Научная статья на тему 'Правовое регулирование медицинской помощи в связи с материнством и детством'

Правовое регулирование медицинской помощи в связи с материнством и детством Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1591
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / SOCIAL SECURITY / MEDICAL AID / MOTHERHOOD / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусева Т. С.

Статья посвящена исследованию российского законодательства о медицинском обслуживании матерей и детей. Автор выявляет недостатки правового регулирования этой области общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гусева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Health Care of Mothers and Children

The article is devoted to the research of the Russian legislation on health care of mothers and children. The author reveals the lacks of legal regulation of this area of public relations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование медицинской помощи в связи с материнством и детством»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 349.3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОИ ПОМОЩИ В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ И ДЕТСТВОМ

© Т. с. гусева

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, кафедра гражданского права и гражданского процесса e-mail: [email protected]

Гусева Т. С. - Правовое регулирование медицинской помощи в связи с материнством и детством // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 101-104. - Статья посвящена исследованию российского законодательства о медицинском обслуживании матерей и детей. Автор выявляет недостатки правового регулирования этой области общественных отношений.

ключевые слова: социальное обеспечение, медицинская помощь, материнство, детство.

Guseva T. S. - Legal Regulation of Health Care of Mothers and Children // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 101-104. - The article is devoted to the research of the Russian legislation on health care of mothers and children. The author reveals the lacks of legal regulation of this area of public relations.

Keywords: social security, medical aid, motherhood, childhood.

В соответствии со ст. 41 конституции РФ каждый гражданин России имеет право на медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. При этом гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой гражданам, определяется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Программа ежегодно разрабатывается и утверждается подзаконным нормативно-правовым актом Правительства РФ [7]. Эта программа является основным механизмом реализации прав граждан РФ на бесплатную медицинскую помощь за счет государственных источников финансирования и средств обязательного медицинского страхования.

на доступность и качество медицинской помощи, оказываемой женщинам в связи с материнством и детям, оказывают влияние недостатки, характерные для современной российской системы здравоохранения: недостаточное бюджетное финансирование, неэффективность системы обязательного медицинского страхования и др. В докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год отмечается, что большинству граждан не обеспечивается минимально достаточный объем бесплатной медицинской помощи. По главным показателям, характеризующим эффективность системы здравоохранения, Россия отстает от других развитых стран и

находится на 127 месте в мире. Российская Федерация выделяет на цели финансирования здравоохранения около 4 % ВВП, тогда как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует выделять на эти цели как минимум 5 % ВВП. В других государствах этот показатель превышает рекомендованный в несколько раз, например, в США расходы бюджета на здравоохранение составляют 13 % ВВП. В глобальной стратегии охраны здоровья женщин и детей, принятой на Саммите по целям тысячелетия в нью-Йорке в сентябре 2010 года, отмечается, что расширение инвестиций в здоровье женщин и детей способствует созданию стабильного, мирного и продуктивного общества. увеличение объема инвестиций дает множество положительных результатов: сокращает масштабы нищеты, стимулирует экономическую производительность и развитие, экономически целесообразно (способствует предупреждению болезней и инвалидности), помогает женщинам и детям реализовать их основополагающие права человека.

Система обязательного медицинского страхования, которая призвана компенсировать расходы на профилактику и лечение заболеваний, функционирует недостаточно эффективно. Существенным организационным недостатком системы обязательного медицинского страхования выступает наличие посредников. Средства системы обязательного медицинского страхования доводятся до лечебных учреждений через частные страховые медицинские организации, которые никак не заинтересованы в повышении качества меди-

цинской помощи застрахованным и снижении издержек на ее оказание. В связи с чем, заслуживает внимания предложение М.Ю. Федоровой об исключении из числа субъектов обязательного медицинского страхования страховых медицинских компаний, которые являются коммерческими организациями и реализуют в рассматриваемой сфере свой интерес, не всегда совпадающий с интересами застрахованного лица [11. 137]. учитывая опыт организации систем социального страхования за рубежом, возможно возложение полномочий страховщика на Фонд социального страхования при объединении обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

набирает обороты тенденция коммерциализации сферы медицинских услуг: по данным государственного университета Высшей школы экономики, с 2001 по 2004 г. объем платных медицинских услуг увеличился в 2,3 раза (с 38 до 86 млрд. руб.), а расходы населения на лекарства выросли в 1,9 раза (с 94 до 176 млрд. руб.) [3. 24]. Но повышение спроса на платные медицинские услуги связано отнюдь не с повышением благосостояния населения, а с неудовлетворительным качеством оказания бесплатной медицинской помощи или отсутствием доступа к ней. В целом сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод о неэффективности деятельности органов государственной власти и проводимой политики в сфере охраны здоровья граждан.

