ISSN 2311-8733 (Online) Социально-экономическая политика
ISSN 2073-1477 (Print)
ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Владимир Николаевич ШИТОВа, Эльвира Ирековна БАСЫРОВАМ
а кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита,
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация
ь соискатель кафедры финансов и кредита,
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация [email protected] • Ответственный автор
История статьи:
Принята 10.11.2015 Одобрена 01.12.2015
УДК 369.041 JEL: I21, I22, I28, I38
Ключевые слова: дети-сироты, замещающая семья, государственные учреждения, сравнительная эффективность финансирования
Аннотация
Предмет. В статье рассмотрены формы устройства в Ульяновской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цели. Определить, насколько эффективно для бюджета Ульяновской области содержание детей в замещающих семьях по сравнению с содержанием в детских домах. Методология. Использованы системный, сравнительный, статистический и логический виды анализа.
Результаты. Определено, что содержание детей в казенных учреждениях Ульяновской области дороже, чем в замещающих семьях.
Выводы. Сделан вывод о том, что устройство в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно является важным направлением социальной политики региона и способствует повышению эффективности расходования средств бюджета и укреплению национальной безопасности страны в целом.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Современная стратегия социально-экономических преобразований в Российской Федерации предполагает достижение высокого уровня благосостояния всех категорий населения. Важную роль в этом играет институт гражданского общества по обеспечению развития всех российских детей, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - сирот).
История попечения в России включает следующие периоды:
• дореволюционный, для которого характерна комбинированная система призрения сирот, то есть с участием как государства, так и благотворителей;
• советский (1917-1985 гг.), для которого характерна концентрация призрения сирот в руках государства. Детские дома - основная форма устройства детей, лишенных родительской опеки;
• современный (1985 г. - по настоящее время), для которого характерны переориентация государственной политики на формирование системы социальной защиты детей, тенденция к деинституционализации, возрождение института опеки [1].
Россия уже около 30 лет находится в поиске наиболее оптимальной модели, способной обеспечить благоприятные условия для жизни и развития несовершеннолетних и защиты их прав. В настоящее время применяются такие меры государственного социального обеспечения, как материальная (финансовая) поддержка, надзор, воспитание, социальное обслуживание [2].
Абсолютное большинство исследователей и работников социальной сферы сходятся во мнении, что система воспитания в детских домах в России является крайне неэффективной. Воспитанники недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни (не имеют опыта приготовления пищи, работы по хозяйству, сбора документации для получения паспорта и т.д.). Кроме того, большинство детей, находящихся в интернатных учреждениях, являются социальными сиротами, то есть при живых родителях, которые в основном страдают алкоголизмом и не работают. Опыт проживания детей сначала в таких семьях, а затем в интернатных учреждениях с детьми, оказавшимися в подобной ситуации, искажает их представление о правильных семейно-брачных отношениях [3]. Таким образом, они воспроизводят жизнь собственных родителей.
В связи с назревшей проблемой воспитания детей в государственных учреждениях появилось новое
понятие — социальное репроектирование сиротства [4]. Это процесс внедрения в социальный институт сиротства нововведений, корректирующих его функционирование с целью повышения эффективности. Наиболее эффективным является замещение общественного воспитания сирот формами их семейного устройства.
К базовым семейным ценностям, которые формируются в замещающей семье, относятся: понимание семьи как ценности, уважение старших, забота о младших, культура быта. Эти ценности в условиях замещающей семьи формируются у сирот путем передачи, освоения, усвоения и присвоения положительного семейного опыта, семейных отношений, семейных ценностей [5].
В Ульяновской области также наибольшее внимание уделяется устройству детей в семьи и стимулированию замещающих родителей. Несмотря на это, сохраняется потребность в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в Ульяновской области функционирует восемь социально-
реабилитационных центров для
несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков, к которым относятся:
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» в Ульяновске;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Открытый дом» в Ульяновске;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в Барыше;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в Ульяновске (Центр по профилактике семейного неблагополучия);
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в Димитровграде;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка;
• социальный приют для детей и подростков «Росток» в д. Рокотушка;
• социальный приют для детей и «Ручеек» в р.п. Красный Гуляй.
