Научная статья на тему 'Особенности социально-правовой защиты несовершеннолетних на международном уровне'

Особенности социально-правовой защиты несовершеннолетних на международном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1891
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-правовая защита несовершеннолетних / детство / защита детства / международно-правовые документы / международные декларации. / Socio-legal protection of minors / childhood / child protection / international legal documents / international declarations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чельцов Михаил Владимирович

В статье рассматривается проблема организации социальноправовой защиты детства. Современное общество глобализуется, и это выводит проблемы защиты детей на международный уровень. Прослеживаются этапы становления международных актов о защите детей, анализируется их содержание и влияние на формирование непосредственной деятельности международных организаций, осуществляющих социальную и правовую защиту несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL AND LEGAL MINORS’ PROTECTION AT THE INTERNATIONAL LEVEL

The article deals with the problem of social and legal protection of childhood organization. Modern society is globalizing. The children’s rights must be protected at the international level. The content of international legal acts and their influence on the direct activities formation of international organizations carrying out social and minors legal protection.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-правовой защиты несовершеннолетних на международном уровне»

УДК 347

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Чельцов Михаил Владимирович.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, г.Новосибирск, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации социально-правовой защиты детства. Современное общество глобализуется, и это выводит проблемы защиты детей на международный уровень. Прослеживаются этапы становления международных актов о защите детей, анализируется их содержание и влияние на формирование непосредственной деятельности международных организаций, осуществляющих социальную и правовую защиту несовершеннолетних.

Ключевые слова: социально-правовая защита несовершеннолетних, детство, защита детства, международно-правовые документы, международные декларации.

PECULIARITIES OF SOCIAL AND LEGAL MINORS' PROTECTION AT

THE INTERNATIONAL LEVEL

Cheltsov Mikhail Vladimirovich.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of Theory and Methodology of Educational Systems Department, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected].

Abstract. The article deals with the problem of social and legal protection of childhood organization. Modern society is globalizing. The children's rights must be protected at the international level. The content of international legal acts and their influence on the direct activities formation of international organizations carrying out social and minors legal protection.

Key words. Socio-legal protection of minors, childhood, child protection, international legal documents, international declarations.

Подрастающее поколение объективно является будущим человечества, оно будет играть ключевую роль в жизни общества и в направлениях его возможного развития. Это определяет актуальность вопросов защиты несовершеннолетних, оказания им всей необходимой социально-правовой помощи не только на местном, государственном, но и на международном уровне. Понимание проблем глобилизирующегося мира и формирование представлений о будущем, ставит задачу защиты детей во главу угла, потому, что здоровое, счастливое детство должно служить фундаментом успешного развития человечества. Именно

вопросы, связанные с анализом этапов становления социально-правовой защиты несовершеннолетних на международном уровне и их влияние на последующее развитие государственных инициатив в данном направлении стали проблемоц, рассматриваемой в данной статье.

Детство является не просто одним из этапов жизни. В этом периоде человек уже является обладателем некой совокупности как прав. Однако, вплоть до середины ХХ века, ребенок не рассматривался именно как их носитель. В этом смысле представляется интересным высказывание М.Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей» [13, с. 156].

Констатация подобного факта говорит о том, что острота существующих проблем не снизилась в прошлом столетии, и как нам представляется, остается неизменно и сегодня.

Тем не менее, формирующееся в течении всего ХХ века более трепетное отношение к детям, выражающееся в требованиях большей заботы, создания лучших условий существования, формирования системы государственной защиты, создало целую сферу правовой координации детства [1, с.5-39].

Постепенное изменение как общего отношения, так и законодательства позволило сформулировать требования государственной политики в отношении защиты прав детей, в основе которых сегодня положены международные нормативно-правовые документы, принятые ООН.