Важность вопросов охраны здоровья матери и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья повлекла обособление соответствующих правовых норм в отдельную главу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов предоставляется бесплатно. Правоотношения по оказанию медицинской помощи при ведении беременности и родовспоможении возникают между женщиной и государственным медицинским учреждением, которое оказывает как платные, так и бесплатные медицинские услуги. Эта особенность правового статуса публичных медицинских учреждений нередко подвергается критике [5], а на практике приводит к тому, что отдельные услуги оказываются женщинам за плату.

С 1 января 2006 года с целью повышения качества оказания медицинских услуг по сопровождению беременности и родовспоможению введены родовые сертификаты [9]. Родовый сертификат выдается беременной женщине на сроке беременности свыше 30 недель государственным или муниципальным учреждением здравоохранения. Медицинские организации получают 3 тысячи рублей за каждую женщину, получившую амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, 6 тысяч рублей -за каждую женщину при оказании ей и новорожденному стационарной помощи в период родов и в послеродовой период; по тысяче рублей - за диспансерное наблюдение каждого ребенка в первые и вторые шесть

месяцев первого года жизни [6]. Талоны родовых сертификатов оплачиваются Фондом социального страхования РФ.

При наличии специальных внебюджетных фондов, курирующих вопросы оказания медицинской помощи (федерального и территориальных ФОМС), целесообразность возложения функции контроля за правильностью выдачи учреждениями здравоохранения женщинам родовых сертификатов и обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов на региональные отделения Фонда социального страхования вызывает сомнения.

Правовое регулирование отношений по предоставлению родовых сертификатов таково, что главная его цель - повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в результатах своей деятельности при оказании медицинских услуг по сопровождению беременности и родовспоможению, о дополнительных правах женщины и ребенка как субъектах правоотношений по получению медицинских услуг на основании родового сертификата законодатель умалчивает. Подобное смещение акцента в правовом регулировании в лучшем случае не окажет какого-либо ощутимого воздействия на качество медицинских услуг при ведении беременности и в родах, а в худшем -создаст поле для злоупотреблений, ведь женщина не имеет права отказаться передать родовый сертификат медицинскому учреждению, даже если качество услуг было неудовлетворительным.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает гарантии обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет. Фиксация этой гарантии в законодательстве необходима, поскольку врачи подтверждают зависимость здоровья человека от полноценного питания в период беременности матери и первых лет жизни ребенка. Однако полномочия по исполнению этих обязательств делегированы субъектам РФ, а принятые в регионах нормативные правовые акты существенно отличаются друг от друга по объему и условиям предоставления питания при единстве системы здравоохранения страны.

Довольно интересен в решении аналогичной проблемы опыт федеративного государства - США, активно применяющего программы продовольственной помощи беременным, кормящим женщинам и детям раннего возраста. Программа дополнительного питания для беременных и кормящих женщин, младенцев и детей до 5 лет (The Special Supplemental Nutrition Program for Women, Infаnts, and Children (более известная как WIC)) появилась в США в 1972 году вначале как пилотный проект в нескольких штатах, а в 1974 году была законодательно закреплена на федеральном уровне и стала действовать во всех 50 штатах. В 1974 году участниками программы стали 88 тыс. человек, в 1985 году - 3,1 млн. человек, в 1990 году -4,7 млн. чел., а в 2009 году под действие программы WIC попали около 9,3 млн. человек. Сейчас программа обслуживает 45 % детей, рожденных в США. Кан-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»

дидаты на участие в программе должны соответствовать всем перечисленным требованиям: 1) принадлежать к одной из категорий населения (беременные, кормящие, младенцы до года, дети до 5 лет); 2) должны проживать в одном из штатов, независимо от ценза оседлости; 3) иметь доход на установленном уровне или ниже. Стандарт дохода устанавливается штатами и должен быть не ниже 100 % и не выше 185 % Федерального порога бедности (Federal poverty guidelines). Лица, принимающие участие в других социальных программах (SNAP, Medicaid, Temporary Assistance of Needy Family), включаются в WIC автоматически; 4) нуждаются в полноценном питании (определяется врачами по медицинским показаниям). Участники ежемесячно получают ваучеры, с использованием которых могут приобрести сок, молоко, сухие завтраки, сыр, яйца, фрукты, овощи, зерновой хлеб, рыбу и диетические продукты.

