Научная статья на тему 'Охрана здоровья детей в системе межсекторальных отношений'

Охрана здоровья детей в системе межсекторальных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / CHILDREN / HEALTH / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапин Юрий Ерминингельдович

В СТАТЬЕ ИССЛЕДУЕТСЯ ФЕНОМЕН КОМПЕНСАЦИИ ОТСУТСТВИЯ В РОССИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ВОЗНИКШИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ФУНКЦИЮ ТАКОГО КОМПЕНСАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ВЫПОЛНЯЮТ В ОСНОВНОМ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ». ФАКТ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СВЕРШИВШЕМСЯ ПРАВОВОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ РЯДА ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ РЕАЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИКИ. НЕГАТИВНАЯ СТОРОНА ЭТОГО ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НЕПОЛНОМ, ФРАГМЕНТАРНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СТАТУС СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КАЧЕСТВЕ НЕ АКТИВНОГО РЕГУЛИРУЮЩЕГО ФАКТОРА, А ПАССИВНОГО УПРАВЛЯЕМОГО ОБЪЕКТА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's health protection in intersectoral connection

RECENTLY DISCOVERED PHENOMENON OF COMPENSATORY MECHANISM OF ABSENCE OF LEGISLATIVE DURABLE NATIONAL POLICY IN HEALTH PROTECTION OF CHILDREN IS DESCRIBED IN THIS ARTICLE. THIS MECHANISM WAS DEVELOPED AS A RESULT OF EVOLUTION OF INTERSECTORAL CONNECTION FOR THE SAKE OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION. «NATIONAL FAMILY POLICY», «NATIONAL POLICY FOR THE SAKE OF CHILDREN», «NATIONAL POLICY IN THE FIELD OF CIRCULATION OF NARCOTIC, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO ITS ILLEGAL USE», «NATIONAL POLICY OF RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION», «NATIONAL POLICY IN THE FIELD OF LABOR RELATIONS» PERFORM FUNCTIONS OF SUCH COMPENSATORY MECHANISM. FACT OF REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE SPHERE OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION WITH MEANS OF DIFFERENT ACTIVE DIRECTIONS OF NATIONAL POLICY IS EVIDENCE OF LEGAL ASSIGNMENT OF A NUMBER OF PROBLEMS IN CHILDREN'S HEALTH PROTECTION AS REAL SUBJECT OF POLICY. THE NEGATIVE FEATURE OF THIS PROBLEM IS INCOMPLETE AND FRAGMENTARY REGULATION OF RELATIONSHIPS IN THE FIELD OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION. THIS IS THE REASON, WHICH MAINTAINS A STATUS OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION SERVICE AS PASSIVE DIRIGIBLE OBJECT BUT NOT AN ACTIVE REGULATIVE FACTOR

Текст научной работы на тему «Охрана здоровья детей в системе межсекторальных отношений»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Ю.Е. Лапин

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Охрана здоровья детей в системе межсекторальных отношений

В СТАТЬЕ ИССЛЕДУЕТСЯ ФЕНОМЕН КОМПЕНСАЦИИ ОТСУТСТВИЯ В РОССИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ВОЗНИКШИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ФУНКЦИЮ ТАКОГО КОМПЕНСАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ВЫПОЛНЯЮТ В ОСНОВНОМ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ», «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ». ФАКТ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СВЕРШИВШЕМСЯ ПРАВОВОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ РЯДА ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ РЕАЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИКИ. НЕГАТИВНАЯ СТОРОНА ЭТОГО ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НЕПОЛНОМ, ФРАГМЕНТАРНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СТАТУС СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КАЧЕСТВЕ НЕ АКТИВНОГО РЕГУЛИРУЮЩЕГО ФАКТОРА, А ПАССИВНОГО УПРАВЛЯЕМОГО ОБЪЕКТА.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕТИ, ЗДОРОВЬЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА.

Контактная информация:

Лапин Юрий Ерминингельдович, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией правовых проблем охраны здоровья детей отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва,

Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. (495) 967-15-71 Статья поступила 24.06.2008 г., принята к печати 04.08.2008 г.

