Научная статья на тему 'Конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации'

Конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1809
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НОРМАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДЕТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ / PROTECTION OF RIGHTS / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL MECHANISM / MINORS / NORMATIVE SUBSYSTEM / INSTITUTIONAL SUBSYSTEM / STATE BODY / PUBLIC ASSOCIATIONS / CHILDREN'S COMMISSIONER / MECHANISM OF PROTECTION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанова Дарья Николаевна

Объектом исследования выступает защита прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации. Предметом исследования является конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Автор подробно анализирует составные части конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации: нормативную и институциональную подсистемы. На основе анализа автор выделяет органы государственной власти, в функции которых входит защита прав и законных интересов детей на территории Российской Федерации. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ полномочий органов государственной власти по защите прав и законных интересов детей в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также частнонаучные методы: анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников; сравнение; обобщение. Основным выводом в результате проведенного исследования является определение понятия конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The object of the study is the protection of the rights and legitimate interests of minors in the Russian Federation. The subject of the study is the constitutional and legal mechanism for the protection of the rights of minors in the Russian Federation. The author analyzes in detail the constituent parts of the constitutional and legal mechanism of protection of the rights of minors in the Russian Federation: regulatory and institutional subsystems. Based on the analysis, the author identifies the state authorities, whose functions include the protection of the rights and legitimate interests of children in the territory of the Russian Federation. A special contribution of the author to the study of the topic is a comprehensive analysis of the powers of public authorities to protect the rights and legitimate interests of children in the Russian Federation. The methodological basis of the study was the dialectical method of knowledge of social and legal phenomena, as well as private scientific methods: analysis of theoretical sources and legal sources; comparison; generalization. The main conclusion of the study is the definition of the concept of constitutional and legal mechanism for the protection of the rights of minors in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации»

УДК 342

Д. Н. Степанова

старший преподаватель кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Объектом исследования выступает защита прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации. Предметом исследования является конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Автор подробно анализирует составные части конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации: нормативную и институциональную подсистемы. На основе анализа автор выделяет органы государственной власти, в функции которых входит защита прав и законных интересов детей на территории Российской Федерации. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ полномочий органов государственной власти по защите прав и законных интересов детей в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также частнонаучные методы: анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников; сравнение; обобщение. Основным выводом в результате проведенного исследования является определение понятия конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Ключевые слова: защита прав, защита прав детей, конституционно-правовой механизм, несовершеннолетние, нормативная подсистема, институциональная подсистема, государственный орган, общественные объединения, детский Уполномоченный, механизм защиты прав.

D. N. Stepanova

Senior lector Department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

CONSTITUTIONAL AND LEGAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The object of the study is the protection of the rights and legitimate interests of minors in the Russian Federation. The subject of the study is the constitutional and legal mechanism for the protection of the rights of minors in the Russian Federation. The author analyzes in detail the constituent parts of the constitutional and legal mechanism of protection of the rights of minors in the Russian Federation: regulatory and institutional subsystems. Based on the analysis, the author identifies the state authorities, whose functions include the protection of the rights and legitimate interests of children in the territory of the Russian Federation. A special contribution of the author to the study of the topic is a comprehensive analysis of the powers of public authorities to protect the rights and legitimate interests of children in the Russian Federation. The methodological basis of the study was the dialectical method of knowledge of social and legal phenomena, as well as private scientific methods: analysis of theoretical sources and legal sources; comparison; generalization. The main conclusion of the study is the definition of the concept of constitutional and legal mechanism for the protection of the rights of minors in the Russian Federation.

Key words: protection of rights, protection of children's rights, constitutional and legal mechanism, minors, normative subsystem, institutional subsystem, state body, public associations, children's Commissioner, mechanism of protection of rights

Защита прав детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством. Однако в настоящее время в Российской Федерации конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних является несовершенным институтом [4]. В первую очередь, это связано с дублированием функций некоторых государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав ребенка.

Для определения векторов совершенствования конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних необходимо обратиться к терминологии.