Основными задачами данных учреждений являются профилактика безнадзорности, беспризорности и социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В отличие от социально-реабилитационных центров социальные приюты призваны оказывать экстренную социальную помощь
несовершеннолетним [6].
Следующей формой интернатного воспитания детей является воспитание в детских домах. В Ульяновской области - семь детских домов, из которых шесть - для детей с ограниченными возможностями здоровья. К этим учреждениям относятся:
• детский дом «Соловьиная роща»;
• Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета»;
• Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья им. Героя Советского Союза А. Матросова (Центр патриотического воспитания);
• Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»;
• Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»;
• специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства»;
• Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» (Центр по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей).
В сентябре 2015 г. вступили в силу новые требования к деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1.
В соответствии с новыми требованиями численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 чел., а в возрасте до 4 лет
подростков
1 Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
— 6 чел. Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье [7]. За группой будет следить постоянный воспитатель, что поможет воссоздать атмосферу семьи и снизить стрессовую нагрузку на детей [8].
Несмотря на новые требования, детский дом никогда не сможет заменить детям семейный уют. Именно поэтому усилия органов исполнительной и законодательной власти направлены на семейные формы устройства детей [9].
В настоящее время в Ульяновской области существуют 4 формы устройства детей в семьи, к которым относятся:
• усыновление;
• опека (попечительство);
• приемная семья;
• патронатная семья. Усыновление
Усыновление считается приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых умерли либо лишены родительских прав. Для полноценного развития ребенок должен жить и воспитываться в семье. Это положение очевидное и бесспорное. Данная форма больше подходит для маленьких детей. Во-первых, подавляющее большинство усыновителей стремятся принять в семью детей самого маленького возраста. Во-вторых, для детей-подростков важную роль приобретает позитивное сообщество сверстников, и для них опекунская и приемная семья или патронат
- более приемлемые формы. Во всяком случае, люди с опаской относятся к усыновлению подростков [10].
Усыновленный ребенок утрачивает правовую связь с биологической семьей. Со дня вступления в законную силу решения суда между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком, с другой стороны, возникают такие же права (имущественные и неимущественные) и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье.
Законом Ульяновской области от 31.08.2012 № 112-ЗО «О единовременном денежном пособии
гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее — Закон Ульяновской области № 112-ЗО) предусмотрено единовременное денежное пособие, которое может быть использовано исключительно для определенных целей:
• улучшения жилищных условий усыновленного (удочеренного) ребенка;
• получения усыновленным (удочеренным) ребенком образования, за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно;
• лечения (оздоровления) усыновленного (удочеренного) ребенка.
Опека и попечительство
Опека и попечительство, как и в случае усыновления, устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Однако под опеку могут быть приняты и дети, родители которых не лишены родительских прав, но по разным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности (например, тяжелая болезнь родителей). Ребенок передается под опеку в целях обеспечения его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов [11].
При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители (если они живы) не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки обязаны регулярно контролировать условия содержания, воспитания и образования ребенка. В настоящее время опека и попечительство считаются наиболее распространенной в России формой семейного устройства.
Имеются два вида опеки:
• безвозмездная опека;
• опека по договору.
В случае оформления опеки по договору опекун получает пособие на содержание ребенка (как и приемный родитель) [12].
Размеры пособия, установленные в ч. 1 ст. 2 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 № 152-ЗО «О ежемесячной выплате на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье в Ульяновской области», ежегодно пересматриваются с учетом инфляции.
Выплата пособия производится на детей, находящихся под опекой (попечительством), и детей, переданных на воспитание в приемные семьи.
Опекуны лишены пособия на подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.).
Также не выплачивается пособие на подопечных, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности.
Полномочия по выплате пособия возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области.
Приемная семья
Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) [13].
Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и правом получения пособия на содержание ребенка. Но в отличие от опекуна (попечителя), приемному родителю оплачивается дополнительное вознаграждение [14].
Согласно Закону Ульяновской области от 04.10.2006 № 137-ЗО «О размере вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и льготах, предоставляемых приемной семье, в Ульяновской области» размер вознаграждения индексируется с учетом инфляции. Также выплачиваются следующие надбавки к установленному
вознаграждению:
• надбавка за работу с детьми в возрасте до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, размер которой составляет 20% соответствующего вознаграждения;
• надбавка за работу с детьми в возрасте от 6 лет и старше, размер которой составляет 30% соответствующего вознаграждения;
• надбавка за работу с детьми в возрасте от 6 лет и старше с ограниченными возможностями здоровья, размер которой составляет 40% соответствующего вознаграждения.
