Научная статья на тему 'Внутренняя оценка качества образовательного процесса в начальной школе: диагностическая психолого-педагогическая программа'

Внутренняя оценка качества образовательного процесса в начальной школе: диагностическая психолого-педагогическая программа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валанова Нина Михайловна

Меняющейся системе образования, образовательному пространству новых стандартов, построенных на глубоко научной российской психологической базе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), необходима новая концепция измерения и оценки результатов обучения, требующая разработки принципиально иного инструментария. Стандартами, наряду с приоритетным духовнонравственным развитием и воспитанием, социализацией учащихся с ограниченными возможностями, определена задача раскрытия способностей учащихся и сохранение здоровья с предупреждением проблем младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal evaluation of the quality of the educational process in primary school: diagnostic psycho-educational program

For the changing education system, educational space of the new standards, built on a deep scientific basis of Russian psychological (L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, D.B. Elkonin), a new concept of measurement and evaluation of learning outcomes that require the development of fundamentally different instruments. Standards, alongside the priority of spiritual and moral development and education, socialization of students with disabilities, defined the task of revealing the abilities of students and the preservation of health is the prevention of problems of Junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Внутренняя оценка качества образовательного процесса в начальной школе: диагностическая психолого-педагогическая программа»

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Нина Михайловна Валанова, практикующий психолог, член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», г. Елизово, Камчатский край, valanova56@yandex.ru

• мониторинг • психическое развитие • психическое здоровье

В психологическое обеспечение начального образования включены проектирование, экспертиза, мониторинг психологических условий и результатов образовательной деятельности. Это определяет целесообразность и возможность для внутренней оценки образовательного процесса и выработки оперативных решений в школьном планировании рассмотреть используемые в процессе индивидуальной и групповой работы технологии, которые целесообразно апробировать в начальной школе. В процедуры, организуемые и проводимые самой школой традиционно силами учащихся, педагогов, администрации, общественности, родителями вписывается согласно новым задачам инновационная мониторинговая модель, направленная на оценку сформи-рованности УУД (универсальных учебных действий) с параллельным мониторингом (отслеживанием) психического здоровья учащихся. К результативным показателям деятельности педагога относится и цена результата: расход сил учащихся и педагога в достижении результатов. Учёт в образовательном процессе индивидуальных особенностей младших школьников поможет предупредить лавиноообразное возникновение проблем, первые признаки которых первоначально не видны и только потом появляются разные их составляющие: психологические, психические, патологические.

На первое место в системе ФГОС поставлена личность учащегося, становление которой может нарушаться вследствие двух причин: неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков воспитания и обучения и недостаточного

развития функциональных систем мозга. Блокирование потребностей учащихся, которые вместе с системой мотивов являются главным двигателем развития, ведёт к рискам эмоционально-личностных нарушений: тенденциям к неврозу, «болезням личности», психосоматическим заболеваниям, «болезням адаптации», субдепрессивным состояниям, заболеваниям вегетативной нервной системы.

Осуществить развитие и предупредить проблемы возникновения осложнений развития психики Л.С. Выготский предлагал, своевременно изменив социальную ситуацию развития, когда обучение и воспитание осуществляются «в обход» основного дефекта ребёнка с опорой на сохранные функции. Проект анализа данных параллельных мониторингов следует рассматривать как первый шаг в данном направлении, нуждающийся в широкой апробации и соответствующей доработке.

Таким образом, введение мониторинга психического здоровья в младшем школьном возрасте целесообразно для получения объективной картины здоровьесберегаю-щей образовательной среды, а мониторинга УУД — для получения характеристики развивающей среды. Идеальный вариант обучения может характеризоваться успешным психическим развитием учащихся со стабилизацией нервно-психического состояния, а остальные возможные комбинации предполагают изменение стратегии обучения — как при ухудшении здоровья, так и при отсутствии эффективности формирования УУД.

.................................................................................................................................................ЖИШЩ.......ШШШЬ......ИИ

Актуальность проведения первого мониторинга определяется проблемами психического здоровья, остро выраженными в младшем школьном возрасте в связи с аффективным этапом формирования личности, возрастанием подвижности нервных процессов и повышенной эмоциональной возбудимостью, утомляемостью и нервно-психической ранимостью детей. Трудности построения новой школы в условиях значимых изменений личности ребёнка и ситуации развития отражены во многих исследованиях [10]. По данным Всемирной организации здравоохранения, частота нервно-психических заболеваний за несколько последних десятилетий выросла более чем в четыре раза, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. К четвёртому классу увеличивается количество детей с невротическими реакциями, психосоматическими заболеваниями. В школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70% [1].

По разработанным в школе нейропсихофи-зиологическим индикаторам здоровья выявлено 34% учащихся, воспитание и обучение которых требовало индивидуального подхода с учётом особенностей развития, адекватного применения педагогом техник, приёмов, методов в учебно-воспитательном процессе [3, 4, 5, 15]. Успех в учении — это единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей. Учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важными являются: развитие высших чувств — чувства товарищества, дома, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств — любознательности, удивления,со-мнения, удовольствия от удачного решения задачи.

В основе сохранения психически здоровой личности заключены создаваемые необходимые условия организации образовательного процесса.

Здоровьесберегающая модель общения предполагает субъект-субъектные отношения между учениками и учителем. Грамотно и своевременно внесённые изменения в систему отношений «ученик — коллек-

тив», «ученик — учитель», «ученик — родитель» могут предотвратить многие опасности и риски. Поскольку исследованиями Института физиологии РАО к негативным факторам в школе, ухудшающим здоровье, отнесены: стрессовая педагогическая тактика и ограничение времени в процессе деятельности, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья. В образовательном процессе с помощью мониторинга здоровья необходимо отслеживать риски эмоционально-личностных нарушений, которые характеризуют проблемы создания основных психолого-педагогических условий формирования психически здоровой личности. Эмоциональные нарушения свидетельствуют о произошедшем сбое также в системе «ребёнок — учитель», доминирующей в младшем школьном возрасте, и равной системе «ребёнок — общество», и о прямом, косвенном или опосредованном влиянии учителя. Отмечаемая Д.Б. Элькониным чуткость ребёнка к отношению учителя позволяет педагогу эффективно использовать все средства воздействия, а с возрастом этиологическая роль семьи уменьшается при возрастании роли школы.

