Научная статья на тему 'Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи'

Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3959
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна

В статье автор характеризует основные проблемы детей, воспитывающихся в замещающих семьях (усыновителей, опекунских, попечительских, патронатных и приемных), а так же раскрывает комплекс задач, которые призвана решать замещающая семья в процессе становления и развития ребенка-сироты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи»

Ж.А. Захарова

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Преамбула. В статье автор характеризует основные проблемы детей, воспитывающихся в замещающих семьях (усыновителей, опекунских, попечительских, патронатных и приемных), а так же раскрывает комплекс задач, которые призвана решать замещающая семья в процессе становления и развития ребенка-сироты.

Социальное сиротство - сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни в период глобального и резкого социального сдвига в российском обществе.

Доказано, что содержание младенцев с первых недель жизни даже в комфортабельных и психологически щадящих условиях Дома ребенка, тем не менее, приводит более чем в 90% случаев к нарушениям их развития, психическим расстройствам, личностным искажениям, отставанию. Это объясняется тем, что среди духовных потребностей, необходимых маленькому человеку, важно чувство любви, особенно матери, ощущения уверенности и безопасности, которые дают семья и ее атмосфера.

По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В таком случае их главной заботой будет осуществление права ребенка на воспитание в семье. Поэтому, не случайно, государство сегодня прилагает усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи.

Замещающая семья - форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Замещающая семья призвана решать комплекс задач:

1. Ослабление и снятие «стресса нового образа» жизни.

2. Создание благоприятных условий, способствующих развитию личности в рамках возрастной нормы.

3. Приобщение ребенка к культурным и духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки ее к будущей самостоятельной деятельности.

4. Налаживание индивидуального общения с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы [1].

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему, в этом случае, присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.

Ребенок может попадать в разные виды замещающих семей: опекунская, попечительская, усыновителей, приемная, патронатная. Для каждой из них присущи свои особенности. В тоже время, предпочтение отдается усыновлению, так как ребенок обретает в этом случае статус родного.

Усыновление (удочерение) - наиболее предпочтительный вид замещающей семьи, предполагающей устройство детей, лишившихся родительского попечения, при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью.

Опека/попечительство - это одна из разновидностей замещающей семьи, которая предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 8, 2006

© Ж.А. Захарова, 2006

Цель опеки (попечительства) - обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, их болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Преимущество данного вида замещающих семей заключается в возможности сохранения ребенком, оставшимся без попечения родителей родственных кровных связей [3], семейного сообщества.

Приемная семья - разновидность замещающих семей, которая предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче детей на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять их на воспитание в семью) на срок установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд.

Патронатная семья - это еще одна разновидность замещающих семей, предполагающая устройство детей, нуждающихся в защите с установленным статусом и без него. Дети передаются в патронатные семьи на тот срок, который необходим ребенку для его реабилитации или установления статуса:

- краткосрочно - на срок от 1 дня до 6 месяцев;

- долгосрочно - от 6 месяцев и более.

Преимущество патронатной семьи от других

видов семейного жизнеустройства детей данной категории заключается в том, что ответственность за ребенка разделяется между органами опеки и попечительства, патронатным родителем и учреждением, из которого ребенок был помещен в пат-ронатную семью. Это дает возможность патронат-ным родителям получать необходимую помощь и поддержку от специалистов разного профиля при необходимости и курирование психолога.

Патронатная семья для России - новый вид замещающей семьи. Она имеет ряд принципиальных отличий в организации жизнедеятельности, связанных, в первую очередь, с тем, что она часть определенной системы, отражающей принципиально новый подход к опеке и попечительству, а также помощи детям, нуждающимся в поддержке государства.

Замещающая семья в отношении приемного ребенка призвана выполнять многообразие функций: развивающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую, восполняя недостатки его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидировать его отставания. В социальном, физическом и психическом развитии.

