Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости научно-методического обеспечения правового регулирования вопросов защиты прав ребенка'

К вопросу о необходимости научно-методического обеспечения правового регулирования вопросов защиты прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC AND METHODICAL PROVISION / ПРАВА РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / PROTECTION OF MINORS' RIGHTS / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДЫ / METHODS / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / LEGISLATIVE BASIS / MINORS' RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров Михаил Васильевич

Статья посвящена обоснованию необходимости широкого использования научных подходов при формировании законодательства в целом и в части регулирования вопросов защиты прав ребенка в частности. В статье определяется алгоритм научно-методического обеспечения правового регулирования в этой области и определяются основные его направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of necessity of scientific and methodical provision of legal regulation of issues of protection of minors’ rights

The article is devoted to the justification of the wide use of scientific approaches within the legislative activity, particularly in the area of protection of minors’ rights. The article defines the scheme of Scientific and methodical provision of legal regulation in this area as well as the essential directions of its legal regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости научно-методического обеспечения правового регулирования вопросов защиты прав ребенка»

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА*

М.В. Федоров

Кафедра теории и истории государства и права Юридический институт Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена обоснованию необходимости широкого использования научных подходов при формировании законодательства в целом и в части регулирования вопросов защиты прав ребенка в частности. В статье определяется алгоритм научно-методического обеспечения правового регулирования в этой области и определяются основные его направления.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, права ребенка, защита прав ребенка, методология, методы, законодательная база.

Законотворческая деятельность и шире — правовое регулирование базируются на правовой традиции соответствующего общества, неотъемлемой частью которой являются достижения правовой науки. Подготовительная работа при реформе законодательства, как правило, выражается в проведении комплексного теоретико-правового обоснования особенностей предмета регулирования и объектов правового воздействия. Оно, в свою очередь, не может не учитывать сложившиеся концептуальные подходы, характерные как для общей теории права и для отраслей юридической науки.

Правовое регулирование вопросов защиты прав ребенка предполагает обоснование механизмов такого регулирования и используемых в них инструментов с теоретической и практической точек зрения и формирование программы действий по развитию правового механизма защиты прав ребенка с перечнем соответствующих мероприятий на законодательном, программном, управленческом и исполнительском уровнях, необходимых для построения его эффективной системы.

Актуальность, научная и практическая значимость исследуемого вопроса подтверждается содержанием ряда научных дискуссий, посвященных как проблемам защиты прав детей в целом, так и степени и формам участия научного сообщества в совершенствовании правового регулирования в данной сфере.

* Статья написана в рамках выполнения Технического задания на проведение научно-исследовательской работы по теме «Научно-методическое обеспечение правового регулирования вопросов защиты прав ребенка: общетеоретические вопросы, опыт России и международно-правовая практика», выполняемого Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов», в структурном подразделении «Юридический факультет (Юридический институт)» за период 01.01.2014-31.12.2014. Регистрационный номер НИР: 10.9054.2014.

Представляется уместным привести несколько наиболее ярких примеров, свидетельствующих о практической значимости научно-методического обеспечения правотворческой деятельности в сфере защиты прав ребенка.

Современные международно-правовые документы исходят из признанной важности всемерного обеспечения государствами реализации международно-признанных гарантий прав ребенка, в том числе прав ребенка на семью, на мать и на отца, на незыблемости принципа приоритета прав ребенка перед правами прочих лиц (ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989).

13 сентября 2013 г. официальным представителем Министерства иностранных дел Российской Федерации была высказана озабоченность стремлением отдельных государств «навязать остальным членам международного сообщества свои неолиберальные ценности в качестве универсальной основы жизнедеятельности», притом что «агрессивное продвижение правительствами западных стран неолиберальных ценностей осуществляется на фоне все более частого ущемления ими социально-экономических прав и свобод своих граждан» [2].

В связи с этим как нельзя значимым представляется разработка алгоритма для представления и разъяснения политикам и общественности европейских и других зарубежных государств комплекса аргументов, обосновывающих и подтверждающих необходимость и правомерность принятия ряда мер законодательного характера, введенных в Российской Федерации в целях защиты прав детей, а также позиции Российской Федерации по наиболее значимым и отчасти дискуссионным вопросам правового регулирования в этой сфере.

