Раздел 2. Охрана и защита прав человека
ПОРОХ В.И., доктор исторических наук, vi-porox@mail.ru Кафедра теоретической и прикладной политологии; Саратовская государственная академия права, 410056, Саратов, Вольская, 1
КАТРУНОВ В.А., кандидат философских наук, v494281@mail.ru Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии; Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 410012, Саратов, Большая Казачья, 112
ЗАСЫПКИНА Е.В., кандидат медицинских наук, belza@inbox.ru Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии; Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 410012, Саратов, Большая Казачья, 112
POROKH V.I.,
Doctor of Historical Sciences,
vi-porox@mail.ru
Chair of theoretical and applied
political science;
Saratov State Law Academy, Vol'skaya St. 1, Saratov, 410056, Russian Federation
KATRUNOV V.A.,
Candidate of Philosophical Sciences, v494281@mail.ru Chair of philosophy, humanities and psychology;
V.I. Razumovsky Saratov State Medical University;
Bol'shaya Kazach'ya St. 112,
Saratov, 410012,
Russian Federation
ZASYPKINA E.V.,
Candidate of Medical Sciences, belza@inbox.ru Chair of philosophy, humanities and psychology;
V.I. Razumovsky Saratov State Medical University,
Bol'shaya Kazach'ya St. 112,
Saratov, 410012,
Russian Federation
ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА
Реферат. Феномен прав пациента является основополагающим в современном праве и медицинской этике. Права пациента как явление, термин и юридическая конструкция про-изводны от прав человека постольку, поскольку пациент — личность. Права человека — это неотчуждаемые права каждого индивида, присущие ему от рождения. Права пациента присущи только тем лицам, которые обладают соответствующим специальным правовым статусом. Основы концепции прав пациента нашли закрепление в международном праве и национальных правовых системах (в документах этико-правового характера), что само по себе служит критерием развития общества. Безусловно, права пациента — это не только его личные свободы и интересы, но и требования, притязания, которым должны соответствовать встречные обязанности государства. Двойственность природы прав пациента заключается в том, что они должны иметь юридическую фиксацию и одновременно этическую обоснованность. Права пациента — это система закрепленных законом конкретных возможностей граждан, являющихся пациентами. Анализ медицинской практики показывает, что отечественное здравоохранение еще не готово к решению сложных и назревших проблем оказания качественной медицинской помощи и соблюдения основных прав пациента, до сих пор широко распространены случаи их нарушения. Первоочередной шаг — совершенствование законодательства об охране здоровья граждан, в том числе установление адекватной юридической ответственности исполнителя медицинских услуг. Этому, в свою очередь, должно предшествовать комплексное научное исследование гражданско-правовой ответственности врачей и лечебных учреждений при оказании
медицинской помощи, а также выявление форм и методов защиты прав потребителей медицинских услуг.
Ключевые слова: права пациента, индивидуальные права пациента, ограничение прав пациента, концепция, биоэтика.
THE PRINCIPLES OF ENSURING THE PATIENT RIGHTS
Abstract. The phenomenon of patient rights is fundamental in modern law and medical ethics. Patient rights as a phenomenon, term and legal construction are derived from the human rights since every patient is a person. Human rights are inalienable rights to which all humans are inherently entitled. Patient rights are inherent to those persons who have relevant special legal status. The patient rights principles are enshrined in international law and national legal systems (in documents of ethical and legal nature) which serve as a criterion of social development. The patient rights are proved to be not only personal liberties and interests, but also demands and claims which must comply with the state's counter duties. The patient rights have dual nature, that is they must be both legally fixed and ethically validated. The patient rights is the system of specific possibilities of citizens being patients which are enshrined in law. According to the results of medical practice analysis the public health of our country is not ready to solve the problems of providing quality medical care and honoring the patient rights. The first-priority task is the improvement of legislation on citizens' health protection, including establishing legal liability of the health care provider. It must be preceded by comprehensive research study of doctors' and patient care institutions' civil liability when delivering health care, as well as detecting the forms and methods of protecting the rights of health care consumers.
Keywords: patient rights, individual patient rights, limitation of patient rights, concept, bioethics.
Одна из фундаментальных проблем современного права и медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Однако это юридическое и этическое моральное требование представляет сегодня все большую актуальность. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами -достоинством, свободой, индивидуальностью, а также в обеспечении равных прав в охране здоровья.
Современная медицинская система, которую можно описать как модель технократического типа, не готова к самостоятельному решению ряда проблем, затрагивающих человека как личность, его права и свободы.
