Научная статья на тему 'Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5922
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / REPLACEMENT FAMILIES / PLACEMENT OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / SUPERVISION BY PSYCHOLOGISTS AND TEACHERS / ADOPTION / CUSTODY / FOSTER CARE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Шпакова Виктория Валерьевна

Статья посвящена проблеме жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В статье подробно раскрыты формы семейного жизнеустройства детей-сирот: усыновление, опека, приемная семья. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей. Результаты исследования социально-психологических характеристик замещающих семей показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей на всех этапах приема ребенка-сироты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADOPTION PROBLEMS OF ORPHANS

The paper is dedicated to the placement problems of the children who lost custody of their biological parents. In the paper various ways of orphans' placement into families, i.e. adoption, custody, foster care, are presented in detail. 102 replacement families taking charge of the children participated in the experiment. The results of the study of social and psychological characteristics of replacement families revealed the difficulties in establishing contact with an adopted child, and the need of replacement families for targeted supervision by psychologists and teachers at all stages of an orphan's placement.

Текст научной работы на тему «Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 37.018.324

Т. А. Костюкова, В. В. Шпакова СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья посвящена проблеме жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В статье подробно раскрыты формы семейного жизнеустройства детей-сирот: усыновление, опека, приемная семья. В опытоэкспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей. Результаты исследования социально-психологических характеристик замещающих семей показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей на всех этапах приема ребенка-сироты.

Ключевые слова: замещающие семьи; жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогическое сопровождение; усыновление; опека; приемная семья.

Рост числа детей-сирот в России обусловливается социальной аномалией российского общества. Нельзя не указать на катастрофический рост потребления алкоголя в последние десятилетия в нашей стране как на важнейший фактор деградации и распада семей. Отмечается также неуклонный рост женского алкоголизма, низкий уровень самосознания в неблагополучных семьях [1, с. 10].

Системный подход к анализу феномена семьи позволяет характеризовать ее как единый, открытый, психологический и биологический организм с присущими ему семейными взаимосвязями, пребывающий в постоянном взаимодействии с окружающей средой. С этой точки зрения, родительство, целевой смысл которого - рождение и воспитание детей, является относительно самостоятельной подсистемой в целостной системе семьи [2, с. 16]. Рассматривая роль родительства в аспекте семейной системы, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохраняются в качестве основной функции семьи на протяжении всего исторического этапа ее существования, а также в качестве кристаллизующего, объединяющего момента в любой семейной системе, в том числе и в замещающей [3, с. 21].

Среди современных типов семьи появился и становится все более распространенным тип замещающих семей, которые принимают на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей-си-рот и детей, лишенных родительского попечения. В. Н. Ослон говорит о том, что замещающая семейная забота возникла как альтернатива воспитания ребенка в сиротском учреждении [4, с. 5].

Данная статья подготовлена по результатам исследования сопровождения замещающих семей, проведенного с 2004 по 2009 г. на базе ОГУЗ «Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Томска. КГУЗ «Красноярский краевой специализированный

дом ребенка № 5» г. Сосновоборска, ГУЗ «Губернский дом ребенка специализированный» п. Зеленогорский Кемеровской области.

Анализ действующего законодательства показывает, что приоритетной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации - СК РФ), что может осуществляться в разных формах - путем установления усыновления или удочерения; передачи под опеку (попечительство) или помещения в приемную семью.

Усыновление является оптимальной и наиболее желательной формой устройства детей-сирот. Согласно п. 1 и 2 ст. 137 СК РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству, приравниваются в личных и имущественных правах к родственникам по происхождению.

Решение об усыновлении имеет значимые и длительные правовые последствия, поэтому оно принимается только судом. Но для нас более весом и значим тот факт, что данное решение в первую очередь принимают усыновители. Проведенное исследование показало, что в целом они понимают всю ту долю ответственности, которая возлагается на них, как на родителей: приобретение всех прав родителей, вместе с тем наделение и обязанностями по содержанию, образованию и воспитанию ребенка. После усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения, органы местного самоуправления уже не несут ответственности за его содержание. Вместе с тем только 76 % исследуемых семей готовы воспринимать усыновленного ребенка, как своего родного, со всеми особенностями его характера, темперамента, уровня развития, проблемами здоровья. С помощью мониторинга установлено, что теплые личные взаимоотношения между усыновленным ребенком и усыновителями возникают лишь в 63 % семей.

