Научная статья на тему 'Становление института приемной семьи в России (на материалах Челябинской области)'

Становление института приемной семьи в России (на материалах Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ORPHANED CHILDREN / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / SUBSTITUTING FAMILY / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ADOPTING PARENTS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

Статья посвящена проблеме жизненного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основе исследования форм жизненного устройства детей в Челябинской области автором сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения и государственной поддержки всех его институциональных и семейных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of establishing the institute of substituting family in Russia (on the example of the situation in the Chelyabinsk Region)

The article is devoted to the problem of life arrangements for orphans and children without parental support. Based upon the results of examining the forms of life arrangements for these categories of children in the Chelyabinsk Region the author makes a conclusion about the necessity to investigate the issue further on and to provide governmental support for all the institutional and family forms.

Текст научной работы на тему «Становление института приемной семьи в России (на материалах Челябинской области)»

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ

(на материалах Челябинской области)

УДК 316.356.2

На протяжении двух последних десятилетий происходят трансформационные процессы во всех сферах общества, его структурах и институтах.

В частности возникла дисфункция социальных институтов, связанных с производством и социализацией потомства: как самой семьи, так и институтов, ее поддерживающих и стабилизирующих. Происходит нарушение семейной структуры и ее функций. Снижение доходов абсолютного большинства семей, рост числа разводов, катастрофическое сокращение числа детей, отказы от новорожденных, психологические и эмоциональные стрессы, увеличение числа семей социального риска и социально опасных - причины роста социальных рисков для детей вплоть до полного разрыва с семьей. Главным последствием неустойчивого положения детей в семье стало стабильное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время на территории Челябинской области проживает 16,3 тыс. сирот, 95% из которых - социальные [5, с. 4].

Воспитание детей-сирот сталкивается с проблемой формирования эффективно замещающего биологическую семью института, если и не равноценного (в смысле выполнения по отношению к ребенку важнейших социализирующих функций), то хотя бы приближающегося к ней. Поэтому исследование закономерностей и особенностей формирования института приемной семьи как наиболее перспективной формы жизнеустройства детей-сирот является актуальной научной проблемой.

На практике используются несколько вариантов жизнеустройства, которые можно свести к двум основным видам - несемейное (интернатское воспитательное или образовательное учреждение) и семейное (передача на воспитание в семью).

Для реализации первого варианта в области имеются 87 сиротских детских учреждений, в том числе 9 домов ребенка, 55 детских домов и школ-интернатов, 23 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации. В них воспитываются 3,6 тыс. детей [5, с. 15].

А.С. СМИРНОВА

Второй вариант реализуется в разных организационных формах - усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронатная семья, семейная воспитательная группа в интернатском учреждении, возвращение социальных сирот (при соблюдении определенных условий) родителям. В замещающих семьях в области воспитывается 10,4 тыс. детей и 1,1 тыс. остается неустроенными.

Современная российская государственная политика направлена на замещение несемейного жизнеустройства детей семейным [4, ст. 152; 3, с. 9-10]. Особенно активно этот курс реализуется в последнее пятилетие. Динамика процесса развития семейных форм жизнеустройства в Челябинской области отражена в таблице.

Таблица.

Динамика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Челябинской области [5, с. 23].

Формы устройства Годы Всего

2005 2006 2007 2008 2009

Опека и попечительство 1070 1894 2329 1 847 1 771 8911

Усыновление российскими гражданами 169 198 231 228 221 1047

Усыновление иностранными гражданами 196 156 114 90 120 676

Приемная семья 9 30 224 328 228 819

Семейная воспитательная группа - 34 54 65 0 153

Возвращение родителям 336 431 554 630 689 2640

Итого устроено в семьи 1780 2743 3506 3188 3029 14246

За последние пять лет число детей, устроенных или возвращенных в семьи, увеличилось на 70,2 % (с 1780 человек в 2005 г. до 3029 в 2009 г.). Однако разные формы семейного устройства демонстрируют разную динамику. В абсолютных цифрах, как и в целом по России, преобладала передача под опеку и попечительство. С 2005 по 2009 годы число взятых в семьи опекунов выросло на 65,5%. Пик же пришелся на 2007 г., когда было взято под опеку 2329 детей, после чего началось снижение. Объясняется это тем, что опекуны осознали выгодность статуса приемной семьи и стали чаще оформляться в качестве приемных родителей. В 2009 году удельный вес опекунских семей среди всех форм семейного устройства составил 58,5%. По сравнению с предшествующими годами он снизился.

На втором месте стоит возвращение в биологическую семью (336 и 689 соответственно). Увеличение составило 105%. Удельный вес вырос с 18,9 до 22,75%. Связано это, прежде всего, с политикой органов социальной защиты населения, реализующих соответствующие региональные программы.

