывает практика, школьные технологии неприемлемы в дошкольном возрасте, а других мы не знаем и не принимаем. Однако Мария Монтессори считала, что начинать ходить, говорить и читать ребёнок может одновременно, и доказала это с помощью собственных методик. Дети Монтессори читали для того, чтобы в совершенстве владеть словом. Это обеспечило им успешную учёбу на остальных ступенях. Специалисты сделали заключение, что наиболее благоприятный для развития речи и связанного с ним умения читать — 5—6-летний возраст. Поэтому вернёмся к шестилеткам: быть им в школе или нет?

На самом деле эксперимент 1980-х был постепенно сведён на нет не по причине его несостоятельности, а в связи с возражениями некоторых академиков. Сам эксперимент как раз показал, что эффективность обучения шестилеток в школе в 2,5 раза выше, чем в детском саду. И на мой

взгляд, сегодня шестилетним детям следует находиться в тех учреждениях, где для их обучения созданы наиболее благоприятные условия и разработаны соответствующие этим условиям безопасные технологии.

Общее увеличение учебного времени на один учебный год позволит перераспределить учебную нагрузку между школами-ступенями по схеме 4—4—4. Тогда на два года увеличится учебное время старшей школы, задача которой — обеспечить качественное усвоение основ наук.

Неудачное начало

По мнению Монтессори, дети, обучающиеся говорить и читать одновременно, в дальнейшем грамотно пишут. Они изначально произносят слово без дефектов, и при обучении письму их не надо переучивать. Ради этого переучивания в первом классе одиннадцать недельных часов из двадцати отводят на чтение и письмо.

Первоклассник законные четыре часа обучения в день проводит сидя, занимаясь однообразным, неинтересным вербальным трудом. При этом спасительных для него уроков физкультуры, рисования, пения и художественного труда в школе почти нет, а чаще всего вообще нет ничего, кроме жи, ши пиши через и. От тоски и взрослый сойдёт с ума.

Учителя отмечают: современные дети плохо владеют речью, имеют мизерный словарный запас, не умеют общаться. Это объясняется отсутствием общения в семье, недостатками развития речи в детском саду, информационным барьером между поколениями. Обучают чтению первоклассников не подготовленные к этой работе учителя, к тому же по устаревшим методикам

Более половины слов школьной лексики ребёнок не понимает, так как в учебных книгах используются устаревшие тексты российской классики. При этом специалисты считают, что слово активного

внутреннего словаря, прежде чем попасть в словарь ребёнка, должно быть повторено им в самостоятельной речи не менее 50 раз.

Дети не готовы не столько к школьной упорядоченности, сколько к содержанию школьных занятий. Именно учебная среда, способы общения, отсутствие понимания со стороны взрослых вгоняют детей в стресс, ведущий к хроническим заболеваниям. По данным Института школьной гигиены, в первые годы обучения в школе (с 8 до 12 лет) хронические заболевания детей возрастают на 129%!

Ученик, не владеющий необходимым для грамотного построения речи (особенно письменной) словарным запасом, заучивает совершенно бессмысленные для него правила. Примерно так мы изучали иностранные языки в советской школе. В результате наше поколение этими языками не владеет.

По данным международных исследований, 25% учащихся начальной школы не усваивают программу в достаточной для продолжения образования мере. И это при том, что их возраст считается наиболее благоприятным для обучения, а начальная школа обеспечена признанными системами образования (например, система Л.В. Занкова) и может воспользоваться уникальными технологиями обучения, гарантирующими результат, как, например, технология обучения чтению А.М. Кушнира и т.д.

Начальная школа — школа здоровья

Здоровье детей в школе обеспечивается балансом учебных нагрузок, который достигается разумным чередованием видов учебной деятельности. Чтобы сократить заболеваемость, добиться повышения трудоспособности в начальной школе, достаточно, например, ввести один час двигательной активности в середине каждого учебного дня (это может быть физкультура, аэробика, танцы, хоровое пение и т.д.). Если этот час сделать обязательным и ежедневным, то через некоторое время детей будет не узнать!

Необходимо избавить начальную школу от элементов сциентизма, который проявляется в том, что отдельные научные понятия вводятся уже в первом и втором классах школы. И это несмотря на то что, по мнению специалистов, например Ж. Пиаже, дети до 11 лет не могут устанавливать причинно-следственные зависимости.

Сбалансированный учебный план должен содержать достаточное количество часов для предметов эстетического цикла — пения, рисования, выразительного чтения, художественного труда и т.д. Это оптимизирует нагрузку на левое и правое полушария головного мозга. Кроме того, профессиональная организация занятий позволит выявить способности детей.

Если детский сад должен стать школой развития речи, то начальная школа — это культ чтения. Оптимальное, скоростное, выразительное, художественное, интересо-вое, осмысленное — это всё о чтении. Обеспечить осмысленное и интересовое чтение со скоростью, позволяющей успешно учиться на следующих ступенях — это главнейшая задача начального обучения.

