Коваленко Т.Н.
Алтайский государственный университет
УСЫНОВЛЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В статье раскрывается актуальная на сегодняшний день тема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обосновывается оптимальность усыновления как одной из форм семейного устройства. Автор анализирует основные направления современной социальной политики государства в данной области и выявляет задачи обеспечения повышения эффективности поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В течение последних 15 лет Российское государство причисляет к основным своим целям построение в стране гражданского общества, основанного на принципах гуманизма, развития свобод и прав граждан. Этот идеологический курс лежит в основе государственно-правовой системы России. Тем не менее судить о прогрессе страны в этой области в первую очередь следует по все возрастающей активности как государственных, так и негосударственных социальных институтов, направленной на улучшение демографического, нравственного и культурного «здоровья» российского общества. В последние годы теоретические исследования и практические инновации в социальной сфере все чаще ориентированы не просто на «антикризисную реабилитацию» после радикальных и разрушительных трансформаций на рубеже 90-х годов XX века. Темы социологических исследований и прикладных социальных программ сегодня все чаще касаются системного укрепления потенциала российского общества, проблем устойчивого воспроизводства этого потенциала в будущем.
Преобразования по оздоровлению социально-демографической ситуации в российском обществе последние несколько лет происходят в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, накопления общенационального богатства и постепенного роста благосостояния граждан. Это обстоятельство обуславливает сегодня возникновение уникальных возможностей для целенаправленного и планового внедрения программ, повышающих качество жизни россиян, оздо-равливающих росссийское общество в режиме «системной профилактики», а не «экстренной реанимации».
Одной из социальных проблем, решение которой сегодня предпринимается на систем-
ном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В России на сегодняшний день таких детей насчитывается около 800 тысяч. Большая часть из них, 545 тыс. детей (68%), находится под опекой, в приемных семьях либо усыновлены посторонними гражданами. Тем не менее, более 260 тыс. детей (32%) устроены и воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10].
Известны, исследованы и неоднократно обсуждались негативные последствия воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в вышеупомянутых учреждениях. Среди них: сложности социальной реабилитации, проблемы в получении профессионального образования, устройства досуга и быта подростков, вернувшихся из воспитательных колоний и других специализированных учреждений. По словам главы правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева, в России сегодня более 17 тысяч детей, вернувшихся из детских домов, школ-интернатов, не обеспечены жильем. Министр также отметил рост числа случаев самовольных уходов детей из специальных учреждений закрытого типа. За 11 месяцев 2006 года 540 таких детей были задержаны органами внутренних дел в связи с совершениями преступлений [1].
Следует подчеркнуть, что в российском обществе на протяжении истории практика и традиции устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претерпели радикальные изменения. Так в дореволюционной России (до 1917 г.) были широко распространены семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
ния родителей. Нуждающиеся в таком устройстве дети помещались в семьи, зачастую родственные им. Незначительное число неустроенных в семьи детей определялось в приюты, которые содержались Русской православной церковью либо государством. Политика Российского государства в вопросах социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривала финансовую помощь семьям, принимавшим на воспитание таких детей.
Детские дома, интернаты и прочие учре-жедения для устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали в советском государстве приоритетом по сравнению с семейными формами устройства и воспитания, с одной стороны, вследствие колоссальной дезадаптации общества после Г ражданской войны, массовых репрессий и разрушения сложившейся ранее социальной структуры общества, а с другой стороны, в связи с целенаправленной установкой новой власти на воспитание людей иной, «коллективной формации». Такие учреждения в наилучшей мере выступали «проводниками» коммунистической идеологии для подрастающего поколения. Таким, насильственным, образом была ограничена практика и традиция по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи [7].
Заявления, сделанные в последние месяцы представителями высших органов исполнительной власти, в т.ч. министром здравсоцраз-вития России Михаилом Зурабовым, позволяют сделать вывод о том, что в ближайшие 5-6 лет государственная политика в области устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет трансформироваться с целью возврата к семейным формам устройства таких детей. Так, по словам М. Зурабова, в России течение 5-6 лет могут быть ликвидированы интернаты как базовая форма воспитания детей-сирот. Министр подчеркнул, что интернаты будут постепенно перепрофилированы на социальную работу: будут готовить семьи для приема детей, заниматься сопровождением семей, которые взяли на воспитание ребенка, в свою очередь замминистра образования и науки РФ Андрей Свинаренко подчеркнул, что задачи закрыть все детские дома и интернаты нет, так как есть категория детей, которым трудно найти семью. Это дети
с тяжелыми отклонениями в развитии и дети старшего возраста. В этом случае они могут жить в детском доме, организованном по семейному типу устройства [6].
