Теория и практика управления образованием
УДК 341.231.14 DOI: 10.14529^180401
ББК Х404.53
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ РЕБЕНКА И ЕГО ЗАЩИТЫ
Т.В. Осипова1, Ж.Г. Почивалова2, О.В. Коляда3
1 Аппарат Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия, 2Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, Россия,
3Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия
Ребенок всегда нуждался, нуждается и будет нуждаться во всесторонней заботе и поддержке со стороны государства и общества. Данная статья посвящена одной из актуальных государственно-правовых проблем России - правам ребенка, гарантированным Конституцией РФ. Представлены статистические данные, подтверждающие актуальность указанной проблемы. Определены предмет и эмпирическая основа исследования, сформулированы задачи исследования. Выделены международные, российские нормативные документы, охарактеризованы исследования ученых по проблеме прав ребенка и его защиты, а также ключевые понятия «детство», «права ребенка», «защита прав ребенка». Описан педагогический опыт в решении проблемы правового образования несовершеннолетних. Определены перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова: детство, права ребенка, защита прав ребенка.
Введение. Права ребенка - это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребенка и российскому закону - это лица, не достигшие 18 лет). В России во все времена существовала проблема прав ребенка, к сожалению, она неполностью решена и сегодня. Поэтому необходим комплекс мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими разностороннее его развитие, включающее правовое образование, и создающих систему правовых условий для реализации этих прав. На наш взгляд, комплекс указанных мер должен носить как юридический, так и педагогический характер.
Актуальность определяется тем, что правовые аспекты проблем защиты и поощрения прав ребенка, в том числе правового положения детей, нуждаются в определенном переосмыслении. Положения национального законодательства государств, в том числе нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение детей, неоднообразны.
Существуют различия в отношении определения понятий «ребенок», «детство», «права ребенка». Многие нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение детей, регулирующие правовой статус ребенка, несогласованны, противоречивы. Тем не
менее интерес ученых к проблеме реализации прав ребенка подтверждает ее актуальность. Доказывается необходимость разрешения противоречий для создания эффективной системы защиты и поощрения прав ребенка; изучения отличительных признаков прав ребенка как несовершеннолетнего члена семьи.
Предметом исследования являются правовые нормы, призванные защитить права несовершеннолетних граждан, обеспечивающие их полноценное всестороннее развитие.
Цель исследования - доказать актуальность проблемы прав ребенка и выявить наиболее эффективные направления защиты прав ребенка.
Задачи исследования: определить проблемы правового воспитания и выявить педагогические условия, обеспечивающие защиту прав ребенка; изучить международные и конституционные основы, нормы действующего российского законодательства, определяющие правовой статус ребенка и регламентирующие вопросы обеспечения и защиты прав ребенка; рассмотреть систему органов власти, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав ребенка; выделить исследования ученых по проблеме прав ребенка; определить перспективы дальнейшего исследования.
Методы исследования: анализ нормативных документов, аналитических материалов и исследований ученых, изучение и обобщение опыта работы Челябинской области по защите прав ребенка, метод перспективного анализа и метод актуализации.
Дети - общечеловеческая ценность, особая социально-демографическая группа, которая нуждается в заботе государства и общества. Будущее общества зависит от физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения.
Состояние проблемы. Проблемы детства рассматриваются нами как совокупность различного рода трудностей, мешающих благоприятному гармоничному развитию личности подрастающего гражданина нашей страны. К проблемам детства относятся также рост заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями, бедность семей с детьми, рост социального сиротства, рост преступности, вооруженные конфликты, безработица, нравственная деградация, наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей; насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность. Неблагоприятные тенденции, ухудшающие положение детей, создают угрозу будущему страны.
Подтверждение тому - официальная статистика. По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20 % [18]. За первое полугодие 2018 года в Российской Федерации умерло 4244 ребенка в возрасте до 1 года [14]. Младенческая смертность в 1-м полугодии 2018 года снизилась до 5,1 % [15].
