Д.В. Шумилина
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПОТЕНЦИАЛ
Аннотация
Проблема гендерного равенства оказалась частью мировой повестки дня практически с момента основания Организации Объединенных Наций. С этого момента и до сегодняшнего дня государствами-членами были осуществлены различные меры для установления юридического, политического, экономического и социального равноправия между полами де-юре и де-факто. Представители ООН во главе с Председателем Организации ведут постоянную борьбу за улучшение качества жизни женщин по всему миру. Целью статьи является рассмотрение современного состояния гендерного равенства в политике Российской Федерации. Изучены законодательные инициативы, которые были связаны с гендерной политикой государства, влиявшие как положительно, так и отрицательно на попытки внедрения ген-дерного равенства в России. Выявлено как существующие законы и меры влияют на экономическое положение женщин, и как гендерные стереотипы служат препятствием для появления большего количества женщин-политиков. Проанализированы причины отсутствия законодательных актов влияющих на противодействие дискриминации женщин и увеличение их представительства в органах власти.
Ключевые слова:
гендер, гендерное равенство, права человека, гендерное неравенство, дискриминация, политическое развитие.
D. Shumilina
GENDER EQUALITY IN THE CONTEXT OF POLITICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS, INITIATIVES, POTENTIAL
Abstract
The problem of gender equality has been part of the world agenda almost since the founding of the United Nations. From that moment until today, various measures have been taken by Member States to establish legal, political, economic and social equality between the sexes de jure and de facto. Representatives of the UN led by the Chairman of the Organization are constantly fighting to improve the quality of life for women around the world. The purpose of the article is to consider the current state of gender equality in the policy of the Russian Federation. Legislative initiatives that have been linked to the gender policy of the state, influenced both positively and negatively on attempts to introduce gender equality in Russia have been studied. It is revealed how existing laws and measures affect the economic situation of women, and how gender stereotypes serve as an obstacle to the emergence of more women politicians. The reasons for the absence of legislative acts affecting women's opposition to discrimination and increasing their representation in government bodies are analyzed.
Key words:
gender, gender equality, human rights, gender inequality, discrimination, political development.
В постоянно меняющемся мире динамика развития политических систем является важным фактором их эффективного функционирования. Для этого политические институты демократических государств, как составной части этих систем, подвергаются обновлению в контексте поиска новых ориентиров политического развития [2]. Граждане выбирают своих представителей для того, чтобы те представляли и защищали их интересы на государственном уровне. Выборы в Государственную Думу Российской Федерации призваны сформировать нижнюю палату парламента из представителей разных политических идеологий, которые готовы приходить к консенсусу ради блага своих избирателей. И для этого представительство в парламенте членов различных партий крайне важно. Но говоря о различиях, стоит вспомнить не только о его идеологической составляющей, но и половой. На протяжении всей истории, что женщины были лишены права голоса, их интересы не учитывались законодателями или понимались в искаженной форме. Но когда уже женщины получили свои политические права, их малое представительство в политике и властных структурах в принципе тормозит развитие политической системы, которое невозможно без установления равноправия [20]. Существующие стереотипы, преграды и многие другие факторы оставляют политическую и экономическую сферу государства без важной и достаточно большой части ценного человеческого ресурса, делая проводимую политику однобокой, зачастую сексистской, что отражается на установлении политической стагнации [17].
Под гендерным равенством, как правило, принято понимать такую систему, при которой доступ к правам и возможностям не зависит от пола конкретного индивида. Гендерную политику государства традиционно считают частью социальной политики. Уровень ее развития зависит от того, насколько проблема гендера и гендерного равенства стоит на государственной повестке дня [14]. Важным аспектом здесь так же является отношения общества к данному вопросу: в России эта проблема воспринимается менее остро, чем на Западе, несмотря на то, что многие европейские страны и Соединенные Штаты Америки давно и достаточно эффективно ведут активную гендерную политику и достигли значительных результатов.