Усилиями различных стран в Организации Объединенных Наций был разработан и принят ряд документов, направленных на контроль соблюдения прав ребенка. К ним, прежде всего, необходимо отнести следующие:

- Декларация прав ребенка (принятая 5-ой Ассамблеей Лиги Наций в 1924 году, и принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года);

- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года);

- Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

Одним из важнейших документов, в которых говорилось о правах ребенка, и принятым Лигой Наций самым первым, считается Женевская Декларация прав ребенка 1924 года. Она была разработана Эглантин Джебб, основавшей международную организацию, впервые профессионально начавшую заниматься защитой прав детей - «Международный союз спасения детей». Декларация, состоявшая из пяти основных принципов, страдала определенными недостатками. Так, в частности, она не содержала определения понятия «ребенок». Тем не менее,

разработанные принципы оказались достаточно всеобъемлющими, что позволило их использовать и в дальнейшем:

1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3. Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь.

4. Ребенок должен расти в атмосфере любви, и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям [7].

Данные принципы закрепляют больше обязанности взрослых в отношении детей, чем права самих детей. Необходимо отметить, что данная декларация была необязательной для выполнения принявших ее государств, но именно она положила начало закреплению прав детей в международных актах и на ее основах формировались современные документы, охраняющие права детей [7].

С приходом на смену Лиги Наций Организации Объединенных Наций, после окончания Второй мировой войны, начинается планомерная работа по созданию документов и органов, защищающих права человека. Так же становится ясной необходимость наличия подобных актов и организаций именно на международном уровне. В первую очередь, в целях защиты детей от ужасов военных действий и насилия в 1946 году был создан детский фонд (ЮНИСЕФ), получивший в 1965 году Нобелевскую премию мира. Он предоставляет следующие основные виды помощи:

- содействует в составлении планов и программ помощи детям;

- предоставляет материалы для осуществления этих программ;

- предоставляет средства для подготовки персонала в развивающихся странах

[19].

Реализация различных стратегических планов по обеспечению развития детей, раскрытия их потенциала и защиты их благополучия сформировало следующие основные направления деятельности Фонда:

- Здоровье и питание. ЮНЕСИФ пропагандирует грудное вскармливание, проявляет заботу о правильном рациональном питании, достаточном медицинском обеспеченье, в распространении продуктов питания, прикорма и различных витаминов;

- Защита детей. Пропагандируется три основных принципа защиты. Это заботливое отношение родителей или тех, кто отвечает за опеку детей, соблюдение морально-этических норм и ценностей по отношению к ребенку, поддержка его обществом и выполнение законов, юридических норм, регулирующих предоставление правовых и социальных услуг. Все программы, направленные на защиту детей от жестокого обращения, эксплуатации, насилия учитывают эти принципы.

- Экономика и социальная политика. Сюда входит работа по борьбе с дискриминацией, совершенствование социального обеспеченья, обеспеченье финансирования социальных программ и многое другое.

- Образование. Отстаиваются права детей и несовершеннолетних на получение ими бесплатного среднего образования. Акцент делается на образование для всех нетей, и не важен их социальный статус. Также ЮНЕСИФ предоставляет помощь развивающимся страна по обеспечении детского начисления образованием, как залог успешного развития экономии.

- ВИЧ/СПИД. Привлечение внимания к вопросам по профилактике ВИЧ-инфекций. Предоставление свободного доступа к информации, анонимным консультациям, добровольному тестированию, медицинским услугам, чтобы молодежь могла иметь возможность защитить себя от ВИЧ, особенно, это касается подростков, находящихся в группе риска [19].

Таким образов, можно сказать, что ЮНЕСИФ это отдельный орган регулирующий защиту и помощь детям. Сегодня, ЮНЕСИФ играет одну из главных ролей в выполнении миссии по организации пропаганды по защите детей. Таким образом, у организации есть возможность влиять на принятие решений, в интересах детей. Отделение ЮНЕСИФ есть и в России. Главное целью работы ЮНЕСИФ в России является защита и поддержание права детей на безопасность, здоровье и счастливое детство [14, с.3-14].

А уже в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает всеобщую декларацию прав человека, в которой четко определяется, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [2].

Несмотря на отсутствие конкретики в закреплении прав ребенка, косвенно, все ее положения имеют отношение к рассматриваемому вопросу. Однако для полноценной работы этого не достаточно.

