Научная статья на тему 'Анализ расходования средств бюджета Ульяновской области на поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа'

Анализ расходования средств бюджета Ульяновской области на поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MATERIAL INCENTIVES / ORPHAN / SOCIAL POLICY / ULYANOVSK OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмагилова Э.И.

Предмет. В России всегда особое внимание уделялось социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Первичная политика поддержки сирот разработана на федеральном уровне. На плечи региональных властей возложено материальное обеспечение этой категории населения. То, как это отражается на бюджете Ульяновской области, является предметом авторского исследования. Цели. Дать количественную и качественную оценку расходам бюджета Ульяновской области на поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Методология. В работе представлены данные, на основе которых определяется целесообразность современной социальной политики в отношении сирот в Ульяновской области. Для оценки имеющейся экономической информации автором использовались анализ статистической информации, методы сравнительного анализа. Результаты. В результате проведенного исследования даются качественная и количественная оценки ассигнований из регионального бюджета на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Выводы. Сделан вывод о том, что наименее продуманным направлением социальной политики в отношении сирот в регионе является поддержка их трудоустройства, хотя это является наиболее важным аспектом с точки зрения эффективности всех существующих мер материального стимулирования. Большое внимание, уделяемое финансированию образования, привело к тому, что данная категория населения старается максимально продлить свое обучение в профессиональных образовательных организациях. В официальном трудоустройстве не заинтересованы ни работодатели, ни сами сироты. Это свидетельствует об их неадаптированности к самостоятельной жизни в реальных условиях рынка, о неокупаемости расходов федерального и регионального бюджета в виде налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the fiscal spending of the Ulyanovsk oblast to support orphans, children without parental care, and persons from these categories

Subject The primary policy to support orphans is developed at the federal level. Regional authorities are responsible for material support to this population category. The article considers the budget of the Ulyanovsk oblast and the impact of the said material support on the budget. Objectives The study aims to give a quantitative and qualitative assessment of the fiscal spending of the Ulyanovsk oblast to support orphans, children without parental care, and persons from these categories. Methods The paper presents the data, on the basis of which I determine the practicability of the modern social policy regarding the orphans in the Ulyanovsk oblast. To assess the available economic information, I applied the methods of comparative analysis, analysis of statistical information, and graphing. To identify trends, I used MS Excel. Results The research enabled to make a qualitative and quantitative assessment of allocations from the regional budget to support children-orphans, children without parental care, and other persons of these categories. Conclusions I conclude that the least considered area of the social policy regarding the orphans in the region is their employment support. Neither employers nor orphans are interested in the formal employment. This implies that the latter are not adapted to responsible life under real market conditions, and that the expenditures of the Federal and regional budgets in the form of taxes are not paid off.

Текст научной работы на тему «Анализ расходования средств бюджета Ульяновской области на поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Комплексный экономико-социально-экологический анализ

АНАЛИЗ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПОДДЕРЖКУ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА

Эльвира Ирековна БАСЫРОВА

соискатель кафедры финансов и кредита, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация ismagilowa. elwi@yandex.ru

История статьи:

Принята 17.12.2015 Одобрена 25.01.2016

УДК 369.041 JEL: Ш0, P36, В1

Ключевые слова: материальное стимулирование, дети-сироты, социальная политика, Ульяновская область

Аннотация

Предмет. В России всегда особое внимание уделялось социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Первичная политика поддержки сирот разработана на федеральном уровне. На плечи региональных властей возложено материальное обеспечение этой категории населения. То, как это отражается на бюджете Ульяновской области, является предметом авторского исследования. Цели. Дать количественную и качественную оценку расходам бюджета Ульяновской области на поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Методология. В работе представлены данные, на основе которых определяется целесообразность современной социальной политики в отношении сирот в Ульяновской области. Для оценки имеющейся экономической информации автором использовались анализ статистической информации, методы сравнительного анализа.

Результаты. В результате проведенного исследования даются качественная и количественная оценки ассигнований из регионального бюджета на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Выводы. Сделан вывод о том, что наименее продуманным направлением социальной политики в отношении сирот в регионе является поддержка их трудоустройства, хотя это является наиболее важным аспектом с точки зрения эффективности всех существующих мер материального стимулирования. Большое внимание, уделяемое финансированию образования, привело к тому, что данная категория населения старается максимально продлить свое обучение в профессиональных образовательных организациях. В официальном трудоустройстве не заинтересованы ни работодатели, ни сами сироты. Это свидетельствует об их неадаптированности к самостоятельной жизни в реальных условиях рынка, о неокупаемости расходов федерального и регионального бюджета в виде налогов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В Ульяновской области, как и в целом по России, активно реализуется политика, направленная на снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проводимых в регионе мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и поддержке семей в преодолении трудной жизненной ситуации сохраняется положительная динамика снижения количественных показателей социального сиротства.