Борьба за гендерное равенство в мировом масштабе условно началась с момента создания ООН. Уже во второй статье Всеобщей Декларации прав человека от 1948 года говорится, что: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» [3]. Но это был только первый из множества последующих документов, которые были призваны решить проблему дискриминации как таковой по всему миру [27]. В другом документе ООН, а именно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую ратифицировал и Советский Союз, от 1979 года основное понятие «дискриминации» рассматривается так: «Для целей настоящей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» [7].
За 4 года до Конвенции ООН в Мехико была проведена первая Всемирная конференция по положению женщин, где собрались представители 133 государств, она послужила началом нового диалога о гендерном равенстве [26]. Особенно важным было то, что непосредственное участие в конференции принимали сами женщины: 113 делегаций от стран-участниц возглавляли женщины. Дискуссии, проходившие во время конференции, продемонстрировали широкий спектр проблем, существующих в мире и разделяющих борьбу за равенство на разные блоки. Там, где делегаты от восточных государств делали акцент на безопасности и мире, а представительницы развивающихся стран говорили о доступности медицины и образования, жительницы Западного мира, где борьба за женские права достигла большего прогресса, гораздо более сильный акцент делали именно на достижении равенства [16].
Большим шагом в работе над достижением гендерного равенства послужила Третья Всемирная конференция, проходившая в Найроби. Разра-
ботанные на ней стратегии были расписаны вплоть до 2000 года и делали акцент на политическую подоплеку гендерного равенства [22].
Особое внимание в вопросе внедрения гендерного равенства привычно отдают Пекинской декларации и Платформе действия от 1995 года [19]. Положения, прописанные в декларации, подтверждают намерения стран-участниц увеличивать число женщин, занимающих места во властных структурах, усиливать вовлеченность женщин в экономику для борьбы с нищетой по всему миру, напрямую связывают глобальную, национальную и региональную безопасность с положением женщин по всему миру и в отдельных регионах, повсеместно искоренить насилие в отношении женщин и девочек, всецело вовлекать мужчин в процесс борьбы за гендерное равенство [24]. СССР, а позже Россия в качестве правопреемницы, активно участвовала и выражала готовность в борьбе за гендер-ное равенство на своей территории и во всем мире.
Попытки ведения в Российской Федерации грамотной гендерной политики, направленной на уравнение прав и возможностей относительно активно продолжались первые несколько лет 2000-х гг. Наиболее яркими ее аспектами являлись проект федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» и Гендерная Стратегия Российской Федерации.
Законопроект, предложенный Е.Ф. Лаховой еще в 2003 году, стал действительно резонансным. Он был принят в первом чтении, поправки к нему были сделаны в 2011 году, на заседание Государственной Думы в 2012 году проект закона был представлен уже под другим названием «О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин» [11]. Авторы законопроекта активно предлагали идею введения равенства в законодательных, судебных и исполнительных органах власти. Однако, отсутствовали предложения о механизме введения и поддержания этого самого равенства. Выражающая свое недовольство общественность и политические деятели, указывая на минусы инициативы, отмечали аспект отсутствия статистических данных о половой дискриминации в РФ, а так же особой критике были подвержены предложения об обязательно увеличении представительства женщин в органах власти. Отмечалось, что подобная идея заменяет важность профессионализма на важность демонстрации условного гендерного равенства. Это мнение до сих пор активно поддерживается российской общественностью. Считается, что если бы женщи-
нам хватало интеллекта, профессионализма и желания, их вовлеченность в бизнес, политику и другие сферы была бы более ощутима [15]. Приверженцы подобной точки зрения не рассматривают некоторые особенности реальности не только российской, но и мировой в целом. Критики законопроекта не рассматривали тот аспект, что российское общество не является благодатной почвой для увеличения количество женщин, пробующих построить карьеру на поприще публичной политики. Согласно результатам опроса Левада Центра в марте 2014 года только 45% мужчин считают приемлемым появление женщин на высших государственных должностях наравне с мужчинами и только 24% хотели бы видеть в ближайшее десятилетие женщину на посту президента [13]. Помимо этого не принимающие «насильственное» увеличение представительства женщин в государственных органах и партиях не рассматривали теорию стеклянного потолка (glass ceiling). Данный термин появился в США в 1980-е гг., под ним понимается форма дискриминации, при которой при достаточных навыках, образовании и профессионализме ограничивается возможность индивида продвинуться по карьерной лестнице [25].
