УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Ф. К. Иброхимов*
Контрабанда в истории и действующем законодательстве таджикистана: уголовно-правовой и криминологический аспекты
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные этапы развития уголовного законодательства Республики Таджикистан, предусматривавшего ответственность за контрабанду. Приведены основные законодательные акты, на которые опирается государство в целях предотвращения незаконного поступления товаров на территорию Таджикистана, а также статистические данные, которые отражают зависимость количества преступлений рассматриваемой категории от состояния и изменений уголовного законодательства. Проанализированы способы совершения контрабанды в зависимости от предмета перевозки.
Ключевые слова: контрабанда, уголовный закон, уголовная ответственность, государство, таможенные органы, таможенные платежи, таможенная пошлина, Республика Таджикистан.
001: 10.17803/1994-1471.2016.71.10.124-130
Исторический анализ такого явления, как контрабанда (итал. contrabando, от contra — против и bando — правительственный указ), показывает, что попытки незаконного провоза товаров имели место еще в древнегреческие и древнеримские времена. Однако тогда случаи контрабанды носили единичный характер, приобретя массовость лишь по мере развития рыночных отношений, возникновения и укрепления государственных границ и, соответственно, таможенных органов.
Таможенная служба известна человечеству более четырех тысяч лет, начиная свой исторический отсчет со времен древнеегипетских государств. Как и четыре тысячи лет назад, так и на пороге третьего тысячелетия таможенная служба любого государства реализует созданный ею потенциал через выполнение государственных задач, содействует международной торговле. В полной мере это относится и к таможенной службе Таджикистана, активно влияющей на благосостояние и безопасность граждан страны1 .
1 Уголовное право зарубежных государств. Общая часть : учеб. пособие / под ред. и с предисл. И. Д. Ко-зочкина. М. : Омега-Л, Ин-т международ. права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2013. 485 с.
© Иброхимов Ф. К., 2016
* Иброхимов Фарход Кучмуродович, аспирант кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Впервые понятие контрабанды в истории законодательства Таджикистана было дано во время существования Советского Союза — в Таможенном кодексе Таджикской ССР 1961 г. Под контрабандой понималось «незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных или иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшейся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения»2.
Принятие в 1998 г. Уголовного кодекса Республики Таджикистан3 внесло коррективы в данное определение. Так, согласно ст. 289 УК РТ под контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Таджикистан товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
При этом крупный размер законодателем определяется, как превышение стоимости в пять тысяч расчетных показателей. На сегодняшний день один показатель для расчетов, исчисления налогов и пошлин в Таджикистане равен 40 сомони (приблизительно 413 руб.).
Пункт 2 статьи 289 УК РТ закрепляет, что предметом контрабанды могут быть психотропные и наркотические средства, вещества и прекурсоры, ядовитые, отравляющие, сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые вещества, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы или военные снаряжения, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения, вооружение, материалы и оборудование,
которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а равно стратегически важные сырьевые товары и художественные, исторические, археологические или другие культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Республики Таджикистан.
Необходимо отметить, что наличие в законодательстве Таджикистана наиболее строгой, по сравнению с другими государствами (Россия, Азербайджан, Армения и др.), ответственности за контрабанду (до 20 лет) практически не влияет на количество преступлений.
В настоящее время ежедневно через таможенную границу Таджикистана пытаются провести различную контрабанду: то, что перевозить запрещено, или же незадекларированные товары. Но если, к примеру, незадекларированные телефоны или шубы влекут за собой экономические потери для государства в виде недоимок по налогам и таможенным сборам, то провоз наркотических средств, огнестрельного оружия, боеприпасов и тому подобного неизбежно приводит к смерти населения.
Совершение контрабанды на протяжении всей истории Республики Таджикистан являлось очень прибыльным предприятием. Если рассматривать контрабанду с точки зрения бизнеса, то становится очевидным, что в ней, как и в любом бизнесе, корыстный мотив определен самой целью осуществления деятельности. Однако нельзя сказать, что государство не уделяет внимания существующей на практике проблеме контрабанды. Напротив, многие заявления лидеров Республики Таджикистан направлены на усиление борьбы с данным преступлением.
В связи с тем что одними из основных функций Республики Таджикистан является гарантия и охрана здоровья населения страны, а также учитывая статью 45 Конституции РТ4, закрепляющую обязанность граждан уплачивать определяемые законом налоги и сборы, правоохранительными органами Таджикиста-
2 Таможенный кодекс Таджикской ССР 1961 г. // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1961. № 24.
