Научная статья на тему 'Международные стандарты гендерного равенства'

Международные стандарты гендерного равенства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5408
862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное регулирование / мужчины и женщины / международные стандарты гендерного равенства / дискриминация. / international regulation / men and women / international standards of gender equality / discrimination

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р. А. Торосян

Статья посвящена исследованию международныхстандартов гендерного равенства, закрепленных в международно-правовых актах. Обсуждение. В результате исследования международно-правовых документов делается акцент насамую большую группу международно-правовых стандартов, ккоторым относятся права и свободы человека и гражданина.Особое внимание уделено причинам, согласно которым деятельность международных организаций была в большей степе-ни направленна на защиту прав женщин, подверженных дискриминации. Сделан вывод, что женщины подверженные ранеегендерной дискриминации, в целом достигли того же уровня,что и мужчины при реализации своих прав. Однако в силу того,что женщинам уделяется больше внимания как на международном, так и на национальном уровне, возникают сферы, в кото-рых дискриминируются мужчины. Заключение. В результатеанализа деятельности международных организаций и международно-правовых документов, закрепляющих международныестандарты гендерного равенства, автор приходит к выводу, чтов основу рассмотренных международных документов в областиправ человека положены такие важные принципы, как равноправие полов и недопустимость дискриминации по признакупола. Однако реализация положений международных документов, содержащих международные стандарты обеспечениягендерного равенства, осуществляется не в полной мере, чтовызвано отсутствием эффективных национальных механизмовзащиты от дискриминации по признаку пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Standards of Gender Equality

Introduction. The article is devoted to the research of the international standards of gender equality fixed in is international-legal acts. Discussion. As a result of the research of international-legal documents, the author, places emphasis on the biggest group of international-legal standards which the rights and freedoms of a person and citizen belong to. The special attention is paid to the reasons according to which the activity of the international organizations was more directed on protection of the rights of women subject to discrimination. The author draws a conclusion that women subject to earlier gender discrimination, in general, reached the same level, as men, during the realization of their rights. However, as much more attention is paid to women, both at international and national levels, there are spheres in which men are discriminated. Conclusion. As a result of the analysis of activity of the international organizations and also international – the legal documents fixing the international standards of gender equality, the author comes to the conclusion that at the heart of the considered international documents in the field of human rights there are such important principles as gender equality and inadmissibility of discrimination on the basis of gender. However, implementation of provisions of the international documents containing the international standards of ensuring gender equality is carried out not to the full extent, that is caused by the lack of effective national mechanisms of protection against discrimination on the basis of gender.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты гендерного равенства»

Р. А. Торосян. Международные стандарты гендерного равенства

tion. Federal law of 21 July 2014 № 212-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 30 (pt. I), art. 4213.

9. Grazhdanskij processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ (v red. ot 06.04.2015) [Civil Procedure Code of the Russian Federation of 14.11.2002 № 138-FZ (in an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 46, art. 4532.

10. Arbitrazhnyj processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002 № 95-FZ (v red. ot 06.04.2015) [Arbitration Procedure Code of the Russian Federation of 24.07.2002 № 95-FZ (in an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 30, art. 3012.

11. Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25 oktjabrja 2001 № 136-FZ (vveden Federal’nym zakonom ot

31 dek. 2014 № 499-FZ) [The Land Code of the Russian Federation of 25 October 2001 № 136-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2015, no 1 (pt. I), art. 52.

12. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarod-nym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g., v red. 21 ijulja 2014.), ch. 3 st. 80, p. «d» st. 84, p. «b» st. 86, ch. 2 st. 87, st. 88, 90, 105, 107-108, 115 [The Constitution of the Russian Federation(it is accepted by national vote on 12 December 1993, in an edition on 21 July 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398.

13. Lebedeva E. N. Pravostimulirujushhajapolitika v sovre-mennojRossii: obshheteoreticheskij aspekt [Stimuli legal policy in modern Russia: general theoretical aspect. Ed. by A. V Malko]. Saratov, 2014. 208 p.

