Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 17 (308). Право. Вып. 37. С. 74-78.
О. Г. Савчишкина, Г. И. Степанов
ЗАРУБЕЖНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДА] НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Рассмотрена актуальная проблема развития уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ. Делается вывод о том, что уголовное законодательство зарубежных государств в сфере ответственности за контрабанду наркотиков формулируется по-разному, но во всех законах это преступление признается как имеющее значительную опасность для общества.
Ключевые слова: уголовное законодательство, ответственность за контрабанду, сравнительно-правовой анализ, Уголовный кодекс, таможенная граница.
Изучение законодательства зарубежных государств, направленного на борьбу с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, представляет определенную ценность для поиска оптимальных законодательных решений в процессе совершенствования аналогичных отечественных уголовных законов. Это особенно актуально сегодня, если учесть, что уголовная ответственность за контрабанду наркотиков в России находится на стадии становления в условиях таможенного союза. Актуальность проблемы борьбы с данным преступлением заключается в том, что совершенствуется профессионализм и организованность действий преступных группировок, несмотря на все принимаемые меры, увеличивается нелегальное производство наркотических средств. Доходы от наркобизнеса, по оценкам экспертов ООН, ежегодно составляют десятки миллиардов долларов и уступают только прибыли, получаемой от торговли оружием. Поэтому проблема борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ стоит остро не только в России, но и практически во всех государствах мира, что требует обмена опытом в этом непростом деле. С этой целью проведем анализ соответствующего уголовного законодательства некоторых стран СНГ и других государств.
Следуя рекомендациям Модельного Уголовного кодекса, ряд государств СНГ разделили контрабанду на два самостоятельных состава преступления. Например, ст. 209 главы под названием «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса (УК) Республики Казахстан1 предусматривает уголовную ответственность за экономическую контрабанду, а ст. 250 устанавливает особую уголовную ответственность за контрабан-
ду изъятых из обращения или ограниченных в обращении предметов (оружия, наркотиков и т. д.). Данный состав расположен в разделе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Другим объектом ст. 250 УК Республики Казахстан признан также порядок в связи с таможенным регулированием предметов, изъятых либо ограниченных в обращении. Уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена в виде лишения свободы до 15 лет в зависимости от наличия квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.
Как видим, общественная опасность контрабанды наркотиков в Казахстане приравнена к контрабанде оружия на уровне общественной безопасности, что отличает этот закон от российского, признавшего объектом данного преступления здоровье населения. Однако надо признать, что эти два объекта по степени важности фактически равнозначны.
Уголовный кодекс Республики Узбекистан также подразделяет контрабанду на два вида, которые предусмотрены ст. 246 «Преступления против общественной безопасности» и ст. 182 «Преступления против основ экономики» (к ним относится экономическая контрабанда)2. Такой способ совершения контрабанды, как использование служебного положения (без конкретизации субъекта преступления), отнесен к основному составу преступления, представленному в ч. 1 ст. 182 УК Республики Узбекистан.
Отдельного внимания заслуживает особо квалифицированный вид контрабанды, совершенной с подрывом таможенной границы (ч. 2 ст. 182). На наш взгляд, данный признак может быть учтен и российским законодателем в целях дифференциации уголовной ответственности
за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ.
В качестве положительного примера можно отметить также расширенное толкование в указанном законе такого особо квалифицирующего признака, как организованная группа. Согласно п. «в» ч. 2 ст. 182 УК Республики Узбекистан ответственность наступает за контрабанду, совершенную не только самой организованной группой, но и совершенную в ее интересах. Установление ответственности лиц, не состоящих в организованной группе, но способствующих ее преступной деятельности, нам представляется вполне целесообразным.
В ст. 206.2 УК Республики Азербайджан перечислены предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу данного государства. Однако, в отличие от УК РФ, ст. 206.3 УК Республики Азербайджан предусматривает еще один квалифицирующий признак — совершение контрабанды неоднократно3.
Хотя признак «неоднократность» в российском уголовном законодательстве утратил силу, думается, что в составе контрабанды наркотиков в виде исключения его присутствие было бы желательно, если учесть значительную общественную опасность данного преступления.