Специальный же акт, защищающий права ребенка, принимается в ноябре 1959 года - Декларация прав ребенка. Он во многом основывался на Женевской декларации 1924 года. Новая декларация так же состоит из ряда принципов, имея прямые ссылки и положения Женевской декларации. Так, например, в преамбуле является закрепленным одно из основных, на наш взгляд, положений: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условии свободы и достоинства» [4].

Декларация 1959 года регламентирует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, которые должны быть основой для руководящих лиц, при создании законов, а также, прежде всего и для самих родителей. Также следует отметить, что самым важным в положение Декларации уже введены ключевые слова «иметь право» и «право», чего не было в предшествующих декларациях. Денная декларация была основным документов, который бы регламентировал и охранял права детей, в течении тридцати лет. Тем не менее, принимали и другие законодательные акты и документы, которые бы закрепляли права детей и конкретизировали бы положения данной декларации [18].

Документом, закрепляющим права детей и требующим их неукоснительного выполнения, становятся Минимальные стандартные правила ООН в отношении правосудия несовершеннолетних, закрепленные как Пекинские правила.

Они включают в себя такие основные нормы, которые обладают международно-правовым значением, в частности - понятие несовершеннолетнего правонарушителя. Им считается тот, кто в рамках существующей правовой системы может быть привлечен к ответственности за правонарушение в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому; при этом подросток должен подозреваться в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его. (Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. 1985г.) [18].

Интересным так же представляется введение такого понятия как статусное правонарушение. Оно означает, что ряд поступков будет не наказуем, если их совершает взрослый человек, но при их осуществлении несовершеннолетними, они становятся наказуемыми.

В целом данные правила, что является важнейшей их частью, дают рекомендации о возрасте уголовной ответственности. Утверждается, что нижняя граница возраста уголовной ответственности не должна быть слишком низкой, должны учитываться аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. Если возрастные границы оказываются совсем низкими или совсем не установленными, по большому счету теряется понятие ответственности. Ввиду этого комментарий к данному пункту Пекинских правил, гласит что: «следует приложить усилия для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе» [18].

Так же ряд авторов (к примеру - Кузьмина О.Л., Лукашева Е.А. и др.) считают, что «...правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе» [10]. При этом цели правосудия в отношении несовершеннолетних, в соответствии с Пекинскими правилами, состоят в обеспечении их благополучия, а также в обеспечении наблюдений того, что любые меры воздействия на несовершеннолетних, были соразмерны с особенностями их личности и условиями правонарушения [12, с. 240].

Особое значение имеет обеспечение конфиденциальности в делах о несовершеннолетних, которая расценивается как гарантия не нанесения вреда: «избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации» [10].

В статье 8.2. рассматриваемых Правил уточняется, что в целом никакая информация не должна публиковаться и приводить к акцентированию на личности несовершеннолетнего правонарушителя внимания. Установлено, что данное правило, не идентифицируется одинаково для всех стран. Существует

группа тех стран, что предусматривает в национальном законодательстве противоположный порядок - гласность с некоторыми небольшими оговорками или при судебном разбирательстве. В частности, именно такой порядок существует в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. В Пекинских правилах реализуется попытка создать требованиям конфиденциальности универсальный характер, рассматривая его как обязательный принцип всего судебного процесса по делам несовершеннолетних. Это подкрепляется фактами, которые присутствуют в общей декларации, но и запретом на получение доступа «третьих лиц» к материалам дел несовершеннолетних правонарушителей, а также использование этих материалов при рассмотрении дел взрослых правонарушителей [11].

Вопросам расследования и судебного разбирательства посвящена вторая часть Пекинских правил. Настоящая часть в наибольшей степени детализирована чем первая. В ней рассматривается:

- задержание несовершеннолетних и все иные контакты судьи и некоторых других компетентных лиц с несовершеннолетними нарушителями;

- прекращение дела несовершеннолетнего в досудебной стадии. Правилами советуется по возможности не прибегать к официальному разбору дела органом власти. Наряду с этим любое всякое превращение дела несовершеннолетнего и его передача «обширным службам» предполагает согласие несовершеннолетнего или/и его законных представителей;

- о властном компетентном органе, который правомочен вынести решение по делу. К ним относятся суд (трибунал), совет, комиссия. Соответственно, когда речь идет о суде, предполагается, что правомочным вынести решение является и единолично судья в пределах своей компетенции;

- о руководящих принципах вынесения судебного решения и выбора мер воздействия. Имеется ввиду, соразмерность меры воздействия не только с тяжестью правонарушения и положением дела, но и помимо всего еще и с положением и потребностями самого несовершеннолетнего (индивидуализация ответственности и наказания), а также с потребностями общества [11].

