Научная статья на тему 'Сравнительный анализ систем защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в России и США'

Сравнительный анализ систем защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в России и США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5586
655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / CROSS CULTURAL ANALYSIS / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / CHILD PROTECTION SYSTEM/CHILD WELFARE SYSTEM / СТАТИСТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРОФИЛАКТИКА ОТОБРАНИЯ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ / PREVENTION OF SEPARATING A CHILD FROM HER/HIS FAMILY / ФОСТЕРНАЯ ЗАБОТА / FOSTER CARE / ОПЕКА РОДСТВЕННИКАМИ / ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / УСЫНОВЛЕНИЕ / ADOPTION / СИРОТСТВО / ORPHANHOOD / РЕБЕНОК-СИРОТА / ORPHAN / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ВОЗВРАТ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ / ВЫПУСКНИК ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / DATA / KINSHIP CARE / LEGAL GUARDIANSHIP / ORPHANAGE / REUNIFICATION OF A CHILD TO FAMILY / ALUMNI OF ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семья Галина Владимировна

Данный кросс-культурный анализ содержит описание российской и американской систем защиты детей с указанием на законодательные, терминологические сложности сопоставления, с учетом социальных установок общества. Статья содержит обзор целей, законов и процедур, принятых в России и США в данной области, краткий обзор эволюции политики защиты детей. Сравнение проводится по параметрам системы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот. Приведена статистика из государственных источников и авторских мониторингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семья Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross System Analysis between Russia and US Child Protection System

This cross cultural system analysis describes the Russian and U.S. child protection systems with reference to the legal, terminological difficulty matching, in view the social attitudes of the society. The article provides an overview of the goals, laws, and processes of the Russian and U.S. Child Welfare systems, a brief overview of each country’s evolution of child protection policies. The comparison is carried out on the parameters of the system of prevention of social orphanhood and family placement of children-orphans. Current national data is provided when available from national sources and author’s monitorings.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ систем защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в России и США»

Г. В. Семья

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИИ И США

Данный кросс-культурный анализ содержит описание российской и американской систем защиты детей с указанием на законодательные, терминологические сложности сопоставления, с учетом социальных установок общества.

Статья содержит обзор целей, законов и процедур, принятых в России и США в данной области, краткий обзор эволюции политики защиты детей. Сравнение проводится по параметрам системы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот. Приведена статистика из государственных источников и авторских мониторингов.

Ключевые слова: кросс-культурный анализ, защита прав детей, статистика, законодательство, профилактика отобрания ребенка из семьи, фостерная забота, опека родственниками, опека и попечительство, усыновление, сиротство, ребенок-сирота, организация для детей-сирот, возврат ребенка в семью, выпускник организации для детей-сирот.

Цель государственной политики России и США — сохранить ребенка в кровной семье, а в случае невозможности — найти ему постоянное семейное устройство. Однако подходы, организация, процедуры существенно различаются, что приводит часто к непониманию причинно-следственных связей, невозможности сравнить статистические данные, в том числе в сфере оценки здоровья и благополучия детей в обществен-

ных институтах и замещающих семьях. Неточности при переводе на конференциях, в статьях часто меняют смысл сказанного и вызывает недоумение. Одного терминологического словаря также недостаточно, необходимо понимать законодательный и культурный «background» происходящего.

В течение двух лет автор изучал систему защиты ребенка в США (фостерную систему) \ постепенно разрушая для себя мифологизированное представление о том, как это происходит в другой стране, включая международное усыновление. И главное, к чему приходишь при анализе различий: в России ребенок «принадлежит» родителям, в США ребенок «принадлежит», в первую очередь, государству, и оно строго контролирует выполнение функций родительства. С этим связано огромное количество сообщений, поступающих в социальные службы от соседей, сотрудников детских организаций, посторонних лиц и пр., большая часть из которых потом не подтверждается (например, в Лос-Анджелесе в 2013 г. было подтверждено только около 15% сообщений).

Следует отметить, что в России мы часто употребляем термины материнство/отцовство, говоря о восприятии детей и детства, а в США употребляется термин родительство, что считается в духе времени политкорректным в современном обществе.

В данной статье сравниваются и анализируются основные параметры системы защиты детства, достижения и существующие проблемы. Необходимо отметить, что в обеих странах есть социальные практики, законодательные подходы, достойные адаптации, апробации и использования. Более того, часть социальных практик, «рожденных» самостоятельно в странах, очень близки и похожи.

Во-первых, Россия, в отличие от США, присоединилась к Международной Конвенции о правах ребенка, и поэтому

1 В качестве руководителя группы российских стажеров в США в рамках программы Фонда «Евразия» «Обмен социальным опытом и знаниями» (2013-2015).