В УК Республики Беларусь состав контрабанды закреплен в ст. 228 гл. 25 «Преступления против осуществления экономической деятельности». Законодатель Республики Беларусь, в отличие от российского, расширил перечень квалифицирующих признаков, указав в качестве такового совершение контрабанды лицом, ранее судимым за это преступление (ч. 3 ст. 228 УК Республики Беларусь).
Представляет интерес определение крупного размера в примечании к данной статье. Он определен следующим образом: «...если стоимость перемещенных одним лицом или группой товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер минимальной заработной платы, установленной на день совершения преступления»4.
Прежняя судимость лица за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ также признается квалифицирующим признаком в ст. 305 УК Украины «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров». Данный состав там помещен в разд. 13 «Преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов или прекурсоров и иные преступления против здоровья населения». Специфика данного состава определяется исходя из предмета преступления, к которому относятся: наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или прекурсоры, перемещаемые через таможенную границу Украины помимо таможенного контроля либо с сокрытием от таможенного контроля. В ч. 2 ст. 305 УК Украины в качестве квалифицирующих признаков закреплены признаки «повторно» или «по предварительному сговору группой лиц», а также «если предметом этих действий были особо опасные наркотические средства либо психотропные вещества, их аналоги, либо прекурсоры в крупных размерах».
Мы считаем, что данный подход законодателя Украины к выбору квалифицирующих обстоятельств является обоснованным, поскольку при контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и ядовитых веществ основным объектом посягательства является здоровье населения.
В ст. 248 УК Республики Молдова предусмотрен дополнительный способ контрабанды — «утаивание предметов в специально изготовленных или приспособленных для этого хранилищах», что является, на наш взгляд, целесообразным и для российского закона.
Не меньший научный интерес в плане ответственности за контрабанду наркотиков представляет и уголовное законодательство некоторых государств Европы и Азии.
Уголовный кодекс Латвийской Республики контрабанду товаров закрепил в ст. 190 гл. 19 «Преступные деяния в народном хозяйстве», включив в данный состав контрабанду наркотиков лишь в качестве особо квалифицирующего обстоятельства5.
Часть 2 ст. 76 УК Эстонской Республики6 предусматривает контрабанду товаров или иных ценностей, запрещенных или требующих наличия специального разрешения, но не имеющих его (радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, исходящих веществ наркотических средств или психотропных веществ, ненаркотических лекарств, ядовитых или отравляющих веществ, стратегических товаров, огнестрельного оружия или боеприпасов). В качестве квалифицирующих признаков эстонский законодатель указал в ч. 3 ст. 76 кодекса совершение
контрабанды должностным лицом с использованием служебного положения или гражданским лицом.
Наиболее детально вопросы ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ рассматриваются в УК Китайской Народной Республики (КНР)7. Там этому преступному деянию посвящено девять статей (ст. 151-157). Контрабанда наркотиков в этой стране относится к преступлениям против социалистического рыночного экономического порядка.
Особенно строгая уголовная ответственность предусмотрена за контрабанду наркотиков, независимо от их количества, и склонение несовершеннолетних к контрабанде (ст. 347 УК КНР)7. Более строго наказывается неучтенная неоднократная контрабанда. В качестве основного наказания за контрабанду наркотических средств согласно ст. 347 УК КНР предусматриваются: лишение свободы на пятнадцать лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь, а в качестве дополнительного наказания применяется конфискация имущества.
Представляют интерес квалифицирующие признаки ст. 347 УК КНР:
- контрабанда, торговля, перевозка, производство 1000 г и более опиума, 50 г и более героина либо метиламфетамина или других наркотиков в большом количестве;
- руководство группой по контрабанде, торговле, перевозке, производству наркотиков;
- вооруженное прикрытие контрабанды, торговли, перевозки, производства наркотиков;
- применение насилия, сопротивление следствию, задержанию, аресту при отягчающих обстоятельствах;
- участие в организованном международном наркобизнесе.