В Челябинской области с начала 2018 года в результате преступных посягательств погибли 24 несовершеннолетних. Об этом на форуме по защите прав детей-сирот, организованном прокуратурой Челябинской области, сообщила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи регионального надзорного ведомства Людмила Елчева. При этом всего с начала года жертвами преступлений стали 973 ребенка и подростка против 2053 пострадавших (47 погибших) в 2017 году. Кроме того, 736 детей сами совершили те или иные преступления [9].
Все эти аргументы свидетельствуют об актуальности проблемы исследования и под-
тверждают необходимость ее научной разработки с целью создания эффективной модели обеспечения и защиты прав ребенка.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, вызывают особую тревогу. Поэтому так важна проблема защиты прав, жизни и здоровья детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание психолого-педагогических, социально-культурных условий для успешного развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Человек с детства приобретает определенные права. Проблема прав ребенка и его защиты всегда была актуальной. Мария Мон-тессори сравнивает ребенка с рабом, отмечает, что ребенок должен иметь такие же права, как взрослый [2]. Однако на протяжении всей истории права детей нарушались. И лишь в 1917 году впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила Международным годом ребенка, это было началом действий в защиту прав детей.
Несмотря на то, что существуют организации, которые занимаются защитой прав детей: международная Ассоциация заботы о детях, Союз спасения детей, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другие, положение детей в обществе оставляет желать лучшего и требует немедленных действий. Однако мы не можем не отметить значение единственной действовавшей Лиги спасения детей (создана в октябре 1918 года). В.Г. Короленко - инициатор создания Лиги спасения детей, сформулировал принципы: жизнь каждого ребенка есть абсолютная ценность; каждый ребенок имеет право на счастливое детство и условия для здорового роста.
Об актуальности проблемы прав ребенка свидетельствуют нормативные документы. Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека, ее отдельная статья посвящена детям. В Декларации прав ребенка [8], были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Особое значение имеет Конвенция о правах ребенка - юридический механизм (принята 20 ноября 1989 года), обеспечивающий защиту прав ребенка [10]. В ст. 2 данного документа отмечается, что «государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обя-
занности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону» [10]. Реализация четырех идей должна обеспечить улучшение положения детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции все права детей одинаково значимы. Согласно Конвенции о правах ребенка, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.
В 2002 году была принята декларация «Мир, пригодный для жизни детей», в которой определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации.
В Российской Федерацией разработаны и приняты более 100 законов, посвященных защите прав ребенка. Реализованы разнообразные государственные концепции и программы. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [20], устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации [11], создает условия для реализации прав и законных интересов ребенка.
Президент России Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ, согласно которому 2018-2027 годы станут в России Десятилетием детства. «В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановляю: объявить 2018-2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства», - говорится в указе. Данный стратегический документ определил основной приоритет государственной внешней и внутренней политики на ближайшие десять лет. За этот период вокруг представленной государственной идеи сплотятся неравнодушные, творческие, неординарные и профессиональные люди. Будут объединены усилия федеральных, региональных и местных властей, предпринимателей и общественных организаций. По инициативе Президента РФ создан Государственный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно Фонд финансирует социальные проекты, направленные на профилактику семейного и детского неблаго-
получия, сокращение сиротства, адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также другие направления развития системы поддержки семьи и детства.
На официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Челябинской области представлены актуальные темы, направления работы, благотворительной деятельности. Так, например, в Челябинске прошла X Всероссийская выставка-форум «Вместе - ради детей!». Основная направленность секций - формы организации социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (сохранение семейного окружения ребенка, поддержка родителей детей-инвалидов, оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями, формирование позитивного социального опыта подростков и т. д.). На интерактивной площадке Челябинской области было представлено несколько десятков программ разной направленности. Среди них: проект социально-реабилитационного центра «Здоровье», который занимается проведением эффективной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый год реабилитацию проходят 900 юных челя-бинцев с самыми разными заболеваниями от рождения и до 18 лет.
