ПЕДАГОГИКА
УДК 376.37
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л.Ю.Александрова, С.В.Ваторопина
PEDAGOGICAL SUPPORT OF FOSTER FAMILIES WITH KIDS HAVING DEVELOPMENTAL SPEECH
DISORDERS: OVERVIEW OF THE PROBLEM
L.Iu.Aleksandrova, S.V.Vatoropina
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected], [email protected]
Рассматривается генезис становления замещающей семьи как формы жизненного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализируется проблемное поле научных исследований в области сопровождения замещающих семей. Дается мультидисциплинарный анализ работ в области педагогического сопровождения замещающих семей. Рассматриваются современные подходы к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Анализируются риски возникновения речевых затруднений у детей, воспитывающихся в условиях разрыва или несформированности тесных отношений с близкими взрослыми. Обосновывается необходимость помощи замещающим семьям по преодолению и предупреждению речевых затруднений дошкольников.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, замещающая семья, замещающая забота, привязанность, сепарация, материнская депривация, речевое развитие дошкольника
The article explores the history of foster families as a form of family placement for orphans and children left without parental care. The literature on forms of family placement is reviewed. Multidisciplinary analysis of work in the field of pedagogical support of foster families is presented. Current approaches to education of children left without parental care are discussed. Risks of having speech difficulties are assessed, if the child is brought up with a feeling of being detached from close relatives or without them. We conclude that every effort should be made to make foster care a positive experience and a healing process for the child having speech developmental issues.
Keywords: pedagogical support, foster family, foster care, attachment, separation, maternal deprivation, speech development of a preschool child
Анализ концептуальной направленности исследований в области помощи замещающим семьям позволяет оценить динамику научных взглядов на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения.
Исторически замещающая забота об осиротевших детях прослеживается в России, начиная с XI—XII веков. В крестьянской общине практиковалось совместное («всем миром») воспитание сирот, в княжеской и воеводской среде — «кормление», подача милостыни. С Х111 по XVII век появляются приюты, где осиротевшие дети не только получают еду и одежду, но и обучаются ремеслу. С ХШ по XVII век происходит законодательное оформление деятельности сиротских учреждений. Пишутся государственные грамоты и указы, возникает церковный патриарший приказ. С XVIII по XIX века сеть учреждений начинает расширяться. Появляются госпитали для незаконнорожденных детей, воспитательные дома, сельские колонии, села-приюты, сельскохозяйственные сиротские приюты. В это же время распростра-
няются и семейные формы замещающей заботы, осуществляемой семьями крестьян «доброго поведения». XX век характеризуется активным развитием как институциональных (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), так и семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, семейный детский дом, приемная, патронатная семья) [1]. Однако уже в конце века становится понятным, что институциональные формы воспитания не оправдывают себя ни в смысле социализации выросших в государственных учреждениях детей, ни в смысле затрат на их содержание. Замещающая семья стала рассматриваться как одна из альтернативных моделей воспитания осиротевших детей [2]. В начале нынешнего века приоритет государственной заботы об осиротевшем ребенке окончательно смещается в сторону семьи [3]. В связи с этим феномен замещающей семьи оказывается в фокусе исследовательского интереса в широком мультидисципли-нарном поле.
Сегодня замещающая семья является предметом изучения юриспруденции, медицины, социологии, психологии, педагогики.
Анализ состояния изученности проблемы позволяет утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми исследователями необходимость сопровождения замещающих семей, между ними нет единого мнения относительно его форм и подходов к его организации. Принято говорить о социальном, социально-педагогическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом, педагогическом и других формах сопровождения. Выделяется несколько подходов, первый из которых имеет английские корни и базируется на работах Дж.Боулби и его последователей, обосновавших «теорию привязанности». Этот подход был импортирован вместе с системой работы с фостеровской семьей. Его теоретические основы могут быть раскрыты через понимание деструктивного влияния материнской депривации (сепарации) на психическое и личностное развитие ребенка. Определив привязанность как устойчивую связь между ребенком и родителем (биологическим / замещающим), Дж.Боулби выделил факторы, от которых зависит степень влияния нарушения привязанности на психическое здоровье ребенка. К таким факторам он отнес: глубину привязанности до сепарации, внезапность / постепенность ее возникновения, длительность, наличие/отсутствие лиц, заменяющих объект привязанности, а также возраст ребенка на момент сепарации
[4]. Теория привязанности, подчеркнув незаменимую роль постоянного близкого взрослого в становлении психики ребенка, фактически положила начало деин-ституционализации воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в странах Западной Европы и США. Одновременно она способствовала бурному развитию их семейного жизнеустройства.