Другой тип мониторинга определяется условиями и требованиями ФГОС, субъек-тно-деятельностным, антропоцентрическим и полисубъектным подходами, необходимостью учёта в ходе обучения индивидуальных особенностей учащихся. Оценка уровня развития у учащихся основных видов УУД, понятийного мышления определяет степень «продвинутости» учащихся педагогом. Эта новая задача опосредована следующей целью: в течение 4 лет осуществлять диагностику метапредметных результатов с периодичностью 1 раз в год. Основа формирования УУД — понятийное мышление, которое Л.С. Выготский [12, 13] считал главной задачей интеллектуального развития.

Придерживаясь основных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, формирование того или иного типа мышления В.В. Давыдов связывал

с определёнными программами и методами обучения. Доказана связь определённых элементов понятийного мышления с успехами в той или иной учебной деятельности. Если ребёнок изучает науки и последовательно осваивает приёмы научного мышления и решения задач, то действительно постепенно формируются универсальные умения как более высокий уровень абстрагирования, выделения общего алгоритма деятельности, который един для всех сфер познания и используется в любой деятельности, в том числе и практической, но не наоборот.

Многолетние исследования Л.А. Ясюко-вой, практический опыт [12, 13,] доказали, что понятийное мышление создаёт мощный потенциал интеллектуального и личностного развития, способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения, даёт скачок в развитии креативности, способствует формированию позитивных жизненных ценностей, правового и гражданского сознания. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и прочее), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учёбы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация.

Отслеживание формирования УУД, развития понятийного мышления даёт представление об уровне психического развития учащихся. Объективность предлагаемых технологий позволяет осуществлять внутреннюю оценку качества обучения, определять эффективность созданных условий для развития, становления личности младшего школьника, а также стимулирует на дальнейшее применение инновационных технологий творчески работающими учителями, психологами, воспитателями и мотивирует специалистов на формирование психолого-педагогической компетентности и научного подхода. Это находится в соответствии с проектом концепции Общероссийской системы оценки качества, подразумевающей оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в кон-

кретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны.

Цель программы: внутренняя оценка качества образования в начальной школе на уровне учреждения для обеспечения соответствия образовательного процесса требованиям ФГОС ООО.

ЗАДАЧИ:

1. Разработка системы внутреннего контроля за результатами образования:

• изучение, обоснование и выбор индикаторов процесса, результатов и условий среды;

• выбор инструментов (методик) для диагностики степени психического развития учащихся и психического здоровья по индикаторам.

2. Организация диагностического отслеживания результативности образовательного процесса:

• эффективного обучения поступивших в школу детей с сохранением и развитием потенциала обучения при учёте индивидуальных особенностей в течение всего периода в начальной школе;

• раскрытия способностей каждого и потенциально одарённых учащихся.

3. Своевременное обеспечение администрации информацией о факте и месте конкретных проблем в образовательном учреждении, прогнозе дальнейшего развития, предложений по организации развивающей среды. Предоставление:

• данных, позволяющих анализировать качество работы и эффективность деятельности педагогических работников (стимулировать творчески работающих педагогов, формировать оптимальное штатное расписание, обеспечивать повышение квалификации);

• данных о среде, прямо, косвенно или опосредованно характеризующих режим и психологический климат учебно-воспитательного учреждения, а также педагогические ошибки учителей или воспитателей;

• данных об эффективности применяемых технологий, методов, приёмов, средств с учётом индивидуальных, групповых, возрастных особенностей учащихся.

.................................................................................................................................................ирщ.......шшт......шш

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Психологические аспекты педагогической деятельности как условие эффективности обучения.

II. Индикаторы психического здоровья и психического развития учащихся — показатели качества.

III. Уровни развития учащихся.

IV. Диагностический инструментарий мониторинга.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В создаваемые психолого-педагогические условия формирования психически здоровой личности входят:

A. Система поощрений и наказаний. Поощрения формируют мотивацию достижений. Эффективны такие педагогические поощрения, как: постоянные, соизмеримые с затраченными учеником усилиями, сравнение прошлых и настоящих успехов ученика с заинтересованностью в его успехах и объяснением, что достойно поощрения.

Б. Равномерное чередование психического напряжения с расслаблением. Ситуация «напряжения» побуждает к преодолению, действию, формируя активную жизненную позицию, веру в собственные силы; накоплению внешних стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации «расслабления» создают возможности для отдыха, анализа достижений, постановки новых целей.

B. Предъявление требований к воспитаннику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и психологическая «цена» результата: расход сил и времени учащихся и учителя. Несоответствующие требования значимых взрослых «погружают» ребёнка в ситуацию неуспеха, которая при длительном сохранении приводит к деформации личности. Необходимы владение приёмами

изучения учащихся, способами самоанализа педагогом и наличие адекватного представления о своих профессиональных возможностях, способность к рефлексии при решении проблем. Результативные показатели: обученность и обучаемость школьников; воспитанность и воспитуе-мость; психологические новообразования учителя в ходе его труда; актуализация личности и индивидуальности учащихся и учителя; удовлетворённость результатом — учащихся, учителя.