3 Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. № 12. Ч. 2. Ст. 704.
4 Конституция Республики Таджикистан : на тадж., рус. и англ. языках. Принята на всенародном референдуме 6 ноября 1994 г., с изм. и доп. от 22 июня 2003 г. Душанбе, 2003. 85 с.
на разрабатываются различные методы борьбы с незаконным ввозом запрещенных в свободном обороте товаров, в том числе путем введения уголовной ответственности.
На развитие уголовного законодательства в Республике Таджикистан повлияло не только приобретение в 1991 г. государственной независимости, но и участившиеся случаи провоза товаров, изъятых или ограниченных в обороте, с территории Афганистана.
Рост контрабанды наркотических средств и оружия выявил необходимость создания в 1997 г. в стране такого органа, как Комитет по охране государственной границы при Правительстве РТ (13 января 2006 г. Указом Президента РТ № 1668 данный комитет был преобразован в Государственный комитет по охране Государственной границы РТ5). А в марте 2000 г. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон издал Указ об образовании Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики.
Постановлением Правительства РТ от 2 ноября 2007 г. № 543 утверждена «Государственная программа борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008—2015 годы»6, среди положений которой указано, что «противостояние угрозам преступности невозможны без претворения в жизнь принципов международного сотрудничества, основанного на взаимном доверии сотрудников»7 .
Таким образом, можно отметить, что уголовное законодательство Таджикистана со-
вершенствуется не только благодаря принятию ряда законов внутри страны, но и активному участию государства в мировой жизни.
В соответствии с Национальной стратегией по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013—2020 годы, утвержденной Указом Президента РТ от 13 февраля 2013 г., № 14098: высокий уровень незаконного производства наркотических средств в Исламской Республике Афганистан и их контрабанда является основным определяющим фактором наркоситуации в Республике Таджикистан и во всем регионе Центральной Азии.
В связи с чем в Республике Таджикистан нормативно-правовая база, направленная на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, профилактику, лечение и реабилитацию наркозависимости, приведена в соответствие с международными стандартами. Таджикистаном ратифицированы Единая конвенция 1961 г. по наркотическим средствам с дополнениями в соответствии с Протоколом 1972 г., Конвенция 1971 г. о психотропных веществах и Конвенция 1988 г. по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Также подписаны 17 межгосударственных соглашений и реализовывается 30 международных антинаркотических проектов.
В октябре 2000 г. Республика Таджикистан, после подписания Президентом Республики Договора об учреждении ЕврАзЭС9 (вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации
5 Указ Президента РТ № 1668 от 13.01.2006 // Собрание актов Президента и Правительства РТ. 2003. Янв. Ст. 1668.
6 Государственная программа борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008—2015 годы, утв. постановлением Правительства РТ от 02.11.2007 № 543 // Централизованный банк правовой информации РТ. URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=12124 (дата обращения: 5 декабря 2015 г.).
7 Постановление Правительства РТ от 2 ноября 2007 г. № 543 «Об утверждении Государственной программы борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008—2015 годы» // Централизованный банк правовой информации РТ. URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=12123 (дата обращения: 5 декабря 2015 г.).
8 Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013—2020 годы, утв. Указом Президента РТ от 13 февраля 2013 г. № 1409 // URL: http://rus.akn.tj/index. php?option=com_content&view=article&id=815:-2013-2020-&catid=31:programy-strategiya&Itemid=46 (дата обращения: 5 декабря 2015 г.).
9 Международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для эффективного продвижения ее участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза.
всеми государствами-членами), стала одним из пяти членов Евразийского экономического сообщества, членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (15 июня 2001 г.) и членом Организации Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002 г.) (ОДКБ). Одной из важных задач этих организаций является создание общей унифицированной системы таможенного регулирования.
В Уголовном кодексе Таджикистана в статье 199.1 закреплена ответственность за незаконные ввоз на территорию Республики Таджикистан, производство, хранение, сбыт, передачу в собственность другому лицу и использование пиротехнических материалов.
Несмотря на то что пиротехника не отнесена к предметам контрабанды, закрепленным в статье 289 УК РТ, однако формулировка диспозиции позволят сделать вывод, что данный товар и способ его перемещения законодателем рассматривается именно как контрабанда.