Приемным родителям, проживающим в сельской местности, также устанавливается ежемесячная доплата за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка.
На приемную семью, имеющую троих и более детей, включая родных и усыновленных, распространяются льготы для многодетных семей, установленные законодательством Ульяновской области.
Полномочия по выплате вознаграждения приемному родителю возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для этой цели, ежегодно предусматриваются в законе Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций.
Патронатная семья
В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 42 субъектах Российской Федерации, в том числе в Ульяновской области. Патронатная семья - это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание и воспитание в семью в соответствии с договором о патронатной семье [15].
Патронатное воспитание имеет сходство с фостерскими семьями, практикующимися на западе. Дети, лишившиеся родительской опеки, имеют возможность устройства в семью на необходимый срок, при этом учреждение или уполномоченный орган опеки и попечительства предоставляет юридическую, социальную, психологическую и другую помощь.
Патронатное воспитание предполагает, что законное представительство передается семье не в полном объеме, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и организацией, осуществляющей устройство детей в патронатную семью.
Договор о патронатном воспитании, как правило, предусматривает:
• условия содержания, воспитания и образования ребенка;
• меры по защите его прав;
• перечень документов, передаваемых патронатному воспитателю;
• права и обязанности сторон;
• порядок и условия расторжения договора;
• срок действия договора;
• размер средств, выплачиваемых на содержание ребенка, а также в качестве заработной платы патронатному воспитателю [16].
Защита имущественных прав
несовершеннолетнего, представление интересов ребенка в суде при рассмотрении дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав, решение вопроса о выезде ребенка за пределы страны относят к полномочиям организации, находящейся в ведении Ульяновской области. Патронатный воспитатель в свою очередь отвечает за содержание, воспитание, безопасность ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, операции, летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с организацией.
После определения ребенка в семью патронатные воспитатели становятся сотрудниками
уполномоченной организации, получают трудовой стаж, заработную плату, пособие на содержание воспитанника. Также им предоставляется оплачиваемый отпуск, перед приемом на работу назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Договор о патронатном воспитании становится своего рода трудовым договором.
Существует два основных направления работы по устройству детей в патронатные семьи:
• долгосрочное устройство, при котором в деятельности патронатных воспитателей преобладают родительские функции;
• краткосрочное устройство, когда патронатные воспитатели помогают воспитанникам пережить кризисный период в жизни или решить иные проблемы, то есть в их деятельности преобладает профессиональная роль.
Патронат является наиболее гибкой формой семейного устройства и позволяет оформить в семью любого ребенка, нуждающегося в государственной защите, в том числе ребенка без определенного юридического статуса, минуя детский дом.
Законодательством Ульяновской области предусмотрены:
• порядок отбора патронатного воспитателя;
• порядок осуществления расходов, связанных с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатную семью;
• порядок осуществления контроля за воспитанием и условиями содержания воспитанника патронатной семьи;
• пакет документов для оформления патронатной семьи и др.
Также Законом Ульяновской области от 04.02.3009 № 07-З0 «О патронатной семье в Ульяновской области» предусмотрен размер выплаты патронатной семье на содержание ребенка. Правительством Ульяновской области определен размер дополнительной оплаты труда патронатных воспитателей.
В чем же разница между перечисленными формами устройства детей? Усыновление, установление опеки и попечительства, а также приемная семья как форма устройства выдвигают достаточно жесткие требования к людям, желающим принять детей в семью. Наиболее жесткие требования выдвигаются к усыновителям. Это требования к доходам и жилью, определенной социальной успешности кандидатов. Другие формы семейного устройства (особенно патронат) более гибки в этом отношении и выдвигают к замещающим родителям меньше требований. Проще и документальное оформление в случае выбора этих форм.
Вместе с тем, называя усыновление приоритетной формой семейного устройства, государство финансирует его меньше остальных. Приемная семья с точки зрения материальной поддержки является наиболее выгодным вариантом для родителя.