Г. Личность значимого взрослого. Биофильная ориентация у значимых взрослых (родителей, педагога), окружающих ребёнка, способствует у него ориентации на жизнь. К здоровьесберегающим педагогическим особенностям относятся: способность к организационной деятельности, творческий поисковый стиль, конкретность мышления, умение выделять главное, чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов педагогического воздействия, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении. Личностная модель общения предполагает развитые способности педагога к принятию детей (понимание, эмпа-тия), к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль). Личностно ориентированная модель взаимодействия — развитие индивидуальности ребёнка при тактике сотрудничества, основанной на способах общения: понимание и принятие личности.

Д. Наличие положительного эмоционального фона, являющегося одним из условий профилактики нервно-психических заболеваний по ВОЗ, обеспечивается созданием и в классе, и в школе здорового психологического климата. Воспитание эмоциональной отзывчивости, доброты, сострадания, обучение решению конфликтов, самоосознанию, самоконтролю. Педагогическое общение: реализация широкого спектра коммуникативных задач, организация учителем активной деятельности и общения учащихся. Умение создавать проблемные ситуации на уроке и обучать способам их решения.

Е. Здоровьесберегающие технологии.

Личностно ориентированное обучение характеризуется тем, что меняется подход к организации работы на уроке.

К традиционным формам обучения (индивидуальная, групповая, коллективная) добавляются нестандартные, которые отличают необычное содержание, необычные методы, приёмы и формы представления материала.

Технологии развивающего обучения, основанные на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», разработанные В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным при построении индивидуальной образовательной программы с учётом способностей, возможностей, темпов развития, влияния окружающей среды и условий (по методу Л.В. Занкова возможны перегрузка и переутомление), относятся к технологиям здоро-вьесберегающей направленности.

К данной категории относятся и психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями, технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, оптимальной организации учебного процесса и физической активности. Арт-терапия, применяемая в работе психолога, обладает профилактическим, мобилизующим, кор-рекционным, психотерапевтическим эффектом. Это вводимые динамические паузы на уроках, переменах, дыхательная гимнастика Стрельниковой и другие методы снятия напряжения и заблокированных эмоций, рекомендуемые ВОЗ для профилактики нервно-психических заболеваний. В образовательном пространстве «Шко-ла-2100» технология проблемного диалога служит для раскрытия способностей учащихся.

II. ИНДИКАТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

Для оценки качества образования применяется набор специальных индикаторов, при помощи которых можно получить представление о текущем состоянии образования и информировать об этом образовательное сообщество. Внутренняя оценка результатов и качества начального общего образования включает в себя блоки базовых индикаторов:

• индикаторы процесса (процент учащихся с появлением риска эмоционально-личностных нарушений и психического здоровья; процент школьников с улучшением и стабилизацией нервно-психического состояния);

• индикаторы результатов (процент учащихся с ухудшением показателей в сравнении с реальным потенциалом обучаемости; процент учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании достижения учащихся в формировании универсальных учебных действий);

• индикаторы ресурсов (квалификация учителей и преподавателей; эффективность использования образовательных технологий и информационных ресурсов).

1. Индикаторы психического здоровья

1.1. Внимательность и скорость переработки информации, уровень неразвитости которых может свидетельствовать о наличии симптомов ММД. Требует модернизации технологий и оптимизации обучения с обязательным врачебным сопровождением. (Хроническая энергетическая недостаточность, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.)

1.2. Низкая стрессоустойчивость и негативный образ «Я» учащихся, указывающие на симптомы субдепрессии. Учащиеся, идентифицирующие себя как одинокие, беспомощные, страдающие, находящиеся в опасности с угрозой для жизни.

1.3. Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует способность к энергозатратам или установку на сбережение их и риск психосоматических заболеваний. Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, «болезни адаптации» сигнализируют о наличии хронической для ребёнка психотравмирующей ситуации и запрете на выражение эмоций страха и агрессии.

1.4. Настроение, устойчивый эмоциональный фон может сигнализировать о тенденции к неврозу, нарушении общего самочувствия, вызванных тревогой, страхом или защитой от него.

.................................................................................................................................................жшчщ.......шшшь......ни

1.5. Главные симптомы: усталость, нарушение сна — опасность заболеваний нервной системы, которая проявляется на телесном, эмоционально-образном, ментальном и духовном уровнях.

2. Индикаторы психического развития

вопросы, необходимые для совместного решения задачи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. Центральной особенностью возраста является эгоцентризм мышления, поэтому ребёнок не попадает в сферу своего отражения и не может посмотреть на себя со стороны.

2.1. Логическое понятийное мышление, интуитивное понятийное мышление, понятийная категоризация. Общая осведомлённость, произвольное внимание, скорость переработки информации, внимательность, которые диагностируются, являются психологической основой развития регулятивных УУД и показателем успешности формирования («продвинутости») их развитости.

Задача — обучение умению планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта и оценки характера ошибок.

2.2. Интуитивное и логическое мышление, зрительно-графический анализ и общая осведомлённость, произвольное внимание, являющиеся психологической основой познавательных УУД. Задача — обучение ребёнка умению использовать знаково-симво-лические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и дидактических задач, ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

2.3. Личные качества: независимость, самостоятельность, активность в общении, волевой самоконтроль, исполнительность в основе формирования коммуникативных УУД. Задача — обучение ребёнка умению работать в малой группе, учитывать позиции других детей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; задавать партнёрам по деятельности

III. УРОВНИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В направления, этапы внутренней оценки, характеризующей уровень развития соответствующего качества у учащегося по выбранным индикаторам, качество образования, на момент диагностики, входят:

• диагностика нейропсихофизиологиче-ской готовности поступающих в школу детей с определением реального потенциала обучаемости, индивидуальных особенностей здоровья, личностных качеств, влияющих на успешность процесса (табл. 1);

• диагностика индикаторов качества» (успешности и проблем) с частотой 1 раз в год (развития), 1 раз в четверть (здоровья) в процессе мониторингов психического развития и психического здоровья в течение всего обучения в начальной школе (табл. 2);

• диагностика потенциальных специальных способностей учащихся в 3, 4-х классах, эффективность работы в данном направлении, раскрытие способностей, поддержка потенциально одарённых детей и построение перспективной траектории развития (табл. 4).