Другой подход можно обозначить как интегра-тивный. Он основывается на идеях системной семейной терапии, которые в России были преломлены к потребностям замещающей семьи.
Сегодня феномен замещающей семьи остается предметом устойчивого интереса исследователей. Раскрыто понятие семьи, воспитывающей неродного ребенка (В.Н.Ослон и др.) [2]. Изучена мотивация создания замещающей семьи (Ж.А.Захарова и др.) и адаптация членов замещающей семьи друг к другу
[5]. Исследованы особенности взаимоотношений в замещающей семье, факторы, влияющие на отношения в замещающей семье, а также проблемы и трудности замещающей семьи (Н.П.Иванова, О.В.Заводилкина и др.) [6]. Рассмотрены основы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи (Н.И.Осипова и др.) [3]. Предложена системная парадигма изучения замещающей семьи, позволившая рассматривать ее в качестве целого, образуемого при интеграции семьи и приемного ребенка, и иметь собственные закономерности развития. Изучены особенности помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, мотивация приема его в семью, факторы, влияющие на качество взаимоотношений и определяющие устойчивость се-
мейной системы к трудностям, теории и технологии формирования педагогической компетентности родителей в профессионально-замещающей семье (Н.А.Хрусталькова) [7].
Авторы, изучавшие влияние материнской де-привации на психическое развитие ребенка, указывают на ее деструктурирующую роль в становлении речевой функции ребенка и подчеркивают высокие риски возникновения у детей речевых затруднений.
Однако анализ литературы выявил, что вопросы, касающиеся помощи замещающим семьям в контексте речевого развития приемных детей, специально не изучались. Не концептуализирована система подготовки педагогов к сопровождению замещающих семей по речевому развитию дошкольников. Не разработаны технологии подготовки замещающих родителей к преодолению и предупреждению речевых затруднений приемных детей дошкольного возраста.
Стало очевидным, что вопросы помощи семьям, принявшим на воспитание детей раннего и дошкольного возраста в контексте становления их речевой функции, представляет собой существенную лакуну. Нами в период с 2005 по 2015 годы было предпринято исследование с целью разработки концепции и стратегии педагогического сопровождения замещающих семей по речевому развитию дошкольников.
Рабочим понятием исследования явилось понятие о педагогическом сопровождении замещающей семьи. Мы рассматривали его как особый вид практики, основывающийся на помогающих действиях по усилению ресурсов замещающей семьи в гармоничном речевом развитии дошкольника.
Опытно-экспериментальная работа велась на базе ряда образовательных и социальных учреждений Великого Новгорода: дошкольного детского дома № 3, МАДОУ № № 81, 62, 68, 26, дошкольного отделения школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Я.П.Павлова, психологического центра «Отклик», реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в домашних условиях замещающих семей, а также на базе психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
На различных этапах исследования в нем приняли участие: 1) 124 ребенка раннего и дошкольного возраста; 2) 87 замещающих родителей; 3) 72 сотрудника дошкольных образовательных и социальных учреждений; 4) 143 студента, обучающихся на педагогических специальностях.
Детская выборка состояла из 124 детей. Период их проживания в замещающих семьях колебался от четырех месяцев до трех лет. Из них 119 детей имели предшествующий опыт жизни в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (101), неблагополучных родительских семьях (10) или других замещающих семьях (8). Из них усыновленных детей — 10 (тайна усыновления не сохранялась по инициативе усыновителей), из приемных семей — 40, из опекунских семей — 31.
