УДК 37.018.1
Е. С. Жильцова
Формирование готовности замещающих родителей к реализации воспитательной функции
В нашей статье раскрывается проблема формирования воспитательной готовности замещающих родителей в ее историческом и современном аспектах: рассматривается необходимость сопровождения замещающих семей как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся по различным причинам без родительского попечения; раскрывается необходимость формирования воспитательной готовности приемных родителей в рамках изучения данной проблемы в отечественной и зарубежной истории, представлены два современных подхода к сопровождению замещающей семьи. Автором дается трактовка сущности воспитательной готовности приемных родителей, которая рассматривается как целенаправленный процесс формирования личностных качеств замещающих родителей, а также навыков межличностного взаимодействия, наличие которых позволяет замещающим родителям принимать четкие и эффективные решения при организации процесса обучения и воспитания приемных детей. Детально раскрываются сущностные характеристики воспитательной готовности. Определены основные принципы ее формирования. Также в статье дается описание показателей сформированности воспитательной готовности и направлений содержания психолого-педагогической деятельности, в процессе которой происходит формирование воспитательной готовности приемных родителей. В рамках каждого направления психолого-педагогической деятельности автором предложены различные формы организации работы с родителями, обеспечивающие создание комфортной психологической обстановки во время проведения мероприятий, а также способствующие активному включению приемных родителей в деятельность. Определены основные условия, влияющие на эффективность процесса формирования воспитательной готовности замещающих родителей.
Ключевые слова: замещающая семья, замещающие (приемные) родители, воспитательная готовность, процесс формирования, образовательное учреждение, принципы, показатели сформированности, направления психолого-педагогической деятельности.
E. S. Zhiltsova
Formation of Foster Parents' Readiness to Upbringing under Conditions of the Educational Institution
In our article we describe the analysis of the problem of foster parents' readiness to bring up foster children in its historical and contemporary aspects: the necessity of the foster family's pedagogical support and formation of upbringing readiness within the bounds of the Russian and world history are revealed, two contemporary ways of foster family's pedagogical support are described. The author also gives information about the essence of the notion "foster parents' readiness to upbringing" and the main characteristics of this notion. In this article foster parents' readiness to upbringing is described as a dedicated process of foster parents' personal qualities and skills of interpersonal coordination that help to make clear and effective decisions during the process of foster children's upbringing. The goal principles of its formation are also presented. The article discusses criteria of foster parents' readiness to upbringing formation and directions of work. The author presents special work forms for every direction which allow to create a comfortable atmosphere in the group and make foster parents be more active. The main conditions of effective foster parents' upbringing readiness formation are revealed in the article.
Keywords: a foster family, foster parents, readiness to upbringing, a formation process, an educational institution, principles, indicators of formation, areas of the psychological and pedagogical activity.