Представление о характере проблем и качестве даёт в общем виде описание зон и уровней развития исследуемых параметров-индикаторов (Л.А. Ясюкова).

Зона 1. Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания.

Зона 2. Слабый уровень. Свидетельствует о том, что в настоящий момент данное свойство не сформировано и не может быть

использовано там, где оно требуется. Отрицательные последствия слабого уровня развития свойства могут проявляться как сразу, так и спустя некоторое время.

Зона 3. Средний уровень. Свидетельствует о том, что качество находится в начальной стадии своего формирования, его функционирование пока неустойчиво. Средний уровень достаточен для поддержки хорошей успеваемости, если ребёнок старается, но его не хватает для углублённого изучения предметов. Если свойство не поддерживается, то оно распадается и деградирует.

Зона 4. Хороший уровень. Свидетельствует о том, что качество сформировано, его функционирование устойчиво и способно обеспечить полноценное понимание соответствующего учебного предмета и хорошую успеваемость. Если большинство интеллектуальных операций развиты хорошо, рекомендуется обучение по гимназическим программам.

Зона 5. Высокий уровень. Свидетельствует о незаурядных возможностях ребёнка. Чтобы поддерживать интерес к учёбе, необходимы более серьёзные нагрузки заданий олимпиадного уровня. При гармоничном развитии, когда все способности на высоких уровнях, необходима разработка индивидуальной программы обучения.

IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА

А. Задачу оценки психического развития, уровня развития у учащихся основных видов УУД следует рассматривать одновременно — и как традиционную для методологии психолого-педагогической диагностики, и как новую и нетривиальную по своей содержательной направленности. Диагностический инструментарий для проведения мониторинга формирования УУД у учащихся используется из рекомендованного методического комплекта городской лаборатории «Система оценки качества общего образования», прошёл апробацию разрабатываемой системы мониторинга формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы (тест струк-

туры интеллекта Амтхауэра, тест прогрессивных матриц Равена, личностный опросник Кеттелла), экспертизу в НИИ комплексных социально-психологических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета и апробацию в школах г. Санкт-Петербурга в 4-летний период внедрения ФГОС.

Б. Стандартизированный диагностический комплект для общеобразовательных школ Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» (часть II) и входящие в него тесты обеспечивают выявление и интерпретацию нейроп-сихофизиологических индикаторов здоровья. Признаки ММД — тест Тулуз-Пьерона, определяющий скорость переработки информации и внимательность; лёгкие органические нарушения — тест Лоретты Бендер, выявляющий нарушения зрительно-моторной координации; отрицательных эмоций и тенденций к невротизации, вегетативный коэффициент и обострение заболеваний — тест Люшера. Тревожность как фактор нервно-психического напряжения выявляется тестом Тэммпл, Дорки, Амен. Комплекс широко апробирован и эффективен.

В. Тест Сильвер, прошедший апробацию на русскоязычной выборке и ориентированный на выявление депрессивных состояний и образа «Я». Упражнение Б.В. Ананьева «Минута» — для определения восприятия времени (стрессоустойчивости), депрессивных состояний — используется психологами при профилактике аутоагрессии.

Г. В.М. Элькин «Методика цветодиагности-ки и психотерапии произведениями искусства». Предназначена для диагностики и коррекции нервно-психических состояний. Эффективность методики проверена автором путём многолетней обширной практики, как и методика «Сочетание определённых цветовых выборов», указывающих на риск заболеваний вегетативной нервной системы.

Необходимые условия: профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов.

Нейропсихофизиологическая готовность поступающих в школу детей

№ Ф.и. Реальный потенциал обучаемости Адаптивные резервы, риски, опасности дезадаптации будущих первоклассников

Линейное визуальное мышление Структурно-динамическое визуальное мышление Эмоционально-энергетическая обеспеченность Неврологические симптомы Вегетативная нервная система Симптомы психических нарушений Эмоциональная приспособляемость

Относительно самостоятельная интеллектуальная подструктура, развивается практически с младенчества и независимо от речи. Умение ребёнка самостоятельно мыслить. Хорошо развитое визуальное мышление обладает значительными компенсирующими и замещающими возможностями Тенденция к неврозу Риск соматических заболеваний Признаки ММД Признаки органических нарушений Риск заболеваний Риск субдепрессий Тревожность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Таблица 2

Технология оценки качества образования по индикаторам результативности учебно-воспитательного

процесса в период обучения в начальной школе

Индикаторы психического развития (цикл замеров — 1 раз в год) Индикаторы психического здоровья (цикл замеров — 1 раз в четверть) Индикаторы личн развития (коммуни качеств) (цикл заг 1 раз в год остного кативных леров — )

Визуальное мышление Интуитивное понятийное мышление Логичеекое понятийное мышление Понятийная категоризация Общая осведомлённость Внимательность Скорость переработки информации Произвольное внимание Зрительно- графический анализ ВК (вегетатвный коэффициент) настроение СО (энергия) Внимательность, скорость переработки информации Зрительно-моторная координация Образ «Я» Стрессоустойчивость Симптомы: нарушение сна Активность в общении Независимость Самостоятельность Волевой самоконтроль Исполнительность Психическое напряжение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Таблица 3

Технология раскрытия способностей учащихся 3-4-х классов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф. И. Направление Индикаторы специальных способностей и экспертная оценка специалистами в процессе обучения