С начала 1990-х годов социально-экономические перемены в России вызвали значительные изменения в состоянии здоровья детей, проявившиеся ростом общей заболеваемости, увеличением распространенности хронических форм соматической патологии и нервно-психических болезней, повышением частоты врожденных пороков развития, «возвращением» старых инфекций (туберкулез, сифилис) и появлением новых (ВИЧ, гепатит С), распространением алкоголизма, наркомании, снижением показателей физического развития и т.д. [1]. В этот период в связи с нарастающими неблагоприятными процессами в сфере обеспечения прав детей Правительство Российской Федерации признало, что «при проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на положение детей, не проведены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры» [2].

Негативные изменения в состоянии детей оказались устойчивыми, что нашло отражение в адекватных оценках, содержащихся в официальных документах.

-э-

19

Y.E. Lapin

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Children's health protection in intersectoral connection

RECENTLY DISCOVERED PHENOMENON OF COMPENSATORY MECHANISM OF ABSENCE OF LEGISLATIVE DURABLE NATIONAL POLICY IN HEALTH PROTECTION OF CHILDREN IS DESCRIBED IN THIS ARTICLE. THIS MECHANISM WAS DEVELOPED AS A RESULT OF EVOLUTION OF INTERSECTORAL CONNECTION FOR THE SAKE OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION. «NATIONAL FAMILY POLICY», «NATIONAL POLICY FOR THE SAKE OF CHILDREN», «NATIONAL POLICY IN THE FIELD OF CIRCULATION OF NARCOTIC, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO ITS ILLEGAL USE», «NATIONAL POLICY OF RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION», «NATIONAL POLICY IN THE FIELD OF LABOR RELATIONS» PERFORM FUNCTIONS OF SUCH COMPENSATORY MECHANISM. FACT OF REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE SPHERE OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION WITH MEANS OF DIFFERENT ACTIVE DIRECTIONS OF NATIONAL POLICY IS EVIDENCE OF LEGAL ASSIGNMENT OF A NUMBER OF PROBLEMS IN CHILDREN'S HEALTH PROTECTION AS REAL SUBJECT OF POLICY. THE NEGATIVE FEATURE OF THIS PROBLEM IS INCOMPLETE AND FRAGMENTARY REGULATION OF RELATIONSHIPS IN THE FIELD OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION. THIS IS THE REASON, WHICH MAINTAINS A STATUS OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION SERVICE AS PASSIVE DIRIGIBLE OBJECT BUT NOT AN ACTIVE REGULATIVE FACTOR.

KEY WORDS: CHILDREN, HEALTH, NATIONAL POLICY.

а

х

о

о

а

га

а

и

м

ос

га

м

а

о

а

а

н

га

5

и

V

с

ос

X

о

С

Так, если в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. № 1696 «О президентской программе «Дети России» констатировано, что «в условиях социальноэкономического кризиса проблемы детей в России достигли предельной остроты... Крайне высокой остается младенческая смертность, растут детская заболеваемость и инвалидность», то почти через десять лет в Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы было вновь отмечено, что «состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое» [3, 4].

Подобные факты и оценки позволили сделать вывод о том, что достижение серьезных позитивных изменений в состоянии здоровья детей «только в рамках здравоохранения невозможно» [5], поскольку основные определяющие здоровье детей условия и факторы находятся вне этих рамок и относятся к социальной и экономической сферам. В результате, например, финансовая политика государства способна оказывать значительно большее воздействие на состояние здоровья населения, чем усилия сектора здравоохранения. Указанная закономерность, зафиксированная в документах ВОЗ [6], отчетливо проявилась в Российской Федерации, где, по данным, опубликованным в 2002 г., «недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства, ... особенно профилактических мероприятий, привело к тому, что доля здоровых детей в ряде регионов составляет не более 10% и только 30% новорожденных можно считать здоровыми» [7].

Результаты исследований, проведенных в 2002-2008 гг. в Научном центре здоровья детей РАМН, актуализировали вопрос о создании специального надсекторального механизма решения проблем детства, а именно — государственной политики в области охраны здоровья детей [8]. Действие этого механизма основано на способности политики как нормативно-регулятивной системы упорядочивать общественные отношения для достижения необходимого результата посредством подчинения поведения участников этих отношений установленным правовым нормам, в данном случае — в интересах обеспечения права детей на жизнь и охрану здоровья [9]. Речь идет о правовом воздействии на экономическую, социальную, научную, культурную сферы и макрообъекты общества, обусловливающие благополучие/неблагополучие детей, путем принятия необходимых законов, установления приоритетов национального развития, распределения и перераспределения ресурсов и т.д.