Усыновить ребенка или создать приемную семью можно лишь в том случае, если родители детей, принимаемых в новую семью, умерли или лишены родительских прав. Патронат предоставляет возможность семейного устройства даже тех детей, родители которых не лишены родительских прав.
Договорная форма семейного устройства, признающая воспитание оплачиваемым трудом (приемная семья, патронат), предполагает определенные ограничения прав воспитателей в отношении принятых в семью детей. Патронатная форма ограничивает эти права чуть больше, чем приемная семья, но договор в данном случае более
гибок, и воспитатель может взять на себя ту ответственность за ребенка, которую ему под силу нести.
Различается и набор документов, который нужно подготовить для оформления того или иного вида семейного устройства детей. Наиболее объемный и сложный набор документов предполагает усыновление [17].
Также помимо различия в административных, организационных и правовых формах, существуют и различия, сложившиеся в практике семейного устройства. Например, опеку охотнее предоставляют непосредственным родственникам детей, а в случае создания приемной или патронатной семьи это может стать нежелательным фактором. Одинокие, состоящие в гражданском браке, слишком молодые или слишком пожилые имеют меньше шансов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, чем семейные, среднего возраста и со стабильным социальным статусом. А оформление патроната для них, наоборот, значительно проще [18].
Следует отметить, что патронатное воспитание имеет сходство с такой формой социально-реабилитационной работы, как семейно-воспитательная группа (СВГ). Это временная семейная форма жизнеустройства детей, при которой дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, помещаются в семью на период реабилитации. Дети, не имеющие установленного юридического статуса сироты, но помещенные на воспитание в социально-реабилитационные центры или приюты органов социальной защиты населения, могут временно, на срок до установления юридического статуса, помещаться в семьи граждан, которые становятся при этом воспитателями этих приютов или центров. Воспитатель СВГ является сотрудником специализированного учреждения и получает заработную плату в соответствии с трудовым договором и пособие на содержание воспитанника. В одной семейной воспитательной группе может содержаться от 1 до 3 несовершеннолетних.
Семейно-воспитательная группа получает профессиональное сопровождение специалистов учреждения, при котором она открыта. По окончании срока трудового договора или при установлении юридического статуса ребенка принимается решение о его дальнейшем жизнеустройстве. Это может быть возвращение ребенка в кровную семью или в учреждение, переоформление СВГ в иные формы устройства (усыновление, опека, приемная семья). Данная
форма устройства позволяет сохранить за родителями родительские права и в случае улучшения домашней обстановки вернуть ребенка в семью. Кроме того, СВГ является экономически эффективной формой жизнеустройства, поскольку, по мнению экспертов, содержание ребенка в семейной группе обходится государству гораздо дешевле, чем в социальном приюте [19].
В Ульяновской области внедрены основы СВГ в некоторых детских домах. К их числу относится Ульяновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Открытый дом».
Нет сомнений в том, что воспитание в семье для ребенка лучше любого приюта. Однако какова финансовая сторона вопроса? Что является выгоднее для областного бюджета -стимулирование замещающих родителей или содержание ребенка в детском доме? Какая форма семейного устройства приоритетнее, и оправдываются ли меры государственной поддержки, существующие в настоящее время?
По словам уполномоченного по правам ребенка П. Астахова, в среднем на содержание ребенка в детском доме выделяется от 260 до 600 тыс. руб./г. (от 22 до 50 тыс. руб./мес.). Не каждая российская семья может позволить такие расходы на содержание собственных детей. В стране — около 106 тыс. детей-сирот, которые находятся в детских учреждениях. При этом финансирование этой сферы вполне достаточное. Но эти деньги расходуются зачастую не по назначению. Хотя на каждого ребенка приходится в среднем по 30 тыс. руб./мес. [6]. Поэтому целесообразнее выделить такие средства на содержание детей в семьях, нежели в казенных учреждениях.
Объем денежных средств, приходящихся на одного воспитанника детского дома в Ульяновской области, можно оценить на примере детского дома «Соловьиная роща», который функционирует с 27.12.2002.
На официальном сайте детского дома приведена финансовая отчетность за 2014 г.: показатели бюджетной сметы, государственного
(муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) и др. Согласно данной информации, за 2014 г. учреждение потратило 22 378,5 тыс. руб. Если учесть, что в 2014 г. количество воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 65 чел., то нетрудно посчитать, что на содержание одного воспитанника было выделено 344 285 руб./г. (28 690 руб./мес. при прожиточном минимуме для детей
7 103 руб.). Таким образом, содержание ребенка в детском доме в 4 раза дороже содержания среднестатистического ребенка по области.