Психолог Учитель 3 кл. / / 4 кл. / /

Содержание и показатели с высоким уровнем выраженности у учащихся по психологической диагностике; рекомендации Проявления в проблеме Оценка по предмету

Математика Абстрактное мышление (основное), логическое понятийное мышление, визуальное структурно-динамическое и комбинаторное мышление. Умение выделять закономерности убывающих, возрастающих, цикличных последовательностей и оперировать в уме выделенными отношениями (не цифрами). Высокий уровень (5) развития абстрактного мышления при остальных хорошего уровня (4-5) свидетельствует о незаурядном интеллектуальном потенциале ребёнка. Рекомендуются физико-математические классы и изучение нескольких иностранных языков

Естественные науки Понятийное логическое мышление (основное), понятийное интуитивное мышление, понятийная категоризация. Зона 5: высокий уровень развития понятийного логического мышления в речевом плане. Следует предоставлять ребёнку настоящую научную информацию (а не ту, что содержится в учебниках), чтобы он смог в полную силу использовать интеллектуальные способности. При условии развитости визуального интеллекта высокий уровень развития понятийного логического мышления (умение видеть смысл правил, формул, использование навыков в аналогичных ситуациях с частичной трансформацией) вплоть до 7-9-х классов может компенсировать отсутствие абстрактного мышления, обеспечивая успехи на олимпиадах не только по естественным наукам, но и по математике, и высокую успеваемость

Гуманитарные науки Понятийное интуитивное мышление (основное), самостоятельность мышления. Диагностика гуманитарных способностей разработана слабо. Выделяются 3 аспекта своеобразия функционирования интеллекта гуманитария: глубокий личностный эмоциональный отклик на любое событие или явление, эмоциональность, образность, выражающаяся богатством и яркостью образов, впечатлений о мире, «гуманистичность» социальных установок и морально-этическая духовная сущность

Лингвистика Понятийная категоризация (основное), оперативная логическая память, абстрактное мышление. Отнесение объекта к той или иной категории, определение его родовидовой принадлежности в любой и автоматически осуществляемой операции. При условии такого же высокого развития интуитивного и логического компонентов можно констатировать возможность развития структурно-лингвистических способностей, обеспечивающих владение несколькими иностранными языками одновременно

Техника Пространственное мышление (основное), понятийное логическое мышление, образный синтез, визуальное структурно-динамическое мышление, комбинаторное мышление. Способность к вычленению пространственной структуры объектов и оперированию уже не образами объектов и их «внешними» свойствами, а внутренними структурными элементами. Хороший уровень пространственного мышления в 3-5-х классах встречается редко, свидетельствует о способностях к инженерно-конструкторской деятельности (если при этом ребёнок хорошо успевает по математике)

Особенности предупреждения эмоционально-личностньх нарушений школьников

Индикаторы

Причины и характер трудностей, направление и содержание

поддержки

о р

в е н

е д

Настроение ВК

Главный фактор для профилактики — это создание благоприятных внешних условий, ситуации успеха, способствующей повышению их самооценки и сохранению чувства собственного достоинства, физическое расслабление и снятие эмоционального напряжения. Прогнозируемость ситуации — отсутствие почвы для возникновения неврозов. К неврозам склонны личности с неудовлетворённой потребностью в безопасности, сопричастности, уважении, признании. К причинам дидактогенных неврозов относятся запугивание и перегрузки. Проблемы тревожной матери, жёстких требований, как дома так и в школе, к успехам в школе ребёнка и необходимости здоровьесберегающих мероприятий_

Энергия II зона —

хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность

В стрессовых ситуациях и при длительном психоэмоциональном напряжении помощь педагога состоит в формировании у ребёнка веры в собственные силы, накоплении успешных стратегий взаимодействия с внешней средой, разблокировании инкапсулированных эмоций. Последними исследованиями в области психиатрии доказано, что унижения и гонения в школе — фундамент развития психосоматических заболеваний во взрослой жизни

с

е р

п

е д

б у

с

Стрессоусстойчивость низкая — неадекватная

оценка времени, «быстрое» восприятие минуты

Образ «Я» Идентификация себя с одинокими, беспомощными, страдающими, находящимися в опасности с угрозой _для жизни_

В данных ситуациях важно помочь развить чувство уверенности в себе, уменьшить социальную изолированность, восстановить значимые и дружеские отношения потерявшему привязанности ученику. Чуткость учителя, его педагогический такт, поощрение, исключение некоторых учебных моментов, требующих особого интеллектуального, эмоционального и физического напряжения, могут способствовать улучшению здоровья и нормализации учебной деятельности. Психологической основой депрессий является внутренний бессознательный конфликт (переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких). Основой дидактогенных депрессий с 7 лет являются конфликтные отношения в семье и школе

о н

в р

е

н а в е

ло б а

Главные симптомы: усталость, нарушение сна

Для профилактики такого риска необходимы такие мероприятия со стороны педагогов, как определение социального статуса ребёнка, а также его динамики в процессе обучения, поддержка ребёнка в различных ситуациях, проведение бесед и обращение внимания на его внутреннее состояние, система различных оздоровительных мероприятий. Неприятие отдельных учащихся детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах, или принуждение к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребёнка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится постоянное напряжение. Затруднением для них являются ситуации: проверка знаний во время контрольных работ, ответы ученика перед классом, получение плохой отметки, конфликты с учителями, администрацией школы, ситуации публичных выступлений. Увеличение нагрузки, накопление усталости, накапливание тревожности, снижение настроения, вегетососудистые реакции и поведенческие срывы_

скорость переработки информации (менее 19)

мц ик нн

1-1 с

ыи мд той

Ё 0 пв

1 2 о 8

внимательность (менее 0,89)