основная цель государственной политики — защита прав и законных интересов детей, главным из которых является право ребенка жить и воспитываться в семье. Для этого семье и детям предоставляются различные виды социальной помощи и поддержки, дополнительные льготы. Главная цель профилактической работы — сохранить ребенка в кровной семье.

В ответ на возрастающее количество детей в фостерных домах и беспокойства о безопасности детей, которые остаются или возвращаются в семью после размещения в фостерные учреждения, Конгресс США принял Закон об усыновлении и безопасности в 1997 г. (ASFA, Государственный закон 105-89). Сегодня федеральное законодательство США опирается на три национальных приоритета при обеспечении защиты и благополучия детей (Mallon G. and Hess: 2014):

— обеспечение безопасности. Все дети имеют право жить в условиях, где отсутствуют насилие и пренебрежительное отношение. Безопасность детей является важнейшим условием, определяющим все усилия по их защите;

— обеспечение стабильности. Дети нуждаются в семье и постоянном месте, которое они могут называть домом. Чувство стабильности и привязанности является центральным в здоровом развитии ребенка. До тех пор пока не будут найдены опекуны или созданы условия для постоянного проживания, следует приложить все усилия и найти стабильный, безопасный и долговременный дом для тех детей, которые не могут благополучно воссоединиться со своими семьями;

— обеспечение благополучия ребенка и семьи. Дети заслуживают заботливого окружения, в котором удовлетворяются их индивидуальные физические, эмоциональные и социальные потребности и обеспечивается здоровое развитие.

Система защиты детства в США главным образом нацелена на предотвращение жестокого обращения с детьми, в то время как система социального обеспечения детей (детского соц-обеспечения) включает в себя целый ряд услуг и видов помо-

щи (в том числе защиту) детям, подросткам и их семьям с целью предотвращения жестокого обращения, по возможности, воссоединения семьи и, если необходимо, установления связи между детьми/подростками и опекунами.

Во-вторых, законодательство США прошло длительный путь развития, начиная с конца XIX в., основываясь на большой практике штатов. В России современная политика в отношении защиты прав детей начала формироваться в своем современном виде в середине 90-х гг. XX в., а фокус семейного устройства детей-сирот — наиболее активно с 2006 г. (Семья Г. В., 2009). Только за 2013—2014 гг. приняты более 40 поправок в существующие законы для упрощения процедуры усыновления, оказания помощи и поддержки замещающим семьям1. Поэтому система законодательства в отношении защиты прав детей-сирот и семейного их устройства достаточно «молодая и подвижная».

Отличительной особенностью подготовки законов в защиту детей в США является использование технологии жизненных историй, которые пишут сами дети и молодые люди, описывают проблемы с которыми они встречаются (например, John E. B. Myers, 2010). В течение нескольких лет работает проект организации Children Bureau, обеспечивающий знакомство членов Конгресса с подростком из системы защиты детства как способ донесения информации и влияния на законодательство (Meeting in the Congress/Children's Case in Congress).

Для понимания особенностей систем, возможности адаптации технологий и практик работы необходимо знание особенностей законодательства. Так в США постоянным устройством ребенка является усыновление и родственная опека, в России семейное устройство — это опека/попечительство

1 Работа по совершенствованию законодательства велась в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

(родственниками, посторонними гражданами) и усыновление. В США усыновить ребенка или молодого человека можно в любом возрасте, в России — до 18 лет, поэтому американские технологии поиска семьи для усыновления молодых людей, например в возрасте до 30 лет, требуют адаптации для применения их в России.

Условия нахождения в организациях для детей-сирот в обеих странах также существенно отличаются. Несмотря на то, что обе страны считают помещение туда молодых людей временной мерой, в России это организация, где должны быть созданы условия, приближенные к семейным, обязательное совместное проживание сиблингов, организация проживания воспитанников в разновозрастных группах по семейному принципу. В США эти организации в большей степени похожи на мини-гостиницы с казенной обстановкой для краткосрочного пребывания, хотя некоторые молодые люди там находятся продолжительное время, вплоть до 18 лет.

Законодательство также по-разному определяет возраст государственной поддержки выпускников. В России льготы для выпускников сохраняются до 23 лет, кроме гарантии получения жилья, которую молодой человек имеет и после 23 лет до момента его получения. В США федеральное законодательство определяет возраст молодых людей до 21 года, хотя в ряде штатов он продлен до 23-х, а в Бостоне — до 24 лет. Для молодых людей в данном возрастном диапазоне в США существуют различные программы, благодаря которым они могут иметь временное жилье, учиться и работать. Но по окончанию программы молодой человек вынужден сам решать вопросы жилья. В России право на получение жилья от государства имеют все выпускники, признанные нуждающимися в нем, вне зависимости от возраста.

