Научная статья на тему 'Функционирование приемных семей и их социальное благополучие (по материалам социологического исследования в Еравнинском районе Республики Бурятия)'

Функционирование приемных семей и их социальное благополучие (по материалам социологического исследования в Еравнинском районе Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1416
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ / АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ / ЕРАВНИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ / FOSTER FAMILY / FOSTER FAMILY FUNCTIONING / SOCIAL WELL-BEING OF A FOSTER FAMILY / CHILD'S ADAPTATION TO A FOSTER FAMILY / SOCIAL POLICY ON FOSTER FAMILIES / ERAVNINSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базарова Аюна Викторовна, Долгошеева Светлана Владимировна

В статье представлены результаты социологического исследования функционирования приемных семей и параметров их социального благополучия в Бурятии на примере одного из муниципальных образований республики. Приемная семья приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи изучения проблем жизнедеятельности и социального благополучия приемных семей чрезвычайно актуальны, поскольку их решение дает ответы на вопрос о возможностях улучшения их функционирования в современных условиях. В исследовании раскрываются следующие вопросы: полнота и доступность информации о процессе принятия ребенка в семью, проблемы на начальном этапе установления опеки, особенности адаптации ребенка в семье, материальная поддержка приемной семьи в регионе, воспитательный потенциал приемных родителей и целевая установка воспитательного процесса, микроклимат в семье как параметр психологического благополучия и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Базарова Аюна Викторовна, Долгошеева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foster families functioning and their social well-being (based on sociological research in the Eravninsky District of the Republic of Buryatia)

The research presents the results of a sociological study on foster families functioning and their social well-being indicators in Buryatia by a case study of one of the municipalities of the region. Nowadays, foster family is a priority form of life for orphans and children without parental care. It is relevant to study the problems of life and social well-being of foster families, because their solution allows one to find ways of improving their functioning in the modern context. The research examines the following issues: the completeness and availability of information on the process of placing a child in a family; problems at the initial stage of guardianship; the peculiarities of the child’s adaptation to the family; financial support of the foster family in the region; the educational capacity of foster parents and the target of the educational process; microclimate in the family as an indicator of psychological well-being.

Текст научной работы на тему «Функционирование приемных семей и их социальное благополучие (по материалам социологического исследования в Еравнинском районе Республики Бурятия)»

УДК 303.1:369.722(571.54-28)

https://doi.org/10.24158/spp.2018.2.4

Базарова Аюна Викторовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Долгошеева Светлана Владимировна

магистрант кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ И ИХ СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕРАВНИНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Bazarova Ayuna Viktorovna

PhD in Social Science, Associate Professor, Social Technologies Department, East Siberia State University of Technology and Management

Dolgosheeva Svetlana Vladimirovna

Master's Degree student, Social Technologies Department, East Siberia State University of Technology and Management

FOSTER FAMILIES FUNCTIONING AND THEIR SOCIAL WELL-BEING (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE ERAVNINSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF

BURYATIA)

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического исследования функционирования приемных семей и параметров их социального благополучия в Бурятии на примере одного из муниципальных образований республики. Приемная семья - приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи изучения проблем жизнедеятельности и социального благополучия приемных семей чрезвычайно актуальны, поскольку их решение дает ответы на вопрос о возможностях улучшения их функционирования в современных условиях. В исследовании раскрываются следующие вопросы: полнота и доступность информации о процессе принятия ребенка в семью, проблемы на начальном этапе установления опеки, особенности адаптации ребенка в семье, материальная поддержка приемной семьи в регионе, воспитательный потенциал приемных родителей и целевая установка воспитательного процесса, микроклимат в семье как параметр психологического благополучия и др.

Ключевые слова:

приемная семья, функционирование приемной семьи, социальное благополучие приемной семьи, адаптация ребенка в приемной семье, социальная политика в отношении приемных семей, Еравнин-ский район Республики Бурятия.

Summary:

The research presents the results of a sociological study on foster families functioning and their social well-being indicators in Buryatia by a case study of one of the municipalities of the region. Nowadays, foster family is a priority form of life for orphans and children without parental care. It is relevant to study the problems of life and social well-being of foster families, because their solution allows one to find ways of improving their functioning in the modern context. The research examines the following issues: the completeness and availability of information on the process of placing a child in a family; problems at the initial stage of guardianship; the peculiarities of the child's adaptation to the family; financial support of the foster family in the region; the educational capacity of foster parents and the target of the educational process; microclimate in the family as an indicator of psychological well-being.