УДК 342.41

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Р. А. Торосян

аспирантка кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: rima_t@mail.ru

Введение. Статья посвящена исследованию международных стандартов гендерного равенства, закрепленных в международно-правовых актах. Обсуждение. В результате исследования международно-правовых документов делается акцент на самую большую группу международно-правовых стандартов, к которым относятся права и свободы человека и гражданина. Особое внимание уделено причинам, согласно которым деятельность международных организаций была в большей степени направленна на защиту прав женщин, подверженных дискриминации. Сделан вывод, что женщины подверженные ранее гендерной дискриминации, в целом достигли того же уровня, что и мужчины при реализации своих прав. Однако в силу того, что женщинам уделяется больше внимания как на международном, так и на национальном уровне, возникают сферы, в которых дискриминируются мужчины. Заключение. В результате анализа деятельности международных организаций и международно-правовых документов, закрепляющих международные стандарты гендерного равенства, автор приходит к выводу, что в основу рассмотренных международных документов в области прав человека положены такие важные принципы, как равноправие полов и недопустимость дискриминации по признаку пола. Однако реализация положений международных документов, содержащих международные стандарты обеспечения гендерного равенства, осуществляется не в полной мере, что вызвано отсутствием эффективных национальных механизмов защиты от дискриминации по признаку пола.

Ключевые слова: международное регулирование, мужчины и женщины, международные стандарты гендерного равенства, дискриминация.

DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-3-347-352

Введение

Международное регулирование, направленное на обеспечение гендерного равенства, играет роль основных стандартов, к которым необходимо стремиться государствам в своей правовой деятельности. Под международными стандартами принято понимать конкретные международно-правовые предписания в области обеспечения гендерного равенства.

Международные нормативные акты, конвенции, декларации, пакты, содержат две группы стандартов в сфере правовой защиты человека, такие как: права и свободы человека; ограничение прав. Самую большую группу международно-правовых стандартов составляют права и свободы человека и гражданина [1].

Международное сообщество после окончания Первой мировой войны пыталось найти пути устойчивого развития человечества и именно в данный момент признало равноправие мужчин и женщин как один из главных факторов стабильности в мире. После этого Организация Объединенных Наций приняла ряд документов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

Обсуждение

Так, впервые на международном уровне равноправие между мужчинами и женщинами было

© Торосян Р. А., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3

закреплено в Уставе ООН 1945 г., в котором было установлено, что народы объединенных наций должны вновь утвердить веру в основные права, обеспечить равноправие полов, создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам [2]. Указанные положения создали основу для дальнейшего развития принципов равенства и недискриминации.

В 1946 г. была создана Комиссия ООН по положению женщин [3], которая также сыграла важную роль в обеспечении гендерного равенства мужчин и женщин. Деятельность организации не только была направлена на обеспечение защиты женщин в различных сферах жизнедеятельности общества, но и ставила перед собой задачу следить за соблюдением принципа равноправия мужчин и женщин всеми странами мира. Таким образом, Комиссия по положению женщин стремилась обеспечить гендерное равенство как на международном, так и на национальном уровне путем принятия различных рекомендаций, направленных на обеспечение равенства мужчин и женщин.

Согласно ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года [4], каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия. В Преамбуле отмечается, что положения, закрепленные в ней, должны рассматриваться в качестве стандартов, к достижению которых обязаны стремиться все народы и государства. Так, положения Всеобщей декларации прав человека закрепляют принцип гендерной недискриминации, согласно которому мужчины и женщины должны обладать всеми правами и свободами в равной степени.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [5], по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, также закрепляет запрет дискриминации по половому признаку, что предусматривается ст. 14 Конвенции [6, с. 16]. Так, исходя из положения данной статьи, сделаем вывод, что мужчина и женщина не могут быть дискриминированы по каким-либо основаниям и должны обеспечиваться и пользоваться своими правами на равных основаниях.

Следовательно, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является значимым документом в истории формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека.