В то же время позиция России не может не учитывать положения как минимум следующих международных документов (представляется обоснованным ориентироваться на положения не только международных конвенций, и тем более — не только положения ратифицированных Российской Федерацией соглашений, но и на положения других документов, в частности — международных деклараций, по сути дела — формирующих объем общепризнанных принципов международного права): Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 (далее — Конвенция о правах ребенка) [13], Декларации прав ребенка ООН от 20.11.1959 (далее — Декларация прав ребенка) [6], Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 03.12.1986 (далее — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях) [5], Гаагской Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29.05.1993 (далее — Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления) [18], Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с протоколами) (далее — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод) [11], Европейской конвенции об осуществлении прав детей от 25.01.1996, (далее — Европейская конвенция об осуществлении прав детей),

Европейской конвенции об усыновлении детей от 24.04.1967 (далее — Европейская конвенция об усыновлении детей) [8], Конвенции о личных контактах с детьми от 15.05.2003 (далее — Конвенция о личных контактах с детьми) , Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 (далее — Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) [12], Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.2000 (далее — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей) [1], Декларации и Плана действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10.05.2002 (далее — Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей») [3], Декларации участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей от 13.12.2007 (далее — Декларация о положении детей от 13.12.2007) [7], Декларации ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14.12.1974 (далее — Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов) [4], Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14.12.1990 (далее — Эр-Риядские руководящие принципы) , Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье от 11.05.2011 (далее — Конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье) [17], Факультативного протокола от 25.05.2000 к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (далее — Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии), Факультативного протокола от 19.12.2011 к Конвенции о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений (далее — Факультативный протокол к Конвенции правах ребенка, касающийся процедуры сообщений), Хартии Европейского Союза о основных правах от 07.12.2000 (в ред. 2007 г.) (далее — Хартия Европейского Союза об основных правах) , Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25.10.2007 (далее — Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений) [14]. Положения указанных международно-правовых документов объективно нуждаются в научном обобщении с целью построения логичной и непротиворечивой системы аргументов, обосновывающих позицию России по проблемам правового регулирования вопросов защиты прав ребенка на международной арене как на основе международно-правового опыта, так и в его сочетании с национальными интересами России и элементарным здравым смыслом.

Не меньшее значение научно-методическое обеспечение правового регулирования вопросов защиты прав ребенка имеет и в части конкретных, более узких проблем в этой сфере. Так, 27 марта 2014 г. в Российском университете дружбы народов в формате «круглый стол — научно-методический семинар» прошло ме-

роприятие, посвященное проблеме нарушения прав детей в Российской Федерации». Программа круглого стола включала в себя следующие вопросы: 1) вопрос правового положения детей в РФ; 2) нарушения прав детей в РФ; 3) способы борьбы с нарушением прав детей в РФ; 4) международный опыт обеспечения реализации прав детьми; 5) международный опыт защиты прав детьми.

Особое внимание в ходе круглого стола было уделено правам ВИЧ-инфицированных детей. В частности, были обсуждены и выявлены следующие основные проблемы, связанные с правами ВИЧ-инфицированных детей в Российской Федерации.

ВИЧ-инфекция остается неизлечимой и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существования человечества.

По данным Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по состоянию на 2012 г., только в Российской Федерации зарегистрировано 5935 ВИЧ-инфицированных ребенка, в том числе в Центральном федеральном округе — 1173 ребенка; Северо-Западом федеральном округе — 661; Южном федеральном округе — 444; Северо-Кавказском федеральном округе — 124; Приволжском федеральном округе — 1315; Уральском федеральном округе — 1155; Сибирском федеральном округе — 928; Дальневосточном федеральном округе — 102; без определенного места жительства — 33 ребенка [10].

Поднимая тему прав и законных интересов ВИЧ-инфицированного ребенка в современной России, участники семинара отметили, что современное российское общество сегодня лишь начинает понимать, что права ребенка существуют и что они отличаются от прав взрослых людей, а особенно это касается такой деликатной проблемы как права ребенка определенной категории.

Общие права детей сегодня нарушаются практически повсеместно, что влечет за собой потребность в их защите. Работу в этом направлении необходимо проводить на нескольких уровнях по ряду направлений. В первую очередь это должно происходить на законодательном уровне. Но при этом должна присутствовать всеобщая информированность о ВИЧ-инфекции и СПИДе, так как люди, и в частности дети с данным диагнозом, на сегодняшний момент являются изгоями в обществе и объектом нападения, в частности из-за слабой информированности общества о данном диагнозе. Немаловажным является и создание специализированных условий для ВИЧ-инфицированных детей и их родителей.

Было отмечено, что часто ВИЧ-инфицированный ребенок остается наедине с самим собой без определенной помощи со стороны государства и органов местного самоуправления. Участники круглого стола высказались по работе ряда органов отметили неполную эффективность работы некоторых из них, также обратили внимание на слабые инструменты контроля за их деятельностью и низким уровнем персональной ответственности должностных лиц.