В третьих, из-за отличия в методах учета детей и подростков в России и США невозможно предоставить абсолютно точные сравнения статистики. Например, в США, как только система защиты детства определяет детей и подростков, нуждающихся в помощи, их учитывают в федеральной базе дан-

ных или в базе данных штата, независимо от того, получают ли они услуги, оставаясь в биологических семьях или временно проживая отдельно от своих семей. В России данные о детях и подростках, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, вносятся в федеральную и региональные базы данных, а дети, оставшиеся без попечения родителей, — в отдельную федеральную и региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей (работает в он-лайн режиме с 2015 г.), как только они остаются без попечения родителей и направляются в организации для детей-сирот. При возврате в кровную семью или семейном устройстве дети снимаются с учета в банке данных.

В четвертых, существуют значительные трудности, связанные с сопоставлением терминологии (ознакомиться с американской терминологией можно на сайтах: Definition of Terms in Child Welfare Policy: http://www.childwelfarepolicy.org/ resources?id=0006, Definition of General Terms in the Child Welfare System: http://www.bettercarenetwork.org/BCN/ Toolkit/Glossary/index.asp). Наиболее распространенная в настоящее время неточность связана с переводом терминов фос-терная семья (фостерная система1) и приемная семья. Как правило, они переводятся в литературе как аналоги (эквиваленты). В то же время их содержание принципиально отличается. Фостерная семья принимает ребенка, отобранного из семьи при угрозе жестокого обращения, или по иной причине, когда ребенок не может находиться в родной семье, и является местом временного нахождения ребенка до постоянного его устройства (возврат в семью или передача родственникам, усыновление). Такие семьи специально готовят, многие из них специализируются на воспитании определенных категорий детей в России приемная семья — это форма постоянного семейного устройства ребенка, обязательного имеющего статус,

1 Фостерная система — размещение ребенка, отобранного из семьи, в фостерной семье, в организациях и все виды услуг, которые ему предоставляются.

оставшегося без попечения родителей. В США фостерная семья проходит небольшую по объему подготовку, но при этом обязана проходить ежегодные тренинги по актуальным для них проблемам. В России объем программы подготовки кандидатов (оба родителя) достигает 80 ч и предоставляется возможность пройти психологическое обследование, остальные необходимые знания она может получить при общении со специалистами служб сопровождения (Семья Г. В., 2014).

Также сложно сопоставить специалиста органа опеки и попечительства в России с социальным работником в США. В США часть функции, выполняемых российскими специалистами органов опеки, реализуют совместно суд и социальные работники, которые должны обязательно получить лицензию. При рассмотрении дела в суде по вопросу отобрания ребенка общественного адвоката имеют дети, их родители и в ряде штатов социальные работники (важно в тех случаях, когда оспариваются их действия) (Семья Г. В., 2013).

Подобные различия обнаруживаются и по другим параметрам. В табл. 1 приведен результат сравнительного анализа основных параметров системы защиты прав детей в России и системы детского благосостояния и защиты детей в США.

Таблица 1

Российская Федерация США

1. Присоединение к международным документам

Россия присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1993 году и окончательно ратифицировала ее в 2013 г., в соответствии с которой ценности семейного окружения и воспитания ребенка являются главенствующими при определении судьбы ребенка. Россия как участник Конвенции обязалась, в числе прочего, «обес- США присоединились к Гаагской Конвенции о международном усыновлении. Вступила в силу 4 января 2008 г. и регулирует процедуры усыновления в стране происхождения и в принимающей стране среди государств, подписавших Конвенцию. Агентства по усыновлению должны получать аккредитацию на федеральном уровне.

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

печивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем» (статья 9 Конвенции о правах ребенка). Конвенция устанавливает механизм сбора данных по иностранному усыновлению американских детей и жалобам.

2. Цель государственной политики

Целями государственной политики в интересах детей является (Федеральный закон № 124-ФЗ, 1998) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений и т. д. Ранняя профилактика с целью сохранения семьи для ребенка. Развитие различных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. В случае не- Социальная защита детей в США концентрируется на предоставлении услуг «раннего вмешательства» с целью сохранения детей в биологических семьях. Поддержку получают те семьи, у которых есть риск отобрания детей. Специфика услуг: обеспечить безопасность ребенка, пока он живет дома; укрепить социальные связи семьи с местными сообществами; при необходимости направлять в службы психологической помощи; развивать навыки эффективного родительства.

Продолжение табл. 1

Российская Федерация

США

возможности сохранить кровную семью ребенка передают на семейные формы воспитания или усыновление. В случае невозможности семейного проживания ребенок временно помещается в организацию для детей-сирот до нахождения для него новой семьи. Статистика: к концу 2014 года на учете в государственном банке данных находится 92 тысячи детей, из которых более 20% — дети, имеющие IV и V группу состояния здоровья, в том числе 12% дети-инвалиды; 70% — дети подросткового возраста; 15% — дети-сиблинги.

Число детей-сирот, состоящих на учете в региональных банках данных, за 2013 г. сократилось на 11%.

