УДК 342.4(C-60) А.Ю. СОЛОГУБ
ББК 67.400 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматривается конституционно-правовая защита ребенка в Российской Федерации, анализируется соотношение понятий «ребенок» и «несовершеннолетний». Обосновывается авторское определение конституционно-правовой защиты ребенка.
Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, защита, конституционно-правовая защита, гарантии.
A.YU. SOLOGUB
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF RIGHTS OF CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION
The author studies the constitutional and legal protection of a child in the Russian Federation, analyzes correlation of the concepts of child and juvenile and substantiates the author's definition of constitutional and legal protection of a child.
Keywords: child, juvenile, protection, constitutional and legal protection, guarantees.
Одной из фундаментальных основ конституционного строя России является провозглашение в Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью. И обязанность государства — их признание, соблюдение и защита. Основой межотраслевого института правовой защиты человека является правозащитный институт конституционного права.
Рассмотрению конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина посвящены труды многих исследователей [4, с. 185; 9, с. 10; 13, с. 20]. По нашему мнению, особого внимания заслуживает подход М.В. Мархгейм к определению конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, которая понимается автором как «целостная конституционно обусловленная упорядоченная совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств и нарушений, а также на достижение в стране состояния их реальной защищенности». Такой подход обусловлен тем, что позволяет добиться основной цели — реальной защиты всех граждан Российской Федерации.
Несомненно, что данная целевая установка относится и к ребенку.
В исследованиях, посвященных защите прав и законных интересов детей, уделяется недостаточно внимания проблемам конституционно-правовой защиты ребенка как самостоятельного субъекта права. Анализ существующих точек зрения позволяет выделить два основных подхода. Так, О.В. Кузнецова определяет сущность конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства как совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции РФ, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения, связанные с защитой семьи, материнства, отцовства и детства [7, с. 10]. О.А. Снежко рассматривает конституционно-правовую защиту семьи как совокупность соответствующих действий (деятельности) компетентных органов, должностных лиц и самих граждан [12, с. 65].
Из этого следует, что исследователи широко трактуют конституционно-правовую защиту применительно к детям. Причиной этого послужила специфика развития законодательства, посвященного правовому
© А.Ю. Сологуб, 2011
ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
статусу ребенка, так как до определенного времени он рассматривался исключительно в контексте семейных отношений.
Подход Л.Н. Дегтяревой к пониманию конституционно-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации строится с позиции ювенальной юстиции [5, с. 15-22]. Данный автор исходит из сложившихся в настоящее время тенденций развития ювенальной юстиции, которая является одним из элементов механизма конституционно-правовой защиты ребенка.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в научных исследованиях не приводится четкое определение конституционноправовой защиты ребенка. С учетом особой значимости исследуемой проблемы предлагается следующее определение: конституционно-правовая защита ребенка есть система нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка как субъекта общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений по созданию юридических условий, обеспечивающих ребенку высокий уровень правовой защищенности.
В подавляющем большинстве положений Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающейся частью, составным элементом общечеловеческого статуса любого гражданина России [2, с. 16]. Это позволяет говорить о гарантиях равной защиты прав любого человека независимо от каких-либо признаков, в том числе и возрастных. Специфика правового положения ребенка является общепризнанной. Потребность создания такой автономной группы диктуется необходимостью особой, специальной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психофизиологическими и социальными качествами личности детей [10, с. 17].
В рамках данного исследования интерес представляет юридическое понимание, кого следует считать ребенком. В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве для обозначения категории лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет). Однако определения, содержащиеся в законах, не дают полного представления о ребенке как о субъекте права, поэтому и существует терминологическая многовариантность: не-
совершеннолетний, малолетний, подросток и др. Каждое из определений названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение, поскольку употребляется в законодательстве. Но между ними нельзя ставить знак равенства, их определения следует различать [3, с. 37]. С этой целью выделяют присущие указанным категориям лиц признаки, которые служат основой для формулирования соответствующих дефиниций.
По мнению большинства исследователей, к числу главных содержательных признаков обозначенных терминов относятся возрастной критерий и отраслевая принадлежность отношений, в которых участвуют указанные категории детей. Так, Е.Н. Микитова считает, что главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы, в рамках которых он существует в данном статусе [11, с. 20]. В.И. Абрамов, подчеркивая приоритет возрастных параметров, определяет категорию «ребенок» («дети») как универсальную, а, в свою очередь, категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и др. охватываются общим понятием «ребенок» и в то же время могут служить основанием для формирования самостоятельных видов правового статуса детей [1, с. 119].