Не меньшее значение в ходе круглого стола было уделено проблеме учета социально-психологических особенностей детей при рассмотрении российскими судами уголовных дел с их участием.

Участники круглого стола обратили внимание еще на один аспект проблемы. «В настоящее время российское судопроизводство не проводит различия между "взрослыми", "подростковыми" и "детскими" уголовными делами. Один и тот же судья рассматривает дела взрослого преступника и безнадзорного подростка. Судебные решения зачастую выносятся без учета социально-психологической ситуации ребенка. Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении действий полиции, прокуратуры, следственных структур.

Сотрудники, работающие и со взрослыми, и с детьми одновременно, не осознают особенностей работы с несовершеннолетними.

Выход, найденный большинством развитых стран, заключается во внедрении в российское судопроизводство в этой части социальных служб при суде, особого законодательства и судей, занимающихся рассмотрением дел исключительно несовершеннолетних и прошедших дополнительную специальную подготовку» [16].

25 апреля 2014 г. в Российском университете дружбы народов в том же формате прошел семинар на тему «Законодательное закрепление прав ребенка и их защиты в современном конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном праве в Российской Федерации».

Повестка семинара включала в себя следующие вопросы: 1) определение сфер, в которых происходит нарушение прав детей в Российской Федерации; 2) нарушения прав ребенка в семье; 3) нарушение прав российских детей за рубежом; 4) нарушение прав детей специальных категорий (детей-инвалидов, детей-сирот и пр.); 5) способы борьбы с нарушением прав детей.

На семинаре было отмечено, что нарушение прав детей происходит в различных сферах жизни ребенка. Особенно сильно присутствующих затронул вопрос о нарушениях прав детей в семье, поскольку семья считается основным социальным и институтом и родители, в первую очередь, должны принимать самое активное участие в защите прав детей. Однако в современном обществе родители и опекуны подчас активно посягают на права и свободы ребенка. Это касается как российских семей, так и семей иностранцев, в которых были усыновлены российские дети.

Особенно важно отметить, что права ребенка нарушаются и в образовательных учреждениях дошкольного и школьного образования, а также в организациях, осуществляющих обучение. Причем эти нарушения происходят как со стороны взрослых, так и со стороны обучающихся. Участники семинара отметили, что в современных условиях становится все более актуальным вопрос — как бороться с нарушения прав ребенка другим несовершеннолетним? Является ли эта это проблема юридической или педагогической? Как следует относиться к их действиям?

В ходе семинара участники пришли к выводу, что подобные проблемы необходимо решать комплексно. К их решению необходимо подключать как вы-

сококвалифицированный педагогический состав, так и психологов, а в случае серьезных правонарушений — соответствующие правоохранительные органы. Немаловажно также внесение своевременных сбалансированных изменений в соответствующие законы и подзаконные акты.

На семинаре было отмечено, что в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав.

Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных... правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав — специальным субъектом права» [9].

В ходе обсуждения участники семинара обратили внимание на такие актуальные на сегодняшний день вопросы, как защита прав детей в условиях современного информационного общества. В данном контексте имеется в виду информационная защита детей или защита детей от информации, нарушающей их права, в частности, интернет-источники, телевидение и др.

Следует отметить, что нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве Алексея Головань, «сейчас в России, какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка... Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников» [15].

Вышеприведенные научные дискуссии позволили констатировать, что международное право предусматривает особые меры защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. К данной категории относятся дети. После Первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе.

Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после распада СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме.

Особую значимость исследования подчеркивает специфика современной социально-экономической ситуации в России. В стране сохраняется высокий уровень дифференциации доходов населения, ухудшились показатели здоровья

новорожденных и подростков. Особую тревогу вызывает степень распространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ-инфекции.

Между тем современная российская законодательная база РФ в области защиты прав ребенка представляет собой недостаточно совершенный и качественный по своему содержанию спектр нормативных правовых документов. Она включает нормы различных отраслей права и имеет комплексный характер. Первичной целью, стоящей перед реформой законодательства в этой сфере, является построение четкой, целостной государственной политики, ориентированной на защиту прав ребенка, единство правовых принципов и положений, взаимосвязи и взаимодополняемости норм, предписанных различными правовыми документами в регулируемой сфере.

Немаловажную роль для реформы играет анализ особенностей международно-правовых норм и опыта по защите прав ребенка, а также разработка методических рекомендаций в части обоснования механизмов его имплементации в отечественное законодательство и правовую практику.

