УДК 37.013.42
© Е.Б. Базарова
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕИ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях различных форм замещающей семьи.
Ключевые слова: замещающая семья, профессиональное сопровождение.
E.B. Bazarova
PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN WHO ARE WITHOUT PARENTAL CARE
In the article the problem of socialization of child-orphans and children is considered, these children are without parental care and under the conditions of various forms of replacing family. Keywords: replacing family, professional tracking.
Социальное сиротство - это сложнейшее социальное явление, которое сохраняет свою актуальность и сегодня.
Доказано, что содержание младенцев с первых недель жизни даже в комфортабельных и психологически щадящих условиях Дома ребенка приводит более чем в 90% случаев к нарушениям их развития, психическим расстройствам, личностным искажениям, отставанию в развитии. Это объясняется тем, что среди духовных потребностей, необходимых маленькому человеку, важны чувство любви, особенно матери, ощущения уверенности и безопасности, которые дает семья и ее атмосфера. Поэтому не случайно государство прилагает все большие усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи [2, с. 44].
Еще недавно для нашей страны наиболее распространенной формой жизнеустройства этой категории детей являлось помещение ребенка в государственные учреждения интернатного типа. Однако в условиях социальной трансформации в России возникают и развиваются новые институты социализации на базе социальных учреждений - различные вариации замещающей семьи (патронатная семья, семейные центр, семейная воспитательная группа, детский дом семейного типа и другие).
Семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей.
Основной функцией замещающей семьи является замена ребенку биологических (кровных) родителей с целью создания условий для их полноценной социализации. В последние годы в нашей стране, в том числе и в Бурятии, большое
внимание уделяется развитию профессиональных замещающих семей и их психолого-педагогическому сопровождению. Изменения происходят и в самих социальных учреждениях - меняются условия содержания воспитанников с целью их подготовки к самостоятельной жизни (общепринятыми становятся условия, максимально приближенные к семейным, в отдельных помещениях-квартирах, совместное проживание кровных родственников и т.п.) [1, с. 167-168].
Замещающая семья призвана решать комплекс задач:
• ослабление и снятие «стресса нового образа жизни»;
• создание благоприятных условий, способствующих развитию личности в рамках возрастной нормы;
• приобщение ребенка к культурным и духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки ее к будущей самостоятельной деятельности;
• налаживание индивидуального общения с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы [2, с. 44].
Сегодня существует большое множество разнообразных видов замещающих семей: опекунская, семья усыновителей, приемная, патронат-ная и т.д. В этих условиях возникает проблема подбора оптимальной формы семейного воспитания для конкретного ребенка.
Для начала следует признать, что сама по себе постановка вопроса о выборе той или иной формы устройства является признаком того, что система семейного устройства все же понемногу развивается.
Между тем анализ практики показывает, что все рассуждения о том, что какая-то форма жиз-
Е.Б. Базарова. Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
неустройства по определению лучше или хуже других, несостоятельны. Среди специалистов формируется убеждение, что «оценка эффективности должна быть направлена не на выбор в пользу того или иного пути, а на определение сильных и слабых сторон разных вариантов».
Проблему создания системы семейного устройства детей и кардинального решения проблемы сиротства невозможно решить в рамках ни одной из существующих форм семейного устройства. Каждая из них обладает своим набором возможностей, который для одних детей становится ресурсом, а для других - создает проблемы. Например, усыновление как форма, предполагающая полное включение ребенка в новую семью, может быть очень ресурсным для маленького ребенка-отказника и может создать большие проблемы для подростка с опытом сильной привязанности к кровной маме.
Следует признать, что задача выбора оптимальной формы устройства для ребенка является сложной и комплексной, она принципиально не может быть решена волевым «назначением» какой-либо формы устройства в качестве «самой правильной» [3, с. 4].
В любом случае проблема подбора оптимальной формы семейного воспитания должна решаться исходя из принципа «ищем семью для ребенка, а не ребенка для семьи». Данный принцип у нас в стране был впервые озвучен в середине 1990-х гг. в Москве.
Сегодня, выбирая ту или иную форму жизнеустройства, специалисты опираются на следующие основные положения:
• Выбор осуществляется с точки зрения интересов ребенка.
• Суть процесса выбора формы - сопоставление ресурсов и ограничений семьи и потребностей ребенка.