Кроме того, на Южном Урале стартовал межрегиональный медиафестиваль «Южный Урал. Россия без сирот!». Маргарита Павлова, Уполномоченный по правам человека Челябинской области пишет: «медиафестиваль отсчитывает свою историю с 2012 года, когда в Челябинской области прошел первый фестиваль видеороликов, сделанных в творческих студиях детских домов Челябинской области. Авторами работ стали воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Уполномоченный по правам ребенка Ирина Буторина отмечает: «В 2018 году, в год начала Десятилетия детства, мы расширили цели и задачи медиафести-валя, добавив проблематику безопасного детства, в частности, акцентировав внимание на информационной безопасности подрастающего поколения».
В Челябинске 7 сентября 2018 года завершила свою работу IX Всероссийская выставка-форум «Вместе - ради детей! Вместе 10 лет». Масштабное мероприятие, собравшее представителей из 57 регионов России, закончилось пленарной сессией, где были подведены
промежуточные итоги работы форума. Экспертный совет предложил Фонду поддержки детей начать работу еще по двум программам -«Безопасное детство» (предполагает сосредоточиться на комплексном охвате всех сторон жизни ребенка - от снижения детского неблагополучия и предотвращения жестокого обращения с детьми до кибербезопасности); «Город для детей» (предполагает участие в реализации нацпроекта РФ по развитию малых городов и сельских поселений страны). Награждены лидеры форума в номинациях -«Дружественная детям среда» (социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом), «Профессиональные ключи» (успешная реализация программ профессиональной стажировки), «Лучшее 1Т-решение» (эффективное применение современных технологий в поддержке семей с детьми) и «Мастер доверия» (лучшее представление детского телефона доверия в РФ).
14 южноуральцев награждены медалью «Спешите делать добро»: в номинации «Дважды победивший смерть» (Артем Запевалов, студент Копейского политехнического колледжа имени Хохрякова, за проявленный характер и мужество при спасении людей на пожаре); в номинации «Посвящаю свою жизнь людям» медалью награждена Наталья Тре-тинская - инициатор акции «Бесплатный хлеб пенсионерам», в номинации «Мужество и отвага» (Дим Гиндыш, ученик 9 «В» класса школы № 1 имени Гагарина», город Златоуст) -оказал помощь в задержании преступника; в номинации «Не сдаваться и верить!» медалью награждена Анна Широкова, председатель Снежинской городской общественной организации помощи детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья «Бумеранг добра» и другие.
Проблема защиты прав человека отражена в научных исследованиях философов, юристов, историков, педагогов (О.В. Бутько [4], В В. Ясеновая [23], И. Мастыкина [13], Л.И. Король [12], Т.В. Болотина [3], С.А. Сорокина [16] и других). В данных работах раскрываются отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты. Для нашего исследования имеют значение работы Г.Я. Гревцевой [6, 7], М.В. Циулиной [22], посвященные воспитанию, социализации, организации социообра-зовательной среды.
Анализу международных документов посвящено исследование Т. А. Титовой [19]; реа-
лизации прав детей в семье - работа С.А. Сорокина [16]; историко-цивилистический аспект проблем детства представлен в исследовании Л.Ю. Голышевой [5]. Представляет интерес работа О.В. Бутько [4], в которой представлен комплексный анализ правового статуса ребенка в Российской Федерации, также принципы правового положения детей. В диссертации В.В. Ясеновой [23] анализируются средства защиты прав ребенка. Еще Ювенал говорил о том, что «детству следует оказывать величайшее уважение» [14].
Д.И. Фельдштейн уделяет большое внимание феномену детства. «Детство - это особое, целостно представленное социальное явление, имеющее определенную временную протяженность. Как особый социальный феномен, детство исторично - на разных исторических этапах развития общества оно имеет разную емкость, разную структуру» [21, с. 2].
Д.В. Суслова в научной статье «Права ребенка в современном мире» [17] представляет факты, анализирует события, свидетельствующие о бесправном положении детей, нарушениях прав детей (каторжные работы, смертная казнь, вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, эксплуатация детского труда, жестокое обращение и т. д.).
Наиболее типичные нарушения прав детей-сирот - невыполнение государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей (алиментные выплаты).