Таким образом, составными частями научно-методической работы, предшествующей конкретным правотворческим решениям в сфере защиты прав ребенка в России, являются: комплексный общетеоретический анализ института прав ребенка в РФ, нормативного закрепления прав ребенка в российском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а на его основе — выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Российским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально-культурное значение.

Завершать научно-методическую работу в этой сфере должны конкретные предложения в части изменения следующих стратегических документов: план по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период с 2015 по 2017 г., проект Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации и проект Сводного очередного периодического доклада Российской Федерации о выполнении положений Конвенции о правах ребенка.

Думается, что комплексный теоретико-правовой анализ проблемы защиты прав ребенка должен учитывать следующие аспекты: 1) историко-теоретические аспекты генезиса и эволюции концепции защиты прав ребенка; 2) анализ понятийно-категориального аппарата в исследуемой сфере; 3) истори-ко-теоретические аспекты правового регулирования отношений в сфере материнства, семьи и детства на основе опыта России и международно-правовой практики; 4) сравнительный анализ существующих теоретических концепций защиты прав ребенка; 5) обобщение существующих юридических механизмов обеспечения и защиты прав ребенка; 6) формирование правовых подходов к рассмотрению ребенка как специального субъекта права; 7) определение места прав ребенка в системе прав человека; 8) обобщение существующих форм законодательного закрепления прав ребенка и их защиты в современном конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном праве РФ; 9) анализ содержания и форм деятельности субъектов публичной

власти, уполномоченных в сфере защиты прав ребенка в РФ (Президент, Законодательное Собрание, Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ, органы исполнительной и судебной власти, неправительственные правозащитные организации, международные институты); 10) обобщение международно-правовых аспектов защиты прав ребенка и их имплементация в законодательстве РФ и правовой практике; 11) разработка предложений в план по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период с 2015 по 2017 г., в проект Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей в РФ и в проект Сводного очередного периодического доклада РФ о выполнении положений Конвенции о правах ребенка.

На основе проведенного теоретико-правового анализа возможно определить основные научно-методические аспекты правового регулирования и правоприменения в сфере защиты прав ребенка, что, по своей сути, означает: 1) сформулировать социально-правовые понятия, относящиеся к предмету правового регулирования; 2) уточнить категориально-понятийный аппарат, используемый в юридической науке и правовых актах по рассматриваемой проблеме; 3) рассмотреть исторический процесс правового регулирования отношений в сфере детства, уделив особое внимание анализу положения детей в современном российском обществе, определению сфер жизнедеятельности, в которых происходит нарушение их прав, и определению мер, которые необходимо предпринять для совершенствования защиты прав ребенка; 4) раскрыть содержание основных из существующих теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе, внеся при этом авторские уточнения по отдельным научным позициям; проанализировать законодательное закрепление прав ребенка и их защиты в современном российском конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном праве; 5) обосновать необходимость создания в России более совершенной и скоординированной системы защиты прав ребенка и правосудия, дружественного к ребенку, как насущную задачу современной правовой политики государства; 6) сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования и практического обеспечения прав ребенка и их защиты в России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.2000. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dedarations/ded_child90.shtml.

[2] Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К. Долгова на Шестом пекинском форуме по правам человека в рамках подтемы «Верховенство права и права человека», Пекин, 11-13 сентября 2013 г. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/41F963461F269E9244257BE5002459B2.

[3] Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» от 10.05.2002. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml.

[4] Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14.12.1974. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl conv/declarations/armed.shtml.

[5] Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 03.12.1986. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/childpri.shtml.

[6] Декларация прав ребенка от 20.11.1959. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/childdec.shtml.

[7] Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей от 13.12.2007. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/child_sp_sess.shtml.

[8] Европейская конвенция об усыновлении детей от 24.04.1967. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/058.htm.

[9] Кобилова C.A., Леонтьева Е.А. Права ребенка и гарантии их зашиты в международном и российском законодательстве // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 1998 г.). — Екатеринбург, 1999.

[10] Количество ВИЧ-инфицированных в России за 2012 г. URL: http://www.hivrussia.ru/stat/2012.shtml.

[11] Конвенция о защите прав человека и основных свобод, измененная и дополненная Протоколом № 11. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/005.htm.

[12] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.

[13] Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml.

[14] Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальны; злоупотреблений от 25.10.2007. URL: http://www.coe.intA/dghl/standardsetting/children/ Source/LanzaroteConven ion_ru.pdf.

[15] Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в России. URL: http://www.hro.org/ editions/chiIa72004/07/26.php.

[16] Рузанна И. Права ребенка — декларации и реальность. URL: http://www.starovoitova.ru/ rus/texts/06/books/zashita/10.htm.

