^АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЧАСТНОГО ПРАВА У
ЗАЩИТА ДЕТСТВА В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
PROTECTION OF CHILDHOOD IN THE NORMS OF INTERNATIONAL LAW
УДК 341.215.4
и.Е. ильичЕв,
доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) ilicigor@yandex.ru
С.А. лАзАрЕвА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) soft7080@ yandex.ru
IGOR E. IL'ICHEV,
Doctor of Technical Sciences, Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SOFYA A. LAzAREVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: забота о детях, их здоровье и воспитании - одна из древнейших и устойчивых традиций человечества, дошедшая до наших дней. Отражением и закреплением этой традиции в Новейшее время является принятие международным сообществом значительного пакета актов (деклараций, конвенций), направленных на всестороннюю защиту детства. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь.
Целью исследования является систематизация представлений о системе и структуре актов международного права, ориентированных на защиту детства, механизмов их имплементации в правовую систему мирового сообщества, имеющихся проблем реализации общепризнанных принципов и норм международного права в практике правоприменения отдельных государств.
В рамках исследования решаются задачи выработки критериев систематизации актов международного права в указанной сфере и их классификации в соответствии с выработанными критериями.
В исследовании использована совокупность методов научного познания (общефилософские, общенаучные и специально-юридические), включая конкретно-правовой и сравнительно-правовой анализ, синтетический подход к решению проблем классификации актов международного права и формулированию методологических подходов к решению проблем правоприменения общепризнанных принципов и норм международного права в указанной сфере в правовую действительность развивающихся стран.
ключевые слова: детство, безопасность детства, международное право, правовая действительность, имплементация.
Для цитирования: Ильичёв И.Е., Лазарева С.А. Защита детства в нормах международного права // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 1. С. 9-25.
Abstract: taking care of children, their health and upbringing is one of the oldest and most stable traditions of mankind, which has come down to our days. The reflection and consolidation of this tradition in modern times is the adoption by the international community of a significant package of acts (declarations, conventions) aimed at the comprehensive protection of childhood. According to the Universal Declaration of Human Rights, children have the right to special care and assistance.
2019'1
актуальные проблемы
частного права
The aim of the study is to systematize ideas about the system and structure of acts of international law aimed at protecting children, the mechanisms for their implementation in the legal system of the world community, existing problems of implementing generally accepted principles and norms of international law in the practice of individual state administration.
Within the framework of the study, the tasks of developing criteria for the systematization of international law acts in this area and their classification in accordance with the developed criteria are solved.
The study used a set of methods of scientific knowledge: general philosophical, general scientific and special legal methods, including specific legal and comparative legal analysis, a synthetic approach to solving problems of classifying acts of international law and formulating methodological approaches to solving problems of law enforcement of generally accepted principles and norms of international law in this area in the legal reality of developing countries.
Keywords: childhood, childhood safety, child protection, international law, analysis, synthesis, systematization, classification, legal reality, implementation.
For citation: Il'ichev I.E., Lazareva S.A. Protection of childhood in the norms of international law // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 1. P. 9-25.
Безопасность детства, как нам представляется, сегодня, как никогда ранее, становится глобальной проблемой в силу разрастания комплекса угроз, преследующих ребенка с момента его зачатия и до взросления. Конечно, разнообразные проблемы преследуют и взрослого человека до самого конца его жизни, но это уже другой спектр и характер угроз, в массе своей не столь острых и болезненных, не столь катастрофичных по последствиям. Обусловлено это вполне понятными причинами: детский организм физически и психически слаб, его иммунная система и мозг подготовлены к преодолению стресс-формирующих факторов среды лишь на уровне инстинктов, мозг предельно загружен напряженнейшей работой, связанной с познанием и освоением приемов взаимодействия с объектами среды, включая речевые навыки общения с себе подобными всех возрастов. Врожденного (материнского) иммунитета к болезням хватает не всегда - только на первый месяц жизни младенца. Это те причины, которые выделяют детство из всех последующих возрастов необходимой спецификой обеспечения его безопасности.
Забота о потомстве в его младенческом и детском возрасте пришла к человеку с «первых дней» его исторического существования, еще как инстинкт той дикой части живой природы, которую принято именовать фауной. Этот инстинкт непрерывно совершенствовался по мере усложнения ее организмов: слонихи, например, воспитывают слонят до десяти лет -почти столько же, что и человек.
Первым субъектом защиты появившегося на свет ребенка является кормящая его мама. Отец ребенка играет на этом этапе сугубо вспомогательную роль, хотя в дальнейшем его вклад в обеспечение безопасности ребенка, несомненно, возрастает. Свою лепту в это вносит и старшее поколение - дедушки и бабушки ре-
бенка. Семья, таким образом, и малая, и большая, является, по Ф. Энгельсу [1], той основной ячейкой общества, через которую и обеспечивается безопасность детства.
Безопасность детства и безопасность семьи выступают в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных категорий: находящаяся в опасности (в т.ч. в трудной жизненной ситуации) семья вряд ли сможет обеспечить необходимую безопасность ее детям. При этом очевидно, что безопасность ребенка (как и безопасность любого члена семьи) соотносится с безопасностью семьи как часть и целое. Справедливо, по-видимому, и обратное утверждение: безопасность семейства не может считаться достаточной, если в опасности находится любой из ее членов.
Приведенные рассуждения обосновывают необходимость поиска для целей настоящего исследования источников международного права по проблеме безопасности как ребенка, так и его семьи. Это первый критерий поиска, относящийся к объектам обеспечения безопасности.
В качестве следующего критерия целесообразно, по-видимому, дифференцировать исследуемые международные источники по территории их действия. Априори таковыми могут быть три категории источников: глобальные, региональные и двусторонние межгосударственные.
Наконец, третий критерий - классификация источников по направлениям обеспечения безопасности детства.
Продуцентами актов глобального значения являются крупные международные организации, объединяющие значительное количество государств мира или распространяющие свое влияние на большое число государств. Таковыми в первую очередь являются Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная орга-
низация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
ООН приняла сравнительно небольшое число рекомендательных для государств - ее членов актов (деклараций) и обязывающих для государств-подписантов актов (конвенций), имеющих прямое отношение к исследуемой проблеме. В их числе:
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (2000 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.);
- Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.);
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985 г.);
- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (1986 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Парижская декларация «Женщины, дети и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)» (1989 г.);
- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Ри-ядские руководящие принципы);
- Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений;
- Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы («Гаванские правила», 1990 г.).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей1 ставит следующие задачи:
- улучшения здоровья и питания детей;
- уделения большего внимания, заботы и оказания поддержки детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях;
- укрепления роли женщин в целом и обеспечения равных прав для них;
- предоставления базового образования и обеспечения грамотности детей мира;
- обеспечения безопасного материнства;
- личностного развития детей в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или по-
1 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г. [Электронный ресурс]. URL http://www.un.org/ru/documents/ decl conv/declarations/decl child90.shtml.
печителей, обеспечивающих их благополучие и подготовленность к ответственной жизни в свободном обществе.
Декларация прав ребенка выделяет десять принципов этих прав.
