СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: РАСПОСТРАНЕННОСТЬ, ПРИЧИНЫ,
_ и _ ____и ______и _
СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДОМАХ РЕБЕНКА
В.М. Алексеева, Н.В. Алламярова1
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Анализируется распространенность социального сиротства среди детей раннего возраста, причины поступления детей в специализированые дома ребенка за 2008—2012 гг., проводится анализ динамики различных форм устройства детей в семью и изучаются факторы, являющиеся определяющими для кандидатов в замещающие родители при принятии решений о приеме конкретного ребенка в семью.
Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, специализированный дом ребенка, приемные семьи, опека, усыновление, кандидаты в замещающие семьи
Значимой составляющей политики в сфере сиротства является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это направление деятельности ориентировано в первую очередь на семейное устройство детей-сирот и деинституционализацию всей существующей системы. Первым из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. является реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, что в отношении детей-сирот предполагает проведение политики, направленной на устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье граждан [1]. Сложившая к настоящему времени в Московской области система жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентирована на их семейное устройство.
1 Алламярова Наталья Валерьевна — ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения; 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; тел.: (499) 248-72-88; e-mail: [email protected].
Цель исследования: анализ распространенности социального сиротства, динамика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитывающихся в условиях специализированных домов ребенка Московской области (2008—2012 гг.), и выявление факторов, оказывающих влияние на кандидатов в замещающие родители о приеме конкретного ребенка в семью.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведен анализ отчетно-статистических форм № 103-РИК Министерства образования Московской области, годовые отчеты главных врачей специализированных домов ребенка Московской области (ф. № 41) за 2008—3012 гг. Проведено анонимное анкетирование кандидатов в замещающие родители (204 чел).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
По состоянию на 01.01.2013 г. в сиротских учреждениях Московской области проживало
4371 ребенок, сведения о которых содержатся в региональном банке данных о детях.
Ежегодно в Московской области выявляется более 3 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них более 1,5 тыс. детей в возрасте до 7 лет. Более 60% детей устраивается на воспитание в семьи усыновителей, приемные семьи, под опеку (попечительство). Остальные же дети продолжают находиться в образовательных, воспитательных, лечебных и других учреждениях. Более половины детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (52,4%), не устроенных на семейные формы воспитания, проживают в учреждениях системы образования, 17,8% — в учреждениях системы здравоохранения и 29,8% детей — в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения.
При анализе контингента детей, поступающих в дома ребенка Московской области за последние пять лет (2008—2012 гг.), отмечается ежегодный рост числа выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но наблюдается уменьшение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2008 по 2012 гг. в Московской области показатель общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 100 000 детского населения в возрасте 0—4 года уменьшился в 1,3 раза (с 313,6 до 233,9%), а число детей, выявленных в течение года, за анализируемый период увеличилось в 1,4 раза (с 102,8% в 2008 г. до 147,2% в 2012 г.).
Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена, с одной стороны, реализацией политики поддержки семей с детьми и профилактики социального сиротства. Начали активно развиваться альтернативные формы семейного устройства детей, появилась система стимулирования граждан принять в семью ребенка, развивается инфраструктура поддержки замещающих семей. С другой стороны, увеличение числа детей, устроенных в дом ребенка в течение года, обусловлено работой органов опеки и попечительства по выявлению детей, проживающих в семьях социального риска, с последующим изъятием ребенка из социально-неблагополучной семьи и устройством под государственную опеку.
При построении оптимального прогноза на 2012—2015 гг. по распространенности социального сиротства среди детей в возрасте 0—4 года в
Московской области с использованием модели стационарного временного ряда были получены результаты, свидетельствующие о наличии устойчивой тенденции к снижению распространенности сиротства и равномерном увеличении числа детей, выявляемых в течение года.