Заслуживают особого внимания работы, посвященные сиротам, нарушениям их прав. Сироты часто не знают о своих правах, не знают, как защитить свои права. Критическая ситуация, в которой оказались дети, требует обращения к определенной системе ценностей, принципам гуманизма, демократизма, толерантности, индивидуализации и дифференциации, воспитания в коллективе и т. д.
Обратимся к понятию «права ребенка». Будем рассматривать данное понятие в контексте общечеловеческих ценностей. Личность ребенка - величайшая ценность. Он обладает такими же правами, как и взрослый
человек, но, к сожалению, он не может защитить свои права. Ребенок - самая незащищенная часть планеты. В то время как правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений.
Права ребенка - «свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка». Отдельная статья Всеобщей декларации прав человека посвящена правам ребенка.
О. В. Бутько отмечает, что «каждое право ребенка представляет собой комплекс взаимообусловленных правомочий ребенка, родителей, воспитателей, органов государственной власти и местного самоуправления. Данная позиция утверждает сложную природу прав ребенка» [4]. В.И. Абрамов [1] кратко трактует понятие «права ребенка» как права человека применительно к детям. Это свидетельство того, что ребенок имеет такие же права как взрослый человек, только с учетом возраста.
Мнения ученых по вопросу классификации прав ребенка разные, но сходство в том, что все они справедливо считают, что личные права составляют базу для политических, социально-экономических, культурных прав гражданина.
Защита прав ребенка в России имеет актуальное значение. В.И. Абрамов под защитой прав ребенка понимает систему мер, которые применяются для обеспечения реализации субъективных прав ребенка [1]. А механизм защиты прав ребенка, по его мнению, это «система взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав» [1].
Воспитание и проблема защиты прав ребенка. Важнейшими условиями реализации возможностей личности, успешности ребенка является сотрудничество, взаимодействие субъектов воспитания. Атмосфера взаимоуважения, доверия в социально-культурной среде рождает чувство защищенности в каждом ребенке. В современных образовательных учреждениях присутствуют явления, которые вызывают напряжение в отношениях с детьми. Это подтверждают итоги проведенного нами опроса «Самочувствие ребенка».
В опросе приняли участие 67 детей. Им было предложено оценить работу своего образовательного учреждения по 5-балльной системе, высказать мнение о том, что их удов-
летворяет в ней, требует изменений. Средний балл составляет 4,7 %. Оценку «отлично» поставили - 25 %; «хорошо» - 61 %; «удовлетворительно» - 10 %; «неудовлетворительно» - 4 %.
Ориентация воспитателей на демократические идеалы требует значительной психологической перестройки. Необходим коллектив единомышленников для создания благоприятной социально-культурной, воспитательной среды, обеспечивающей атмосферу взаимопомощи, доброжелательности, соучастия.
Проблемы современного общества (экологическое неблагополучие, рост преступности, падение жизненного уровня, физическое насилие в семье, нервные заболевания и т. д.), несомненно, отражаются на детях.
Существенную роль в этих процессах играют механизмы защиты прав детей независимо от источника условий, способствующих их нарушению. Еще одним важным аспектом является проведение качественной оценки ситуации с соблюдением прав детей в конкретном регионе и в Российской Федерации в целом. Это позволяет своевременно учитывать новые социальные вызовы, оперативно реагировать и принимать адекватные профилактические меры.
Одним из эффективных путей означенной проблемы является обучение правам ребенка, содействующее воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма. Создание социально-культурной среды обеспечит защиту прав ребенка. Консолидация всех сил позволит решить проблему защиты прав ребенка. Перспективным направлением представляется концепция личностной или социальной безопасности, которая наиболее полно охватывает и обосновывает аспекты защиты прав человека и ребенка.
Соблюдение прав ребенка, на наш взгляд, является не только проблемой юридической, но и педагогической. Действительно, в современной России уделяется внимание юридической подготовке педагогических кадров. Это, несомненно, актуально и значимо. Но не менее серьезным остается вопрос овладения правовыми знаниями, включающими не только знание своих прав, но и обязанностей, несовершеннолетних граждан нашей страны, что особенно важно для детей группы социального риска (сироты, дети из неблагополучных семей, инвалиды детства и др.). На наш
взгляд, указанная категория детей и подростков в большей степени нуждается в правовых знаниях и умениях использовать их в сложных жизненных ситуациях.