Принцип первый закрепляет за ребенком всю совокупность называемых Декларацией прав. Декларация уточняет: эти права должны признаваться за всеми детьми: а) без всяких исключений и б) без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Второй принцип настаивает: а) на обеспечении ребенку специальной защиты и б) на предоставлении ребенку таких возможностей и благоприятных условий, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. Указанные возможности должны предоставляться ребенку в условиях свободы и достоинства, а принимаемые с этой целью законы должны быть ориентированы на наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Третий принцип закрепляет за ребенком с момента его рождения право на имя и гражданство.
Четвертый принцип - право пользования благами социального обеспечения. Это право должно распространяться и на мать ребенка (специальные уход и охрана, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход). Ребенку при этом должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Пятый принцип касается неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении детей. Таким детям, ввиду их особого состояния, должны обеспечиваться необходимые специальные режим, образование и забота.
Шестой принцип формулирует условия полного и гармоничного развития личности ребенка:
- любовь и понимание окружающих;
- он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и материальной обеспеченности;
- малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию, Декларация возлагает на общество и на органы публичной власти. При этом многодетным семьям желательно предоставление государственных или иных пособий на содержание детей.
Седьмой принцип развивает идеи, связанные с образованием детей. Образование должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Оно должно способствовать общему культурному развитию ребенка, развить его способности и личное суждение, формировать сознание моральной и социальной ответственности и желание стать полезным членом общества. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.
Восьмой, девятый и десятый принципы посвящены непосредственно вопросам безопасности детства. Согласно этим принципам:
- ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь;
- он должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
- он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей;
- он должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации;
- он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме;
- он не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума;
- ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Рассмотренные принципы легли в основу соответствующей Конвенции2, которая вступила в силу для СССР, правопреемницей которого является Российская Федерация, 15 сентября 1990 года.
Конвенция о правах ребенка (ст. 1) закрепляет предельный возраст детства - 18 лет, если по закону, применимому к конкретному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Конвенция (ст. 3) обязывает государства-участники обеспечивать ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. С этой целью государства-участники принимают все необходимые законодательные и административные меры, в том числе учитывающие права и обязанности его родителей, опекунов или других
2 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. URL http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.
лиц, в том числе членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, несущих за него ответственность по закону.
Конвенция (ст. 9) обязывает государства-участники обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением тех случаев, когда такое содержание оказывается невозможным в силу того, что компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Основаниями для принятия такого решения, согласно Конвенции, могут служить случаи, когда родители: а) жестоко обращаются с ребенком; б) не заботятся о нем или в) проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
Согласно ст. 11 Конвенции государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы, содействуя с этой целью заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям.
Перечисляя права и свободы, которыми каждый ребенок должен обладать на территории любого государства-участника, Конвенция устанавливает, что эти права и свободы, в том числе право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15), могут ограничиваться только законом страны и только в интересах самого ребенка, государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 17 Конвенции подчеркивает роль средств массовой информации в обеспечении права ребенка на доступ к информации и содействии его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию.
Статья 18 Конвенции настаивает на необходимости признания государствами-участниками принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители (в соответствующих случаях -законные опекуны) несут основную ответственность за его воспитание и развитие. Предметом их основной заботы являются наилучшие интересы ребенка. Государства-участники обязуются:
- оказывать родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей;
- обеспечивать развитие сети детских учреждений;
- принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.
Статья 19 Конвенции посвящена проблеме противодействия насилия над детьми в семье. Государства-участники обязуются принять все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей,законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке, включая эффективные процедуры и разработку социальных программ. Указанные меры должны обеспечивать необходимую поддержку не только ребенку, но и лицам, которые о нем заботятся. Они должны сопровождаться осуществлением других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а также в случае необходимости возбуждения судебной процедуры.
Статьи 20, 21 посвящены решению проблемы, связанной с защитой интересов и помощью ребенку, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении. В качестве возможных и необходимых мер в данной ситуации Конвенция называет: а) передачу на воспитание, б) усыновление, в) в случае необходимости помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении указанных вариантов компетентным органам рекомендуется учитывать желательность преемственности воспитания ребенка, его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность, родной язык.
Статья 23 Конвенции настаивает на том, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Однако здесь же оказание помощи такому ребенку оговаривается «наличием ресурсов», «по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке».
Такие оговорки приняты, по-видимому, в интересах отсталых и развивающихся стран - участников Конвенции. Тем самым международное
сообщество расписывается в своей неспособности обеспечить должную поддержку таким детям в глобальном масштабе. К сожалению, такая практика получила достаточно широкое распространение и в современной России [2].
В состав условий безопасного существования ребенка входят право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции), право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26), право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27), право на образование (ст.ст. 28, 29), право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни, заниматься искусством (ст. 31), право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32) [3].
В составе мер необходимой защиты ребенка Конвенция называет все меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, направленные на защиту детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33), защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34), предотвращение похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме (ст. 35), защиту ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту его благосостояния (ст. 36), запрет пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, смертной казни и пожизненного тюремного заключения (ст. 37), недопущение прямого участия в военных действиях лиц, не достигших 15-летнего возраста (ст. 38), содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (ст. 39), соблюдение специальных процедур рассмотрения дел несовершеннолетних, подозреваемых в совершении уголовно наказуемых преступлений (ст. 40).
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях3 формулирует принципы общего благополучия семьи и ребенка (п. А), вопросы передачи детей на воспитание (п. В), усыновления (п. С).
Согласно п. А Декларации забота о ребенке лежит прежде всего на его собственных родителях. Благополучие ребенка зависит от благополучия семьи. Любое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка.
В случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или такая забота является ненадлежащей, Декларация рекомендует рассматривать один из четырех вариантов решения вопроса об изменении заботы о нем путем: 1) организации такой заботы со стороны родственников родителей ребенка; 2) передачи ребенка на воспитание в другую семью; 3) усыновления ребенка или же 4) в случае необходимости помещения ребенка в специальное учреждение. Вне зависимости от варианта принимаемого решения главными соображениями при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, должны быть, во-первых, наилучшее обеспечение интересов ребенка и, во-вторых, но в особенности - его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу. Лицам, ответственным за заботу о ребенке, вменяется в обязанность признавать желание переданного им на воспитание или усыновленного ребенка знать о своем происхождении при условии, что это не противоречит наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Декларация (ст. 8) настаивает на том, что ребенок всегда должен иметь имя, гражданство и законного представителя. Его не должны лишать имени, гражданства или законного представителя в результате передачи его на воспитание, усыновление или установления любого другого альтернативного режима. Исключение могут составлять ситуации, когда при передаче его на воспитание, усыновление и т.п. он в его собственных интересах получает новое имя, гражданство или законного представителя. При этом лица, ответственные за заботу о ребенке,
3 Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. Принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. [Электронный ресурс]. URL http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/childpri.shtml.
должны признавать желание переданного им на воспитание или усыновленного ребенка знать о своем происхождении, опять-таки если только это не противоречит наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст. 9).