Анализ юридического статуса детей, воспитывающихся в домах ребенка Московской области за анализируемый пятилетний период (2008—2012 гг.) свидетельствует об увеличении (в 1,5 раз) категории детей, чьи родители лишены родительских прав. Так, в 2008 г. было зарегистрировано 167,6 случая на 1000 детей, в 2012 г. — 251,4 случая.
Произошло также увеличение числа детей, чьи родители ограничены в родительских правах в 2,4 раза. Если в 2008 г. этот показатель не превышал 99,1 случая на 1000 детей, то в 2012 г. составил 242,7 случая. В настоящее время одной из задач комплексной системы профилактики социального сиротства в Московской области является ее переориентация в сторону более мягкой меры — ограничения родителей в их правах. Применение этой санкции к семьям, находящимся в кризисных ситуациях, позволяет не отрывать ребенка полностью и безвозвратно от его кровной семьи, предоставляет возможность специалистам социальных служб и органов опеки и попечительства провести оперативную работу по выводу семьи из кризиса и дает шанс на относительно быстрое восстановление родительских прав. Сложившуюся ситуацию можно расценивать как позитивную тенденцию — сокращение распространенности практики лишения родителей родительских прав, применение ограничения родительских прав как временной, предупредительной меры для обеспечения наилучших интересов детей.
Важной особенностью ситуации в домах ребенка Московской области является высокая численность категории детей, чьи родители оформили юридический отказ от воспитания своего ребенка, каждый третий воспитанник специализированного дома ребенка — это ребенок, чьи родители отказались от дальнейшего его воспитания (рис. 1).
За анализируемый период отмечается снижение числа детей, помещенных в государственное учреждение временно (с 188,6 в 2008 г. до 50,7 в 2012 г.) и числа истинных (биологических) си-
Рис. 1. Динамика юридического статуса детей, воспитывающихся в домах ребенка Московской области за 2008—2012 гг. (на 1000 детей в возрасте 0—4 лет)
400 350 300 250 200 150 100 50 0
2008
2009
2010
2011
2012
. | Дети от родителей, ограниченных в родительских правах
9,1
140,7
152,7
180,8
242,7
|. Отказные дети
343,3
358,5
337,6
338,4
: I Дети, помещенные временно
188,6
124,2
118,2
97,0
50,7
Дети от родителей, лишенных родительских прав
167,6
239,4
235,0
248,7
251,4
Дети-сироты
73,8
53,6
53,6
52,1
43,8
I. Подкинутые дети
81,2
82,0
83,8
73,0
рот, то есть детей, чьи родители умерли (81,2 случая в 2008 г. против 43,8 случаев в 2012 г.).
Изменился и возрастной состав воспитанников домов ребенка за счет увеличения в 1,5 раза числа детей первого года жизни (с 39,8 до 48,4%) и увеличения числа детей 1 —2 года жизни, соответственно с 26,6 до 40,2%. (рис. 2).
За анализируемый пятилетний период (2008—2012 гг.) отмечается преобладание семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет увеличения числа семей, взявших детей под опеку, если в 2008 г. этот показатель не превышал 9,8%, то в 2012 г. число детей, переданных под опеку, увеличилось в 2,4 раза и составило 23,6% (рис. 3).
Для этой формы семейного устройства характерно то, что у 80,0% детей опекунами становятся люди, не являющиеся данному ребенку родственником, а в 20,0% случаях — родственники ребенка. Оставаясь жить у родственников, ребенок испытывает меньше психологических, эмоциональных и поведенческих проблем, поскольку ему в большей степени удается сохранить связи с семьей и местом жительства. Новой формой семейного воспитания детей-сирот, введенной Семейным кодексом РФ, является приемная семья. Материальное стимулирование от государства,
безусловно, способствует увеличению численности семей, желающих принять на воспитание ребенка, лишенного опеки родных родителей. Государственное материальное стимулирование замещающих родителей привело к резкому увеличению в 2012 г. численности опекаемых детей, которая выросла по сравнению с 2008 г. более чем в 2 раза.
