УДК 37 . 018 .1
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-145-149
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ПОЯВЛЕНИЮ НОВОГО ЧЛЕНА В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)
О. Н. Бакаева, Л. Н. Мартынова
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец
Сегодня одной из актуальных проблем государственного уровня остается устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в новую семью. Институт приемного родительства нуждается в изучении с позиции междисциплинарного подхода. В связи с этим рассматривается вопрос психолого-педагогической готовности принимающих родителей к появлению нового члена в приемных семьях (на примере Липецкой области). Представлен анализ результатов многочисленных отечественных и зарубежных исследований, в которых дается определение понятию «приемная семья», определены причины, останавливающие родителей от принятия чужого ребенка в свою семью. Особое внимание уделено решению проблемы в Липецкой области: обозначены ряд государственных программ, мероприятий и проектов, направленных на укрепление института семьи и детства, а также обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дано авторское определение понятия «психолого-педагогическая готовность принимающих родителей» как совокупность их личностных качеств: стремление повышать уровень психолого-педагогических знаний в области воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей; реализация потенциальных возможностей создавать благоприятные условия для полноценного развития приемных детей; развитие умений и навыков проявлять любовь, теплоту и заботу, в которых нуждается человек в любом возрасте; владение профессиональностью, т. е. грамотным воспитанием детей. Описаны результаты экспериментальной работы с потенциальными родителями, являющимися кандидатами в усыновители, опекуны, попечители. Сделан вывод о том, что в Липецкой области созданы благоприятные условия для подготовки принимающих родителей к появлению нового члена их семьи.
Ключевые слова: приемная семья, принимающие родители, приемные дети, готовность родителей, мотивы готовности, психолого-педагогическая готовность к появлению нового члена семьи.
Указ Президента РФ В. В. Путина «Об утверждении Национальной стратегии» преследовал цель обеспечить системные изменения в сфере развития детства, согласно которому одной из ключевых и остро стоящих перед современным обществом задач является решение основных проблем детства, в том числе профилактика сиротства и устройства детей в приемную семью. Данный вопрос нашел отражение и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Несмотря на проводимую политику в области образования, проблема приемного родительства привлекает к себе особое внимание. Современная нормативно-правовая база и механизмы семейного устройства детей разработаны детально, но тем не менее еще имеются некоторые недостатки в координации взаимодействия, общения, взаимопонимания государственных органов социальной защиты, образовательных организаций, принимающих родителей, желающих взять ребенка в семью, и их контроля.
В психолого-педагогической литературе встречаются различные определения приемной семьи, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо характеризуют один или два ее отличительных признака. Нельзя не согласиться с определением, данным в 2005 г в исследовании В. А. Цветкова, согласно которому приемная семья рассматривается как «исторически сложившаяся форма устройства детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей, прообразами которой являлись патронаж, патронат, детские дома семейного типа. Это временная, профессиональная, семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей» [1, с. 5]. При этом под профессиональностью он понимает «грамотное воспитание ребенка (детей) по поручению государства» [1, с. 6].
Опыт приемного родительства сегодня оказался наиболее позитивным, а нормативно-правовые документы (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО и др.) закрепили их права и обязанности. Необходимость развития и совершенствования приемной семьи продиктована правом ребенка «жить и воспитываться в семье» (ст. 20 Конвенции о правах ребенка, ст. 36 Конституции РФ). Согласно Семейному кодексу РФ, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание [2, с. 48]. Как правовая форма воспитания детей, ранее проживающих в детском доме, она является новым институтом российского семейного права, возникшим на основе детских домов семейного типа.
Теория и практика сходятся во мнении, что потенциал приемных родителей используется недоста-
Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2017. 8 (185)
точно. Существует ряд трудностей и проблем, останавливающих их для принятия нового члена в свою семью: боязнь не справиться с воспитанием ребенка; отсутствие знаний о правах и обязанностях, об особенностях развития детей; специфике их воспитания; первоначальная боязнь встречи с детьми; генетические и медицинские показатели детей и т. д. Принимающих родителей, как справедливо утверждают С. В. Яковенко и Е. В. Змановская, «пугает» и тот «горький опыт», который накопил ребенок, воспитывающийся в специализированной организации, а именно: задержка физического и психического развития, нарушения эмоционально-мотивационной сферы, педагогическая запущенность, поведенческие нарушения, школьная дезадаптация, а также замкнутость и скрытность, являющиеся следствием изъятия ребенка из родной семьи и вызванные детским горем утраты близких ему людей [3, с. 220].