Согласно п. В Декларации передача детей на воспитание должна регулироваться законодательством. Декларация настаивает на том, чтобы в решении всех вопросов о передаче ребенка на воспитание в другую семью надлежащее участие должны принимать: а) будущие приемные родители, б) если это возможно, сам ребенок и в) его собственные родители. При этом компетентные власти или учреждения должны по закону нести ответственность за контроль за обеспечением благополучия ребенка в новой семье.
Основную цель усыновления Декларация (ст. 13) видит в обеспечении постоянной семьи для ребенка в ситуациях, когда его родители не могут проявлять надлежащую о нем заботу. Как и при передаче на воспитание, для решения вопроса об усыновлении, во-первых, выбираются наиболее подходящие для ребенка условия (ст. 14), во-вторых, родителям ребенка, будущим приемным родителям и в зависимости от обстоятельств самому ребенку предоставляется достаточно времени и обеспечиваются надлежащие консультации (ст. 15). Декларация (ст. 16) ставит довольно сложную задачу перед учреждениями или службами опеки и попечительства: они должны убедиться во взаимоотношениях между усыновляемым ребенком и будущими приемными родителями до его усыновления. Суть этих взаимоотношений, согласно Декларации, состоит в том, чтобы ребенок был признан в качестве законного члена приемной семьи и пользовался всеми вытекающими отсюда правами.
Декларация (ст. 17) допускает возможность усыновления ребенка за границей, если не представляется возможным передать его другой семье на воспитание или для усыновления или обеспечить для него надлежащую заботу в стране происхождения. При этом правительствам рекомендуется установить политику, законодательство и эффективный контроль для защиты интересов детей, усыновляемых за границей, а само усыновление за границей должно производиться по возможности лишь в том случае, если в соответствующих государствах предусмотрены соответствующие меры: наличие компетентных органов или учреждений, применение гарантий и норм защиты правовых и социальных интересов ребенка, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране его происхождения.
Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период воору-
женных конфликтов4 предусматривает запрет нападения на гражданское население и бомбардировки его; объявляет решительное осуждение использования химического и бактериологического оружия в ходе военных операций; требует полного выполнения государствами своих обязательств в соответствии с Женевским протоколом 1925 года и Женевскими конвенциями 1949 года, а также другими актами международного права, касающимися уважения прав человека в период вооруженных конфликтов; объявляет преступными все формы репрессий и жестокого и бесчеловечного обращения с женщинами и детьми, включая заключение в тюрьмы, пытки, расстрелы, массовые аресты, коллективные наказания, разрушение жилищ и насильственное изгнание с мест жительства, совершаемые воюющими сторонами в ходе военных операций или на оккупированных территориях; запрещает лишение крова, пищи, медицинской помощи или других неотъемлемых прав женщин и детей, принадлежащих к гражданскому населению и оказавшихся в условиях чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов в борьбе за мир, самоопределение, национальное освобождение и независимость или проживающих в оккупированных территориях.
Парижская декларация «Женщины, дети и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)»5 признает складывающуюся в мире ситуацию, согласно которой пандемия СПИДа, тесно связанная с проблемами злоупотребления наркотиками, оказывает особо негативное воздействие на женщин и детей и они во все возрастающей степени подвергаются опасности заражения ВИЧ, а также в значительной мере страдают от социальных и экономических последствий ВИЧ-инфекции/СПИДа.
Декларация указывает на необходимость соблюдать права человека и достоинство людей, зараженных ВИЧ, членов их семей и их близких.
В качестве мер профилактики и противодействия распространению ВИЧ-инфекции/СПИДа Декларация называет:
- разработку и осуществление новаторских многоцелевых санитарно-просветительских
4 Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Принята резолюцией 3318 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. [Электронный ресурс]. URL http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/armed.shtml.
5 Парижская декларация «Женщины, дети и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)». Принята Междуна-
родной конференцией о последствиях СПИДа для здоровья матерей и детей, Париж, 27-30 ноября 1989 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/parisdec.shtml.
программ, направленных на предупреждение ВИЧ-инфекции/СПИДа;
- необходимость предотвращать отчуждение и несправедливость в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, и лиц, относящихся к группам риска, во всех сферах жизни и для всех служебных учреждений, включая школу;
- разработку и осуществление эффективных национальных систем эпидемиологического надзора и регистрации случаев заболевания;
- координацию или интеграцию программ предупреждения ВИЧ/СПИДа и борьбы с ними со всеми другими программами, предназначенными для женщин, детей и семей, и в первую очередь программ охраны здоровья матери и ребенка, планирования семьи и борьбы с заболеваниями, передаваемыми половым путем;
- мобилизацию медико-санитарных и социальных служб на удовлетворение возникающих потребностей, включая потребности семей, подвергающихся дискриминации, неспособных обеспечить уход за детьми, а также потребности брошенных детей или детей, оставшихся сиротами;
- наличие и доступность необходимой медико-санитарной помощи, включая лечение, а также рекомендуемые прививки;
- поощрение и поддержку грудного вскармливания в качестве основного компонента разумной политики в области здравоохранения и питания;
- всеобъемлющую медико-санитарную помощь, включая лечение от злоупотребления наркотиками и программы профилактики, с тем, чтобы таким путем свести до минимума опасность заражения ВИЧ мужчин, женщин и неродившихся детей.
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)6 определяют предупреждение преступности среди несовершеннолетних в качестве важнейшего аспекта предупреждения преступности в обществе. Руководящие принципы постулируют: участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
В качестве основополагающих принципов предупреждения преступности среди несовершеннолетних документ называет: 1) ори-
6 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_ prevention.
ентацию на нужды детей; 2) обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства; 3) необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних; 4) разработку общинных служб и программ.
Прогрессивная политика предупреждения преступности среди несовершеннолетних должна включать в себя следующие базовые элементы: 1) обеспечение возможностей в области получения образования; 2) разработку методологии предупреждения преступности среди молодежи; 3) вмешательство официальных органов с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода; 4) обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей; 5) учет психологических особенностей взросления ребенка; 6) предупреждение устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
Образование служит удовлетворению различных потребностей молодежи, созданию системы ее поддержки. Тем самым обеспечивается развитие личности молодых людей, особенно тех, кто находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите.
Руководящие принципы определяют общие направления предупреждения (раздел III), регламентируют процессы подготовки к жизни в обществе (раздел IV), социальную политику (раздел V), законодательство и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних (раздел VI), исследования, разработку политики и координации (раздел VII), способствующие реализации формулируемых принципов.
Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») формулирует специальный акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года7. Документ разъясняет: правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
Правила регламентируют обеспечение и защиту прав несовершеннолетних правона-
7 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.
рушителей на всех этапах разбирательства проступка (преступления), включая расследование, рассмотрение дела в суде, вынесение судебного решения и осуществление контроля за выполнением судебных решений. При этом за подозреваемым (подсудимым) сохраняются и гарантируются все процессуальные гарантии: презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос, право на апелляцию в вышестоящую инстанцию, обеспечение конфиденциальности.
Правила рекомендуют предоставлять полиции, прокуратуре или другим органам, ведущим дела несовершеннолетних, право принимать на законных основаниях решения по таким делам по своему усмотрению, без проведения официального слушания дела.