Чтобы располагать эффективными механизмами выявления способностей, школа всеобуча должна претерпеть серьёзную реконструкцию. Прежде всего для младших школьников необходимо создать условия для разновидовой деятельности, в которой и проявятся их способности.

Не менее хлопотное дело — развитие выявленных способностей. Организовать систематическую деятельность во всех направлениях школа даже при большом желании не в состоянии. Поэтому разговоры об индивидуальной траектории в образовании не более чем разговоры.

Наиболее эффективный способ создания условий для поддержки и развития природных способностей и задатков — возрастная дифференциация школьников. Мы располагаем зарубежным (Финляндия) и отечественным опытом обучения детей одного возраста

в специализированных школах. В рамках такой школы можно создавать до десяти классов с различной специализацией. В начальной школе это может быть дифференциация по уровням развития, по подготовленности к школе, по склонностям (музыка, рисование, физическая культура) и т.д.

Другой способ организации такой работы — использование возможностей учреждений дополнительного образования. При этом дифференциация школьников (на школьном и межшкольном уровне) отнюдь не мешает организации взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, а только увеличивает количество видов и вариантов учебной деятельности.

Основная школа — школа умений и действий

Приступать к овладению основами наук в их первозданном фундаментальном виде можно, только владея способами учебной деятельности, универсальными учебными действиями, имея хотя бы скромный тезаурус научных понятий, то есть обладая определённым образовательным опытом. Поэтому именно основная школа должна подготовить учеников к встрече с основами наук, вооружив их инструментом познания — универсальными умениями.

Главная задача основной школы заключается в том, чтобы обеспечить функциональную грамотность учащихся и овладение ими основными универсальными учебными действиями. Но тот набор предметов, который является сегодня содержанием основного образования, эту задачу выполнить не может.

В связи с этим содержание основного образования следует изменить таким образом, чтобы оно представляло собой ограниченный набор предметов — областей знания, избавленных от специфической узкопредметной информации и, наоборот, усиленных за счёт материалов общенаучного характера, объясняющих явления окружающего мира.

Такими интегрированными предметами основной школы могут стать естествознание, обществозна-ние, словесность (языкознание), математика, искусство, физкультура. Эти предметы обязательного изучения должны быть дополнены широким

спектром услуг дополнительного образования. При таком обучении появится реальная возможность для организации индивидуальных образовательных траекторий.

Уже на этапе завершения начального образования есть школьники, которые не проявляют интерес к учёбе в том виде, в каком она организована в старой школе. Таких учащихся не менее 25%. В основной школе их количество возрастает до 40%. Получается, что почти половина учеников основной школы не принимают вербальных методов обучения, теоретических знаний, но проявляют склонность к более предметной деятельности, связанной с конструированием, «ручным» трудом и практико-ориентированными занятиями. И основная школа обязана учитывать интересы таких школьников. Им необходимо предоставить возможность обучаться в классах и даже школах, назовём их реальными, учебный процесс которых направлен на функциональную грамотность и универсальные учебные действия, которые создадут базу для продолжения профессиональной подготовки и общего среднего образования с ориентацией на рабочие, технические профессии, связанные с конструированием, обслуживанием техники и оборудования.

Старшая школа — школа компетенций

Обучение старшеклассников в специализированных по возрасту школах позволит предложить им выбор предметов и технологий обучения. Поэтому необходимо, чтобы само школьное здание предусматривало применение различных методических систем. В нём должны быть аудитории для проведения лекций, групповых и индивидуальных занятий, созданы условия для самообразования и занятий по интересам.

Именно в старшей школе в наибольшей степени важно обучение каждого ученика по индивидуальной траектории.

Её суть состоит прежде всего в том, что школьнику предоставляется выбор приоритетных для него предметных областей и предметов, а освободившееся учебное время он может использовать для получения подготовки, превышающей базовый уровень.

Сегодня не смену выпускнику традиционной школы, напичканному «знаниями, умениями и навыками», должен прийти выпускник, обладающий таким важным качеством, как мобильность, которая обеспечивает быструю адаптацию к новым условиям; способность к самоорганизации, самообразованию, кооперации; мотивированность на успех; коммуникабельность и общительность.

Но это качество можно сформировать, если в результате применения технологий учебной деятельности старшеклассники приобретут навыки самостоятельной работы с учебными пособиями; умение работать без учебника (по материалам лекционных записей, по первоисточникам, энциклопедиям, справочникам и т.д.); самостоятельно определять учебную задачу, составлять план деятельности и отчёт о полученных результатах и т.д.

В то же время возможности школы необходимо расширить за счёт сети учреждений дополнительного образования, а также кратковременных курсов интенсивной подготовки, позволяющих быстро восполнять образование по отдельным направлениям.

Технологии и компьютеризация

Современные образовательные технологии сегодня, обеспечивая многокомпонентное содержание образования и имея сверхсложный состав, не могут оставаться личным делом учителя. Они становятся предметом ведения системы управления образованием, а их разработка (проектирование), оснащение и внедрение в учебный процесс — делом больших специализированных коллективов.

Следует учитывать также, что применение передовых технологий и нетрадиционных мето-

дик — это интенсивный труд, требующий напряжения сил, повышенных трудозатрат. Причём эти усилия не компенсируются более высокой оплатой труда. Поэтому образовательная политика на современном этапе должна быть направлена на прямую поддержку новых технологий, доступных для освоения учителем. При этом необходимо, чтобы поддержка государства выражалась в существенном материальном эквиваленте тех усилий, которые необходимы для освоения нового дела, а также содержала некую плату за новое качество педагогического труда.

Во главу угла образовательной технологии следует поставить принцип природосообраз-ности обучения. Ребёнок может быть успешным в школе только в том случае, если обучение не противоречит детской природе. Поэтому миф о том, что компьютер может заменить учителя, не более чем миф. На первых этапах обучения ребёнок учится, подражая взрослому, — таковы программы врождённого поведения.

В то же время компьютер даёт уникальную возможность решать ранее неразрешимые противоречия между массовым обучением и индивидуализацией, личностной ориентацией учебного процесса.

Компьютер может обеспечить индивидуальное планирование в зависимости от результатов диагностики и собственную образовательную траекторию каждому ребёнку. И только компьютер даёт возможность эффективно технологизировать обязательные процедуры: стимулирование, проверку и оценивание заданий, подкрепление каждого успеха.

Овладение способами кооперирования деятельности — важнейший результат школьного обучения. Способы совместной деятельности требуют наличия определённых, сформированных в условиях практики качеств личности, навыков и компетенций. Задача основной школы — эти качества сформировать, так как организация обучения в форме малых групп соответствует программам поведения подростков.

Именно малая учебная группа должна использоваться как способ повышения управляемости учебного процесса. А управляемый учебный процесс с реально прогнозируемыми результатами сегодня является знаменем инновационной деятельности в образовании.

Модернизация классно-урочной системы предполагает разработку и внедрение ряда секторальных и межсекторальных, внутришкольных и над-предметных технологий, частных и предметных методик, позволяющих вывести всю систему на другой уровень качества учебного процесса.

Перечень технологий, методик, представляющих интерес для широкого распространения, велик — это технологии группового опосредования, концентрированного обучения, организации коллективной творческой деятельности, модульного обучения и т.д.

Арсенал наработанных на уровне идей предложений многообразен и чрезвычайно полезен. Достаточно отметить, что попытка систематизировать в какой-то мере всё, что находится или находилось в практике образования современной России, показала, что интересных находок более 500. В то же время каждый материал требует существенной доработки, чтобы стать предметом распространения и тиражирования.

Во все времена школу обвиняли в оторванности от жизни. Нельзя не признать, что среда школы, какой бы качественной она ни была, не должна и не может заменить социум.

Мы не можем не учитывать, что ребёнок одной ногой находится в школе, а другой — в социуме. Он проживает свою самоценную жизнь, проходя её университеты на улице и дома. И его самоопределение во многом зависит от влияния социальной среды.

Вернёмся к тому, с чего мы начинали, и напомним, что у Д. Дьюи образование — это передача опыта в процессе общения поколений. Такое общение «создаёт сходные эмоциональные и интеллектуальные установки — сходные способы реакции на ожидания и требования среды».

Но среда неоднородна, и её требования зависят от того, в каких конкретных условиях находится конкретный ребёнок, общением с какими взрослыми обогащается его личностный опыт.

Весь двадцатый век отечественные педагоги пытались решить проблему: каким образом неконтролируемый процесс самоопределения школьников привести к положительному результату.

Все лучшие школы страны шли по пути расширения своего влияния на ученика, замещая рискованное влияние среды организованным досугом и интересными занятиями. Это были школы с развитой внеурочной и внешкольной деятельностью, многие из которых достигали на этом поприще определённых результатов.

Но ещё более эффективными были эксперименты по преобразованию традиционной сети школ в муниципальную систему образовательных учреждений. О такой возможности говорил ещё Шацкий в 20-е годы прошлого века. При этом использовались такие механизмы: специализация школ, других учреждений и организаций муниципального образования; дифференциация учащихся в зависимости от их склонностей и предпочтений; интеграция учебного процесса — его выход за рамки одного образовательного учреждения.

* * *

Как видим, современная школа — явление многоплановое, сложное, зависящее от многих факторов социальной среды и, в свою очередь, оказывающее влияние на состояние и развитие этой среды. Всё это усложняет задачу её эффективного реформирования. В то же время эволюция общественной жизни, развитие экономики, политические проблемы настоятельно требуют и возвращают нас к необходимости опережающего развития образования и прежде всего — к созданию Новой школы. Поэтому реформа неизбежна. НО

Социокультурная среда и модернизация образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.