Гендерная Стратегия, датированная 2004 годом, грамотно и четко описывала существующие в обществе проблемы, среди которых обозначались, в системе государственного управления наблюдается существенное преобладание мужчин на высших должностях на уровне принятия политически значимых решений, в то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами; имела место профессиональная сегрегация работающих женщин, преобладали малоквалифицированные занятия в торговле, обслуживании, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытеснялись из высокооплачиваемых отраслей и должностей, а порой в пространство «теневой» экономики; отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда; до сих пор в обществе господствуют представления о том, что основным предназначением женщины является семья, недооценивается роль родительства, отцовства, влияние которого в семье не восстановлено до сих пор в нужном объеме; сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами; не-
оплачиваемый труд женщин по воспитанию детей пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, особенно в условиях демографического кризиса и убывающей численности населения [1].
В отличие от законопроекта предложенного Е.Ф. Лаховой в Стратегии процесс внедрения гендерного равенства в государственные органы был описан более реалистично. Предполагалось введения правила 70% для лиц одного пола, которое со временем снизилось бы до 50% [6]. Проблемы насилия над женщинами и девочками, торговли людьми, сексуальной объективации женщин и гендерной асимметрии в положении мужчин, подразумевающую под собой высокую смертность в трудоспособном возрасте, вредные для здоровья условия труда и т.д. были так же упомянуты в Гендерной Стратегии. Прописанные механизмы реализации поставленных задач были больше условными и абстрактными [5].
Действие указанного документа должно было длиться вплоть до создания его обновленной версии в 2015 году. Однако подобный документ так и не был выпущен, вместо него в 2017 году премьер-министром Российской Федерации Д.А. Медведевым была подписана «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» [8]. Стоит отметить, что термины «гендер» и «гендерное равенство» в Стратегии не упоминаются, вместо этого создатели нарочито написали в каждом пункте, где это необходимо «равенство между мужчиной и женщиной». Среди достижений за последнее десятилетие, упоминается повышение конкурентно способности женщин на рынке труда с помощью таких антидискриминационных мер, как запрет объявлений о вакансиях с уточнением, пола, возраста, семейного положения. При анализе Стратегии выявляются некоторые противоречивые моменты. Согласно одному из пунктов: «В целом в Российской Федерации отмечается высокая занятость женщин, проявляется их ориентация на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей». Однако, далее следует утверждение, делающих первое довольно спорным: «Женщины составляют около 46% безработных (в 2010 году - 45,3%)» [10]. Предполагает ли термин «высокая занятость» то, что чуть меньше половины женщин в стране являются безработными, создатели Стратегии не объясняют. Здесь стоит заметить, что гендерное неравенство присутствует так же в вопросе трудоустройства женщин. На данный момент в России существует 456 профессий допуск, к которым женщинам запрещен. Естествен-
но предположить, что этот список существует для защиты здоровья гражданок России, многие из этих профессий хорошо оплачиваются и в период экономического спада и безработицы его существование лишает женщин возможного заработка, а промышленные предприятия и другие организации - потенциальных работников [29]. В начале 2017 года представители Министерства труда сообщили о намерении частично пересмотреть список, из-за внедрения новых технологий в некоторые процессы производства, но само его существование останется неизменным, поскольку «рассматривать вопрос о том, может ли женщина сама решить, стоит ли ей работать в шахте, в министерстве пока не готовы» [9].
По каким-то причинам ограничение права на труд совершеннолетних, дееспособных граждан России исключительно по признаку пола не рассматривается правительством как проявление дискриминации, хотя устранение этого списка и активное вовлечение женщин в указанные в нем профессии могли бы стать немаловажной частью процесса борьбы с бедностью. Значительная часть женщин России живет в условиях нищеты или находится в пределах группы риска попадания в нее. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 год из численности малоимущего населения 30,2% составляли женщины в возрасте от 31 года, когда процент малоимущих мужчин находился на уровне 22,4%. В предоставленных данных категории детей и молодежи до 30 лет не имеют разделения по полу, хотя именно к этому возрастному отрезку относятся матери-одиночки, которые являются экономически и социально незащищенной группой [12].