Соответственно, государственная политика в области охраны здоровья детей определяется нами как самостоятельное, законодательно закрепленное, приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья. При этом реализация указанного права имеет статус целевого ориентира социально-экономического развития общества. Потребность в создании и осуществлении этого направления государственной политики связана с тем, что обеспечение оптимального функционирования развивающегося детского организма должно иметь адекватную поддержку методами правового регулирования общественных отношений в интересах ребенка. В настоящее время для разработки данного направления государственной политики имеются, как минимум, две основные предпосылки. Первая заключается в признании органами управления здравоохранением и медицинской наукой осуществления этой разработки в качестве актуальной научной задачи. В 2003 г. создание научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей было включено в раздел «Научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы» (пункт 5.12.) программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей в Российской Федерации на 2003-2010 гг. (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.)», утвержденной Минздравом России и РАМН [10].

Вторая предпосылка связана с выявленным нами феноменом формирования в Российской Федерации правовых механизмов, частично компенсирующих отсутствие в настоящее время указанного направления государственной политики. Анализ действующего законодательства, касающегося вопросов обеспечения прав детей, показал, что, начиная с середины 1990-х годов, были приняты федеральные нормативные правовые акты, закрепившие ряд нездравоохраненческих направлений государственной политики, в той или иной мере охватывающих вопросы охраны детского здоровья. К таким направлениям относятся: «государственная семейная политика», утвержденная Указом Президента Российской Федерации (1996 г.), а также установленные федеральными законами: «государственная политика в интересах детей» (1998 г.), «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту» (1998 г.), «государственная политика Российской Федерации в области образования» (2000 г.), «государственная политика в сфере трудовых отношений» (2001 г.) [11-15].

По нашим оценкам, вовлечение проблем детства в предметное поле различных направлений государственной политики можно рассматривать как результат эволюции мезжсекторального взаимодействия различных государственных структур в интересах обеспечения прав детей. Научное изучение этого противоречивого процесса еще не стало предметом специальных научных исследований. С целью определения объема и характера отражения вопросов охраны здоровья детей в указанных сферах государственной политики нами проведен контент-анализ соответствующих нормативных правовых актов, показавший следующее.

В структуре «Основных направлений государственной семейной политики» (пункт 20) зафиксировано право детей на бесплатную медицинскую помощь, а также предусмотрены медико-организационные и медико-социальные меры, включающие: профилактику врожденной инвалидности; развитие медико-генетической помощи; совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных; помощь детям-инвалидам и их семьям; развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи; санитарное просвещение, в т.ч. по вопросам безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Таким образом, осуществление указанных мер, относящихся к компетенции органов и учреждений системы здравоохранения, поддержано правовыми средствами государственной семейной политики.

Подобное взаимодействие сектора здравоохранения и нездравоохраненческих направлений государственной политики определяется и в отношении решения некоторых других проблем детства.

Так, в статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» изложена государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, направленная, помимо прочего, на сокращение числа больных наркоманией детей, а в качестве ее принципов указаны: приоритетность мер по профилактике наркома-

20

Є

нии, государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании, привлечение внимания к развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией. В пункте 2 статьи 54 закона установлен минимальный возраст (16 лет), по достижении которого ребенок приобретает право на получение наркологической помощи без согласия родителей или законных представителей, т.е. данное направление государственной политики регулирует решение педиатрических вопросов наркологии с учетом возрастных анатомо-физиологических, психологических и других особенностей детского периода онтогенеза.

В статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ряду целей государственной политики в интересах детей зафиксирован ее здравоохранительный компонент — «содействие физическому и психическому развитию детей». В этом же ряду целей обозначено формирование и правовых основ гарантий прав ребенка. Соответственно, закон гарантирует (статья 10) предоставление детям в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение. Таким образом, важной особенностью данного направления государственной политики является законодательное установление гарантий детям бесплатного получения конкретных видов медицинской помощи. Анализ Федеральной программы развития образования, являющейся организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования1, позволяет отметить в ней взаимодействие медико-организационных и педагогических мер, направленных на профилактику заболеваний учащихся и включающих со-

вершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся; разработку и реализацию системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни; создание условий для полноценного питания обучающихся; научное обоснование медицинских и иных требований к государственным образовательным стандартам, учебному процессу и разработку методик их реализации. Государственная политика в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации) регулирует «обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников», в том числе несовершеннолетних. В обобщенном виде результаты анализа отражения проблем охраны здоровья детей в исследованных направлениях государственной политики представлены в таблице, из которой следует, что вопросы профилактики болезней детского возраста зафиксированы во всех нормативных правовых актах. В двух из пяти актов установлены нормы предоставления бесплатной медицинской помощи детям. Подобное внимание уделено задачам медико-социальной реабилитации больных. Менее представлены вопросы полноценного питания в учебных заведениях, проведения научных исследований в области разработки новых методов лечения, а также вопросы возрастной дифференциации прав детей в связи с обеспечением их права на медицинскую помощь.

Как показало исследование, процесс «политизации» проблем охраны здоровья детей характеризуется вовлечением этих проблем не только в предметное поле указанных выше нездравоохраненческих направлений государственной политики. Их решение регулируется также в рамках еще, как минимум, трех законодательно закрепленных медицинских направлений деятельности высших органов власти: «государственная политика в области здорового питания населения», «государственная политика в

Таблица. Отражение вопросов охраны здоровья детей в структуре действующих в Российской Федерации нездравоохраненческих направлений государственной политики

Наименование исследуемых признаков Направления государственной политики

семейная политика сфера оборота наркотических средств, психотропных веществ и противодействие их незаконному обороту интересы детей образование трудовые отношения

Профилактика заболеваний + + + + +

Создание условий для полноценного питания в учебных заведениях +

Обеспечение права на бесплатную медицинскую помощь + +

Медико-социальная помощь детям-инвалидам +

Медико-социальная реабилитация больных + +

Охрана репродуктивного здоровья +

Научные исследования в области разработки новых методов лечения +

Возрастная дифференциация прав ребенка в связи с обеспечением его права на медицинскую помощь +

1 В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [16].

О

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 4

П

а

x

о

о

а

и

а

и

п

ос

и

п

а

о

R

S

а

н

га

s

d

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

ос

и

X

J

о

о

области иммунопрофилактики инфекционных болезней», «государственная политика в области предупреждения распространения туберкулеза» [17-19].

Логический анализ данных показал, что включение отдельных аспектов охраны здоровья детей в предметное поле множества различных направлений государственной политики характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями.

Первая — положительная. Она заключается в том, что указанный синтез действительно частично компенсирует отсутствие специально сформированной научно обоснованной государственной политики, призванной обеспечивать права детей на охрану здоровья. При этом факт регуляции общественных отношений в сфере охраны здоровья детей средствами различных действующих направлений государственной политики свидетельствует о свершившемся правовом закреплении ряда проблем детского здравоохранения в качестве реального предмета политики. Указанный факт имеет принципиальное значение, поскольку является методологической и практической основой для разработки и законодательного закрепления государственной политики в области охраны здоровья детей, способной не только интегрировать и обеспечить координацию уже «узаконенного» комплекса медицинских компонентов указанных выше направлений политики, но и существенно дополнить его путем вовлечения в сферу правовой регуляции в интересах детей наиболее полного объема общественных отношений. Пока этого еще не произошло, в России проявляется другая — негативная тенденция, заключающаяся в фрагментарном воздействии нескольких регулирующих правовых субъектов на один регулируемый объект. В результате вне правового обеспечения остается разрешение целого ряда серьезных противоречий в функционировании системы «ребенок-общество», в том числе:

• несоответствие между декларированным правом каждого ребенка на охрану здоровья и тем, что реализация этого права не закреплена законодательно в качестве целевого ориентира национального развития в целом, как это предусмотрено в пункте 3 Плана действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы [20]2;

• отсутствие механизмов первоочередного решения вопросов обеспечения права детей на жизнь и охрану здоровья в условиях различных видов кризисов и нестабильности (обострение экономических и иных проблем в обществе, вооруженные конфликты и т.п.);

• недостаточная эффективность воздействия на конкретные социально обусловленные детерминанты детского здоровья (насилие в отношении детей, эксплуа-

тация детей, в том числе сексуальная эксплуатация, состояние здоровья родителей, качество питания в семьях, уровень жизни семей с детьми и др.).