К июню 2015 г. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 81,2 тыс. детей, что на 24% меньше чем в конце 2013 г. (Источник: форма государственной статистической отчетности 103-РИК).

В случае отобрания ребенка из семьи он помещается в фостерную семью временно, на период работы с кровной семьей ребенка или до нахождения формы постоянного семейного устройства (усыновление, родственная опека и пр.). Статистика: с 2002 г. до 2012 г. число детей в фостерных семьях сократилось на четверть: с 523 616 до 399 546 детей (Источник: U. S. Department of Health and Human Services Administration for Children and Families Administration on Children, Youth and Families. Data Brief 2013-1).

Необходимо отметить, что в фос-терных семьях живут как дети, родители которых лишены прав, так и дети, временно изъятые из семьи, пока ведется работа с их кровными родителями. Поэтому сравнение возможно только для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в региональных банках данных в России и для детей, находящихся в фостерных семьях, которые ожидают постоянного семейного устройства в США.

3. Поступление сигнала о неблагополучии ребенка

О детском неблагополучии обязаны сообщать все специалисты, однако никакой ответственности

На практике существует ответственность специалистов за непредставление информации вплоть до

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

однако никакой ответственности на практике они не несут в случае непредставления информации. Сигнал о неблагополучии ребенка в семье, признаков жестокого обращения или насилия может поступить от сотрудников образовательных, медицинских, социальных и других организаций, родственников, соседей, посторонних граждан. Сам ребенок также может обратиться за помощью. Статистика: в 2013 г. поступило 143 383 сообщений, из них 969 от детей. лишения лицензии на профессиональную деятельность. Поэтому число сигналов велико, но только небольшая часть из них подтверждается.

4. Отобрание ребенка из семьи

Рассмотрение вопроса об отобрании ребенка у родителей, о лишении родителей родительских прав используется в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. Отобрание происходит по решению органов опеки и попечительства. Составляется акт обследования условий проживания и воспитания ребенка. В настоящее время прорабатывается вопрос о введении (пост)су-дебного контроля. Отобрание производится на основании судебного решения. Суд по делам несовершеннолетних рассматривает дела с участием детей, которые находились или находятся в непосредственной опасности от жестокого обращения, невнимания, травм или оставления без присмотра. Цели суда для несовершеннолетних: сохранить семью и обеспечить физическое и эмоциональное благополучие детей; выявить проблемы, которые приводят к изъятию детей из семей; поместить детей в безопасную обстановку, в семью родственников или фос-терную семью, в том случае, когда

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

дети не могут безопасно находится в своей семье; поиск постоянной семьи через усыновление, опеку или продолжительное проживание в фостерной семье, в том случае, когда дети не могут быть возвращены их родителей; быть уверенным в том, что все разбирательства и записи являются конфиденциальными, чтобы защитить ребенка. Суд может закрыть дело на любой стадии, если проблемы, которые привели семью в суд были устранены и ребенок ничем не рискует. Слушания о постоянном устройстве должны быть проведены в течение 12 месяцев, после того как ребенок попал в систему социальной защиты. В некоторых случаях сроки для воссоединения семьи могут быть продлены до 1824 месяцев. Для ребенка в возрасте до 3 лет, или сиблингов, из которых одному ребенку меньше 3 лет, родители, как правило, имеют право только на 6 месяцев на воссоединение. Статистика: в 2013 г. около 255 000 детей изъяли (отобрали) у родителей в результате расследования и оценки дела о детском насилии и перестали предоставлять услуги на дому.

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

5. Законодательное определение всех видов насилия и жестокого обращения с детьми

Определено только физическое и сексуальное насилие. Нет развернутого определения пренебрежения нуждами ребенка. Статистика: в 2013 г. число родителей, лишенных родительских прав по причине жестокого обращения составило 484 случаев, число выявленных случаев жестокого обращения с детьми — 2327. В каждом штате свое подробное определение, включая этнические и традиционные инициации, которые могут при других условиях рассматриваться как вид насилия над ребенком (Child Welfare Information Gateway 2013). Статистика: в 2012 г. примерно 686 тысяч детей стали жертвами насилия и пренебрежения. По всей стране четыре пятых (78%) всех жертв не получали достаточной заботы от родителей, 18% стали жертвами физического насилия, 9% — сексуального насилия и 8% — психологического насилия (Child Welfare Information Gateway 2013).

