Научная статья на тему 'Доступность медицинской помощи как облигатный социальный предиктор здоровья населения в России'

Доступность медицинской помощи как облигатный социальный предиктор здоровья населения в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1405
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / AVAILABILITY OF HEALTH CARE / HEALTH CARE / PUBLIC HEALTH / SOCIAL RISKS / THE COMMERCIALIZATION OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еругина М.В., Кром И.Л., Шмеркевич А.Б., Дорогойкин Д.Л., Жужлова Н.Ю.

Проблемы социальной обусловленности популяционного здоровья являются традиционной темой для обсуждения в рамках как медицинской, так и социологической науки. Доступность медицинской помощи рассматривают в ракурсе социальных факторов макроуровня, представляющих наиболее широкий контекст социальных факторов риска здоровью. В России повышение доступности медицинской помощи для населения расценивается как приоритет социальной политики. Авторы приводимых в обзоре публикаций анализируют тенденции, характеризующие доступность медицинской помощи населению современной России. Недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи, декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами следует признать одними из основных проблем российского здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The availability of medical care as an obligatory social health predictor of the population in Russia

Problems of social conditionality of population health are a traditional topic to discuss both in medical and social sciences. Availability of health care is considered from the perspective of social factors of macro level, representing the widest context of social factors to health risk. In Russia, the increasing availability of health care for the population is considered as a priority of social policy. The authors of the review publications consider the trends of accessibility of medical care to the population of contemporary Russia. It is noted in the article that currently the availability and quality of medical care, pretentiousness of state assurances for free medical care, and their imbalance with available financial resources are considered as one of the major Russian health care problems.

Текст научной работы на тему «Доступность медицинской помощи как облигатный социальный предиктор здоровья населения в России»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 316.443:614.2 (470) Обзор

доступность медицинской помощи как облигатный социальный предиктор здоровья населения в россии (оБЗор)

М.В. Еругина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины), доктор медицинских наук; И. Л. Кром — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины), руководитель Центра медико-социологических исследований, доктор медицинских наук; А. Б. Шмеркевич — ГБОУ ВПО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины), кандидат медицинских наук; Д. Л. Дорогойкин — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры детских болезней лечебного факультета, кандидат медицинских наук; Н. Ю. Жуж-лова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины); Н. Н. Шигаев — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины); Г. Н. Бочкарева — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины).

THE AVAILABILITY OF MEDICAL CARE AS AN OBLIGATORY SOCIAL HEALTH PREDICTOR

OF THE POPULATION IN RUSSIA (REVIEW)

M. V. Yerugina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Health Organization and Public Health with the Courses of Law and History of Medicine, Doctor of Medical Sciences; I. L. Krom — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health with the Courses of Law and History of Medicine, Professor, Doctor of Medical Sciences; A. B. Shmerkevich — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health with the Courses of Law and History of Medicine, Candidate of Medical Sciences; D. L. Dorogoykin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Children Diseases of Therapeutic Faculty, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; N. Yu. Zhuzhlova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health with the Courses of Law and History of Medicine; N. N. Shigaev — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health with the Courses of Law and History of Medicine; G. N. Bochkareva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health with the Courses of Law and History of Medicine, Assistant.

Дата поступления — 12.04.2016 г. Дата принятия в печать — 19.05.2016 г.

Еругина М. В., Кром И. Л., Шмеркевич А. Б., Дорогойкин Д. Л., Жужлова Н. Ю, Шигаев Н. Н., Бочкарева Г. Н. Доступность медицинской помощи как облигатный социальный предиктор здоровья населения в России (обзор). Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12 (2): 101-105.

Проблемы социальной обусловленности популяционного здоровья являются традиционной темой для обсуждения в рамках как медицинской, так и социологической науки. Доступность медицинской помощи рассматривают в ракурсе социальных факторов макроуровня, представляющих наиболее широкий контекст социальных факторов риска здоровью. В России повышение доступности медицинской помощи для населения расценивается как приоритет социальной политики. Авторы приводимых в обзоре публикаций анализируют тенденции, характеризующие доступность медицинской помощи населению современной России. Недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи, декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами следует признать одними из основных проблем российского здравоохранения.