Всего по состоянию на 1 апреля 2015 г. в области насчитывалось 4 577 несовершеннолетних сирот. Это на 24% меньше показателя на 1 апреля 2014 г. Доля таких детей от общего количества детей в регионе составляет 2%.

Выявленных впервые и учтенных сирот в первом квартале 2015 г. было 90 чел., что на 29,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (табл. 1).

Количество детей, чьи родители лишены родительских прав, составило 94 чел., что на 8% меньше по сравнению с первым кварталом 2014 г.

Количество детей, чьи родители ограничены в родительских правах, составило 8 чел., что на 55,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Можно сделать вывод, что уменьшилось количество детей, устроенных в государственные образовательные учреждения. К числу таких государственных учреждений относятся детские дома и школы-интернаты. В первом квартале 2015 г. количество учащихся в них было на 86% меньше, чем в 2014 г., и на 94% меньше, чем в 2013 г. Что касается устройства детей в профессиональные училища, то здесь подразумеваются профессиональные

образовательные организации среднего профессионального образования, имеющие на своем балансе общежития [1].

Устойчивая динамика к снижению сохранилась в отношении детей, устроенных в дома ребенка, приюты и профессиональные училища.

Динамика изменения количества детей, устроенных в замещающие семьи в 2007-2014 гг., представлена на рис. 1.

Если добавить к графику линии тренда (рис. 1), легко заметить, что стремительно растет количество детей, воспитывающихся в приемных семьях. Это не удивительно, ведь согласно региональному законодательству приемным родителям выплачивается дополнительное вознаграждение за каждого принятого ребенка, в то же время не налагается такая ответственность, как при усыновлении. Хотя в 2013 г. наблюдался резкий спад в устройстве детей в приемные семьи, общую линию тренда он не изменил. В свою очередь, численность детей, устроенных под опеку, имеет тенденцию к снижению, так как это менее оплачиваемая форма семейного устройства по сравнению с приемной семьей [2].

В 2013 г. Департаменту по охране прав несовершеннолетних Министерства

здравоохранения и социального развития Ульяновской области были переданы полномочия Министерства образования и науки Ульяновской области по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью опекуна (попечителя), приемного родителя, усыновителя [3].

В связи с этим в 2014 г. возросли кассовые расходы по следующим расходным обязательствам:

• на 11,2 млн руб., или в 3,2 раза по сравнению с 2013 г., возросли расходы на реализацию Закона Ульяновской области от 02.11.2005 № 113-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»;

• на 900 тыс. руб. (на 26,5%) возросли расходы на реализацию Закона Ульяновской области от 31.08.2012 № 112-30 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Ульяновской области»;

• на 316,5 млн руб. (в 2,6 раза) возросли расходы на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю. Если

в 2013 г. на эти цели было направлено 192 092,3 тыс. руб., то по итогам 2014 г. распределено по муниципальным образованиям 508 579,3 тыс. руб. Уже в первом квартале 2015 г. выплаты единовременного пособия усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям в размере 13 741,99 руб. и 14 497,8 руб. назначены на 102 сирот, переданных в семьи; произведена выплата на одного усыновленного ребенка старше 7 лет в размере 105 тыс. руб. Также назначена выплата единовременного пособия в размере 100 тыс. руб. шести усыновителям в соответствии

с региональным законодательством;

• на 10,37 млн руб., или в 2,5 раза, возросли расходы на реализацию Закона Ульяновской области от 05.07.2013 № 109-30 «О наделении органов местного самоуправления

муниципальных районов и отдельных городских округов Ульяновской области полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» [4].

По итогам 2014 г. доля расходов на предоставление мер социальной поддержки жителям региона, оказываемых Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, в общей структуре расходов областного бюджета составила 19,7% (8 235,5 млн руб.).

Помимо поддержки замещающих семей в Ульяновской области большие средства направляются на реализацию гарантий прав сирот (как из детских домов, так и из семей) на отдых и медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, образование и труд [5]. Рассмотрим эти направления деятельности более подробно.

Реализация гарантий прав на медицинское обслуживание сирот в Ульяновской области. Сиротам предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе

высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также бесплатно осуществляется направление на лечение за пределы Российской Федерации [6].

В 2014 г. диспансеризацию прошли 544 воспитанника детских домов. По результатам диспансеризации двум воспитанникам оказана высокотехнологичная медицинская помощь.

Сиротам предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно [7].