Полностью «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» за исключением некоторых пунктов с представленной статистикой представляет собой расплывчатое описание существующей в стране ситуации и пожеланий о том, каким к 2022 году ее создатели видят будущее для женщин, и этим она во многом напоминает Гендер-ную Стратегию, реализация которой произошла только на бумаге.
Улучшение ситуации в вопросе гендерного равенства, как в России, так и по всему миру невозможно без увеличения числа женщин, вовлеченных в политику [30]. Политическая система в современном мире не может динамично и эффективно развиваться без достаточной репрезентативности разных слоев населения [23]. По результатам выборов в Государственную Думу 7-го созыва представительство женщин в нижней па-
лате законодательного собрания составляет 15,8% от общего числа депутатов. То есть практически вполовину меньше критического минимума, когда инициативная деятельность женщин-депутатов действительно может быть направлена на разрешение проблем женской части населения [18]. Ситуация в законодательных органах регионов не сильно отличается от показателей Государственной Думы: средний процент женщин в представительных органах на 2016 год составляет 12%. Наибольший показатель представительства женщин среди республик представляет Законодательное Собрание Республики Карелия, где процент женщин депутатов составляет абсолютный рекорд для республик РФ - 38,8% от общего числа депутатов. Однако, стоит заметить, что во всех законодательных органов с представительством женщин более чем в 20% численность депутатского корпуса не превышает 50 человек. Абсолютным «лидером» в этой статистике стала Чеченская Республика, где количество женщин среди депутатов равно нулю.
Разнообразие живущих в РФ этносов, с их особыми традициями и спецификой менталитета, а так же характер отношений центра и периферии, несомненно, влияют на проводимую государством политику в вопросе гендерного равенства, и на сформировавшееся, на этот счет, общественное мнение. Важным аспектом является усиление в регионах религиозного влияния и патриархальных традиций.
Современная политика России не включает в себя рассмотрение и разрешение гендерного вопроса, а наиболее консервативные представители политической элиты страны и вовсе считают данную тему не существенной для российских традиционных реалий. Более того, на повестке Государственной Думы то и дело появляются законопроекты, которые по своему содержанию в корне противоречат нормам гендерного равенства. Среди подобных инициатив наиболее сильный общественный резонанс вызвали несколько законопроектов, так ли иначе связанных с искусственным прерыванием беременности. Самой критичной из которых, было предложение о выводе абортов из системы ОМС, что само по себе является попыткой нарушения репродуктивных прав большей части населения Российской Федерации [4].
Другой закон, поставивший под удар сразу несколько социальных групп, был принят в начале 2017 года: законопроект о декриминализации побоев в семье. Подобная инициатива совершенно расходится с практикой
большинства стран мира по этому вопросу, с каждым годом всё больше государств ужесточают наказание именно за проявления домашнего насилия, что особенно имеет смысл, учитывая статистику насилия в семьях по отношению к супругам, детям и пожилым родителям в России и в мире.
В противовес большинству развитых стран мира Российская Федерация, начиная с середины 2000-х гг., игнорирует вопрос гендерного равенства. Предполагается, что п.3 ст.19 Гл.2 Конституции РФ полностью обеспечивает реализацию равных прав, свобод и обязанностей между обоих полов. Но практика других стран показывает, что без дополнительных мер и законодательных актов, указанное в Конституции равенство существует только де-юре. Осознание существования проблемы гендерного неравенства и необходимости ее решения не является модной либеральной тенденцией, а реальной потребностью законодательно обезопасить половину населения государства, подтолкнуть ее к более активному проявлению себя в экономике и политике, поскольку самым ценным ресурсом на планете продолжает оставаться человеческий ресурс. А ген-дерное неравенство есть не что иное, как бесполезная трата при значительном расходе этого ресурса. Курс, взятый российским правительством, направлен меньше на развитие способностей женщин, повышение их экономического статуса и профессионализма и больше на усиление традиционного отношения к положению в обществе, где женщина в первую очередь мать. А при необходимости в заработке, которая существует у большей части населения, проявляется советская концепция «двойной смены» для женщин. Естественно, в такой ситуации женщины оказываются, не просто меньше вовлечены в политику, но при этом возрастает уровень их индифферентности к ней даже в качестве избирателей [28]. А это проблема перерастает в ситуацию, когда их голоса остаются не услышанными, проблемы не решенными, интересы не агрегированными [21].