Консультация невропатолога с медикаментозной компенсацией при подтверждении ММД. Соблюдение рекомендаций. 2. «Оптимизация обучения детей с ММД» по Ясюковой Л.А. Обучение учащихся с признаками ММД (хронической энергетической недостаточностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью), число которых в школах в настоящее время неуклонно растёт, требует модернизации технологий и оптимизации обучения с обязательным врачебным сопровождением. Недостаточная концентрация внимания, повышенная нервозность, обусловливающая впоследствии расстройства сна и речевые нарушения, усиление агрессивности отдельных учащихся, аутичность и слабая контактируемость со средой — всё это проявляется отчётливо у детей, имеющих негативный опыт общения с педагогом

Таблица 5 Особенности индикаторов психического развития

Индикаторы — основа развитости УУД Причины и характер трудностей и успешности формирования УУД

Регулятивные УУД Интуитивное и логическое понятийное мышление, произвольное внимание, внимательность, понятийная категоризация, скорость переработки информации, общая осведомлённость За общую способность к обучению и возможность специализации в естественных науках отвечает логический компонент понятийного мышления, позволяющий осознавать закономерности причинно-следственных связей, а также являющийся базовым для освоения физико-математических наук. 1-й уровень практически не встречается, уровень 2 — достаточно часто. Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребёнка учиться, правильно понимать суть правил, законов, формул, зону применения и может использовать их на практике, характеризует развитие общих аналитических способностей. Выделение существенного признака или хороший уровень сформированности интуитивного компонента помогает осваивать программы гуманитарной направленности. Зона 1 в общеобразовательных школах практически не встречается, зона 2 — очень редко. Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребёнка и связано с возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это необходимо как база для усвоения школьных знаний. Позволяет выявить, настроено ли мышление ребёнка выделять объективно главное в представленной информации. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребёнка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его. Понятийная категоризация даёт представление, укрупнилась ли единица мышления в сравнении с прошлой диагностикой. Высокий уровень развитости может обеспечить развитость структурно-лингвистических способностей, грамотности и владение многими иностранными языками одновременно. Если понятийное логическое мышление ребёнка слабое и категоризация в зоне 2 (слабое), то отрицательные последствия без принятия соответствующих мер могут характеризовать предел развитию

Познавательные УУД Зрительно-графический анализ, интуитивное и логическое мышление, произвольное внимание, общая осведомлённость Высокий уровень осведомлённости свидетельствует о том, что учащийся активно осваивает окружающий мир, у него складывается «практический интеллект». Уровень 1 свидетельствует о задержке психического развития, необходимо комплексное медицинское и дефектологическое обследование. Возрастная особенность младших школьников — слабость произвольного внимания и небольшая устойчивость внимания, являющиеся одной из основных причин неуспеваемости и плохой дисциплины. Могут указывать на наличие ММД.

Коммуникативные УУД Независимость, самостоятельность, активность в общении, волевой самоконтроль, исполнительность Независимость в зоне 4 характеризует самостоятельного, готового к равноправной дискуссии учащегося, в зоне 1— инфантильного и беспомощного, в зоне 5 — упрямого ребёнка. Активность в общении в зоне 4 — естественный, непринуждённый школьник, легко адаптирующийся в новых условиях; зона 2 — робкий, застенчивый, может испытывать затруднения при ответах на уроках. Волевой самоконтроль в зоне 4 — ребёнок приучен к размеренному и рациональному спланированному образу жизни, распорядку дня; зона 5 — «заорганизован» и слишком озабочен; зона 1 — учащийся не может направлять свои действия к цели, необходимо учить методам самоорганизации, самоконтроля и рационального планирования. Исполнительность в зоне 4 — ребёнок исполнителен и ответственен; в зоне 2 — фактически неисполнительный и недисциплинированный учащийся. В зоне 4 характеризует самостоятельного, готового к равноправной дискуссии учащегося, в зоне 1 — инфантильного и беспомощного, в зоне 5 — упрямого ребёнка. В зоне 4 — естественный, непринуждённый школьник, легко адаптирующийся в новых условиях, зона 2 — робкий, застенчивый, может испытывать затруднения при ответах на уроках. В зоне 4-ребёнок приучен к размеренному и рациональному спланированному образу жизни, распорядку дня, зона 5 — «заорганизован» и слишком озабочен, зона 1 — учащийся не может направлять свои действия к цели, необходимо учить методам самоорганизации, самоконтроля и рационального планирования. В зоне 4 — ребёнок исполнителен и ответственен

N9

Ф.И.

Нейропсихофизиологическая готовность поступающих в школу детей

Реальный потенциал обучаемости

Линейное визуальное мышление

Относительно самостоятельная интеллектуальная подструктура, развивается практически с младенчества и независимо от речи. Умение ребёнка самостоятельно мыслить. Хорошо развитое визуальное мышление обладает значительными компенсирующими и замещающими возможностями

Адаптивные резервы, риски,

опасности дезадаптации будущих первоклассников

Структурно-визуальное мышление

Тенденция к неврозу

динамическое

Эмоционально энергетическая обеспеченность

Риск соматических заболеваний

Неврологические симптомы

Признаки ММД

Вегетативная нервная система

Признаки органических нарушений

Симптомы психических нарушений

Риск заболеваний

Эмоциональная приспособляемость

Риск субдепрессий

Тревожность

10

Г|| ->

г\э сл

г\э ст>

Таблица 2

Технология оценки качества образования по индикаторам результативности учебно-воспитательного процесса в период обучения в начальной школе

> >

X

о

ш >

Индикаторы психического развития (цикл замеров — 1 раз в год) Индикаторы психического здоровья (цикл замеров — 1 раз в четверть) Индикаторы личностного развития (коммуникативных качеств) (цикл замеров — 1 раз в год)