Таким образом, мы с достаточно большой долей уверенности можем утверждать, что именно Пекинские правила способствовали разработке ряда международно-правовых документов, касающихся социально-правовой защиты несовершеннолетних, значительная часть статей который впоследствии стала относиться к деятельности ювенальной юстиции.

В данном случае речь идет о таких документах как Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (приняты VIII конгрессом ООН в 1990 году) и о Правилах ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы (утверждены на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году).

Так же Генеральной Ассамблей ООН 3 декабря 1986 года была принята Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях. Даная декларация ссылается на такие документы как: Всеобщая декларация прав человека,

Международный пакт об экономических и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации, а отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в резолюции в 1959 году [6, с. 180].

В данном документе, в большей мере учитываются «семейные» права ребенка. А именно это те права, проявляющиеся при передаче несовершеннолетних на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях. Так, первая часть, о общем благополучии семьи и ребенка, гласит, что «каждое государство должно уделять особенное внимание благополучию семьи и ребенка» [15].

Считается, что благополучие ребенка напрямую зависит от благополучия семьи, что в целом справедливо и рационально, учитывая, что основная забота о ребенке целиком лежит на родителях. Прямо указывается: «... Если родители не проявляют заботы о своем ребенке, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении о помещении ребенка в специальное учреждение. (ст. 4). Лица, отвечающие за процедуры передачи детей на воспитание или усыновление, должны иметь профессиональную или иную соответствующую подготовку (ст. 6). Так же здесь указывается тот факт, что ребенок всегда должен иметь имя, гражданство и законного представителя (ст.8)» [6, с. 182-184].

Также учитывается такие аспекты как передача детей на воспитание и усыновление и права на защиту ребенка, при передаче его в другую семью. «По статье 13 основная цель усыновления заключается в обеспечении постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители». [6, с. 167].

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, так же устанавливает нормы усыновления детей иностранными гражданами. При этом приоритет в данном случае остается за законодательством конкретного государства. Указывается, что усыновление ребенка должно производиться только через органы и учреждения, которые компетентны в данном вопросе, при соблюдении гарантий и норм, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране происхождения. Усыновление, ни при каких обстоятельствах не должно приводить к получению финансовых выгод, сторонами, которые принимают участие в усыновлении [6, с. 171].

Одним из важнейших документов защиты детей является Конференция о правах ребенка. Конвенция принята Организацией Объединенных наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу в 1990 году, после того как ее ратифицировали ее двадцатью государствами. Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей. Пятьдесят четыре статьи конкретизируют индивидуальные права человека в возрасте до восемнадцати лет, на полное развитие своих возможностей в условиях, свободы от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция о правах ребенка, это первый международный документ, который поднимает такие острые вопросы как защита от сексуальной и иных

видов эксплуатации, обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее в неблагоприятных условиях, вопросы наркомании, детской преступности, межгосударственная практика усыновления детей, потребности детей инвалидов, дети в вооружённых конфликтах, также дети меньшинств и коренных народов [5].

Одним из важных аспектов в защите детей, является образование. В Конвенции вопрос образования, поднимается в двух статьях, 27 и 28. В них говориться, что «начальное образование должно быть обязательным, доступным и бесплатным для каждого, равно как и то, что образование должно быть направленным на развитие личности ребенка, его природных способностей и дарований, в условиях, которые бы соответствовали уважению национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Значительный акцент ставиться на равенстве образовательных возможностей для мальчиков и девочек» [9].