Для достижения цели - передачи детей в семьи - в последнее время законодательной и исполнительной властью Российской Федерации были предприняты следующие шаги.
1. Предоставление материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб. женщинам, родившим или усыновившим второго (или последующего) ребенка после 1 января 2007 года, предусмотрено Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [8].
2. В начале декабря 2006 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». Закон предусматривает установление единовременного пособия в размере 8 тыс. руб. при всех формах устройства ребенка на воспитание в семью (усыновление, опека (попечительство), приемная семья) с финансированием его выплаты из федерального бюджета (в 2007 году на эти цели выделено 677 млн руб.).
3. Важным направлением государственной социальной политики является проведение диспансеризации детей, находящихся в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, с последующей реализацией комплекса лечебно-оздоровительных мер, в том числе оказание нуждающимся детям высокотехнологичных видов медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях. Министерством здравсоцразвития России подготовлен проект соответствующего постановления Правительства РФ. Предполагается, что на эти цели из федерального бюджета будет выделено 290,6 тыс. руб. При этом диспансерным наблюдением и обследованием будет охвачено 200 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семью.
Таким образом, можно сделать вывод, что модель государственной политики в этом вопросе изменится. Сфера деятельности государственных социальных служб (органов), касающаяся охраны детства, защиты прав ребенка, а также устройства и воспитания детей, ос-
тавшихся без попечения родителей, будет расширена. В их ответственность будут включены вопросы, связанные с подготовкой семей-кандидатов, желающих принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Также предполагается, что специалисты, которые в настоящее время работают в государственных учреждениях по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут переподготовлены, а сами учреждения перепрофилированы с целью оказания квалифицированной профессиональной помощи семьям, в которых будут воспитываться дети, оставшиеся без попечения родителей.
Изменения в государственной политике по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, влекут за собой необходимость:
- во-первых, теоретического обоснования осуществимости данных изменений в сегодняшнем социальном, экономическом, культурно-нравственном и иных контекстах современной России;
- во-вторых, разработки наиболее эффективной технологии реализации данной государственной политики на практике.
Обратимся к социальному контексту, в котором разворачивается новая государственная политика в области устройства де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как показали исследования, проведенные в июне 2003 года, в ходе которых было опрошено 3200 респондентов в 14 регионах РФ в возрасте от 18 до 65 лет, 92% опрошенных согласны, что проблема сиротства и проблема воспитания детей в сиротских учреждениях в России безусловно актуальна или актуальна в какой-то мере. Ниже мы приводим данные исследования, которые касаются отношения граждан к вопросу личного участия в воспитании детей-сирот и оказанию им помощи. Респондентам были предложены вопросы, на которые можно было выбрать несколько вариантов ответов.
На вопрос «Кто должен оказывать помощь воспитанникам сиротских учреждений?» большинство (90%) опрошенных ответило, что помогать воспитанникам сиротских учреждений должно государство, 40% уверены, что о воспитанниках сиротских учреждений должны заботиться их родственни-
ки. Мнение о том, что помощь воспитанникам сиротских учреждений должны оказывать общественные организации, высказало 38% респондентов.
По-видимому, в своей массе россияне не видят необходимости лично помогать воспитанникам сиротских учреждений. Только 29% респондентов отметили, что ответственность за таких детей лежит на каждом члене общества.
На вопрос «Какие формы устройства де-тей-сирот являются наиболее благоприятными для них?» среди форм устройства, наиболее подходящих для детей-сирот, опрошенные обычно называют те, которые подразумевают долгосрочное проживание в семье и предполагают полную ответственность за детей (такую же, как за своих собственных). 78% респондентов считают, что усыновление -наиболее подходящая для детей-сирот форма устройства. 41% опрошенных в качестве такой формы называют семейный детский дом. Опеку и попечительство считают наиболее благоприятными для сирот 23% респондентов. Патронат и кратковременное семейное устройство имеют наиболее низкий уровень предпочтения (3% и 2% соответственно). Любопытно, что помещение в сиротские учреждения отмечено всего 17% респондентов. Напомним: 90% опрошенных уверены, что забота о детях-сиротах - это дело государства. Когда же речь идет о том, какие формы устройства более благоприятны для самих детей, респонденты называют те формы, которые предполагают личное участие граждан. Таким образом, ориентация на государство является индикатором не негативного отношения к детям-сиротам или отсутствия беспокойства об их судьбе со стороны частных лиц, а наличия каких-то объективных факторов, препятствующих личному участию граждан в оказании помощи детям-сиротам.