6. Лишение родительских прав (ограничение в родительских правах)

Как правило, на лишение родительских прав подают сразу после отобрания ребенка в случае угрозы жизни и здоровью. Возможно ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев, в том числе на работу с родителями. В случае отсутствия изменений в семье происходит лишение родительских прав. Возможно восстановление в родительских правах и снятие ограничения с возвратом ребенка в семью. Происходит через 15 месяцев после неуспешной работы с родителями ребенка. В разных штатах может быть разная практика. Например, в Лос-Анджелесе лишают родительских прав только тогда, когда находятся усыновители для ребенка. В Нью-Йорке лишение прав наступает автоматически через 15 месяцев и после этого родители никогда не могут быть восстановлены в родительских правах. В отличие от России не

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

Сегодня работа по возвращению воспитанников детского дома в кровную семью ведется многими организациями для детей-сирот (Семья Г. В., Зуева Н. Л., Рынди-на Е. Н., 2009). лишают родительских прав в случае, если преступление совершено супругом против супруга.

7. Контроль за соблюдением прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

Осуществляют специалисты органов опеки и попечительства в сроки, установленные законом. Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится в первый год после усыновления через 5 месяцев, второе — через 11 месяцев, третье — через 23 месяца, четвертое — через 35 месяцев. Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления. Регулярный судебный контроль — каждые 6 и 12 месяцев в зависимости от предмета контроля; материалы готовят социальные работники.

8. Формы семейного устройства детей-сирот

Усыновление внутри страны и международное, безвозмездная опека/попечительство родственниками и посторонними гражданами; возмездная опека в форме Усыновление внутри страны и международное, опека родственниками. В США предпочтение отдается семьям родственников.

ДЕТИ, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

приемной и патронатной (на основе регионального законодательства) семьи и др. В России предпочтение отдается семьям родственников. Статистика: в 2014 г. общее число замещающих семей — 420 тысяч, в которых воспитывается 514 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно более 82% детей-сирот, выявляемых в течение года, передаются на воспитание в семьи. В 2013 г. семейного устройства в России ожидало около 106 тыс. детей, в марте 2015 г. — около 83 тыс. В основном это дети следующих категорий: подростковый возраст — до 70%, дети с ограниченными возможностями здоровья — до 25%, сиблинги — до 20%. Известная американская фостерная семья не является формой семейного устройства в России . Статистика: в США семейного устройства в 2013 г. ожидало около 101 тыс. детей, в 2014 г. цифра практически не изменилась. В основном это подростки, афро-американцы, латиноамериканцы, американские индейцы/алеуты и др. В марте 2014 г., по статистическим данным AFCARS, примерно 397 000 детей из подростков находились в фостерной системе; примерно 252 000 детей вошли в систему и 241 000 вышли из нее; примерно 102 000 детей ожидали усыновления; в отношении примерно 59 000 детей шел процесс по лишению родителей родительских прав; 52 000 детей были усыновлены. По этническому происхождению: 60% детей и подростков, находящихся в системе, это: афроамери-канцы (38%), латиноамериканцы (17%). По возрасту: 29% детей старше 14 лет.

9. Приемная семья. Фостерная семья

Приемная семья — форма семейного устройства ребенка, имеющего статус сироты или оставшегося Фостерная семья — форма помощи ребенку, отобранному из семьи: временное помещение ребен-

Продолжение табл. 1

Российская Федерация

США

без попечения родителей, по договору в семью до 18 лет. Ребенок снимается с учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Приемные родители проходят подготовку, получают пособие на ребенка и вознаграждение за работу. Могут воспользоваться услугами служб сопровождения (Семья Г. В., Го-ловань А. И., Зуева Н. А. 2014).

ка на период работы с кровной семьей или до передачи его на усыновление (родственную опеку) в случае невозможности возврата его домой.

Семья проходит обучение и получает лицензию.

Фостерная семья получает пособие на ребенка, размер которого определяется потребностями и специальными нуждами ребенка. Некоторые дети меняют фостер-ные семьи до 15 раз и более. В фостерную семью могут быть помещены дети сразу после отобрания их из семьи. Существует некоторая специализация семей (готовность принять младенцев или инвалидов и т. д.). Фостерная семья не предназначена для постоянного проживания; среднее время пребывания в такой семье — 13,5 месяцев. В семьях находится 46% детей в возрасте до одного года, 36% — от одного года до трех лет, 17% — старше трех лет. Юрисдикция суда и проживание ребенка в фостеровской семье, как правило, заканчивается в день 18-летия ребенка, когда он освобождается от контроля системы социальной защиты детей (в некоторых штатах контроль продолжается до 21 года, например в Кали-

ДЕТИ, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

форнии). Если подросток все еще посещает среднюю школу и может закончить ее только когда ему исполнится 19 лет, то он может продолжать оставаться на попечении во время учебы в средней школе, до 19 лет.