Наибольшая статья расходов - это заработная плата работников. Действительно, кроме педагогического коллектива, который играет самую важную роль в становлении личности воспитанников, нужен персонал для поддержания чистоты помещения, приготовления пищи, сохранения здоровья и безопасности несовершеннолетних и т.д. Общее количество сотрудников — 80 чел., из них педагогических работников всего 27 чел. Средняя заработная плата одного сотрудника составляла 11 326 700 / 80 = 141 583,75 руб./г. (11 800 руб./мес.). Зарплата невысокая, при этом на каждого воспитанника приходится более одного сотрудника детского дома, а на каждого педагога приходится четверо несовершеннолетних. Конечно, такое положение вещей влияет на воспитание сирот, потому что каждый ребенок получает свою «порцию ласки», хоть и нематеринской.
Аналогичная сумма выделяется на каждого ребенка из областного бюджета (в среднем в размере 28 690 руб./мес.), и такую же среднюю заработную плату получают работники других учреждений для сирот (11 800 руб./мес.).
Средства, выделяемые на каждого воспитанника государственного учреждения, в денежном выражении могут расти. В зависимости от материально-технического состояния различным учреждениям могут выделяться дополнительные ассигнования. Например, в 2014 г. были направлены средства на ремонт кровли двух детских домов (Новодольский детский дом «Остров детства» и «Гнездышко») и на ремонт межпанельных швов («Соловьиная роща»).
Для успешной социализации воспитанников детских домов также выделяются денежные средства на различные социальные проекты, которые реализуются в детских домах. В рамках деятельности попечительских советов при государственных учреждениях в 2014 г. были выделены средства в сумме 10 731,939 тыс. руб. На создание тренингового центра по социальной адаптации для выпускников детских домов было привлечено 564,004 тыс. руб. В 2013—2015 гг. было привлечено 3 057,647 тыс. руб. от реализации грантовой программы Ульяновской области «Нет
насилию!». Всего на 01.01.2015 было привлечено более 14 млн руб.
Чтобы оценить разницу между устройством сирот в детские дома и в семьи с экономической точки зрения, следует также оценить расходы на содержание детей в замещающих семьях.
Минимальный размер ежемесячной выплаты замещающей семье в 2014 г. составлял 6 815 руб., что меньше прожиточного минимума. Максимальная выплата полагалась приемным семьям, проживающим в сельской местности (11 930 руб.). В среднем на ребенка в замещающей семье выделяется в месяц 8—9 тыс. руб., что в 3 раза меньше, чем на воспитанника государственного учреждения.
Что касается единовременного пособия при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, то по итогам 2014 г. расходы составили 6 060,8 тыс. руб. Из них 5 365,9 тыс. руб. выделено только усыновителям, потому что, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, 43 усыновителям назначена выплата единовременного пособия в размере 100 тыс. руб., и 4 усыновителям — в размере 105 тыс. руб. Также им полагалось единовременное пособие в размере 13 741,99 руб. Кроме единовременного пособия усыновителям ничего не выплачивается, так как ребенок становится родным членом семьи. К сожалению, в современных реалиях такая сумма без регулярной поддержки государства - недостаточная мотивация для усыновления. Ее не хватает для решения жилищного вопроса, а порой и для лечения и обучения ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Ульяновской области, как и России в целом, содержание детей в казенных учреждениях обходится гораздо дороже, чем в замещающих семьях. Более того, устройство детей в семьи способствует становлению психологически здорового, адаптированного к реальным условиям жизни человека, что гораздо перспективнее для экономического и социального развития государства, нежели воспитание граждан, передающих «болезнь сиротства» по наследству [20].
Таблица 1
Расходы детского дома «Соловьиная роща» в 2014 г. по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Показатель Сумма, тыс. руб.
Заработная плата 11 327
Начисления по оплате труда 3 421
Прочие выплаты 15
Услуги связи 60
Транспортные услуги 24
Коммунальные услуги Работы, услуги по содержанию имущества 2 334 233
Прочие работы, услуги 184
Увеличение стоимости материальных запасов 4 048
Пособия по социальной помощи населению 327
Прочие расходы 406
Итого 22 379
Источник: URL: http://solov-roscha.ru
Таблица 2
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, в Ульяновской области в 2014 г.