На сегодняшний день, в мире достаточно остро стоит вопрос использования детей в целях сексуальной эксплуатации. Ежегодно, данный бизнес приносит многомиллиардные доходы. Вовлеченность детей в данный «бизнес» различна, кого-то принуждают к этому силой, других похищают или завлекают обманными действиями. Печальным является тот факт, что некоторых несовершеннолетних на занятие проституцией подвергают обстоятельства, чтобы у них была возможность выжить на улицах или отплатить пропитание и одежду. Вне зависимости, какие не были бы обстоятельства, опасность сексуальной эксплуатации огромна, наноситься необратимый ущерб психическому и физическому здоровью, страдает достоинство и самоуважение, создается угроза будущему развитию ребенка. Хоть сексуальная эксплуатация присутствует, чуть ли не в каждом обществе, в связи с тем, что она носит нелегальный характер, очень проблематично получить надежные данные и обеспечить достойную защиту детям, которые являются ее жертвами [3, 16].

В Конвенции 34 статья призывает государства обезопасить и защищать детей от «незаконной сексуальной практики» и использования в целях эксплуатации в проституции и порнографии. Большинство стран учитывают свои национальные законы в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. На сегодняшний день зашита прав несовершеннолетних осуществляется не только через правовые документы, но и с помощью созданных международных органов по защите прав ребенка [16].

В соответствии со своей юридической направленностью, универсальные органы подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, которые созданы на базе Устава ООН, и договорные контрольные органы, которые предусмотрены международными соглашениями по правам человека. При этом универсальные органы имеют общую и специальную компетенции. Внедоговорные механизмы принадлежат органам ООН. Устав 1945 года как документ не принадлежит к группе инструментов, которые напрямую посвящены правам человека. Но как бы то ни было, выполняя главенствующую роль «Конституции ООН», он лежит в основе международного правопорядка. Устав гласит, что Организация Объединенных Наций призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, поля, языка и религии» [3.; 16].

Для решения рассматриваемых выше проблем статья 57 Устава ООН предусматривает создание дополнительных специализированных учреждений, которые могли бы заниматься правами и защитой детей, но при этом не обязательно имели бы однозначную спецификацию. Мы можем выделить следующие организации, имеющие возможности по социально-правовой защите несовершеннолетних:

- Международная организация труда;

- Всемирная организация здравоохранения;

- Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

- Международный чрезвычайный детский фонд (ЮНИСЕФ);

- Фонд ООН по народонаселению;

- Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Мы можем так же говорить о существовании внедоговорных органов ООН, осуществляющих контроль за соблюдением прав ребенка: Генеральная Ассамблея ООН, Совет безопасности ООН, Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Каждый из этих органов имеет достаточное количество полномочий для защиты прав и поддержанию социального благополучия несовершеннолетних. К примеру, Совет Безопасности ООН играет решающую роль в вопросах защиты детей при возникновении вооруженных конфликтов и иных массовых чрезвычайных ситуаций. Вопросами по созданию проектов, резолюций, конвенций направленных на защиту детей для представления их Генеральной Ассамблее ООН, занимается ЭКОСОС. Деятельностью Комиссии по правам человека, в вопросах защиту несовершеннолетних, является принятие сообщений от любых лиц и изучение ситуации нарушений прав человека. Но в тоже время достаточно политизированная природа данного органа и определённые другие факторы не позволяют Комиссии выполнять высокоэффективную защиту прав человека в целом и права ребенка (несовершеннолетних) в частности [17, с. 201228].

Одним из главенствующих органов по защите прав человека, на сегодняшний день, является Комитет по правам человека ООН. Он был создан с целью исполнения требований Международного пакта о гражданских и политических правах, комитет воспроизводит достаточно полную картину международного контроля в сфере прав человека на универсальном уровне. Комитет состоит из 18 экспертов, которые выступают в личном качестве, а не как прямые представители государств, поэтому комитет является одним из более авторитетных органов в сфере прав человека [17, с.201-228].

Согласно Факультативному протоколу к Пакту о гражданских и политических правах, вступившему в действие в 1976 году, Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. «Государство - участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать

сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства — участника Пакта, которое не является участником настоящего Протокола» .В Пакте содержатся и статьи, закрепляющие права ребенка [17, с.201-228].

