Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правового обеспечения права детей на медицинскую помощь в современных условиях'

Анализ нормативно-правового обеспечения права детей на медицинскую помощь в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
775
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ДЕТЕЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / CHILDREN'S RIGHTS / NORMATIVE LEGAL ASSURANCE / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Крупская Тамара Семёновна

В статье освещена государственная политика, направленная на охрану здоровья детей, дан анализ нормативно-правового обеспечения прав детей на медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Крупская Тамара Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of normative-legal assurance of children's rights to medical care in modern conditions

Th e paper covers the national policy directed to childrens health protection and presents the analysis of normative-legal assurance of childrens right to medical care.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правового обеспечения права детей на медицинскую помощь в современных условиях»

Сибирский медииинский журнал. 2012. № 3

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., КРУПСКАЯ Т.С. — 2012 УДК: 616:342 (470)

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Татьяна Иннокентьевна Алексеевская, Тамара Семёновна Крупская (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. В статье освещена государственная политика, направленная на охрану здоровья детей, дан анализ нормативно-правового обеспечения прав детей на медицинскую помощь.

Ключевые слова: права детей, нормативно-правовое обеспечение, медицинская помощь, право на медицинскую помощь.

THE ANALYSIS OF NORMATIVE-LEGAL ASSURANCE OF CHILDREN'S RIGHTS TO MEDICAL CARE IN MODERN CONDITIONS

T.I. Alekseevskaya, T.S. Krupskaya (Irkutsk State Medical University, Irkutsk)

Summary. The paper covers the national policy directed to children’s health protection and presents the analysis of normative-legal assurance of children’s right to medical care.

Key words. Children’s rights, normative — legal assurance, medical care.

Нормативным актом высшей юридической силы в России является Конституция Российской Федерации. Она определяет основы конституционного строя и правового статуса личности. Права и свободы гражданина составляют основу конституционного строя страны и делают каждого из нас гражданином конкретного государства. Правоспособность гражданина возникает с факта рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни. Правоспособность не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Конституция РФ провозгласила о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, в том числе право на медицинскую помощь.

Одно из основных прав — право на бесплатную медицинскую помощь закрепляет статья 41 Конституции РФ гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с этой статьей в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарноэпидемиологическому благополучию.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» это правовой акт, определяющий круг основных прав, сво-

бод и обязанностей ребенка во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией Организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка, путем создания правовых и социально-экономических условий для их реализации.

В статье 4 Закона — «Цели государственной политики в интересах детей — впервые в российском законодательстве указано, что «государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ».

В этом законе специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи. Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации. Эти социальные службы по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальные программы реабилитации каждого конкретного ребенка

Статья 8 устанавливает государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по гарантированному образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием, право на трудоустройство и оплату

труда, социальную защиту детей, обеспечение права на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание квалифицированной юридической помощи.

Статья 10 «Обеспечение прав детей на охрану здоровья» подчеркивает, что органы власти всех уровней осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебнооздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию де-тей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Федеральный закон от 23 ноября2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы) признает основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждают ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, закрепляют приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Правоспособность гражданина возникает с факта рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни, соответственно, те права, которые закреплены в Основах, в том числе на медицинскую помощь обеспечивают права ребенка на медицинскую помощь. Так, статья 7 Основ гарантирует право на приоритет охраны здоровья детей и при этом государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Статья 53 Основ устанавливает, что с момента рождения ребенок имеет право на получение медицинских услуг.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии ка-

чества и доступности медицинской помощи (статья 10.5. Основ).

В статье 30.3 Основ указывается, формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

В статье 54 Основ закрепляются права несовершеннолетних на медицинскую помощь, в том числе право на:

• прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ;

• оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха;

• санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В статье 54 также указывается, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Одним из законов закрепляющим право детей на медицинскую помощь является Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» данный закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В законе выделяется особые категории несовершеннолетних это беспризорные, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.

Статья 18 закона гарантирует несовершеннолетним на:

• круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет;

• медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

• круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

• оказание в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;

• подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

• выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

• выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями;

• распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни.

Закрепление за органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения обязанностей по предоставлению несовершеннолетним указанных прав, информирование комиссии по делам несовершеннолетних об осуществлении обслуживания несовершеннолетних, состоянии их здоровья, позволяет на ранней стадии выявить несовершеннолетних с социально значимыми заболеваниями, с отклонениями в поведении, выявить несовершеннолетних в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Все это дает возможность своевременно оказать необходимую медицинскую и социальную помощь несовершеннолетним, в определенных случаях предупредить правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних.

Право детей на охрану здоровья закреплено и в международных договорах РФ. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека.

Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ).

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым норматив-

ным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им счастливое детство.

С целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, правами и свободами, Декларация закрепляет десять основных принципов. Четвертый принцип гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на медицинское обслуживание.

Основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире является Конвенция о правах ребенка. В ней зафиксированы базовые условия обеспечения прав семьи и детей.