На организацию отдыха и досуга сирот только в первом квартале 2014 г. направлено 406 650 руб., на оздоровление детей в санаториях и профилакториях - 20 000 руб. Так, в январе -апреле 2014 г. 98 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, отдохнули и поправили здоровье в лагере «Первоцвет» при государственном учреждении здравоохранения «Детская поликлиника № 6» в Ульяновске.

В июне - августе 2014 г. было реализовано 3 839 путевок в лагеря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей и детских домов. По путевкам Министерства образования и науки Ульяновской области 592 воспитанника детских домов отдохнули на базе восьми областных загородных оздоровительных детских лагерей (табл. 2). В санаториях оздоровились 37 воспитанников детского дома «Планета» («Сергиевские Минеральные воды» в Самарской области) и 11 воспитанников детского дома «Соловьиная роща» (санаторий имени Н.А. Семашко в Сочи). В рамках сотрудничества Ульяновской области и Республики Крым 38 воспитанников детского дома «Соловьиная роща» и 39 воспитанников детского дома «Дом детства» отдохнули в детском оздоровительном лагере «Орленок» в Феодосии.

Зная стоимость путевок, можно посчитать, в какую сумму обошлось оздоровление и отдых детей Министерству образования и науки Ульяновской области.

Эта сумма не включает еще 3 024 путевки, реализованные в июне - августе 2014 г. Если предположить, что средняя цена каждой из оставшихся путевок составляет 12 154,13 руб., то общая сумма расходов на оздоровление детей составит примерно 49,6 млн руб.

Для сравнения: в 2012 г. на организацию отдыха воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предусмотрено 10,7 млн руб. [8]. В 2011 г. выделено 12,6 млн руб. Это позволило приобрести 1 382 путевки в детские загородные лагеря, что на 2 000 меньше, чем в 2014 г.

Можно сделать вывод, что власти региона стали уделять более пристальное внимание досугу сирот и приобретать большее количество путевок, что должно благотворно сказаться как на коммуникативных качествах детей, так и на их дальнейшей адаптации к самостоятельной жизни.

Реализация гарантий прав сирот на имущество и жилое помещение в Ульяновской области. Сиротам, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также сиротам, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения

специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [9]. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

Постановлением правительства Ульяновской области от 25.03.2013 № 96-П утвержден порядок признания по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

В 2009 г. жильем было обеспечено 224 чел. категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В 2010 г. - 248 чел. В 2011 г. на приобретение жилых помещений для сирот (с учетом средств федерального бюджета) направлено 178,4 млн руб. На эти средства обеспечено жильем 308 чел. Таким образом, стоимость одного жилого помещения в среднем составляла 579 221 руб. Как правило, сироты обеспечивались жильем гостиничного типа, которое можно было приобрести на такую сумму.

Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 20.09.2007 № 332 норматив общей площади жилого помещения составлял 18 м2. Этот норматив действовал до 1 января 2013 г. Следовательно, стоимость 1 м2 жилья для сирот в среднем по области составляла примерно 31 000 руб., в то время как средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади на первичном рынке по региону, согласно информации Территориального органа

Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, составляла 33 641,37 руб.

Соотношение планового и фактического количества приобретенных квартир, а также средняя стоимость одной квартиры представлены в табл. 3.

С 2013 г. обеспечение сирот жильем стало затруднительным: из-за недофинансирования многие застройщики отказывались заключать контракты государственно-частного партнерства. Положительным фактором является увеличение выделяемой жилой площади до 34 м2. И квартиры стали предоставляться не гостиничного типа, а гораздо более комфортные квартиры-студии [10].

На 1 января 2015 г. в список сирот, нуждающихся в жилье, включено 1 377 чел. Тем, кто ожидает своей очереди на получение жилья, согласно постановлению правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» полагается компенсация за съем жилья в размере 3 000 руб. ежемесячно. Это постановление вступило в силу. Как пояснил заместитель председателя правительства Ульяновской области - министр строительства, ЖКК и транспорта Александр Букин, на эти цели из областного бюджета выделено более 1,36 млн руб. [11]. Однако, судя по многочисленным жалобам, ни одному из нуждающихся выплата еще не была произведена из-за затянувшейся бумажной волокиты.

В соответствии с региональным

законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после достижения 18 лет имеют право на получение сертификата на ремонт принадлежащего им жилого помещения. В 2014 г. выдано и реализовано 15 сертификатов на общую сумму 1,8 млн руб. В 2015 г. выдано 14 сертификатов. По предварительным оценкам, общая сумма, направленная на ремонт жилья, составила 4 млн руб. Сумма сертификата зависит от количества квадратных метров, находящихся в собственности у получателя [12]. Ремонтные работы осуществляются подрядными организациями по договору, который заключается с лицом из числа

детей-сирот, с последующим перечислением денежных средств из областного бюджета.

