УДК 316.77
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-155-161
КУЗИНА Ирина Геннадьевна Дальневосточный федеральный университет г. Владивосток, Россия
СТЕКОЛЬЩИКОВА Анастасия Александровна
Дальневосточный федеральный
университет
г. Владивосток, Россия
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ И ФОРМА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматривается приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, на примере Приморского края. Одним из ведущих направлений повышения роли приемной семьи в процессе адаптации детей является совершенствование российского законодательства. Результаты социологического исследования авторов выявили, что необходимо усиление правовой и иной помощи приемной семье для решения множества проблем, с которыми она сталкивается в ходе воспитания и социальной адаптации приемных детей.
Ключевые слова: приемная семья, социальная адаптация, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, защита прав ребенка
Irina G. KUZINA Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia
Anastasia A. STEKOLSHCHIKOVA Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia [email protected]
FOSTER FAMILY AS A FACTOR OF ADAPTATION AND A FORM OF ADOPTION OF ORPHANS AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE
In this article, foster family is studied as a factor of adaptation and a form of adoption of orphans and children deprived of parental care in Russia on the example of Primorsky region. One of the major destinations of increasing the role of foster family is to improve the legal base. The results of authors' sociological research detected that it is necessary to increase the legal and other assistance to foster family in order to solve many problems that it faces during bringing-up and social adaptation of adopted children.
Keywords: adoptive family, social adaptation, orphans and children left without parental care, protection of the rights of the child, adoption, family, custody, guardianship, education, duties
Реальностью современного мира является социальное сиротство, которое не в меньшей степени, чем в других странах, осложняет социальные отношения в России. Социальное сиротство выглядит чрезвычайно сложной практической и научной проблемой одновременно, поскольку для решения требует привлечения целого ряда наук, таких как психология, педагогика, социология, социальная философия, медицина, юриспруденция. Здесь требуется осмысление феномена сиротства как такового, анализ социальных истоков явления, формирование наиболее адекватной социальной политики государства в отношении сирот и устройства осиротевших детей, профилактики социального сиротства, а также решения вполне утилитарных, но не менее важных вопросов, связанных с финансовым обеспечением данной социальной политики.
Проблема социального сиротства также находится в области внимания законодательных и исполнительных органов власти, ввиду негативного воздействия на индивидов и все общество. В этой связи приемная семья выступает как способ наилучшего решения проблемы сиротства, как фактор наиболее успешной социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [1].
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает такие формы устройства для детей-сирот, как: опека, усыновление, приемная семья, семейный детский дом, государственные учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Первые четыре формы устройства сирот - это семейные формы, таким образом, очевидно, что им отдается приоритет перед государственными.
По мнению специалистов, замещающая (приемная) семья наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, таким образом, такая форма устройства сирот обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития ребенка и адаптации его в обществе [2]. Воспитание детей-сирот в приемной семье позволяет вырастить полноценную личность, подготовленную к выполнению различных социальных ролей. Ребенок получает опыт семейного воспитания, который, безусловно, оказывает влияние на формирование его личности. И чем дольше он живет в семье, тем больше впитывает в себя ее нормы, ценности и механизмы адаптации. Кроме того, замещающую (приемную) семью ученые рассматривают как форму не только адаптации, но и реабилитации детей, нуждающихся в государственной защите [3].
В Приморском крае, по статистическим данным 2016 года, имеется 11 651 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом 71,4% находятся на воспитании в семьях (в том числе в приемных семьях); 28,6% воспитываются в государственных учреждениях [4].
В Российской Федерации существует значительное количество организаций и фондов, которые направлены на содействие приемным семьям в жизнеустройстве и воспитании детей.
Во-первых, государственные организации, которые ранее назывались детскими домами, а теперь перепрофилированы в центры социальной помощи семье и детям, получив тем самым дополнительный функционал в виде помощи скорейшему устройству ребенка в новую семью или возвращению его к кровным родителям.
В Приморском крае функционирует 34 территориальных отдела опеки и попечительства. Специалисты этих отделов помогают решать необходимые вопросы жизнеустройства детей-сирот, вопросы оказания медицинских или социально-психологических услуг, помогают в решении юридических вопросов, а также социально-экономических проблем.
На 115 специалистов отделов возложена социальная ответственность по организации и проведению большого комплекса мероприятий, направленных на укрепление и поддержку института семьи.