Присоединившись 15 сентября 1990 года к Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года, РФ приняла на себя обязательства во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделять обеспечению интересов ребенка, независимо от того, принимаются ли они государственными или частными учреждениями.

Статья 1 определяет, что для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2 регламентирует, что государства — участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 23 Конвенции гарантирует права неполноценных в умственном или физическом отношении детей на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Для этого государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем, чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области.

Статья 24 Конвенции признает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения

болезней и восстановления здоровья. При этом государства-участники Конвенции должны стремиться обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Государства-участники Конвенции должны добиваться полного осуществления данного права и, в частности, принимать необходимые меры для:

• снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

• обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

• борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

• предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

• обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

• развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

При рассмотрении международных документов закрепляющих права детей, хочется отметить, что 26 декабря 2002 года решением Межведомственной Комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2012 года (Национальный план действий в интересах детей)».

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2012 года являются:

• охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

• обеспечение качественного образования и воспитания детей;

• улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

• повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

В последние годы заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ, в том числе и в Иркутской области, где разрабатываются и принимаются в пределах компетенции субъекта законодательные акты.

Закон Иркутской области от 07.10.2004 г. №50-оз «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи в Иркутской области» предусматривает предоставление мер социальной поддержки отдельным группам населения. Статья 3 данного закона вы-

деляет несовершеннолетних в отдельную группу населения. Несовершеннолетним в данном законе посвящена отдельная статья 4, устанавливающая определенные меры социальной поддержки это:

• диспансерное наблюдение, лечение несовершеннолетних в детской и подростковой службах (амбулаторно-поликлинических условиях) осуществляемое в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в области;

• врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации несовершеннолетних осуществляемое бесплатно по их обращению либо по обращению их законных представителей;

• содержание несовершеннолетних с недостатками физического или психического развития по заявлению законных представителей в учреждениях социального обслуживания.

В соответствии с данной статьей несовершеннолетние из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с недостатками физического или психического развития имеют право на стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания бесплатно. Несовершеннолетние, нуждающиеся в протезноортопедической помощи, среднедушевой доход семьи которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения, не являющиеся детьми-инвалидами, имеют право на предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному обеспечению протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями.

Меры социальной поддержки предоставляются так же Законом Иркутской области от 23.10.2006 г. №63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей. имеющих детей» этим законом предусматриваются меры социальной поддержки многодетным семьям, малоимущим семьям, семьям одиноких родителей.

Закон предоставляет многодетным семьям преимущества при обеспечении оздоровления и отдыха детей, бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении для детей в возрасте до 6 лет. Малоимущим семьям бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении для детей первых 3-х лет жизни. Семьям одиноких родителей преимущества при обеспечении оздоровления и отдыха детей и бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении для детей первых 3-х лет жизни.

Меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении для детей в возрасте до 6 лет и детей первых 3 лет жизни предоставляются при приобретении лекарств, входящих в перечень, утверждаемый исполнительным органом государственной власти области. Финансирование расходов, предусмотренных Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Закон Иркутской области от 07.06.2006 г. №29-оз «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин. кормящих матерей. а так же детей в возрасте до трех лет через специальные

пункты питания» определяет порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет через специальные пункты питания по заключению врачей в Иркутской области.

Обеспечение питанием в соответствии с Законом осуществляется по заключению врача, выданному при наличии определенных медицинских показаний.

Вопросам финансового обеспечения права на углубленное диспансерное наблюдение детей посвящен Приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 29.02.2012г. №40-мпр «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году углубленной диспансеризации 14-летних подростков в Иркутской области за счет средств,

предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Порядок проведения углубленной диспансеризации подростков отражен в другом областном нормативном документе — Приказе от 14.02.2012г. №23-мпр «Об утверждении порядка проведения углубленной диспансеризации 14-летних подростков в Иркутской области в 2012 году».

Рассмотренное законодательство вступает гарантом прав детей на охрану здоровья. Оно также направлено на повышение уровня жизни семей, имеющих детей, совершенствование мер по организации оздоровления, образования, отдыха и занятости детского населения и усиление социально-правовой защиты детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антоненко А.Ф. Юридические основы права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. — 2005. — №4. — С. 32-34.

2. Воропаева И.В., Тетерина Л.Р., Воропаев А.В., Исаев Ю.С. Права пациентов (сообщение I) // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). — 2004. — Т. 45. №4. — С. 103-107.

3. Закон Иркутской области от 23.10.2006 г. №63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей».

4. Тетерина Л.Р., Воропаева И.В., Исаев Ю.С., Воропаев А.В. Права пациентов (сообщение II) // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). 2004. Т. 46. № 5. С. 102-107.

5. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

6. Федеральный Закон от 23 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 2, тел. 8(3952)20-10-82, e-mail: [email protected];

Алексеевская Татьяна Иннокентьевна — д.м.н., профессор кафедры, Крупская Тамара Семеновна — к.м.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.