Перечисленные причины требуют серьезного осмысления концептуальных методологических положений и в соответствии с этим изменения требований к организации принимающими родителями особых условий проживания и воспитания приемных детей. Анализ зарубежного и отечественного опыта обозначенной проблемы показал, что максимальную результативность дает устройство детей из детского дома в замещающей семье с приемными родителями. Это обусловлено непрерывностью, продолжительностью, устойчивостью общения с приемными родителями и другими членами приемной семьи (если таковые есть), возможностью обеспечения индивидуального подхода. В приемной семье ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности, испытывать уверенность, защищенность, удовлетворение потребностей в более тесных эмоциональных отношениях с разными членами семейного коллектива, привязанность к ним и животным. Наряду с положительными моментами зафиксированы и негативные последствия, а именно: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, количества отказов опекунов и попечителей от выполнения своих обязанностей из-за отсутствия взаимопонимания или возникновением многочисленных конфликтных ситуаций со своими подопечными; уменьшение числа процедур усыновления (удочерения) гражданами России; возвращение детей в детский дом и повторное их устройство в новую приемную семью и т. д. (Н. П. Иванова, П. Котли, Н. Н. Максимов, К. Молленхауер, И. И. Осипова, В. Н. Ослон, Н. Ф. Рыбакова, Г. В. Семья, И. Н. Старостина, Т. С. Тодд, А. Б. Холмогорова и др.).
Вслед за Н. В. Пустовойт и Т. В. Сизановой утверждаем, что региональная практика позволяет определить наиболее кризисные точки, проблемы и трудности приемного родительства, тем самым нака-
пливая опыт решения данной проблемы [4, с. 280283]. Губернатор Липецкой области О. П. Королев отмечает, что «семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. Это источник любви, взаимопонимания и уважения. В России всегда бережно хранили семейные традиции, которые скрепляют наш многонациональный народ. Прочная духовная связь, заботливое отношение к родным и близким - те нравственные ценности, на которых основывается благополучие рода. Особого внимания и уважения заслуживают семьи, которые нашли в себе душевные силы согреть своим теплом и подарить счастье детям, оставшимся без попечения родителей» [5, с. 3].
Приведем статистические данные по Липецкой области по состоянию на 1 апреля 2016 г.:
- проживает 3 690 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,77 % от общей численности детского населения. Количество детей-сирот, воспитывающихся в семьях, составляет 87,6 % (на начало года 86,9 %);
- выявлено 80 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 4 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (77 детей). Структура выглядит так: по причине смерти родителей - 24 (30,0 %), в связи с лишением родительских прав - 19 (23,8 %); ограничением в родительских правах - 8 (10,0 %); заключением родителей -17 (21,3 %), розыском родителей - 7 (8,8 %), отказом родителей - 4 (5,0 %), иные случаи - 1 (1,3 %);
- усыновлены, переданы под опеку и попечительство, в приемные семьи, возвращены родителям 74 ребенка (92,5 %) (1 квартал 2014 г. -94,8 %). Из них переданы: на усыновление (удочерение) - 4 (5,4 %); под предварительную опеку (попечительство) - 48 (64,9 %); под безвозмездную опеку (попечительство) - 21 (28,4 %), в приемную семью - 1 (1,4 %), 5 направлены в организации для детей-сирот и 1 подросток обучается в организации профессионального образования и находится на полном государственном обеспечении;
- в Региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 452 ребенка, что на 7,0 % меньше по сравнению с началом года (486 детей) и на 34,7 % меньше, чем год назад (на 01.04.2015 г. - 609 детей);
- передано на воспитание в семьи 11 детей, из них под опеку - 5, в приемную семью - 1 и возвращены родителям - 5; устроено в замещающие семьи 85 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (106,3 % от числа выявленных детей);
- осуществляют деятельность 549 приемных семей, в которых воспитывается 891 ребенок (1 квартал 2015 г. 522 приемных семей / 822 приемных ребенка) [6, с. 2-4].