Во-вторых, это благотворительные организации и фонды: Фонд «Созидание», «Территория детства», «Здесь и сейчас», «Помоги.Орг», Благотворительный фонд поддержки многодетных и малообеспеченных семей (виртуальный), «Надежное Детство», «Русская береза» и др. Большинство фондов ориентированы на оказание материальной помощи малоимущим, в том числе сиротам и приемным семьям; защита интересов семьи для таких фондов является приоритетной задачей.
В-третьих, это религиозные организации разных конфессий. По большей части религиозные благотворители оказывают семье помощь недорогой одеждой и продуктами.
В-четвертых, это родительские союзы и ассоциации взаимопомощи: «Форум приемных родителей», «В семью», «Родные люди», «baby», «Приемные родители» и др. Это общественные объединения, накопившие огромный практический опыт воспитания и адаптации приемных детей, которые, помимо прочего, являются площадками, где есть возможность поделиться практическим опытом по воспитанию приемных детей [5].
Деятельность указанных организаций регулируется законодательством РФ, которое также детально описывает формы и способы устройства детей в приемной семье. Все необходимые аспекты, связанные с пребыванием сироты в приемной семье, регулируются главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 № 829 «О приемной семье» [6].
Согласно статье 218 Налогового кодекса, приемные родители имеют право на получение стандартного налогового вычета. Кроме того, законодательно установлены размеры оплаты приемным родителям за труд по содержанию приемных детей, а также размер
выплат на непосредственно содержание. Размер данной суммы, однако, регулируется субъектами РФ, на основании региональных законов «Об оплате труда приемных родителей» [7].
Несмотря на серьезное внимание государства к правовым вопросам семейного устройства сирот, существуют факторы, негативно влияющие на развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Так, исследователи проблемы видят необходимость засчитывать в общий трудовой стаж деятельность по воспитанию приемных детей. Выдвигаются предложения законодательного закрепления деятельности по воспитанию приемных детей как профессиональной. Во-первых, это повысит престиж деятельности, во-вторых, даст возможность предоставить все положенные социальные гарантии в полной мере, как и в любой другой профессиональной деятельности, как-то: оплачиваемые отпуска очередные и по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет, оформление больничных листов, получение пенсии и т.д.
Далее следует отметить, что финансовые ресурсы региональных бюджетов, нацеленные на обеспечение психического и физического здоровья детей, находящихся в приемных семьях, сильно ограничены.
В ноябре 2017 - январе 2018 г. на базе ДВФУ авторами было проведено социологическое исследование, имевшее целью сбор мнений экспертов об основных аспектах жизнедеятельности приемных семей. Исследование проводилось на базе лаборатории социального проектирования и прогнозирования Школы гуманитарных наук [8]. Методом сбора первичной социологической информации выступил метод фокусированного интервью. Экспертами выступили родители из приемных семей.
Группа экспертов была сформирована в семи приемных семьях Приморского края. Критерием отбора экспертов была компетентность в вопросах воспитания детей в приемных семьях, которая, в свою очередь, основывалась на рекомендации, данной семьям в отделе опеки и попечительства администрации Приморского края, и включала в себя также такой параметр, как большой стаж у экспертов в деле воспитания приемных детей.
Стратификация осуществлялась на основе следующих критериев: пол, возраст, количество приемных детей. Из семи экспертов все - женщины. Распределение по возрастным группам и количеству детей в семьях следующее: первому эксперту, у которого 9 приемных и один кровный ребенок - 46 лет; второму эксперту (5 приемных и 3 кровных ребенка) - 48 лет; третьему эксперту (5 приемных и 2 кровных) - 54 года; четвертому эксперту (21 приемный ребенок, 3 кровных) - 59 лет; пятому эксперту (2 приемных и 1 кровный) - 49 лет; шестому эксперту (20 приемных, 2 биологических, 2 усыновленных ребенка) - 54 года; седьмому эксперту (1 приемный и один кровный ребенок) - 60 лет. Таким образом, все эксперты старше 45 лет; в приемных семьях разное количество кровных и приемных детей; количество приемных детей значительно преобладает над количеством родных детей.
