Научная статья на тему 'Организация современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на базе дома ребенка'

Организация современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на базе дома ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
491
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ РЕБЕНКА / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО / ШКОЛА БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / КАНДИДАТЫ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ / CHILDREN'S HOME / THE FAMILY ADOPTION / THE SCHOOL FOR THE PROSPECTIVE FOSTER PARENTS / CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE / THE CANDIDATES FOR ADOPTIVE PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Устинова Наталия Вячеславовна, Музякова Людмила Платоновна, Сапожникова Татьяна Николаевна

Представлены актуальные документы и методы организации на базе дома ребенка современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Проведен анализ ресурсов консультативной службы, позволяющих обеспечить надлежащую подготовку для кандидатов в замещающие родители. На основании данных анкетирования 426 кандидатов в замещающие родители разработаны и внедрены современные формы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Организована «Школа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». Разработана программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, включающая занятия с кандидатами в родители, направленные на формирование у них информированности об особенностях принятия ребенка в семью и формирование ответственной родительской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Устинова Наталия Вячеславовна, Музякова Людмила Платоновна, Сапожникова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are presented relevant documents and methods of organization of modern forms of workfor promotion of adoption of children without parental care, on the base of orphanage. There have been analyzed legislative and normative legal acts regulating an family adoption of the child left without parental care. There was performed an analysis of resources of Advisory Service, allowing to provide adequate training for candidates for adoptive parents. On the basis of data of a questionnaire survey 426 candidates for adoptive parents modern forms of family adoption of children left without parental care were developed and implemented to encourage. There was organized a “Training school for persons who wish to adopt the child left without parental care in their own family”. There was developed a program for training those who wish to adopt of a child left without parental care in his own family, including sessions with the candidates for parents, aimed at the shaping of their awareness of the features of the adoption of the child in the family and the formation of responsible parents’ attitude.

Текст научной работы на тему «Организация современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на базе дома ребенка»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.2:364.65-058.862

Устинова Н.В.1, Музякова Л.П.2, Сапожникова Т.Н.3

организация современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей,

на базе дома ребенка

'ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1; 2ГКУ «Специализированный дом ребенка № 19 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» Департамента социальной защиты населения г Москвы; 3ГБОУ Учебно-методический центр «Детство» по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков Департамента социальной защиты населения г. Москвы

Представлены актуальные документы и методы организации на базе дома ребенка современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Проведен анализ ресурсов консультативной службы, позволяющих обеспечить надлежащую подготовку для кандидатов в замещающие родители. На основании данных анкетирования 426 кандидатов в замещающие родители разработаны и внедрены современные формы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Организована «Школа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». Разработана программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, включающая занятия с кандидатами в родители, направленные на формирование у них информированности об особенностях принятия ребенка в семью и формирование ответственной родительской позиции.

Ключевые слова: дом ребенка; семейное устройство; школа будущих родителей; дети без попечения родителей; кандидаты в замещающие родители.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18(6): 28-32.

Ustinova N. V.1, Muzyakova L.P.2, Sapozhnikova T.N.3

ORGANIZATION OF MODERN FORMS OF PROMOTION OF ADOPTION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE ON THE BASE OF ORPHANAGE

1 Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

2Specialized children's Home № 19 specialized for children with organic lesions of the Central nervous system and mental disorders, 29, bld. 12, Otkrytoe Sh., Moscow, Russian Federation, 107143

'Training Center "Detstvo" on trusteeship, guardianship, social and educational rehabilitation of children and adolescents, 48, Shabolovka str., Moscow, Russian Federation, 115419

There are presented relevant documents and methods of organization of modern forms of workfor promotion of adoption of children without parental care, on the base of orphanage. There have been analyzed legislative and normative legal acts regulating an family adoption of the child left without parental care. There was performed an analysis of resources of Advisory Service, allowing to provide adequate training for candidates for adoptive parents. On the basis of data of a questionnaire survey 426 candidates for adoptive parents modern forms of family adoption of children left without parental care were developed and implemented to encourage. There was organized a "Training school for persons who wish to adopt the child left without parental care in their own family". There was developed a program for training those who wish to adopt of a child left without parental care in his own family, including sessions with the candidates for parents, aimed at the shaping of their awareness of the features of the adoption of the child in the family and the formation of responsible parents' attitude.

Key words: children's Home; the family adoption; the school for the prospective foster parents; children without parental care; the candidates for adoptive parents.

For citation: Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2015; 18(6): 28-32. (In Russ.)