Затем следует усыновление (365 и 341). Число усыновлений сократилось как абсолютно, так и относительно (до 11,3%). Произошло это в основном за счет сокращения передачи сирот в семьи иностранцев при росте отечественных усыновителей. Однако и с отечественными усыновлениями не все просто: с 2007 года удельный вес их также падает. Причина, видимо, та же, что и с опекунскими семьями. И, наконец, в приемные семьи помещено соответственно 9 и 228 человек. И, хотя это менее 8% от общего числа устроенных в семьи, высокие темпы роста говорят о том, что в будущем их доля может заметно вырасти. В 2005 году в Челябинской области было всего 13 приемных семей (57 детей), а на конец 2009 года уже 542 семьи, в них 743 приемных ребенка.

Следует напомнить, что на 2009 год пришелся пик экономического кризиса. Это отразилось и на динамике устройства в замещающие семьи. Заметно увеличилось число детей, возвращенных биологическим родителям и усыновленных иностранными гражданами. Впервые с 2005 года их число увеличилось, причем существенно: на треть. Зато устройство во все другие типы семей сократилось. Осо-

бенно это заметно в отношении приемной семьи - на 30%.

Исходя из теоретических взглядов на роль семьи как института социализации и эмпирических фактов (к сожалению, недостаточно многочисленных для окончательных обобщений), можно предположить, что семейные формы устройства и воспитания таких детей эффективнее несемейных. Однако современные возможности такого устройства ограничены. Наиболее распространены его «простые» формы, прежде всего опека и попечительство. Их основное преимущество заключается в том, что около 80% осиротевших детей попадают в семьи родственников. Наиболее «сложная» форма, то есть максимально приближенная к биологической семье и, следовательно, наиболее эффективная, - усыновление(удочерение) - наоборот, является менее распространенной (за пятилетие 12,1% от общего числа устроенных в семьи).

По ряду причин в настоящее время основная ставка делается на приемную семью как наиболее перспективную форму семейного жизнеустройства. Приемная семья - новое для России явление. В ней дети на основании договора между органами опеки и приемными родителями могут находиться от нескольких месяцев до нескольких лет независимо от того, лишены их биологические родители родительских прав или нет [2; 1.]. Хотя развитие приемной семьи в России (особенно после принятия стимулирующих нормативных правовых актов) происходит довольно быстро, по числу воспитываемых сирот она по-прежнему занимает последнее место. На начало 2010 года в Челябинской области насчитывалось 542 такие семьи, в них - 743 приемных ребенка. За пятилетие в приемные семьи передано 819 детей (5,7% от общего числа устроенных в семьи).

Отсюда вытекает задача повышения результативности жизнеустройства детей в разных типах замещающих семей (от семейной группы в сиротском доме-интернате до приемной семьи включительно), поскольку только разнообразие форм жизнеустройства может в настоящее время гарантировать право на воспитание абсолютному большинству детей, лишенных родительского попечения. Главное здесь не столько характер юридических отношений между органами опеки и попечительства,

воспитателями и воспитуемыми, возникающих при помещении ребенка в замещающую семью, сколько качество самой семьи, ее способность эффективно осуществлять свои функции.

С институциональной точки зрения замещающая семья - это такая же семья, как и любая другая. Она обладает всеми качествами обычной семьи, исключая биологическое родство между родителями и приемными детьми. Поэтому именно здесь кроются все основные проблемы социализации и защиты ребенка. Следовательно, внимание исследователя должно быть сосредоточено преимущественно на данном направлении. При этом наиболее перспективным представляется ценностный подход к проблеме, исходящий из восприятия родительско-детских отношений как некоей ценности, в основе которой лежит эмоциональная близость. Именно на этой основе формируются семейное благополучие и семейный лад. Задача состоит в том, чтобы сформировать такую ценность без кровной связи.

Для этого в частности необходимо выяснить мотивы приемных родителей на принятие чужого ребенка в семью и определить, как в такой семье формируются условия и возможности для нормального развития ребенка и какова в этом роль государственной семейной политики.

Поскольку государственная политика может реализоваться только будучи превращенной в правовую норму, рассмотрим последние изменения в нормативно-правовых документах, регулирующих помещение ребенка в замещающую семью.

Предварительный общий анализ показывает, что изменения происходят в трех направлениях:

- упрощается сама процедура помещения ребенка в семью;

- выравнивается объем пособий и льгот, получаемых опекунами, приемными родителями и усыновителями для содержания ребенка (теперь он меньше зависит от формы устройства);

- разрешительный характер принятия в семью (кроме усыновления и в значительной мере опеки и попечительства) заменяется на гражданско-правовое регулирование путем установления договорных отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Всё это должно стимулировать развитие института приемной семьи.