Реализация гарантий прав сирот на образование в Ульяновской области. Количество выпускников государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2010 г. стабильно снижается, что связано со снижением общей численности воспитанников [13]. Более 90% выпускников таких организаций обучается в учреждениях среднего профессионального образования (табл. 4).

Обучающиеся из числа сирот имеют соответствующие гарантии права и меры материального стимулирования, исходя из которых целесообразно проанализировать объем бюджетных ассигнований, направленных на образование сирот в Ульяновской области. Это полное государственное обеспечение до завершения обучения в профессиональной образовательной организации; социальная стипендия; ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (компенсация за канцелярские товары); денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования (пособие при выпуске из профессиональной образовательной организации); компенсация за проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы [14].

Если сопоставить данные, представленные в табл. 4, и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, то можно рассчитать сумму расходов областного бюджета на выплату пособия сиротам, состоящим на полном государственном обеспечении, за 2007-2014 гг. (табл. 5).

Сравнивая размер пособия и средний размер прожиточного минимума по области, видно, что они находятся примерно на одном уровне. Средний размер прожиточного минимума для детей в Ульяновской области в 2014 г. составлял 7 102,72 руб./мес.

Аналогично можно просчитать общие расходы областного бюджета за 2012-2014 гг. на иные выплаты сиротам, обучающимся

в профессиональных образовательных

организациях (табл. 6).

Следует заметить, что в табл. 5 и 6 приведены данные только по учащимся первого года обучения, выпустившимся из детских домов, не учитывая детей из замещающих семей и детей, получающих образование повторно

и обучающихся на других курсах. Если в 2014 г. на оплату проезда сиротам было выплачено 381,12 тыс. руб., то согласно информации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, в 2014 г. на оплату проезда сирот были выделены бюджетные ассигнования в сумме 12 263,1 тыс. руб., то есть в 32 раза больше. Таким образом, фактически в 2014 г. образование получали в 32 раза больше сирот, то есть 2 560 чел.

Пособие при выпуске в 2014 г. составляло 28 674 руб., что больше прожиточного минимума в четыре раза. Аналогично - в 2012 и 2013 гг. Для сравнения: на Украине выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, обеспечиваются за счет учебного заведения одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием в размере двух прожиточных минимумов [15].

По нашим подсчетам, образование сирот в 2014 г. обошлось бюджету Ульяновской области в 9 718 080 руб. Это составляет 0,12% от общих расходов Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области (8 235,5 млн руб.). Доля небольшая, если не учитывать, что обучающихся данной категории примерно в 32 раза больше. Тогда доля составит уже 3,78%, а это колоссальная сумма для данного направления социальной политики региона.

Такое внушительное количество учащихся можно объяснить тем, что, по наблюдениям, каждый ребенок из категории сирот в жизни обучается как минимум в двух профессиональных образовательных организациях, не торопясь устроиться на постоянную работу. Одного пособия достаточно, чтобы обеспечить себя одеждой, продуктами питания и иными товарами первой необходимости, поэтому они не мотивированы на скорейшее трудоустройство [16].

Реализация гарантий прав сирот на труд в Ульяновской области. К дополнительным гарантиям прав сирот на труд относится то, что сиротам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней

заработной платы по Ульяновской области. Рассмотреть эффективность подобной меры несложно на примере отдельно взятого муниципального образования Ульяновской области - Ульяновского района (табл. 7).

Можно сделать вывод, что примерно 55% всех сирот, обратившихся в центры занятости населения в поисках работы, действительно официально трудоустраиваются (рис. 2). Остальные же либо поступают в учебные заведения, если позволяет возраст, либо трудоустраиваются неофициально, либо живут на пособие матерей-одиночек. По словам работников центров занятости населения, некоторые сироты позволяют себе переезжать в другие муниципальные образования Ульяновской области, менять прописку и в очередной раз вставать на учет как безработные граждане. Для предотвращения подобных махинаций во все местные центры занятости населения предоставляются пофамильные списки сирот, уже получавших пособие по безработице [17].

В то время как в некоторых регионах к решению проблемы трудоустройства сирот привлекаются промышленные предприятия, которые выступают в качестве попечителей, спонсоров образовательных учреждений для детей-сирот, в Ульяновской области подобные меры в настоящее время не реализуются. Кроме того, федеральное законодательство скорее отталкивает работодателей от принятия на работу таких сотрудников, так как в ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отмечено, что работодатели обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение работников данной категории, высвобождаемых из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, с последующим их трудоустройством в данной или другой организации [18].

Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников из числа сирот должно быть связано с совершенствованием системы учебно-воспитательной и

профессионально-ориентационной работы

в профессиональных образовательных

организациях, созданием дополнительных рабочих мест для таких лиц, совершенствованием

законодательной базы, регулирующей вопросы квотирования рабочих мест для сирот, предоставления соответствующих льгот предприятиям и организациям, принимающим их на работу [19].

В настоящее время дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа предпочитают всеми способами продлить свое обучение в профессиональных образовательных организациях для получения ежемесячного пособия. Благо законодательство позволяет им получать два профессиональных образования бесплатно до 23 лет [20]. Одновременно они могут работать неофициально, чтобы сэкономить на налогах. Таким образом, сложившаяся в стране и, в частности, в регионе система гарантий прав

сирот воспитывает их неконкурентоспособными на рынке труда и не желающими прикладывать усилия для улучшения своего материального положения.

Основной акцент государство делает на поддержке образования, в то время как разумнее было бы переключить внимание на воспитание трудолюбия и самостоятельности у будущих

налогоплательщиков. Социальная помощь в том виде, в котором она регламентирована в законодательстве, конечно, выполняет важную функцию по поддержке сирот в трудной жизненной ситуации, но также снижает их трудовую мотивацию и приводит к социальному иждивенчеству.

Таблица 1

Количество выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновской области за первые кварталы 2013-2015 гг.

Показатель 2013 2014 2015

Количество выявленных детей-сирот 168 127 90

и детей, оставшихся без попечения родителей

Форма устройства: - опека - приемная семья - возврат родителям - областное государственное образовательное учреждение 80 9 14 24 51 7 18 7 48 14 8 1

- дом ребенка - приют - профессиональное училище - усыновление 16 12 3 0 10 6 2 2 4 4 0 0

Всего устроено 158 103 79

Источник: составлено по данным отчета о работе по блоку социального развития Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в первом квартале 2015 г.

Таблица 2

Расходы бюджета Ульяновской области на отдых в детских оздоровительных лагерях и санаториях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 г

Организация Средняя стоимость путевки за смену, руб. Количество реализованных путевок Общая сумма расходов на отдых и оздоровление сирот, руб.

Детский оздоровительный лагерь «Хоббит» 15 600 592 7 195 242

Детский оздоровительный лагерь «Огонек» 11 400

Детский оздоровительный лагерь «Звездочка» 11 613

Детский оздоровительный лагерь «Березка» 14 000

Детский оздоровительный лагерь «Родник» 14 000

Детский оздоровительный лагерь «Жемчужина» 15 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детский оздоровительный лагерь «Юлово» 15 620

Детский оздоровительный лагерь «Радон» 17 000

Средняя стоимость путевки 12 154,13

Санаторий «Первоцвет» 14 847 98 1 455 006

Санаторий «Сергиевские минеральные воды» 16 000 37 592 000

Санаторий им. Н.А. Семашко (Сочи) 16 000 11 176 000

Детский оздоровительный лагерь «Орленок» (Феодосия) 45 000 77 3 465 000

Итого... - - 12 883 248

Источник: составлено по данным официальных сайтов указанных организаций

Таблица 3

Потребность в финансировании для обеспечения сирот жилыми помещениями в Ульяновской области в 2011-2015 гг.

Год Запланированная сумма денежных средств на приобретение жилья, тыс. руб. Количество квартир для приобретения по плану Средняя стоимость одной квартиры, тыс. руб. Количество приобретенных квартир по факту Фактическая сумма денежных средств, направленная на приобретение жилья, тыс. руб.

2011 178 400 308 579,221 308 178 400

2012 182 900 319 573,354 303 173 726

2013 317 301 480 661,044 11 7 271

2014 297 816 441 675,320 94 6 348

2015 294 098 419 701,905 181 127 045

Источник: составлено по данным отчета губернатора Ульяновской области о работе правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти за 2012 г.

Таблица 4

Количество выпускников областных государственных образовательных учреждений, обучавшихся в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области с 2007 по 2014 г.

Год Количество выпускников Количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях

2007 170 170

2008 181 178

2009 142 140

2010 157 154

2011 138 130

2012 136 133

2013 83 73

2014 83 80

Источник: составлено по данным отчета губернатора Ульяновской области о результатах деятельности правительства Ульяновской области в 2014 г.

Таблица 5

Расходы областного бюджета на выплату пособия сиротам - выпускникам областных государственных образовательных учреждений, обучавшимся в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области с 2007 по 2014 г.