Категория Ежемесячные выплаты замещающим семьям
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устроенные в семьи на усыновление (удочерение)
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в приемных семьях Ежемесячная выплата на содержание ребенка в приемной семье в размере 6 815 руб. Ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое приемному родителю, в размере 4 830 руб. Ежемесячная доплата приемным родителям, проживающим в сельской местности, на каждого ребенка в размере 284,35 руб.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой и попечительством Ежемесячная выплата на содержание ребенка опекуну (попечителю) в размере 6 815 руб.
Источник: данные Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области
Список литературы
1. Нелюбова Я.К. Система защиты детей-сирот: пятилетие курса на деинституционализацию // Вестник Поволжского института управления. 2010. № 4. С. 134-140.
2. Ефименко В.Н., Стафеева Ю.В. Адаптивно-развивающая среда учреждения интернатного типа как фактор социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 35-42.
3. Огурцова М.Л. Плата за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги // Адвокат. 2014. № 6. С. 28-32.
4. Кичигина Т.С. Технология проведения экспериментальной работы с детьми-сиротами // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 30-33.
5. Ефименко В.Н., Кротова В.В. Развитие способствующих успешной социальной адаптации качеств у детей-сирот в группах по семейному типу // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С.91-94.
6. Доржу З.Ю., Корчевская Е.А. Традиции тувинцев в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С.270-278.
7. Сагайдакова Н.И., Ефименко В.Н. Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 99-103.
8. Попова Д.Г. Несемейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2015. № 2. С. 169-175.
9. Байер Е.А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома // Вестник спортивной науки. 2012. № 1. С. 44-52.
10. Муханбетжанова А.М., Иргалиев А.С. Педагогические условия успешной социализации воспитанников детской деревни семейного типа // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С.305-309.
11. Краснова В.Г., Палкина Т.С. К вопросу об эффективности жизнеустройства детей-сирот // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3. С. 74-79.
12. Биктина Н.Н. Восприятие родителей детьми, оставшимися без их попечения // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-8. С. 1414-1719.
13. Косова О.Ю. Передача детей, оставшихся без попечения родителей, на семейное воспитание // Законность. 2010. № 4. С. 47-51.
14. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 51-55.
15. Кичигина Т.С. Исследования уровня развития компетенций детей-сирот - учащихся колледжа // Среднее профессиональное образование. 2011. № 5. С. 62-64.
16. Ляхова М.А. Психолого-педагогическая поддержка студентов-сирот в условиях вуза // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 35-40.
17. Гибадуллин Н.В. Мотивация принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2756-2759.
18. Колокольникова З.У. Проблема социализации социальных сирот в приемных семьях Сибирского региона // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 3.
19. Бессчетнова О.В. Усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 71-75.
20. Данилова З.Г., Реан А.А. Управление профессиональным колледжем как фактор ресоциализации детей-сирот // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. С. 46-48.
Региональная экономика: Regional Economics:
теория и практика 6 (2016) 162-172 Theory and Practice
ISSN 2311-8733 (Online) Socioeconomic Policy
ISSN 2073-1477 (Print)
FORMS OF ORGANIZATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE: EVIDENCE FROM THE ULYANOVSK OBLAST
Vladimir N. SHITOVa, El'vira I. BASYROVA"^
a Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation [email protected]
b Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation [email protected] • Corresponding author
Article history:
Received 10 November 2015 Accepted 1 December 2015
JEL classification: I21, I22, I28, I38
Keywords: orphan children, substitute family, public institutions, comparative efficiency, financing, social policy
Abstract
Subject The article deals with the forms of organization of orphaned and legally free children in the Ulyanovsk oblast.
Objectives The paper's aim is to determine how effective substitute families are for the Ulyanovsk oblast's budget, compared to children's homes.
Methods For the study, we used the systems, comparative, statistical, and logical analyses. Results We determined that child maintenance in State public institutions of the Ulyanovsk oblast is more expensive than the one in substitute families.