Таким образом, в связи с приоритетностью данной формы жизнеустройства она должна находиться

под пристальным вниманием специалистов органов опеки и попечительства. Так, на подготовительном этапе усыновителям необходимо предоставить системную информацию о правовом, социальном, медицинском, психолого-педагогическом статусе ребенка. На этапе собственно усыновления следует обеспечить условия для установления эмоционального контакта с ребенком, взаимопонимания, выявления факторов риска (нарушение психического и физического развития, отягощенная наследственность, несформиро-ванные гигиенические навыки и т. д.) и путей их преодоления. На третьем этапе дальнейшего сопровождения замещающей семьи необходимы консультативная поддержка специалистов помогающих профессий (врачей, психологов, логопедов и т. д.), а также -по индивидуальному запросу - практические занятия по поиску конкретных способов преодоления конфликтов и проблем, возникающих в процессе воспитания, обучения и развития усыновленного ребенка.

Иная ситуация имеет место в случае опеки или попечительства. Согласно п. 1 ст. 31 ГК РФ, опека или попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. Указанные цели определяют права и обязанности опекунов, характер правоотношений между опекунами и подопечными. Опекун становится законным представителем ребенка, он обязан его воспитывать и вправе определять способы воспитания. Ст. 150 СК РФ возлагает на опекуна обязанность заботиться о здоровье, психическом, физическом, нравственном и духовном развитии подопечного; он также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Специфика сопровождения опекунских семей состоит в том, что поскольку опекунами являются чаще всего лица, состоящие с ребенком в родственных отношениях той или иной степени близости, то их меньше интересует анамнез, но в большей степени -умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе, а главное, установить с ним тесный и длительный эмоциональный контакт. Наши наблюдения показывают, что жизнеустройство идет успешнее, если опекун обладает такими качествами, как активная жизненная позиция, позитивная самооценка, высокий уровень самоконтроля, ответственность и терпимость в отношениях.

После прекращения опеки (при приобретении подопечным полной дееспособности - достижении им 18-летнего возраста) опекун утрачивает все права и обязанности в отношении подопечного, в том числе обязанность проживать вместе с подопечным, воспитывать его, создавать условия для его всестороннего развития. Отношения между опекунами и подопечными могут продолжаться и в дальнейшем, однако они перестают носить правовой характер. Исследование показало, что не всегда дальнейшие отноше-

ния между опекунами и приемными детьми сохраняются; достаточно часто такие дети вы1нуждены самостоятельно продолжать свою жизнь, точно так же, как выпускники детских государственный учреждений.

К примеру, по достижении 18-летнего возраста Оксане Р., находящейся под опекой с 5 лет, опекуны отказали в материальной поддержке в связи с тем, что государство не выделяет денег на ее содержание. Для опекунов выход оказался прост - Оксана ушла жить в общежитие при училище. Но как тяжело бышо девочке, столько лет воспитывающейся в нормальный семейных условиях. Кому она сможет довериться в своей теперь уже взрослой жизни? Сможет ли она еще когда-либо испытать чувство привязанности? И как она будет выстраивать свои дальнейшие отношения с социумом, если отвергнута уже ни единожды?

Характер правоотношений, возникающих между приемными родителями и ребенком, взятым на воспитание в приемную семью, регламентируется п. 3 ст. 153 СК РФ, согласно которому приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Следует отметить ряд особенностей приемной семьи и правового статуса взятого в такую семью ребенка: ребенок передается в семью на основании договора, заключенного между приемными родителями и органом опеки и попечительства на срок, установленный договором, но не долее, чем до совершеннолетия, когда отношения между ребенком и приемными родителями уже не связаны с правами и обязанностями, предусмотренными для приемной семьи; на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ, а приемным родителям, в отличие от опекунов, выплачивается заработная плата и учитывается трудовой стаж; ребенок, сохраняет право на получение причитающихся ему алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат; за ним сохраняется право собственности на жилое помещение, в котором он проживал ранее, либо право на получение жилого помещения при отсутствии закрепленного за ним жилья.