[17] Council of Europe Convention on preventing and combating violence against women and domestic violence (Istanbul, 11.05.2011). URL: http://www.conventions.coe.int/Treaty/ EN/Treaties/Html/210.htm.

[18] Convention of 29 May 1993 on Protection of Children and Co-operation in Respect of Inter-country. URL: http://www.hcch.net/index_en.php?act=conventions.text&cid=69.

ON SOME ASPECTS OF NECESSITY OF SCIENTIFIC AND METHODICAL PROVISION OF LEGAL REGULATION OF ISSUES OF PROTECTION OF MINORS' RIGHTS

M.V. Fedorov

The Department of Legal Theory and History of Law and State Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the justification of the wide use of scientific approaches within the legislative activity, particularly in the area of protection of minors' rights. The article defines the scheme of Scientific and methodical provision of legal regulation in this area as well as the essential directions of its legal regulation.

Key words: scientific and methodical provision, minors' rights, protection of minors' rights, methodology, methods, legislative basis.

REFERENCES

[1] Vsemirnaja deklaracija ob obespechenii vyzhivanija, zashhity i razvitija detej ot 30.09.2000. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml.

[2] Vystuplenie Upolnomochennogo MID Rossii po voprosam prav cheloveka, demokratii i ver-hovenstva prava K.K. Dolgova na Shestom pekinskom forume po pravam cheloveka v ram-kah podtemy «Verhovenstvo prava i prava cheloveka», Pekin, 11-13 sentjabrja 2013 g. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/41F963461F269E9244257BE500 2459B2.

[3] Deklaracija i Plan dejstvij «Mir, prigodnyj dlja zhizni detej» ot 10.05.2002. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml.

[4] Deklaracija o zashhite zhenshhin i detej v chrezvychajnyh obstojatel'stvah i v period vooruz-hennyh konfliktov ot 14.12.1974. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declara-tions/armed. shtml.

[5] Deklaracija o social'nyh i pravovyh principah, kasajushhihsja zashhity i blagopoluchija detej, osobenno pri peredache detej na vospitanie i ih usynovlenii na nacional'nom i mezhdunarod-nom urovnjah ot 03.12.1986. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/childpri.shtml>.

[6] Deklaracija prav rebenka ot 20.11.1959. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/childdec.shtml.

[7] Deklaracija uchastnikov torzhestvennogo plenarnogo zasedanija vysokogo urovnja, pos-vjashhennogo rassmotreniju posledujushhih mer po vypolneniju reshenij special'noj sessii po polozheniju detej ot 13.12.2007. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/child_sp_sess.shtml.

[8] Evropejskaja konvencija ob usynovlenii detej ot 24.04.1967. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/058.htm.

[9] Kobilova C.A., Leont'eva E.A. Prava rebenka i garantii ih zashity v mezhdunarodnom i rossi-jskom zakonodatel'stve // Publichnoe i chastnoe pravo: problemy razvitija i vzaimodejstvija, zakonodatel'nogo vyrazhenija i juridicheskoj praktiki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (23-24 aprelja 1998 g.). — Ekaterinburg, 1999.

[10] Kolichestvo VICh-inficirovannyh v Rossii za 2012 g. URL: http://www.hivrussia.ru/ stat/2012.shtml.

[11] Konvencija o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod, izmenennaja i dopolnennaja Pro-tokolom №11. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/005.htm.

[12] Konvencija o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenshhin ot 18.12.1979. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.

[13] Konvencija o pravah rebenka ot 20.11.1989. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml.

[14] Konvencija Soveta Evropy o zashhite detej ot seksual'noj jekspluatacii i seksual'ny; zloupot-reblenij ot 25.10.2007. URL: http://www.coe.intA/dghl/standardsetting/children/ Source/LanzaroteConven ion_ru.pdf.

[15] Mastykina I. Problemy zashhity prav detej v Rossii. URL: http://www.hro.org/ edi-tions/chiIa72004/07/26.php.

[16] Ruzanna I. Prava rebenka — deklaracii i real'nost'. URL: http://www.starovoitova.ru/ rus/texts/06/books/zashita/10.htm.

[17] Council of Europe Convention on preventing and combating violence against women and domestic violence (Istanbul, 11.05.2011). URL: http://www.conventions.coe.int/ Treaty/EN/Treaties/Html/210.htm.

[18] Convention of 29 May 1993 on Protection of Children and Co-operation in Respect of Inter-country. URL: http://www.hcch.net/index_en.php?act=conventions.text&cid=69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.