Ключевые слова: общественное здоровье, здравоохранение, социальные риски, доступность медицинской помощи, коммерциализация медицины.

Yerugina MV, Krom IL, Shmerkevich AB, Dorogoykin DL, Zhuzhlova NYu, Shigaev NN, Bochkareva GN. The аvailability of medical care as an obligatory social health predictor of the population in Russia (review). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (2): 101-105.

Problems of social conditionality of population health are a traditional topic to discuss both in medical and social sciences. Availability of health care is considered from the perspective of social factors of macro level, representing the widest context of social factors to health risk. In Russia, the increasing availability of health care for the population is considered as a priority of social policy. The authors of the review publications consider the trends of accessibility of medical care to the population of contemporary Russia. It is noted in the article that currently the availability and quality of medical care, pretentiousness of state assurances for free medical care, and their imbalance with available financial resources are considered as one of the major Russian health care problems.

Key words: public health, health care, social risks, availability of health care, the commercialization of medicine.

Здоровье и продолжительность жизни людей обусловлены не столько генетикой, сколько социальными факторами — такой вывод содержится в докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). «Социальная несправедливость убивает людей в огромных масштабах. Отравляющая комбинация неразумной политики и слабой экономики в значительной мере является причиной того, что большинство людей в мире не могут похвастаться хорошим здоровьем, хотя биологически это возможно», — говорится в докладе [1].

Многочисленные исследования устанавливают вероятность наступления определенного патологического состояния в связи с воздействием тех или иных факторов, большинство из которых являются социально детерминированными. Биологическая детерминация заболеваний играет значительно меньшую роль [2-4].

К. Эрцлиш отмечает, что «болезни различаются в зависимости от эпохи и социальных условий» [5]. С середины ХХ в. наблюдается возрастание роли социальных факторов в жизнедеятельности человека, в его здоровье, в возникновении заболеваний. На это обстоятельство неоднократно указывали эксперты международных организаций. На 52-й сессии ВОЗ подчеркивалось, что «все основные детерминанты здоровья связаны с социально-экономическими факторами... Связь между состоянием здоровья и занятостью, уровнем доходов, социальной защитой, жилищными условиями и образованием четко прослеживается во всех европейских государствах» [6].

В документах ВОЗ социальные детерминанты здоровья определяются как условия повседневной жизни, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют [7, 8].

Проблемы социальной обусловленности популя-ционного здоровья являются традиционной темой для обсуждения в рамках как медицинской, так и социологической науки. Например, выделяются объективные и субъективные факторы, факторы устойчивости (факторы антириска или благоприятные детерминанты) и факторы риска (неблагоприятные детерминанты), контролируемые и неконтролируемые факторы и т.д. Доступность медицинской помощи следует отнести к социальным факторам макроуровня, представляющих наиболее широкий контекст социальных факторов риска здоровью [9].

И. Журавлева рассматривает поведенческие, социально-экономические, социально-демографические, генетические, экологические факторы и систему здравоохранения в качестве детерминант, формирующих здоровье [10].

Ю. Лисицын относит к социальным детерминантам общественного здоровья, опосредованного через социальные условия и социальные факторы, деятельность здравоохранения [11].

Одной из основных характеристик здравоохранения как социального предиктора общественного здоровья является доступность медицинской помощи. Заявление о доступности медицинской помощи было принято 40-й Всемирной медицинской ассамблеей в Вене в сентябре 1988 г. [12].

Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, соци-

Ответственный автор — Еругина Марина Василидовна Тел. 8 (452) 224412 E-mail: lab48@yandex.ru

альных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Доступность медицинской помощи обусловлена сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства, медицинскими и финансовыми ресурсами страны; наличием и уровнем квалификации медицинских кадров; наличием на территориях необходимых медицинских технологий; возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации; имеющимися транспортными возможностями; уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Кроме того, доступность медицинской помощи определяется наличием медицинских организаций, оснащенных в соответствии с современным уровнем развития медицинской науки; соблюдением принципа бесплатности медицинской помощи в соответствии с программами государственных гарантий ее оказания; государственным регулированием ценообразования на фармацевтическом рынке.