О. П. Королев подчеркивает, что «.. .действия региональной власти направлены на комплексное решение проблем семейного неблагополучия и социального сиротства, улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая нейтрализацию основных причин социального сиротства». Мы стремимся к тому, чтобы укрепить в общественном сознании ценности семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечения права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Липецкой области реализуется ряд государственных программ и проектов, направленных на укрепление института семьи, эффективно работает аппарат уполномоченного по правам ребенка» [5, с. 3].
В регионе принята «дорожная карта» по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 20142018 гг., работает Комиссия по реализации Указа Президента РФ от 28.12.12 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», активно функционирует Координационный совет по реализации Стратегии действий в интересах детей Липецкой области и муниципальных органов опеки и попечительства.
В рамках проводимых мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 гг. и в целях увеличения семейного устройства детей-сирот, профилактики жестокого обращения с детьми, пропаганды многодетных семей и семейных ценностей проводится социальная информационная компания - «3Д - Дадим Дом Детям!». В муниципальных кинотеатрах области перед началом сеансов демонстрируются социальные ролики по теме семейного устройства детей-сирот. В региональных СМИ и газетах (областной «Липецкая газета», городских «Красное знамя» и «Елецкий вестник», районной «В краю родном» и др.) читателям представлены рубрики «Найди меня, мама», «Клуб приемных родителей» и др., по телевидению постоянно транслируются социальные сюжеты и ролики, передачи о детях-сиротах, на улицах городов и районных центров размещаются рекламные баннеры и щиты, активно работает передвижная фотовыставка «Найди меня, мама!».
Орган опеки и попечительства Липецкой области имеет свой интернет-портал опека48.рф - сайт, созданный при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной ситуации, а в феврале 2016 г. он выпустил специальный номер информационно-методического журнала «Приемная семья», посвященный организации работы в сфере защиты прав детей. Для решения этих и многих других проблем в регионе создан Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социально-
го сиротства «СемьЯ», в котором удается создать полноценную социальную инфраструктуру для жителей области. В Центре функционирует школа принимающих и приемных родителей, служба сопровождения замещающих семей, работающая по кустовому принципу и охватывающая все муниципальные образования, служба социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, сектор профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, а также сектор ресурсно-методического обеспечения. Однако занимаясь семейным устройством детей-сирот, решаются последствия, а не сама причина проблем. Основными причинами оставления детей без родительского попечения является семейное неблагополучие и социальное сиротство. По итогам конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, инновационная государственная программа «Благополучная семья - стабильность в регионе!» Липецкой области стала победителем конкурса на тему «Право ребенка на семью». В регионе продолжается реализация совместных проектов с некоммерческими организациями: Благотворительный фонд компании «Amway» оказывает социальную помощь в рамках проекта «В ответ за будущее»; автономная некоммерческая организация содействия развитию общественных инициатив в социальной сфере «Новые технологии развития» (АНО НТР) финансирует проект «Живем по-настоящему» и волонтерский проект «Путеводитель по самостоятельной жизни» для поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема устройства детей в приемную семью требует в своем решении исключительно комплексного подхода. Мало устроить ребенка в семью, нужно еще, чтобы ему в ней было уютно и комфортно, т. е. принимающие родители должны быть готовыми к появлению нового члена в их семье (Е. Б. Жукова, Е. В. Матвеева, Р. В. Овчарова, Л. С. Печникова, О. Г. Япарова и др.).
Под психолого-педагогической готовностью принимающих родителей мы понимаем совокупность их личностных качеств: стремление повышать уровень психолого-педагогических знаний в области воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей; реализация потенциальных возможностей создавать благоприятные условия для полноценного развития приемных детей; развитие умений и навыков проявлять любовь, теплоту и заботу, в которых нуждается человек в любом возрасте; владение профессиональностью, т. е. грамотным воспитанием ребенка (детей).
Проводя исследование с принимающими родителями с целью изучения их психолого-педагогической готовности принять нового члена в свои семьи, была разработана анкета. В анкетировании приняли
участие 82 респондента, состоящих на учете в региональном банке данных потенциальных родителей, являющихся кандидатами в усыновители, опекуны, попечители. Основная задача состояла в том, чтобы на основе ответов на вопросы оценить мотивы готовности принимающих родителей принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в свои семьи. Анкета включала 27 вопросов (Вы любите детей, как Вы относитесь к проблемам приемных семей, какую форму устройства детей Вы выбираете, хотели бы Вы принять в свою семью чужого ребенка?, что побуждает Вас принять такое решение?, почему Вы хотите взять в свою семью ребенка из детского дома?, интересует ли Вас материальная сторона?, сколько, какого пола и возраста детей Вы готовы принять в свою семью?, какие условия Вы будете создавать для ребенка (детей) в своей приемной семье и др.).