Замещающая семья - это относительно новое социальное явление для российского общества. Сегодня она привлекает к себе большое внимание как со стороны государства, так и со стороны населения. Государственная политика направлена на то, чтобы замещающая семья имела возможность постоянно утверждать свой статус. Об этом свидетельствуют и поручения Президента РФ В. В. Путина, направленные на стимулирование и развитие этой семейной формы устройства детей-сирот. Благодаря принимаемым государством мерам за 2009-2014 годы удалось достичь серьезных результатов в развитии замещающей
семьи на юридическом уровне: внесены изменения в законодательство по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предложены дополнительные меры, направленные на упрощение порядка усыновления; разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, предусматривающие регулярную индексацию размера выплат на содержание детей и предоставление дополнительных льгот и гарантий [3]. Право ребенка воспитываться в семье является сегодня основополагающим принципом государственной семейной политики. Безусловно, в каждом конкретном случае
© Жильцова Е. С., 2015
у семьи имеются свои причины принятия ребенка. Анализ практики и публикаций показывает, что чаще всего принимают ребенка бездетные пары (эффект «пустого гнезда»), люди, вырастившие собственных детей; те, кто хочет иметь большую семью, увеличить количество детей; семьи, где супруги вступили в повторный брак; люди, потерявшие ребенка (эффект «замещения потери и утраченного образа жизни») [1, с. 1015]. Под влиянием внешних факторов и внутренних мотивов люди принимают решение о пополнении семьи, и таких людей становится все больше. Однако наличие у родителей желания воспитывать приемного ребенка не всегда соответствует тому уровню готовности, который требуется от них в этом процессе, так как они часто переоценивают свой воспитательный потенциал. Высокая субъективная оценка и уверенность в своих воспитательных способностях порождает ситуацию, когда потенциальные родители оказываются оторванными от действительности, что выражается в неадекватном представлении о воспитании и развитии приемного ребенка и несоответствии ребенка с тем образом, каким он должен быть в понимании приемных родителей. Можно выделить общие черты, характерные для большинства современных замещающих семей: ложное понимание значения ребенка в семье, наличие неконструктивных мотивов принятия ребенка, очевидная неготовность воспитания ребенка в семье, завышенные ожидания и требования к кандидатуре ребенка. Общей тенденцией является принятие ребенка в качестве «платформы» для самореализации личности родителей.
По мере того как замещающая семья и приемный ребенок проходят процесс адаптации, возникает все большая необходимость в их психологической близости. В процессе адаптации происходит психологическая притирка всех членов семьи друг к другу - выстраиваются особые взаимоотношения, появляется опыт поведения в «трудных» ситуациях. Обратной его стороной является повышение уровня внутренней конфликтности семьи, что может привести к ее распаду и выходу приемного ребенка из состава семьи. Отсутствие психологической близости с ребенком, непонимание его поведения, неадекватная оценка эмоционального состояния и состояния его здоровья становятся частыми причинами распада замещающей семьи, что является привычной формой решения семейных проблем. В связи с этим актуальность оказания помощи замещающей семье в укреплении связи между всеми членами семьи и
повышении уровня их сплоченности и взаимоудовлетворенности резко возрастает.
Большую роль для приобретения замещающей семьей психологической близости играет процесс педагогического сопровождения приемных родителей. Анализ научной литературы и проводимых исследований показали, что в педагогической науке этому процессу необходимо уделить существенное внимание. Исследование историко-педагогической литературы свидетельствует о том, что службы сопровождения замещающих семей появились в России в конце 1990 годов и были связаны с внедрением патронатного воспитания. Технологии помощи были завезены из Великобритании и США и носили в большей степени социальный характер. Фактическая помощь замещающим семьям стала оказываться с 2006 года после введения в стране политики де-институционализации, которая предполагала быстрое развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время принято выделять два подхода к сопровождению замещающей семьи. Первый подход базируется на теории привязанности Дж. Боулби (1951 г.), которая раскрывает негативное влияние материнской и институциональной депривации на здоровье и развитие ребенка и обосновывает необходимость стабильной родительской заботы, в том числе в условиях замещающей семьи. В основе второго подхода лежит интегративный подход к психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи, который позволил на практике объединить наиболее эффективные методы оказания помощи.
Специальные программы подготовки для приемных родителей также стали разрабатываться лишь в 90-х годах в Москве («Педагогический поиск») и Санкт-Петербурге («Родительский мост»). Кроме отечественных программ использовались и иностранные программы, разрабатываемые в Англии («Фостеровская сеть») и в США («PRIDE», «MAPP»). Первая официально признанная программа подготовки приемных родителей была разработана по заказу Министерства образования Российской Федерации лабораторией проблем социального сиротства в НИИ детства Российского Детского Фонда в 1999 году [2, С. 8-9].