Следовательно, проблема правовой подготовки несовершеннолетних должна стать междисциплинарной - юридико-педагоги-ческой.
Осознавая важность преодоления правового нигилизма среди молодежи, многие государственные, коммерческие и общественные организации выстраивают эффективное взаимодействие с детскими учреждениями различного типа.
Так, Уральский банк реконструкции и развития в рамках благотворительной программы «Дети верят в чудо» провел для старших воспитанников Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних Курчатовского района города Челябинска мастер-класс по основам юридической грамотности. Мастер-класс виртуально столкнул детей с реальной ситуацией с недвижимостью, кредитами и трудоустройством. Каждый воспитанник после выпуска, не имея достаточного багажа знаний и опыта, в сложных ситуациях часто теряется и поддается на уловки мошенников. Поэтому мастер-класс чрезвычайно актуален и необходим для выпускников и старших воспитанников Центра.
В ведущих вузах Челябинска созданы и успешно функционируют юридические клиники, призванные осуществлять безвозмездную помощь гражданам России, в том числе и несовершеннолетним, по защите их прав.
Юридическая клиника в Уральском филиале ГОУ ВПО Российском государственном университете правосудия была создана в 2008 году и успешно функционирует в настоящее время.
Юридическая клиника УФ РГУП осуществляет деятельность по двум основным направлениям: 1) бесплатное консультирование граждан; 2) «Живое право».
За бесплатной юридической помощью в юридическую клинику УФ РГУП могут обратиться социально незащищенные категории граждан г. Челябинска и Челябинской области, в том числе дети-сироты и дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.
Студенты 1-го и 2-го курсов занимаются направлением «Живое право», суть которого -правовое воспитание школьников. Студенты разрабатывают правовые уроки и выезжают в
школы и лицеи города, где в доступной форме разъясняют права детей.
Таким образом, реалии современного общества диктуют необходимость подхода к проблеме защиты прав ребенка с позиций междисциплинарного юридико-педагогиче-ского подхода, что, на наш взгляд, повысит эффективность защиты подрастающего поколения граждан России.
Литература
1. Абрамов, В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ доктор юридических наук. - Саратов, 2007. -455 с.
2. Антология гуманной педагогики. Мон-тессори / сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М, 1999. - С. 90-91.
3. Болотина, Т.В. Права человека: Концепция курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Т.В. Болотина, П.В. Миков. - М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2006. - 48 с.
4. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004. - 241 с.
5. Голышева, Л.Ю. Правовое положение детей в России (исторический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь: СГУ, 2003.
6. Гревцева, Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: моногр. / Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2011. -345 с.
7. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 23 с.
8. Декларация о правах ребенка. 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. -М. : Юрид. лит., 1990.
9. Интернет-газета 2ЫАК, 26 сентября 2018 г. - https://www.znak.com/2018-06 26/v_chelyabinskoy_oblasti_s_nachala_goda_v_ rezultate prestupleniy pogiblo24 геЬе^а.
10. Конвенция ООН О правах ребенка 1989 г. ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // ВВС СССР. -1990. - № 45. - Ст. 955.
11. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Рос. газ. - 1993. - № 237. - 25 дек. (с изм., внесенными Указом Президента от 21.07.2007 г. № 5-ФКЗ).
12. Король, И.Г. Личные неимущественные права ребенка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук /И.Г. Король. - М., 2008.
13. Мастыкина, И. Проблемы защиты прав детей в РоссНН /И. Мастыкина. - 2004. -26 июля. - htpp://www. hro.org/editions/child/ 2004/07/26. pphp.
14. Москвина, Ю.Ю. Проблемы реализации и защиты прав детей /Ю.Ю. Москвина // Проблемы реализации и защиты прав человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов, 11-12 апр. 2002 г. -Самара, 2002. - С. 13-14.