Правила регламентируют особенности содержания несовершеннолетних до суда (отдельно от взрослых), включая вопросы обеспечения ухода, защиты и всей необходимой индивидуальной помощи - социальной, психологической, медицинской, физической, а также в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности.
Отдельный интерес представляют рекомендации, связанные с альтернативными способами отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе в форме прекращения дела и передачи его в общину. Что-то подобное практиковалось в советские времена, но в отношении взрослых нарушителей, когда они вместо отбывания наказания отдавались «на поруки» в трудовой коллектив, который должен был «перевоспитывать» нарушителя.
Пункт 12 Правил предусматривает создание специальных подразделений полиции, ориентированных на работу с несовершеннолетними; п. 14 требует проведения судебного разбирательства в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения; п. 15 регламентирует участие в разбирательстве адвокатов, родителей и опекунов; п. 16 - обязательность предварительного (до вынесения решения) проведения социального обследования условий и обстоятельств совершения правонарушения.
Пункт 17 формулирует руководящие принципы вынесения судебного решения и выбора мер воздействия, которые включают:
- соразмерность мер воздействия на несовершеннолетнего нарушителя не только обсто-
ятельствам и тяжести правонарушения, но и его положению и потребностям, а также потребностям общества;
- принятию решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должно предшествовать тщательное рассмотрение вопроса;
- вводимое ограничение должно быть сведено до минимума (по возможности);
- несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы при условии, что он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений (т.е. является рецидивистом);
- условиями лишения личной свободы несовершеннолетнего могут быть только: а) признание его виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица; б) неоднократное совершение им других серьезных правонарушений и в) отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
- определяющим при рассмотрении дела несовершеннолетнего должен быть фактор его благополучия;
- несовершеннолетним не выносится смертный приговор;
- к ним не применяются телесные наказания.
Пункты 18 и 19 формулируют перечень мер
воздействия, которые могут применяться к несовершеннолетним, в том числе осуществляться в сочетании: 1) постановление об опеке, руководстве или надзоре; 2) пробация (наказание, не связанное с изоляцией); 3) постановления о работе на благо общины (общественные работы); 4) финансовые наказания, компенсация и реституция; 5) постановления о принятии промежуточных и других мер; 6) направление на участие в групповой психотерапии или в иных подобных мероприятиях; 7) передача на воспитание; 8) изменение места проживания; 9) иные воспитательные меры. Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение даже на минимально необходимый срок рассматривается как крайняя мера.
Пункты 20-24 и 28 касаются процессуальных вопросов. Пункт 20 настаивает на недопустимости проволочек при рассмотрении дел несовершеннолетних. Пункты 21 и 22 касаются вопросов делопроизводства и специальной подготовки персонала, занимающегося делами несовершеннолетних, п. 23 - эффективности исполнения решений, п. 24 - оказания несовершеннолетним необходимой помощи на всех этапах судебного разбирательства. Пункт 28 настаивает на регулярности применения условного освобождения несовершеннолетних правонарушителей на ранних этапах их изоляции от общества.
Интереса и практического использования в России заслуживают идеи привлечения добровольцев, добровольных организаций, местных учреждений и других «общинных служб» к перевоспитанию несовершеннолетних «в рамках общины» и, насколько это возможно, в рамках семьи (п. 25 Правил), а также «промежуточных» форм работы с несовершеннолетними, в качестве каковых называются исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома и центры дневной подготовки, опека после освобождения из исправительного учреждения. При этом предполагается, что такие формы могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества (п. 29).
Пункты 26 и 27 характеризуют соответственно цель воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, и применимость к ним Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых ООН.
«Пекинские правила» дополняют более поздние Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений8.
Руководящие принципы исходят и того, что «миллионам детей во всем мире причиняются страдания и ущерб в результате преступлений и злоупотребления властью, что права таких детей не находят достаточного признания и дети могут испытывать дополнительные трудности, когда они принимают участие в процессе отправления правосудия». В таких ситуациях, справедливо отмечается в документе, дети уязвимы и нуждаются в специальной защите, соответствующей их возрасту, степени зрелости и особым индивидуальным потребностям (девочки - в большей степени, чем мальчики). С этой целью в каждой стране должны быть предусмотрены: а) надлежащие методы подготовки и отбора кадров и б) процедуры защиты детей -жертв и свидетелей преступлений.
Перечень принципов, называемых и раскрываемых в документе, включает в себя: 1) достоинство; 2) отказ от дискриминации; 3) защиту; 4) гармоничное развитие ребенка; 5) право на участие, в том числе в принятии решений, затрагивающих их жизнь, в ходе любого судебного разбирательства.
Документ также перечисляет и раскрывает смысл прав детей, оказавшихся жертвами или свидетелями преступлений:
8 Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений. Приняты резолюцией 2005/20 ЭКОСОС от 22 июля 2005 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/guidelines_justice_inv_child.
- права на достойное обращение и сочувствие;
- права на защиту от дискриминации;
- права на получение информации;
- права быть заслушанным и выражать свои мнения и опасения;
- права на эффективную помощь;
- права на личную жизнь;
- права на защиту в трудных ситуациях во время процесса отправления правосудия;
- права на безопасность;
- права на возмещение для обеспечения полной компенсации, реинтеграции и восстановления;
- права на специальные профилактические меры.
Документ допускает расширительную трактовку Руководящих принципов, возможность их применения во внесудебных практиках, в частности, при урегулировании вопросов опеки, развода, усыновления, защиты детей, психического здоровья, гражданства, иммиграции и беженцев и других. В то же время, отмечает документ, улучшение обращения с детьми - жертвами и свидетелями преступлений может повысить готовность детей и их семей сообщать о случаях виктимизации и оказывать более значительное содействие процессу отправления правосудия.
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы9, устанавливают: система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться лишь как крайняя мера и в течение минимального необходимого периода времени [4].
Правила настаивают на необходимости обеспечить понимание общественностью того, что забота о несовершеннолетних, заключенных в исправительные учреждения, и их подготовка к возвращению в общество являются социальной деятельностью большой важности. С этой целью рекомендуется: 1) гарантировать осуществление в интересах несовершеннолетних, содержащихся в исправительных учреждениях, эффективных мероприятий и программ, направленных на поддержание их здоровья и самоуважения, воспитание у них чувства ответственности; 2) поощрять формирование таких взглядов и навыков, которые помогли бы несовершеннолетним развивать свои возможности в качестве членов общества; 3) обеспечить соблюдение и защиту их гражданских, экономических, политических,
9 Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/juveniles.shtml.
социальных или культурных прав; 4) предпринимать активные шаги по поощрению свободных контактов между несовершеннолетними и жителями местной общины.
Указанные правила распространяются и на несовершеннолетних, находящихся под арестом или в ожидании суда.
Правила регулируют вопросы, связанные с управлением исправительными учреждениями для несовершеннолетних (раздел IV), а также требования к персоналу (раздел V).