Интервью проводилось с помощью опросника, который состоял из 28 открытых вопросов, касающихся жилищно-бытовой, семейной, учебной, медицинской, государственной, социально-психологической сфер адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эксперты, прежде всего, указывали на финансовые проблемы приемной семьи. Немало денег уходит на посещения больниц, оплату проезда к ним, на медицинские препараты, и выделяемых государством финансовых средств явно недостаточно. В особенности когда дети имеют много хронических заболеваний, а детишки, взятые из детского дома, практически не бывают здоровыми. Кроме того, нет практической возможности путешествовать, так как на это тоже не хватает финансовых средств. По сути, все средства идут только на основное содержание семьи - лекарства, питание, одежду, коммунальные услуги. Любое мероприятие сверх того, будь то путешествие, медицинские расходы или оплата спортивных, образовательных, творческих увлечений детей, становится
накладным для приемной семьи. Это затрудняет адаптацию детей в среде сверстников и их полноценное развитие.
Следующей насущной проблемой, отмеченной экспертами, выступает то, что в субъектах федерации отсутствует жилищный фонд, необходимый для предоставления жилплощади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на получение жилья. Такое право наступает по достижении ребенком 18 лет. Вследствие этого почти повсеместно не соблюдаются сроки предоставления жилого помещения, что влечет за собой множество серьезных проблем.
Проблема жилья для детей-сирот в регионе стоит достаточно остро. На начало 2017 г., по данным администрации Приморского края, примерно 6385 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, числятся на специализированном жилищном учете, и предположить, когда жилье будет предоставлено данной группе лиц, практически невозможно [9]. Таким образом, проблема жилищной и бытовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одна из наиболее острых проблем как для России в целом, так и для Приморского края в частности.
В краевой администрации существует документ, который определяет порядок и очередность получения жилья для данной категории детей. Он называется «Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, утвержденный распоряжением Администрации Приморского края 26 декабря 2016 года № 639-ра» [10]. Все ты - приемные родители помогают детям встать в сводный список на получение жилого помещения, при этом сталкиваются с трудностями: «справки из Бюро технической инвентаризации не хотят выдавать бесплатно», «много времени уходит на судебные иски к администрации, выигрыш по которым, однако, тоже не является гарантией получения жилья для сироты» и др.
В рамках указанной проблематики в проведенном нами исследовании получены следующие результаты.
Из семи приемных семьей только в одной двое детей встречаются с кровными родственниками. В остальных семьях приемные дети с кровными родственниками не встречаются. Чаще всего кровные родственники сами не ищут встречи с детьми и не связываются с органами опеки, так как ведут асоциальный образ жизни. Один из экспертов, имеющий девять приемных детей, отметил, что «родственники никогда не пытались связаться с нами или с опекой, чтобы встретиться с детьми». Не все приемные родители хотели бы, чтобы их приемные дети встречались с кровными родственниками, так как они считают, что это может нанести вред психике ребенка.
Все эксперты сходятся во мнении, что чем раньше забрать ребенка из-под опеки государства в семью, тем легче ему будет адаптироваться в обществе, поскольку ребенок приносит в общество тот образ жизни, который приобрел в асоциальной семье или в детском доме. Чем старше ребенок-сирота становится, тем больше гарантированных сложностей при его адаптации в приемной семье. По мнению большинства экспертов, существует определенная разница между воспитанием родных и приемных детей. В частности, с приемными детьми проводится больше личных бесед, «это и воспитательные беседы по разъяснению правил и порядков нашего дома и семьи, и просто беседы в целях установки доверительного контакта». Эксперты отметили, что дети из асоциальной семьи многого не знают. Порой это «самые элементарные вещи: как правильно надеть платье, как соблюдать гигиену и т.д.». Чтобы социально адаптировать приемного ребенка, необходимы воспитательные мероприятия, направленные на развитие не только бытовых, но и семейных ценностей. Эксперт, имеющий 20 приемных детей, двоих биологических, двоих усыновленных, отметил, что «...важно проводить регулярные курсы приемным родителям по вопросам педагогики и воспитания детей, а не только на стадии оформления документов на опеку». Все эксперты сходятся на том, что при принятии ребенка в се-
мью в первую очередь необходимо установление доверительно-личного отношения родителей с ребенком. Но поскольку дети уже находились в трудной жизненной ситуации, все они имеют психологические травмы разной степени. Поэтому, по словам экспертов, «часто чувствуется нехватка профессионального педагогического совета, как проще и правильней установить контакт с данным конкретным ребенком, как поступить в той или иной ситуации, когда ребенок показывает явно деструктивное поведение и т.д.».
