Научная статья на тему 'Генезис права на образование в международном праве'

Генезис права на образование в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2089
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / БОРЬБА С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю.

В статье рассматривается реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений в контексте международно-правовых норм. Приводится анализ и хронология закрепления права на образование в международном праве. Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис права на образование в международном праве»

УДК 341.9

О. Л. Шабалина, Г. Ю. Шабалин Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ГЕНЕЗИС ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

В статье рассматривается реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений в контексте международно-правовых норм. Приводится анализ и хронология закрепления права на образование в международном праве. Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

Ключевые слова: образование, право на образование, защита прав ребенка, борьба с дискриминацией, международное право

Право на образование, как одно из важнейших прав человека и гражданина, стало объектом многих научных исследований [11].

Рассматривая закрепление права на образование и некоторых аспектов его реализации в международных правовых актах, начиная со второй половины XX века, необходимо отметить, что данная эпоха характеризуется принятием многих международных актов, определивших современное понимание прав человека и правового статуса личности. Данные акты принимались под эгидой Организации Объединенных Наций, скомпано-вавшей большинство стран мира, что стало гарантом распространения правового регулирования прав человека в планетарном масштабе.

Так, первым и основополагающим актом стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Право на образование нашло отражение в статье 26 декларации. В данном акте право на образование приобретает свои первые международно-правовые характеристики. Первое и наиболее важное - всеобщность: «Каждый имеет право на образование». Далее следует бесплатность начального и общего образования, обязательность начального образования, общедоступность образования. Родителям предоставлено право выбора вида об-

разования для своих малолетних детей. Немало внимания уделяется направленности образования. Согласно декларации, образование должно способствовать развитию личности и уважению к его правам, а также содействовать взаимопониманию и терпимости между народами, расами, религиями [1].

Право на образование занимает важное место и в сфере международной защиты прав ребенка. Первым и основополагающим международным правовым актом здесь стала Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1959 года. В данной декларации праву на образование отведен Принцип 7 - один из структурных элементов декларации. Характеризуя право на образование, декларация в определенной степени дублирует идеи, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, однако дает как более полное описание уже заложенным положениям, так и устанавливает новые. Так, по Декларации прав ребенка, образование должно способствовать развитию личного суждения и сознания моральной и социальной ответственности, чтобы ребенок мог стать полезным членом общества. Ответственность за образование по данному принципу лежит на родителях, а органы

© Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю., 2015

публичной власти должны прилагать усилия для осуществления данного права. Важно обратить внимание и на принцип 9 декларации, посвященный защите от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Вышеуказанный принцип впервые в международном праве устанавливает положение, согласно которому ребенок не может привлекаться к работе, препятствующей реализации его права на образование [2].

Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Стоит обратить внимание на такой международный правовой акт, как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, которая была принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии.

Прежде всего, конвенция определяет само понятие дискриминации, как различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования. При этом конвенция относит слово «образование» ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, условия в которых ведется образование. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования устанавливает положения, касающиеся направленности образования, свободы родителей в выборе места обучения ребенка, права национальных меньшинств на собственную просветительскую работу. Во многом данные положения заимствованы из предшествующих международно-правовых актов, однако в конвенции они рассматриваются сквозь призму борьбы с дискриминацией. Будучи направленной против дискриминации, конвенция перечисляет элементы, подпадающие под понятие дискриминации в области образования, и возлагает на страны, ратифицировавшие конвенцию обязанности по выстраиванию такой образовательной системы, в которой перечисляемым дискриминационным элементам нет места [4].

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового

регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Их положения дополнялись, расширялись и получали новую трактовку в принимаемых позднее международно-правовых актах.

Так, важным актом в области прав человека, дополнившим Всеобщую декларацию прав человека, стал Международный пакт от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах». Положения пакта расширили трактовку права на образование и его международно-правовых аспектов. Помимо уже утвержденных Всеобщей декларацией прав человека положений, пакт вносит дополнительные элементы. Не осталась без внимания и реализация права на образование. Так, часть 2 статьи 13 пакта в перечислении необходимых для реализации права на образование условий, многие из которых уже получили отражение во Всеобщей декларации человека, устанавливает необходимость принятия всех необходимых мер для реализации данного права и, в частности, постепенного введения бесплатного образования. В качестве других мер приводятся: активное развитие сети школ всех ступеней, установление удовлетворительной системы стипендий, постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала [10].

Следующим крупным международным правовым актом в области защиты прав ребенка стала Конвенция о правах ребенка, принятая через 30 лет после Декларации прав ребенка резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Реализация права на образование здесь не только признается, но и носит более определенный характер. Среди перечисляемых в статье 28 Конвенции принципов права на образование, содержатся новые, ранее не упоминавшиеся в международно-правовых актах, принципы. Например, доступность информации и материалов в области образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, а также для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Характеристики направленности образования также расширились. Здесь появилось два новых элемента: уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, языку, национальным ценностям, а также воспитание уважения к окружающей природе. Не оставлена без внимания и защита от работ, служащих препятствием в получении ребенком

образования. Новой для международной регламентации образования стала обязанность государства принимать меры в области образования для защиты детей от потребления и вовлечения в производство наркотических и психотропных веществ [7].