Следующим этапом формирования международно-правовых стандартов гендерного равенства является принятие в 1966 г. двух международных пактов: о гражданских и политических

правах и об экономических, социальных и культурных правах, которые закрепляют запрет дискриминации по признаку пола. Так, согласно ст. 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [7] государства-участники пакта обязаны обеспечить равенство мужчин и женщин. Статья 3 Международного пакта о гражданских и политических правах [8] также предусматривает положение, направленное на обеспечение государствами-участниками равного для мужчин и женщин права пользования всеми гражданскими и политическими правами. Следовательно, оба международных пакта гарантируют женщинам и мужчинам равные политические и гражданские права, а также равенство в социальных, экономических и культурных правах.

Следует отметить, что общим между данными международными пактами и Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. является то, что они образуют Хартию прав и свобод человека [9].

Следует отметить, что большинство международных документов и деятельность международных организаций в целом были направлены на защиту прав женщин, подверженных гендерной дискриминации. Появление международных организаций и специальных международных документов было обусловлено тем, что на протяжении долгого времени женщины находились в неравном положении с мужчинами. Данная ситуация была вызвана наличием устоявшихся стереотипов, а также традиционных, культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин [10]. Женщинам навязывались определенные социальные роли, такие как: мать, хранительница очага, а также формировались модели поведения, в силу которых женщина сознательно ставила себя в неравное положение с мужчиной. В большинстве случаев женщины ограничивались в правах действующим национальным законодательством, например, в трудовой сфере, в политической сфере и других сферах.

Следовательно, в силу того что гендерная дискриминация женщин затронула все страны мира, данная проблема приобрела международный характер и была отнесена международным сообществом к разряду глобальных. На сегодняшний день положение женщин во многих странах значительно уравнялось с мужчинами, а в некоторых случаях стало более предпочтительным, чем у мужчин, что может привести уже к возникновению гендерной дискриминации мужчин [11]. «Так со второй половины XIX века началось структурное оформление феминисти-

348

Научный отдел

Р. А. Торосян. Международные стандарты гендерного равенства

ческого течения, которое способствовало началу борьбы на международном уровне гендерного неравенства в отношении женщин» [12, с. 38].

В 1967 г. была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин [13], ст. 2 которой предусматривала обязанность государств-участников включить в свои национальные конституции и иные правовые акты принцип равенства мужчин и женщин.

Вместе с тем согласно ст. 4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. [14] принятие госу-дарствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается дискриминационным, так как их основной задачей является выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин. Также установлено, что такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели обеспечения равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин. Следовательно, данные меры имеют ограниченный характер действия, направлены на ликвидацию дискриминации, стереотипов и обычаев.

На наш взгляд, данные меры на сегодняшний день оправдали свою эффективность. Так, в ряде областей женщины добились значительных успехов и в целом достигли того же уровня, что и мужчины. Однако в силу того что женщинам уделяется больше внимания как на международном, так и на национальном уровне, возникают сферы, в которых дискриминируются мужчины.

Нельзя не отметить работу Совета Европы в области формирования международных стандартов гендерного равенства. После III Всемирной конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985) впервые была принята Концепция комплексного подхода к проблемам гендерного равенства. Итогом конференции стал документ, получивший название «Перспективные Найробийские стратегии», в котором уточнялось понятие «равенство» мужчин и женщин: не только равенство прав, но и равенство возможностей. Также отмечалось, что равенство способствует обеспечению мира, а неравенство приводит к несправедливости и обостряет конфликты всех видов [15, с. 15]. Из этого следует, что гендерное равенство определяется как один из критериев обеспечения демократии.

Комитетом министров Совета Европы была принята Рекомендация № R (98) 14 от 7 октября 1998 г. относительно применения комплексного подхода к проблеме равенства между мужчинами и женщинами [16]. В Рекомендации было

установлено, что применение стратегии ком -плексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами, по существу, не только способствует достижению равенства между женщинами и мужчинами, но и обеспечивает демократичность государства.