Способы адаптации ребенка к приемной семье и воспитания семейных ценностей эксперты используют разные, и, как правило, это способы, которые они проецируют из семьи, в которой воспитывались сами. Эксперт, в семье которого пять приемных детей, рассказал, что у каждого приемного ребенка есть альбом, в котором находятся его фотографии, от начала жизни в семье. Большинство экспертов отметило: в их семьях принято совместное провождение праздников, показывающее ребенку, «что семья - это крепкий тыл, это безопасное место, где его всегда любят и ждут». В свободное время всей семьей они садятся в машину и куда-нибудь выезжают - «в театр, в парк, на каток, в бассейн, в лес, куда угодно - главное, вместе». Много внимания уделяется совместным делам. Дети совместно с родителями лепят манты, учатся стирать, ухаживать друг за другом и др.
Ребенок, который приобрел полноценную семью, преображается буквально на глазах, отмечают эксперты. Он становится более общительным, самостоятельным и активным. «Опаска и страх, с которыми дети из асоциальных семей приходят в приемную семью, постепенно проходят, дети изменяются и спустя какое-то время уже совершенно не отличаются от родных детей».
Все эксперты отмечают наличие у приемных детей определенных сложностей при школьном обучении. Связанно это как с педагогической запущенностью, так и с проблемами здоровья. Приемные дети имеют широкий спектр заболеваний, от раннего поражения центральной нервной системы до психических отклонений, поэтому таким детям намного сложнее усваивать программу, которая предлагается в школах. Часто возникает вопрос о необходимости индивидуального обучения, но процедура оформления детей на подобную форму обучения чрезмерно сложна. Кроме того, в связи с нехваткой педагогических кадров нужного профиля, специалистов в области инклюзивного образования, большинство школ часто не в состоянии предоставить необходимые образовательные услуги. Эксперты говорят о том, что необходима какая-то дополнительная структура, и, может быть, даже не системе образования, а в органах по опеке и попечительству, которая могла бы предоставлять подобные образовательные услуги приемным семьям.
Помимо образовательных, одной из основных проблем является врачебное наблюдение приемных детей с ограниченными возможностями или хроническими заболеваниями. Здесь никаких льгот для приемных детей не существует. Эксперт, имеющий два приемных ребенка и одного кровного, отмечает, что «нет отдельных льгот для приемных семей на посещение узких специалистов. В результате нам приходится отстаивать в огромной очереди за талонами, которых может и не хватить». Мать, имеющая 21 приемного ребёнка, говорит, что, «проходя ежегодный медицинский осмотр приемных детей, который является обязательным для детей в приемных семьях, ...приходится часами бегать по кабинетам и стоять в очередях. На прохождение медицинского осмотра отводится один день, и пройти медосмотр за этот день невозможно». Эксперт делает вывод: «Это все просто для "галочки", иначе непонятно, чем объяснить такие короткие сроки, выделенные под медосмотр».
В связи с вышесказанным все эксперты настойчиво отмечают, что с приемными детьми из замещающих семей должны тесно работать такие специалисты, как психолог, дефектолог, логопед, невролог.
Таким образом, на основании анализа мнений экспертов приемную семью можно считать одной из оптимальных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок в замещающей семье получает необходимый опыт семейного воспитания, такая семья помогает детям-сиротам адаптироваться в современном обществе, что укрепляет сам институт семьи.
Однако приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых, это финансовые проблемы. В особенности остро ощущается проблема нехватки финансовых средств в семьях, где приемные дети имеют хронические заболевания. Во-вторых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади детям, имеющим право на получение жилья, в результате чего не соблюдаются сроки предоставления жилого помещения. В-третьих, отсутствует должное врачебное наблюдение для приемных детей с ограниченными возможностями или хроническими заболеваниями. Помимо финансовых, жилищно-бытовых, медицинских проблем, существуют проблемы социально-психологические и педагогические, в решении которых приемная семья также нуждается.
Одной из рекомендаций экспертов, на которую указали почти все, было предложение вернуть льготы при поступлении в средние и высшие учебные заведения детям из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование также показало, что существует необходимость увеличить финансирование для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, находящихся в приемных семьях. Трудовое законодательство, на наш взгляд, тоже нуждается в определенных новациях в области оформления труда родителей из приемных семей. Их труд должен быть оформлен официальным образом, со всеми положенными при трудоустройстве льготами и гарантиями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d97e3158b12d1907c420a43e1ce22 9d24956b2b9/ (дата обращения: 15.02.2018).