Из анкет было выявлено, что 100 % респондентов готовы принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного и младшего школьного возраста. Причем большинство опрошенных (63 %) отдали предпочтение женскому полу, мотивируя тем, что девочки «меньше балуются», «более спокойные», «хорошо учатся», «слушаются и помогают по дому». На вопрос «Сколько детей Вы готовы принять в свою семью» 67 % принимающих родителей дали ответ от 2 до 5,29 % - от 5 до 7 и только 4 % опрощенных готовы взять от 7 до 10 детей. По мнению принимающих родителей, количественные показатели имеют прямую зависимость к проявлению ответственности за судьбу всех приемных детей и за взаимоотношения с ними, т. е. чем меньше детей, тем меньше ответственность.
100 % респондентов приняли решение взять ребенка в свою семью. Это объясняется тем, что все они прошли курс обучения в «Школе приемных родителей» и получили статус потенциальных приемных родителей. Приемную семью, как форму устройства, выбирают 83 % опрошенных, 14 % хотят стать опекунами и только 3 % желают усыновить детей-сирот. Эти показатели убеждают в том, что приемная семья - это более мягкая форма устройства, а усыновление предполагает принятие ребенка как полноценного члена семейного коллектива с равными правами и обязанностями.
В качестве мотивов принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были названы: продолжение рода (11 %), реализация себя в качестве родителя (27 %), альтруистический (17 %), прагмати-
ческий (13 %), кризисный (9 %), экономический (23 %). Продолжение рода и реализацию себя в детях отнесли к числу конструктивных мотивов и 38 % опрошенных определили для себя данные мотивы. При принятии в свою семью взрослые воспринимают ребенка таким, какой он есть, при этом не важны внешнее сходство и его интеллектуальные способности. Альтруистическая мотивация (17 %) выражается в стремлении выполнять свой моральный долг. Прагматический мотив (13 %) обусловлен тем, что возникает потребность в помощи детей в ведении домашнего хозяйства. При кризисной мотивации (9 %) приемный ребенок выступает как средство преодоления возникших семейных проблем (развод, потеря родного ребенка, ситуация «пустого гнезда» и др.). 23 % респондентов все-таки отдали предпочтение экономическому мотиву, подтверждающему положение о том, что материальное обеспечение семьи является одной из значимых условий семейного воспитания.
Наибольшие затруднения вызвал у родителей вопрос о том, как нужно вести себя с приемным ребенком. Большинство опрошенных родителей (29 %) не ответили на данный вопрос, от 25 % был получен ответ: «Не знаем». А 17 % респондентов в анкете написали: «Время покажет». Однако 19 % принимающих родителей, в основном женщины, ответили: «Просто любить и уважать ребенка».
Анкетные данные позволили сделать вывод о том, что 96 % принимающих родителей владеют психолого-педагогическую готовностью принять ребенка в семью, что указывает на их личностную зрелость, структурными компонентами которой являются терпимость, ответственность, эмпатийность и рефлексивность. Для воспитанников детских домов именно принимающие родители могут стать той семьей, которая воспитывает, развивает, помогает получать знания, усваивать систему нравственных отношений, постигать нормы общения со сверстниками, взрослыми и культурные традиции разных народов. Очень важно помочь детям понять причину, почему они оказались в детском доме. Ребенок должен знать о своем прошлом, о своей семье. Но своим поведением и отношением приемные родители должны показать переданному (ым) на их попечение и воспитание ребенку (детям), что он (они) любим(ы) и значим(ы) для них. Правильное отношение родителей к выполнению своих обязанностей и функций может способствовать формированию у приемных детей доверчивого отношения к людям, животным и окружающему миру в целом.
Список литературы
Цветков В . А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: автореф . дис .. . . канд . юрид . наук. Омск, 2005. 18 с . Семейный кодекс РФ . М .: Приор, 1996 . 64 с.