Знакомясь с опытом работы различных современных школ, видно, что они не имеют общего содержательного стандарта. Курсы подготовки принимающих родителей носят в основном информативный характер и просвещают родителей
по психолого-педагогическим (вопросы происхождения ребенка в семье, общее отставание в развитии, проявления нарушения привязанности и т. д.) и общим организационным вопросам (оформление необходимых документов, процедура надзора со стороны органов опеки и т. д.). Ни в педагогической науке, ни в образовательной практике до сих пор четко не определены сущность и содержание помощи замещающим родителям в период общей адаптации семьи. Можно выделить следующие направления педагогического поиска: определение концептуальной основы, на базе которой будет оказываться педагогическая помощь приемным родителям, выявление специфики оказания помощи приемным родителям, анализ возможностей реализации данного процесса в образовательном учреждении, которое посещает приемный ребенок, определение роли конкретной замещающей семьи в процессе обучения, воспитания и развития приемного ребенка, методическое обеспечение формирования готовности приемных родителей к осуществлению воспитания приемного ребенка.
Попытка определить концептуальные основы адаптации замещающей семьи в современном российском обществе предпринята в научных исследованиях В. Н. Ослон (1998, 2000, 2002, 2006). В конце 90-х годов В.Н. Ослон была предложена системная парадигма в изучении замещающей семьи, которая позволила рассмотреть семью в качестве нового системного целого, образующегося вследствие объединения базовой семьи и ребенка и имеющего собственные закономерности становления и развития [4, С. 30-36].
Актуальной темой для исследования по-прежнему остается определение сущности и содержания воспитательной готовности приемных родителей. В своем исследовании мы определяем воспитательную готовность как некое структурное целое, которое базируется на отношении родителей к приемному ребенку. Данное отношение находится в прямой зависимости от причины принятия ребенка и характеризуется наличием у родителей конструктивных мотивов принятия ребенка в семью, необходимых качеств для воспитания ребенка, определенной совокупности знаний о приемном ребенке, а также навыков и умений применять имеющиеся знания на практике. Под воспитательной готовностью замещающих родителей мы понимаем формирование таких личностных качеств, как социальная открытость и искренность, наличие навыков межличностного взаимодействия, сформированная сис-
тема жизненных ценностей. Формирование воспитательной готовности замещающих родителей является целью психолого-педагогической деятельности и представляет собой целенаправленный, продолжительный по времени процесс, характеризующийся такими понятиями, как системность и комплексность.
В ходе исследования мы определили основные принципы формирования воспитательной готовности замещающих родителей:
- принцип соответствия содержания, форм и методов педагогической деятельности, обеспечивающей формирование воспитательной готовности, с потребностями и интересами родителей (изучение потребностей и интересов родителей и их учет в процессе организации различных видов педагогической деятельности [5]);
- принцип создания эмоционально комфортной атмосферы (обеспечение мажорного настроения, чувства поддержки и понимания);
- принцип социальной ориентации (учет социальных и индивидуально-личностных особенностей приемных родителей);
- принцип субъектности включения приемных родителей в педагогическую деятельность в процессе их подготовки (формирование рефлексивной позиции приемных родителей, повышение мотивации к активному сотрудничеству).
В процессе организации психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование воспитательной готовности приемных родителей, большое значение уделяется взаимодействию работников образовательного учреждения и родителей, так как от его уровня зависит общее настроение, работоспособность и успех проводимых мероприятий. Учитывая этот фактор, мы выделили следующие направления деятельности, в рамках которых, на наш взгляд, реализация проводимой работы по формированию воспитательной готовности замещающих родителей окажется эффективной:
- информационное направление: информирование приемных родителей о психологических, физиологических, поведенческих и личностных особенностях приемного ребенка, об особенностях семейных отношений и их динамике в процессе адаптации семьи, о возможных проблемах взаимодействия и их причинах на разных этапах адаптации и в зависимости от возраста приемного ребенка, о возможностях получения дополнительной информации и своевременной помощи при обращении в органы опеки и попечительства и школу. В рамках этого направления планирует-
ся организация и проведение как традиционных лекционных занятий, так и проектная деятельность с изучением и использованием опыта воспитания ребенка в замещающей семье.
- ценностно-ориентированное направление: формирование ценностей замещающей семьи, определение роли ребенка в семье, понимание места родителей в жизни приемного ребенка. При организации работы в данном направлении мы предлагаем использовать дискуссии и проигрывание проблемных ситуаций.
- личностно-ориентированное направление: формирование личностных качеств приемных родителей, необходимых для успешной самореализации личности родителей в процессе воспитания приемного ребенка. Основной формой работы в рамках этого направления мы называем ролевые игры и упражнения, направленные на развитие самосознания и формирование социальной открытости и искренности приемных родителей.
Об успехе работы, проводимой в рамках вышеперечисленных направлений, можно судить по выделяемым нами критериям воспитательной готовности, к которым относятся личностно-ролевая определенность приемных родителей, наличие собственных представлений о воспитании приемного ребенка, соответствующих общепринятым нормам воспитания, осознание ценности замещающей семьи. До проведения мероприятий большая роль отводится анализу опыта, полученного замещающими родителями в процессе воспитания ребенка и актуализация этого опыта, позволяющая определить дальнейшие перспективы для самореализации родителей и семьи в целом. В заключение отметим, что организация и проведение мероприятий следует проводить в том образовательном учреждении, которое посещает приемный ребенок. При выполнении этого условия взаимодействие родителей и работников образовательного учреждения окажется наиболее комплексным и эффективным для активного субъектного включения родителей, так как педагоги владеют большим количеством информации о ребенке и могут помочь родителям определить ближние и дальние жизненные перспективы ребенка.
Библиографический список
1. Красницкая, Г.С. Работа с гражданами, желающими принять ребенка [Текст]: метод. пособие / Г. С. Красницкая, А. Г. Рудов. - М.: БФ «Семья», 2008. - С. 10-15.
2. Красницкая, Г.С. Создание и функционирование школы приемных родителей [Текст]: метод. пособие /
Г. С. Красницкая, А. Г. Рудов. - М.: БФ «Семья», 2008. - С. 8-9.
3. Об исполнении поручения Президента по стимулированию развития семейных форм устройства детей-сирот// Федеральный закон от 30.11.2011г. №351-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.kremlin.ru/assignments/15856.
4. Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи [Текст] / В. Н. Ослон // Дефектология. - 2006. - №1. - С. 30-36.
5. Чернявская, А.П. Партнерская позиция педагога как основа организации субъект-субъектного взаимодействия в школе // Ярославский педагогический вестник. - 2007. -№ 3(52). - С. 3-8.
Bibliograficheskij spisok
1. Krasnickaja, G.S. Rabota s grazhdanami, zhelajushhimi prinjat' rebenka [Tekst]: metod. posobie / G. S. Krasnickaja, A. G. Rudov. - M.: BF «Sem'ja», 2008. - S. 10-15.
2. Krasnickaja, G.S. Sozdanie i funkcionirovanie shkoly priemnyh roditelej [Tekst]: metod. posobie / G. S. Krasnickaja, A. G. Rudov. - M.: BF «Sem'ja», 2008. - S.8-9.
3. Ob ispolnenii poruchenija Prezidenta po stimulirovaniju razvitija semejnyh form ustrojstva detej-sirot// Federal'nyj zakon ot 30.11.2011g. №351-F3 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http//www.kremlin.ru/assignments/15856.
4. Oslon, V.N. Problemy soprovozhdenija zameshhajushhej professional'noj sem'i [Tekst] / V. N. Oslon // Defekto-logija. -2006. - №1. - S. 30-36.
5. Chernjavskaja, A.P. Partnerskaja pozicija pedagoga kak osnova organizacii sub"ekt-sub"ektnogo vzaimodejstvija v shkole // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2007. -№ 3(52). - S. 3-8.