Иными словами, государство предлагает вместо него позаботиться о детях, оставшихся без попечения родителей, просчитав при этом, что затраты в данном случае будут гораздо меньше, чем на содержание сиротских учреждений, сохраняя за собой контроль над выполнением обязанностей приемных родителей, возложенных нормативным и правовым законодательством. Их главной обязанностью является воспитание и образование приемных детей. Проведенное исследование показывает, что на сегодняшний день не существует никаких критериев отбора приемных родителей. Их образовательный и культурный уровень никак не учитывается. Из обследованных нами 102 семей 11 % приемных родителей не имеют даже сред-

него образования. Лишь 7 % обнаружили сформированные педагогические навыки.

Следует отметить, что п. 2 ст. 152 СК РФ устанавливает для расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и для освобождения (отстранения) от исполнения своих обязанностей опекуна (попечителя) следующие основания: болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, неблагоприятные условия для содержания, воспитания или образования ребенка. Данное обстоятельство позволяет отказаться от воспитания опекаемого или приемного ребенка в любой момент, а ребенок будет вынужден возвратиться в детское государственное учреждение. И тогда он оказывается предан дважды (первый раз от него отказались собственные родители). В такой ситуации у ребенка, как правило, возникает сильная психологическая травма и ему вновь требуется длительная реабилитация.

Исследованием установлена необходимость более качественной подготовки и дальнейшего сопровождения замещающей семьи на всех этапах приема ре-бенка-сироты. Необходимо также регламентировать данный процесс на федеральном уровне в связи с тем, что Положение о приемной семье (п. 11) разрешает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью, задача которых -осуществлять подбор и обучение лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание. Однако специальная подготовка кандидатов действующими нормативноправовыми актами не предусмотрена.

Затруднения приемных родителей не всегда связаны с материальными или жилищными проблемами, вопросами права, здоровья, т. е. с так называемыми внешними факторами. Гораздо чаще проблемы возникают в связи с личностными особенностями приемных родителей и различными аспектами их взаимоотношений с детьми, т. е. факторов «внутренних». Поэтому у замещающих родителей существует запрос на приобретение специальных знаний, педагогического мастерства, формирование личной позиции по воспитанию приемного ребенка, обеспечивающей его дальнейшую психолого-педагогическую поддержку [5, с. 39].

Согласно данным психолого-педагогического исследования жизнеустройства детей-сирот в 102 замещающих семьях, проведенного в 2007-2008 гг., 71 % родителей воспитание приемных детей стало основной деятельностью, мотив которой - в реализации потребности смысла жизни. У таких родителей бытие наполняется заботой о ребенке, счастливыми и радостными они чувствуют себя только в непосредственном общении с ребенком, в делах, связанных с заботой о нем. Они создают и удерживают излишне близкую личностную дистанцию с ребенком. Для таких

родителей характерна позиция «жить вместо ребенка», они стремятся слить свою жизнь с жизнью детей [6, с. 5].

Вслед за А. С. Спиваковской, изучавшей позиции родителей, воспитывающих приемных детей, наряду с общими характеристиками неадекватности и ригидности, нами также была обнаружена некоторая специфика в конкретном проявлении этих неблагоприятных качеств. Например, неадекватность родительской позиции в сфере социально-перцептивных особенностей выражена особенно ярко. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей «зашумляется», делается неточным, недифференцированным, грубо оценочным, в основном за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность. Родители начинают фиксировать любые даже самые мелкие черты неправильного поведения, которые вполне могут быть объяснены естественным ходом взросления ребенка, закономерным возрастным кризисом. Образ ребенка начинает обосновываться как проявление болезни, будущее ребенка выступает в красках пессимистического предвидения всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. «Я» ребенка наполняется в основном негативными качествами, а достоинства ребенка преуменьшаются [7, с. 27].

