Научная статья на тему 'Права детей при получении медицинской помощи в Российской Федерации'

Права детей при получении медицинской помощи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
517
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ПРАВА ДЕТЕЙ / ПРАВА ПАЦИЕНТОВ / CHILDREN''S RIGHTS / HEALTH CARE / OUT-PATIENT CARE / PATIENTS'' RIGHTS / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попков В.М., Еругина М.В., Власова М.В., Долгова Е.М., Тимофеев Д.А.

Рассматриваются правовые нормы, регулирующие права детей и обязанности медицинских работников при оказании медицинской помощи детям в Российской Федерации. Показано, что данные юридические предписания, изложенные в соответствующих законодательных документах, существуют не изолированно, а во взаимосвязи с другими правовыми нормами, что усложняет возможность их реализации медицинскими работниками в полном объеме. Подчеркивается, что особая ответственность и цена ошибки специалистов при оказании медицинской помощи в современных условиях обязывают медицинский персонал не только использовать профессиональные знания, но и учитывать юридические аспекты, сопровождающие их работу. Необходимо акцентировать внимание студентов и слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов вузов на особенностях реализации прав ребенка при оказании ему медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попков В.М., Еругина М.В., Власова М.В., Долгова Е.М., Тимофеев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s rights when receiving medical care in the Russian Federation

The article presents the legal provisions containing the rights of children and duties of medical workers in providing medical care to children in the Russian Federation. It is shown that these legal provisions set out in the relevant legislative documents do not exist in isolation, but in conjunction with other legal norms, which complicates the possibility of their implementation by medical workers in full. It is stated that special responsibility and the cost of failure in modern conditions require medical staff to use not only professional knowledge, but also legal aspects accompanying their work. This suggests the need to focus attention to the learning process of students and listeners of faculties of improvement of professional skills and professional retraining of specialists of universities on peculiarities of realization of children''s rights in providing them medical care.

Текст научной работы на тему «Права детей при получении медицинской помощи в Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2-082-053.2: 349 (470+571) (045) Обзор

права детей при получении медицинской помощи в российской федерации

(оБЗор)

В. М. Попков — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ректор, доктор медицинских наук; М. В. Еругина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доцент, доктор медицинских наук; М. В. Власова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доцент, кандидат социологических наук; Е. М. Долгова — ФГБОУ ВО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доцент, кандидат медицинских наук; Д. А. Тимофеев — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), профессор, доктор медицинских наук; Н. В. Абызова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины); М. Д. Черняк— Центр медико-социологических исследований, научный сотрудник, кандидат медицинских наук.

CHILDREN'S RIGHTS WHEN RECEIVING MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

(REVIEW)

V. M. Popkov — Rector of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Doctor of Medical Sciences; M. V. Erugina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Public Health and Health Care (with Courses of Law and History of Medicine), Assistant Professor, Doctor of Medical Sciences; M. V. Vlasova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health and Health Care (with Courses of Law and History of Medicine), Assistant Professor, Candidate of Social Sciences; E.M. Dolgova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health and Health Care (with Courses of Law and History of Medicine), Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; D. A. Timofeev — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health and Health Care (with Courses of Law and History of Medicine), Professor, Doctor of Medical Sciences; N. V. Abyzova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health and Health Care (with Courses of Law and History of Medicine), Senior Lecturer, M. D. Chernyak -Centre of Medical-Sociological Research, Research Assistant, Candidate of Medical Sciences.

Дата поступления — 10.10.2016 г. Дата принятия в печать — 15.05.2017 г.

Попков В.М., Еругина М.В., Власова М.В., Долгова Е.М., Тимофеев Д. А., Абызова Н.В., ЧернякМ.Д. Права детей при получении медицинской помощи в Российской Федерации (обзор). Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 205-208.

Рассматриваются правовые нормы, регулирующие права детей и обязанности медицинских работников при оказании медицинской помощи детям в Российской Федерации. Показано, что данные юридические предписания, изложенные в соответствующих законодательных документах, существуют не изолированно, а во взаимосвязи с другими правовыми нормами, что усложняет возможность их реализации медицинскими работниками в полном объеме. Подчеркивается, что особая ответственность и цена ошибки специалистов при оказании медицинской помощи в современных условиях обязывают медицинский персонал не только использовать профессиональные знания, но и учитывать юридические аспекты, сопровождающие их работу. Необходимо акцентировать внимание студентов и слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов вузов на особенностях реализации прав ребенка при оказании ему медицинской помощи.

Ключевые слова: общественное здоровье, здравоохранение, охрана здоровья, права детей, права пациентов.

Popkov VM, Erugina MV, Vlasova MV, Dolgova EM,_ Timofeev DA, Abyzova NV, Chernyak MD. Children's rights when receiving medical care in the Russian Federation (review). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 205-208.

The article presents the legal provisions containing the rights of children and duties of medical workers in providing medical care to children in the Russian Federation. It is shown that these legal provisions set out in the relevant legislative documents do not exist in isolation, but in conjunction with other legal norms, which complicates the possibility of their implementation by medical workers in full. It is stated that special responsibility and the cost of failure in modern conditions require medical staff to use not only professional knowledge, but also legal aspects accompanying their work. This suggests the need to focus attention to the learning process of students and listeners of faculties of improvement of professional skills and professional retraining of specialists of universities on peculiarities of realization of children's rights in providing them medical care.

