Научная статья на тему 'Профилактика социального сиротства: Актуальные проблемы, подходы'

Профилактика социального сиротства: Актуальные проблемы, подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4641
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СЕМЬЯ / НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / FAMILY IN DANGEROUS SOCIAL SITUATION / ADOPTIVE FAMILY / SOCIALIZATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базарова Екатерина Борисовна

Автор рассматривает основные направления профилактики социального сиротства: раннее выявление семейного неблагополучия, сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, развитие института замещающей семьи, психологопедагогическое и социальное сопровождение замещающих семей, постинтернатная адаптация выпускников. Причинами социального сиротства являются неблагоприятные социально-экономические условия, а также кризисное состояние семей. Причем будет ли семья нуждаться во вмешательстве или нет зависит от ее собственных, внутренних ресурсов. И если этих ресурсов по тем или иным причинам недостаточно или они отсутствуют, то такая семья должна быть выявлена при осуществлении межведомственного подхода на самых ранних стадиях неблагополучия. С ней должна быть проведена систематическая комплексная работа исходя из соблюдения законных прав и интересов ребенка. Основная цель такой реабилитационной работы сохранить кровную (биологическую) семью для несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of child abandonment: current issues, approaches

The author considers the main directions of child abandonment prevention: early detection of family problems, support of families in dangerous social situation, development of adoptive family institute, psycho-pedagogical and social support for foster families, adaptation of graduates from boarding. The causes of child abandonment are unfavorable socioeconomic conditions, as well as crisis of families. And whether the family needs attention or not, it depends on its own internal resources. If for one reason or another there is a lack of resources, such a family should be identified at the earliest stages of distress. The systematic complex work with such families should be based on compliance with legitimate rights and interests of the child. The main aim of this rehabilitation work is to keep biological family for the minor.

Текст научной работы на тему «Профилактика социального сиротства: Актуальные проблемы, подходы»

УДК 376.1-058.862

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ

© Базарова Екатерина Борисовна

старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: bazkatya@mail.ru

Автор рассматривает основные направления профилактики социального сиротства: раннее выявление семейного неблагополучия, сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, развитие института замещающей семьи, психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей, постинтернатная адаптация выпускников. Причинами социального сиротства являются неблагоприятные социально-экономические условия, а также кризисное состояние семей. Причем будет ли семья нуждаться во вмешательстве или нет зависит от ее собственных, внутренних ресурсов. И если этих ресурсов по тем или иным причинам недостаточно или они отсутствуют, то такая семья должна быть выявлена при осуществлении межведомственного подхода на самых ранних стадиях неблагополучия. С ней должна быть проведена систематическая комплексная работа исходя из соблюдения законных прав и интересов ребенка. Основная цель такой реабилитационной работы — сохранить кровную (биологическую) семью для несовершеннолетнего.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, семья, находящаяся в социально опасном положении, замещающая семья, социализация, адаптация.

PREVENTION OF CHILD ABANDONMENT: CURRENT ISSUES, APPROACHES

Ekaterina B. Bazarova

Senior Lecturer of the Department of the theory of social work,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The author considers the main directions of child abandonment prevention: early detection of family problems, support of families in dangerous social situation, development of adoptive family institute, psycho-pedagogical and social support for foster families, adaptation of graduates from boarding. The causes of child abandonment are unfavorable socioeconomic conditions, as well as crisis of families. And whether the family needs attention or not, it depends on its own internal resources. If for one reason or another there is a lack of resources, such a family should be identified at the earliest stages of distress. The systematic complex work with such families should be based on compli-

ance with legitimate rights and interests of the child. The main aim of this rehabilitation work is to keep biological family for the minor. Keywords: orphans and children left without parental care, family in dangerous social situation, adoptive family, socialization, adaptation.

В последнее время профилактика социального сиротства преобразовалась из инновационного направления деятельности в самостоятельную профессиональную область. За этот период времени система социальной защиты детства прошла в своем развитии три этапа: первый — перед государством и обществом стояла задача забрать беспризорных и безнадзорных с улицы и направить их в социальные приюты с целью их социальной реабилитации. Основная задача второго этапа — перераспределение детей, оставшихся без попечения родителей, из социальных учреждений в замещающие семьи, то есть развитие института замещающей семьи. И наконец, третий этап — в центре внимания находятся неблагополучные семьи и их реабилитация с целью сохранения кровной (биологической) семьи для ребенка, параллельно остается актуальным направление развития сложившихся форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, одним из основных векторов развития современной системы социальной защиты детства является профилактика социального сиротства. Можно выделить первичную, вторичную и третичную профилактики.

Первичная профилактика — работа с семьями до попадания детей в систему социальной защиты детства. Здесь мероприятия носят в основном информационно-просветительский характер: социальная реклама об ответственном родительстве в средствах массовой информации, образовательные мероприятия для детей и их родителей в общеобразовательных учреждениях и т. д. Субъектами являются органы опеки, правоохранительные органы (подразделения по делам несовершеннолетних), органы системы образования, органы системы здравоохранения.