Исследованием выявлено, что социально-перцептивные особенности приводят к нарушению родительских позиций и в сфере взаимодействия с детьми. Воспитание все более переосмысливается как исправление врожденных недостатков. Уходит непосредственная радость от общения с ребенком, возникает родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограничивается принятие ребенка, и в итоге любовь к ребенку становится условной, а жизнь вместе с ребенком «превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так, как у других» [7, с. 32].

При обработке данных исследования было установлено, что в 63 % замещающих семей имеет место сверхавторитет родителей, в 22 % наблюдается подавление воли ребенка. Кроме того, в некоторых случаях имеет место излишняя концентрация на ребенке и в 11 % замещающих семей наблюдается наличие конфликтных ситуаций.

Исследование социально-психологических портретов замещающих семей по методике предельных смыслов показало, что из предполагаемых социально-психологических характеристик приемных родителей обследуемые замещающие семьи обнаружили слабую выраженность такой характеристики, как наличие в системе жизненных ценностей смысла иметь детей (в 29 % случаев он вообще отсутствует) [8]. У 32 % семей (в исследовании использовался цветовой тест отношений) отмечается наличие трудностей

в установлении устойчивого эмоционального контакта с приемным ребенком, умении создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе [9]. Замещающие родители, обследованные по методике смысло-жизненных ориентаций, показали высокие значения почти по всем аспектам изучения осмысленности жизни. Тем не менее в 85 % исследуемых семей присутствуют сложности в общении с приемным ребенком, что может говорить о том, что данный тест отражает сформиро-ванность собственной системы смыслов опекунов, в которой приемный ребенок, к сожалению, не присутствует [10].

К наиболее значимым практическим результатам нашего исследования следует отнести тот факт, что за период взаимодействия с замещающими семьями, в связи с реализацией его задач, позиция потенциальных родителей по отношению к необходимости психолого-педагогической помощи в выстраивании позитивных отношений с приемным ребенком и дальнейшего сопровождения замещающей семьи изменилась, - с отрицания необходимости помощи специалистов на момент приема ребенка-сироты (85 %) до осознания потребности в такой помощи (99 %) через 3-9 месяцев проживания ребенка в замещающей семье.

Список литературы

1. Зарецкий В. К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с.

2. Кон И. С. Этнография родительства. М.: Высшая школа, 2001. 336 с.

3. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. [Б. м.]: Независимая фирма «Класс», 2005. 208 с.

4. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.

5. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопр. психологии. 2001.

№ 4. С. 39-53.

6. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям. М.: Дом, 2003. 60 с.

7. Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. М.: Педагогика, 1991. 39 с.

8. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): метод. пособие. М.: [б. и.], 1992. 35 с.

9. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО) : метод. пособие. Л.: [б. и.], 1980. 24 с.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО): метод. пособие. М.: [б. и.], 1988. 19 с.

Костюкова Т. А., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: kostykova@inbox.ru

Шпакова В. В., аспирант, социальный педагог ОГУЗ «Дом ребенка».

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: babyhome@trecom.tomsk.ru

Материал поступил в редакцию 10.10.2008

T. A. Kostyukova, V V Shpakova THE ADOPTION PROBLEMS OF ORPHANS

The paper is dedicated to the placement problems of the children who lost custody of their biological parents. In the paper various ways of orphans’ placement into families, i.e. adoption, custody, foster care, are presented in detail. 102 replacement families taking charge of the children participated in the experiment. The results of the study of social and psychological characteristics of replacement families revealed the difficulties in establishing contact with an adopted child, and the need of replacement families for targeted supervision by psychologists and teachers at all stages of an orphan’s placement.

Key words: replacementfamilies, placement ofchildren left without parental care, supervision by psychologists and teachers, adoption, custody, foster care.

Kostyukova T. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: kostykova@inbox.ru

Shpakova V. V

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: babyhome@trecom.tomsk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.