Е.А. Капитонова в своих исследованиях признает категории «ребенок» и «несовершеннолетний» тождественными по содержанию [6, с. 12]. Однако с подобной точкой зрения нельзя согласиться. Термин «ребенок» обладает универсальностью, поскольку он применяется при характеристике лица, как не достигшего возраста 18 лет, так и его перешагнувшего. Во-первых, содержание данного термина не только определяет возрастные границы в жизни человека, но и обозначает юридически признаваемые и значимые связи с родителями или лицами, их заменяющими, так как для них ребенок остается таковым независимо от его возраста. Во-вторых, в определенных случаях законодательство приравнивает к статусу ребенка лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную защищенность. Одним из примеров могут служить положения Налогового кодекса РФ, указывающие на предоставление родителям стандартного и социального налогового вычета в отношении детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных
ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)
учреждениях, в возрасте до 24 лет (подп. 4 что материальные ресурсы государства в
п. 1 ст. 218, подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). значительной степени определяют гаранти-
Учитывая изложенные позиции авторов, рованность реализации подавляющего боль-
необходимо разграничивать содержание шинства конституционных норм, в первую
понятий, обозначающих рассматриваемые очередь социального блока [8, с. 7]. Поэтому
категории детей, в первую очередь в целях любой нормативный правовой акт, содержа-
повышения степени их защиты. щий нормы, защищающие права и законные
Формальное признание ребенка лич- интересы ребенка, будет декларативен без
ностью, обладающей самостоятельным должного финансового обеспечения.
правовым статусом, не решило проблему Думается, что рассматриваемая в статье
защиты его прав и свобод. В настоящее вре- проблема нуждается в дальнейшем изучении.
мя не сложилось четкой системы гарантий, Законодательное закрепление механизма
способствующей защите и реализации прав реализации прав детей, основанного на га-
детей. Общие и юридические гарантии, от- рантиях общего и юридического характера, а
раженные в Конституции РФ, несмотря на также на взаимодействии и координации всех
прямое действие конституционных норм и заинтересованных в этом процессе государс-
их применение на всей территории страны, твенных и общественных организаций, будет
нуждаются в законодательной конкретизации способствовать формированию гражданского
и развитии. Кроме того, следует отметить, общества и правового государства.
Список использованной литературы
1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005.
2. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2004. С. 16—21.
3. Бутько О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
4. Гасанов С.С. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М., 2004.
5. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России: (на примере Центрального федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010.
6. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2010.
7. Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
8. Лучин О.В. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002.
9. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д, 2003.
10. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. М., 1999.
11. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.
12. Снежко О.А. Конституционно-правовая защита семьи // Государство и право. 2008. № 2. С. 63—71.
13. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. СПб., 2003.
Bibliography (transliterated)
1. Abramov V.I. Prava rebenka v Rossii: (teoreticheskii aspekt) / pod red. N.I. Matuzova. Saratov, 2005.
2. Borisova N.E. Konstitutsionnye predposylki zashchity prav rebenka // Zashchita prav rebenka v sovremennoi Rossii: sb. materialov nauch.-prakt. konf. M., 2004. S. 16—21.
3. But'ko O.V. Pravovoi status rebenka: teoretiko-pravovoi analiz: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2004.
4. Gasanov S.S. Konstitutsionnyi mekhanizm zashchity osnovnykh prav cheloveka. M., 2004.
5. Degtyareva L.N. Konstitutsionno-pravovaya zashchita nesovershennoletnikh v sovremennoi Rossii: (na primere Tsentral'nogo federal'nogo okruga): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Belgorod, 2010.
6. Kapitonova E.A. Konstitutsionnye obyazannosti rebenka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Penza, 2010.
7. Kuznetsova O.V. Konstitutsionno-pravovaya zashchita sem'i, materinstva, ottsovstva i detstva v Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2004.
8. Luchin O.V. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: Problemy realizatsii. M., 2002.
9. Markhgeim M.V. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: opyt sistemnogo konstitutsionnogo osmysleniya. Rostov n/D, 2003.
10. Mel'nikova E.B. Yuvenal'naya yustitsiya. M., 1999.
11. Mikitova E.N. Osobennosti pravovogo statusa rebenka v Rossiiskoi Federatsii: dis. . kand. yurid. nauk. M., 2002.
12. Snezhko O.A. Konstitutsionno-pravovaya zashchita sem'i // Gosudarstvo i pravo. 2008. № 2. S. 63—71.
13. Stremoukhov A.V. Pravovaya zashchita cheloveka: teoreticheskie problemy. SPb., 2003.
ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)