Все документы и доклады государств о проделанной работе по социально-правовой защите несовершеннолетних рассматриваются Комитетом по правам ребенка раз в пять лет. Так же определяется практическая деятельность по осуществлению положений Конвенции.

Особой задачей является выполнение координирующих функций по выполнению тех целей, которые ставит Конвенция в рамках международного сотрудничества. Именно поэтому в его деятельности принимает участие ряд специализированных учреждений ООН (например, ЮНИСЕФ), а так же различные внешние учреждения и международные неправительственные организации.

Интересным новшеством, на наш взгляд, является то, что в соответствии с последними изменениями, государства обязаны обеспечивать «широкую гласность докладов», представляемых в ООН о положении несовершеннолетних. Таким образом, может осуществляться привлечение широких слоев населения к решению существующих проблем и осуществляться широкий контроль в данной сфере.

Государства-участники подают в Комитет доклады, о мерах, которые были предприняты для реализации прав ребенка, признанных в Конвенции, а также о прогрессе, достигнутом в процессе применения этих прав. Доклады предоставляются, раз в пять лет, но первый доклад, должен быть предоставлен спустя два года, после вступления в силу Конвенции, в данном государстве. В докладах перечисляются те факторы и трудности, которые могут повлиять на выполнение обязательств Конвенции, то есть, таким образом, государство объективно оценивает свои силы [8].

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка [8].

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов, органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц.

Можно констатировать, что нарастающее внимание со стороны широких масс населения и особенно неравнодушных граждан к проблемам социально-правовой защиты несовершеннолетних (и защиты прав человека вообще) в настоящее время становятся той силой, которая постепенно повышает

эффективность существующих механизмов защиты прав и свобод личности и будет способствовать их выведению на качественно новый уровень.

Библиографический список:

1. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. ... дисс. д-ра юрЬ1. наук: 12.00.01 - Саратов, 2007. - 56 с.

2. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 08.10.2017).

3. Данилова В.А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : М., 2013. - 17 с.

4. Декларация прав ребенка. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec. shtml (дата обращения: 08.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Единый день правовых знаний//Вестник московского образования, 2012. -№24. [Электронный ресурс] URL: http : //mosmetod.ru/files/proj ects/k1assni_chas/day_pravo. pdf (дата обращения 08.10.2017).

6. Инновационные направления современных международных отношений/ под ред. А. В. Крутских, А. В. Бирюкова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 295 с.

7. История международного чрезвычайного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ): [Электронный ресурс]: URL: http://www.fundinguniverse.com/company-histories/united-nations-international-children-s-emergency-fund-unicef-history/ (дата обращения: 05.09.2017).

8. Комитет по правам ребенка Управления Верховного Комиссара ООН. [Электронный ресурс]: URL: http : //www. ohchr. org/RU/HRBodies/CRC/Pages/CRCIntro. aspx (дата обращения 06.10.2017).

9. Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 08.10.2017).

10. Кузьмина О.Л. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 Калининград, 2005. - 28 с.

11. Лисукова К.В. Сотрудничество государств по защите прав несовершеннолетних и учреждению систем ювенальной юстиции : международно-правовой аспект : дисс. ... канд. Юрид. наук : 12.00.10 - Москва, 2009. - 19 с.

12. Международные акты о правах человека. Сборник документов.// Составители В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. -784 с.

13. Монтессори М., Корнетов Г. Помоги мне это сделать самому. М.: Litres, 2017. - 272 с.

14. Мусина Н.М. Международно-правовые проблемы деятельности детского фонда ООН : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 - Москва, 2012.- 19 с.

15. Никитина А.А. Криминологическая характеристика предупреждения бытового насилия в отношении несовершеннолетних: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Ростов н/Д, 2005. - 20 с.

16. Саламатина И.И. Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования делинквентных групп несовершеннолетних: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Коломна, 2000. - 25 с.

17. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2012. -704 с.

18. Титова Т.А.. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - 28 с.

19. ЮНИСЕФ. [Электронный ресурс]: URL: https://www.unicef.org/eca/ru/ (дата обращения: 08.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.