В сфере борьбы с дискриминацией отдельных международно-правовых актов, касающихся исключительно образования, не принималось. Однако области образования уделялось внимание в таких международных актах, направленных на борьбу с дискриминацией, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. В статье 5 данной Конвенции указывается, что государства-участники обязаны запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех формах, в том числе в отношении осуществления прав, которые перечисляются данной статьей. В подпункте у) пункта е) среди прав в экономической, социальной и культурной областях упоминается право на образование и профессиональную подготовку [9].

Ликвидации гендерного неравенства в образовании посвящена одна из статей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. Статья 10 данной конвенции посвящена правам в области образования. В этой связи раскрываются общепризнанные принципы права на образование в контексте гендерного равенства [5].

В последние десятилетия право на образование продолжает развиваться в международном праве. Принимаются новые международно-правовые акты, актуализирующие систему международного права, затрагивая и образование.

На рубеже веков пересмотру подверглась Европейская социальная хартия, которая в обновленном виде была принята 3 мая 1996 года в Страсбурге. Европейская социальная хартия рассматривает право на образование и его реализацию в контексте защиты прав ребенка. Данная сфера затрагивается в трех статьях хартии: статья 7 «Право детей и молодежи на защиту», статья 10 «Право на профессиональную подготовку», статья 17 «Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту». Защита права на образование в статье 7 хартии раскрывается в за-

прете на участие в работах, лишающих возможности получать обязательное образование [3].

Борьба с дискриминирующими нормами и обстоятельствами происходит и в XXI веке. Так, Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, содержит статью 24, которая посвящена праву инвалидов на образование. Особое внимание здесь отведено как запрету дискриминации в образовании, так и полному развитию человеческого потенциала, обеспечению разумного приспособления, индивидуализированной поддержке [6].

Таким образом, закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

_Ш_

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=120805

2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ childdec.shtml

3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в городе Страсбург 03 мая 1996 года). URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=120807

4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml

5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года). URL: http:// www. un. org/ru/documents/ decl_conv/ conventions/ cedaw. shtml

6. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability

7. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

8. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2(17). С. 49-52.

9. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml

10. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». URL: http://base. consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=5429

11. Сидоров О. А., Шабалина О. Л. Право на образование как объект научного исследования // Вестник Марийского государственного университета. Сер. «Исторические науки. Юридические науки». 2015. № 1 (1). С. 93-95.

1. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka (prinjata Gene-ral'noj Assambleej OON 10.12.1948). URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=120805

2. Deklaracija prav rebenka (prinjata rezoljuciej 1386 (HIV) General'noj Assamblei OON ot 20 nojabrja 1959 goda). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

3. Evropejskaja social'naja hartija (peresmotrennaja) (prinjata v gorode Strasburg 03 maja 1996 goda). URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=120807

4. Konvencija o borbe s diskriminaciej v oblasti obrazovanija (prinjata 14 dekabrja 1960 goda General'noj konferenciej Organi-zacii Ob''edinennyh Nacij po voprosam obrazovanija, nauki v kul'tury na ee odinnadcatoj sessii). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml

5. Konvencija o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenshhin (prinjata rezoljuciej 34/180 Gene-ral'noj Assamblei ot 18 dekabrja 1979 goda). URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cedaw. shtml

6. Konvencija o pravah invalidov (prinjata rezoljuciej 61/106 General'noj Assamblei ot 13 dekabrja 2006 goda). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability

7. Konvencija o pravah rebenka (prinjata rezoljuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 nojabrja 1989 goda). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

8. Makarova A. B., Krylov D. A. Realizacija Federal'nogo za-kona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v obrazovatel'nyh organizacijah: problemy i perspektivy. Vestnik Marijskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2015. No. 2(17). Pp. 49-52.

9. Mezhdunarodnaja konvencija o likvidacii vseh form rasovoj diskriminacii (prinjata rezoljuciej 2106 (XX) General'noj Assamblei ot 21 dekabrja 1965 goda). URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conveconventions/raceconv.shtml

10. Mezhdunarodnyj pakt ot 16.12.1966 «Ob jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah». URL: http://base.consultant.ru/ cons/CGI/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=5429

11. Sidorov O. A., Shabalina O. L. Pravo na obrazovanie kak ob''ekt nauchnogo issledovanija. Vestnik Marijskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ser. «Istoricheskie nauki. Juridicheskie nauki». 2015. No. 1(1). Pp. 93-95.

Статья поступила в редакцию 19.11.2015 г.

O. L. Shabalina, G. Ju. Shabalin Mari State University, Yoshkar-Ola

GENESIS OF THE RIGHT TO EDUCATION IN INTERNATIONAL LAW

The article deals with the realization of the right to education, the protection of children's rights and non-discrimination in the field of educational relations in the context of international law. The research provides an analysis and the chronology of securing of the right to education in international law. An important role in the international legal regulation of the right to education belongs to the block of international conventions aimed at preventing discrimination, including in education. The Universal Declaration of Human Rights of 1948, the Declaration of Rights of the Child of 1959, the Convention against Discrimination in Education of 1960 laid the foundation for international legal regulation of the right to education in the field of human rights, children's rights and combating discrimination. Securing the right to education in international law begins in the middle of the XX century. Currently, the implementation of the right to education, the protection of children's rights and non-discrimination in the field of educational relations is widely regulated by international law. All this ensures the embodiment of these positive provisions in the national legislation of most countries.

Keywords: education, right for education, protection of children's rights, prevention of discrimination, international law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.