2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aab ef165d65ec6/ (дата обращения: 20.03.2018).
3. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. - Уфа, 2012.
4. PrimaMedia. Число детей, оставшихся без попечения родителей, сокращается в Приморье. Анна Личковаха [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/481967/ (дата обращения: 13.01.2018).
5. Где, как и у кого могут получить помощь приемные родители [Электронный ресурс]. URL: https:/ / changeonelife.ru/guides/gde-kak-i-u-kogo-mogut-poluchit-pomoshh-priemnyie-roditeli/ (дата обращения 13.02.2018).
6. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829
(ред. от18.08.2008) «О приемной семье» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2018).
7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c100f38376d82fcc23ff72192989c3 82d6e3a646/ (дата обращения: 03.04.2018).
8. Кузина И.Г., Стекольщикова А.А. Социальная адаптация выпускников центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 11. - С. 21 [Электронный ресурс]. URL: https://e.mail.ru/attachment/15124706440000000509/0;1 (дата обращения: 03.04.2018).
9. Там же.
10. Администрация Приморского края и органы исполнительной власти Приморского края [Электронный ресурс]. URL:
http://www.primorsky.ru/ authorities/executiveagencies/departments/education/obespechenie -zhilymi-pomeshcheniyami-detey-sirot/ (дата обращения: 25.03.2018).
11. Nizamieva O.N. Some Theoretical Problems of Foster Home Legal Institute.
REFERENCES
1. Family code of the Russian Federation from 29.12.1995 N 223-FZ (as amended on 29.12.2017) Available at: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d97e3158b12d1907c420a43e1ce22 9d24956b2b9/ (accessed: 15.02.2018).
2. Federal law of 21.12.1996 N 159-FZ (ed.from 07.03.2018) "on additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care" Available at: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aab ef165d65ec6/ (accessed: 20.03.2018).
3. Gaisina G. I. Family arrangement of orphans and children left without care of children: Russian and foreign experience. Ufa, 2012.
4. PrimaMedia. The number of children left without parental care is decreasing in Primorye. Anna Lickova Available at: URL: http://primamedia.ru/news/481967/ (date of publication: 13.01.2018).
5. Where, how and from whom foster parents can get help Available at: URL: https://changeonelife.ru/guides/gde-kak-i-u-kogo-mogut-poluchit-pomoshh-priemnyie-roditeli/ (accessed 13.02.2018).
6. The decree of the RF Government dated 17.07.1996 N 829 (ed ot18.08.2008) "foster care" Available at: URL: www.consultant.ru (date accessed: 15.02.2018).
7. "The tax code of the Russian Federation (part two)" of 05.08.2000 N 117-FZ (ed.of 07.03.2018) (from izm. and DOP., entry. in force with 01.04.2018). Available at: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c100f38376d82fcc23ff72192989c3 82d6e3a646/ (accessed: 03.04.2018).
8. 8. Kuzina I. G., Stekolschikova A. A. social adaptation of graduates of the centers of assistance to the family structure of orphans and children left without parental care. General: sociology, psychology, pedagogy. 2017. No. 11. P. 21. Available at: URL: https://e.mail.ru/attachment/15124706440000000509/0;1 (accessed: 03.04.2018).
9. There.
10. Administration of Primorsky Krai and Executive authorities of Primorsky Krai
11. Nizamieva O.N. Some Theoretical Problems of Foster Home Legal Institute.
Информация об авторах:
Кузина Ирина Геннадьевна, кандидат исторических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
Стекольщикова Анастасия Александровна, аспирант, департамент социальных и психологических наук, Дальневосточный федеральный университет,
г. Владивосток, Россия [email protected]
Получена: 01.05.2018
Для цитирования: Кузина И.Г., Стекольщикова А.А. Приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 3-1 . с.155-161.
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-155-161.
Information about the authors:
Irina G. Kuzina, Candidate of Historical Sciences, Professor, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
Anastasia A. Stekolshchikova, Postgraduate Student, Social and Psychology Sciences Department, Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia [email protected]
Received: 01.05.2018
For citation: Kuzina I.G., Stekolshchikova A.A. Foster family as a factor of adaptation and a form of adoption of orphans and children deprived of parental care Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.3-1. Pp. 155-161.
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-155-161. (in Russ)