Термин «конституционно-правовой механизм защиты прав» - сложное и многоаспектное понятие, состоящее из разных категорий. В частности, А.С. Мордовец разработал категорию «социально-юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина», под которыми понимает совокупность средств и факторов, определяющих свободное и полное развитие и уважение всех прав и свобод человека [14].

К.Д. Шаймарданов понимает под конституционно-правовым механизмом защиты прав человека и гражданина систему институтов различного уровня, как государственных, так и межгосударственных, взаимодействие которых предотвращает нарушение прав человека и гражданина [20].

М.В. Мархгейм определяет конституционную систему защиты прав и свобод человека и гражданина как «целостную конституционно-обусловленную упорядоченную совокупность упорядоченных элементов правового механизма, функционирование которого направлено на защиту нарушенных прав и свобод, на достижение в Российской Федерации состояния их устойчивой защищенности»[12].

В своем диссертационном исследовании В.И. Абрамов определяет защиту прав ребенка как систему мер, состоящую из способов защиты прав, в том числе и самозащиты и призванную обеспечить свободную реализацию субъективных прав несовершеннолетних [2].

С.А. Горячева, исследуя конституционно-правовую защиту прав несовершеннолетних, определяет механизм защиты и охраны прав несовершеннолетних как совокупность конституционно-правовых норм, представляющих собой юридические основания защиты и охраны прав и интересов несовершеннолетних [7].

Представляется, что под конституционно-правовым механизмом защиты прав несовершеннолетних можно понимать гарантированную конституционным законодательством совокупность правовых норм и институтов, направленных на защиту прав несовершеннолетних. Структура механизма защиты прав несовершеннолетних состоит из двух подсистем: нормативной и институциональной [7].

Нормативная подсистема механизма защиты прав несовершеннолетних -это законодательно-закрепленные нормы, которые обеспечивают защиту прав несовершеннолетних. Среди основных правовых актов, закрепляющих механизм защиты прав несовершеннолетних, можно выделить Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан

Российской Федерации». Кроме этого, ряд нормативно-правовых актов косвенно затрагивает вопросы защиты детства.

Институционная подсистема механизма защиты прав несовершеннолетних выражена в совокупности государственных органов и общественных образований, в чьи функции входит защита прав детей.

Представляется, что в первую очередь к институтам, в функции которых входит защита прав несовершеннолетних, относится Президент Российской Федерации. Это обуславливается ролью Президента как главы государства (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ) и гаранта прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации отмечает приоритетность направления защиты прав детей. В связи с этим 29 мая 2017 г. был подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства». Как отметил Д. А. Медведев, Указ стал продолжением Национальной стратегии действия в интересах детей. М. А. Воронцова данным указам отводит роль стратегических, так как именно в них установлены приоритеты личной безопасности несовершеннолетних, а также средства их достижения [6].

Важнейшим инструментом в механизме защиты прав несовершеннолетних являются ежегодные послания Президента Российской Федерации. Согласно позиции О.Е. Кутафина послания Президента Российской Федерации не носят характер обязательных, однако являются ориентиром для работы государственных органов в области защиты прав и свобод гражданина [11].

Ежегодно в своем послании Президент Российской Федерации так или иначе затрагивает проблемы защиты прав несовершеннолетних и проблемы детства. Так, в 2013 г. Президент акцентировал внимание на праве на охрану здоровья несовершеннолетнего. В 2014 г. одним из главных вопросов стало предоставление детям права на достойное образование. В 2015 г. особое внимание в рамках послания было уделено проблемам демографии в стране. В 2016 г. Президент сделал акцент на поддержке одарённых детей, а также акцентировал внимание на таких угрозах жизни и здоровью детей, как аварийность и ветхое состояние школьных зданий. В послании 2018 г. особое внимание было уделено мерам по поддержке семьи. Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с одной стороны, является средством для обозначения проблем, остро стоящих перед обществом, с другой стороны, обозначает векторы развития.

В качестве консультативных органов при Президенте действуют советы, в компетенцию которых входят вопросы защиты прав детей: Совет по развитию гражданского общества и правам человека, Совет по науке и образованию, Совет по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. В рамках своей компетенции Советы вносят Президенту рекомендации, в том числе и по совершенствованию механизма защиты прав несовершеннолетних.