Key words: public health, health care system, health, children's rights, patients' rights.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г) каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь: «Государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» [1].

Все граждане Российской Федерации независимо от пола, расы, языка, вероисповедания обладают правоспособностью, которая начинается с момента рождения и заканчивается моментом смерти. «Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государство признает право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряет и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. Помощь таким детям предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» [1].

Российская Федерация, как демократическое, гуманное, свободное государство, способствует в духе международного сотрудничества «обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области» [1].

Россия гарантирует гражданам право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья и соответственно признает «право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [1]. Государство стремится создать условия, «чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения» [1].

Право на жизнь и право на здоровье — основные личные гражданские права на территории Российской Федерации. Государство добивается «полного осуществления данных прав и, в частности, принимает необходимые меры для:

1) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

2) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей,

Ответственный автор — Долгова Елена Михайловна Тел. (сот.): 9053825362 E-mail: emdolgova@list.ru

уделяя первоочередное внимание развитию первичной медико-санитарной помощи;

3) борьбы с болезнями и недоеданием,в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

4) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

5) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

6) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

Государство принимает любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей» [1].

Государство признает право ребенка, помещаемого на попечение с целью обеспечения ему ухода или соответствующего лечения, на оценку методов и способов лечения.

В Российской Федерации дети обладают правоспособностью и частичной или полной дееспособностью. В связи с этим государство признает «за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимает необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством» [1].

Россия признает право всех детей на такой жизненный уровень, который необходим для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.) провозгласила, что «каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта» (ст. 25) [2].

Правовой основой охраны здоровья в России является Основной Закон РФ — Конституция Российской Федерации, в ст. 41 которой указывается, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений» [3].

В 2011 г. принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в главе 4 которого содержатся права пациента при получении медицинской помощи.

Одним из важнейших прав пациента является право на врачебную тайну: «Сведения о факте обра-

щения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну» [4].

Особое значение имеет следующий факт:

«Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях» [4].

Разглашение врачебной тайны без согласия пациента возможно в ряде случаев: «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, не достигшему возраста 15 лет, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя» [4].

В Российской Федерации неприкосновенность частной жизни охраняется законом:

«Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

В отношении лица, не достигшего возраста 15 лет (16 лет для больных наркоманией), или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным (если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство) информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства дает один из родителей или иной законный представитель.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, не достигшего 15 лет или недееспособного, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа» [4].

Кроме того, важно иметь в виду, что при оказании неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям несовершеннолетнему лицу, правовой запрет на медицинское вмешательство его законного представителя, предоставляемый ему в соответ-

ствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», не является абсолютным. В законодательстве РФ предусмотрены условия, изложенные, в частности, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 20 и ст. 41), Гражданском кодексе РФ (ч. 2 ст. 983 гл. 50) и в ФЗ от 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», позволяющие данный запрет преодолеть.

«Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента» [4]. Несовершеннолетние имеют право на получение информации о медицинском вмешательстве в доступной для них форме.

«Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической эксперти-зы»[4].

Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

— в случаях, указанных в пунктах 1) и 2), — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя;

— в отношении лиц, указанных в пунктах 3) и 4), — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Конституционное право на информацию для граждан Российской Федерации было заявлено в 1993 г. [3]:

«Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возрас-

208 организация здравоохранения

та 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов» [4].

Таким образом, права ребенка при оказании ему медицинской помощи прописаны достаточно подробно в российском законодательстве. Следует обратить внимание на то, что правовые нормы, изложенные в соответствующих законодательных документах, существуют не изолированно, а во взаимосвязи с другими правовыми нормами, что усложняет возможность их реализации медицинскими работниками в полном объеме.

Особая ответственность и цена ошибки специалистов при оказании медицинской помощи в современных условиях обязывают медицинский персонал не только использовать профессиональные знания, но и учитывать юридические аспекты, сопрово-

ждающие их работу. Поэтому в процессе обучении студентов и слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов вузов необходимо акцентировать внимание на особенностях реализации прав ребенка при оказании ему медицинской помощи.

Авторский вклад: написание статьи — В. М. Попков, М. В. Еругина, М. В. Власова, Е. М. Долгова, Д. А. Тимофеев, Н. В. Абызова, М.Д. Черняк; утверждение рукописи для публикации — В. М. Попков.

References (Литература)

1. The Convention approved by the UN General Assembly on 20 November 1989 signed on behalf of the Soviet Union on 26 January 1990, ratified by the Supreme Soviet of the USSR on 13 June 1990 the instrument of Ratification deposited with the UN Secretary General on August 16, 1990 (the Convention entered into force for the USSR on 15 September 1990). Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г. (Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=law&n=9959&req=doc

2. The universal Declaration of human rights (Adopted by the UN General Assembly on 10 December 1948; adopted by the Supreme Soviet of the RSFSR in 1991). Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; принята Верховным Советом РСФСР в 1991 г.) URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=120805

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/)

4. Federal law of 21.11.2011 N 323-FZ (ed. from 26.04.2016) "About bases of health protection of citizens in the Russian Federation". Russian (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_121895/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.