Таким образом, существование государственных Стратегий бесполезно без реальных мер, среди которых в качестве первых шагов могли бы быть: устранение списка запрещенных профессий для женщин, профилактика насилия в семье и увеличение тюремного срока за данное преступление, создание по всей стране кризисных центров для женщин, которые занимались бы помощью женщинам в группе риска, в том числе, и в устройстве на работу, привлечение девушек в молодежные организации, введение обязательного процента численности женщин в партийных
списках на выборах регионального и федерального уровня. Реализация названных мер позволит расширить поле для дальнейшего устойчивого поступательного политического развития нашего государства.
Литература
1. Гендерная стратегия Российской Федерации 2004 года. URL: http://womnet.ru/prava/2004/1/4.htm (дата обращения 17.05.2017).
2. Гришин О.Е. Устойчивость политической системы: понятие, подходы, регуляторы // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18121 (дата обращения 26.05.2017).
3. Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 17.05.2017).
4. Депутаты предложили вывести аборты из системы ОМС. URL: http://www.interfax.ru/russia/442414 (дата обращения 17.05.2017).
5. Кашина М.А. Гендерно ориентированная социальная политика // Управленческое консультирование. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genderno-orientirovannaya-sotsialnaya-politika (дата обращения 31.05.2017).
6. Кашина М.А. Гражданское общество, социальное государство и тендерное равенство в России // Управленческое консультирование. 2005. №2(18).
7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/cedaw.shtml (дата обращения 17.05.2017).
8. Медведев подписал национальную стратегию в интересах женщин // Интерфакс. 08.04.2017. URL: http://www.interfax.ru/russia/552731 (дата обращения 17.05.2017).
9. Минтруд обновит список запрещенных для женщин профессий. URL: https://pravo.ru/news/view/137691/ (дата обращения 17.05.2017).
10. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 20172022 годы. URL: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php (дата обращения 17.05.2017).
11. Проект Федерального Закона №284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в
Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ). URL:https://www.lawmix.ru/law_project/18284 (дата обращения 17.05.2017).
12. Распределение численности малоимущего населения по возрастно-половым группам. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения 17.05.2017).
13. Участие женщин в политике // Левада центр. 07.03.2014. URL:http://www.levada.ru/2014/03/07/uchastie-zhenshhin-v-politike/ (дата обращения 17.05.2017).
14. Федотовская Т.А. Современная социальная политика: гендерный подход // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. №25(342). С.6-24.
15. Шерстнёва Н.М. Апории критики равноправия женщин и мужчин (на примере мобилизации движения «Семья, любовь, Отечество» против закона о гендерном равенстве) // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. №1(21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aporii-kritiki-ravnopraviya-zhenschin-i-muzhchin-na-primere-mobilizatsii-dvizheniya-semya-lyubov-otechestvo-protiv-zakona-o-gendernom (дата обращения: 31.05.2017).
16. A brief history of CSW URL: http://www.unwomen.org/en/csw/brief-history (дата обращения 17.05.2017).
17. Ann Shola Orloff Gender and the Social Rights of Citizenship: The Comparative Analysis of Gender Relations and Welfare States. URL: http://www.jstor.org/stable/2095903 (дата обращения 17.05.2017).
18. Do women have equal rights with men in Russia? URL: http://humanrightshouse.org/Articles/7821.html (дата обращения 17.05.2017).
19. Evaluation of the Beijing Platform for Action +20 and the opportunities for achieving gender equality and the empowerment of women in the post 2015 development agenda. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ STUD/2015/519191/IP0L_STU(2015)519191_EN.pdf (дата обращения 17.05.2017).
20. Facts and figures: Leadership and political participation // UN Women URL:http://www.unwomen.org/en/what-we-do/leadership-and-political-participation/facts-and-figures (дата обращения 17.05.2017).