Keywords:

foster family, foster family functioning, social well-being of a foster family, child's adaptation to a foster family, social policy on foster families, Eravninsky District of the Republic of Buryatia.

В Российской Федерации сложилась ситуация, приводящая к росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Из них лишь небольшой процент - это дети-сироты, остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам не занимаются их воспитанием либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности, т. е. эти дети являются сиротами при живых родителях.

Динамика роста и масштабы распространения сиротства стали характерными чертами социальной реальности современного российского общества, актуализируя необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот. Особую значимость приобретают исследования семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения. Приоритет семейного воспитания закреплен в международном и российском законодательстве, однако до сих пор в специализированных учреждениях для осиротевших детей воспитываются 58 % детей [1]. Речь идет прежде всего об институте приемных семей, который получил широкое распространение.

Приемная семья представляет собой одну из форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и один из способов реализации важнейшего права ребенка - права на семейное воспитание. Основная цель, которую преследует данная конструкция, заключается в замещении ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи. Согласно ст. 152 Семейного кодекса РФ, приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Рассматриваемая в статье тематика стала предметом серьезных научных дискуссий и была отражена в научных работах и учебной литературе. Так, правовые аспекты института приемной семьи в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ, исследованы в работах И.А. Банникова [2], С.Е. Вавильченковой [3], Н.В. Наруцкой [4], А.Н. Соколова [5]. Анализу опыта организации приемных семей посвящены работы Т.А. Гурко и В.Б. Тасе-ева [6]. Педагогические и психологические аспекты работы с современными приемными семьями рассматривались И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олиференко [7], О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой [8].

Приемная семья как правовое явление появилась с принятием и введением в действие в 1996 г. Семейного кодекса РФ. Семейное законодательство устанавливает четыре формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот. В современном российском региональном законодательстве наметились тенденции к организации альтернативных форм устройства детей в семью. Субъекты РФ проявляют инициативу и внедряют в жизнь новые формы замещающих семей.

М.В. Антокольская отмечает, что приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления [9]. В литературе также высказывается точка зрения о самостоятельности приемной семьи в системе форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку приемная семья рассматривается как альтернативная форма жизненного устройства сирот и детей из социально неблагополучных семей, закономерна постановка вопроса о проблемах ее функционирования и социального благополучия. Однако ни теоретических подходов к этой проблеме, ни показателей социального благополучия приемной семьи социологической наукой пока не выработано. В настоящей статье предпринята попытка теоретической и эмпирической проработки данных вопросов.

В Республике Бурятия работа с приемными семьями осуществляется с 2002 г. За это время накоплен богатый опыт в этой области и имеются хорошие результаты. Если в 2002 г. в приемных семьях воспитывался 41 ребенок, то на 31 декабря 2017 г. количество приемных детей увеличилось до 5 000. По данным регионального министерства социальной защиты, «...на сегодняшний день в Бурятии более 90 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются именно в приемных семьях.» [10].

Развитию в Республике Бурятия института приемной семьи способствует созданная система материальной, правовой, организационной, психолого-педагогической поддержки замещающих семей. Так, в рамках широкой информационной кампании проводится целенаправленная работа по развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, привлечению большего числа потенциальных приемных родителей [11].

В Еравнинском районе Республики Бурятия вопросами организации и решения проблем функционирования приемных семей занимаются органы опеки и попечительства. На начало 2017 г. в отделе на учете состояло 112 детей, из них 27 - приемные дети. В орган опеки и попечительства за 2016 г. обратилось 13 граждан, выразивших желание стать опекуном, приемным родителем или усыновителем. Все граждане прошли специальную подготовку и стали кандидатами в приемные родители [12].

В 2017 г. в Еравнинском районе было проведено социологическое исследование, целью которого явилось изучение функционирования приемных семей и параметров их социального благополучия. Основные параметры функционирования и социального благополучия приемной семьи, которые были рассмотрены в ходе исследования, следующие: финансовый, материально-бытовой (в том числе обеспеченность жильем), психологический, педагогический и духовно-нравственный.

Метод исследования - анкетирование с элементами фокусированного интервью. Фокусированное интервью как качественный метод являлся приоритетным в исследовании. Объем выборки - 10 приемных родителей, что составляет около трети представителей генеральной совокупности. Распределение участников по возрасту: до 30 лет - 20 %, от 31 до 40 лет - 50 %, от 41 до 50 лет - 30 %.

По результатам исследования у шести семей на воспитании находятся по приемному ребенку, у трех - по двое детей и у одной семьи - трое приемных детей. Возраст опекаемых детей -от 4 до 18 лет. В шести семьях кроме приемных детей воспитываются свои, биологические дети: у трех семей - трое детей, у двух - двое и еще у одной - один ребенок.

Принятие в семью приемного ребенка - ответственный шаг, при этом у многих родителей и детей возникает ряд проблем уже с самого начала. На вопрос: «Столкнулись ли Вы с какими-либо трудностями при принятии приемного ребенка в семью?» - большинство опрошенных -70 % ответили положительно и только каждый третий - отрицательно. Следующий вопрос был направлен на выявление перечня проблем, с которыми семья столкнулась в начале процесса принятия ребенка в семью. Согласно данным опроса, приемные родители были озабочены проблемами доступности, полноты информации при принятии ребенка и рядом внутрисемейных проблем (непонимание, конфликты). Информация о процедуре оформления опеки большинству респондентов (70 %) была доступна, остальные указали на неполную доступность этой информации. Полученный результат указывает на необходимость совершенствования системы информирования кандидатов в приемные родители по всем интересующим вопросам принятия ребенка, непременного включения в этот процесс психологов, которые помогут всем членам семьи в адаптации к изменившейся семейной ситуации.

Ответы респондентов на предыдущий вопрос показали, что одним из важных условий успешного устройства ребенка в приемную семью являются полнота и доступность информации о процессе и особенностях принятия ребенка в семью. При этом большая часть приемных родителей получила информацию о возможности принятия приемного ребенка в семью от специалистов социальных служб и органов опеки и попечительства - по 40 %, у каждого пятого респондента источниками информации были знакомые.

В вопросе о продолжительности периода адаптации приемного ребенка к семье треть респондентов указала, что он длился от 6 месяцев до 1 года, половина - от 3 до 6 месяцев и 20 % -более года. Это свидетельствует о том, что адаптация - процесс, который требует времени и может включать несколько этапов. На первом этапе ребенок испытывает радость, эмоциональный подъем и даже перевозбуждение, привыкает к новым порядкам, на следующем может демонстрировать старые привычки, «стать снова замкнутым или, наоборот, слишком активным, назойливым», а на третьем полностью адаптируется к семье и становится ее полноправным членом [13].

Принятие ребенка и его воспитание сопряжены с большой ответственностью и требуют от семьи преодоления серьезных проблем, в том числе финансовых. Однако приемные семьи никогда не оставались без внимания государства: материальная поддержка для данной категории граждан всегда была довольно содержательной. Помимо различных выплат приемные семьи имеют право на компенсацию расходов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, получение бесплатных лекарств для детей в возрасте до 3 лет, льготы по оплате услуг дошкольных учреждений, получение бесплатных школьных учебников, двухразовое бесплатное школьное питание. Также приемный ребенок сохраняет право на все, что полагается ему по закону, - пенсии и пособия.

При этом важным является знание приемных семей о том, куда следует обращаться за различными видами социальной поддержки. Анализируя результаты исследования, можно отметить, что большинство опрашиваемых знают, куда они могут обратиться за помощью при возникновении различного рода проблем, тогда как каждый пятый участник исследования не имеет об этом представления.

Таким образом, государственная поддержка приемной семьи должна выражаться прежде всего в предоставлении материальной помощи, так как материальное благополучие напрямую влияет на успешное функционирование семьи. Подавляющее большинство приемных родителей понимают это и выражают свою позицию в ответах на вопрос о нуждаемости в материальном обеспечении и поддержке.

Половина респондентов оценила собственное материальное положение следующим образом: «живем хорошо, но на крупные покупки приходится копить». Треть опрошенных обозначила свой уровень жизни как средний, ответив, что им «хватает только на необходимое». Только 10 % указали, что «живут в достатке, ни в чем себе не отказывают». Такое же количество респодентов признались, что отказываются почти от всего, тратя деньги только на продукты питания. В основном в перечне материальных проблем участники опроса указали нехватку средств на приобретение одежды, медикаментов, оплату образовательных услуг, услуг культурно-досуговых учреждений и ЖКХ.

При этом респонденты отмечают, что материальное положение их семей по сравнению с прошлым годом стало хуже, у каждой пятой «осталось прежним». Ухудшение материального положения они связывают с экономическим кризисом в стране. В связи с этим интересным является тот факт, что в основном у приемных родителей ежемесячный доход составляет более 20 тыс. р., и только у трети - от 12 до 20 тыс. р. в месяц.

Наличие жилья - обязательное требование к приемной семье, условие и индикатор ее социального благополучия. В исследовании был изучен и данный параметр. Чуть менее двух третей респондентов имеют собственный частный дом, 20 % - квартиру в благоустроенном доме, пятая часть проживает в родительских домах совместно с представителями старшего поколения. Последнее объясняется тем, что в сельских районах республики еще сохраняется традиция проживания многопоколенной семьей, которая может объединять от трех и более поколений людей.

Приход ребенка в семью приводит к изменению семейной системы, семейных ролей, формированию новых отношений. Семья и приемный ребенок адаптируются друг к другу, и чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее. Не всегда он протекает беспроблемно и, как выяснено выше, не всегда быстро, но однозначно является условием социально-психологического благополучия приемной семьи [14]. Показателем такого благополучия семьи выступает ее микроклимат, под которым понимается уникальный комплекс отношений, сложившихся между членами семьи, атмосфера, которая царит в семье. На изучение данного параметра социального благополучия был направлен следующий вопрос анкетирования: «Как Вы оцениваете микроклимат в своей семье?» В инструкции к вопросу респондентам было предложено дать оценку параметра по 5-балльной шкале от 0 до 5, где 0 - микроклимат крайне неблагополучный, 5 - благополучный. Данные опроса свидетельствуют о том, что по мнению большинства приемных родителей микроклимат семьи характеризуется как благополучный.

Благополучие семьи определяется наличием или отсутствием не только материальных ценностей, но и духовных. Духовные ценности - основа семейного благополучия и счастья. Благодаря им семья сохраняет свою целостность, устойчивость, сплоченность, доверие. Это основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи. Система семейных ценностей для детей -главный источник знаний и ориентир в мире. Все, что ребенок узнает в семье, становится основой его мировоззрения. Для приемного ребенка именно семейные ценности наряду с нормами - это то, что он познает и к чему приспосабливается в первые месяцы жизни в новой семье. Ближайшее окружение в целом и родители в частности формируют, транслируют и охраняют эти ценности. Кроме того, приверженность этим ценностям обусловливает профпригодность «профессионального» родителя. Поэтому задача выявления у приемных родителей представлений о базовых духовных ценностях семьи являлась одной из приоритетных в нашем исследовании. Распределение ответов респондентов на вопрос о значимых ценностях представлено на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что «доброта», «честность» и «трудолюбие» составляют основные ценности для большинства респондентов.

О благополучии семьи, ее воспитательном потенциале можно судить по установившимся в ней традициям. Опрошенные на просьбу указать традиции, сложившиеся в их семьях, перечислили традицию отмечать семейные и календарные праздники, проведение бытовых мероприятий (воскресная уборка дома, совместные обеды и ужины и др.). В каждой пятой семье принято отмечать национальные праздники.

Семья и ее воспитательные возможности обусловливают формирование личности ребенка. Как правило, дети, чувствующие любовь и понимание, растут счастливыми, имеют меньше проблем со здоровьем, общением со сверстниками, успеваемостью в школе. И наоборот: педагогическая несостоятельность родителей ведет к целому комплексу социальных, психологических проблем и проблем в обучении. Если принять во внимание, что воспитание - это процесс привития человеку моральных, духовных и этических ценностей, то очень важно, чтобы родитель осознавал адекватность цели и правильность самого воспительного процесса.

Для изучения этого параметра в анкете был предусмотрен вопрос о воспитательных целях, ответы на который распределились следующим образом: большинство родителей (более 60 %)

ндоброта и честность

»трудолюбие м забота о близких

и ответственность и тактичность у уважение к старшим

10% / \Л 1 и терпимость

НКу и справедливость

л по/ 14%

ШЛ> ¿г иэмпатия

□ верность

Рисунок 1 - Духовно-нравственные ценности приемной семьи

нацелены на «формирование необходимых нравственных качеств», чуть меньше ответов пришлось на варианты «формирование необходимых способностей» и «интеллектуальное развитие». Каждый десятый приемный родитель стремится обучить детей элементарным знаниям и навыкам. Можно заключить, что приемные родители верно понимают, на что должно быть ориентировано семейное воспитание, и это очень важно, если учитывать что это люди, которые занимаются воспитанием особого рода, сопряженным с необходимостью адаптации и обучения де-привированного ребенка. Такой объект воспитания - один из самых сложных в педагогической практике и семейном воспитании.

Интересными являются результаты анализа родителями собственного воспитательного потенциала, который предлагалось оценить не только по параметрам, указанным выше, но и по следующим: возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности и потребности ребенка в познании, уровень педагогической культуры родителей, длительность воспитательного воздействия, способность семьи обратиться за помощью к различным социальным институтам в случае критических ситуаций в воспитании. Результаты ответов на вопрос свидетельствуют о достаточно высокой оценке участниками опроса своего воспитательного потенциала. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Основными параметрами функционирования приемной семьи и ее социального благополучия можно назвать: финансовый, материально-бытовой (в том числе обеспеченность жильем), психологический, педагогический и духовно-нравственный.

2. Почти все приемные родители сталкивались с трудностями при оформлении опеки и принятии ребенка в семью. В числе таковых были названы проблемы доступности и полноты информации, некоторые психологические проблемы.

3. Жилищно-бытовые условия приемных семей можно оценить как нормальные.

4. Материальное благосостояние приемных семей характеризуется как среднее и выше среднего.

5. Приемные семьи нуждаются в материальной поддержке со стороны государства.

6. Микроклимат в приемных семьях характеризуется в целом как благоприятный.

7. Процесс адаптации приемного ребенка в семье занимает от 8 месяцев до 1 года.

8. Приемные родители в целом правильно оценивают цели и задачи семейного воспитания, демонстрируют хороший воспитательный потенциал.

9. «Доброта», «честность» и «трудолюбие» - основные семейные ценности, поддерживаемые членами приемных семей.

10. Семейные и календарные праздники, национальные праздники и традиции, бытовые традиции образуют основу ценностной, нормативной и воспитательной систем приемной семьи.

В целом результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют о благоприятной картине функционирования приемных семей в Еравнинском районе Республики Бурятия и их социальном благополучии.

По итогам социологического исследования отметим, что успешность функционирования института приемной семьи зависит от нескольких обстоятельств. Во-первых, существует необходимость совершенствования системы организации замещающих семей, особенно в части информационно-просветительной работы. Во-вторых, учитывая, что адаптация членов приемной семьи друг к другу - процесс, требующий времени и усилий, сократить его и качественно улучшить может привлечение квалифицированных специалистов. В-третьих, поскольку материальное благосостояние напрямую влияет на социальное благополучие не только приемной, но и любой другой семьи, социальное обеспечение и поддержка должны оставаться приоритетом семейной политики российского государства.

Ссылки и примечания:

1. Смирнова А.С. Социальное благополучие приемной семьи: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.

2. Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

3. Вавильченкова С.Е. Правовое регулирование материнства, детства и семьи в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

4. Наруцкая Н.В. Правовое регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без родительского попечения, в организации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

5. Соколов А.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

6. Гурко Т.А., Тасеев В.Б.: 1) Опыт организации приемных семей в Самарской области // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 211-216 ; 2) Приемные семьи в России (на примере Самарской области) // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. М., 2006. С. 74-91.

7. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья - институт защиты детства : метод. рек. М., 2010. 55 с.

8. Иванова Н.П.: 1) Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей // Дети группы риска. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита : материалы и тез. Всерос. науч.-практ. конф. М., 1999 ; 2) Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002. 100 с.

9. Антокольская М.В. Семейное право. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 311.

10. В Бурятии стало больше приемных семей [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc-buryatia.ru/news/14359/ (дата обращения: 01.02.2018).

11. Например, спецпроект министерства социальной защиты Республики Бурятия «Ищем маму и папу!», проект «Социальный путеводитель» на телеканале «Тивиком», сюжеты рубрики «Где ты, мама?» на канале АТВ, информационные встречи с трудовыми коллективами организаций, ежегодная акция «День Аиста» - день открытых дверей в учреждениях социального обслуживания семьи и детства, фотовыставка детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве, и др. См.: Ищем маму и папу! [Электронный ресурс] // Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. URL: http://minsoc-buryatia.ru/special-projects/ (дата обращения: 01.02.2018).

12. Васильева Т.А. Информация по организации деятельности органа опеки и попечительства АМО «Еравнинский район» за 2016 г. // Аналитический отчет органа опеки и попечительства АМО «Еравнинский район» за 2016 г.

13. Приемный ребенок в семье: что нужно знать? [Электронный ресурс]. URL: https://www.sympaty.net/20140921/priemnyj-rebenok/ (дата обращения: 02.02.2018).

14. Denuwelaere M., Bracke P. Support and Conflict in the Foster Family and Children's Well-Being: A Comparison between Foster and Birth Children // Family Relations. 2007. Vol. 56, no. 1. P. 67-79. https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2007.00440.x ; Foster Children and Family Resilience [Электронный ресурс]. URL: https://studymoose.com/foster-children-and-family-resilience-essay/ (дата обращения: 01.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.