Год Количество обучающихся Средний размер прожиточного минимума для детей, руб./мес. Пособие, руб./мес. Общая сумма расходов областного бюджета на выплату пособия, руб./год

1 2 3 4 5

2007 170 3 213,00 4 000,00 8 160 000,00

2008 178 3 862,25 4 300,00 9 184 800,00

2009 140 4 275,25 4 800,00 8 064 000,00

2010 154 4 792,25 5 323,00 9 836 904,00

2011 130 5 428,25 5 658,00 8 826 480,00

2012 133 5 463,00 6 020,00 9 319 044,00

2013 73 6 379,00 6 399,00 5 384 188,00

2014 80 7 102,75 6 815,00 6 143 040,00

Примечание: общая сумма расходов областного бюджета на выплату пособия рассчитывается следующим образом: гр. 2 • гр. 4 • 12 мес.

Источник: составлено по данным постановления правительства Ульяновской области от 14.01.2010 № 9-П «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области

Таблица 6

Расходы областного бюджета на образование сирот - выпускников областных государственных образовательных учреждений, обучавшихся в профессиональных образовательных организациях в Ульяновской области с 2012 по 2014 г., руб.

Показатель 2012 2013 2014

Количество обучающихся, чел. 133 73 80

Средний размер прожиточного минимума для детей в месяц 5 463 6 379 7 102,75

Размер пособия в месяц 6 020 6 399 6 815

Общая сумма расходов областного бюджета на выплату пособия в год 9319044 5 384 188 6 143 040

Среднее значение социальной стипендии в месяц 600 650 750

Общая сумма расходов на выплату социальной стипендии в год 957 600 569 400 720 000

Сумма компенсации за канцелярские товары в месяц 1 800 1 800 2 250

Общая сумма расходов на компенсацию за канцелярские товары в год 239 400 131 400 180 000

Размер единовременного пособия при выпуске 25 387 26 955 28 674

Общая сумма расходов на пособие при выпуске в год 3 376 471 1 967 715 2 293 920

Среднее значение компенсации за проезд за год в месяц 351 358,33 397

Общая сумма расходов на компенсацию за проезд в год 560 196 313 900 381 120

Общая сумма расходов на образование сирот в год 14 452 711 8 366 603 9 718 080

Источник: составлено по данным бухгалтерской отчетности областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ульяновский многопрофильный техникум»

Таблица 7

Расходы областного бюджета на выплату пособия по безработице безработным гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновском районе Ульяновской области в 2012-2015 гг.

Год Средний размер ежемесячного пособия по безработице, руб. Количество получателей пособия по безработице, чел. Общие расходы областного бюджета на выплату пособия по безработице в год, руб. Количество трудоустроенных сирот, чел. Процент трудоустроенных сирот из числа обратившихся в центр занятости населения, %

2012 16 822,62 4 403 742,8 3 75

2013 18 830,87 2 225 970,4 1 50

2014 19 954,16 6 718 349,7 2 33,3

2015 21 456,01 5 643 680,27 3 60

Источник: составлено по данным отчетов областного центра занятости населения Ульяновского района Ульяновской области

Рисунок 1

Количество детей, устроенных в замещающие семьи в Ульяновской области в 2007-2014 гг.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Источник: составлено по данным отчета губернатора Ульяновской области о результатах деятельности правительства Ульяновской области в 2014 г.

Рисунок 2

Количество сирот, получавших пособие по безработице и трудоустроенных в 2012-2015 гг., чел.

Список литературы

1. Дементьева Н.Ф. Социально-экономические положения семьи и проблемы социализации детей // Модернизация социальной структуры российского общества. М.: Институт социологии РАН, 2008. C. 181-194.

2. Сучилин А.С. Формы семейного устройства сирот: какие они бывают и какую лучше выбрать. URL: http://changeonelife.ru/guides/formyi-semeynogo-ustroystva-sirot-kakimi-oni-byivayut-i-kakuyu-luchshe-vyibrat/.

3. Косова О.Ю. Передача детей, оставшихся без попечения родителей, на семейное воспитание // Законность. 2010. № 4. C. 47-51.

4. Мурзин Р.П. Усыновление в Российской Федерации. Вопросы теории и правоприменения // Закон и право. 2005. № 11. C. 29-31.

5. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социологические исследования. 2012. № 2. C. 21-30.

6. Лоза Т.В. Динамика показателей готовности к самостоятельной жизни в условиях социально-педагогической поддержки детей-сирот // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 1-2. C. 96-98.

7. Озеров В.А. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Право и образование. 2002. № 1. C. 5-12.

8. Исмагилова Э.И. Экономический аспект государственной и гражданской поддержки детей-сирот в истории России // Интеграция науки и практики как условие экономического роста. Ульяновск: УлГТУ, 2013. С. 26-30.