Conclusions We conclude that the organization of maintenance of orphans and children left without parental support in substitute families is an important aspect of social policy of the region, and it contributes to the enhancement of the effectiveness of budget expenditures and strengthens the national security of the country.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Nelyubova Ya.K. [The System of Protection of Orphaned Children: Five Years of the Deinstitutionalization Course]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya = Bulletin of Volga Region Institute of Administration, 2010, no. 4, pp. 134-140. (In Russ.)
2. Efimenko V.N., Stafeeva Yu.V. [Adaptive-Developing Environment of Boarding-School as a Socialization Factor of Orphans and Children Remaining without Parents' Custody]. Vestnik KRA UNTs. Gumanitarnye nauki = KRAUNTsBulletin. Humanities, 2012, no. 2, pp. 35-42. (In Russ.)
3. Ogurtsova M.L. [Payment for housing belonging to orphan children and communal services]. Advokat = Advocate, 2014, no. 6, pp. 28-32. (In Russ.)
4. Kichigina T.S. [The technique of conducting an experimental work with orphan children]. Srednee professional'noe obrazovanie = Journal of Secondary Vocational Education, 2011, no. 2, pp. 30-33. (In Russ.)
5. Efimenko V.N., Krotova V.V. [Development of Qualities Accompanying Successful Social Adaptation of Orphans in Family Groups]. Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnye nauki = KRAUNTs Bulletin. Humanities,
2014, no. 2, pp. 91-94. (In Russ.)
6. Dorzhu Z.Yu., Korchevskaya E.A. [Traditions of Tuvinians concerning orphan children and children without parental support]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 9, pp. 270-278. (In Russ.)
7. Sagaidakova N.I., Efimenko V.N. [Family upbringing of orphans and children remained without parents' custody in family groups of different age]. Vestnik KRA UNTs. Gumanitarnye nauki = KRA UNTs Bulletin. Humanities, 2014, no. 2, pp. 99-103. (In Russ.)
8. Popova D.G. [Non-family organization of orphans and children without parental care in the context of the reform of family law]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Pravo = Herald of Omsk University. Ser.: Law,
2015, no. 2, pp. 169-175. (In Russ.)
9. Baier E.A. [Realization of a new pedagogical system for the formation of vital personality of orphan children while living in the orphanage]. Vestnik sportivnoi nauki = Bulletin of Sports Science, 2012, no. 1, pp. 44-52. (In Russ.)
10. Mukhanbetzhanova A.M., Irgaliey A.S. [Pedagogical conditions of successful socialization of studentsteenagers in the family type children's village]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2012, no. 3-2, pp. 305-309. (In Russ.)
11. Krasnova V.G., Palkina T.S. [The question of effectiveness of orphans' family placement]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii = Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies, 2011, no. 3, pp. 74-79. (In Russ.)
12. Biktina N.N. [The parent perception of children left without parental care]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, no. 11-8, pp. 1414-1719. (In Russ.)
13. Kosova O.Yu. [Foster placement procedure for children deprived of parental care]. Zakonnost' = Zakonnost Journal, 2010, no. 4, pp. 47-51. (In Russ.)
14. Grebennikova E.V., Firsova O.V. [Social-psychological adaptation of orphan children in foster families].
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 4, pp. 51-55. (In Russ.)
15. Kichigina T.S. [Research of orphan children's competences development]. Srednee professional'noe obrazovanie = Journal of Secondary Vocational Education, 2011, no. 5, pp. 62-64. (In Russ.)
16. Lyakhova M.A. [Orphan Students Psychological and Pedagogical Support in Institution of Higher Education]. Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnye nauki = KRAUNTs Bulletin. Humanities, 2013, no. 1, pp. 35-40. (In Russ.)
17. Gibadullin N.V. [The motivation behind admitting orphans and children left without parental supervision to foster families]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 9-12, pp. 2756-2759. (In Russ.)
18. Kolokol'nikova Z.U. [Problems of socialization of social orphans in foster families of the Siberian region].
Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2007, no. 3, p. 3. (In Russ.)
19. Besschetnova O.V. [Child adoption in the USA]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 7, pp. 71-75. (In Russ.)
20. Danilova Z.G., Rean A.A. [Vocational college management as a factor of orphans' re-socialization]. Srednee professional'noe obrazovanie = Journal of Secondary Vocational Education, 2008, no. 7, pp. 46-48. (In Russ.)