10. Усыновление внутри страны и усыновление ребенка из другого государства (в другое государство)

Страна ориентирована на внутренне усыновление. Все процедуры, связанные с усыновлением, бесплатны. Усыновителям предоставляется единовременная выплата. После усыновления ребенок теряет прежние льготы, положенные детям-сиротам. Ряд регионов в целях развития института усыновления установил различные выплаты и льготы для усыновленных детей (и/или усыновителей) за счет регионального бюджета. При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 10 лет и сиблингов единовременное пособие из федерального бюджета составляет 100 тыс. руб. Ряд регионов за счет собственного бюджета существенно увеличил размер этого пособия. Например, в Калининградской области на приобретение жилья для усыновленного ребенка выплачивается США защищает усыновление внутри страны путем предоставления налоговых льгот, семья получает субсидию, не платит за оценку пригодности быть усыновителями (home study), получает компенсацию за расходы, медицинскую страховку на ребенка. В случае международного усыновления вся финансовая поддержка отменяется, семья получает услуги как все другие семьи. Хотя в ряде регионов существует поддержка усыновителей. До 1989 г. при усыновлении все выплаты, существующие для фос-терной семьи, отменялись. В 1989 г. был принят закон, который продолжил выплаты после усыновления. Это привело к тому, что более 50% детей усыновляется фос-терными родителями. Закон об экономическом росте и налоговых льготах (PL 107-16), 2011 г. с более поздними поправ-

Продолжение табл. 1

Российская Федерация

США

более 600 тыс. руб., в Сахалинской области - 1 млн руб. Другие регионы выплачивают усыновителям ежемесячное пособие в размере от 10 до 30 тыс. руб. Кроме того существует ряд региональных дополнительных льгот, особенно если семья в результате усыновления ребенка-сироты стала многодетной: на коммунальные платежи, оплату телефона, медицинские препараты, возможность получить земельный участок и пр. Международное усыновление возможно только в случае, если ребенок не был востребован российскими кандидатами в течение года, что надо доказать в суде. Между страной усыновления и Россией должен быть заключен договор, в соответствии с которым регулярно предоставляются сведения об адаптации ребенка в новой семье или его перемещениях в другую семью.

ками установил безвозвратную налоговую выплату до $11390, возмещающую расходы, связанные с усыновлением (при этом существуют ограничения по уровню дохода). Выплата может быть перенесена на срок до 5 лет.

Усыновители детей со специальными потребностями получают полную налоговую выплату вне зависимости от понесенных расходов.

Пособие по усыновлению выплачивается на ребенка как мера стимулирования усыновления в семьи граждан детей с особыми нуждами: инвалидов, с психическими расстройствами или задержкой в развитии.

Исследования показали, что 81% опрошенных семей заявили, что право на получение пособия имело значение при принятии ими решения об усыновлении ребёнка с особыми нуждами; 58% признались, что без такой меры поддержки не имели бы возможности в полной мере обеспечивать потребности ребенка с особыми нуждами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пособие включает: ежемесячные выплаты на ребенка; компенсацию медицинских расходов; затраты на приобретение лекарст-

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

венных препаратов; оплата услуг по уходу за ребенком во время отдыха усыновителей. Поддержка усыновления обходится государству дешевле расходов на обеспечение работы системы фостерных семей. При независимом усыновлении (без посредников — агентства) ребенок не попадает в фостерную систему, а усыновители сами платят за роды, медицинское обслуживание, юристу за оформление документов.

11. Возрастные ограничения при усыновлении

Усыновление возможно до исполнения ребенку 18 лет Усыновление возможно всю жизнь, нет ограничений Пример во время стажировки в США (Г. В. Семья): один из молодых людей в возрасте 26 лет, имеющий своих 2 детей, на вопрос, зачем он готовится к усыновлению, ответил: «Хочу хорошую бабушку для моих детей».

12. Устройство в семью сиблингов

Законодательно запрещено разделять сиблингов при семейном устройстве, за исключением ряда случаев. Нет законодательного запрета на разделение сиблингов при временном и постоянном помещении в семью. Специалисты пытаются устроить их вместе, но на практике редко получается

Продолжение табл. 1

Российская Федерация

США

13. Подготовка кандидатов в опекуны/попечители, усыновители, сопровождение замещающих семей

Кандидаты в замещающие родители проходят подготовку по программе до 82 часов, могут на условиях добровольности пройти психологическое тестирование. Подготовку проходят оба родителя. В Москве есть школа приемных родителей для слабослышащих и глухих кандидатов (организовал А. Рудов).

Приемным родителям предлагаются профессиональные услуги по сопровождению, где специалисты подготовлены к разрешению проблем адаптации ребенка в семье.

В 2013 г. деятельность по подготовке кандидатов осуществляла 871 организация, по сопровождению замещающих семей — 1348 организаций. Сегодня многие опытные приемные родители становятся консультантами служб сопровождения. В регионах активно работают Клубы приемных родителей, опекунов, различные общественные объединения замещающих родителей.

Обязательная подготовка кандидатов, есть интервью с ними, психологическое тестирование возможно только за счет самих кандидатов (дорогая процедура). Лицензии на фостерную семью и на усыновление разные. Фостерные родители обязаны ежегодно проходить обязательную подготовку (до 20 часов), как правило, в виде тренинга по интересующий их тематике.