В качестве неблагоприятной тенденции следует отметить также и то, что сложившееся фрагментарное регулирование отношений в области охраны здоровья детей является причиной, поддерживающей статус системы охраны здоровья детей в качестве не активного регулирующего фактора, а пассивного управляемого объекта. В данной ситуации основные условия и причины нездоровья детей оказываются вне непосредственного контроля со стороны системы здравоохранения.

Государственная политика всегда отражает актуальные проблемы общества. Поэтому, как показывают результаты нашего исследования, для устранения первоочередных противоречий в системе «ребенок-общество» государственная политика в области охраны здоровья детей должна безотлагательно решить следующие задачи:

1) актуализировать внесение изменений в статью 4 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» с целью включения государственной политики в области охраны здоровья детей в перечень параметров, на основе которых формируются указанные программы [21];

2) обосновать необходимость законодательного закрепления вопросов охраны здоровья детей в статусе государственного приоритета в деятельности органов власти на всех уровнях;

3) инициировать включение задач обеспечения прав детей на охрану здоровья в систему целевых ориентиров социально-экономического развития общества;

4) определить полномочия органов государственной власти в формировании и руководстве данным направлением государственной политики;

5) обосновать создание постоянно действующих механизмов управления государственной политикой в области охраны здоровья детей;

6) содействовать приоритетному развитию тех сфер жизнедеятельности общества, от которых зависит эффективность государственной политики в области охраны здоровья детей;

7) обеспечить осуществление экспертной оценки действующего законодательства и законопроектов с точки зрения их соответствия положениям государственной политики в области охраны здоровья детей;

8) осуществлять постоянный контроль соответствия национального законодательства по правам ребенка нормам международного права и рекомендациям международных организаций.

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в

2001 году и задачах по совершенствованию медицинской помощи населению в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)». — М.: 2002, ФГУП «Медсер-вис». — С. 176.

2. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. (Материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка) / Авторы-составители Ермаков В.Д., Крылова А.С., Лапин Ю.Е., Рыбинский Е.М. — М.: Информпечать, 1993. — С.18.

3. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 «О президентской программе «Дети России»» //

2 В указанном Плане установлено, что «прогресс в области улучшения положения детей должен быть ключевой целью национального развития в целом».

е

Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 178. — Ст. 1955.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от

3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы» // Российская газета. 2002. 16 октября.

5. Стуколова Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психического здоровья детей и подростков // Детский доктор. — 1999. — № 1. — С. 7-10.

6. Реформы здравоохранения в Европе. Резюме. — Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1996. — С.13.

7. Шарапова О.В. О мерах по улучшению охраны здоровья детей (Доклад на VII Конгрессе педиатров России «Детская гастроэнтерология: настоящее и будущее», Москва, 12 февраля

2002 г.) // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — № 2. — С. 13.

8. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Формирование государственной политики в области здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и решения // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т.5, № 6. — С. 5-7.

9. Мальцев Г.В. Правовое регулирование как социальный процесс / Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации: Монография / Под ред. Н.С. Соколовой. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 198, 202.

10. Программа «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004-2010 гг. (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.)», утвержденная Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 24 октября 2003 г. № 506/92.

11. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 21. — Ст. 2460.

12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3802. Постановление.

13. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 2. — Ст. 219.

14. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Российская газета. 2000. 13 апреля.

15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 / Кодексы Российской Федерации: Выпуск 1. Трудовой кодекс. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 192.

16. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. 10 июля.

17. Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 917 «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 34. — Ст. 4083.

18. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 38. — Ст. 4736.

19. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 26. — Ст. 2581.

20. План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. — Положение детей в мире, 1991 год. ЮНИСЕФ. — С. 51-74.

21. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 30. — Ст. 2871.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.