Следовательно, для того чтобы государство стало общепризнанным демократическим государством, необходимо, чтобы в нем обеспечивалось равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 1950 г. Советом Европы была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, на основе которой были созданы два института: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека [17, с. 78], целью которых являлось обеспечение реализации на практике норм данного документа. Следует отметить, что Совет Европы играет важную роль в обеспечении гендерного равенства мужчин и женщин, в частности, при создании своего механизма гендерного равенства [17, с. 89].

В 1996 г. Комиссия Евросоюза приняла Особое соглашение о внедрение равных возможностей для мужчин и женщин во всех направлениях деятельности Европейского союза. Данные меры были предусмотрены в Амстердамском договоре (2 октября 1997 г.), представляющем собой прорыв в понимании гендерных проблем на общественном уровне. Амстердамский договор признает равноправие женщин и мужчин как основной принцип права европейского сообщества [18, с. 78].

Также следует рассмотреть следующие международные документы, определяющие международные стандарты гендерного равенства. Согласно ст. 23 Хартии основных прав Европейского союза [19], равенство мужчин и женщин должно быть обеспечено во всех сферах. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2006/54/ЕС от 5 июля 2006 г. об имплементации принципа равных возможностей и равного обращения для мужчин и женщин в вопросах занятости и доступа к работе [20, с. 23] предусматривает, что равенство мужчин и женщин является фундаментальным принципом права европейского сообщества в соответствии со ст. 2 и 3(2) Договора об учреждении Европейского сообщества [21] и практики Суда Европейских сообществ.

Следовательно, деятельность Евросоюза направлена на обеспечение равных условий для мужчин и женщин, регулирует вопросы занятости и семейной жизни, что дает возможность расширения перечня вопросов гендерного равнопра-

Право

349

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3

вия, обсуждаемых в обществе, и постепенного изменения моделей поведения и сознания людей.

Следует отметить, что в настоящее время равенство мужчин и женщин признается практически всеми странами мира, однако в обществе все еще сохраняются различные предрассудки и стереотипы, которые приводят к возникновению гендерного неравенства.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в настоящее время равенство мужчин и женщин признается практически всеми странами мира. Однако, несмотря на то что большинство государств включило в свои конституции такие положения, как обеспечение равенства мужчин и женщин, запрет дискриминации по половому признаку согласно рекомендациям международного сообщества, они в полной мере не реализуются в силу наличия различных факторов, а именно предрассудков, стереотипов, которые приводят к возникновению гендерного неравенства. В основу рассмотренных нами международных документов в области прав человека положены такие важные принципы, как равноправие полов и недопустимость дискриминации по признаку пола. Вместе с тем реализация положений международных документов, содержащих международные стандарты обеспечения гендерного равенства, осуществляется не в полной мере, что вызвано отсутствием эффективных национальных механизмов защиты от дискриминации по половому признаку. На наш взгляд, достижение гендерного равенства возможно при закреплении международных стандартов путем разработки своего национального законодательства в области обеспечения равенства мужчин и женщин и их последующем соблюдении.

Список литературы

1. Международные нормы и стандарты в области прав человека (Учебный курс ООН) // Советский журнал международного права. 1991. № 2. С. 28-67.

2. Устав Организации Объединенных Наций 1945 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/preamble. shtml (дата обращения: 21.03.2015).

3. Официальный сайт ООН. Вспомогательные органы ЭКОСОС. Комиссия по положению женщин. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/about/women_commission. shtml (дата обращения: 21.03.2015).

4. Всеобщая декларация прав человека 1948 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr (дата обращения: 21.03.2015).

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Пари-

же 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.

6. Акимова Ю. А. Конституционный принцип равноправия мужчины и женщины (на примере законодательства РФ и ФРГ) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 174 с.

7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon.shtml (дата обращения: 24.03.2015).

8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml (дата обращения: 21.03.2015).

9. Международную хартию прав человека образуют три документа // Европейский Омбудсмен : [сайт]. URL: http://euro-ombudsman.org/reference/theory/ mezhdunarodnuyu-hartiyu-prav-cheloveka-obrazuyut-tri-dokumenta (дата обращения: 11.04.2015).