Выступая важной отраслью экономики и субъектом рыночных отношений, медицина лишь частично является элементом системы социальной защиты. В такой системе человек воспринимается в основном как объект применения медицинских технологий. При этом врач вынужденно или осознанно, вольно или невольно относится к пациенту как к объекту профессиональной деятельности и средству осуществления экономически необходимой деятельности, а медицинское вмешательс-
тво, по сути, сводится к соматической компенсации болезни.
Следствием применения указанной модели в отношении больных, в особенности безнадежно больных пациентов, является ограничение их прав. Например, право больного иметь правдивую информацию о диагнозе и прогнозе развития заболевания; право участвовать в принятии решений относительно медицинского вмешательства; право на достойную жизнь в ее финальной фазе и достойную смерть.
«Внедрение в медицину агрессивных лечебных манипуляций, инвазивных инструментальных и лабораторных исследований, лавина новых лекарственных препаратов, достижения медицины критических состояний, появление большого количества платных медицинских услуг и безудержное внедрение в медицину рыночных отношений потребовали не только и не столько морально-этической, сколько правовой регламентации медицинской помощи». И здесь к современной модели взаимоотношений «врач - пациент» представляется возможным добавить «модель правового и неправового их взаимодействия» [1, с. 4-5].
«На фоне роста общей правовой культуры общества произошло столкновение интересов и прав пациентов и медицинского персонала» [1, с. 5]. При этом
«можно с уверенностью утверждать, что большинство врачей знают о юридических аспектах врачевания меньше, чем их больные. Часто абсолютно не осведомлены о своих правах и обязанностях не только рядовые работники, но и руководители здравоохранения» [1, с. 5].
Любая область права, прежде всего, определяет пределы своей компетенции. Когда же дело касается права человека на охрану здоровья, то одновременно возникают проблемы других отраслей права, связанные с законами в области образования, культуры, труда и т.д. При обращении за медицинской помощью для пациента важен в первую очередь результат лечения, а также обязанности медицинских работников и его личные права в лечебном процессе. Для медицинских работников на первое место выходят четкое определение своих прав и обязанностей по отношению к пациенту и ответственность перед пациентом и законом за результаты своей деятельности, а также правовая защищенность при необоснованных и неправомерных претензиях со стороны пациентов.
Права пациента - это не только его личное дело, но и задача государства и общества. Они должны быть регламентированы с юридической точки зрения и быть вполне легитимными с этической позиции.
Права пациента - это система положений и норм, определяемых законом, указывающих на конкретные возможности граждан, находящихся в роли пациентов. Права пациентов отражают рамки их поведения в лечебном учреждении, а также определяют некоторые этико-юридические требования к тем, кто оказывает больному медицинскую помощь. Права пациентов
- это:
- «инструмент» для поиска и получения качественной медицинской помощи;
- средство для управления своей личной безопасностью при обращении за медицинской помощью;
- способ защиты от медицинских услуг, опасных для здоровья.
Иными словами, смысл концепции прав пациента состоит в том, чтобы определить в общих чертах, а применительно к конкретному пациенту - индивидуально, основные этико-юридические принципы взаимоотношений врача и пациента в
современной системе здравоохранения. Важно установить не только то, насколько медицинская помощь соответствует законам, но и то, насколько это нравственно, т.е. легитимно с моральной точки зрения, и то, что корректно с позиций современного права.
В советском законодательстве о здравоохранении понятие прав пациента вообще отсутствовало. Более того, в Законе СССР от 19 декабря 1969 г. «Об утверждении законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», принятом VII сессией ВС СССР, по существу, человек был включен в государственную систему здравоохранения и обязывался к послушанию ей с момента рождения до момента смерти.
Общество стабильно и устойчиво развивается только тогда, когда этические и правовые знания и практика соответствуют интересам и потребностям человека. Важную роль в утверждении нравственных основ прав пациента играет биоэтика. Биоэтика воспитывает в людях умение сочетать личные и общественные интересы в процессе разрешения противоречий, конфликтов, руководствуясь принципом приоритетности прав человека. Биоэтика, опосредованная идеей прав человека, дает возможность осмысления взаимосвязи права и морали как социальных регуляторов нравственных основ прав человека. Диалектика права и морали в биоэтике состоит в том, что право должно быть нравственным, но нравственность не должна заменять право.
Видный российский пульмонолог Александр Чучалин, выступая на заседании российско-французского круглого стола по проблемам биоэтики и медицинской этики в апреле 2010 г., заметил, что биоэтику определяют три фундаментальных права человека. Первое, и самое главное - право на сострадание. Это отличает врачебную этику от других областей. Второе - право пациента требовать высокого уровня компетенции от медиков. Третье
- право передавать знания. Оно в первую очередь касается врачей [2].
Специфика биоэтики определяется тем, что в правовом и нравственном регулировании медицинской деятельности затрагиваются такие наиболее значимые ценности, как жизнь и здоровье человека,
его фундаментальные свободы и права. Биоэтика как социальный институт позволяет медику в сложных ситуациях не утратить понимание значимости социальной миссии своей профессии, обеспечивая надежную защиту прав пациента на медико-социальную помощь. В ней происходит объективирование прав человека. В нормативной форме этико-юридического характера закрепляются духовно-нравственные ценности и социальные достижения современного общества, что способствует преодолению произвола и социальной несправедливости при оказании медицинской помощи.
Основополагающим правовым документом, на базе которого строится концепция прав пациента, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. 4 ноября 1950 г. была заключена Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Важную роль в определении ключевых положений в области прав пациента сыграл документ «Основы концепции прав пациента в Европе: общие положения», принятый Европейским консультативным совещанием ВОЗ по правам пациентов (г. Амстердам, 28-30 марта 1994 г.). Сформулированный в этом документе перечень прав пациента отражает формирующиеся прогрессивные тенденции сегодняшнего дня и соответствует развитию современного права и здравоохранения. Этот документ ставит своей целью гарантировать защиту основных прав человека и способствовать гуманизации помощи всем категориям пациентов, включая наиболее уязвимых, таких как дети, пациенты психиатрического профиля, пожилые и тяжелобольные. По своей сути, здесь отражено стремление людей не только к улучшению качества получаемой ими лечебно-профилактической помощи, но и к более полному признанию их прав как пациентов.
Впервые в нашей стране в систематизированной форме права пациента были изложены в конституции Российской Федерации (1993 г.), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Законе РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Кроме того, были приняты специальные законы о
правах пациента по отдельным направлениям медицинской помощи: Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Права пациента нашли свое отражение также в Этическом кодексе российского врача (1994 г.), Кодексе врачебной этики (1997 г.), Этическом кодексе медицинской сестры (1997 г.).
В современных условиях нормативно-правовая база оказания медицинской помощи расширяется за счет усиления норм правовой защищенности пациента и врача, совершенствования механизма реализации законодательно закрепленных положений и правовой ответственности врача и пациента. Примером этого является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»* (далее - ФЗ «Об основах охраны здоровья»). Чему в нем уделено особое внимание? Во-первых, определены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан (ст. 1). Во-вторых, изложены основные принципы охраны здоровья граждан (ст. 4). Государство объявляет, что обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, этнической и религиозной принадлежности, социального статуса, должностного положения и места жительства (ст. 5). В-третьих, подчеркивается приоритет интересов и прав пациента при оказании медицинской помощи (ст. 6), ее доступность и качество (ст. 10). В-четвертых, четко определена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 80).
ФЗ «Об основах охраны здоровья» отражает факт законодательного признания за пациентом статуса равноправного субъекта в отношениях, связанных с оказанием ему медицинской помощи посредством подкрепления конкретных прав пациента конкретными обязанностями врача и медицинского учреждения. Новационным в этом законе является закрепление прав граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных регионах.
* Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. N 323-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб.
Наиболее важными являются именно те правовые нормы, которые носят универсальный характер применительно ко всем категориям больных.
Отмечая несомненный успех в области законодательного обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения, надо сказать, что некоторые правовые нормы, закрепленные в ФЗ «Об основах охраны здоровья», как раз и содержат в себе явную противоречивость их определения: с одной стороны, широкий спектр прав пациента в области охраны здоровья (например, ст.ст. 18-21 и др.), а с другой
- жизненная практика, т.е. реальная возможность их осуществления, особенно учитывая растущую коммерциализацию медицины и высокий уровень бюрократизма в сфере здравоохранения.
Так, декларируя в п. 9 ч. 5 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья» возмещение вреда, причиненного здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи, законодатель не определяет четкого и понятного механизма реализации этой нормы, механизма защиты пациента от врачебных ошибок и преступлений, врачебных злоупотреблений.
Кроме того, в ФЗ «Об основах охраны здоровья» дается общий перечень прав пациента. Однако здесь, по существу, отсутствует определение индивидуальных прав пациента. А это важно. Врач имеет дело не с пациентом вообще, а с конкретным больным человеком, носителем особых культурных ценностей, который характеризуется своим особым психосоматическим статусом. Поэтому так необходимо четкое определение индивидуальных прав пациента, которые включают в себя:
- признание и уважение автономии личности пациента, его суверенности;
- невмешательство в частную жизнь:
- уважение культурных ценностей и религиозных убеждений пациента.