Особенно строго наказываются использование, склонение несовершеннолетних к контрабанде, торговле, перевозке, производству наркотиков или продажа наркотиков.
Статья 349 УК КНР предусматривает уголовную ответственность с наказанием в виде лишения свободы на срок до трех лет, арестом либо надзором даже за «выгораживание преступников, занимавшихся контрабандой, торговлей, перевозкой, производством наркотиков, укрывательство, перемещение, утаивание наркотиков или преступных доходов». Данный закон нам представляется вполне оправданным и за-
служивающим внимания со стороны российского законодателя при решении вопросов усиления уголовной ответственности за контрабанду наркотиков.
Однако чрезмерная регламентация родственных преступных деяний, связанных с контрабандой наркотиков, и чрезмерная жестокость наказания в УК КНР, на наш взгляд, вряд ли является целесообразной.
В УК Японии (ст. 138) предусмотрена уголовная ответственность за ввоз и другие действия в отношении опия или приборов, служащих для курения опия, совершаемые лицами, ведающими таможенными делами. Если такое лицо ввозило или разрешало ввозить опий или приборы, служащие для его курения, оно наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от одного года до десяти лет.
Предусмотрена уголовная ответственность также и для лиц, не являющихся работниками таможенных органов, которые способствуют контрабандному ввозу опия в страну (ст. 136). В статье определено следующее: «Лицо (любое. кроме лиц, ведающих таможенными делами), ввозящее, изготавливающее, продающее или имеющее с целью продажи опий. наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от шести месяцев до семи лет».
В уголовном законодательстве Германии специального состава преступления, предусматривающего ответственность за контрабанду наркотических средств, нет. Регулируется ответственность за контрабанду вообще. Положением о налогах (Abgabeordnung) от 16 марта 1976 г. предусмотрено два состава контрабанды безотносительно к ее предмету — простая контрабанда (§ 372) и квалифицированный состав контрабанды (§ 373). При этом контрабанда наркотиков вообще не выделяется, и наказание за нее необычно по своей гуманности.
Согласно § 372 Положения о налогах простая контрабанда состоит в том, что виновный вопреки существующему запрету ввозит, вывозит или провозит те или иные предметы без предъявления их надлежащей таможне. Наказание — лишение свободы на срок до пяти лет (минимум лишения свободы по УК Германии равен одному месяцу) или штраф.
Квалифицированная контрабанда — это, согласно § 373 Положения о налогах, контрабанда,
совершаемая в виде промысла, либо с применением насилия, либо в составе банды с применением огнестрельного оружия. Наказание — лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет8.
Нормы об ответственности физических и юридических лиц за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в уголовном законодательстве Великобритании содержатся в двух специальных актах — Законе «О злоупотреблении наркотиками» (1971) и Законе «О наркотиках» (2005). Кроме того, отдельные нормы, устанавливающие ответственность за контрабанду наркотиков, а также предписания о наказаниях и полномочиях судов, полиции и таможни по расследованию подобных преступлений, содержатся в целом ряде других законов — «О таможне и акцизах» (1979), «О полиции и доказательствах по уголовным делам» (1984), «Об уголовной юстиции (международное сотрудничество)» (1990), «Об уголовной юстиции» (1993), «О незаконной торговле наркотиками» (1994) и др.
Ответственность за контрабанду наркотиков установлена Законом «О таможне и акцизах» (ст. 50 и 68), согласно которому лица, виновные в незаконном импорте и экспорте наркотиков класса А, по обвинительному акту наказываются пожизненным тюремным заключением и штрафом в неограниченном размере; класса Б — тюремным заключением на срок до 14 лет и/или штрафом в неограниченном размере.
Незаконный трафик наркотиков на британских кораблях преследуется на основании Закона
об уголовной юстиции (международное сотрудничество) 1990 г. и Закона «О незаконном трафике наркотиков» 1994 г. Лица, виновные в их совершении, наказываются по обвинительному акту тюремным заключением, вплоть до пожизненного, в тех случаях, когда речь идет о наркотиках класса А; за трафик наркотиков класса Б и В — тюремным заключением на срок до 14 лет и/или штрафом, размер которого определяет суд по своему усмотрению; в суммарном порядке преступление наказывается тюремным заключением на срок до 12 месяцев и/или штрафом в размере, не превышающем статутный максимум (5000 фунтов стерлингов).