Воспитание приемного ребенка сопряжено с определенными трудностями, которые необходимо учитывать, т.к. ребенку-сироте необходима не просто семья, а замещающие родителей взрослые, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

Признавая важность значения и роли замещающей семьи в становлении ребенка, необходимо учитывать проблемы и сложности, с которыми сталкиваются дети на разных возрастных этапах, оказавшись в новых условиях: наличие опыта и продолжительности проживания в биологической семье; срок пребывания в государственном учреждении; возраст ребенка при помещении его в новую семью; вид замещающей семьи, в которой находится ребенок; наличие биологических детей в замещающей семье и соотношение их с возрастом с возрастом приемного ребенка; уровень его подготовленности и замещающих родителей к выполнению новой роли; выбора используемых форм и методов воспитания детей в семье.

Главная трудность для детей из детских домов и интернатов, как показывают результаты нашего исследования, заключается в освоении новой ролевой позиции члена семьи - сына, дочери, так как именно такая позиция приемным ребенком не была освоена на предыдущем жизненном этапе, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. В силу этого приемным детям трудно осознать себя сыном (дочерью), еще сложнее - братом (сестрой).

Наблюдения за воспитанниками детского дома показали, что даже у родных братьев и сестер, живущих в одном интернатном учреждении, родственные чувства слабо развиты или вообще отсутствуют. Следовательно, для таких детей нужны четкие ориентиры в отношении того, что такое семья, как она функционирует, каковы правила жизни в ней. По мере взросления ребенка у него, как правило, сохраняется стремление подтвердить свое положение в семье.

Как было выявлено в ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе Ченцовского детского дома, практически, у всех воспитанников детского дома отсутствует четкое представление о семье как системе взаимоотношений, прав и обязанностей.

Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что:

1. 36% детей-сирот вообще против перехода в семью. В качестве основных причин такого отношения называется страх непринятия в замещающей семье, несовместимость характеров и интересов.

2. 20% из тех, кто проживал в патронатной семье, имеет негативный опыт (получали упреки в свой адрес, требования благодарности за то, что приняли в семье, сталкивались с пренебрежительным отношением к себе, унижением человеческого достоинства).

3. 23% воспитанников всем остальным формам проживания предпочтение отдают детскому дому. Они не хотели бы ничего изменять. Среди них, примерно, 5% - это дети, которые имели опыт проживания в благополучной биологической семье и где родители скоропостижно или трагически погибли, поэтому они хранят память о дорогих и любимых людях.

Проведенное нами исследование так же показало, что у детей закрыто усыновленных в младенчестве или раннем младшем возрасте, как правило, возникают проблемы связанные с идентификацией, в том случае, если ребенок не имеет внешнего сходства с усыновителями, особенно если он другой этнической группы, что в свою очередь, приводит к проблемам во взаимоотношениях с родителями в подростковом периоде.

Кроме того, существуют проблемы, связанные с усыновление детей сразу после их рождения, определяются тем, что у таких детей на пре-и перинатальных этапах развития не было какой-либо связи с приемными родителями.

Как показано в работах (Г.С. Красницкая, Г.В. Семья, В.Н. Ослон) в подростковом возрасте такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «призраков крови», что может приводить к глубоким конфликтам с приемными родителями и накладывать отпечаток на их психологическую идентичность. Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка позволяют говорить и о так называемом «синдроме приемного ребенка, который проявляется в сниженной самооцен-

ке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении интимных отношений в зрелом возрасте.

Усыновленный ребенок может менять свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно, когда он испытывает обиду, когда помнит своих биологических родителей или пытаются быть похожими на воображаемых биологических родителей, так как подросток, обладая ограниченной информацией о биологической семье, домысливает недостающие нюансы. В результате чего усыновителям может показаться, что подросток отрицает их ценности, обычаи, религию, не принимает ту шкалу ценностей, которая, не совпадает с воображаемым образом в его биологической семье. Таким образом, этим объясняется трудность в формировании идентичности у усыновленных детей.

Опыт сопровождения замещающих семей позволил нам выделить два типа отношений родных и приемных детей, присутствующих в них:

1. Разделение на своих и приемных детей. Замещающие родители сравнивают родных с приемными детьми. В момент сравнения «плохой» ребенок вынужден выполнять отведенную роль. Здесь у приемных детей чаще всего формируется страх, что от него откажутся.