Подобная программа действует и в Великобритании. Healthy Start (Здоровое Начало) предусматривает выдачу ваучеров стоимостью 3,10£ беременным женщинам, детям в возрасте от 1 года до 4 лет и стоимостью 6,20£ на детей до года. Отоварить ваучеры можно в любом магазине, принимающем участие в программе, приобрести можно молоко, свежие фрукты, овощи, детское питание. Программа имеет адресный характер, под ее действие попадают беременные или имеющие детей до 4 лет (получающие пособие на поддержание дохода, получающие нестраховое пособие по безработице, а также семьи с годовым доходом менее 16,190£) и беременные младше 18 лет независимо от нуждаемости.

Проблема обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей раннего возраста требует решения на федеральном уровне, поскольку от этого зависит здоровье новых поколений россиян. Демографическая проблема, ухудшение здоровья детей, материнская смертность ставят на повестку дня вопрос разработки на федеральном уровне нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения сбалансированным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей, определив, что включает в себя понятие полноценного питания, порядок обеспечения питанием, кто и как определяет набор продуктов питания на ребенка, беременную или кормящую мать, каким категориям граждан выписываются рецепты на питание (с учетом или без учета доходов семьи). Такие предложения давно озвучивают региональные законодательные и исполнительные органы власти [4].

наряду с мерами по охране материнства в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся нормы об искусственном прерывании беременности, которое проводится по желанию женщины на сроке беременности до 12 недель. Российское законодательство допускает также проведение абортов по социальным и медицинским показаниям. В тоже время Комитет ООН по правам ребенка отмечает, что с точки зрения наилуч-

ших интересов ребенка закон разрешает производство абортов только по медицинским показаниям [10.87]. наличие среди социальных показаний к искусственному прерыванию беременности такого как инвалидность 1-11 группы мужа или смерть мужа во время беременности [8] является еще одним весомым доказательством признания неэффективности существующей системы социального обеспечения семей с детьми.

Одним из принципов здравоохранения является приоритет охраны здоровья детей, что объясняется физиологическими особенностями развития человеческого организма. С момента рождения ребенка различные системы его организма созревают в определенные сроки. Причем на каждом этапе развития закладывается основа нормального развития на последующих этапах, вторая возможность для полноценного роста и развития у ребенка отсутствует. Эта особенность актуализирует своевременное получение доступа к медицинской помощи, полноценному питанию и уходу. Однако меры, направленные на охрану здоровья несовершеннолетних, недостаточны, что подтверждается неудовлетворительными показателями состояния здоровья детей в Российской Федерации. Состояние здоровья детей России характеризуется увеличением заболеваемости, ростом распространенности хронических патологий, снижением числа абсолютно здоровых детей во всех половозрастных группах. неблагоприятные сдвиги наиболее выражены в период обучения ребенка в школе. В итоге до 80 % выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, более 35 % юношей непригодны к службе в армии, заболевания и расстройства у 22-25 % девушек в дальнейшем могут привести к нарушениям репродуктивной функции [1. 8].

В настоящее время права несовершеннолетних скупо зафиксированы в статье 54 Федерального закона, а многие острые проблемы по-прежнему остаются не разрешенными на законодательном уровне: право детей на лекарственное обеспечение в объеме, необходимом для достижения максимального лечебного эффекта, права несовершеннолетних беременных, права плода-пациента, ответственности за обеспечение права ребенка на охрану здоровья и другие. В целях системного регулирования вопросов здравоохранения несовершеннолетних и необходимости учета в законодательстве особенностей роста и развития детей в различные возрастные периоды выдвигаются предложения о принятии закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» [2].

Таким образом, состояние правового регулирования предоставления бесплатной медицинской помощи матерям и детям нельзя признать удовлетворительным и отвечающим потребностям семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ эффективности бюджетных расходов на детей. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Доклад. М., 2011.

2. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Концепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» // Медицинское право и этика. 2003. № 3.

3. Вишневский А. Г., Кузьминов Я. И., Шевский В. И. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. М., 2006.

4. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М., 2009.

5. Лившиц С. А., Жилинская Е. В. Некоторые проблемы правового обеспечения деятельности медицинских учреждений различных форм собственности // Медицинское право и этика. 2003. № 2.

6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2011 г. № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату услуг медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни» // СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 394; РГ. 2011. 12 декабря. № 294.

7. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2011 г. № 865 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» // СЗ РФ. 2011. № 44. Ст. 6270; Постановление Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» // СЗ РФ. 2010. № 41 (ч. 2). Ст. 5239.

8. Перечень социальных показаний аборта утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3275.

9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате» // РГ. 2006. 20 января. № 10; 2009. 17 июня. № 108.

10. Справочное пособие по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка. 3-е издание. Детский фонд ООН, 2011.

11. Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Дис. ... д. ю. н. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.