Конечно, построение гражданского общества, максимальная защита прав граждан при оказании медицинской помощи требуют от законодателя адекватного реагирования в сфере регулирования гражданско-правовой ответственности исполнителя медицинских услуг. Назрела острая необходимость в комплексном научном исследовании гражданско-право-
вой ответственности врачей и лечебных учреждений при оказании медицинской помощи, а также в выявлении форм и методов защиты прав потребителей медицинских услуг.
Говоря о серьезных сдвигах в области обеспечения прав пациента при оказании медицинской помощи, следует отметить также то, что нередки случаи нарушения этих прав. Это касается прежде всего:
- необоснованного отказа от оказания медицинской помощи либо оказания медицинской помощи низкого качества;
- причинения вреда жизни и здоровью пациента в результате врачебной ошибки или врачебного преступления;
- профессиональных и должностных злоупотреблений со стороны медицинских работников;
- уменьшения и неправомерного расширения перечня платных медицинских услуг;
- отмены льгот по лекарственному обеспечению;
- снижения качества и объема гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Мы достаточно часто видим грубые нарушения прав на охрану жизни и здоровья в нашей стране вопреки ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей качественное и бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Можно предположить, что нарушение норм права и морали при оказании медицинской помощи очень часто связано с низкой правовой культурой не только среди врачей, но и пациентов. В связи с этим правовые знания, прежде всего знание законов, регулирующих оказание медицинской помощи,
- это средство защиты от произвола в сфере здравоохранения [3, с. 88].
Несомненно, правовая культура и развитое правосознание врача и пациента
- это важное средство или условие защиты своих прав. Однако сегодня все возрастающее значение приобретает профессиональная и моральная ответственность врачей при оказании медицинской помощи. Это обусловлено прежде всего растущими возможностями современной медицины и повышенной степенью риска медицинского вмешательства, что, в свою очередь, накладывает на врача высокую професси-
ональную и моральную ответственность за качество медицинской помощи и соблюдение прав пациента. Иными словами, только в сочетании развитой правовой культуры и правосознания с высокой профессиональной и моральной ответственностью врача, лечебного учреждения возможно более эффективно решать задачи защиты прав пациента.
Основными организационными мероприятиями по обеспечению прав граждан при оказании медицинской помощи являются:
- проведение анализа причин обращений граждан при получении медицинской помощи;
- организация контроля качества медицинской помощи;
- формирование специального фонда по возмещению ущерба пациентам через страхование профессиональной ответственности медицинских работников;
- проведение организационных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях, обеспечивающих, прежде всего, информированность населения и медицинских работников по вопросам медицинского права;
- организация подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского права.
Развитие современной медицины, потребности общества в качественной медицинской помощи и защите прав пациента выявили насущную необходимость в создании общезначимого и общепризнанного документа, основанного на принципах биоэтики и права, в которых были бы четко определены:
- пределы компетенции медицины по охране здоровья человека - ее лечебно-диагностические, медико-профилактические и фармацевтические аспекты;
- основные этико-юридические понятия, которые в настоящее время широко применяются, но по-разному трактуются;
- врачебное и медицинское вмешательство;
- врачебные, фельдшерские, сестринские действия и процедуры;
- единые правила ведения медицинской документации;
- реальные права медицинского и фармацевтического персонала, их обязанности;
- порядок получения информированного согласия пациента и его оформление в медицинских документах;
- правомерность различного рода расписок пациентов, практикующихся в настоящее время.
Список литературы
1. Глыбочко П.В., Жданов Г.Г., Хижняк Д.Г. Правовые аспекты медицины. Саратов, 2006. 94 с.
2. Фонд «Вечная молодость»: научно-популярный портал. URL: http://www.vechnayamolodost.ru (дата обращения: 15 янв. 2014 г.).
3. Леонтьев О.В. Медицинская помощь: права пациента. СПб.: Невский проспект, 2002. 158 c.
References
1. Glybochko P.V., Zhdanov G.G., Khizhnyak D.G. Pravovye aspekty meditsiny [Legal aspects of medicine]. Saratov, 2006. 94 p.
2. Available at: http://vechnayamolodost.ru (Accessed 15 January 2014).
3. Leont'ev O.V. Meditsinskaya pomoshch': prava patsienta [Medical care: patient's rights]. St. Petersburg, Nevsky prospect Publ., 2002. 158 p.