• Самый важный параметр, по которому формы устройства кардинально различаются между собой, касается привязанностей. Именно ситуацию с привязанностями нужно анализировать в первую очередь при выборе формы устройства.
• Решение о выборе формы устройства должно быть осознанным совместным решением службы и семьи.
• Важно стремиться как можно к более полному совпадению «де-факто» и «де-юре», соответствию реального места ребенка в семье и роли его приемных родителей их официальному статусу. Это залог спокойствия семьи и конструктивного сотрудничества с ней.
• Формы устройства есть инструмент для реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, их нужно использовать гибко, меняя и комбинируя по необходимости в интересах ребенка [3, с. 13].
С другой стороны, подобрав для ребенка подходящую замещающую семью, прошедшую этап подготовки, необходимо продолжить работу с ними, организовав психолого-медико-педагогическое сопровождение (профессиональное сопровождение).
Система оказания своевременной профессиональной помощи специалистов из службы семейного устройства вместе с системой контроля за соблюдением прав ребенка и мониторинга развития ребенка называется профессиональным сопровождением семьи, принявшей ребенка.
В систему помощи входят:
• финансовая помощь семье (выплата пособий, заработной платы, материальная помощь в особых случаях, предоставление льгот);
• социальная и правовая помощь (оформление документов, помощь в защите прав ребенка в суде, в реализации прав ребенка, например, на получение жилья и т.д.);
• социально-педагогическая помощь (помощь в устройстве в образовательные учреждения, в организации дополнительного образования, летнего отдыха и т.д.);
• медицинская и реабилитационная помощь (помощь в проведении обследований и лечении, обеспечение помощи дефектолога, логопеда и других специалистов, необходимых для реабилитации ребенка);
• психологическая помощь и обучение (поддержка со стороны специалистов, индивидуальное и семейное консультирование ребенка и приемных родителей, проведение обучающих занятий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, создание групп взаимной поддержки или клубов приемных родителей и т.п.).
Объем помощи и то, оказывается ли она на регулярной обязательной основе или лишь по запросу семьи, определяется, с одной стороны, формой устройства ребенка в семью, с другой -возможностями конкретной службы в данный момент.
Важно понимать, что прочной и эффективной всегда оказывается лишь та система, в которой есть баланс прав и обязанностей, в которой справедливо разделена ответственность между всеми участниками процесса. Система семейного устройства детей - не исключение. Если се-
мья не получает от службы никакой значимой помощи или получает не ту, которая воспринимается как нужная и своевременная, если она все время «должна», но никогда не стоит ждать от семьи сотрудничества, доверия и открытости. Она будет скрывать свои трудности, будет занимать оборонительную позицию при решении любого вопроса, касающегося ребенка. А значит, для специалистов будет затруднен контроль за благополучием ребенка в семье, невозможно будет снизить риск возврата или жестокого обращения [3, с. 37-38].
Признавая важность значения и роли замещающей семьи в становлении ребенка, необходимо учитывать проблемы и сложности, с которыми сталкиваются дети на разных возрастных этапах, оказавшись в новых условиях:
• наличие опыта и продолжительности проживания в биологической семье;
• срок пребывания в государственном учреждении;
• возраст ребенка при помещении его в новую семью;
• вид замещающей семьи, в которой находится ребенок;
• наличие биологических детей в замещающей семье и соотношение их с возрастом приемного ребенка;
• уровень его подготовленности и замещающих родителей к выполнению новой роли;
• выбора используемых форм и методов воспитания детей в семье.
Главная трудность для детей из детских домов и интернатов заключается в освоении новой ролевой позиции члена семьи - сына, дочери, т.к. именно такая позиция приемным ребенком не была освоена на предыдущем жизненном этапе, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. В силу этого приемным детям трудно осознать себя сыном (дочерью), еще сложнее - братом (сестрой).
Следовательно, для таких детей нужны четкие ориентиры в отношении того, что такое семья, как она функционирует, каковы правила жизни в ней.
Ситуация может осложниться в подростковом возрасте.
Как показано в работах ряда исследователей (Г.С.Красницкая, Г.В.Семья, В.Н.Ослон) в этот период такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «призраков крови», что может приводить к глубоким конфликтам с приемными родителями и накладывать отпечаток на их пси-
хологическую идентичность. Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка позволяют говорить и о так называемом синдроме приемного ребенка, который проявляется в заниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости.