Выделяются четыре аспекта доступности: недискриминация; физическая доступность; экономическая доступность (доступность по цене); доступность информации [13].

По данным ВОЗ, ежегодно 100 млн человек в мире оказываются за чертой бедности из-за расходов на медицинскую помощь. Уязвимые и маргина-лизованные группы общества, как правило, несут на себе несоразмерную долю проблем со здоровьем [13]. Социально обездоленные люди болеют больше и умирают раньше, чем люди, занимающие более высокое социальное положение, особенно из-за того, что имеют ограниченный доступ к службам здравоохранения. В условиях ограниченных ресурсов расходы на лечение хронических заболеваний могут быстро истощить семейные ресурсы и повергнуть семьи в нищету. Из-за непомерных расходов, связанных с хроническими заболеваниями, часто требующими длительного и дорогостоящего лечения, ежегодно миллионы человек оказываются за чертой бедности [13].

В России повышение доступности и качества медицинской помощи для населения признается важнейшим приоритетом социальной политики. Возможность получать бесплатную медицинскую помощь закреплена Конституцией РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Основного Закона РФ «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» [14]. Согласно Базовой программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ, почти все виды медицинской помощи являются бесплатными.

В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию страны 2005 г. отмечается, что «по важнейшим показателям здоровья населения Россия уступает многим странам», а одной из главных причин такого положения названа «неэффективность отечественного здравоохранения». Главной целью модернизации здравоохранения в Послании Президента России определено повышение доступности и качества медицинской помощи для населения.

В Российской Федерации, где медицинская помощь декларируется как бесплатная, в действитель-

ности никогда не было бесплатного лекарственного обеспечения граждан, за исключением малочисленных привилегированных групп, армии и небольшой группы больных отдельными болезнями. В послесо-ветской России постепенно стало формироваться понимание необходимости уточнения ответственности общества за доступ граждан с ограниченными возможностями к лекарствам. На федеральном уровне уточнялись «государственные гарантии получения медицинской помощи». В ряде регионов страны разрабатывались системы поименного учета граждан, бесплатно обеспечиваемых лекарственными средствами [15].

В 2004 г. Федеральным законом №122, наряду с прочими изменениями в законодательстве, была унифицирована система социальной поддержки граждан, «имеющих право на получение социальной помощи». В основу введенных стандартов была положена замена льгот, ранее представлявшихся в натуральном выражении, на выплату денежной компенсации («монетизация льгот»). Правительство позднее признавало, что размер возмещения натуральных льгот оказался недостаточным. Было очевидно, что предоставление лекарственной помощи в виде социального пособия мешает реализации важного для системы здравоохранения принципа солидарности, в соответствии с которым средства, не израсходованные одним лицом, работают на другого, нуждающегося в более дорогой помощи. В 2005 г. было введено понятие «социальный пакет» для обозначения льгот, от которых нельзя отказаться в 2005 г, но можно полностью или частично отказаться позднее. Пакет состоял из дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), санаторно-курортного лечения, оплаты проезда в пригородном железнодорожном транспорте, а также оплаты проезда на междугороднем транспорте к месту лечения [16].

Во второй половине 2005 г. стало очевидно, что неподготовленная система не справляется с реализацией программы как на низовом уровне, так и на национальном, включая администрирование и финансовое обеспечение. Невыполнение финансовых обязательств Правительством перед поставщиками вызвало проблемы с поставками препаратов, что еще более ускорило выход граждан из программы ДЛО. Для «спасения» программы ДЛО от банкротства было решено выделить семь заболеваний, требующих наиболее дорогостоящего лечения, в отдельную группу, которая с 2008 г. будет финансироваться из федерального бюджета отдельно от программы ДЛО [15].

Среди тех, кто вынужден отказываться от необходимой медицинской помощи, 50% отказываются из-за отсутствия денег для оплаты лечения. Среди самых бедных эта доля составляет 60% [17]. До настоящего времени необходимость расходов на качественное лечение определяет недоступность качественной и своевременной медицинской помощи почти для всех социальных групп [18].