Следующим субъектом в конституционно-правовом механизме защиты прав несовершеннолетних является Федеральное Собрание Российской Федерации. Как отмечает В.А. Абрамов, деятельность Федерального Собрания, направленная на защиту прав несовершеннолетних, ведется по двум направлениям: принятие актов, полностью посвящённых защите прав детей, и принятие отраслевых актов, которые косвенно затрагивают данную сферу [1].

В составе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации функционирует ряд комитетов, которые непосредственно занимаются защитой прав несовершеннолетних. К ним можно отнести Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Правительство Российской Федерации - еще один субъект защиты прав несовершеннолетних. Одним из основных направлений деятельности Правительства

Российской Федерации является повышение уровня демографии, защита прав семьи и детства. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации призваны защищать права несовершеннолетних. Согласно ст. 1 Федерального закона «О полиции»: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности».

Еще одним государственным органом, в компетенцию которого входит защита прав несовершеннолетних, является Следственный комитет Российской Федерации. Сфера полномочий Следственного комитета распространяется на уголовное судопроизводство. Основное назначение Следственного комитета заключается в «защите прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного следствия, в том числе и несовершеннолетних». Для реализации своих полномочий в области защиты прав несовершеннолетних Следственным комитетом был создан официальный портал для детей и юношества.

Важнейшим органом, нацеленным на защиту прав детей, является Прокуратура Российской Федерации. В соответствии с законодательством в функции прокуратуры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних входит «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является специализированным органом по защите прав детей. Правовую основу деятельности комиссий по делам несовершеннолетних составляет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

М.А. Воронцова верно отмечает особенность Комиссии в специфике ее работы, а именно тот факт, что Комиссия работает в основном с детьми из неблагополучных семей, а следовательно, ее работа в меньшей степени носит превентивный характер [6].

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» в целях защиты прав и законных интересов подопечных, в том числе несовершеннолетних, функционируют органы опеки и попечительства. Исследователи выделяют три направления детальности органов опеки и попечительства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: «а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какое-либо действие); б) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства; в) участие в судебном разбирательстве».

Конституционно-судебный контроль в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних возложен на Конституционный Суд Российской Федерации. Значительный вклад Конституционного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних анализирует Р.И. Исламова, отмечая, что за время функционирования Конституционным Судом было принято более тысячи постановлений, касающихся вопросов защиты и охраны детства [9].

Право на судебную защиту является важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. На сегодняшний день защита прав и законных интересов детей, а также осуществление правосудия в делах с участием несовершеннолетних происходят в судах общей юрисдикции.

Четкого понимания термина «ювенальная юстиция» на сегодняшний момент нет. Так, Т.Ю. Новикова главной целью ювенальной юстиции определяет защиту прав детей, восстановление социальной справедливости и профилактику девиант-ного поведения [15]. А.С. Автономов определяет ювенальную юстицию как систему отправления правосудия, главной целью которой является решение проблем несовершеннолетних, при этом главной характеристикой данной системы является тот факт, что она сочетает в себе воздействие не только формально юридическими методами, а также широкое использование психологических, педагогических, социальных приемов и способов [3].

У внедрения в Российской Федерации полноценной системы ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Согласно точке зрения Ю.В. Ивановой и В.И. Николаевой формирование ювенальной юстиции является конечной точкой в «достраивании» системы защиты прав несовершеннолетних [8]. Л.В. Туманова считает главным недостатком внедрения ювенальной юстиции тот факт, что это носит лишь организационный характер. Представляется обоснованной позиция М.А. Воронцовой о том, что не следует придавать слишком большое значение ювенальной юстиции в механизме защиты прав несовершеннолетних [6], так как в первую очередь механизм защиты конституционных прав несовершеннолетних должен носить превентивный характер.

Субъекты Российской Федерации в лице органов исполнительной власти правомочны в рамках своей компетенции проводить региональную политику в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, в Пензенской области вопросами социальной помощи детям, вопросами демографии занимается Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области. Вопросами молодежной политики, государственного управления в сфере образования и опеки и попечительства над несовершеннолетними занимается Министерство образования Пензенской области.

В целях развития Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и установления дополнительных гарантий в Пензенской области принят Закон «О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области».

