Научная статья на тему 'Правовые основы устройства в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Правовые основы устройства в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
988
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ПРАВА ДЕТЕЙ / ПРАВО РАСТИ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / РАБОТА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ УХОД / РЕИНТЕГРАЦИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Анна Евгеньевна

В статье рассматриваются правовые основы устройства в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основы закреплены в международных законодательных актах, подробный анализ которых проведен в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF THE ACCOMMODATION IN THE REPLACING FAMILIES OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

The article examines the legal framework of accommodation in the adoptive families of the orphans and children left without parental care. The legal framework is enshrined in international laws, detailed analysis of which is conducted in the article.

Текст научной работы на тему «Правовые основы устройства в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 371

АЕ. Соловьева ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА

В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы устройства в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основы закреплены в международных законодательных актах, подробный анализ которых проведен в статье. Ключевые слова: социальное сиротство, права детей, право расти и воспитываться в семье, поддержка семьи, работа с кровной семьей, альтернативный уход, реинтеграция ребенка в семью.

Anna Sohmeva LEGAL BASES OF THE ACCOMMODATION IN THE

REPLACING FAMILIES OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Annotation. The article examines the legal framework of accommodation in the adoptive families of the orphans and children left without parental care. The legal framework is enshrined in international laws, detailed analysis of which is conducted in the article.

Keywords: social orphanhood, rights of children, right to grow up and be educated in the family, family support, working with natural family, alternative care, reintegration of a child into the family.

Социально-экономические преобразования, экономический кризис конца XX - начала XXI в. привели к росту количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на содержании в специализированных учреждениях: детских домах, специализированных домах ребенка, детских домах-интернатах, школах-интернатах. Выросли показатели и по количеству социальных сирот в таких учреждениях. Однако социальное сиротство остается достаточно распространенным и в настоящее время.

Для борьбы с социальным сиротством в России Правительством РФ и органами социальной защиты населения проводится ряд мер, в том числе профилактика социального сиротства и создание соответствующей нормативной базы. Руководителям и специалистам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно знать нормативно-правовые основы (законодательные акты) устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: законы, указы президента РФ, постановления Правительства РФ и мероприятия по реализации этих законодательных актов, для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по профилактике социального сиротства, своевременному выявлению детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оказанию помощи семьям и устройству детей в замещающие семьи. Нормативной основой проблемы социального сиротства выступают законодательные акты Организации Объединенных наций, которые описывают важность семьи и пребывания ребенка в семье. Так, например, Всеобщая декларация прав человека провозглашает «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16). В продолжение этого постулата п. 2 ст. 25 говорит о том, что материнство и младенчество имеет право на особое попечение и помощь со стороны государства [2]. Декларации прав ребенка дополняет положения, закрепленные Всеобщей декларации прав человека. Принцип 6 гласит: «Ребенок должен жить в семье, окруженный заботой, любовью и вниманием со стороны своих родителей, и не должен разлучаться с матерью, если для этого нет специальных показаний. Обязанности осуществлять заботу о ребенке, оставшемся без семьи, возложены на государство» [3].

21 ноября 1989 г. одобрена Конвенция о правах ребенка, которая подтверждает, что ребенок

© Соловьева А.Е., 2014

не должен быть разлучен со своими родителями, за исключением случаев, когда разлучение необходимо в интересах ребенка и определяется законом (п. 1, ст. 9). Ребенку, разлученному с кровной семьей, можно поддерживать отношения с родителями, если это не противоречит интересам ребенка (п. 3, ст. 9). Воссоединение ребенка и родителей, живущих в другой стране, приветствуется государством, если личные интересы ребенка не пострадают (п. 1, ст. 10). Если родители проживают в разных государствах, ребенок имеет право поддерживать личные отношения и контакты с обоими родителями (п. 2, ст. 10). Согласно статье 18 родители, а в отдельных случаях - опекуны, несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка (п. 1). Государства, в свою очередь, оказывают родителям или опекунам всю необходимую помощь для воспитания и развития ребенка (п. 2). Государство предоставляет особую заботу и помощь ребенку, оставшемуся без семьи (п.1, ст. 20). Государства могут передать ребенка на воспитание, усыновление или помещение в специальное учреждение. При этом важно учитывать, чтобы ребенок находился в приближенных к семейным условиях: религиозных, культурных и этнических (п. 3, ст. 20). При усыновлении государства обязуются учитывать интересы ребенка: усыновление возможно для родителей, родственников или законных представителей в случае согласия на усыновление в своей стране, если же усыновление в своей стране невозможно, ребенок может быть передан в другую страну. Усыновление в другой стране рассматривается альтернативной формой ухода за ребенком (ст. 21) [4].