For correspondence: UstinovaN.V., e-mail: ust-doctor@mail.ru

Received 28.09.15

В

соответствии с указами Президента Российской Федерации (от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») основ-

Для корреспонденции: Устинова Наталия Вячеславовна, канд. мед. наук, зав. лаб. социальной педиатрии ФГБНУ НЦЗД, e-mail: ust-doctor@mail.ru

ным ориентиром государственной политики в сфере защиты детства является формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В последние несколько лет проводится большая работа по профилактике социального сиротства [1-4].

Правительством Москвы также предпринимаются значительные усилия в этом направлении. Принята концепция модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определяющая

Устинова Н.В., Музякова Л.П., Сапожникова Т.Н.

первоочередные меры, направленные на сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми, а также существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, профилактика вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью [5].

Однако имеющиеся формы этой работы обсуждаются все еще недостаточно [6]. В связи с этим нами представлен опыт организации современных форм работы по стимулированию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на базе дома ребенка.

Материалы и методы

Проанализированы 426 анкет кандидатов в замещающие родители. Анкетирование проводилось в 2 этапа: 1) при поступлении в школу приемных родителей ГБОУ УМЦ «Детство»; 2) при окончании курса обучения.

Статистическая обработка полученных данных была выполнена с использованием программы SPSS v. 17.0 (SPSS Inc., США). Оценку статистической значимости различий осуществляли с помощью i-критерия Стьюдента. Различия считали значимыми при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ законодательных, нормативных и правовых актов позволил составить кодекс документов, регламентирующих деятельность по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Москве:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623 «Об

утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»;

Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;

Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа»;

постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;

постановление Правительства города Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве»;

приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 6 мая 2013 г. № 296 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Затем были оценены существующие ресурсы и опыт ГКУ «Специализированного дома ребенка (СДР) № 19», позволяющие развивать формы работы по стимулированию семейного устройства детей. Установлено, что с 2008 г. в учреждении функционирует консультативная служба для кандидатов в замещающие родители и граждан, принявших в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Служба включает врачей (педиатр, невролог), педагогов (учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог), специалиста по социальной работе, юрисконсульта. Проводится работа с кандидатами в замещающие родители по созданию оптимальных условий для гармоничного развития ребенка в семье. Врачи (педиатр, невролог) консультируют будущих родителей по вопросам правильной организации режима дня, питания, физического развития, особенностей заболевания и др. Осуществляется поддержка родителей, принявших детей в семью, обеспечивается их медицинское, психолого-педагогическое, правовое и социальное сопровождение. Накоплен опыт работы по следующим направлениям: защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей и временно помещенных в учреждение в соответствии с законодательством РФ; сопровождение семей, принявших детей на воспитание; служба социального патроната.

Таким образом, ГКУ СДР № 19 располагает квалифицированными кадрами с большим опытом работы, прошедшими обучение на специальных курсах в ГБОУ УМЦ «Детство» ДСЗН г. Москвы. Кро-

60-1 5040 3020100

54,2 54,2

39,2 ,39.7

32,2

33,3

29,6

2^,24,6

28,9

22,3

Невозможность иметь собственных детей

Реализовать родительский потенциал

У всех есть дети, мы тоже хотим

Чтобы кровный ребенок не вырос в одиночестве

Собственные дети выросли, дом опустел без детей

Жалость к сиротам

Желание помочь

хотя бы одному ребенку

] Стартовое анкетирование

] Итоговое анкетирование

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Какие Ваши основные мотивации принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», в % от числа опрошенных (и = 426). Здесь и на рис. 3 ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма больше 100%.

ме того, имеются достаточные информационные и телекоммуникационные ресурсы: выделенная линия для телефона и Интернета; тесное сотрудничество со СМИ; Интернет-сайт учреждения (www.dr19.u) с возможностью обращения для записи на курсы и извещений через Интернет. Для проведения занятий как с кандидатами в замещающие родители, так и с теми, кто уже принял ребенка в семью, выделены помещения с необходимым оснащением.

С целью максимального обеспечения потребностей кандидатов в замещающие родители, выявления их позиции по отношению к принятию ребенка в свою семью, а также последующей коррекции возможных заблуждений было проведено анкетирование слушателей Школы приемных родителей ГБОУ УМЦ «Детство» (426 человек). При этом были выявлены основные причины, побуждающие стать замещающими родителями (рис. 1). Показано, что мотивации слушателей не претерпели значительных изменений после курса в школе приемных родителей, однако возросло количество тех, кто готов принять ребенка в семью из-за жалости к сиротам и желания помочь хотя бы одному ребенку. Вероятно, это произошло благодаря возможностям общения с детьми учреждения в процессе занятий в этой школе.