Отдельно следует сказать про органы местного самоуправления в механизме защиты прав несовершеннолетних. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления относятся следующие вопросы: «организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, дошкольного, основного общего и профессионального образования; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании и иные вопросы, имеющие непосредственное отношение к реализации и защите прав детей».

Л.С. Казакова называет следующие направления деятельности органов местного самоуправления в области защиты прав детей: «охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах» [10].

Е.В. Степкина отмечает, что одной из функций муниципальных образований является издание проектов и программ, направленных, в том числе и на защиту прав несовершеннолетних [17].

Представляется, что в механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации входят не только органы государственной власти, но и общественные организации и объединения. Локомотивом в активизации инициатив гражданского общества является Общественная палата Российской Федерации.

В рамках ежегодного доклада Общественная палата Российской Федерации представляет итоги работы в области защиты прав детей. В рамках своей деятельности Общественная палата Российской Федерации получила право разрабатывать предложения, направленные на реформирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, конечным результатом которых станет снижение числа беспризорных и безнадзорных детей. Кроме этого, Общественная палата Российской Федерации занимается вопросами профилактики социального сиротства, устройства ребенка в семью, мониторинга деятельности организаций для детей-сирот, поддержки многодетных семей и рядом других вопросов. В субъектах Российской Федерации функционируют региональные Общественные палаты.

Также Общественная палата Российской Федерации осуществляет консолидацию и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся вопросами защиты прав детей. По данным Министерства экономического развития в Российской Федерации, в 2018 г. социально ориентированным некоммерческим организациям передавались на исполнение услуги за счет бюджета: 874 организациям, занимающимся социальной защитой и социальным обслуживанием, 1297 организациям, занимающимся образованием, 329 организациям, занимающимся молодёжной политикой.

Особым институтом, деятельность которого направлена на защиту прав несовершеннолетних является Уполномоченный по правам ребенка [43]. В Российской Федерации его работа представлена на двух уровнях: на региональном, в лице уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, и федеральном, в лице Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Особое место и координирующая роль Уполномоченного по правам ребенка подтверждается ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 г. №501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», которая определяет, что Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных прав детей, принимает участие в работе по совершенствованию законодательства, а также форм и методов защиты прав детей, а также развивает международное сотрудничество по вопросам защиты прав детства.

В заключении следует отметить, что конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является сложной многоуровневой системой, под которым следует понимать гарантированную конституционным законодательством совокупность правовых норм и институтов, направленных на защиту прав несовершеннолетних. Представляется, что для его совершенствования необходимо исключить дублирование функций государственных органов в области защиты прав несовершеннолетних, а также на практике повысить роль института Уполномоченного по правам ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность / В.И. Абрамов; под ред. Н.И. Матузова. — Саратов: СГАП, 2006. — 359 с.

2. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 /В.И. Абрамов. — Саратов, 2007. — 55 с.

3. Автономов А.С. Ювенальная юстиция. / А.С. Автономов — М. : Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. — 186 с.

4. Актуальные вопросы частного и публичного права в современных условиях: монография / Г.В. Синцов, А.В. Сабаева, С.С. Бабаян и др.; под ред. Г.В. Синцова. — Пенза: ПГУ, 2015. — 162 с

5. Бексултанова Р.Т. Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних лиц семейно-правовыми средствами/ Р.Т. Бексултанов // Государство и право. — 2014. — № 2. — С. 92-97.

6. Воронцова М.А. Конституционно-правовые основы личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / М.А. Воронцова. — СПб., 2018. — 22 с.

7. Горячева С.А. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / С.А. Горячева. — М.,

2012. — 57 с.

8. Иванова Ю.В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних / Ю.В. Иванова, В.И. Николаева // Адвокат. — 2009. — № 6. — С.5-15.

9. Исламова Р.И. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в вопросах защиты прав несовершеннолетних / Р.И. Исламова // Правовое государство: теория и практика. — 2014. — № 1 (35). — С. 115-120.

10. Казакова Л.С. Конституционные права несовершеннолетних и особенности их реализации в деятельности органов местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Л.С. Казакова. — М., 2012. — 23 с.

11. Кутафин О.Е Глава государства: монография / Кутафин О.Е. — М. : Проспект,

2013. — 560 с.

12. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01, 12.00.02 / М.В. Мархгейм. — М., 2005. — 52 с.

13. Медведев В.А. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации в реформируемой системе правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 /В.А. Медведев. — М., 2011. — 26 с.

14. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А.С. Мордовец; под ред. Н.И. Матузова. — Саратов: СВШ МВД РФ, 1996. — 287 с.

15. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т.Ю. Новикова. — Хабаровск, 2003. — 22 с.

16. Синцов Г.В. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: теория и практика, тенденции и противоречия развития / Г.В. Синцов, П.Л. Лихтер. — М. : Юрлитинформ, 2018. 216 с.

17. Степкина Е.В. Участие органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 /Е.В. Степкина. — Белгород, 2014. — 22 с.

18. Теоретические и практические аспекты современного частного права: монография / А.В. Агутин, Г.В. Синцов, Ю.А. Гартина и др.; под общ. ред. Г.В. Синцова. — Пенза: ПГУ, 2017. — 150 с.

19. Туманова Л.В. Право несовершеннолетних лиц на судебную защиту: «де-юре» и «де-факто» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2014. — № 2. — С. 328-331.

20. Шаймарданов К.Д. Конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах: На примере Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / К.Д. Шаймарданов. — Казань, 2003. —24 с.

REFERENCES

1. Abramov V. I., Matuzov N. I. (ed.) Zashchitapravrebenka v Rossii: mekhanizmieffek-tivnost [Protection of the child's rights in Russia: mechanism and effectiveness]. Saratov, Sa-rat. gos. akad. Prava Publ., 2006, 359 p.

2. Abramov V. I. Pravarebenkaiikhzashchita v Rossii: obshcheteoreticheskiianaliz: avtoref-erat dis. ... doktora iuridicheskikh nauk [The rights of the child and their protection in Russia: general-theoretical analysis: abstract of diss. doct. of law]. Saratov, 2007, 55 p.

3. Avtonomov A. S. Iuvenal'naia iustitsiia. Uchebnoe posobie [Juvenile justice. Manual]. Moscow, Rossiiskii blagotvoritel'nyi fond «Net alkogolizmuinarkomanii» (NAN) Publ., 2009, 186 p.

4. Sintsov G. V. (ed.), Sabaeva A. V., Babaian S. S. and others. Aktual'nye vopros chast-nogo i publichnogo prava v sovremennykh usloviiakh monogr. [Topical issues of private and public lawin modern conditions: monograph]. Penza, PGU Publ., 2015, 162 p.

5. Beksultanova R. T. Problems of providing of safety of minor persons by domestically-legal facilities. Gosudarstvo iparvo= State and Law, 2014, no. 2, pp. 92-97 (in Russian).

6. Vorontsova M. A. Konstitutsionno-pravovye osnovy lichnoi bezopasnosti nesovershen-noletnikh v Rossiiskoi Federatsii: avtoreferat dis. ... kandidata iuridicheskikh nauk: 12.00.02 [Constitutional and legal bases of personal security of minors in the Russian Federation: abstract of diss. of cand. of law]. Saint Petersburg, 2018, 22 p.

7. Goriacheva S. A. Konstitutsionno-pravovaia zashchita prav nesovershennoletnikh v Rossiiskoi Federatsii: avtoreferat dis. ... doktora iuridicheskikh nauk: 12.00.02 [Constitutional legal protection of the rights of minors in the Russian Federation: abstract of diss. of doct. of law]. Moscow, 2012, 57 p.

8. Ivanovaiu.V., Nikolaeva V. I. State policy in sphere of protection of the rights and legitimate interests of children. Advokat = Advocate, 2009, no. 6, pp.5-15 (in Russian).

9. Islamova R. I. Legal views of the Constitutional Court of the Russian Federation on Issue of the rights of minors protection. Pravovoe gosudarstvo: teoriia I praktika = The Rule of Law State: Theory and Practice, 2014, no. 1 (35), pp. 115-120 (in Russian).