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30 сентября 1990 г.) одной из задач выдвигает обеспечение безопасного материнства всеми возможными средствами. «Основное внимание следует уделять сознательному планированию численности семьи и интервалов между деторождениями» (п. 14). Подписав Всеобщую декларацию, государства взяли на себя следующее обязательство: стараться облегчить тяжелое положение детей-сирот и детей-беспризорников (п. 20 (7)) [1]. Одновременно Организацией Объединенных Наций был разработан и утвержден План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Согласно этому документу ключевой целью всех национальных стратегий развития должно стать улучшение жизни детей (п. 3). Для достижения одной из основных задач в Плане зафиксированы конкретные меры по обеспечению выживания, защиты и развития детей. Для обеспечения безопасного материнства семейные пары должны иметь доступ к информации о важности ответственного планирования беременности (п. 17). Огромное внимание уделяется роли семьи: необходимо приложить все усилия для предотвращения отделения детей от семьи. В случае если ребенок разлучился с семьей, необходимо создать для него условия близкие к семейным в учреждении или семейные условия в рамках другой семьи (п. 19). В особом внимании нуждаются дети -сироты и дети - беспризорники (п. 22) [5].

В 2005 г. опубликованы еще два очень важных документа, провозглашающих основные ценности семьи. Первым документом является Рекомендация комитета министров совета Европы государствам-членам о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях. Основными принципами, обозначенными в Рекомендации, являются:

- семья - естественная среда для развития ребенка, и родители ответственны за воспитание и развитие ребенка;

- предупредительные меры по поддержке детей и семей должны оказываться максимально

долго;

- изъятие ребенка из семьи помещение его в специализированное учреждение является исключительной мерой и лишь в интересах ребенка;

- пребывание ребенка в учреждении не должно длиться дольше необходимого времени, с возможностью пересматривать необходимость пребывания ребенка в учреждении и возможность реинтеграции его в семью;

принятие решения о помещении ребенка в учреждение не должно быть связано с дискриминацией по разным признакам: пол, раса, язык, национальность, этнос, религии и пр.;

семья ребенка должна быть включена в процесс жизнедеятельности ребенка в специализированном учреждении, если такое участие не противоречит интересам ребенка;

если ребенка невозможно вернуть в кровную семью, необходимо предусмотреть другие формы устройства ребенка или продолжение пребывания его в учреждении с учетом желания, потребностей и нужд ребенка [6].

Рекомендация описывает особые права детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях. К таким правам относятся необходимость поиска альтернативных вариантов устройства ребенка с учетом его мнения; право поддерживать контакты с родной семьей и значимыми взрослыми и окружением; право братьям и сестрам оставаться вместе, поддерживать контакты. Рекомендация говорит о том, что биологическая семья - самая предпочтительная среда для развития и воспитания ребенка и государство должно предоставлять семье всю необходимую помощь и обеспечивать поддержку целостности семьи. Помещение ребенка в специализированное учреждение - это крайняя мера и должно соответствовать интересам ребенка. Кровные родители могут общаться с ребенком, поддерживать с ним контакты, участвовать в его жизни в учреждении, если это не причинит ребенку вреда и будет в интересах ребенка [6].

Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми были приняты 15 июня 2005 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Целью Руководящих указаний признаны поддержка усилий, направленных на обеспечение помощи семье, возвращение ребенка под опеку кровной семье, в случаях, если это невозможно, подбор подходящих способов устройства ребенка в семью, и обеспечение наиболее подходящих форм альтернативного ухода за ребенком, в период поиска оптимальных решений для устройства ребенка в семью (п. 2 (а,Ь)). Выделяют следующие принципы, прописанные в указаниях:

семья - основная ячейка общества и усилия государства должны быть направлены на оказание помощи и поддержки семье, возвращение ребенка под опеку кровной семьи или кровных родственников (п. 3);

- государство несет ответственность за обеспечение альтернативного ухода и гарантирует все права ребенка в случае, когда кровная семья не может обеспечить надлежащий уход за ребенком или передает его в специализированное учреждение (п. 5);

- для предотвращения отказа родителей от ребенка государства должны обеспечить меры по оказанию помощи семье в сложных ситуациях (инвалидность, наркомания, алкоголизм и пр.) и защиты особо уязвимых детей: дети - беспризорники, дети с ВИЧ или СПИДом, дети - жертвы жестокого обращения и др. (п. 8 (а, Ь));

- решения по альтернативному уходу должны приниматься исходя из принципа содержания ребенка в среде, знакомой для ребенка, с возможностью поддерживать контакты с семьей (п. 10);

- изъятие ребенка из семьи - крайняя мера, оно должно быть временным и непродолжительным по времени (п. 13);

- родные братья и сестры не должны разлучаться, кроме случаев, когда это сделано в интересах ребенка (п. 16) [7].

Согласно пункту 28 альтернативный уход имеет две формы: неформальный и формальный уход. Неформальный уход - форма ухода, при которой о ребенке заботятся родственники или друзья, без соответствующего решения уполномоченного органа. Формальный уход - форма ухода, которая предоставляется по решению уполномоченной организации, и все виды ухода, которые предоставляются в специализированном учреждении.

Альтернативный уход подразделяется:

- на попечение со стороны родственников;

- воспитание в приемной семье;

воспитание на базе семьи или семейного окружения;

- уход в специализированных учреждениях;

- контролируемые независимые формы проживания детей [7].

Для предотвращения потребности в альтернативном уходе государствам следует проводить политику, направленную на поддержку семьи. Меры социальной защиты включают услуги по укреплению семьи, включая курсы и занятия для родителей, вспомогательные социальные услуги, включая лечение от алкоголизма/наркомании, помощь и заботу о ребенке с инвалидностью, молодежную политику, включая подготовку молодежи к самостоятельной жизни и сознательному предварительному планированию семьи (п. 33) [7].

Решение об изъятии ребенка может принимать лишь компетентный орган после проведения всех необходимых оценок, консультаций и др. процедур. В случае обращения родителей или опекуна в организацию с целью отказа от ребенка, государству следует обеспечить семье поддержку и помощь, чтобы сохранить целостность семьи. Если ситуацию не удалось предотвратить и родственники не могут взять ребенка под опеку, учреждение начинает поиск вариантов устройства ребенка в замещающую семью (п. 43-46) [7]. Руководящие указания уделяют большое внимание реинтеграции ребенка в семью. Для реинтеграции ребенка ведется активная работа по подготовке семьи и ребенка к возможному возвращению в кровную семью. В целях реинтеграции семья должна общаться с ребенком, поддерживать постоянные контакты (п. 48-51) [7].

Международные законодательные акты подчеркивают важность воспитания и развития ребенка в кровной семье. При этом государствам следует обеспечить максимальную поддержку и помощь семьям, особенно семьям, в которых родители решили отказаться от ребенка. Если отказа не удалось избежать, и ребенка поместили в специализированное учреждение, важно продолжать работу с родителями и кровными родственниками по реинтеграции ребенка в семью, или, если такой вариант не возможен, нужно начинать поиск замещающей семьи.

Анализ международных законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что основными условиями устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются работа с кровной семьей, с целью восстановления ресурса семьи, возвращения ребенка в семью, реабилитации отношений между родителями и ребенком, оказание максимальной помощи семье и активное систематическое взаимодействие учреждения для детей-сирот с органами опеки и попечительства и другими организациями, способными помочь в устройстве детей в замещающие семьи.

Библиографический список

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml (дата обращения: 18.11.2014).

2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 18.11.2014).

3. Декларации прав ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 18.11.2014).

4. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 18.11.2014).

5. План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901902 (дата обращения: 18.11.2014).

6. Рекомендация комитета министров совета Европы государствам-членам о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b28/Chapter7%204.htm (дата обращения: 18.11.2014).

7. Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/O100000003 (дата обращения: 18.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.