На фоне увеличения числа детей, переданных под опеку и в приемные семьи, отмечается уменьшение числа детей, отданных на усыновление, если в 2008 г. каждый второй воспитанник (58,8%), выбывший из учреждения был усынов-
У 0—12 мес .J 1—2 года Я 3—4 лет
Рис. 2. Возрастная структура воспитанников домов ребенка Московской области за 2008— 2012 гг., %
60 50 40 30 20 10 0
возврат в биологическую семью " усыновление | в приемную семью | в учреждения органов образования
в учреждения соц. защиты I опека
Рис. 3. Динамика различных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в специализированных домах ребенка Московской области,%
лен (удочерен), то в 2012 г. только каждый третий (33,4%). На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами: усыновление «истинного сироты» или социального сироты требует определенных временных затрат, сбор большого пакета документов, так как факт усыновления устанавливается судом, для данной формы семейного устройства ребенка предъявляют более жесткие требования к кандидатам в усыновители, чем при других формах семейного устройства. Вызывает особую озабоченность тот факт, что на протяжении многих лет не решается вопрос о семейных формах устройства детей-инвалидов из числа воспитанников специализированных домов. Дети с болезнью Дауна, ДЦП, имеющие тяжелые пороки развития, психические заболевания, не усыновляются гражданами нашей страны, что предопределяет их дальнейший жизненный маршрут в учреждения социальной защиты. Как правило эти дети несвоевременно переводятся в учреждения Минсоцзащиты по причине отсутствия мест в детских домах-интернатах. Как показали результаты исследования, 65,5% детей-инвалидов из числа воспитанников домов ребенка старше 4 лет находятся в доме ребенка по причине нехватки мест в учреждениях социальной защиты населения. Российские граждане предпочитают принимать в семью детей как можно более раннего возраста. На долю детей в возрасте до 3 лет приходится большинство российских усыновлений (так, в 2012 г. доля малолетних детей составляет 80% всех усыновлений и
из них более 70% —дети в возрасте до 1 года), в то время как детей старше 5 лет усыновило только 16,8% семей.
В рамках настоящего исследования были выявлены факторы, являющиеся определяющими для кандидатов при принятии решения о приеме конкретного ребенка в семью (в порядке ранжирования): здоровье, возраст, пол, внешность, индивидуальные особенности, первый контакт с ребенком, этнический статус ребенка, религиозные убеждения (конфессиональная принадлежность).
Установлены следующие основные причины, по которым кандидаты чаще всего отказываются от конкретного ребенка: наличие инвалидности у ребенка (98,5%); наличие заболеваний у родителей (алкоголизм, наркомания, психические расстройства) (74,6%); наличие братьев и сестер (64,5%); этнический статус (ребенок не славянской внешности) (54,3%); возраст ребенка старше 3 лет (35,5%); понравился другой ребенок (19,1%); пол (18,5%); отказались без объяснения (14,5%); не нравятся имя и фамилия ребенка (7,4%).
Жалобы кандидатов в замещающие родители: длительное время ожидания ребенка (65,5%); отсутствие желаемых детей и несоответствие уровня детей ожиданиям кандидатов (54,5%); количество необходимых документов, часто дополнительных (45,5%); длительность в оформлении и небольшой срок действия справок и сопроводительных медицинских документов (32,2%); необходимость посещать школу приемных родителей (28,7%); отсутствие специалиста органов опеки и попечительства (в отпуске) и приостановка всех дел (21,4%). Следует отметить, что полностью отсутствуют жалобы на несвоевременность выплаты денежных средств.
Таким образом, на современном этапе развития семейных форм устройства стоят задачи поиска новых технологий работы с кандидатами и создания дифференцированной целевой системы поддержки детей. Для этого необходимы координация межведомственного взаимодействия, разработка инновационных подходов к организации последующей помощи замещающим родителям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 23.08.2013).