Сопровождения семьи с усыновленным ребенком, принятым временно на воспитание как самостоятельной услуги, нет. Семья с усыновленным ребенком получает услуги такие же, как любая другая.

При международном усыновлении можно отметить две формы психологического сопровождения усыновленных детей. Первая — помощь профессиональных социальных работников, делегированных агентствами по усыновлению. Вторая — создание так называемых «групп поддержки», в которых сами усыновители собираются вместе и делятся опытом воспитания детей.

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

14. Устройство в семью с нетрадиционной ориентацией

Законодательный запрет, включая запрет на международное усыновление в страны, где разрешено усыновлять семьям с нетрадиционной ориентацией родителей Разрешено не во всех штатах. Когда дети не соглашаются идти в семьи с нетрадиционной ориентацией, с ними ведется работа по разъяснению, цель которой уговорить ребенка принять решение прийти в такую семью.

15. Возврат ребенка-сироты из семьи опекуна или усыновителя в организацию для детей-сирот

В России процент возврата (отмена решения о передаче ребенка-сироты на воспитание в семью по инициативе родителей или решению органов опеки) составляет примерно 1-2% от общего числа детей в замещающих семьях или до 10% от числа устроенных в семьи в текущем году (условный показатель, так как отказ от ребенка может быть через пять лет после его передачи в семью). Возвраты из замещающих семей составили: в 2012 г. 6144 детей, в 2013 г. — 5746 детей, в 2014 г. — 5412 детей. Возврат составляет от 8 до 10% от числа устроенных детей в семьи в текущем году. Официальной статистики нет. По оценкам международной организации Кидсейф: 10-25% всех попыток усыновления (начиная со стадии сбора документов, процедура может и не завершиться усыновлением) в США заканчиваются возвратами: — детей старше 3 лет — в 10% случаев; — подростков от 12 лет до 17 лет — 25%; — до 10% случаев заканчиваются отменой усыновления. Случаев отказа от ребенка меньше, если ребенок передается под опеку в семьи родственников или родителям, с которыми он знаком.

16. Виды организаций для детей-сирот

В настоящее время в России идет реорганизация организаций для детей-сирот, в соответствии с ко- В организации в основном помещаются подростки, дети с эмоциональными и поведенческими

Продолжение табл. 1

Российская Федерация

США

торой помещение ребенка в организацию — временная мера до дальнейшего его устройства на семейные формы воспитания. Помимо надзора за воспитанниками, организацией их воспитания и обучения, реабилитационной работы, организации наделены функциями выявления детей, оставшихся без попечения родителей, подготовкой кандидатов в замещающие семьи, их сопровождения, сопровождением выпускников и пр.

В организациях создаются условия, максимально приближенные к семейным, ведется подготовка к самостоятельной жизни. На конец 2013 г. на территории Российской Федерации функционировало 1526 организации для детей-сирот, из них: 1197 образовательных учреждений для детей-сирот (в них детей-сирот 65,4 тыс.) — для детей от 4 до 18 лет;

200 домов ребенка (в них детей-сирот 11 тыс.) — для детей от рождения до 4 лет;

129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот 13,5 тыс.).

проблемами, с которыми не может справиться фостерная семья. Так как это мера временная, на период поиска постоянной семьи для таких детей, в организациях созданы чисто бытовые условия пребывания (как в гостинице). Однако некоторые подростки остаются там продолжительное время. Пример. Департамент социального развития штата Калифорния выдает лицензии следующим шести типам учреждений фостерной системы: семейные дома (представляют собой организацию, которая обеспечивает круглосуточную заботу не более чем 6 детям (или 8, если это группа сиблин-гов)); небольшие семейные дома (обеспечивают 24-часовой уход и проживание в семье для 6 или более детей, умственно отсталых, с физическими недостатками, и которые требуют специального ухода и надзора в результате их ограниченных возможностей); агентства фостеровских семей (которые сертифицируют их собственные семейные дома); групповые детские дома; общественные реабилитационные учреждения; учреждения, реализующие программу жилья временного размещения.

ДЕТИ, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

Организации для детей-сирот могут быть коррекционными для обучения воспитанников с отклонениями в развитии (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и т. д.). Существуют специальные детские учреждения для детей-сирот: музыкальные, спортивные и др. Кроме того, молодые люди могут стать воспитанниками суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов (кадетская школа или кадетская школа-интернат — с 7 лет) и воспитанниками воинских частей (с 14 лет). Существуют негосударственные детские учреждения для детей-сирот (например, Детская деревня SOS), но большей частью учрежденные Православной Церковью.