Комплексные медицинские услуги предполагают такое их оказание, которое позволяет населению получать континуум услуг в области содействия укреплению здоровья, профилактики болезней, диагностирования, лечения, ведения болезней, реабилитации и паллиативной помощи на различных уровнях и в различных звеньях медицинской помощи в рамках системы здравоохранения на протяжении всей жизни [19].

В настоящее время коммерциализация медицины в России рассматривается как объективный процесс. Однако платное медицинское обслуживание, построенное в соответствии с принципами свободного рынка, является крайне дорогостоящим. В результате снижается своевременное обращение за медицинской помощью людей с невысокими доходами. При формально бесплатном медицинском обслуживании наблюдается высокая степень отказа от лечения в связи с невозможностью оплатить соответствующие услуги. В настоящее время личные расходы населения России в совокупном объеме затрат на здравоохранение оцениваются в размере 55-60%, при этом доля расходов на медицинскую помощь в семейном бюджете тем больше, чем ниже совокупный доход семьи. В нынешних условиях доступ даже к самой необходимой медицинской помощи находится в зависимости от соплатежей населения, которые носят ярко выраженный регрессивный характер [20].

Как отмечает В. В. Иродова и соавт., в современном российском здравоохранении возникает серьезная проблема неоптимальной структуры медицинских услуг. Отмечается распад системы медицинского обслуживания на две практически не связанные между собой части: использующую современные медицинские технологии для незначительной части населения и отстающую медицину для большей части населения. Такое положение дел приведет, как отмечают многие исследователи, к значительному углублению дифференциации доступности медицинской помощи в России. Более того, в России формируется новая система социальной дифференциации, основанная на неравенстве в уровне медицинского обслуживания [20].

В исследовании «Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения» [18] не менее 80% респондентов из всех слоев населения продемонстрировали уверенность в том, что в случае серьезной болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме. В ситуации серьезного заболевания большинство населения начинает осознавать собственную незащищенность и недостаток общественной поддержки, невозможность на помощь со стороны общества.

В указанном исследовании представлены доказательства того, что в настоящее время значительная часть пациентов платит за лечение, и распространенность практик оплаты медицинской помощи нарастает. Анализ причин оплаты лечения в государственных и муниципальных медицинских организациях свидетельствует о наличии принципиальных недостатков в системе бесплатного оказания медицинской помощи населению: для части пациентов востребованные ими медицинские услуги не предоставляются бесплатно. Довольно часто пациентам приходится платить, чтобы преодолеть барьеры доступа к ограниченным ресурсам, которые в принципе должны предоставляться бесплатно. Более чем для трети тех пациентов, кто оплачивал лечение, это выступало инструментом их влияния на качество оказываемых им медицинских услуг.

Здравоохранение рассматривается большинством населения как сфера человеческой жизни, в которой любые факторы дифференциации доступности являются несправедливыми. Уровень материального достатка не признается населением как социально приемлемый фактор доступности оказания медицинской помощи [21].

104 организация здравоохранения

Следует отметить, что до настоящего времени доступность и качество медицинской помощи, декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами рассматриваются как одни из основных проблем российского здравоохранения, требующих безотлагательного решения [22].

Одна из главных целей реформы здравоохранения Российской Федерации, обозначенных в Концепции его развития до 2020 г., — повышение качества и доступности медицинской помощи [23]. С 2011 г. во всех субъектах РФ осуществлялась программа модернизации здравоохранения, включающая оснащение больниц и поликлиник современным медицинским и информационным оборудованием. Государственная программа развития здравоохранения подразумевает масштабное расширение профилактических мероприятий, среди которых ведущая роль принадлежит диспансеризации населения, повышающей доступность для него диагностических исследований, профилактики и содействующей росту качества медицинской помощи путем внедрения новых медицинских технологий. Повышать доступность медицинской помощи должно применение новых информационных технологий, и прежде всего внедрение системы электронной записи пациентов на прием к врачам. С 2013 г. во всех субъектах РФ выполняются планы мероприятий (дорожные карты), проводится реструктуризация организаций, оказывающих медицинскую помощь, сокращение избыточного коечного фонда и перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, маршрутизация потоков пациентов и т.д. [3].