Однако, несмотря на государственную пропаганду запрета контрабанды, ужесточение мер борьбы с незаконным оборотом оружия, наркотических и психотропных веществ, устойчиво увеличивается объем транзита из близлежащей Исламской Республики Афганистан. Также на территорию Таджикистана незаконно доставляются через таможенную границу автотранспортные средства и товары народного потребления.
В большинстве случаев от предмета контрабанды зависит способ совершения преступления, который играет немаловажную роль в разработке и выборе методов расследования.
В юридической литературе способы совершения преступления подразделяют на группы. Так, например, И. А. Николайчук10 выделяет две группы способов контрабанды: 1) легальный (открытый), включающий:
а) ненасильственный — путем обманного использования документов и средств идентификации (пломб, печатей, маркировки и т.п.). Чаще всего, данный способ заключается в предоставлении
таможенному органу недействительных либо подложных документов, пломб и печатей, относящихся к иным перемещаемым товарам;
б) недекларирование или недостоверное декларирование, что может иметь как тайный, так и открытый характер;
в) насильственный — путем открытого прорыва таможенной границы вопреки прямому запрету работников таможни;
2) скрытый (тайный), включающий:
а) перемещение объектов контрабанды путем незаконного пересечения границы;
б) сокрытие объектов от таможенного контроля.
Данные способы совершения контрабанды нередко используются контрабандистами при пересечении границы. Так, по данным Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ, в августе 2015 г. в отношении шести неизвестных было возбуждено уголовное дело по следующим статьям УК РТ: ч. 4 ст. 200 «Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта в особо крупных размерах», ч. 2 ст. 289 «Контрабанда» и ч. 2 ст. 335 «Незаконное пересечение государственной границы Республики Таджикистан». Указанные лица в темное время суток на участке таджикско-афганской границы вступили в перестрелку с таджикскими пограничниками, пытаясь проникнуть вглубь территории11
Сокрытие от таможенного контроля предметов контрабанды чаще всего осуществляется путем помещения их в различные тайники, которыми могут быть как неодушевленные предметы, так и люди, домашние животные.
В настоящее время (согласно официальным данным таможенной службы РТ) участились случаи контрабанды огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывных устройств, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и военной техники путем их пересылки посредством почтового международного отправления.
10 Николайчук И. А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2010. С. 37.
11 На таджикско-афганской границе произошло боестолкновение, изъято почти 12 кг наркотиков // Сайт радио «Озоди». URL: http://rus.ozodi.org/content/article/26774696.html (дата обращения: 5 декабря 2015 г.).
В целях пресечения незаконного перемещения товаров на территории Таджикистана проводятся специальные мероприятия:
Так, с 20 по 25 мая 2015 г. проводилась специальная международная антинаркотическая операция «Канал — Южный капкан» в рамках Региональной антинаркотической операции «Канал». Целью данной операции являлось перекрытие каналов поступления наркотических средств из Афганистана. В результате которой в странах-участницах: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан было изъято 12,450 т наркотических средств, в т.ч. 10,3 т опиатов. Из общего объема изъятых наркотиков 666 кг было изъято в Таджикистане.
Более чем за 20 лет Новейшей истории при непосредственном участии сотрудников органов безопасности и милиции в Республике были ликвидированы и пресечены попытки контрабанды: из незаконного оборота изъято более 20 т наркотических средств, 1 200 автоматов, 540 пулеметов, 480 гранатометов. 980 мин, 4 050 гранат, свыше 1 млн разнокалиберных патронов, другие боеприпасы, военная техника, взрывчатые вещества в особо крупных размерах.
5 978
2012 год 2013 год 2014 год
Количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств за период 2012—2014 гг.
12 О результатах борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия наркомании на территории государств — участников СНГ : аналитический обзор / В. Г. Дикарев [и др.] ; под общ. ред. О. Ф. Коновалова, Ю. Н. Демидова. Домодедово : ВИПК МВД России, 2015.
13 Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М., Волтерс Клувер, 2011. С. 266.
Если обратиться к статистике контрабанды наркотиков в 2013 и 2014 годах, то в 2014 году изъятие героина снизилось с 279,971 кг до 196,821 кг. Однако количество изъятого опия возросло почти в два раза — с 233,548 кг до 411,363 кг, а гашиша с 1 008,935 кг до 1 019,309 кг.
Статистические данные о количестве изъятых из незаконного оборота наркотических средств за период 2012—2014 гг. представлены на рисунке.