15. Россия: предварительные демографические итоги 2017 года (часть II) // Демоскоп: Weekly / Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - 2018. - № 781-782. -10-23 сент. - http://www.demoscope.ru/weekly/ 2018/0761/barom05.php.
16. Сорокина, С.А. Права детей в семье по семейному законодательству Российской Федерации и конвенции «О правах ребенка»: дис. ... канд. юрид. наук / С.А. Сорокина. - М., 2000. - 137 с.
17. Суслова, Д.В. Права ребенка в современном мире / Д. В. Суслова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь,
март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. -С. 93-96. - https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 101/5181/(дата обращения: 19.08.2018).
18. Статистика детских домов и сирот в России // Коммерсантъ. - https://www. kommersant.ru/doc/3414174.
19. Титова, Т.А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека / Т.А. Титова. - Екатеринбург, 2000. -181 с.
20. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Гарант: официальный сайт. - http://base.garant.ru/ 179146/.
21. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 36 с.
22. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социо-образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. -217 с.
23. Ясеновая, В. В. Частноправовые средства реализации права на защиту здоровья детей в России / В.В. Ясеновая. - М., 2011. -188 с.
Осипова Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, руководитель аппарата Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, [email protected].
Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории, Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, [email protected].
Коляда Олеся Владимировна, доцент кафедры театрального искусства, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 26 августа 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180401
THE ISSUE OF PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS
^V. Osipova1, [email protected], Zh.G. Pochivalova2, [email protected], O.V. Kolyada3, [email protected]
Commissioners for Human Rights, Children's Rights and the Protection of the Rights of Entrepreneurs in Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russian Federation, 2Ural Branch of the Russian State University of Law, Chelyabinsk, Russian Federation, 3Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation
The problem of protecting the child's rights has always been relevant. The child always has needs, care and support from the state and society. This article is devoted to one of the most important state-legal problems of Russia - the rights of a child guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The statistical data confirming the urgency of this problem were presented. The subject and empirical basis of the research were determined, the research objectives were formulated. International, Russian regulatory documents were studied, the literature on the problem of the child's rights and their protection was analyzed. The key concepts - "childhood", "rights of the child", and "protection of the rights of the child" were defined. The prospects for further research were given.
Keywords: childhood, child's rights, protection of child's rights.
References
1. Abramov V.I. Prava rebenka i ikh zashchita v Rossii: obshcheteoreticheskiy analiz. Diss. dokt. yur. nauk [The Child Rights and Their Protection in Russia: The General Theoretical Analysis. Doctor of Law]. Saratov, 2007. 455 p.
2. Boguslavskiy M.V., Kornetov G.B. Antologiya gumannoy pedagogiki. Montessori [Anthology of Humane Pedagogy. Montessori]. Moscow, 1999, pp. 90-91. (in Russ.)
3. Bolotina T.V., Mikov P.V. Prava cheloveka: Kontseptsiya kursa dlya 10-11 klassov obshcheo-brazovatel'nykh uchrezhdeniy [Human Rights: The Course Concept for the 10-11 Grades of General Education Institutions]. Moscow, Russkoe slovo - RS Publ., 2006. 48 p.
4. But'ko O.V. Pravovoy status rebenka: teoretiko-pravovoy analiz. Diss. kand. yur. nauk [The Legal Status of the Child: Theoretical and Legal Analysis. Diss. Cand. (Law)]. Krasnodar, 2004. 241 p.
5. Golysheva L.Yu. Pravovoe polozhenie detey v Rossii (istoricheskiy aspekt). Diss. kand. yur. nauk [The Legal Status of Children in Russia (Historical Aspect). Diss. Cand. (Law)]. Stavropol', SSU Publ., 2003.
6. Grevtseva G.Ya. Sotsializatsiya shkol'nikov sredstvami grazhdanskogo vospitaniya [The Socialization of Schoolchildren by Means of Civic Education]. Chelyabinsk, 2011. 345 p.
7. Grevtseva G.Ya. Vospitaniye grazhdanstvennosti u starsheklassnikov sredstvami obshchestven-nykh distsiplin. Avtoref. kand. diss. [The Education of Citizenship in Senior Pupils by Means of Public Disciplines. Abstract of Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 1998. 23 p.