Проведенный анализ публикаций, посвященных проблеме доступности медицинской помощи, позволяет сделать вывод о ее актуальности. Без решения проблемы доступности медицинской помощи можно прогнозировать снижение качества медицинской помощи, что неминуемо приведет к росту заболеваемости, преждевременной смертности и инвалидизации населения.

Авторский вклад: написание статьи — М. В. Еругина, И. Л. Кром, А. Б. Шмеркевич, Н. Ю. Жужлова, Н. Н. Шигаев, Д. Л. Дорогойкин, Г. Н. Бочкарева; утверждение рукописи для публикации — М. В. Еругина.

References (Литература)

1. WHO. Social factor is more important for health than genetics. In: RBC: News agency, 1995-2016. http://top.rbc.ru/ society/30/08/2008/232833.shtml (3 March 2016). Russian (ВОЗ. Социальный фактор для здоровья важнее генетики. На сайте: РБК: информационное агентство, 1995-2016. URL: http://top.rbc.ru/society/30/08/2008/232833.shtml (дата обращения: 03.03.2016)).

2. Newman L, Baum F, Javanparast S, et al. Addressing social determinants of health inequities through settings: a rapid review. Health Promotion International 2015; 135 (2): X15.

3. Vallgarda S. Tackling social inequalities in health in the Nordic countries: targeting a residuum or the whole population? Journal of Epidemiology & Community Health 2010; (64): 495496.

4. Koblova AA, Krom IL, Novichkova IYu. Social risks of Mental Health: medical and sociological interpretation. Modern problems of science and education 2012; (6): 728. Russian (Ко-блова А. А., Кром И. Л., Новичкова И. Ю. Социальные риски психического здоровья: медико-социологическая интерпретация. Современные проблемы науки и образования. 2012; (6): 728).

5. Ertslish K. Sickness and health as the subject of sociology. Journal of Sociology and Social Anthropology 1999; (2) Spec.

issue.: 191-198. Russian (Эрцлиш К. Болезнь и здоровье как предмет социологии. Журнал социологии и социальной антропологии 1999; (2) Спец. выпуск: 191-198).

6. The report on health care condition in Europe in 2002 at the 52nd session of the WHO Regional Committee, September 2002. WHO Regional Office for Europe. Press Release / 15/02. Copenhagen, 17 September 2002. Copenhagen, September 17, 2002. Russian (Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2002 г. на 52-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, сентябрь 2002 г. Пресс-релиз ЕРБ В0З/15/02. Копенгаген, 17 сент. 2002).

7. WHO. Review of social determinants and the health divide in the WHO European Region: executive summary / M. Marmot (Review chair). Copenhagen, 2013. Russian (ВОЗ. Обзор социальных детерминант здоровья и разрыва по показателям здоровья в Европейском регионе: резюме / под ред. М. Мар-мота. Копенгаген: ВОЗ, 2013).

8. WHO. Noncommunicable diseases country profiles 2011: WHO global report. Geneva, 2011. http://www.who.int/nmh/ publications/ncd_profiles2011/ru/ (5 March 2016). Russian (ВОЗ. Ситуация в области неинфекционных болезней в странах на 2011 г.: Глобальный доклад. Всемирная организация здравоохранения, 2011. URL: http://www.who.int/nmh/publications/ ncd_profiles2011/ru/ (дата обращения: 05.03.2016)).

9. Lebedeva-Nesevrya NA. Theory, methodology and practice of the analysis of the socio-deterministic health risks: DSc diss. Perm, 2014; 369 p. Russian (Лебедева-Несевря Н. А. Теория, методология и практика анализа социально-детерминированных рисков здоровья населения: дис. ... д-ра социол. наук. Пермь, 2014; 369 с.).

10. Zhuravleva IV. Attitude to health of the individual and society. Moscow: Nauka, 2006; 238 p. Russian (Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006; 238 с.).