Яковенко С . В . , Змановская Е . В . Организационные и социально-психологические особенности замещающих семей для детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 218-221.
4 . Пустовойт Н . В . , Сизанова Т . В . Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый . 2014 . № 13 . С . 280-283.
5 . Королев О . П . Приветствие главы администрации Липецкой области // Приемная семья: информационно-методический журнал . 2016 . № 1. С . 3 .
6 . Итоги деятельности органов опеки и попечительства Липецкой области за 2016 г .С .1-6 .URL: http://www. deptno . lipetsk . ru>olimpic/opeca_
itogi_i_2016 . doc. (дата обращения: 04.01.2017) .
Бакаева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Мартынова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.01.2017.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-145-149
PSYCHO-PEDAGOGICAL READINESS OF ADOPTIVE PARENTS TO ACCEPT A NEW MEMBER IN FOSTER FAMILIES (THE EXAMPLE OF LIPETSK REGION)
0. N. Bakaeva, L. N. Martynova
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
Today one of the topical problems of the state level remains the placing of orphans and children left without parental care in a new family. The Institute of foster parenting needs to be explored from the perspective of interdisciplinary approach. In this regard the issue of psychological and pedagogical readiness of adoptive parents to a new member in foster families (on the example of Lipetsk region) is being considered. Presents the analysis of the results of numerous domestic and foreign studies, which define «foster family» and identifies the reasons that prevent parents from accepting a child in their family. Special attention is paid to the problem in the Lipetsk region: the indicated number of government programs, activities and projects aimed at strengthening the family institution and childhood, as well as providing the family placement of children-orphans and children left without parental care. Gives the definition of the notion «psycho-pedagogical readiness of the host parents» as a combination of their personal qualities: the desire to increase the level of psychological and pedagogical knowledge in the field of education, age and individual characteristics of children; realization of the potential to create favorable conditions for the adequate development of foster children; development of skills to show love, affection and care needed by people at any age; possession of expertise, i.e., competent upbringing of the child (children). Describes the results of experimental work with prospective parents - prospective adoptive parents, guardians, trustees. It is concluded that in the Lipetsk region have been created favorable conditions for the preparation of the host parents to a new member of their family.
Key words: foster family, host parents, foster children, the -willingness of the parents, motives, willingness, psychological and pedagogical readiness for a new family member.
References
1. Tsvetkov V. A . Priemnaya sem'ya kak forma ustroystva detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, po zakonodatel'stvu Rossiyskoy Federatsii [Foster home as a form of placement of children without parental support by the legislation of the Russian Federation] . Omsk, 2005. 18 p . (in Russian) .
2 . Semeynyy kodeks RF [Family code of the Russian Federation] . Moscow, Prior Publ ., 1996 . 64 p . (in Russian) .
3 . Yаkovenko S . V. , Zmanovskaya E . V. Organizatsionnye i sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti zameshchayushchikh semey dlya detey,
ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Organizational and socio-psychological characteristics of foster families for children without parental care] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2011, no . 12 (114), pp . 218-221 (in Russian) .
4 . Pustovoyt N . V., Sizanova T. V. Regional'naya model' postinternatnogo soprovozhdeniya detey-sirot, detey, ostavshikhsya bez popecheniya
roditeley, i lits iz ikh chisla (na primere Respubliki Khakasiya) [Regional model of post-residential support of orphan children, children without parental support, and persons from their number (on the example of the Republic of Khakassia)] . Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2014, no . 13, pp . 280-283 (in Russian) .
5 . Korolev O . P. Privetstviye glavy administrated Lipetskoy oblasti [Greeting of the head of administration of the Lipetsk region] . Priemnaya sem'ya:
informatsionno-metodicheskiy zhurnal - Foster home: information and methodical magazine, 2016 . no . 1, p . 3 (in Russian) .
6 . Itogi deyatel'nosti organov opeki ipopechitel'stva Lipetskoy oblasti za 2016 g. [Results of activity of agencies of guardianship of the Lipetsk region
for 2016] . Pp . 1-6 . URL: http://www. deptno . lipetsk . ru>olimpic/opeca_itogi_i_2016 . doc . (accessed: 04.01.2017) .
Bakaeva O. N., Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Martynova L. N., Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]