Наряду с исследованными актами Организации Объединенных Наций (см. выше), следует иметь в виду, что ООН принято множество актов по вопросам безопасности (военной, ядерной, химической, биологической и т.д.) всего человечества, которые в равной степени распространяются и на детство как составную его часть. В составе таковых особо следует выделить:
- пакет актов по проблемам здравоохранения (Алма-Атинская декларация (1978 г.); Декларация о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами (1984 г.); Политическая декларация совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (2011 г.); Политическая декларация заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по проблеме устойчивости к противомикробным препаратам (2016 г.)), в том числе по борьбе с ВИЧ/СПИД-инфекциями (Хартия обязательств по соблюдению прав человека и принципов этики и гуманности при решении медицинских и социально-экономических проблем, связанных с ВИЧ и СПИДом (1992 г.); Декларация движения «Права и гуманность» в отношении основополагающих принципов прав человека, этики и гуманности, применимых в связи с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) (1992 г.); Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (2001 г.); Политическая декларация по ВИЧ/СПИДу (2006 г.); Политическая декларация по ВИЧ/СПИДу: активизация наших усилий по искоренению ВИЧ/СПИДа (2011 г.));
- пакет актов по проблемам дискриминации (Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.); Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.); Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
(1992 г.); Декларация принципов терпимости (1995 г.); Политическая декларация совещания Генеральной Ассамблеи высокого уровня в ознаменование десятой годовщины принятия Дурбанской декларации и Программы действий «Вместе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» (2011 г.));
- пакет актов по проблемам образования (Декларация о ликвидации неграмотности в ходе десятилетия развития ООН (1964 г.); Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей (1990 г.); Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека (2011 г.));
- пакет актов по проблемам мигрантов (Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.), Декларация по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии (2013 г.); Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах (2016 г.));
- пакет актов по проблемам противодействия насилию и преступности (Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.); Декларация принципов и программа действий программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (1991 г.); Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (1992 г.); Дохинская декларация о включении вопросов предупреждения преступности и уголовного правосудия в более широкую повестку дня Организации Объединенных Наций в целях решения социальных и экономических проблем и содействия обеспечению верховенства права на национальном и международном уровнях, а также участию общественности (2015 г.); Политическая декларация об осуществлении Глобального плана действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми (2017 г.) и др.).
Под эгидой ООН по поручению Генеральной Ассамблеи выполняются исследования отдельных проблем, признаваемых как имеющие глобальное значение. Цель таких исследований состоит в выработке предложений относительно необходимых механизмов для принятия последующих мер и контроля за осуществлением выводов и рекомендаций, которые принимает Генеральная Ассамблея ООН.
Одно из таких исследований, выполненное в 2002-2006 гг. независимым экспертом профессором Паулу Сержиу Пиньейру (Бразилия), по-
священо вопросу о физическом, сексуальном и психологическом насилии в отношении детей. Из представленного Генеральной Ассамблее доклада [6] следует, что насилие преследует ребенка дома, в школах и иных учебных заведениях, в учреждениях по уходу за детьми и системах отправления правосудия, на рабочем месте и в общине.
Оригинальную историю имеет обнародованная в 2010 году Глобальная стратегия охраны здоровья женщин и детей10. Она увидела свет в результате соединения усилий энтузиастов-ученых многих стран, представителей экспертных сообществ, благотворительных организаций и фондов, действовавших под эгидой ООН и связанной с ООН Всемирной организации здравоохранения. Стратегия констатирует: ежегодно около 8 миллионов детей погибают от причин, которые могут быть предупреждены, и более 350 тысяч женщин умирают от осложнений во время беременности и родов; наибольший риск смерти как беременных женщин, так и новорожденных приходится на период родов и первые несколько часов и дней после них; уязвимыми также являются подростки. Стратегия формулирует требование к государствам, согласно которому они обязаны уделять особое внимание наиболее уязвимым и труднодоступным категориям женщин и детей: наименее обеспеченным, живущим с ВИЧ/СПИДом, сиротам, коренному населению, а также проживающим вдали от служб здравоохранения. Завершает Стратегию не менее впечатляющий призыв к действиям: мы все должны сыграть свою роль в решении проблемы охраны здоровья женщин и детей.
Конвенция по правам ребенка учредила Комитет по правам ребенка, наделив его полномочиями, связанными с получением и рассмотрением отчетов государств-участников о реализации положений Конвенции, консультированием правительств по вопросам прав ребенка и сотрудничеством с неправительственными организациями по этим же вопросам.
11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). Взаимодействуя с правительствами заинтересованных и нуждающихся в этом государств, Фонд осуществляет в них программы помощи детям по таким направлениям, как защита прав детей в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, здоровье детей и женщин, оказание помощи детям-инвалидам и детям, оставшимся без попечения родителей.
10 Глобальная стратегия охраны здоровья женщин и детей [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/sg/
strategy/intro.shtml.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Устав (Конституция) ВОЗ11 определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Здоровое развитие ребенка Устав ВОЗ объявляет фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития ребенка.
Целью Всемирной организации здравоохранения, согласно Уставу (ст. 1), является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.
Организация рассматривает рекомендации, имеющие отношение к здравоохранению, сделанные Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, Советом Безопасности или Советом по Опеке Объединенных Наций, и представляет им доклады о мерах, принятых ВОЗ в целях осуществления таких рекомендаций. В состав основных направлений деятельности ВОЗ входит содействие развитию национальных систем здравоохранения, борьба с инфекционными и паразитарными болезнями, иммунизация и вакцинация против основных эпидемических заболеваний, охрана и укрепление психического здоровья, обеспечение здоровья матери и ребенка.
В целях привлечения внимания правительств и общественности к проблемам охраны здоровья ВОЗ учредила ряд Всемирных дней ВОЗ, которые входят в систему международных дней ООН: 4 февраля - Всемирный день борьбы против рака; 24 марта - Всемирный день борьбы против туберкулеза; 7 апреля - Всемирный день здоровья; 25 апреля - Всемирный день борьбы против малярии; 31 мая - Всемирный день без табака; 14 июня - Всемирный день донора крови; 28 июля - Всемирный день борьбы с гепатитом; 10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств; 28 сентября - Всемирный день борьбы против бешенства; 10 октября -Всемирный день психического здоровья; 14 ноября - Всемирный день борьбы с диабетом; 15 ноября - Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. ВОЗ
11 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Принят Международной конференцией здравоохранения в г. Нью-Йорке (США) 22 июня 1946 года [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
поддерживает также Всемирный день сердца (последнее воскресенье сентября), Всемирный день зрения (второй четверг октября), Всемирный день борьбы с полиомиелитом (24 октября), Всемирный день борьбы против хронической об-структивной болезни легких (17 ноября).
Также связанная с ООН Международная организация труда (МОТ) за время ее существования (учреждена в 1919 году) приняла 188 конвенций и 200 рекомендаций, ориентирующих на реализацию положений конвенций МОТ.
Конвенция МОТ о минимальном возрасте для приема на работу12 принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу в странах - подписантах Конвенции не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.
Конвенция МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда13 обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению таких форм детского труда, обеспечить постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков [7].