10. Сарсембаева Р. Б. Реализация гендерной политики в исламских странах (аналитический обзор). URL: http://e-islam.kz/ru/islam-zhane-qagam/vnutrennie-kategorii/islam-zhane-aiel/item/530-eislam (дата обращения: 21.03.2015).

11. Международные нормы и стандарты в области прав человека. URL: http://b-bratstvo.ru/brat/mvd/mvd_files/ mvd-13.html (дата обращения: 11.04.2015).

12. Максимов А. А. Конституционно-правовые основы обеспечения равенства прав и свобод мужчин и женщин : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 196 с.

13. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 2263 (XXII) Ге -неральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/women_discrimination.shtml (дата обращения: 21.03.2015).

14. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения: 21.03.2015).

15. Калабихина И. Е. Руководство по гендерно-ориентированному бюджетированию // Международный центр гендерного бюджетирования и управления ООО женщины. 2013. С. 15. URL: https://docviewer. yandex.ru/?url=ya-serp://isithink.com/wp-content/ uploads/2014/04/rukovodstvo_gob_12-12-12_pechat-1. pdf&name=rukovodstvo_gob_12-12-12_pechat-1. pdf&c=55b6739c74e5 (дата обращения: 21.03.2015).

16. Рекомендация № R (98) 14 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О применении комплексного подхода к проблеме равенства между мужчинами и женщинами» (Принята Комитетом ми-

350

Научный отдел

Р. А. Торосян. Международные стандарты гендерного равенства

нистров 7 октября 1998 г.). URL: http://www.echr-base. ru/rec98_14.jsp (дата обращения: 24.03.2015).

17. ШтылеваМ. В. Формирование политики гендерного равноправия в Европейском союзе (1950-2010) // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т 11, № 1. С. 87-102. URL: https://docviewer.yandex.ru/7urUya-serp://ecsocman.hse.ru/hsedata/2013/07/01/1285634995/ ShtyliovsJISP_11_1.pdf&name=ShtyliovsJISP_11_1. pdf&c=55b67beec991&page=3 (дата обращения: 21.03.2015).

18. Тартаковская И. Н. Гендерная политика в Европейском союзе // Гендерное равенство в современном мире : роль национальных механизмов / отв. ред. и сост. О. А. Воронина. М. : МАКС Пресс, 2008.

С. 50-68.

19. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // Московский журнал международного права. 2003. № 2. С. 302-314.

20. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2006/54/ЕС от 5 июля 2006 г. об имплементации принципа равных возможностей и равного обращения для мужчин и женщин в вопросах занятости и доступа к работе (в новой редакции). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

21. Договор, учреждающий Европейское сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццких изменений) (не действует). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

International Standards of Gender Equality

R. A. Torosyan

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: rima_t@mail.ru

Introduction. The article is devoted to the research of the international standards of gender equality fixed in is international-legal acts. Discussion. As a result of the research of international-legal documents, the author, places emphasis on the biggest group of international-legal standards which the rights and freedoms of a person and citizen belong to. The special attention is paid to the reasons according to which the activity of the international organizations was more directed on protection of the rights of women subject to discrimination. The author draws a conclusion that women subject to earlier gender discrimination, in general, reached the same level, as men, during the realization of their rights. However, as much more attention is paid to women, both at international and national levels, there are spheres in which men are discriminated. Conclusion. As a result of the analysis of activity of the international organizations and also international - the legal documents fixing the international standards of gender equality, the author comes to the conclusion that at the heart of the considered international documents in the field of human rights there are such important principles as gender equality and inadmissibility of discrimination on the basis of gender. However, implementation of provisions of the international documents containing the international standards of ensuring gender equality is carried out not to the full extent, that is caused by the lack of effective national mechanisms of protection against discrimination on the basis of gender.

Key words: international regulation, men and women, international

standards of gender equality, discrimination.

References

1. Mezhdunarodnye normy i standarty v oblasti prav cheloveka (Uchebnyj kurs OON) [The international standards and standards in the field of human rights (The Training course of the UN)]. Sovetskij zhurnal mezhdu-narodnogoprava [Soviet magazine of international law], 1991, no. 2, pp. 28-67.