2. Родители ко всем относятся одинаково, у всех равные условия жизни. Здесь в трудном положении находятся родные дети: они теряют часть внимания и любви родителей. Поэтому очень важно сделать их сторонниками родителей, Если родные дети уверены, что их положение прочно в семье, то они во многом могут помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействовать со взрослыми. Также следует учесть, что если у родителей плохие отношения с родными детьми, нет взаимопонимания с ними, - с приемными будет еще сложнее [6].

Еще одна проблема заключается в том, что родные дети рассказывают о приемном соседям, на улице, в школе. Здесь нужна единая семейная линия поведения, направленная на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы. В такой ситуации можно попросить родного ребенка представить, чтобы он испытывал, если бы он был приемным.

Проведенное исследование и опыт работы с семьями усыновителей привело нас к выводу, что усыновление не накладывает видимого отпечатка на поведение ребенка, особенно подростка, в

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 8, 2006

том случае, если, во-первых, в замещающей семье нет биологических детей и, во-вторых, тема усыновления обсуждалась с ребенком в младшем возрасте, в-третьих, в процессе воспитания не акцентировалось внимание на данном факте и не совершалось попыток увидеть связь между некоторыми неуспехами ребенка и его генетикой; в-четвертых, если усыновители, готовы помочь ребенку при необходимости в сборе информации о биологических его родственниках.

В то же время есть два положения, с которыми необходимо считаться, чтобы процесс становления усыновленного ребенка в замещающей семье был успешным:

- усыновление - неотделимая часть истории ребенка и этот факт нельзя игнорировать;

- приемные дети могут успешно противостоять трудностям своего развития и преодолевать их, если будут получать помощь со стороны взрослых и специалистов.

У детей, воспитывающихся в опекунских и попечительских семьях, созданных кровными родственниками, как правило, проблем с идентификацией не возникает, так как они имеют возможность обсудить свои корни, увидеть фотографии, услышать рассказы о своих родителях от родственников, выявить сходство как внешнее, так и характерологическое, поведенческое.

Схожее и отличительное можно наблюдать в приемных и патронатных семьях, где, как правило, воспитываются дети, которые имели опыт проживания в биологической семьи и воспитания в государственных учреждениях. Приемные дети фактически, напоминают, что они отличаются от своих друзей, живущих в биологических семьях. Отсюда возникает чувство непричастности к семье, которое, как правило, начинается с внешней непохожести. Многие приемные дети стремятся найти своих биологических родителей, нет необходимости считать это проблемой. Каждый человек хочет знать, что он является частью какой-то семьи.

В этой связи, следует предупредить о некоторых опасностях на которые необходимо обратить внимание приемным и патронатным родителям:

- обвинения в адрес замещающих родителей в несправедливом сравнении с биологическим ребенком;

- проблемы в школе;

- внезапное предубеждение по отношению к неизвестному;

- проблемы со сверстниками;

- эмоциональная закрытость, отказ делиться переживаниями.

Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с прекращением действия договора с замещающими родителями, в связи с 18-тилетием приемного ребенка, т.е. фактически, с этого момента приемная семья перестает существовать. Как показало наше исследование, дети из приемных семей очень страшатся этого момента. Их волнует будут ли сохранены отношения с приемными родителями, захотят ли они общаться с ним, если не будет оплачиваться их труд, можно ли будет приезжать в гости и как часто и т.п.

Таким образом, для того, чтобы воспитание детей-сирот в замещающей семье отличалось эффективностью, необходимо учитывать проблемы с которыми они могут столкнуться в новых условиях на этапах адаптации ребенка, присвоения роли сына (дочери), идентификации, строительства взаимоотношений с кровными детьми, процесс автономизации.

Библиографический список

1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.

2. ЗахароваЖ.А., ОсиповаИ.И. Замещающая семья. - М., 2005.

3. Захарова Ж.А. Усыновление, опека, попечительство. - М.; Кострома, 2005.

4. Захарова Ж.А. Сборник научно-методических статей, аналитических и статистических материалов «Ребенок не может жить без семьи» / Сост. Н.М. Драничникова, Ж.А. Захарова, С.А. Фоминых. - Кострома, 2006.

5. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям. -М., 1993.

6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М., 2006.

7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.