21. Gender equality and extension of women rights in Russia in the context of the UN millennium development goals. URL: http://www.undp.ru/Gender_MDG_eng.pdf (дата обращения 17.08.2017).
22. Historic overview on the World Conferences on Women. URL: https://www.un-ngls.org/index.php/un-ngls_news_archives/2009/2524-historic-overview-on-the-world-conferences-on-women (дата обращения 17.05.2017).
23. Kenworthy L., Malami M. Gender Inequality in Political Representation: A Worldwide Comparative Analysis. URL: http://www.jstor.org/stable/3005796 (дата обращения 17.05.2017).
24. The Beijing Platform for Action: inspiration then and now. URL: http://beijing20.unwomen.org/en/about (дата обращения 17.05.2017).
25. The glass ceiling // The Economist. 05.05.2009. URL: http://www.economist.com/node/13604240 (дата обращения 17.05.2017).
26. The United Nations Commission on the Status of Women: 60 years of works for equality, development and peace. URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/CSW60YRS/index.htm (дата обращения 17.05.2017).
27. Timeline: The UN at 70 - Gender Equality Milestones & Memorable Moments // UN Women. 29.09.2015. URL: http://www.unwomen.org/en/digital-library/multimedia/2015/9/timeline-un-at-70-gender-equality (дата обращения 17.05.2017).
28. Toril Aalberg, Anders Todal Jenssen. Gender stereotyping of political candidates an experimental study of political communication. URL: http://web.pdx.edu/~mev/pdf/Aalberg_Jenssen.pdf (дата обращения 17.05.2017).
29. Topical research digest: Human rights in Russia and the former Soviet Republics. Gender and human rights. URL: https://www.du.edu/korbel/hrhw/researchdigest/russia/gender.pdf (дата обращения 17.05.2017).
30. Yaroslava Kiryukhina: Gender gap still wide in Russian politics // Russia Beyond. 11.09.2013. URL: https://www.rbth.com/politics/2013/09/11/ gen-der_gap_still_wide_in_russian_politics_29719.html (дата обращения 17.05.2017).
References
1. Gendernaya strategiya Rossiiskoi Federatsii 2004 goda. URL: http://womnet.ru/prava/2004/1/4.htm (data obrashcheniya 17.05.2017).
2. Grishin O.E. Ustoichivost' politicheskoi sistemy: ponyatie, podkhody, regulyatory. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18121 (data obrashcheniya 26.05.2017).
3. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (data obrashcheniya 17.05.2017).
4. Deputaty predlozhili vyvesti aborty iz sistemy OMS. URL: http://www.interfax.ru/russia/442414 (data obrashcheniya 17.05.2017).
5. Kashina M.A. Genderno orientirovannaya sotsial'naya politika. Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genderno-orientirovannaya-sotsialnaya-politika (data obrashcheniya 31.05.2017).
6. Kashina M.A. Grazhdanskoe obshchestvo, sotsial'noe gosudarstvo i gendernoe ravenstvo v Rossii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2005. №2(18).
7. Konventsiya o likvidatsii vsekh form diskriminatsii v otnoshenii zhenshchin. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (data obrashcheniya 17.05.2017).
8. Medvedev podpisal natsional'nuyu strategiyu v interesakh zhenshchin. Interfaks. 08.04.2017. URL: http://www.interfax.ru/russia/552731 (data obrashcheniya 17.05.2017).
9. Mintrud obnovit spisok zapreshchennykh dlya zhenshchin professii. URL: https://pravo.ru/news/view/137691/ (data obrashcheniya 17.05.2017).
10. Natsional'naya strategiya deistvii v interesakh zhenshchin na 20172022 gody. URL: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php (data obrashcheniya 17.05.2017).
11. Proekt Federal'nogo Zakona №284965-3 «O gosudarstvennykh garan-tiyakh ravnykh prav i svobod i ravnykh vozmozhnostei muzhchin i zhenshchin v Rossiiskoi Federatsii» (red., vnesennaya v GD FS RF). URL:https://www.lawmix.ru/law_project/18284 (data obrashcheniya 17.05.2017).
12. Raspredelenie chislennosti maloimushchego naseleniya po vozrastno-polovym gruppam. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/poverty/# (data obrashcheniya 17.05.2017).