9. Нечаева О.П. О новых гарантиях предоставления права на жилище детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-3. С. 100-101.

10. Васильева А.С. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей: вопросы регионального правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2011. № 4. С.22-25.

11. Нечаева О.П., Кукина Т.Е. Компетенция субъектов Российской Федерации по предоставлению жилья детям-сиротам по договору найма специализированного жилого помещения // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 85-87.

12. Мамаева А.К. Участие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищных отношениях // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 157-160.

13. Тихомиров Д.А. Репроектирование сиротства в России: основные проблемы и достижения // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 11. С. 14-26.

14. Нелюбова Я.К. Образование детей-сирот в условиях национального проектирования: региональный аспект // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. № 1. С. 283-293.

15. Чувакова О.В., Савчук Е.В. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в условиях общего и профессионального образования // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3.

16. Басырова Э.И. Зависимость трудоустройства выпускников Ульяновского промышленно-строительного техникума от профессионализма мастеров производственного обучения // Стратегия устойчивого развития регионов России: сборник материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 119-122.

17. Ольховикова Г.Н. Подготовка к будущей жизнедеятельности учащихся-сирот учреждений профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 64-69.

18. Прохорова Л.В. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 4. С. 36-41.

19. Исмиянов В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1-2. С. 59-62.

20. Волкова Н.А. Субъекты педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Гуманитарные науки. Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокенетика. 2013. № 1. С. 129-131.

С.100-101.

ISSN 2311-8725 (Online) Integrated Economic-Socio-Ecological Analysis

ISSN 2073-039X (Print)

ANALYZING THE FISCAL SPENDING OF THE ULYANOVSK OBLAST TO SUPPORT ORPHANS,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE, AND PERSONS FROM THESE CATEGORIES

El'vira I. BASYROVA

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation

ismagilowa. elwi@yandex.ru

Article history: Abstract

Received 17 December 2015 Subject The primary policy to support orphans is developed at the federal level. Regional authorities

Accepted 25 January 2016 are responsible for material support to this population category. The article considers the budget of

the Ulyanovsk oblast and the impact of the said material support on the budget.

JEL classification: C10, I31, P36 Objectives The study aims to give a quantitative and qualitative assessment of the fiscal spending of

the Ulyanovsk oblast to support orphans, children without parental care, and persons from these categories.

Methods The paper presents the data, on the basis of which I determine the practicability of the modern social policy regarding the orphans in the Ulyanovsk oblast. To assess the available economic information, I applied the methods of comparative analysis, analysis of statistical information, and graphing. To identify trends, I used MS Excel.

Results The research enabled to make a qualitative and quantitative assessment of allocations from the regional budget to support children-orphans, children without parental care, and other persons of these categories.

Conclusions I conclude that the least considered area of the social policy regarding the orphans in the region is their employment support. Neither employers nor orphans are interested in the formal employment. This implies that the latter are not adapted to responsible life under real market conditions, and that the expenditures of the Federal and regional budgets in the form of taxes are not paid off.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Dement'eva N.F. Sotsial'no-ekonomicheskie polozheniya sem'i i problemy sotsializatsii detei. V kn.: Modernizatsiya sotsial'noi struktury rossiiskogo obshchestva [Socio-economic status of the family and problems of socialization of children. In: Modernization of social structure of the Russian society]. Moscow, Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences Publ., 2008, pp. 181-194.

2. Suchilin A.S. Formy semeinogo ustroistva sirot: kakie oni byvayut i kakuyu luchshe vybrat' [Forms of family placement of orphans: what they are and what are better to choose]. Available at: http://changeonelife.ru/guides/formyi-semeynogo-ustroystva-sirot-kakimi-oni-byivayut-i-kakuyu-luchshe-vyibrat/. (In Russ.)

3. Kosova O.Yu. Peredacha detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, na semeinoe vospitanie [Placing the children without parental care to families]. Zakonnost' = Legitimacy, 2010, no. 4, pp. 47-51.

4. Murzin R.P. Usynovlenie v Rossiiskoi Federatsii. Voprosy teorii i pravoprimeneniya [Adoption in the Russian Federation. Theory and enforcement]. Zakon i pravo = Law and Legislation, 2005, no. 11, pp.29-31.

5. Lukov V.A. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody [Conceptualizing the youth in the 21st century: new ideas and approaches]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2012, no. 2, pp. 21-30.

6. Loza T.V. Dinamika pokazatelei gotovnosti k samostoyatel'noi zhizni v usloviyakh sotsial'no-pedagogicheskoi podderzhki detei-sirot [Dynamics of indicators of readiness for independent living in conditions orphans' social and pedagogical support]. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2015, no. 1-2, pp. 96-98.