2. Ustav Organizacii Ob#edinennyh Nacij 1945 goda. (Charter of the United Nations of 1945). Available at: http://www.un.org/ru/documents/charter/preamble.shtml (accessed 21 March 2015).

3. Oficial’nyj sajt OON. Vspomogatel’nye organy JEKO-SOS. Komissija po polozheniju zhenshhin (Official site of the UN. Subsidiary bodies of EKOSOS. Commission on the Status of Women). Available at: http://www.un.org/ ru/ecosoc/about/women_commission.shtml (accessed 21 March 2015).

4. Vseobshhaja deklaracijaprav cheloveka 1948 goda (Universal declaration of human rights of 1948). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr (accessed 21 March 2015).

5. Konvencija o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zakljuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot

13.05.2004) (vmeste s «Protokolom [№ 1]» (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), «Protokolom № 4 ob obespe-chenii nekotoryh prav i svobod pomimo teh, kotorye uzhe vkljucheny v Konvenciju i pervyj Protokol k nej» (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), «Protokolom № 7» (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)) [The convention on protection of human rights and fundamental freedoms (It is concluded in Rome 04.11.1950) (with amendment of

13.05.2004) (together with «Protocol [№ 1]» (It is signed in Paris 20.03.1952), «Protocol № 4 on ensuring some rights and freedoms besides what are already included in the Convention and the first Protocol to it» (It is signed in Strasbourg 16.09.1963), «Protocol № 7» (It is signed in Strasbourg 22.11.1984))]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 2, art. 163.

6. Akimova Yu. A. Konstitucionnyj princip ravnopravija muzhchiny i zhenshhiny (na primere zakonodatel’stva RF i FRG) [The constitutional principle of equality of the man and woman (on the example of the legislation of the Russian Federation and Germany). Cand. jur. sci. diss.]. Moscow, 2005. 174 p.

7. Mezhdunarodnyj pakt ob jekonomicheskih, social’nyh i kul ’turnyh pravah. Prinjat rezoljuciej 2200 A (XXI) General’noj Assamblei ot 16 dekabrja 1966 goda (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. It is accepted by the resolution 2200 A (XXI) of General Assembly of December 16, 1966). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon.shtml (accessed 24 March 2015).

8. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah. Prinjat rezoljuciej 2200 A (XXI) General’noj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право

351

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3

Assamblei ot 16 dekabrja 1966 goda (International Covenant on Civil and Political Rights. It is accepted by the resolution 2200 A (XXI) of General Assembly of December 16, 1966). Available at: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (accessed 21 March 2015).

9. Mezhdunarodnuju hartiju prav cheloveka obrazujut tri dokumenta (The international charter of human rights is formed by three documents). Evropejskij Ombudsmen (European Ombudsman. Site). Available at: http://euro-ombudsman.org/reference/theory/mezhdunarodnuyu-hartiyu-prav-cheloveka-obrazuyut-tri-dokumenta (accessed 11 April 2015).

10. Sarsembaeva R. B. Realizacija gendernoj politiki v islam-skih stranah (analiticheskij obzor) (Realization of gender policy in the Islamic countries (analaytical review). Available at: http://e-islam.kz/ru/islam-zhane-qagam/ vnutrennie-kategorii/islam-zhane-aiel/item/530-eislam (accessed 21 March 2015).

11. Mezhdunarodnye normy i standarty v oblasti prav che-loveka (The international standards and standards in the field of human rights). Available at: http://b-bratstvo. ru/brat/mvd/mvd_files/mvd-13.html (accessed 11 April 2015).

12. Maksimov A. A. Konstitucionno-pravovye osnovy obe-spechenija ravenstvaprav i svobod muzhchin i zhenshhin [Constitutional and legal bases of ensuring equal rights and freedoms of men and women. Cand. jur. sci. diss.]. Moscow, 2013. 196 p.