10. Kazakova L. S. Konstitutsionnye prava nesovershennoletnikh i osobennostiikh reali-zatsii v deiatel'nosti organov mestnogo samoupravleniia: avtoreferat dis. ... kandidata iuridicheskikh nauk: 12.00.02 [Constitutional rights of minors and feature of their realization in activity of local governments: abstract of diss. of cand. of law]. Moscow, 2012, 23 p.

11. Kutafin O. E Glava gosudarstva: monografiia [Head of state: monograph]. Moscow, Prospekt Publ., 2013, 560 p.

12. Markhgeim M. V. Kon.stitutsionn.aia sistema zashchity prav i svobod cheloveka i gra-zhdanina v Rossiiskoi Federatsii: avtoreferat dis. ... doktora iuridicheskikh nauk: 12.00.01, 12.00.02 [The constitutional system of protection of the rights and freedoms of the person and citizen in the Russian Federation: abstract of diss. of doct. of law]. Moscow, 2005, 52 p.

13. Medvedev V. A. Pravovoi status Sledstvennogo komiteta Rossiiskoi Federatsii v re-formiruemoi sisteme pravookhranitel'nykh organov: avtoreferat dis. ... kandidata iuridicheskikh nauk: 12.00.11 [Legal status of Investigative Committee of the Russian Federation in the reformed system of law enforcement agencies]. Moscow, 2011, 26 p.

14. Mordovets A. S., Matuzov N. I. Sotsial'no-iuridicheskii mekhanizm obespechenii prav cheloveka i grazhdanina [Social and legal mechanism of ensuring the rights of the person and citizen]. Saratov, SVSh MVD Rossiiskoi Federatsii Publ., 1996, 287 p.

15. Novikova T. Iu. Administrativno-pravovaia organizatsiia zashchity prav nesovershennoletnikh organami iuvenal'noi iustitsii: avtoreferat dis. ... kandidata iuridicheskikh nauk: 12.00.14 [Administrative and legal organization of protection of the rights of minors by bodies of juvenile justice: abstract of diss. of cand. of law]. Khabarovsk, 2003, 22 p.

16. Sintsov G. V., Likhter P. L. Institut Upolnomochennogo po pravam rebenka v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii: teoriiaipraktika, tendentsiiiprotivorechiiarazvitiia [Institution of the Children's Ombudsman in the regions of the Russian Federation: theory and practice, trends and contradictions of development]. Moscow,Iurlitinform Publ., 2018, 216 p.

17. Stepkina E. V. Uchastie organov mestnogo samoupravleniia v obespechenii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii: avtoreferat dis. ... kandidata iu-ridicheskikh nauk: 12.00.02 [Participation of local self-government bodies in ensuring human and civil rights and freedoms in the Russian Federation: abstract of diss. of cand. of law]. Belgorod, 2014, 22 p.

18. Sintsov G. V. (ed.) Agutin A. V., GartinaIu. A., Demina I. A., Kazakova E. B., Portnova E. V., Feoktistov A. V., Chesnokova Iu. V., Shamshov A. A., Stepanova D. N., Iakushova E. S. Teoreticheskie I prakticheskie aspekty sovremennogo chastnogo prava: monografiia [Theoretical and practical aspects of modern private law: monograph].Penza, PGU Publ., 2017, 150 p.

19. Tumanova L. V. The rights of minors to judicial protection: "de jure" and "de facto". Vestnik Tverskogogo sudarstvennogo universiteta. Seriia: Pravo = Herald of TvSU. Series: Law Tver State University, 2014, no. 2, pp. 328-331 (in Russian).

20. Shaimardanov K. D. Konstitutsionno-pravovoi mekhanizm zashchityo snovnykh prav cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii i ee sub"ektakh: Na primere Respubliki Ta-tarstan: avtoreferat dis. ... kandidata iuridicheskikh nauk: 12.00.02 [The constitutional and legal mechanism for the protection of fundamental human and civil rights in the Russian Federation and its constituent entities: On the example of the Republic of Tatarstan: abstract of diss. of cand. of law]. Kazan, 2003, 24 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Степанова Дарья Николаевна — старший преподаватель, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Stepanova Dar'ya Nikolaevna — Senior lector, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Степанова Д.Н. Конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации / Д.Н. Степанова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stepanova D. N. Constitutional and legal mechanism for the protection of the rights of minors in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.