Вторичная профилактика предполагает реализацию целого комплекса мер, направленных на несовершеннолетних, находящихся в ситуации повышенного риска по возможности жестокого обращения с ними. Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, при осуществлении выявительных рейдов производят обязательную оценку риска для ребенка подвергнуться жестокому обращению в семье. Можно выделить три степени риска: высокий (критический) — подтверждаются факты жестокого обращения с ребенком, есть явная угроза жизни и здоровья ребенка. Средняя (умеренная) степень риска — в данное время явной угрозы здоровью ребенка нет, но в будущем может возникнуть такая ситуация. Низкая (минимальная) степень риска — опасность каких-либо серьезных негативных последствий для жизни и здоровья ребенка минимальна или отсутствует, факты жестокого обращения с ребенком не подтверждаются либо носят единичный характер. По результатам выявительного рейда ребенок либо изымается из семьи (в случае высокого уровня риска жестокого обращения с ребенком), либо необходимо провести профилактическую (разъяснительную) работу с родителями о недопущении жестокого обращения (в случае низкого уровня риска), либо проводится реа-

билитационая работа (в случае среднего уровня риска), а это уже третичная профилактика.

Третичная профилактика заключается в осуществлении реабилитационных мероприятиях с семьей и самим ребенком внутри системы. Субъекты — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итак, профилактика социального сиротства — это многоуровневый процесс, включающий в себя несколько основных направлений. Раннее выявление семейного неблагополучия — одно из самых сложных направлений профилактики социального сиротства, его особенностью является обязательная реализация межведомственного подхода. В рамках раннего выявления необходима координация деятельности различных структур системы образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социальной защиты детства, а также привлечение населения через службу телефона доверия, например.

Самой важной проблемой здесь будет решение вопроса о том, изымать ребенка из семьи или нет, это будет зависеть от того, насколько условия жизни угрожают здоровью и безопасности несовершеннолетнего. В любом случае, это будет решаться исходя из неукоснительного соблюдения прав и интересов несовершеннолетнего. Суть заключается в необходимости выявить семью на ранней стадии ее неблагополучия, когда только возникли социальные проблемы, с которыми она не может самостоятельно справиться. Сейчас современная система социальной защиты детства функционирует, основываясь на выявительном принципе, когда в обязанности специалистов органов социальной защиты вменяется выявление неблагополучных семей на ранних стадиях кризиса. Такие семьи можно охарактеризовать, как правило, нехваткой внутренних собственных ресурсов для решения возникающих социальных проблем. Не получив помощь от социальных служб при возникновении затруднений, ситуация усугубляется, и через какое-то время специалисты вынуждены рассматривать вопрос об изъятии ребенка из семьи. Чем дольше семья будет находиться в кризисном состоянии без постороннего вмешательства, тем меньше будет ее потенциал для дальнейшего восстановления и реабилитации, как итог — родителей лишат родительских прав, а ребенок получит статус оставшегося без попечения родителей и попадет в социальное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При реализации технологий раннего выявления семейного неблагополучия возникает вопрос дифференциации признаков семейного неблагополучия, то есть неких критериев, показателей, по которым окружающим (работникам правоохранительных органов, системы образования, здравоохранения, гражданам) станет понятно, что данная семья нуждается в интервенции (вмешательстве). Такими признаками могут быть внешний вид ребенка (общее физическое или психоэмоциональное состояние, одежда не по сезону, не по размеру и тому подобное), изменения в поведении ребенка и другие. Дальше сигнал поступает специалистам органам опеки, которые, собственно осуществив оценку безопасности ребенка и оценку риска жестокого обращения с ним, принимают решение о дальнейшей судьбе несовершеннолетнего.

Это уже следующее направление системы социальной профилактики — обследование условий жизнедеятельности неблагополучной семьи с целью подтверждения факта жестокого обращения с ребенком и необходимости вмешательства. Далее следуют социально-диагностическая работа с семьей и социальная реабилитация семьи в целом и ребенка, в частности. Эти направления в совокупности составляют социальное сопровождение семьи с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего. Для этого семье, находящейся в социально опасном положении, назначается куратор, ответственный за ведение данного случая. Его деятельность направлена на оказание комплексной поддержки несовершеннолетнего и семьи от открытия случая до его закрытия, то есть до выхода ее из кризиса. Сюда входят установление контакта с семьей, построение взаимоотношений на основе сотрудничества, так называемый кооперативный подход; проведение всесторонней диагностической работы с целью выявления проблем и их причин; разработка плана реабилитации для конкретной семьи и ребенка с целью восстановления их навыков самостоятельного поиска выхода из кризисной ситуации. При первых встречах с неблагополучной семьей перед специалистом стоит задача создать условия для признания родителями существования проблем, которые создают реальную угрозу здоровью и жизни ребенка, мешают полноценному гармоничному развитию его личности.