В этой связи высказывалось опасение, что договорные отношения заметно повлияют на мотивацию: мотивы психологического и нравственного характера уступят место экономическим (родительство становится способом извлечения дохода, профессией). На эту мысль наводит то обстоятельство, что рост числа приемных семей идет исключительно за счет опеки. Опекунами же в подавляющем числе случаев являются ближайшие родственники, не желающие, чтобы ребенок попал в детский дом или в чужие руки (мотив кровного родства). Кроме того, срочность договора и несложность его расторжения могут неоднократно привести к отказу приемных родителей от взятого ребенка или к изъятию его по инициативе органов опеки и попечительства из приемной семьи, что, несомненно, будет иметь для него психотравмирующие последствия. Так, в Самарской области, где институт приемной семьи стал создаваться еще с середины 1990-х годов, за 11 лет было расторгнуто свыше половины заключенных договоров, четверть из них в связи с конфликтами либо из-за болезни ребенка [3, с. 10]. Дополнительным негативным следствием может стать и проблема неравного отношения приемных родителей к усыновленным и родным детям, а также биологических детей к приемным.

Под опеку обычно берется только один ребенок. Исключением являются те случаи, когда сиротами становятся несколько детей из одной семьи. В приемную семью позволяется одновременно помещать до восьми детей, при этом вознаграждение, выплачиваемое приемным родителям, пропорционально увеличивается. Налицо экономический стимул, который может вступить в противоречие с нравственными мотивами.

Что касается условий и возможностей социализации ребенка, то в литературе наиболее распространен тезис, будто опекуны из родственников (обычно ими становятся родственники старшего поколения - бабушки, реже дедушки) проигрывают в следующем:

- преклонный возраст затрудняет уход и воспитание;

- доходы их невелики и это ведет к экономическим проблемам;

- в свое время они не смогли достойно воспитать собственных детей (внуки стали

социальными сиротами), следовательно, не смогут организовать и адекватную социализацию внуков. Однако данные тезисы научно не подкреплены, являются, скорее, «психологическим оружием» в борьбе за приемную семью и объективно нуждаются в проверке методами социологического исследования.

С целью уточнения мотивов принятия ребенка в приемную семью нами в сентябре-ноябре 2009 г. был проведен опрос 450 приемных родителей из всех районов Челябинской области. На вопрос о причинах взятия ребенка на воспитание 56,6% респондентов ответили, что преобладают мотивы психологические (желание ухаживать за ребенком, жалость к сироте и т.д.), на втором месте (15,1%) мотивы кровного родства (ребенок является внуком, племянником или состоит в иной степени родства с приемными родителями), экономические причины оказались на третьем месте (7,55%). Остальные респонденты не смогли или не пожелали дать однозначный ответ. Таким образом, увеличение выплат, связанных с воспитанием приемного ребенка, существенным экономическим стимулом не стало.

Необходимо отметить, что известным потенциалом обладает и патронатная семья, не получившая в России широкого распространения и совершенно отсутствующая в Челябинской области, сочетающая в себе преимущества приемной семьи и интернатского учреждения. Как семья она практически не отличается от приемной. Преимущества интернатского учреждения заключаются в возможности использовать

в процессе социализации ребенка профессионально обученных специалистов, социальные и реабилитационные программы и прочие возможности специализированного учреждения, недоступные обычной приемной семье.

Главная причина слабой распространенности патронатного воспитания в большинстве регионов России заключается в отсутствии специализированных служб по устройству и сопровождению детей (на языке юристов - уполномоченных организаций), с которыми патронатные воспитатели заключают договоры. Указанные договоры являются юридической основой для профессионального сопровождения ребенка, находящегося в патронатной семье. Впрочем, определенные шаги на пути решения проблемы уполномоченных организаций в Челябинской области делаются, однако основной целью профессионального сопровождения в данном случае является не создание патронатных семей, а профилактика вторичного сиротства.

Поскольку наиболее эффективная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени окончательно не определена, очевидна объективная необходимость сравнительного научного исследования преимуществ и недостатков всех его форм, в том числе и методами социологии. В этом случае возникает проблема критериев оценки форм устройства. Основой методологического подхода к таким исследованиям должны быть интересы приемного ребенка, способность выполнять основные семейные функции по отношению к нему.

1. Гурко, Т.А. Опыт организации приемных семей в Самарской области [Текст] / Т.А. Гурко, В.Б. Тасеев // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 78-85.

2. Гурко, Т.А. Приемные семьи в России (на примере Самарской области) [Текст] / Т.А. Гурко, В.Б. Тасеев / Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 74-91.

3. Гурко, Т.А. Трансформация российской системы устройства детей, лишенных родительского попечения [Текст] / Т.А. Гурко // Актуальные проблемы семей в России / под. ред. Т.А. Гурко. - М.: Ин- т социологии РАН, 2006. - С. 8-20.

4. Семейный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/law/10005807006.

5. Социальная защита населения Челябинской области: Информационно-аналитический бюллетень за 2009 г. [Текст]. - Челябинск: Министерство социальных отношений, 2010. - 99 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.