17. Выпускники организаций для детей-сирот

Государственная поддержка выпускников до 23 лет (дополнительные льготы в области образования, здравоохранения, трудоустройства). Обязательное предоставление жилья в случае отсутствия закрепленного жилья у молодого человека. В каждом регио- Выпускники фостерных семей и организаций (Group Homes — групп хоум) могут до 21 года проживать по программам независимого проживания в специализированном жилье. Проживание в квартире по программе возможно только при условии работы или

178

Продолжение табл. 1

Российская Федерация

США

не ведется учет выпускников и реализуется программа постинтернатного сопровождения (Семья Г. В., Головань А. И., Зайцев Г. О., Зайцева Н. Г., 2014). Общее число выпускников всех форм попечения в возрасте от 18 до 23 лет — около 33 тыс. чел. В 2013 г. выпускниками организаций для детей-сирот стали 22 тыс. чел., из них:

— до 18 лет — около 9 тыс. чел.;

— от 18 до 23 лет — 13,5 тыс. чел. Число выпускников, продолжающих обучение — около 20 тыс. Число выпускников, зарегистрированных в органах службы занятости, в возрасте до 23 лет — около 3 тыс. (7,8% от числа выпускников-сирот).

Группы риска:

— выпускники коррекционных учреждений — до 45%;

— число несовершеннолетних беременных и молодых матерей — 482 чел.;

— число матерей-выпускниц, отказавшихся от детей — 38 чел.;

— число отбывших и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы — 730 чел.

обучения. Частично выпускник оплачивает жилье. После 21 года уходят «на улицу», если нет своего жилья, не могут претендовать на площадь своих родителей, лишенных родительских прав (Courtney M. E., Dworsky A., 2005). Поддержка выпускников заключается в выделении субсидий на обучение и предоставление медицинской страховки до 26 лет. Сегодня в США идут дебаты по вопросу увеличения срока поддержки. По данным Программы Wendy's Wonderful Kids:

— более чем 1 из 5 подростков становится бездомным по достижению 18 лет;

— только 58% молодых людей этой категории заканчивают школу к 19 годам (в сравнении с 87% от всех девятнадцатилетних);

— 71% девушек беременеют к 21 году, пополняя при этом ряды безработных, судимых, нуждающихся в поддержке системы социальной помощи и социальной защиты детей;

— только половина молодых людей оказывается трудоустроена к 24 годам;

— меньше чем 3% молодых людей закончат колледж к 25 годам

Продолжение табл. 1

Российская Федерация США

(в сравнении с 28% от всех двадцатипятилетних молодых людей); — один из четырех детей совершает правонарушение в течение двух лет после выхода из фостерной семьи; — дети, ранее воспитывавшиеся в фостерных семьях, в два раза чаще страдают посттравматическим стрессовым расстройством, так же как и вернувшиеся с войны ветераны США.

18. Сбор статистики о положении детей, оставшихся без попечения родителей

Единые формы статистической отчетности, например, № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», № Д-13 «Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ведется учет детей, вошедших в систему государственной опеки и покинувших ее, переданных на семейные формы и вернувшихся обратно из семей; учет родителей, лишенных родительских прав, случаев жестокого обращения и пр. Статистика в каждом штате своя. Сводная по стране (AFCARS) заключается в показателях по жестокому обращению и насилию и времени нахождения ребенка в фостерной системе до усыновления. Присутствуют сведения о категориях детей, возрастных группах. Нет сведений по возврату детей из семей усыновителей, количеству детей, сменивших фостерные семьи (число смен). Кроме того различаются сроки сбора статистики в России и США.

Список литературы

Семья Г. В. Деинституционализация детей-сирот: реформирование сети учреждений интернатного типа и развитие спектра услуг для детей и семей. М.: ООО «Вариант», 2009.

Семья Г. В. О разработке профессионального стандарта специалиста органа опеки и попечительства // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.

Семья Г. В., Головань А. И., Зайцев Г. О., Зайцева Н. Г. Результаты проведения статистического и психологического исследования положения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве / Под науч. ред. Г. В. Семья. М.: Агентство гуманитарных проектов, 2014.

Семья Г. В., Головань А. И., Зуева Н. А., Зайцева Н. Г. Социально-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания. М.: ООО «Вариант», 2014.

Семья Г. В., Зуева Н. Л., Рындина Е. Н., Жукова О. А. Как вернуть родительские права. М.: ООО «Вариант», 2009.

Child Welfare Information Gateway. What is child abuse and neglect? Recognizing the signs and symptoms. Washington, DC: U. S. Department of Health and Human Services, Children's Bureau, 2013.

Courtney M. E., Dworsky A. Midwest evaluation of the adult functioning of former foster youth: Outcomes at age 19. Chicago, IL: Chapin Hall Center for Children at the University of Chicago, 2005.

Mallon G. and Hess P. An Overview of Children, Youth, and Family Services, Policies, and Programs in the United States. Child Welfare for the 21st Century. NY: Columbia University Press, 2014.

Myers John E. B. A Short History of Child Protection in America // Family Law Quarterly. 2008-2009. Vol. 42. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.