Экспериментальная выборка замещающих родителей состояла из двух подгрупп. В первую под-
группу вошли члены замещающих семей: бабушки-опекуны (24 человека); тети-опекуны (6), дедушка (1), приемные матери (38), приемные отцы (2), усыновители (10). Во вторую — кандидаты в замещающие родители (14).
В экспериментальную группу педагогов вошли воспитатели МАДОУ, воспитатели дошкольных детских домов, сотрудники реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья (12), учителя-логопеды и педагоги-психологи психологического центра «Отклик» (5).
Группа будущих специалистов состояла из студентов и магистрантов (8), получающих образование в области специального (дефектологического) образования (83), дошкольной педагогики (22), специальной психологии (30).
В процессе исследования была выявлена высокая частота встречаемости и неоднородная структура речевых затруднений детей дошкольного возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. При анализе природы возникновения речевых затруднений были выявлены преобладание социальной этиологии над биологической, а также наибольшая распространенность мультифакторной этиологии. Была разработана типология речевых затруднений дошкольников из замещающих семей: фонетико-фонематические, системные, вербально -коммуникативные.
При исследовании готовности замещающих родителей оказалось, что многие из них не готовы или недостаточно готовы к преодолению и предупреждению речевых затруднений приемных детей и нуждаются в специальном педагогическом сопровождении.
Была разработана технология выявления готовности к сопровождению замещающих семей с детьми дошкольного возраста, включающая три направления: теоретическое, эмпирическое и субъектное. В рамках теоретического направления изучалось овладение терминологией, обслуживающей данную проблему, ориентированность в категориальном аппарате и сущностных аспектах проблемного поля сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Эмпирическое — предполагало выявление готовности к осуществлению практических действий в области работы с замещающими семьями и приемными детьми раннего возраста с нарушениями речи. Субъектное — включало исследо-
вание личностной и гносеологической подготовки, определяющей у педагогов и будущих педагогов нацеленности на самообразование, саморазвитие, сотрудничество в сфере сопровождения замещающих семей с детьми дошкольного возраста, а также рефлексивное отношение к своему уровню подготовки и реализуемой деятельности.
Ее применение позволило отметить недостаточную готовность взрослых во всех экспериментальных группах и обосновать необходимость педагогического сопровождения замещающих семей по речевому развитию дошкольников.
1. Хрусталькова Н.А. Модель формирования педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 104-111.
2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 c.
3. Осипова И.И., Захарова Ж. А. Замещающая семья: Метод. пособие. Москва-Кострома, 2005. 95 с.
4. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ.; общ. ред. и вступ. статья Г.В.Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
5. Захарова Ж.А. Воспитание усыновленных детей с особыми потребностями // Чужих детей не бывает / Под ред. Ф.Р.Зевахиной. М.: Оргсервис, 2005. 144 с.
6. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. М.: Дом, 1993. 20 с.
7. Хрусталькова Н.А. Школа приемных родителей: Учеб. пособие; Пензенская государственная технологическая aкадемия. Пенза, 2008. 119 с.
References
1. Khrustalyova N.A. The model of formation of pedagogical competence of parents in the professional substitute family. Vestnik of Tyumen State University, 2008, no. 5, pp. 104111.
2. Oslon V.N. Family placement of orphans: a professional foster family. Moscow, Genesis Publ., 2006. 368 p.
3. Osipova I.I., Zakharova Zh. А. Substitute family: a guide book. Moscow-Kostroma, 2005. 95 р.
4. Bowlby J. Attachment. Attachment and loss: Vol. 1. Loss. New York, Basic Books, 1969. Russ. ed.: Privyazannos't'. Moscow, Gardariki, 2003. 477 р.
5. Zakharov G.A. Parenting adopted children with special needs. In: Zevakino F.R., ed. No alien children. Moscow, Orgservis Publ., 2005. 144 р.
6. Ivanova N.P., Zavodeelkina O.V. Children in foster care: Tips for new parents. Moscow, House Publ.. 1993. 20 p.
7. Khrustalcova N. A. The school foster parents: a training
manual. Penza, Penza state technological academy, 2008. 119 p.