Отвечая на вопрос «Как именно вы помогаете детям-сиротам?», из сравнительно небольшого числа респондентов, помогающих сиротам в настоящее время (12%), 56% выбирают для себя такую форму помощи, как пожертвование денег сиротским учреждениям. Еще 6% предпочитают жертвовать одежду, еду, игрушки.
Доля людей, усыновивших сирот, в настоящее время (4%) даже ниже, чем доля по-
тенциальных усыновителей (11%). Начиная с 0% среди наиболее молодой категории (1824 года), она достигает 12% среди старшей возрастной категории (55-64 лет).
«Если бы вы хотели помогать детям сиротам, какую бы форму помощи вы выбрали?» Хотя усыновление считается наиболее подходящей для детей-сирот формой устройства, сама идея взять ребенка в семью не популярна среди опрошенных. Только 17% готовы помогать детям-сиротам на долгосрочной основе. 43% давали бы одежду, продукты или игрушки, 35% жертвовали бы деньги детскому дому или интернату. 18% опрошенных заинтересовалось бы краткосрочными формами помощи детям-сиротам (13% посещали бы детский дом или интернат, 5% стали бы наставником и проводили бы какое-то время с ребенком) [9].
Основной вывод данного исследования состоит в том, что российское общество, в целом относясь к проблеме детей, оставшихся без попечения родителей, как к серьезной и требующей решения, признает наиболее оптимальным решением семейные формы устройства детей. Однако лично участвовать в усыновлении или других формах (опека и попечительство, патронатное воспитание, приемная семья) в своем большинстве готовности не изъявляет. Это противоречие должно стать объектом дальнейшего исследования, которое позволит конкретизировать реальные причины, сдерживающие значительную часть общества от личного включения в решение этой проблемы. Конкретизация причин, препятствующих активному росту числа граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а также поиск технологий стимулирования граждан России принимать детей в свою семью позволят целенаправленно осуществлять государственные меры по сокращению количества детских домов и приютов.
Пока же реакция общественности и экспертов на новую государственную политику неоднозначна.
Некоторые эксперты опасаются, что сирот станут брать на воспитание люди с корыстными целями. Чтобы этого избежать, нужна система социального сопровождения, которая в России практически не развита. Исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альт-
шулер считает, что одного специалиста органов опеки и попечительства, приходящегося на 5 тысяч человек российского населения, не достаточно, чтобы контролировать передачу каждого ребенка в семью.
Председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович высказал мнение, что в нашем обществе не сформировано ответственное отношение к детям. «С одной стороны, у нас растет рождаемость, а с другой - у нас огромный процент детей матери бросают еще в роддомах. Без снижения общей жестокости в обществе говорить о закрытии детдомов нельзя. Наши семьи пока не готовы в массовом порядке брать на воспитание детей. Нужно провести социальную адаптацию семей, обеспечить высокое финансирование соцработников и прозрачность распределения денег на детей. Кроме того, нужна четкая законодательная база, регулирующая права приемных ребят» [6].
При активном сотрудничестве с кровными семьями детей есть возможность поместить ребенка родственникам под опеку. В случаях, когда возвращение в кровную семью невозможно, наиболее оптимальным для ребенка становится усыновление его в семью посторонними лицами.
Усыновление является формой семейного устройства ребенка, при которой между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Действительно, усыновление наиболее полноценно вводит ребенка в семью через установление отношений родства, в т.ч. через внесение родителей-усыновителей в свидетельство о рождении, присвоение ему фа-
милии родителей-усыновителей и наследование семейного имущества.
В отличие от усыновления другие формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддерживают отношения между детьми и семьями воспитателей лишь до совершеннолетия ребенка, т.е. до 18-ти лет. После того, как государство перестает официально заботиться о молодых людях и они покидают места их устройства, им не всегда бывает просто устроить свою судьбу. Встает проблема обеспечения будущего ребенка после окончания его пребывания на государственном попечении [5].
Усыновление как одна из форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности и преимущества.
Как видно из вышесказанного, именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.
С другой стороны, для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии. Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни. Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной формой устройства, а постоянной [4].
Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться [3].
С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу усыновление - это длительный процесс. Каковы механизмы социальной адаптации ребенка и родителей в таких семьях? Возможно ли оказание социально-психологической помощи для оптимизации процесса усыновления? К сожалению, трудности, с которыми сталкивается усыновительская семья в процессе усыновления, мало изучены. Кро-
ме того, отсутствуют статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства. Нет данных о причинах, приведших к этому. Возможно, через оказание своевременной квалифицированной социально-психологической помощи таким семьям, прекращения усыновления удалось бы избежать.
Исследования механизмов вхождения ребенка в семью, социальной адаптации семьи и ребенка друг к другу и к обществу помогут в оказании успешной социальной и психологической помощи семьям усыновившим ребенка.
Для оптимизции и более успешного процесса адаптации семьи и ребенка друг к другу определенная работа должна проводиться и с потенциальными усыновителями. От того, насколько тщательно были проверены и подготовлены будущие усыновители, будет зависеть успешность прохождения семьи через усыновление.
Предоставляя потенциальным усыновителям полную информацию о ребенке, о возможных трудностях, с которыми столкнется семья при усыновлении, а также о стрессе, который неизменно переживает ребенок, попавший в новую семью, социальная служба подготавливает почву для успешного усыновления.
Итак, усыновление как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности и преимущества. Этой форме семейного устройства как альтернативе нынешним структурам, в которых преобладает роль государственных учреждений, должна быть оказана целенаправленная и приоритетная поддержка.
Для оптимизации процесса усыновления необходимо исследовать механизмы усыновления и трудности, с которыми сталкиваются ребенок и родители, усыновляющие ребенка.
Также тщательный отбор и подготовка родителей (в том числе через предоставление им полной информации о ребенке и механизмах усыновления) помогут облегчить адаптацию семьи и ребенка друг к другу и тем самым сделать усыновление успешным.
Таким образом, в процессе реализации современной политики государства в области устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед учеными могут быть поставлены следующие задачи.
1. Более детально исследовать отношение российского общества к проблеме сиротства. Предметом исследования должны стать степень толерантности общества к данной социальной проблеме, его осведомленность о путях ее решения, возможные факторы, влияющие на мотивацию личного участия членов общества в решении проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти исследования должны проходить во взаимосвязи с исследованиями динамики развития семьи, проблем детности, рождаемости, ценностных установок россиян в отношении перечисленных вопросов.
2. Основываясь на принципах системного подхода, произвести анализ существующей и необходимой в будущем системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определить адекватные целевые показатели-критерии эффективности «новой» системы. Выявить факторы, благоприятствую-
щие и препятствующие достижению ука-заных показателей.
3. Разработать новые либо актуализировать существующие технологии социальной работы, необходимые для успешного достижения поставленной задачи - семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, необходимо предложить социальные технологии подбора семей для устройства детей и их сопровождения.
4. В числе первоочередных факторов, влияющих на успешность достижения целей, проанализировать степень обеспеченности создаваемой системы финансовыми и человеческими ресурсами: в первую очередь профессиональными специалистами социальных служб, способных осуществлять подбор семей, передачу им ребенка и сопровождение усыновительских (патронатных, опекунских) семей до полной адаптации семьи, а также предусмотреть технологии подготовки вышеупомянутых специалистов.
Список использованной литературы:
1. В России снижается уровень преступности среди несовершеннолетних [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www.ligazn.ru/media/news/3790.html. - Загл. с экрана.
2. Госпорьян А. Тенденции развития семьи в России / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. - 2005. -№24. - С. 4-7.
3. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания / И.Ф. Дементьева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - С. 14-15.
4. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - С. 10-25.
5. Дементьева И.Ф. Приемная семья - институт защиты детства: Методические рекомендации / И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - С. 5-6.
6. Денег на всех не хватит. Другая семья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.blago.info/media/digest/ 434.html. - Загл. с экрана.
7. История усыновления в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usvnovite.ru/experience/historv/ chapterl/. - С. 1 (11-15n). - Загл. с экрана.
8. Материнский капитал поможет детям-сиротам обрести семью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.blago.info/media/news/428.html. - Загл. с экрана.
9. Отношение россиян к оказанию помощи детям-сиротам. По результатам всероссийского социологического исследования «Проблема детей-сирот в общественном мнении» [Электронный ресурс]: информационно-аналитический бюллетень / Агентство Социальной Информации «Помощь детям-сиротам в г. Москве». - М.: 2004. - №34 (64). - Режим доступа: http://www.ww.asi.org.rU/ASI3/main.nsf/0/4BDDEA1A677919B6C3256E4600517B. - Загл. с экрана.
10. Оценка россиянами существующего порядка усыновления и трудностей, возникающих при усыновлении. Определение основных мер государственной поддержки усыновления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/ files/bespr_1part.doc. - Загл. с экрана.
Статья рекомендована к публикации 11.01.07