Здесь, как правило, специалисты сталкиваются с противостоянием семьи вмешательству в их частную жизнь. Это противостояние может иметь следующие формы проявления: открытое сопротивление (могут не открыть дверь специалисту), отрицание проблем как таковых, отказ от последующих встреч, агрессивное поведение и тому подобное. То есть противостояние может проявляться на уровне поведенческой, вербальной и эмоциональной реакции семьи на попытку вмешательства со стороны социальных служб.

Вся эта деятельность осуществляется не одним специалистом, а силами междисциплинарной команды, куда могут входить социальные педагоги, психологи и др. Результатом этой деятельности является снятие семьи с учета при условии достижения целей реализуемой реабилитационной программы и нормализации ситуации в семье. Если в семье отсутствует положительная динамика и сохраняется высокий риск угрозы здоровью и жизни ребенка, то может быть принято решение о прекращении работы с семьей с последующим лишением родительских прав и определением ребенка в замещающую семью или в соответствующее социальное учреждение. Также может быть принято решение о продолжении реабилитационных мероприятий, о доработке плана реабилитационных мероприятий.

Следующим значимым направлением в рамках профилактики социального сиротства является развитие института замещающей семьи. Здесь наряду с развитием различных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких как усыновление (удочерение), приемная семья, опека (попечительство) и другие альтернативные формы, актуальными являются поиск и подготовка приемных родителей. В основе подобной деятельности заложен принцип поиска семьи для ребенка, а не ребенка для семьи. У нас в республике созданы школы подготовки замещающих родителей

на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта практика стала обязательна на территории Российской Федерации с 1 сентября 2012 г. Анализ деятельности школ показывает, что судить об их эффективности можно скорее не по количественным, а по качественным показателям.

Задачей системы социальной профилактики являются не только подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители, но и в дальнейшем психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей с целью недопущения так называемого вторичного сиротства, под которым понимаются случаи возвратов детей в институциональные учреждения после замещающей семьи. Эта деятельность включает в себя индивидуальные консультации, тренинги, практические занятия с целью адаптации детей в новой для них семье.

Необходимо отметить, что у нас в республике с начала 2014 г. создается единая региональная система выявления, подготовки и сопровождения замещающих семей в рамках республиканской программы «Алтан Сэргэ: крепкая семья» (2014-2015 гг.). Ее цель — развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из инноваций, реализуемых в рамках программы, является внедрение в Бурятии новой социальной услуги «Активный поиск, подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители». Ее цель — осуществление активного поиска, качественного подбора и подготовки граждан, обладающих необходимыми ресурсами и готовых принять в свои семьи воспитанников организаций для детей-сирот старше 7 лет, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, являющихся братьями и/или сестрами.

Реализация новой социальной услуги осуществляется специально отобранными специалистами. Всего таких специалистов в Республике Бурятия в 2014 г. было 34 человека, по 1 человеку в сельских районах (22 человека) и по 4 специалиста в районах г. Улан-Удэ (12 человек). За 6 месяцев реализации новой социальной услуги при содействии специалистов устроено в замещающие семьи 124 ребенка.

Таким образом, апробация и внедрение новой социальной услуги в Республике Бурятия позволили выстроить работу по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи на новом, более качественном уровне. В результате была активизирована работа по информированию населения по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось количество детей, устроенных в замещающие семьи, увеличилось количество лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в рамках республиканской программы организована мобильная бригада специалистов для оказания психолого-педагогической, медицинской, юридической помощи замещающим семьям, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организовано обучение специалистов инновационным технологиям по сопровождению замещающих семей с учетом передовых опытов в Российской Федерации (г. Москва, Санкт-Петербург, Иркутск) [1].

Необходимо отметить, что большую роль в развитии института замещающей семьи играют средства массовой информации, задача которых информировать население о проблемах сиротства, в том числе социального, о методах его профилактики, о роли граждан в выявлении фактов семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Также в задачи СМИ входит популяризация в обществе семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем тиражирования положительного опыта замещающих семей, информирования о социальной, в том числе материальной, поддержке таких семей. Например, в 2010 г. в Республике Бурятия был принят закон «О единовременном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) на территории РБ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Размер пособия составляет 250 тысяч рублей, которые могут получить усыновители, но не ранее, чем по истечении трех лет со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) [2].

Еще одним значимым направлением системы социальной профилактики является постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их социализации.

Как мы видим, профилактика социального сиротства — это многоуровневый процесс. Сейчас идет систематическая работа по отказу от старых принципов осуществления социальной защиты детства, переориентация с решения проблемы сиротства на ее профилактику. Исследования показывают, что содержание детей в социальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует значительно больших затрат на одного ребенка, чем в условиях замещающей семьи. Поэтому необходимо и дальше развивать систему социальной профилактики, исходя из экономической целесообразности, а также из одного из приоритетов социальной защиты детства — воспитания ребенка в семье.

Литература

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства социальной защиты населения РБ на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc-buryatia.ru/document.php?ELEMENT_ID=10198&sphrase_id=21822 (2015).

2. Закон Республики Бурятия от 10 декабря 2010 г. № 1830-IV «О единовременном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) на территории Республики Бурятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc-buryatia.ru/family_forms/npa_opeka/ (2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.