Визуальное мышление Интуитивное понятийное мышление Логическое понятийное мышление Понятийная категоризация Общая осведомлённость Внимательность Скорость переработки информации Произвольное внимание Зрительно-графический анализ ВК (вегетативный коэффициент) настроение СО (энергия) Внимательность, скорость переработки информации Зрительно-моторная координация Образ «Я» Стрессоустойчивость Симптомы: нарушение сна Активность в общении Независимость Самостоятел ьность Волевой самоконтроль Исполнительность Психическое напряжение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

о с

о с

Технология раскрытия способностей учащихся 3-4-х классов

Таблица 3

Ф.И. Направление Индикаторы специальных способностей и экспертная оценка специалистами в процессе обучения

Психолог Учитель 3 кл. // 4 кл. //

Содержание и показатели с высоким уровнем выраженности у учащихся по психологической диагностике; рекомендации Проявления в проблеме Оценка по предмету

Математика Абстрактное мышление (основное), логическое понятийное мышление, визуальное структурно-динамическое и комбинаторное мышление. Умение выделять закономерности убывающих, возрастающих, цикличных последовательностей и оперировать в уме выделенными отношениями (не цифрами). Высокий уровень (5) развития абстрактного мышления свидетельствует о незаурядном интеллектуальном потенциале ребёнка и (рекомендуется поступление в физико-математические классы, изучение нескольких иностранных языков)

Естественные науки Понятийное логическое мышление (основное), понятийное интуитивное мышление, понятийная категоризация. Зона 5: высокий уровень развития понятийного логического мышления в речевом плане. Следует предоставлять ребёнку настоящую научную информацию (а не ту, что содержится в учебниках), чтобы он смог в полную силу использовать интеллектуальные способности. При условии развитости визуального интеллекта высокий уровень развития понятийного логического мышления (умение видеть смысл правил, формул, использование навыков в аналогичных ситуациях с частичной трансформацией) вплоть до 7-9-х классов может компенсировать отсутствие абстрактного

мышления, обеспечивая успехи на олимпиадах не только по естественным наукам, но и по математике, а также высокую успеваемость

Гуманитарные науки Понятийное интуитивное мышление (основное), самостоятельность мышления. Диагностика гуманитарных способностей разработана слабо. Выделяются 3 аспекта своеобразия функционирования интеллекта гуманитария: глубокий личностный эмоциональный отклик на любое событие или явление, эмоциональность, образность, выражающаяся богатством и яркостью образов, впечатлений о мире, «гуманистичность» социальных установок и морально-этическая духовная сущность

Лингвистика Понятийная категоризация (основное), оперативная логическая память, абстрактное мышление. Отнесение объекта к той или иной категории, определение его родовидовой принадлежности в любой и автоматически осуществляемой операции. При условии такого же высокого развития интуитивного и логического компонентов можно констатировать возможность развития структурно-лингвистических способностей, обеспечивающих владение несколькими иностранными языками одновременно

Техника Пространственное мышление (основное), понятийное логическое мышление, образный синтез, визуальное структурно-динамическое мышление, комбинаторное мышление. Способность к вычленению пространственной структуры объектов и оперированию уже не образами объектов и их «внешними» свойствами, а внутренними структурными элементами. Хороший уровень пространственного мышления в 3-5-х классах встречается редко, свидетельствует о способностях к инженерно-конструкторской деятельности (если при этом ребёнок хорошо успевает по математике)

Особенности предупреждения эмоционально-личностных нарушений школьников

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N9 Индикаторы Причины и характер трудностей, направление и содержание поддержки

Тенденция к неврозу Настроение ВК Главный фактор для профилактики — это создание благоприятных внешних условий, ситуации успеха, способствующих повышению самооценки и сохранению чувства собственного достоинства, физическое расслабление и снятие эмоционального напряжения. Прогнозируемость ситуации — отсутствие почвы для возникновения неврозов. К неврозам склонны личности с неудовлетворённой потребностью в безопасности, сопричастности, уважении, признании. К причинам дидактогенных неврозов относятся запугивание и перегрузки. Проблемы тревожной матери, жёстких требованиях, как дома, так и в школе, к успехам в школе ребёнка и необходимости здоровьесберегающих мероприятий.

Риск психосоматики Энергия II зона — хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность В стрессовых ситуациях и при длительном психоэмоциональном напряжении помощь педагога состоит в формировании у ребёнка веры в собственные силы, накоплении успешных стратегий взаимодействия с внешней средой, разблокировании инкапсулированных эмоций. Последними исследованиями в области психиатрии доказано, что унижения и гонения в школе — фундамент развития психосоматических заболеваний во взрослой жизни

Риск субдепресий Стрессоустойчивость низкая — неадекватная оценка времени, «быстрое» восприятие минуты В данных ситуациях важно помочь развить чувство уверенности в себе, уменьшить социальную изолированность, восстановить значимые и дружеские отношения потерявшему привязанности ученику. Чуткость учителя, его педагогический такт, поощрение, исключение некоторых учебных моментов, требующих особого интеллектуального, эмоционального и физического напряжения, могут способствовать улучшению здоровья и нормализации учебной деятельности. Психологической основой депрессий является внутренний бессознательный конфликт (переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании

г|| -)

Г\Э

г\э 00

> >

х

О

ш >

Образ «Я» — идентификация себя с одинокими, беспомощными, страдающими, находящимися в опасности с угрозой для жизни с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких). Основой дидактогенных депрессий с 7 лет являются конфликтные отношения в семье и школе

Риск заболеваний нервной системы Главные симптомы: усталость, нарушение сна Для профилактики этого риска необходимы такие мероприятия со стороны педагогов, как определение социального статуса ребёнка, а также его динамики в процессе обучения, поддержка ребёнка в различных ситуациях, проведение бесед и обращение внимания на его внутреннее состояние, система различных оздоровительных мероприятий. Неприятие отдельных учащихся детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждение к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребёнка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится постоянное напряжение. Затруднением для них являются следующие ситуации: проверка знаний во время контрольных работ, ответы ученика перед классом, получение плохой отметки, конфликты с учителями, администрацией школы, ситуации публичных выступлений, увеличение нагрузки, накопление усталости, накапливание тревожности, снижение настроения, вегето-сосудистые реакции и поведенческие срывы

Симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) Скорость переработки информации (менее 19)

внимательность (менее 0,89)

О с

о с

Особенности индикаторов психического развития

N9 Индикаторы — основа развитости УУД Причины и характер трудностей и успешности формирования УУД

Интуитивное и логическое За общую способность к обучению и возможность специализации в естественных науках отвечает логический компонент понятийного мышления, позволяющий осознавать закономерности причинно-следственных связей, а также явля не встречается, 2-й уровень — достаточно часто. Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) ющийся базовым для освоения физико-математических наук. 1-й уровень практически характеризует способность ребёнка учиться, правильно понимать суть правил, законов, формул, зону применения и использовать их на практике, характеризует развитие общих аналитических способностей. Выделение существенного признака или хороший уровень сформированности интуитивного компонента

Регулятивные WД понятийное мышление, произвольное внимание, внимательность, понятийная категоризация, скорость переработки информации, общая осведомлённость помогает осваивать программы гуманитарной направленности. Зона 1 (в общеобразовательных школах практически не встречается), зона 2 — очень редко. Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребёнка и связано с возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это необходимо как база для усвоения школьных знаний. Позволяет выявить, настроено ли мышление ребёнка выделять объективно главное в представленной информации. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а входят в личный опыт ребёнка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его. Понятийная категоризация даёт представление, укрупнилась ли единица мышления в сравнении с прошлой диагностикой. Высокий уровень развитости может обеспечить развитость структурно-лингвистических способностей, грамотности и владение многими иностранными языками одновременно. Если понятийное логическое мышление ребёнка слабое и категоризация в зоне 2 (слабая), то без принятия соответствующих мер возможны отрицательные последствия для дальнейшего развития

Познавательные wд Зрительно-графический анализ, интуитивное и логическое мышление, произвольное внимание, общая осведомлённость Высокий уровень осведомлённости свидетельствует о том, что учащийся активно осваивает окружающий мир, у него складывается «практический интеллект». Уровень 1 свидетельствует о задержке психического развития, необходимо комплексное медицинское и дефектологическое обследование. Возрастная особенность младших школьников — слабость произвольного внимания и небольшая устойчивость внимания, являющиеся одной из основных причин неуспеваемости и плохой дисциплины. Могут указывать на наличие ММД.

Коммуникативные УУД Независимость, самостоятельность, активность в общении, волевой самоконтроль, исполнительность Независимость в зоне 4 характеризует самостоятельного, готового к равноправной дискуссии учащегося, в зоне 1- инфантильного и беспомощного, в зоне 5 —упрямого ребёнка. Активность в общении в зоне 4 — естественный, непринуждённый школьник, легко адаптирующийся в новых условиях, в зоне 2 — робкий, застенчивый, испытывающий затруднения при ответах на уроках. Волевой самоконтроль в зоне 4 — ребёнок приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня, в зоне 5 — «заорганизован» и слишком озабочен, в зоне 1- учащийся не может направлять свои действия к цели, необходимо учить методам самоорганизации, самоконтроля и рационального планирования. Исполнительность в зоне 4 — ребёнок исполнителен и ответственен, в зоне 2- фактически неисполнительный и недисциплинированный учащийся.

в зоне 4 характеризует самостоятельного, готового к равноправной дискуссии учащегося, в зоне 1- инфантильного и беспомощного, в зоне 5- упрямого ребёнка. в зоне 4- естественный, непринуждённый школьник, легко адаптирующийся в новых условиях, зона 2 — робкий, застенчивый, может испытывать затруднения при ответах на уроках. В зоне 4-ребёнок приучен к размеренному и рациональному спланированному образу жизни, распорядку дня, зонаб — «заорганизован» и слишком озабочен, зона1- учащийся не может направлять свои действия к цели, необходимо учить методам самоорганизации, самоконтроля и рационального планирования. В зоне 4 — ребёнок исполнителен и ответственен

Г|| -)

г\э со

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // М.М. Безруких. Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — № 8. — С 65-74

2. Валанова Н.М. Информация для родителей. — Н. Новгород: Поволжье, 2008. — 287 с

3. Валанова Н.М. Новые здоровьесберегающие технологии в системе профилактической деятельности образовательного учреждения // Сб. статей IV Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии». — Новосибирск.: ООО «ЦСРНИ», 2014. — С. 80-92.

4. Валанова Н.М. Уроки психологии с арт-терапией в проекте инновационной профилактической деятельности школы // Сб. статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» № 11(46). — Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014. — С. 33-42.

5. Валанова Н.М. Технологии внутренней оценки качества образования в начальной школе // Сб. статей по материалам XLVШ международной научно-практической конференции

«Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» № 1 (48). — Новосибирск: Изд. «Сибак», 2015.

6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Директор школы. 2010 — № 5. — С. 47-518.

7. Ясюкова Л.А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. — 2011. — № 2. — С. 25-30.

8. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. — 2010. — Вып. 3. —.С. 385-394.

9. Ясюкова Л.А. Реформирование образования // Школьные технологии. 2011. — № 5. —.С. 7-19.

10. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. — С-Пб. — 2001. — 30с

11. Valanova N.M. Monitoring of the health — the base strategy to prevent the problems of younger hoolboys/ International scientific professional periodical ioumal «THE UNITY OF SCINCE» publishing office Friedrichstrase 10-Vienna — Austra. 2014. — Р. 91-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.