Опыт сопровождения замещающих семей позволяет выделить два типа отношений родных и приемных детей, присутствующих в них:
• Разделение на своих и приемных - замещающие родители сравнивают родных с приемными детьми. В момент сравнения «плохой» ребенок вынужден выполнять отведенную роль. Здесь у приемных детей чаще всего формируется страх, что от него откажутся.
• Родители ко всем относятся одинаково, у всех равные условия жизни. Здесь в трудном положении находятся родные дети: они теряют часть внимания и любви родителей. Поэтому очень важно сделать их сторонниками родителей. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействовать со взрослыми. Также следует учесть, что если у родителей плохие отношения с родными детьми, нет взаимопонимания, то с приемными будет еще сложнее.
Опыт работы с семьями усыновителей показывает, что усыновление не накладывает видимого отпечатка на поведение ребенка, особенно подростка, в том случае, если:
• в замещающей семье нет биологических детей;
• тема усыновления обсуждалась с ребенком в младшем возрасте;
• в процессе воспитания не акцентировалось внимание на данном факте и совершалось попыток увидеть связь между некоторыми неуспехами ребенка и его генетикой;
• если усыновители готовы помочь ребенку при необходимости в сборе информации о его биологических родственниках.
В тоже время есть два положения, с которыми необходимо считаться, чтобы процесс становления усыновленного ребенка в замещающей семье был успешным:
• усыновление - неотделимая часть истории ребенка, и этот факт нельзя игнорировать;
• приемные дети могут успешно противостоять трудностям своего развития и преодолевать их, если будут получать помощь со стороны взрослых и специалистов.
У детей, воспитывающихся в опекунских и попечительских семьях, созданных кровными родственниками, как правило, проблем с идентификацией не возникает, т.е. они имеют воз-
И.Б. Буртонова. Формирование профессиональных ценностей у будущих социальных работников средствами учебной дисциплины «Социальная педагогика»
можность обсудить свои корни, выявить сходство как внешнее, так и характерологическое, поведенческое [2, с. 46].
Таким образом, чтобы процесс воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье был эффективен, надо учитывать те трудности, с которыми могут столкнуться ребенок и замещающая семья, необходимо в этот момент обеспечить их соответствующей профессиональной поддержкой на этапе адаптации.
Литература
1. Базарова Е.Б. Институциональные изменения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 167-171.
2. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 44-48.
3. Методические материалы для специалистов служб семейного устройства и сопровождения замещающих семей / Л.В. Петрановская, Г.С. Красницкая, В. Мнацаканян, А.Е. Соколова. - М., 2009. - 64 с.
Базарова Екатерина Борисовна, преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Bazarova Ekaterina Borisovna, teacher, department of theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 316.74:37
© И.Б. Буртонова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностей у будущих бакалавров социальной работы, анализируется воспитательный потенциал учебной дисциплины «Социальная педагогика». Ключевые слова: профессиональные ценности, учебная дисциплина «Социальная педагогика».
I.B. Burtonova
FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE SOCIAL WORKERS WITH THE DISCIPLINE «SOCIAL PEDAGOGY»
The article deals problem offormation of professional values in the future bachelors of social work, analyzed the educational potential of the discipline «Social Pedagogy»
Keywords: professional values, academic discipline «Social Pedagogy».
Профессиональные ценностные ориентации -это базовая характеристика личности будущего специалиста, основным содержанием которой является система отношений к интегративным ценностям профессии и готовность действовать в профессиональной сфере в соответствии с ними. Профессиональные ценностные ориентации являются смыслообразующим компонентом профессиональной деятельности, определяющим ее цель и смысл для личности и социума [4, с. 329].
Социальная работа - это особый вид деятельности, представляющий собой систему структурно и функционально связанных между собой важнейших элементов деятельности: целей, мотивов, средств, условий, результатов, самого процесса, субъекта и объекта социальной службы. Среди многочисленных детерминантов
социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы жизни. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой данной профессиональной деятельности. В контексте общественных и личностных кон-фронтаций, этических и ценностных разногласий, социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы [1, с. 219].
Ценности современной профессиональной социальной работы располагаются на различных уровнях. Среди них выделяются следующие: