Научная статья на тему 'Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья детей в Российской Федерации'

Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья детей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3257
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПРАВА РЕБЕНКА / CHILD'S RIGHTS / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN 'S HEALTH CARE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурзабаева Салия Шарифьяновна, Байтурина Альмира Тахиевна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовой основой охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приведен обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и нормативноправовых актов, регулирующих охрану здоровья детей, основные направления государственной политики. Базовое законодательство по обеспечению прав и интересов детей в Российской Федерации было сформировано в 90-е годы прошлого столетия с принятием обязательств по выполнению Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Важным этапом стало принятие в 2011 г. федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Основные приоритеты государственной политики в интересах детей определены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 г., Государственной программой «Развитие здравоохранения до 2020 года». В настоящее время Комитет Государственной думы Федерального собрания РФ по охране здоровья продолжает работу по совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья детей на основе мониторинга действующей правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative regulation of issues in children’s health care in the Russian Federation

The paper considers the problems associated with the legal bases of children’s health care in the Russian Federation. It gives a review of the international legal documents, current federal legislation, and normative legal acts regulating children’s health care and the main lines of state policy. The basic legislation to ensure the rights and interests of children in the Russian Federation was elaborated in the 1990s with commitments under the Convention on the Rights of the Child and the World Declaration on the Survival, Protection, and Development of Children. Adoption of Federal Law on “the Bases of Citizen’s Health Care in the Russian Federation” under № 323-Ф3 in 2011 has become a milestone. The main priorities of state policy in the interests of children are determined by the “Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the Period until 2025”, the “National Action Strategies for Children’s Interests for 2012—2017”, and the governmental program “Health Development until 2020”. At present, the Health Care Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation is continuing its work on improving the legislation on children’s health care, by monitoring the current enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья детей в Российской Федерации»

Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья детей в Российской Федерации

С.Ш. Мурзабаева, А.Т. Байтурина

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Москва

Legislative regulation of issues in children's health care in the Russian Federation

S.Sh. Murzabayeva, A.T. Baiturina

State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовой основой охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приведен обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей, основные направления государственной политики. Базовое законодательство по обеспечению прав и интересов детей в Российской Федерации было сформировано в 90-е годы прошлого столетия с принятием обязательств по выполнению Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Важным этапом стало принятие в 2011 г. федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Основные приоритеты государственной политики в интересах детей определены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 г., Государственной программой «Развитие здравоохранения до 2020 года». В настоящее время Комитет Государственной думы Федерального собрания РФ по охране здоровья продолжает работу по совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья детей на основе мониторинга действующей правоприменительной практики.

Ключевые слова: дети, подростки, права ребенка, охрана здоровья детей, законодательство, государственная политика.

The paper considers the problems associated with the legal bases of children's health care in the Russian Federation. It gives a review of the international legal documents, current federal legislation, and normative legal acts regulating children's health care and the main lines of state policy. The basic legislation to ensure the rights and interests of children in the Russian Federation was elaborated in the 1990s with commitments under the Convention on the Rights of the Child and the World Declaration on the Survival, Protection, and Development of Children. Adoption of Federal Law on "the Bases of Citizen's Health Care in the Russian Federation" under № 323-ФЗ in 2011 has become a milestone. The main priorities of state policy in the interests of children are determined by the "Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the Period until 2025", the "National Action Strategies for Children's Interests for 2012—2017", and the governmental program "Health Development until 2020". At present, the Health Care Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation is continuing its work on improving the legislation on children's health care, by monitoring the current enforcement practice.

Key words: children, adolescents, child's rights, children's health care, legislation, state policy.

Одна из основных задач современной России — эффективная государственная политика по охране здоровья детей. Законодательное регулирование этой сферы в Российской Федерации базируется и развивается на основе общепризнанных международных норм.

Международные правовые документы в сфере охраны здоровья детей

В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, со© С.Ш. Мурзабаева, А.Т. Байтурина, 2013 Ros Vestn Perinatol Pediat 2013; 3:4-15

Адрес для корреспонденции: Мурзабаева Салия Шарифьяновна — д.м.н., депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва, член Комитета Государственной думы по охране здоровья

103256 Москва, ул. Охотный ряд, д. 1

Байтурина Альмира Тахиевна — к.м.н., помощник депутата Государственной думы Федерального собрания РФ 450008 Республика Башкортостан, Уфа, ул. Цюрупы, д. 17

гласно которой «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» (ст. 25). Первым нормативным актом ООН в сфере прав детей стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация провозгласила, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» и что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» [1]. В Декларации сформулированы десять основных принципов охраны прав ребенка. «Ребенку должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия для физического, умственного, нравственного и духовного развития. При принятии этих законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». На основе сформулированных Декларацией рекомендательных принципов через 30 лет после ее провозгла-

шения в 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, содержащую комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей и имеющую обязательную силу для государств-участников [2]. День принятия Конвенции ежегодно отмечается как Всемирный день ребенка.

Конвенция определила, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», за исключением тех случаев, когда по закону совершеннолетие ребенка наступает раньше. Государства-участники признают право детей на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны должны принимать меры по снижению младенческой и детской смертности, охране здоровья детей, «с уделением первоочередного внимания первичной медико-санитарной помощи» (ст. 24).

Сегодня этот документ подписан всеми странами мира, что придает ему силу закона. Не ратифицировали Конвенцию два подписавших ее государства: Сомали и США. Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне в Нью-Йорке 29—30 сентября 1990 г., на которой были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей с Планом действий по ее осуществлению в 90-е годы [3].

СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка в июне 1990 г., с 15 сентября 1990 г. она вступила в силу. Россия, приняв обязательства перед мировым сообществом и гражданами своей страны как преемница СССР, приступила к формированию новой концепции в области защиты детства. В период 1993—2004 гг. в стране действовала Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Распоряжением Президента РФ от 29 января 1992 г. № 41-рп был создан Координационный комитет по вопросам семьи, материнства и детства — постоянно действующий коллегиальный орган при Президенте РФ по формированию и проведению в жизнь государственной семейной политики. Правительству РФ было поручено предусмотреть в структуре министерств и ведомств подразделения или должности специалистов, занимающихся проблемами детства.

Указом Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» [4] проблема защиты детей была признана приоритетной, в том числе при формировании бюджетов; предписано предусматривать финансирование целевых мероприятий по проблемам детства отдельной строкой.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, обязались пересмотреть национальное законодательство в соответствии с положениями Конвенции и нести ответственность за несоблюдение ее требований перед международным сообществом. Все страны участники должны регулярно представлять в Комитет ООН по правам ребенка государственные периодические доклады о выполнении Конвенции. Россия представляла их в 1992, 1998 и 2005 г. В 2011 г. подготовлен проект сводного четвертого и пятого периодического докладов за период с 2003 по 2009 г.

Базовое российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей было в основном сформировано в 90-е годы прошлого века, когда было принято более ста различных правовых и нормативных актов. Импульсом для реализации новых подходов к решению проблем материнства и детства стали целевые программы. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 8 февраля 1993 г. № 4435—1 государственная программа «Дети России» была включена в перечень федеральных целевых программ, предусмотрено ее бюджетное финансирование [5].

Система общего законодательства в сфере охраны здоровья детей

С 12 декабря 1993 г. государственные меры по обеспечению права детей на охрану здоровья осуществляются в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации, гарантирующей права и свободу граждан [6] и согласно которой в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Важное значение для обеспечения прав ребенка с учетом норм Конвенции о правах ребенка имело принятие Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [7], который не только закрепляет права семьи и детей, но и предусматривает гарантии их осуществления.

Включение в Семейный кодекс главы «Права несовершеннолетних детей» явилось первым шагом на пути признания ребенка самостоятельным субъектом права, находящимся под защитой государства. Установлено его право жить и воспитываться в семье, на защиту в случае ненадлежащего обращения, на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Определены права и обязанности родителей, их ответственность за состояние здоровья детей, физическое и психическое развитие. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, сообщать об этом в органы опеки и попечительства для принятия необходимых мер (ст. 56). При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка органы опеки вправе изъять его у родителей или лиц,

на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ, незамедлительно уведомить об этом прокурора и обеспечить временное устройство ребенка (ст. 77).

Основные направления государственной семейной политики определил Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 [8], в числе которых улучшение охраны здоровья семьи, включая бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет; развитие медико-генетической помощи, внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных; развитие системы охраны репродуктивного здоровья, укрепление службы планирования семьи.

В этот же период были разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей), утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 [9], который стал основой практических действий по улучшению положения детей: поддержка семьи, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

После вступления в действие федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ, внесшего изменения в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10] и передачи на региональный уровень ряда полномочий по социальной поддержке детства был разработан Национальный план действий в интересах детей до 2010 г., утвержденный 26 декабря 2002 г. Межведомственной комиссией по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка.

Государственную политику в области охраны здоровья детей закрепил федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» [11]. Впервые государственная политика в интересах детей была определена в России приоритетной областью деятельности органов государственной власти. Обеспечение прав детей на охрану здоровья закреплено в ст. 10 закона: «в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей». Отдельные статьи закона обязы-

вают принимать меры защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14), устанавливают право на отдых и оздоровление (ст. 12), защищают права и законные интересы детей при формировании социальной инфраструктуры (ст. 13). Закон впервые определил категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1), и гарантии их прав на особую заботу и защиту со стороны государства.

В замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по второму периодическому докладу РФ о реализации Конвенции о правах ребенка содержалось требование о введении в России независимого контроля за положением детей и формировании института уполномоченных по правам ребенка. Становление этого института специальных детских омбудсменов было инициировано в 1998 г. в рамках проекта Минздрав-соцразвития РФ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Проект реализовался как пилотный в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Волгоградской, Калужской и Новгородской областях. Сегодня уполномоченные по правам ребенка действуют более чем в 70 субъектах. Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 эта должность введена при Президенте России [12].

Критическая демографическая ситуация на рубеже нового тысячелетия потребовала беспрецедентного внимания российского государства к положению детей, женщин, семьи. По решению Совета Безопасности РФ от 20 июня 2006 г. была разработана и утверждена указом Президента России от 9 октября 2007 г. № 1351 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [13], приоритетными направлениями которой являются снижение детской, младенческой и материнской смертности, укрепление репродуктивного здоровья и института семьи, создание условий и формирование здорового образа жизни.

В соответствии с федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [14] в стране создана единая система пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства и детства. Механизмы выплаты пособий постоянно совершенствуются, растет их размер, особенно многодетным и малообеспеченным семьям, а также семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

Одним из значимых документов в области социальной поддержки семьи стал федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [15], с принятием которого началась реализация новой для нашей страны программы долговременной поддержки семей в связи с рождением или усыновлением второго (или последующего) ре-

бенка в форме «материнского (семейного) капитала». Изначально его размер составлял 250 тыс. рублей. В 2013 г. он увеличился до 408 960 рублей с расходованием в полном объеме или по частям на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матери. В настоящее время обсуждается вопрос по продлению материнского капитала после 2016 г.

Приоритетом политики в сфере детства, определенным Концепцией демографического развития, является формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, рациональное питание, физическая активность, сбалансированный режим труда и отдыха. Ограничение курения табака в России было установлено федеральным законом от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». В 2008 г. Россия ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, приняв федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ о присоединении РФ к рамочной Конвенции ВОЗ, и стала 157-й страной в мире, ее принявшей. Распоряжением Правительства от 23 сентября 2010 г. № 1563-р утверждены национальная Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 гг. и план по ее реализации [16]. Госдумой России принят и вступил в силу с 1 июня 2013 г. федеральный закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [17] (взамен закона № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»). Актуальность принимаемых мер очевидна, так как, по данным Росстата за 2009 г., в возрасте 15—18 лет курят 30,1% российских мальчиков и 17,8% девочек [18]. По оценкам ВОЗ, по распространенности табакокурения среди подростков Россия занимает четвертое место в мире, до 70% населения страдают от пассивного курения, вклад курения в смертность населения составляет 17,1%. Предполагается, что реализация закона позволит снизить распространенность потребления табака среди детей и подростков с 27% в 2011 г. до 15% в 2020 г., среди взрослого населения — с 39,1 до 25% соответственно [19] и будет способствовать профилактике заболеваний, связанных с потреблением табака и пассивным курением.

С 2010 г. реализуется Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма на период до 2020 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р [20]. Введен запрет на рекламу алкогольной продукции, ужесточена ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним детям. Поставлена задача снизить к 2020 г. среднедушевое потребление алкогольной продукции среди населения в возрасте старше 15 лет

— до 10 л в год (в перерасчете на абсолютный алкоголь). В 2011 г., по данным Минздрава РФ, эта цифра составляла около 14,5 л, превышая среднемировой уровень [19].

Одной из актуальных социальных проблем является детская и подростковая наркомания и токсикомания. Необходимость ее правового регулирования обусловила принятие федерального закона от 8 января 1989 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и других последующих нормативных актов. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. [21], в числе основных направлений которой — развитие системы раннего выявления потребителей наркотиков.

По данным Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков, сегодня в стране около 5 млн человек употребляют наркотики с различной частотой и регулярностью, что является непосредственной причиной смерти порядка 100 тыс. человек ежегодно. В основном это молодые люди в возрасте до 35 лет [19]. В целях реализации Стратегии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка разработан и 18 января 2013 г. принят Госдумой России в первом чтении федеральный законопроект о внесении дополнений в закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», предусматривающий введение добровольного этапного тестирования на потребление наркотиков в образовательных учреждениях. Эта мера оправдана, так как, по данным социологического опроса, в возрастной группе от 11 до 24 лет доля лиц, потреблявших наркотики, составляет 25%, средний возраст начала потребления наркотиков — 15—16 лет.

Мероприятия всех профилактических программ направлены, прежде всего, на подрастающее поколение. С 2009 г. в стране началось формирование новых профилактических структур системы здравоохранения — центров здоровья, основные функции которых: оценка состояния здоровья, его прогноз, выявление рисков, консультирование по сохранению и укреплению здоровья, здоровому образу жизни. В настоящее время в РФ функционирует 502 центра здоровья для взрослых и 204 для детей.

Наряду с центрами здоровья в детских амбула-торно-поликлинических учреждениях организуются новые специализированные медико-социальные службы, «клиники, дружественные к молодежи». Традиционно в нашей стране в решении социальных и психологических проблем семьи и детей задействованы работники здравоохранения. Однако следует согласиться с мнениями, что участковые педиатры недостаточно подготовлены по проблемам специфики социальной педиатрии, в том числе социальных патронажей, формирования осознанной потребности в здоровом и безопасном образе жизни, подготовки

подростков к будущей семейной жизни и пр. Требует решения обеспечение отделений медико-социальной помощи социальными работниками, медицинскими психологами, юрисконсультами [22].

Одним из основных условий реализации прав детей на охрану здоровья является обеспечение благоприятной и безопасной окружающей среды. Эти вопросы регулирует федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [23]. По данным экспертов, низкокачественные товары для детей, в том числе содержащие токсичные вещества, сегодня составляют от 11 до 37% от общего объема товаров детского потребления. На ограждение детей от возможной опасности направлен технический регламент Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, РФ) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» [24], вступивший в силу с 1 июля 2012 г. Он распространяется на новую продукцию, выпускаемую в обращение на территории государств Таможенного союза, и касается изделий для ухода за детьми (соски, столовые приборы, гигиенические средства и пр.), игрушек, одежды, обуви, колясок, книг, журналов, школьно-письменных принадлежностей.

С 2013 г. в стране действует новый федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [25], согласно которому к компетенции образовательных организаций отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация питания обучающихся. Образовательная организация несет ответственность не только за качество образования, но и за жизнь и здоровье детей, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. Вопросы охраны здоровья обучающихся регламентированы в ст. 41 закона, особенности организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья — в ст. 79. Для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях. Основанием для этого являются заключение медицинской организации и письменное обращение родителей или законных представителей ребенка. Обязанности по организации оказания первичной медико-санитарной помощи, проведению периодических медицинских осмотров и диспансеризации возложены на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения и обеспечиваются территориальными поликлиниками. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Федеральное законодательство в сфере охраны здоровья детей

Правовой основой для выработки и реализации

государственной политики в области охраны здоровья явился федеральный закон № 5487—1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый 22 июля 1993 г. Важным этапом развития российского здравоохранения стало принятие нового федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [26].

Закон был дополнен принципом приоритета охраны здоровья детей (ст. 7). Государство признает охрану здоровья детей как важнейшее и необходимое условие их физического и психического развития. Прописаны обязательства органов власти всех уровней по охране здоровья и медицинскому обеспечению детей. Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения РФ и субъектов. Полномочия по оказанию первичной медико-санитарной помощи переданы органам государственной власти субъектов РФ. При этом органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти РФ и субъектов РФ «в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями» (ст. 7, п. 4).

Важной новеллой закона явилось выделение самостоятельной главы, регулирующей вопросы охраны здоровья матери и ребенка (глава 6). Детализированы права семьи, несовершеннолетних, беременных женщин и матерей. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставлено право с согласия женщины, с учетом состояния ее здоровья, присутствовать при рождении ребенка (за исключением оперативного родоразре-шения) при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний (ст. 51, п. 2). Данное право реализуется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

Закреплено также право одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя на бесплатное совместное нахождение с ребенком при оказании ему медицинской помощи в стационаре в течение всего периода лечения, независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении с ребенком до достижения им возраста 4 лет (с ребенком старше 4 лет — при наличии медицинских показаний) плата за создание условий пребывания в стационаре, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

В ст. 52 закона изложены права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья, включая право беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до 3 лет на обеспечение полноценным питанием. Обеспечение питанием, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Существенным новшеством закона стало регулирование вопросов репродукции человека, долгое время не имевших достаточной правовой базы.

Введена новая норма — «рождение ребенка», что создало законодательную основу для перехода России с 2012 г. на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ.

Статья 54 определяет права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, в том числе на прохождение медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, реабилитацию, получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Определен возраст информированного согласия несовершеннолетнего на медицинское вмешательство или отказ от него: старше 15 лет, для больных наркоманией — старше 16 лет.

Правовые аспекты медицинских осмотров и диспансеризации детей и взрослых изложены в ст. 46 закона. В случаях, установленных законодательством РФ, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Порядок их проведения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в отношении отдельных категорий граждан могут проводиться углубленные медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и используемых методов обследования. С 2013 г. диспансеризация детей будет проходить в едином для всех субъектов порядке, ежегодно. При этом углубленные осмотры будут проводиться в возрасте до 1 года, 3, 7, 10 лет, а начиная с 14 лет — ежегодно.

Следует отметить нововведение закона в части редких (орфанных) заболеваний (ст. 44). Впервые законодательно дано определение редким заболеваниям: «заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 000 населения». Установлены порядки формирования перечней болезней, ведения регистра больных, лекарственного обеспечения. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 утвержден перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к уменьшению продолжительности жизни

граждан или их инвалидности, и правила ведения федерального регистра таких больных. Полномочия по обеспечению больных с редкими болезнями лекарственными препаратами, зарегистрированными на территории России, закреплены за органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 16, ст. 83).

Впервые в виды медицинской помощи включена паллиативная помощь как «комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан» (ст. 36). Оказание паллиативной помощи детям — новая отрасль медицины. Первые такие учреждения появились в России во второй половине 90-х годов прошлого века, и до недавнего времени их функционировало только семь. Впервые развитие паллиативной помощи детям практически во всех регионах страны было запланировано и осуществляется в рамках региональных программ модернизации здравоохранения с 2011 г.

Важное значение для оптимизации системы комплексной реабилитации детей имеет конкретизация в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» норм медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения (ст. 40). Системный подход к развитию медицинской реабилитации позволяет сформировать эффективную систему этапного оказания медицинской помощи детям: профилактика — ранняя диагностика — своевременное лечение — медицинская реабилитация. Следует отметить, что потребность в реабилитационной помощи у детей всех возрастов до настоящего времени остается очень высокой. Практически отсутствуют служба раннего вмешательства, система абилитации и реабилитации детей первых трех лет жизни, недостаточно детских санаторно-курортных учреждений, в том числе профиля «Мать и дитя», нуждается в обновлении нормативно-правовая база организации оказания санаторно-курортной помощи детям. Не случайно государственной программой «Развитие здравоохранения до 2020 года» поставлена задача с 2013 г. начать формирование современной системы медицинской реабилитации детей, с учетом региональных особенностей их здоровья, на основе разработанных порядков и стандартов.

Основные положения «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), а в дальнейшем закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» получили развитие и детализацию в специальных законодательных актах более узкой, направленной тематики.

Одним из важнейших инструментов улучшения качества жизни и снижения детской смертности является иммунопрофилактика. Правовые основы государственной политики в этой сфере установлены федеральным законом от 17 сентября 1998 г.

№ 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [27]. Закон установил государственные гарантии на бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь, и, по эпидемическим показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, на государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, а также на социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений.

В рамках закона совершенствуется национальный календарь профилактических прививок. Первоначально была закреплена обязательная иммунизация против девяти основных «управляемых» инфекций: вирусный гепатит В, туберкулез, дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит. В дальнейшем национальный календарь расширялся: с 2006 г. включена вакцинация против гриппа, с 2010 г. — против гемофильной инфекции. Планируется в 2014 г. дополнить национальный календарь вакцинацией против пневмококковой инфекции, в 2015 г. — против ветряной оспы, в 2016 г. — против вируса папилломы человека [19].

Динамика инфекционной заболеваемости в России убедительно доказывает эффективность государственной политики в этой сфере. Планомерная иммунизация позволяет добиться снижения заболеваемости по всем «управляемым» инфекциям. Но для достижения максимального результата охват прививками не должен быть менее 95% контингентов, подлежащих вакцинации. Поэтому очень важно в доступной форме информировать родителей о значении, возможностях и необходимости вакцинации, убедительно противодействовать противникам ее проведения.

Неотъемлемым компонентом социальной политики любой страны сегодня является охрана психического здоровья. Федеральный закон от 2 июля 1992 г. № 3185—1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [28] был одним из первых законодательных актов в сфере охраны здоровья, ставший правовой основой оказания психиатрической помощи в России. В современном мире нет тенденций к улучшению психического здоровья. По данным разных стран, примерно 12—29% детей, обращающихся в учреждения первичной медико-санитарной помощи, страдают различными расстройствами психики [29]. В России численность подростков, состоящих на учете по поводу психических расстройств и расстройств поведения, в 2000 г. составляла 1832,5 на 100 000 населения, в 2009 г. — 1813,1 [18]. К сожалению, действующее федеральное законодательство не устанавливает нормы профилактической направленности по укреплению психического здоровья всех детей и подростков.

Правовые основы государственной политики

по профилактике и предупреждению такого социально-значимого заболевания, как туберкулез, устанавливает федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» [30]. На долю России приходится 38,3% всех новых случаев заболеваний в европейском регионе. В настоящее время в России наступила стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу при высоком уровне показателей [31].

Стратегия противодействия ВИЧ-инфекции в России определена федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [32]. В мировой практике это один из наиболее полноценных документов такого рода. В результате проводимой системной профилактической работы ежегодный прирост новых случаев ВИЧ-инфекции в России в последние годы не превышает 7%. При этом особенностью эпидемического процесса является интенсивное вовлечение женщин. Начиная с 2008 г. ежегодно регистрируется от 22 тыс. до 24 тыс. новых случаев заражения среди женщин, включая беременных. Как результат — рост числа новорожденных с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции. Так, в 2011 г. у женщин с ВИЧ-инфекцией родились 11699 детей (в 2010 г. — 10 719). Комплекс мер по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции в рамках национального проекта «Здоровье» позволил снизить частоту ее реализации до 6—8%. Однако выявляется негативная тенденция инфицирования детей при грудном вскармливании. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, в 2011 г. зарегистрировано 18 таких случаев (в 2009 г. — 12, в 2010 г. — 16). В этой связи постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 13 февраля 2012 г. № 16 [33] рекомендовано органам исполнительной власти субъектов принять меры по обеспечению ВИЧ-инфицированных женщин, имеющих грудных детей, необходимым объемом молочных смесей для искусственного вскармливания.

Все большего внимания в последние годы требуют проблемы охраны здоровья детей с ограниченными возможностями. По данным Пенсионного фонда РФ, на 1 января 2012 г. в России насчитывается 568 тыс. детей-инвалидов. Правовые и социальные гарантии их прав установлены федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [34]. Закон признал равные права детей-инвалидов, необходимость их интеграции в общество, реабилитации, обозначил право на семейное воспитание, на образование в учреждениях общего типа или на дому.

При определении инвалидности детям до 18 лет

устанавливается категория «ребенок-инвалид» (до 1999 г. — до 16 лет). В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком на 1 год, 2 года либо до достижения возраста 18 лет. С 2012 г. в принятые Правила внесены дополнения, включая возможность установления инвалидности детям сроком на 5 лет при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза (постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 89).

Согласно установленным с 2009 г. критериям, инвалидность детям, в отличие от взрослых, определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности, вызывающих необходимость социальной защиты. Однако действующая сегодня система установления инвалидности детям требует пересмотра. В декабре 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, которую Россия подписала 24 сентября 2008 г. и 25 апреля 2012 г. ратифицировала, приняв на себя серьезные обязательства. В рамках ратификации разработана Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, реализованная в 2012 г. в виде пилотного проекта в Удмуртской Республике, Республике Хакасия и Тюменской области с последующим внедрением в других субъектах РФ.

Организуется новая система социальной поддержки детей-инвалидов и их семей. В марте 2011 г. Правительством РФ утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011—2015 гг. [35], направленная на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. Поставлена цель снизить показатель первичной инвалидности у детей с 28,2 на 10 000 детского населения в 2011 г. до 23,5 в 2020 г.

Важная социальная проблема современного общества — рост числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основные факторы неблагополучия: плохие материально-бытовые условия, алкоголизм и наркомания родителей, неполные семьи, насилие в семье. Именно эти дети составляют группу высокого риска смертности от внешних причин, в том числе несчастных случаев и суицидов. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [36] ввел определение таких понятий, как «безнадзорный» (несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует), «беспризорный» (безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания), «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном

положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Согласно этому закону, органы управления здравоохранением и медицинские организации входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наделены компетенциями по организации круглосуточного приема и содержания в лечебно-профилактических учреждениях детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей, выхаживанию и воспитанию таких детей и должны содействовать органам опеки и попечительства в устройстве детей (ст. 18). Реализация этих задач возложена на особые самостоятельные медицинские организации — дома ребенка. Положение о доме ребенка и порядок приема в него детей определены ведомственными нормативными актами: приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2012 г. № 344н «Об утверждении типового положения о доме ребенка».

Одним из направлений по сохранению жизни и здоровья детей является комплексная профилактическая работа с семьей и детьми по предупреждению насилия, жестокого обращения, профилактике безнадзорности и беспризорности, семейному устройству. По поручению Президента России совершенствуются законодательные и ведомственные нормативные акты по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [37].

С 2007 г. проводится ежегодная углубленная диспансеризация детей-сирот, воспитывающихся в стационарных учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Результаты подтверждают низкий уровень здоровья детей: доля здоровых не превышает 5%. В целях улучшения оказания медицинской помощи детям-сиротам постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 116 утверждены порядки проведения диспансеризации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных на семейное воспитание и усыновленных, а также порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.

Региональное законодательство в сфере охраны здоровья детей

Значимую роль в формировании целостной системы законодательства о здравоохранении играют региональные законы. Федеральное законодательство предоставляет широкий круг полномочий в сфере здравоохранения субъектам РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции России, координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Региональные законы в пределах своих полномочий дополняют федеральное законодательство, детализируют порядок его применения с учетом территориальных социально-экономиче-

ских и медико-демографических особенностей. Наиболее широко это представлено в части дополнительных мер социальной поддержки семьи и детей. Практически во всех субъектах приняты законы, регулирующие вопросы охраны семьи, материнства, отцовства, детства. Волгоградская область стала первым регионом России, где был принят закон о грудном вскармливании.

Основные направления современной государственной политики в сфере охраны здоровья детей

Обеспечение благополучного и защищенного детства в последнее десятилетие стало одним из основных национальных приоритетов России. Важными составляющими Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. стали стартовавшие в 2006 г. приоритетные национальные проекты социальной направленности. В числе основных направлений национального проекта «Здоровье», наряду с развитием первичной медико-санитарной помощи и профилактического направления, особое место занимают меры по совершенствованию помощи матерям и детям: развитие сети перинатальных центров, формирование трехуровневой системы оказания акушерской и неонатальной помощи, комплексная пренатальная диагностика нарушений развития плода, скрининг новорожденных на выявление наследственной патологии, новый алгоритм аудиоло-гического скрининга и др.

Одним из эффективных направлений проекта «Здоровье» явилась программа «родовой сертификат». Общий объем дополнительного финансового обеспечения женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник за период с 2006 по 2012 г. составил более 106,8 млрд руб. Внедрение в 2007 г. нового стандарта диспансеризации детей первого года жизни за счет средств родового сертификата в комплексе с другими мероприятиями положительно повлияло на показатели здоровья детей. Младенческая смертность в стране за 2005—2011 гг. снизилась на 33%.

Реальным воплощением государственной политики в сфере охраны здоровья граждан России, в том числе детей, явилось решение о реализации в 2011—2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения, закрепленное законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [38]. Общий объем финансирования региональных программ из всех источников в 2011— 2012 гг. составил более 704 млрд руб. Для совершенствования оказания медицинской помощи женщинам и детям было направлено 28% всех финансовых ресурсов, что составило за 2 года 108,6 млрд руб. В числе основных мероприятий: улучшение материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, повышение квалификации неонатологов, педиатров; комплекс мер по выхаживанию новорожденных с низ-

кой и экстремально низкой массой тела, развитие паллиативной помощи. Одним из показателей эффективности проведенных мероприятий явилось снижение показателя детской смертности на 9% за полтора года реализации региональных программ модернизации здравоохранения.

Важным государственным решением стало проведение в 2011—2012 гг. в рамках программ модернизации здравоохранения углубленной диспансеризации 14-летних подростков. По данным Минздрава РФ, в 2011—2012 гг. осмотрено 2309,9 тыс. подростков, у 55% из них выявлены различные заболевания.

В соответствии с изменениями, внесенными в закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ», реализация региональных программ продолжается и в 2013 г. в части укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрения современных информационных технологий. На эти цели предусмотрено выделить 50,0 млрд руб. Приоритетным направлением остается развитие службы детства и родовспоможения.

Указом Президента России от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы» [39], призванная обеспечить достижение международных стандартов в сфере прав ребенка, формирование единого подхода органов власти, институтов гражданского общества и граждан к определению целей и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. В числе таких проблем Национальная стратегия указывает: недостаточное финансирование в ряде субъектов РФ региональных целевых программ охраны здоровья детей, неправомерная подмена гарантированных государством бесплатных медицинских услуг платными, уровень детской смертности, превышающий таковой в других европейских странах, высокая распространенность суицидов среди российских подростков.

Одной из основных задач в сфере охраны здоровья детей определено создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. План первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений стратегии до 2014 г. утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р [40]. Координирует его реализацию совет при Президенте России, созданный указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. № 1274.

Неотъемлемой частью Национальной стратегии должны стать принятые в ее развитие субъектами РФ региональные стратегии (программы) действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих конкретному региону, проблем детства.

Концептуально важным документом, определившим цели, задачи, основные направления развития и финансовое обеспечение отрасли здравоохранения, в том числе детского, является государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 года», разработанная по поручению Президента России Минздравом РФ совместно с субъектами РФ и медицинским сообществом [19]. Стратегическая цель — формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать показателям здоровья и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Решение задач, связанных с повышением эффективности службы родовспоможения и детства, будет осуществляться в рамках подпрограмм «Охрана здоровья матери и ребенка», «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям». Совместно с субъектами РФ планируется проведение мероприятий по развитию мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в целях снижения оттока кадров из отрасли, в том числе путем предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий, субсидирования процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения медицинскими и фармацевтическими работниками. С учетом государственной программы развития здравоохранения с 1 мая 2013 г. разработаны программы развития здравоохранения субъектов РФ.

В результате реализации мероприятий программы планируется снизить младенческую смертность с 7,4 на 1000 родившихся живыми в 2011 г. до 6,4 в 2020 г. (принимая во внимание изменения

порядка учета этого показателя в 2012 г.); смертность детей 0 — 17 лет — с 9,7 на 10000 населения соответствующего возраста в 2011 г. до 7,7 в 2020 г.. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении должна вырасти с 70,3 в 2011 г. до 74,3 в 2020 г. [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, охватывающую широкий круг отношений в интересах сохранения жизни и здоровья детей в соответствии с нормами международного права. Действующие правовые отношения неразрывно связаны с нормами различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного и т. д.

Вместе с тем анализ законодательства показывает, что в нормативных актах не всегда отражен системный подход к охране здоровья детей как наиболее уязвимой части населения, ряд проблем продолжает оставаться вне правового поля. Учитывая это, рабочей группой Министерства здравоохранения РФ с участием ведущих организаторов детского здравоохранения и профессиональных сообществ была разработана Концепция федерального законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» [41]. Ряд ее положений нашел отражение в принятом законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В настоящее время группа экспертов при Комитете Госдумы России по охране здоровья продолжает работу по дальнейшему развитию и совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация прав ребенка (Declaration of the Rights of the Child) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/childdec.shtml

2. Конвенция ООН о правах ребенка (The UN Convention on the Rights ofthe Child) http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Положение детей в мире. Женева: ЮНИСЕФ, 1991; 51—74. (The Universal Declaration of the survival, protection and development of children. The situation of children in the world. Geneva: UNICEF, 1991; 51—74.)

4. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992; 23: 1276. (President Decree № 543 of June 1, 1992 "On urgent measures for the implementation of the World Declaration on the Survival, Protection and Development of Children in 90 years." Vedomosti s"ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF 1992; 23: 1276.)

5. Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 8 февраля 1993 года № 4435-1 «О включении Госу-

дарственной программы «Дети России» в перечень федеральных целевых программ». Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993; 8: 315. (Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the Russian Federation of February 8, 1993 № 4435-1 «On the inclusion of the state program" Children of Russia "in the list of federal programs". Vedomosti s"ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF 1993; 8: 315.)

6. Конституция Российской Федерации. Российская газета 1993; 25 декабря. (The Constitution of the Russian Federation. Rossijskaya gazeta 1993; December 25.)

7. Семейный кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства РФ 1996; 1: 16. (Family Code of the Russian Federation. Sobranie zakonodatel'stva RF 1996; 1: 16.)

8. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Собрание законодательства РФ 1996; 21: 2460. (President Decree № 712 of May 14, 1996 'About the main directions ofthe state family policy". Sobranie zakonodatel'stva RF 1996; 21: 2460.)

9. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей), утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. Собрание законодательства РФ 1995; 38: 3669. (The main directions of the state social policy to improve the situation of children in Russia up to 2000 (National Plan of Action for Children), approved by President Decree № 942 of September 14, 1995. Sobranie zakonodatel'stva RF 1995; 38: 3669.)

10. Федеральный закон от 4 июля 2003г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Собрание законодательства РФ 2003; 27: 2709. (The Federal Law № 95-FL of July 4, 2003 "On Amending the Federal Law" On general principles of organization of legislative (representative) and executive state powers of the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF 2003; 27: 2709.)

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ 1998; 31: 3802. (Federal Law №124-FL of July 4, 1998 "On Basic Guarantees ofthe Rights ofthe Child in the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF 1998; 31: 3802.)

12. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Российская газета 2009; 4 сентября. (President Decree № 986 of September 1, 2009 "On the Commissioner of the President of the Russian Federation for the Rights ofthe Child". Rossiyskaya Gazeta 2009; September 4.)

13. Указ Президента РФ от 9 октября 2007г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Собрание законодательства РФ 2007; 42: 5009. (President Decree № 1351 of October 9, 2007 "On Approval ofthe Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025". Sobranie zakonodatel'stva RF 2007; 42: 5009.)

14. Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Собрание законодательства РФ 1995; 21: 1229. (Federal Law № 81-FL of May 19, 1995 "On state benefits to citizens with children". Sobranie zakonodatel'stva RF 1995; 21: 1229.)

15. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Собрание законодательства РФ 2007; 1: 19. (Federal Law № 256-FL of December 29, 2006. "On additional measures of state support for families with children". Sobranie zakonodatel'stva RF 2007; 1: 19.)

16. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 гг. Собрание законодательства РФ 2010; 40: 5118. (The concept of public policy on combating tobacco consumption 2010—2015. Sobranie zakonodatel'stva RF 2010; 40: 5118).

17. Федеральный закон от 23 февраля 2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Российская газета 2013; 26 февраля. (Federal Law № 15-FL of 23 February 2013. "On the protection of public health from exposure to environmental tobacco smoke and the effects of tobacco use". Rossiyskaya Gazeta 2013; February 26.)

18. Анализ положения детей в Российской Федерации. М: ЮНИСЕФ, 2011; 132. (The situation of children in the Russian Federation. Moscow: UNICEF, 2011; 132).

19. Государственная программа «Развитие здравоохранения» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012г. № 2511-р.)http://www.rosminzdrav. ru/health/72. (State Program "Development of health care" (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 24, 2012. № 2511-p). http://www. rosminzdrav.ru/health/72.

20. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма. Собрание законодательства РФ 2010; 2: 264. (The concept of public policy to reduce the abuse of alcoholic beverages and alcohol prevention. Sobranie zakonodatel'stva RF 2010; 2: 264.)

21. Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (в ред. Указа Президента РФ от 28 сентября 2011, № 1255.) www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/12076340/. (President Decree № 690 of June 9, 2010 "On approval of the strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020" (as amended by President Decree of 28 September 2011, № 1255) www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12076340/.

22. Чичерин Л.П. Резервы участковой педиатрии России. Материалы XI Российского конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии». М 2012; 21. (Chicherin L.P. Reserves pediatrician Russia. Materials XI Russian Congress "Innovative Technologies in Pediatrics and Pediatric Surgery". M 2012; 21).

23. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Собрание законодательства РФ 1999; 14: 1652. (Federal Law № 52-FL of March 30, 1999 "On the sanitary-epidemiological welfare of the population". Sobranie zakonodatel'stva RF 1999; 14: 1652.)

24. Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011г. № 797 о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». http://www.tsouz. ru>KTS/KTS31/Documents/P_797_3.pdf (The decision ofthe Commission of the Customs Union № 797 of September 23, 2011. on the adoption of technical regulations of the Customs Union "On the safety ofproducts for children and adolescents.") http://www.tsouz.ru>KTS/KTS31/Documents/P_797_3.pdf.

25. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Российская газета 2012; 31 декабря. (Federal Law № 273-FL of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". Rossiyskaya Gazeta 2012 December 31.)

26. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ 2011; 48: 6724. (Federal Law № 323-FL of November 21, 2011 "On the basis of health protection in the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF 2011; 48: 6724.)

27. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Собрание законодательства РФ 1998; 38: 4736. (Federal Law № 157-FL of September 17, 1998 "On immunity's prophylaxis of infectious diseases". Sobranie zakonodatel'stva RF 1998; 38: 4736.)

28. Федеральный закон от 2 июля 1992г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992; 33: 1913. (Federal Law № 3185-1 of July 2, 1992. «On psychiatric care and guarantees of citizens' rights in its provision". Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF 1992; 33: 1913.)

29. Политика и планы в области охраны психического здоровья детей и подростков. Женева: ВОЗ 2006; 7. (Policies and plans for the mental health of children and adolescents. Geneva: WHO 2006; 7.)

30. Федеральный закон от 18 июня 2001г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ 2001; 26: 2581. (Federal Law № 77-FL of June 18, 2001. "On prevention of tuberculosis in the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF 2001; 26: 2581.)

31. Нечаева О.Б., Эйсмонт Н.В. Эпидемическая ситуация по туберкулезу и ВИЧ-инфекции в РФ. Социальные аспекты здоровья населения 2012; 2. http://vestnik.mednet. ru/content/view/399/30/lang,ru/. (Nechayev O.B., Eismont N.V. The epidemiological situation of tuberculosis and HIV infection in the Russian Federation. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2012; 2. http://vestnik.mednet.ru/ content/view/399/30/lang,ru/.)

32. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Собрание законодательства РФ 1995; 14: 1212. (Federal Law № 38-FL of March 30, 1995. "On Prevention of Spread of the disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV)". Sobranie zakonodatel'stva RF 1995; 14: 1212).

33. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 13 февраля 2012г. № 16 «О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации» http:// www.rg.ru/2012/04/04/vi4-dok.html. (Decision of the Chief Medical Officer of the Russian Federation № 16 of February 13, 2012. "On urgent measures to combat the spread of HIV infection in the Russian Federation" http:// www.rg.ru/2012/04/04/vi4-dok.html).

34. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ 1995; 48: 4563. (Federal Law № 181-FL of November 24, 1995 "On social protection

of disabled people in the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF 1995; 48: 4563.)

35. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2181-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы. http://правительство.рф>special/gov/ results/22413/ (Government Directive № 2181-r ofNovember 26, 2012 "On the approval of the State program of the Russian Federation 'Accessible Environment " in 2011—2015 http:// правительство.рф>special/gov/results/22413/.)

36. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Собрание законодательства РФ 1999; 26: 3177. (Federal Law №120-FL of June 24, 1999 "On the Principles of child neglect and juvenile delinquency". Sobranie zakonodatel'stva RF 1999; 26: 3177.)

37. Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://президент.рф/acts/17234. (President Decree № 1688 of December 28, 2012 "On Measures for the implementation of the state policy in the sphere of protection of orphans and children left without parents' care" http://президент.рф/acts/17234.)

38. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Собрание законодательства РФ 2010; 49: 6422. (Federal Law № 326-FL of November 29, 2010 "On Compulsory Health Insurance in the Russian Federation. Sobranie zakonodatel'stva RF 2010; 49: 6422.)

39. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг.» http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req-doc;base-LAW;n-130516. (President Decree№ 761 of June 1, 2012 "On the National Strategy of Action for Children in 2012—2017" http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req-doc;base-LAW;n-130516).

40. План первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений стратегии до 2014 года, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р. http://правительство.рф>gov/results/21160/ (Plan of priority measures to implement the main provisions of the strategy up to 2014, approved by the Government Directive №1916-r of October 15, 2012 http://правительст-во.рф>gov/results/21160/.)

41. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Концепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации». Медицинское право и этика 2003; 3: 10. (Baranov A.A., Lapin U.E. The concept of the draft law "On the Protection of the health of children in the Russian Federation". Meditsinskoe pravo i ehtika 2003; 3: 10.)

Поступила 12.03.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.