Существенные изменения мнений слушателей

60-1 5040 302010-

54,9

20

24,6

12

23,5

8,5

Усыновление Опека 1 Стартовое анкетирование

Приемная Еще

семья не выбрап(а)

1 Итоговое анкетирование

Рис. 2. Предпочтительные формы принятия ребенка на воспитание в семью (в %).

произошли в отношении выбора формы принятия ребенка на воспитание в семью (рис. 2).

Так, значительно возросло количество желающих усыновить ребенка (с 41,5 до 54,9%; р < 0,05).

Важным направлением деятельности школы приемных родителей явилось выявление страхов и опасений кандидатов в замещающие родители (рис. 3). Как показано, значительное беспокойство слушателей вызывали состояние здоровья приемного ребенка, а также его наследственность. Большие опасения были связаны с появлением проблем с биологическими родителями и отношениями между детьми в новой для ребенка семье. Кроме этого, будущих родителей беспокоили такие вопросы, как воспитание приемного ребенка и его адаптация, возможные материальные трудности и др. В рамках занятий в школе приемных родителей слушателям была предоставлена вся необходимая информация. Это способствовало тому, что у кандидатов в замещающие родители значительно уменьшились переживания и страхи, связанные со следующими вопросами: 1) проблемы со здоровьем ребенка (85 и 65,5%; р < 0,05); 2) возникновение материальных трудностей (37,3 и 20,9%; р < 0,05); 3) отношение к приему ребенка в семью друзей и знакомых (20,2 и 10,6%; р < 0,05).

Однако респонденты отметили также усиление беспокойства кандидатов в замещающие родители из-за неизвестной наследственности ребенка (69,8 и 90,6%, р < 0,05) и отношений между детьми в семье (43,9 и 53,3%, р < 0,05).

Учитывая эти факты, во время занятий в школе приемных родителей необходимо особое внимание уделять своевременной коррекции выявленных тревог и страхов. Это представляется особенно необходимым, так как недостаточная осведомленность и информированность кандидатов в отношении возможных проблем могут приводить к серьезным последствиям - вплоть до отказа от приемного ребенка и возвращения его в учреждение. Поэтому при обучении в школе важно добиться максимально адекватного восприятия замещающих родителей ситуации принятия в семью ребенка. С этой точки зрения увеличение числа лиц, высказывающих опасения

Устинова Н.В., Музякова Л.П., Сапожникова Т.Н.

100-, 9080706050403020100-

90,6

85

65,5

69,8

48,6 47 2

53,3

43,9

41,3

38,7

35,9

20,9

29,6 29,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш Щ\25,1 2М

33,6

20,2 20,9

15,7 15,7

10,6

8,7

/*

Г У Г /'*

Ж * *

° ' ^ ¿г <8°

/' /У /

Щ, Стартовое анкетирование Ц Итоговое анкетирование

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какие страхи и опасения возникают у Вас из-за предстоящего родительства?», в % от числа опрошенных (п = 426).

по поводу неблагоприятной наследственности или осложнения взаимоотношений в семье, должно расцениваться как формирование ответственной родительской позиции.

С учетом опыта многолетнего функционирования консультативной службы для кандидатов в замещающие родители и результатов дополнительных исследований (анкетирование слушателей ШПР ГБОУ УМЦ «Детство») в ГКУ СДР № 19 нами была организована «Школа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». В соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 6 мая 2013 г. № 296 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» Дом ребенка № 19 вошел в список уполномоченных организаций, осуществляющих подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание на безвозмездной основе.

Основными задачами школы являются:

подготовка граждан к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

помощь гражданам в определении своей готовности

к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Были разработаны и утверждены следующие положения:

«Состав сотрудников, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители»;

«Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ГКУ СДР № 19»:

Занятие 1. Введение в курс «Приглашение к сотрудничеству» (знакомство, выяснение потребностей участников);

Занятие 2. «Одной любви недостаточно» (о значении профессиональной компетенции воспитателя, необходимых для воспитания приемного ребенка);

Занятие 3. «Ребенок в развитии» (особенности развития ребенка от 0 до 3 лет);

Занятие 4. «Ребенок в развитии» (этапы развития ребенка от дошкольного возраста до юности);

Занятие 5. «Жестокое обращение и диспропорции в развитии» (об особенностях развития детей, подвергшихся жестокому обращению; выезд в ЦССВ «Алые паруса»);

Занятие 6. «Горе и потеря в жизни ребенка, раз-

лученного с кровной семьей» (о важности кровной семьи в жизни ребенка);

Занятие 7. «Ребенок приходит в семью» (об адаптации приемного ребенка в замещающей семье);

Занятие 8. «Трудное поведение ребенка» (о причинах «плохого» поведения ребенка и о способах взаимодействия с ребенком в этих ситуациях, выезд в ЦССВ № 1);

Занятие 9. «Безопасное воспитание» (об освоении ребенком бытовых навыков и социальных норм);

Занятие 10. «Семья как система» (об особенностях семейной системы и о нарушении ее гомеостаза после прихода приемного ребенка);

Занятие 11. «Особенности развития и ухода за ребенком с ограниченными возможностями здоровья»;

Занятие 12. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»;

Занятие 13. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям».

В соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 23 июня 2014 г. № 594 «О результатах отбора уполномоченных организаций для осуществления отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства» ГКУ СДР № 19 вошел в список уполномоченных организаций, осуществляющих подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание на безвозмездной основе, что является свидетельством внедрения новой формы работы по стимулированию устройства детей в семью.

Таким образом, для обеспечения приоритета семейного устройства необходима реорганизация работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на стимулирование населения принять в свою семью ребенка. Одной из новых форм такой работы является Школа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. С учетом собственного опыта (многолетнее функционирование консультативной службы для кандидатов в замещающие родители) и результатов дополнительных исследований (анкетирование слушателей ШПР ГБОУ УМЦ «Детство») на базе ГКУ СДР № 19 организована «Школа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». Разработана программа занятий для кандидатов в замещающие родители. В соответствии с приоритетом государственной политики в сфере защиты детства необходимо широкое

распространение подобных организационных форм по стимулированию семейного устройства в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Устинова Н.В. Международный опыт профилактики жестокого обращения с новорожденными детьми. Российский педиатрический журнал. 2013; 1: 55-60.

2. Устинова Н.В., Калиновская И.И., Иванова О.Г., Васильева М.Ю. Опыт организации и оказания медико-социальной помощи беременным в трудной жизненной ситуации. вопросы современной педиатрии. 2012; 11(6): 12-4.

3. Фаррахов А.З., Мороз Т.Б., Бакиров Р.С., Галимова Р.М., Файзул-лина Р. А., Устинова Н.В. Опыт медико-социальной помощи женщинам, намеревающимся отказаться от своего ребенка. вопросы современной педиатрии. 2012; 11 (3): 10-1.

4. Рослова З.А., Манькова Т.Ю., Ким А.В., Устинова Н.В. Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике. вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (1): 6-7.

5. Электронный ресурс: http://www.dszn.ru/activities/podderzhka_ detey_sirot/kontseptsiya_modeli_profilaktiki_sotsialnogo_sirotstva/ (доступ 06.04.2015).

6. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.

REFERENCES

1. Ustinova N.V. International experience in the prevention of cruelty to newborn babies. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2013; 1: 55-60. (in Russian)

2. Ustinova N.V., Kalinovskaya I.I., Ivanova О^., Vasileva М.Уи. Experience of organizing and providing medical care to pregnant women in difficult situations. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; 11(6): 12-4. (in Russian)

3. Farrakhov A.Z.,Moroz T.B., Bakirov R.S., Galimova RM., Fayzul-lina Р.А., Ustinova N.V. Experience of medico-social assistance to women who wanted to abandon their child. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; 11 (3): 10-1. (in Russian)

4. Roslova ZA., Маn'kova T.Yu., Кш А.У, Ustinova N.V. The experience of the organization of the Department of health and social care in the children's clinic. Voprosy .sovremennoy pediatrii. 2013; 12 (1): 6-7. (in Russian)

5. Electronic resurse: http://www.dszn.ru/activities/podderzhka_de-tey_sirot/kontseptsiya_modeli_profilaktiki_sotsialnogo_sirotstva/ (access 06.04.2015). (in Russian)

6. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)

Поступила 28.09.15

Сведения об авторах:

Музякова Людмила Платоновна, канд. мед. наук, директор Государственного казенного учреждения г. Москвы Специализированного дома ребенка № 19 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики Департамента социальной защиты населения (ГКУ СДР № 19); Сапожникова Татьяна Николаевна, доктор пед. наук. директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Учебно-методический центр «Детство» по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков Департамента социальной защиты населения г. Москвы (ГБОУ УМЦ «Детство»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.