8. Deklaratsiya opravakh rebenka - 1959 g. [The Declaration on the Child Rights - 1959]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1990.
9. Internet-gazeta ZNAK [Internet Newspaper ZNAK]. Available at: https://www.znak.com/2018-0626/v_chelyabinskoy_oblasti_s_nachala_goda_v_rezultate_prestupleniy_pogiblo24_rebenka (accessed 01.06.2018).
10. [United Nations Convention on the Rights of the Child 1989]. Air Force of the USSR, 1990, no. 45, art. 955. (in Russ.)
11. [Constitution of the Russian Federation]. Russian Gazette, 1993, no. 237. (in Russ.)
12. Korol' I.G. Lichnye neimushchestvennye prava rebenka. Avtoref. kand. diss. [Personal Non-Property Rights of the Child. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2008.
13. Mastykina I. Problemy zashchity prav detey v Rossii [Problems of Protection of Children's Rights in the Russian Federation]. Available at: htpp://www.hro.org/editions/child/2004/07/26.php (accessed 19.08.2018).
14. Moskvina Yu.Yu. [Problems of Realization and Protection of Children's Rights]. Problemy rea-lizatsii i zashchity prav cheloveka: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molo-dykh uchenykh i studentov (11-12 aprelya 2002 goda) [Problems of Implementation and Protection of Human Rights: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students (11-12 April 2002)]. Samara, 2002, pp. 13-14. (in Russ.)
15. Rossiya: predvaritel'nye demograficheskie itogi 2017 goda (chast' II) [Russia: Preliminary Demographic Results of 2017 (Part II)]. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0761/ barom05.php (accessed 01.06.2018).
16. Sorokina S.A. Prava detey v sem'e po semeynomu zakonodatel'stvu Rossiyskoy Federatsii i konventsii "O pravakh rebenka". Diss. kand. yur. nauk [The Rights of Children in the Family under the Family Legislation of the Russian Federation and the Convention on the Rights of the Child. Diss. Cand. (Law)]. Moscow, 2000. 137 p.
17. Suslova D.V. [The Child Rights of the in the Modern World]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Perm', mart 2014 g.) [Problems and Perspectives of the Development of Education: Materials V International Scientific Conference (Perm, March 2014)]. Perm', Merkuriy Publ., 2014, pp. 93-96. (in Russ.)
18. Statistika detskikh domov i sirot v Rossii [Statistics of Orphanages and Orphans in Russia]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3414174 (accessed 01.06.2018).
19. Titova T.A. Konventsiya o pravakh rebenka v sisteme obshchey reglamentatsii prav cheloveka [The Convention on the Rights of the Child in the General Regime of Human Rights]. Ekaterinburg, 2000.181 p.
20. Federal'nyy zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ "Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of July 24 1998 no. 124-FZ "On the Main Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation"]. Available at: http://base.garant.ru/179146/ (accessed 19.08.2018).
21. Fel'dshteyn D.I. Glubinnye izmeneniya detstva i aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya [The Depth Changes in Childhood and Actualization of Psychological and Pedagogical Problems of the Development of Education]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2011. 36 p.
22. Tsiulina M.V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov vozmozhnostyami sotsioobrazovatel'noy sredy. Diss. kand. ped. nauk [The Patriotic Education of Schoolchildren by the Opportunities of the Socio-Educational Environment. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2012. 217 p.
23. Yasenovaya V.V. Chastnopravovye sredstva realizatsii prava na zashchitu zdorov'ya detey v Rossii [Private Legal Means for the Realization of the Right to Protect the Health of Children in Russia]. Moscow, 2011. 188 p.
Received 26 August 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Осипова, Т.В. Актуальность проблемы прав ребенка и его защиты / Т.В. Осипова, Ж.Г. Почивалова, О.В. Коляда // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 4. - С. 6-14. БО!: 10.14529/ре(1180401
Osipova T.V., Pochivalova Zh.G., Kolyada O.V. The Issue of Protection of Children's Rights. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 4, pp. 6-14. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180401