Keywords: material incentives, orphan, social policy, Ulyanovsk oblast

7. Ozerov V.A. Detskaya besprizomost' i beznadzornost' kak odin iz faktorov ugrozy natsional'noi bezopasnosti Rossii [Child homelessness and neglect as one of threats to the national security of Russia].

Pravo i obrazovanie = Law and Education, 2002, no. 1, pp. 5-12.

8. Ismagilova E.I. Ekonomicheskii aspekt gosudarstvennoi i grazhdanskoi podderzhki detei-sirot v istorii Rossii. V kn.: Integratsiya nauki i praktiki kak uslovie ekonomicheskogo rosta [The economic aspect of the State and civil support to orphans in the history of Russia. In: Integration of science and practice as a condition for economic growth]. Ulyanovsk, UlSTU Publ., 2013, pp. 26-30.

9. Nechaeva O.P. O novykh garantiyakh predostavleniya prava na zhilishche detyam-sirotam i detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelei [On new guarantees of granting the right to housing to orphans and children without parental care]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2014. no. 1-3, pp. 100-101.

10. Vasil'eva A.S. Obespechenie zhilymi pomeshcheniyami detei-sirot i lits, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei: voprosy regional'nogo pravoprimeneniya [Provision of housing for orphan children and persons without parental care: issues of regional law enforcement]. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2011, no. 4, pp. 22-25.

11. Nechaeva O.P., Kukina T.E. Kompetentsiya sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po predostavleniyu zhil'ya detyam sirotam po dogovoru naima spetsializirovannogo zhilogo pomeshcheniya [The competence of constituent entities of the Russian Federation regarding the provision of housing for orphan children under a specialized residential premises lease agreement]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 1, pp. 85-87.

12. Mamaeva A.K. Uchastie detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei v zhilishchnykh otnosheniyakh [Participation of orphans and children without parental care in housing relations]. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. Yuridicheskii zhurnal = Gaps in Russian Legislation, 2009, no. 4, pp. 157-160.

13. Tikhomirov D.A. Reproektirovanie sirotstva v Rossii: osnovnye problemy i dostizheniya [Re-designing the orphanhood in Russia: the main problems and achievements]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2015, no. 11, pp. 14-26.

14. Nelyubova Ya.K. Obrazovanie detei-sirot v usloviyakh natsional'nogo proektirovaniya: regional'nyi aspekt [Education of orphans in the context of the national project: a regional aspect]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Technical University, 2010, no. 1, pp. 283-293.

15. Chuvakova O.V., Savchuk E.V. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya detei-sirot v usloviyakh obshchego i professional'nogo obrazovaniya [Formation of professional self-determination of orphan children under the general and vocational education and training]. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo = Education. Career. Society, 2014, no. 3, pp. 100-101.

16. Basyrova E.I. [The dependence of graduate employment of the Ulyanovsk Industrial and Civil Engineering College on the professionalism of the masters of vocational training]. Materialy XXIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii" [Proc. 23rd All-Russia Sci. Conf. Sustainable Development Strategy of Russian Regions]. Novosibirsk, TsRNS Publ., 2014, pp.119-122.

17. Ol'khovikova G.N. Podgotovka k budushchei zhiznedeyatel'nosti uchashchikhsya-sirot uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya [Preparation of orphan students of vocational training institutions for future life]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya = Bulletin of Adygeya State University. Series 3: Pedagogics and Psychology, 2009, no. 4. pp. 64-69.

18. Prokhorova L.V. Prava detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei na obrazovanie [The right of orphans and children without parental care to education]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta = Bulletin of Russian State Social University, 2010, no. 4, pp. 36-41.

19. Ismiyanov V.V. Analiz otchislenii studentov-sirot v kontekste izucheniya problemy ikh adaptatsii k obrazovatel'noi srede [Analyzing the sending down of orphan students in the context of studying the problem of their adaptation to educational environment]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Buryat State University, 2014, no. 1-2, pp. 59-62.

20. Volkova N.A. Sub"ekty pedagogicheskogo soprovozhdeniya sirot, obuchayushchikhsya v uchrezhdeniyakh professional'nogo obrazovaniya [The subjects of the pedagogical support to orphans studying in vocational training institutions]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya Gumanitarnye nauki. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Akmeologiya. Yuvenologiya. Sotsiogenetika = Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Human Sciences. Pedagogy. Psychology. Social Work. Acmeology. Youth Studies. Sociogenetics, 2013, no. 1, pp. 129-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.