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в соответствии с ее Уставом14 поощряет развитие народного образования и распространение культуры, доступность образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий.
В качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций ЮНЕСКО самостоятельно принимает декларации и конвенции. В составе таких актов, в равной степени определяющих отдельные аспекты безопасности взрослых и детей, следует назвать Декларацию о расе и расовых предрассудках (1978 г.)15, Декларацию
12 Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу. Заключена в г. Женеве (Швейцария) 26 июня 1973 года [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13 Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182]. Принята на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1 июня 1999 года [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Принят в Лондоне 16 ноября 1945 года [Электронный ресурс]. URL http://www.ifapcom.ru/ files/1-Ustav_UNESCO.pdf.
15 Декларация о расе и расовых предрассудках. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее двадцатой сессии 27 ноября 1978 года [Электронный ресурс]. URL http://www.un.org/ru/
принципов терпимости (1995 г.)16, а также Всеобщую декларацию о геноме человека и правах человека17.
Все указанные акты провозглашают необходимость уже через школьные учебники формировать в детях нетерпимое отношение к любым проявлениям расизма, расовой дискриминации и расовых предрассудков, включая их наиболее опасную форму - апартеид, воспитывать терпимое отношение к любому человеку вне зависимости от его расовой принадлежности, цвета кожи, социального положения, вероисповедания и места проживания, противостоять актам нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актам насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, учитывая, что все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют общее происхождение.
Для достижения провозглашаемых ЮНЕСКО целей Организация рекомендует создание национальных комиссий, в которых должны быть представлены правительство и центральные учреждения, занимающиеся вопросами образования, науки и культуры.
Деятельность Комитета по правам ребенка, Детского фонда Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда создает механизмы воплощения в жизнь в глобальных масштабах идей деклараций и установок конвенций ООН в сфере зашиты детства.
Акты Совета Европы о защите детства опираются в своей основе на аналогичные или близкие по смыслу акты ООН (см. выше), дополняя, развивая и адаптируя их положения преимущественно процессуальными аспектами. В числе таких актов могут быть названы:
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей;
documents/decl_conv/declarations/racism.shtml.
16 Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]. URL http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/toleranc.
17 Всеобщая декларация о геноме человека и правах чело-
века. Принята 11 ноября 1997 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образова-
ния, науки и культуры [Электронный ресурс]. URL http://www.
un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/human_genome.
- Европейская Конвенция по усыновлению детей;
- Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений;
- Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки;
- Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей;
- Конвенция Совета Европы о контактах, связанных с детьми;
- Гаагская конвенция о гражданских аспектах международного похищения ребенка.
Европейская конвенция об осуществлении прав детей18 формулирует меры процессуального характера по обеспечению осуществления прав детей; характеризует роль органа судебной власти в процессе судопроизводства, затрагивающего интересы ребенка, расписывает его функции; характеризует роль представителя в процессе судопроизводства; учреждает Постоянный комитет, определяет его состав и регламентирует его деятельность. Постоянный комитет наделяется полномочиями: а) рассматривать любые вопросы, связанные с интерпретацией или реализацией Конвенции; б) предлагать и рассматривать поправки к Конвенции; в) оказывать консультативную помощь и содействие национальным органам в реализации положений Конвенции, а также содействовать международному сотрудничеству между этими органами.
Европейская Конвенция по усыновлению детей19 применяется только к юридическому усыновлению ребенка, если ребенок на то время, когда усыновляющее лицо подало заявление об усыновлении, не достиг возраста 18 лет, не состоит в браке, ранее не вступал в брак и не признан совершеннолетним согласно закону. Часть II - Основные положения Конвенции и Часть III -Дополнительные положения закрепляют правовые и процессуальные аспекты усыновления детей (действительность усыновления, согласие на то уполномоченных лиц, обстоятельства, препятствующие усыновлению, социальные и юридические аспекты, оформление документов об усыновлении и порядок их предоставления за-
18 Европейская конвенция об осуществлении прав детей. Заключена в г. Страсбурге (Франция) 25 января 1996 года (ETS № 160) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
19 Европейская Конвенция по усыновлению детей. Заключена в г. Страсбурге (Франция) 24 апреля 1964 г. (с изм. от 27.11.2008) (ETS № 58) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
интересованным сторонам с учетом интересов усыновляемого ребенка).
Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений20 отмечает, что сексуальная эксплуатация детей, особенно детская порнография и проституция, а также все формы сексуальных злоупотреблений в отношении детей, приобретшие тревожные масштабы как на национальном, так и на международном уровнях, пагубно влияют на их здоровье и психосоциальное развитие.
Отсылая к ранее принятому Рамочному решению Совета Европейского союза о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией (2004/68/JHA), послужившему основанием для разработки и принятия данной Конвенции, Конвенция формулирует ее цели: а) предотвращение сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей и борьба с ними; б) защита прав детей -жертв сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений; в) развитие национального и международного сотрудничества в борьбе с сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями в отношении детей. Достижение указанных целей предполагается путем осуществления предупредительных мер (набор, подготовка и повышение уровня информированности лиц, работающих с детьми; просвещение детей; программы или меры превентивного вмешательства; меры, рассчитанные на широкую общественность; участие детей, частного сектора, средств массовой информации и гражданского общества).
Конвенция обязывает государства-участники принять необходимые меры по обеспечению координации деятельности ведомств, причастных к решению проблемы, особо выделяя системы образования, здравоохранения, социальных служб, правоохранительных и судебных органов.
В системе мер защиты и помощи жертвам Конвенция называет: 1) информирование о подозрениях в отношении сексуальной эксплуатации или сексуальных злоупотреблений; 2) организацию информационных служб помощи; 3) помощь жертвам в краткосрочной и долгосрочной перспективе; 4) установление уголовной ответственности за преступления сексуального характера в отношении детей, в том числе вовлечение ребенка в проституцию, склонение или принуждение ребенка к занятию проституцией, извлечение из нее выгоды, а также в связи с производством и распространением детской
20 Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Заключена в г. Лансароте 25 октября 2007 года [Электронный ресурс]. URL http://docs.cntd.ru/document/499039123.
порнографии, включая соответствующие процессуальные аспекты; 5) общие меры защиты прав и интересов жертв, а также несовершеннолетних свидетелей преступлений сексуального характера; 6) специальную тактику расследования, включая опросы ребенка; 7) особенности уголовного судебного разбирательства, сбора и хранения национальных данных об осужденных за сексуальные преступления.
В отношении детей, совершающих преступления сексуального характера, в том числе тех, кто не достиг возраста наступления уголовной ответственности, Конвенция предусматривает принятие мер или программ оперативного вмешательства и оценку их эффективности с тем, чтобы решать проблемы, связанные с половым поведением детей.
Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки21 содержит общие положения, касающиеся процессуальных аспектов оформления опеки над детьми и восстановления опеки, назначения государствами-участниками соответствующих центральных органов, наделяемых соответствующими полномочиями, взаимодействия этих органов с другими органами государственной власти и участия в международном сотрудничестве по установленному профилю деятельности.
Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей22 ориентирует государства-участники на необходимость совершенствования защиты детей в международных ситуациях, связанных с перемещением ребенка и/или его имущества из одного государства в другое, а также в ситуациях, возникающих при расторжении брака или раздельном проживании родителей ребенка.
Конвенция определяет незаконные перемещение или удержание ребенка, если они нарушают права опеки над ребенком.
Конвенция устанавливает, что ребенок подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого он проживает постоянно или находится на территории иного государства вне зависимости от причин. Юрисдикцией прини-
21 Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки (ETS № 105). Заключена в г. Люксембурге 20 мая 1980 года (с изм. от 15.05.2003) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22 Конвенция о юрисдикции, применимом праве, призна-
нии, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей. Гаага (Нидерланды), 19 октября 1996 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499023340.
мать меры, направленные на защиту личности или имущества ребенка, Конвенция наделяет судебные или административные органы государства места обычного проживания ребенка.
Конвенция определяет термин «родительская ответственность» как касающиеся личности или имущества ребенка родительские правомочия или иные аналогичные отношения, определяющие права, полномочия и обязанности родителей, опекунов или иных законных представителей. Конвенция устанавливает: родительская ответственность, существующая согласно праву государства места обычного проживания ребенка, сохраняется и после изменения места его обычного проживания на другое государство.
Конвенция обозначает процессуальный порядок урегулирования прав ребенка при его перемещении или перемещении его имущества из одного государства в другое, а также при разводе родителей или раздельном их проживании. Определяющим принципом во всех таких ситуациях, которым обязаны руководствоваться компетентные органы и родители (опекуны) ребенка, является наилучшее обеспечение его прав и законных интересов.
Конвенция Совета Европы о контактах, связанных с детьми23, отмечает необходимость содействовать принятию государствами общих принципов в отношении контактов, связанных с детьми, в случае, если дети, их родители и другие лица, связанные семейными узами с детьми, живут в разных государствах. Это необходимо, в частности, и для того, чтобы облегчить применение международных документов в этой области.
Термин «контакт» Конвенция определяет как встречу или пребывание ребенка в ограниченный период времени вместе с упомянутыми выше близкими ему людьми; любую форму общения между ребенком и такими лицами; предоставление информации такому лицу (лицам) о ребенке или ребенку о таком лице (лицах).
Целями Конвенции являются: 1) определение общих принципов, которые должны применяться к распоряжениям о контакте; 2) установление надлежащих защит и гарантий для обеспечения должного осуществления контактов и незамедлительного возврата детей по окончании периода контакта; 3) установление сотрудничества между центральными органами власти, судебными органами и другими органами для содействия и улучшения контакта между детьми, их родителями и другими лицами, связанными семейными узами с детьми.
23 Конвенция Совета Европы о контактах, связанных с детьми. Заключена в г. Страсбурге (Франция) 15 мая 2003 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/ web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/192.
Конвенция содержит общие принципы, применяемые к распоряжениям о контакте, включая соглашения о контактах и разрешение споров относительно контактов, соответствующие защиты и гарантии (глава 2); меры по поддержанию и улучшению трансграничных контактов, а также международное сотрудничество в указанной сфере (глава 3).
Гаагская конвенция о гражданских аспектах международного похищения ребенка24 принята в целях обеспечения незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных в любое из государств-участников либо удерживаемых в любом из таких государств.
Конвенция устанавливает сферу ее действия (глава I), регламентирует процессуальные аспекты деятельности компетентных центральных органов государств-участников, их взаимодействия с иными органами внутри государства (глава II), процедуры возвращения детей (глава III), права доступа к ребенку для устранения, насколько это возможно, всех препятствий для осуществления его прав или прав опеки (глава IV), общие [процессуальные] положения (глава V).
Механизмы реализации цитируемых актов формируют Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку25, и стратегии Совета Европы по защите прав детей.
Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку, относятся к месту и роли, а также взглядам, правам и потребностям ребенка в ходе судебного производства, а также к альтернативам судебного производства. Рекомендации имеют целью обеспечение прав ребенка в случае его привлечения к участию в судебном разбирательстве, включая полное обеспечение права на информацию, право быть представленным, право на защиту, с учетом степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
В составе основополагающих принципов правосудия, дружественного к ребенку, Рекомендации называют: 1) право всех детей быть информированными о своих правах; 2) гарантии эффективного обеспечения прав ребенка в части соблюдения его наиважнейших интересов и
24 Конвенция о гражданских аспектах международного похищения ребенка. Заключена в г. Гааге (Нидерланды) 25 октября 1980 года [Электронный ресурс]. URL: https://www. hcch.net/en/instruments/conventions/full-text/?cid=24.
25 Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по
правосудию, дружественному к ребенку. Приняты Комитетом Министров 17 ноября 2010 года на 1098-й Встрече Заместителей Министров [Электронный ресурс]. URL: https:// search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=09000 016804b2cf3.
их приоритетного учета при рассмотрении дел с участием ребенка или касающихся его; 3) уважение достоинства ребенка; 4) защиту от дискриминации; 5) верховенство закона.
Раздел IV Рекомендаций расписывает специфические особенности правосудия, дружественного к ребенку.
Совет Европы трижды утверждал стратегии по защите прав детей.
Первая Стратегия «Строим Европу для детей и вместе с детьми» была рассчитана на трехлетний период, начиная с 2006 и завершая 2008 годом. Программа усилила работу в области прав ребенка и предоставила конкретные средства для предотвращения ряда форм насилия в отношении детей и борьбы с этими формами насилия. Прогресс в области активизации и координации усилий был достигнут благодаря реализации более 80 направлений деятельности, в том числе:
- доступ детей цыган к образованию;
- обучение демократической гражданственности;
- права детей с ограниченными возможностями;
- права детей, проживающих в детских учреждениях;
- интеграция детей мигрантов;
- участие детей в принятии решений: разработка методик, инструментов, сети организаций; особое внимание - детям - жертвам изоляции (детям-мигрантам, бездомным детям или находящимся в детских учреждениях, детям-инвалидам и т.д.);
- проведение обзоров национальной молодежной политики во взаимосвязи с политикой в отношении детей;
- анализ юридических и институциональных рамок на национальном и местном уровнях, выявление передовой практики и разработка моделей национальных стратегий по защите прав детей;
- анализ национальной и местной превентивной политики, выявление наилучшей практики и разработка моделей предупреждения насилия на национальном и местном уровне;
- определение основных принципов позитивного отношения к родительским обязанностям;
- разработка набора инструментов для руководителей в области обучения гражданственности и правам человека и др.26
В 2008 году Швеция выступила с инициативой принятия Стратегии на 2009-2011 годы с условным наименованием «Обеспечение, защита и
26 Стратегия Совета Европы по защите прав детей (20092011 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://souchastye.ru/ evropa/strategii-soveta-evropy.
участие ради детей в Европе». В основу Стратегии положена классификация прав, разработанная профессором Юджином Ферхелленом:
- обеспечение: права ребенка на доступ к определенным товарам и услугам (например, образование, здравоохранение, удовлетворительный уровень жизни и социальная защита);
- защита: право ребенка на получение защиты от всех форм насилия (например, от злоупотребления, грубого обращения и эксплуатации);
- участие: право ребенка быть услышанным и участвовать в принятии решений27.