Согласно данным государственной статистики в 2014 г. органами внутренних дел Таджикистана было выявлено 830 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 119 преступлений больше, чем в 2013 г., и на 15 преступлений меньше, чем в 2012 г.12
Борьба с контрабандой — исключительно большая, важная и сложная работа. Ущерб, наносимый государству контрабандой, настолько велик, что она отнесена к наиболее опасным деяниям против порядка управления. Поэтому законодательством предусматриваются суровые наказания за контрабанду, а также за содействие в контрабанде и укрывательстве контрабандных товаров13
Совершенно очевидно, что для борьбы с контрабандой государство попыталось ужесточить наказание. Такая мера на самом деле может привести к понижению доли контрабандного перемещения товаров, однако процент этого снижения будет весьма мал. Причина кроется в том, что ни один преступник, совершая правонарушение, не задумывается о наказании.
Стремление государства снизить процент преступлений, связанных с контрабандой различных товаров, путем усиления правоохранительных подразделений таможенных органов за счет расширения штата работников оперативных подразделений, отделов дознания мо-
жет иметь успех, но только в том случае, если штат будет состоять из квалифицированных работников.
Для эффективной борьбы с контрабандой необходим системный подход, лишь использование комплекса мер по противодействию контрабанде создаст возможность для снижения доли незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Однако, как показывает история и практика других государств, например Индонезии (где за контрабанду наркотиков введена смертная казнь), поток нелегальных товаров через границу полностью пресечь невозможно.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть : учебное пособие / под ред. и с предисл. И. Д. Козочкина. — М. : Омега-Л. — Ин-т международ. права и экономики имени А. С. Грибоедова. 2013. — 485 с.
2 . Николайчук И. А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию : дис. ... д-ра юрид. наук. — Краснодар, 2010.
3. На таджикско-афганской границе произошло боестолкновение, изъято почти 12 кг наркотиков // Сайт радио «Озоди». URl: http://rus.ozodi.org/content/article/26774696.html.
4. О результатах борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия наркомании на территории государств — участников СНГ: аналитический обзор / В. Г. Дикарев [и др.] ; под общ. ред. О. Ф. Коновалова, Ю. Н. Демидова. — Домодедово : ВИПК МВД России, 2015.
5 . Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2011. — С. 266.
Материал поступил в редакцию 18 января 2016 г.
SMUGGLING IN THE HISTORY AND LEGISLATION OF TAJIKISTAN: CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS
IBROKHIMOV Farhod Kuchmurodovich — Post-graduate at the Department of Criminal Law, Kutafin
Moscow State Law University (MSAL)
123995, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9
Review. The article considers the main stages of development of the criminal law of the Republic of Tajikistan, which includes responsibility for smuggling. The article lists the main legislative acts which are the basis for the State to prevent illegal receipt of goods into the territory of Tajikistan, as well as statistics that reflect the dependence of one category of crimes on the state and changes in criminal legislation. Different ways to commit smuggling depending on the subject of transport are analyzed.
Keywords: smuggling, criminal law, criminal responsibility, the State, the Customs authorities, customs payments, customs duty, the Republic of Tajikistan.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Ugolovnoe pravo zarubezhnyh gosudarstv. Obshhaja chast' : uchebnoe posobie / pod red. i s predisl. I. D. Kozochkina. — M. : Omega-L. — In-t mezhdunarod. prava i jekonomiki imeni A. S. Griboedova. 2013. — 485 s .
2 . Nikolajchuk I. A. Sokrytie prestuplenij kak forma protivodejstvija rassledovaniju : dis. ... d-ra jurid. nauk. — Krasnodar, 2010.
3. Na tadzhiksko-afganskoj granice proizoshlo boestolknovenie, iz#jato pochti 12 kg narkotikov // Sajt radio «Ozodi». URl: http://rus.ozodi.org/content/article/26774696.html.
4. O rezul'tatah bor'by s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshhestv i ih prekursorov i protivodejstvija narkomanii na territorii gosudarstv — uchastnikov SNG: analiticheskij obzor / V. G. Dikarev [i dr.] ; pod obshh. red. O. F. Konovalova, Ju. N. Demidova. — Domodedovo : VIPK MVD Rossii, 2015.
5 . Luneev V. V. Prestupnost' XX veka: mirovye, regional'nye i rossijskie tendencii. — 2-e, pererab. i dop. — M. : Volters Kluver, 2011. — S. 266.