11. Lisitsyn YuP. Public health and health care: a textbook for medical students. Moscow: GEOTAR-Media, 2009; 512 p. Russian (Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009; 512 с.).

12. Statement on availability of medical care. 40th World Medical Assembly. Vienna, September 1988. http://www.studmedlib.ru/ru/documents/ISBN9785970429754-0006/S000.html (9 March 2016). Russian (Заявление о доступности медицинской помощи. 40-я Всемирная Медицинская Ассамблея. Вена, сентябрь 1988. URL: http://www.studmedlib.ru/ ru/documents/ISBN9785970429754-0006/S000.html (дата обращения: 09.03.2016)).

13. Health and human rights. WHO. Fact sheet. 2015; (323). http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs323/ ru/ (4 January 4). Russian (Здоровье и права человека. ВОЗ. Информационный бюллетень 2015; (323). URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs323/ru/ (дата обращения: 04.02.2016)).

14. The Constitution of the Russian Federation. Ch. 2: The rights and freedoms of man and citizen. Art. 41. Russian (Конституция Российской Федерации. Гл. 2: Права и свободы человека и гражданина. Ст. 41).

15. Vlasov VV. (ed.), Danishevsky KD, Kornysheva EA, Saversky MA. An independent report on the availability of medical care for the poor and other vulnerable groups in the Russian Federation. Moscow, 2008. Russian (Власов В. В. (ред.), Дани-шевский К. Д., Корнышева Е. А., Саверский А. М. Независимый доклад о доступности медицинской помощи для бедных и представителей других уязвимых групп в Российской Федерации. М., 2008).

16. Federal Law of the RF № 178-FZ of 17.07.1999 «On state of social assistance» (ed. of Federal Law № 122-FZ of 22.08.2004) Russian (Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004)).

17. Vishnevsky AG, Kuz'minov Ya I, Shevsky VI, et al. Russian Health Care: a way out from the crisis. Voprosy sotsial'nogo obespecheniya 2008; (16): 15-21. Russian (Вишневский А. Г., Кузьминов Я. И., Шевский В. И. и др. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. Вопросы социального обеспечения 2008; (16): 15-21).

18. Kochkina NN, Krasil'nikova MD, Shishkin SV. The availability and quality of medical care in the population estimates. Moscow: Publishing House of the Higher School of

Economics, 2015; 56 p. Russian (Кочкина Н. Н., Красильнико-ва М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: ИД Высшей школы экономики, 2015; 56 с.).

19. Universal health coverage (UHC). WHO. Fact sheet 2015; (395). http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/ ru/. (28 March 2016) Russian (Всеобщий охват медико-санитарными услугами. ВОЗ. Информационный бюллетень 2015; (395). URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/ru/ (дата обращения: 28.03.2016)).

20. Irodova EE, Smol'nitskaya NYu. Public Health: Problems of Commercialization.Russian economic online journal, 2008. http://www.e-rej.ru/Articles/2008/Irodova_Smolnitskaya.pdf (21 March 2016). Russian (Иродова E. E., Смольницкая Н. Ю. Общественное здоровье: проблемы коммерциализации. Российский Экономический Интернет-журнал 2008. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2008/Irodova_Smolnitskaya.pdf (дата обращения: 21.03. 2016)).

21. Shishkin SV, Bondarenko NV, Burdyak AYa. The Analysis of differences in the availability of health care to the population of Russia. Moscow, 2007; 52 p. Russian (Шишкин С. В., Бон-даренко Н. В., Бурдяк А. Я. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. М., 2007; 52 с.)

22. Melyanchenko NB. General methodological approaches to the development of public health strategies (fortheperiod 2008-2017). http://www.medlinks.ru/sections. php?op=listarticles&secid=90 (27 February 2016). Russian (Ме-лянченко Н. Б. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008-2017 гг.) URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=90 (дата обращения: 27.02.2016)).

23. Healthcare Development Concept of the Russian Federation until 2020. http://www.minzdravsoc.ru (27 February 2016). Russian (Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 г. URL: http://www.minzdravsoc.ru (дата обращения: 27.02.2016)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.