Стратегия Совета Европы в области защиты прав ребенка (2012-2015 гг.), сохраняя первоначальное название («Строим Европу для детей и вместе с детьми») и преемственность с предыдущими, предусматривает более длительный срок ее реализации (четыре года вместо трех), формулирует следующие стратегические цели: 1) способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; 2) искоренение всех форм насилия по отношению к детям; 3) гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особенно уязвимы и 4) способствование участию детей28. Стратегические цели предопределяют основные направления деятельности государства, институтов гражданского общества, международного сотрудничества в сфере обеспечения и защиты прав ребенка в современной Европе, его подготовки к успешной социализации в качестве взрослого человека.
Очередная Стратегия рассчитана уже на шесть лет ее реализации и получила новое наименование «Стратегия Совета Европы в поддержку прав ребенка (2016-2021)». Стратегия анализирует достигнутые результаты (раздел I), исследует характер вызовов в отношении прав детей «сегодня и завтра» (раздел II), определяет приоритетные области приложения усилий (раздел III) и механизм реализации Стратегии.
В составе современных вызовов в отношении прав детей Стратегия называет бедность, неравенство и отчуждение; сохраняющееся насилие; систему правосудия, по-прежнему созданную для взрослых; вызовы для семей и родителей; неискоренимый расизм, язык ненависти и радикализацию; развитие в цифровом мире; миграцию.
В качестве приоритетных областей на плановый период Стратегия называет равные возможности для всех детей; их участие в принятии ре-
27 Стратегия Совета Европы по защите прав детей (20122015 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http:// https://rm.coe. int/168048e627.
28 Стратегия Совета Европы в поддержку прав ребенка (2016-2021 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://souchastye. ru/evropa/strategii-soveta-evropy.
актуальные проблемы
2019' 1
частного права
шений; жизнь, свободную от насилия, для всех детей; правосудие, адаптированное к интересам всех детей; права ребенка в цифровой среде.
Задачи реализации Стратегия видит в обеспечении стандартов в поддержку детей; в привлечении необходимых участников; развитии коммуникаций в отношении прав детей; проведении оценки по каждой приоритетной области.
В 2018 году Совет Европы подвел итоги деятельности по данному направлению начиная с 2005 года, обозначил перспективы, связанные с реализацией Стратегии в поддержку прав ребенка (2016-2021)29.
Принятию таких и подобных им документов предшествует обсуждение их проектов в заин-
29 Integrated strategy against violence [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/ DisplayDCTMCont.
тересованных государствах с участием широких кругов специалистов и представителей общественности, рассмотрение и анализ поступающих замечаний и предложений. Такой подход позволил Совету Европы создать не только цельную систему права защиты прав ребенка, но и обеспечил постоянно действующий, развивающийся, совершенствующийся и нацеленный в будущее механизм воплощения идей защиты детства в жизнь сообщества европейских государств.
Свой вклад в решение проблем защиты детства как внутри страны, так и за ее пределами вносит и современная Россия, в том числе опираясь на нормы международного права в этой области. Как представляется авторам, проблема имплементации норм международного права прав ребенка в правовую систему и правовую действительность современной России заслуживает отдельного обстоятельного исследования.
литература
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Москва: Команда А, Лениздат, 2014. 256 с.
2. Филатова В.А., Денисова М.А., Ковальчук С.С. Социальные проблемы семей, имеющих детей-инвалидов / Концептуальные и прикладные аспекты социальной работы с семьей и детьми в полиэтнической среде: сборник материалов IV заочной научно-практич. конф. с междунар. участием. - Саранск, 2013. С. 60-63.
3. Косевич Н.Р. Система законодательства о защите детства в России: научно-практический комментарий. - Москва: Юр-литинформ, 2015. 213 с.
4. Борисов А.Б. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). - Москва: Книжный мир, 2010. 416 с.
5. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Европейская конвенция о защите прав человека в судебной практике. - Москва, 2014. 144 с.
6. Паулу Сержиу Пиньейру. Доклад независимого эксперта о проведении исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/violencestudy/reports/ SG_violencestudy_ru.pdf.
7. Певцова Е.А. Права детей и молодежи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц: монография. - Ярославль, 2013. 238 с.
8. Борубашов Б.Н. Международно-правовая защита детей в условиях вооруженного конфликта // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. № 8. С. 49-53.
9. Корнилова Н.В. О некоторых аспектах защиты прав детей в международном частном праве / Обеспечение и защита прав ребенка: международный опыт и российская практика: сборник научных статей. - Москва, 2016. С. 11-17.
10. Шамрин М.Ю. Имплементация норм конвенций в российском законодательстве по регулированию административно-правовой защиты прав ребенка // Евразийский юридический журнал. 2013. № 9. С. 46-64.
— References —
1. Engel's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoi sobstvennosti i gosudarstva. - Moskva: Komanda A, Lenizdat, 2014. 256 s.
2. Filatova V.A., Denisova M.A., Koval'chuk S.S. Sotsial'nye problemy semei, imeyushchikh detei-invalidov / Kontseptual'nye i prikladnye aspekty sotsial'noi raboty s sem'ei i det'mi v polietnicheskoi srede: sbornik materialov IV zaochnoi nauchno-praktich. konf. s mezhdunar. uchastiem. - Saransk, 2013. S. 60-63.
3. KosevichN.R. Sistema zakonodatel'stva o zashchite detstva v Rossii: nauchno-prakticheskii kommentarii. - Moskva: Yurlitinform, 2015. 213 s.
4. BorisovA.B. Kommentarii k Semeinomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii (postateinyi). - Moskva: Knizhnyi mir, 2010. 416 s.
5. Bespalov Yu.F., Egorova O.A. Evropeiskaya konventsiya o zashchite prav cheloveka v sudebnoi praktike. - Moskva, 2014. 144 s.
6. Paulu Serzhiu Pin'eiru. Doklad nezavisimogo eksperta o provedenii issledovaniya Organizatsii Ob"edinennykh Natsii po voprosu o nasilii v otnoshenii detei [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.unicef.org/violencestudy/reports/SG_violencestudy_ru.pdf.
7. Pevtsova E.A. Prava detei i molodezhi: aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya otnoshenii s uchastiem molodykh lits: monografiya. - Yaroslavl', 2013. 238 s.
8. Borubashov B.N. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita detei v usloviyakh vooruzhennogo konflikta // Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta. 2013. № 8. S. 49-53.
9. Kornilova N.V. O nekotorykh aspektakh zashchity prav detei v mezhdunarodnom chastnom prave / Obespechenie i zashchita prav rebenka: mezhdunarodnyi opyt i rossiiskaya praktika: sbornik nauchnykh statei. - Moskva, 2016. S. 11-17.
10. Shamrin M.Yu. Implementatsiya norm konventsii v rossiiskom zakonodatel'stve po regulirovaniyu administrativno-pravovoi zashchity prav rebenka // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2013. № 9. S. 46-64.
(статья сдана в редакцию 20.11.2018)