13. Deklaracija o likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenshhin. Prinjata rezoljuciej2263 (XXII) General’noj Assamblei OON ot 7 nojabrja 1967goda (The declaration on elimination of discrimination against women. It is accepted by the resolution 2263 (XXII) General Assembly of November 7, 1967). Available at: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/women_discrimi-nation.shtml (accessed 21 March 2015).

14. Konvencija o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenshhin. Prinjata rezoljuciej34/180 General’noj Assamblei ot 18 dekabrja 1979 goda (Convention on elimination of all forms of discrimination against women. It is accepted by the resolution 34/180 of General Assembly of December 18, 1979). Available at: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw. shtml (accessed 21 March 2015).

15. Kalabihina I. E. Rukovodstvo po genderno-orientirovan-nomu bjudzhetirovaniju (Rukovodstvo on genderno - to the focused budgeting). Mezhdunarodnyj centr genderno-go bjudzhetirovanija i upravlenija OOO zhenshhiny (International center of gender budgeting and management of open company of the woman). 2013, pp. 15. Available at: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp://isithink. com/wp-content/uploads/2014/04/rukovodstvo_gob_12-

12-12_pechat-1.pdf&name=rukovodstvo_gob_12-12-12_pechat-1.pdf&c=55b6739c74e5 (accessed 21 March 2015).

16. Rekomendacija № R (98) 14 Komiteta Ministrov Soveta Evropy gosudarstvam-chlenam «O primenenii komplek-snogo podhoda k probleme ravenstva mezhdu muzh-chinami i zhenshhinami» (Prinjata Komitetom Ministrov 7oktjabrja 1998 g.) (The recommendation №. R (98) 14 of Committee of Ministers of the Council of Europe to member states «About application of an integrated approach to an equality problem between men and women» (It is accepted by Committee of Ministers of October 7, 1998)). Available at: http://www.echr-base.ru/rec98_14. jsp (accessed 24 March 2015).

17. Shtyleva M. V. Formirovanie politiki gendernogo ravnopravija v Evropejskom sojuze (1950-2010) (Formation of the policy of gender equality in the European Union (1950-2010)). Zhurnal issledovanij social’nojpolitiki (The journal of social policy studies), 2013, T. 11, no. 1, pp. 87-102. Available at: https:// docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp://ecsocman.hse.ru/ hsedata/2013/07/01/1285634995/ShtyliovsJISP_11_1. pdf&name=ShtyliovsJISP_11_1.pdf&c=55b67beec991-&page=3 (accessed 21 March 2015).

18. Tartakovskaja I. N. Gendernaja politika v Evropejskom Sojuze [Gender policy in the European Union]. Gender-noe ravenstvo v sovremennom mire: rol’ nacional’nyh mehanizmov [Gender equality in the modern world: a role of national mechanisms. Ed. by O. A. Voronina]. Moscow, 2008, pp. 50-68.

19. Hartija osnovnyh prav Evropejskogo Sojuza (Prinjata v g. Nicce 07.12.2000) [A charter of basic rights of the European Union (It is accepted in Nice 07.12.2000)]. Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava [Moscow magazine of international law], 2003, no. 2, pp. 302-314.

20. Direktiva Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo sojuza 2006/54/ES ot 5 ijulja 2006 g. ob imple-mentacii principa ravnyh vozmozhnostej i ravnogo obrashchenija dlja muzhchin i zhenshhin v voprosah zanjatosti i dostupa k rabote (v novoj redakcii) (The directive of the European parliament and Council of the European Union 2006/54/EU of July 5, 2006 about implementation of the principle of equal opportunities and the equal address for men and women in questions of employment and access to work (in the new edition)). ATP «Garant» [electronic resource].

21. Dogovor, uchrezhdajushhij Evropejskoe soobshhestvo (Rim, 25 marta 1957 g.) (konsolidirovannyj tekst s uchetom Niccckih izmenenij) (ne dejstvuet) (The contract establishing the European Community (Rome, on March 25, 1957) (the consolidated text taking into account Nizzskikh of changes) (doesn’t work)). ATP «Consultant» [electronic resource].

352

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.