В рамках нашей темы представляет интерес также уголовное законодательство США. Основным правовым инструментом борьбы с незаконным оборотом наркотиков в этой стране
являются разд. 18 и 21 Свода законов США, куда включены законы «О веществах, находящихся под контролем» (1970), «О лечении наркомании» (1974), «О психотропных веществах» (1978), «Об изменениях в наказаниях за нару шение з акона “О веществах, находящихся под контролем”» (1984), «О предотвращении химических диверсий» (1993), «О предотвращении перевозки наркотиков» (1994) и др.
Ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (импорт/экспорт) предусматривается § 333 разд. 21 и § 924 разд. 18 Свода законов США9. В первом случае указывается на умышленное нарушение правил ввоза-вывоза наркотических и психотропных веществ, распространяющихся как на внешнюю торговлю, так и на торговлю между штатами. Наказание за такое деяние устанавливается в виде лишения свободы на срок до десяти лет и/или штрафа в размере до 250 тыс. долл. Во втором случае ответственность, ограниченная только низшим пределом сроков лишения свободы, предусматривается за преступления, связанные с незаконным трафиком наркотиков с использованием огнестрельного оружия. В этом случае в дополнение к наказанию за основное преступление назначается наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет — в случае наличия огнестрельного оружия, не менее семи лет — в случае открытой демонстрации огнестрельного оружия, не менее десяти лет — в случае применения огнестрельного оружия9.
Таким образом, Свод законов США определяет более высокий уровень общественной опасности, если контрабанда наркотиков совершается с применением огнестрельного оружия, что представляется вполне логичным.
Подводя итог, можно сделать вывод, что уголовное законодательство зарубежных государств в области ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов формулируется по-разному, но во всех законах это преступление признается как имеющее значительную опасность для общества. В большинстве уголовных законов стран, представленных в нашей работе, наблюдается единый подход к пониманию сущности контрабанды наркотиков. Некоторые из квалифицирующих признаков, предусмотренных в этих законах, являются вполне логичными и могут
быть предусмотрены в составе ст. 229.1 УК РФ. В частности речь идет об уголовном законодательстве Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и других государств.
Примечания
1 Уголовный кодекс Республики Казахстан = The Kazakh penal code : Закон Респ. Казахстан от 16 июля 1997 г. № 167 с изм. и доп. на 1 авг. 2001 г. / предисл. И. И. Рогова. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. Ст. 236.
2 URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp
3 См.: Лозовицкая, Г. П. Общий сравнительноправовой комментарий и сравнительные таблицы уголовных кодексов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) : в 2 ч. Т. 2 / под ред. П. Г. Пономарева. Саратов : Изд-во Саратов. акад. права, 2002. С. 113.
4 Там же. С. 97.
5 Уголовный кодекс Латвийской Республики = The Latvian penal code : принят 8 июля 1998 г. Введен
в действие с 1 апр. 1999 г. С изм. и доп. на 1 авг. 2001 г. / науч. ред. А. И. Лукашова ; пер. с латыш. А. И. Лукашова. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. С. 195.
6 Уголовный кодекс Эстонской Республики = The Estonian penal code : с изм. и доп. на 1 авг. 2001 г. / науч. ред. и пер. с эст. В. В. Запевалова. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. С. 97.
7 Ахметшин, X. Б. Современное уголовное законодательство КНР. Уголовный кодекс КНР / X. М. Ахметшин, Н. X. Ахметшин, А. А. Петухов. М. : Муравей, 2001. С. 375-377.
8 См.: Кубанцев, С. П. Ответственность за контрабанду наркотиков и ряд иных преступлений, связанных с наркотиками, по уголовному законодательству некоторых зарубежных государств // Рос. право в Интернете. 2009. № 4.
9 Козочкин, И. Д. Уголовное право США. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2007. С. 308.