© И. Н. Растегаева, 2012 УДК 614.2:616-2-084
И. Н. Растегаева
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
МУЗ Серебряно-Прудская ЦРБ
Проведен анализ правовых основ охраны здоровья матери и ребенка в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Предпринятая в законе регуляция общественных отношений по охране материнства и детства подкрепляется государственной защитой интересов матери и ребенка, расширением их индивидуальных прав. Данная мера обеспечивается разработкой и реализацией программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, механизмами профилактики и диспансеризации.
Ключевые слова: закон, правовые нормы, охрана здоровья, мать, ребенок, профилактика, диспансеризация, аборт, стерилизация
THE LEGAL REGULATION OF MOTHER AND CHILD HEALTH CARE IN THE FEDERAL LAW "ON THE FUNDAMENTALS OF HEALTH CARE OF CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION"
I.N. Rastegayeva
The Serebryano-Prudskaya central district hospital, Serebryaniye Prudy
The article presents the analysis of legal foundations of mother and child health care in the Federal Law № 323-FZ November 21 2011 "On the fundamentals of health care of citizen in the Russian Federation". The regulation applied in the Law concerning the public relations in the area of maternity and children care is supported by the public protection of mother and child interests and enhancement of their individual rights. This measure is provided by the development and implementation of programs targeted to prevention early detection and treatment of diseases, decrease of maternity and infant mortality, and development in children and their parents the motivation to healthy life-style and aplying mechanisms of prevention and dispensarization.
Key words: law, legal norms, health care, mother, child, prevention, dispensarization, abortion, sterilization
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка остаются чрезвычайно актуальными для России. Одним из важных механизмов изменения сложившейся ситуации является правовое регулирование этого направления деятельности. В настоящее время оно основывается на широком круге нормативных правовых документов. В их числе — Конституция Российской Федерации, Гражданский, Уголовный, Семейный и другие кодексы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, федеральные и региональные законы и другие акты.
Среди федеральных законов одним из наиболее важных является Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [1].
По сравнению с предшествующим Федеральным законом 1993 г. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в Федеральный закон 2011 г. внесено много изменений, в том числе вопросов, касающихся охраны здоровья матери и ребенка.
В числе основных принципов охраны здоровья граждан назван приоритет охраны здоровья детей (статья 4). Это новый принцип, которого не было в предыдущем законе. В статье 7 "Приоритет охраны здоровья детей" закреплено следующее:
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
И. Н. Растегаева — канд. мед. наук, зав. отделением (8 496 67315-48).
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Права детей представлены в новом законе более развернуто. Важной является государственная ответственность за охрану здоровья детей. Названы механизмы (государственные программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности), создания медицинских организаций для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи.
В "Основах законодательства" 1993 г. была статья 24 "Права несовершеннолетних", где были названы права ребенка на диспансерное наблюдение и лечение в
детской и подростковой службах, медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья, бесплатную медицинскую консультацию, на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме [2].
Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имели право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Было прописано, что несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.
В законе 2011 г. говорится о возможности пребывания в этих случаях с детьми родителей и (или) иных членов семьи, что является нововведением для данной ситуации и психологически будет способствовать меньшей травматизации детей, хотя должно пройти определенное время, чтобы создать соответствующие условия для реализации этого права.
Глава 6 Федерального закона посвящена охране здоровья матери и ребенка, вопросам семьи и репродуктивного здоровья. В статье 51 "Права семьи в сфере охраны здоровья" прописано:
1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, лечение социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родо-разрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю ребенка предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ним в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
В статье 52 "Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья" прописано:
1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках про-
граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 53 "Рождение ребенка" записано:
1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.
2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.
3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В законе 1993 г. была выделена статья 23 "Права беременных женщин и матерей". В ней говорилось, что "государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья; каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения; женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска; государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечения их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.
По существу статей 51—53 можно отметить новую статью, связанную с рождением ребенка. Нововведением является и то, что при совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста (при наличии медицинских показаний) плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Очевидно, что этот вопрос потребует дополнительного финансирования, и, возможно, необходимо включение его отдельным пунктом в "Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью". В закон 1993 г. была включена правовая норма, гласящая, что "государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья". В законе 2011 г. этой нормы нет.
Отметим также, что закон 2011 г., как и закон 1993 г., относит принятие целого ряда подзаконных актов к ведению федерального органа исполнительной власти. В частности, такие важные вопросы, как медицинские критерии рождения, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 55 посвящена применению вспомогательных репродуктивных технологий. Статья состоит из 10
пунктов, подробно излагающих эти вопросы. На наш взгляд, изложение этих вопросов, которые отражены в Семейном кодексе РФ и могут утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, излишне детальное. То же относится и к статье 56 закона "Искусственное прерывание беременности" и статье 57 "Медицинская стерилизация".
Важной правовой нормой является прописанная в законе 2011 г. норма о том, что социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации, что было введено в закон 1993 г. постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 485.
Отметим также новую и сложную в этическом плане правовую норму в законе 2011 г. о том, что "искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной".
Рассматривая правовые основы охраны материнства и детства, нельзя не упомянуть хотя бы кратко о таких механизмах их обеспечения, как профилактика и диспансеризация. Вопросы их представленности в законе требуют отдельного рассмотрения.
Профилактика отнесена к основным принципам охраны здоровья населения, а само понятие "профилактика" рассматривается как "комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания". В отличие от предшествующих формулировок этого понятия в данную формулировку профилактики включено формирование здорового образа жизни.
В новом законе прописано, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Отдельная статья закона (статья 46) посвящена медицинским осмотрам, диспансеризации. В ней медицинский осмотр определяется как комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Выделяются следующие виды медицинских осмотров: профилактический медицинский осмотр; предварительный медицинский осмотр; периодический медицинский осмотр; предсменные, предрейсовые медицинские осмотры; послесменные, послерейсовые медицинские осмотры.
Диспансеризация определяется как комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами не-
скольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения.
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение (включая необходимое обследование) за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данное определение диспансеризации представляется нам спорным, так как динамическое наблюдение всегда составляло основу самого понятия "диспансеризация" [3], но обсуждение этих вопросов не является предметом данной статьи. Вопросы профилактики и диспансеризации затронуты нами лишь в контексте обсуждения проблем охраны материнства и детства.
В заключение подчеркнем общественную важность принятия нового Федерального закона. Эта потребность назрела в обществе давно, и постоянные дополнения и изменения, вносимые в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" 1993 г., служат тому подтверждением.
Законодательное обеспечение является важнейшим регулятором деятельности здравоохранения, каждого его звена. Принятие нового закона требует особого внимания к преодолению противоречий между прописанными правовыми нормами закона и гарантиями их реализации, между разработкой новых правовых норм и подготовленностью общественного и профессионального сознания к восприятию их сути и новизны. В современных условиях эта проблема в значительной степени касается защиты прав женщин и детей в силу остроты сложившейся демографической ситуации, ситуации с материнской и младенческой смертностью.
Представленное в законе регулирование общественных отношений по охране материнства и детства подкрепляется государственной защитой интересов матери и ребенка, расширением индивидуальных прав матери и ребенка. Важными механизмами реализации права матери и ребенка являются профилактика и диспансеризация, которым в законе 2011 г. в отличие от предшествующего уделено большое внимание. Развитие правовых основ в новом законе должно способствовать охране здоровья населения, включая материнство и детство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". — М., 2011.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". — М., 1993.
3. Щепин О. П., Короткин Р. В., Щепин В. О., Медик В. А. Здоровье населения — основа развития здравоохранения. — М., 2009.
Поступила 31.05.12