13. Uchastie zhenshchin v politike. Levada tsentr. 07.03.2014. URL:http://www.levada.ru/2014/03/07/uchastie-zhenshhin-v-politike/ (data obrashcheniya 17.05.2017).
14. Fedotovskaya T.A. Sovremennaya sotsial'naya politika: gendernyi podkhod. Analiticheskii vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF. 2007. №25(342). S.6-24.
15. Sherstneva N.M. Aporii kritiki ravnopraviya zhenshchin i muzhchin (na primere mobilizatsii dvizheniya «Sem'ya, lyubov', Otechestvo» protiv zakona o gendernom ravenstve). Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofiya. Sotsiolo-giya. Poli-tologiya. 2013. №1(21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aporii-kritiki-ravnopraviya-zhenschin-i-muzhchinna-primere-mobilizatsii-dvizheniya-semya-lyubov-otechestvo-protiv-zakona-o-gendernom (data obrashcheniya: 31.05.2017).
16. A brief history of CSW URL: http://www.unwomen.org/en/csw/brief-history (data obrashcheniya 17.05.2017).
17. Ann Shola Orloff Gender and the Social Rights of Citizenship: The Comparative Analysis of Gender Relations and Welfare States. URL: http://www.jstor.org/stable/2095903 (data obrashcheniya 17.05.2017).
18. Do women have equal rights with men in Russia? URL: http://humanrightshouse.org/Articles/7821.html (data obrashcheniya 17.05.2017).
19. Evaluation of the Beijing Platform for Action +20 and the opportunities for achieving gender equality and the empowerment of women in the post 2015 development agenda. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ STUD/2015/519191/IP0L_STU(2015)519191_EN.pdf (data obrashcheniya 17.05.2017).
20. Facts and figures: Leadership and political participation. UN Women URL:http://www.unwomen.org/en/what-we-do/leadership-and-political-participation/facts-and-figures (data obrashcheniya 17.05.2017).
21. Gender equality and extension of women rights in Russia in the context of the UN millennium development goals. URL: http://www.undp.ru/Gender_MDG_eng.pdf (data obrashcheniya 17.08.2017).
22. Historic overview on the World Conferences on Women. URL: https://www.un-ngls.org/index.php/un-ngls_news_archives/2009/2524-historic-
overview-on-the-world-conferences-on-women (data obrashcheniya
17.05.2017).
23. Kenworthy L., Malami M. Gender Inequality in Political Representation: A Worldwide Comparative Analysis. URL: http://www.jstor.org/stable/3005796 (data obrashcheniya 17.05.2017).
24. The Beijing Platform for Action: inspiration then and now. URL: http://beijing20.unwomen.org/en/about (data obrashcheniya 17.05.2017).
25. The glass ceiling. The Economist. 05.05.2009. URL: http://www.economist.com/node/13604240 (data obrashcheniya 17.05.2017).
26. The United Nations Commission on the Status of Women: 60 years of works for equality, development and peace. URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/CSW60YRS/index.htm (data obrashcheniya 17.05.2017).
27. Timeline: The UN at 70 - Gender Equality Milestones & Memorable Moments. UN Women. 29.09.2015. URL: http://www.unwomen.org/en/digital-library/multimedia/2015/9/timeline-un-at-70-gender-equality (data obrashcheniya 17.05.2017).
28. Toril Aalberg, Anders Todal Jenssen. Gender stereotyping of political candidates an experimental study of political communication. URL: http://web.pdx.edu/~mev/pdf/Aalberg_Jenssen.pdf (data obrashcheniya 17.05.2017).
29. Topical research digest: Human rights in Russia and the former Soviet Republics. Gender and human rights. URL: https://www.du.edu/korbel/hrhw/researchdigest/russia/gender.pdf (data obrashcheniya 17.05.2017).
30. Yaroslava Kiryukhina: Gender gap still wide in Russian politics. Russia Beyond. 11.09.2013. URL: https://www.rbth.com/politics/2013/09/11/gen-der_gap_still_wide_in_russian_politics_29719.html (data obrashcheniya 17.05.2017).