___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 157, кн. 6 Гуманитарные науки
2015
УДК 343
ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ
М.В. Талан
Аннотация
В статье показано развитие состава контрабанды в зависимости от изменений экономической политики государства и таможенного законодательства. Выделены виды контрабанды по действующему уголовному праву России. Определён момент окончания контрабанды. Кроме того, намечены направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за таможенные преступления.
Ключевые слова: контрабанда, таможенные платежи, таможенное законодательство, незаконное перемещение, таможенная граница, таможенные преступления.
Контрабанда относится к одному из тех преступлений, которые появились в законодательстве очень давно и претерпели многочисленные изменения по форме, но не по существу. За годы существования состава контрабанды его сущность сводилась к незаконному перемещению через границу определённых предметов. В зависимости от особенностей экономической и связанной с ней уголовно-правовой политики менялся круг предметов, за перемещение которых устанавливалась уголовная ответственность. Менялось и само понимание границы как конструктивного признака состава преступления.
В советские годы речь шла о незаконном перемещении через государственную границу, затем через таможенную границу РФ, а в новых видах контрабанды - через таможенную границу Таможенного союза.
В Уголовном кодексе РФ, принятом 13 июня 1996 г. (далее - УК РФ), основным таможенным преступлением являлась контрабанда, предусмотренная ст. 188 УК РФ.
Статья 188 УК РФ объединяла два состава преступления, ранее находящихся в разных статьях: ст.78 и ст. 1691 УК РСФСР. Способы совершения этих деяний были одинаковы, однако существенно отличающиеся предметы контрабанды позволяли говорить о разных объектах посягательства преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ.
Часть 1 ст. 188 УК РФ устанавливала ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную границу предметов, не указанных в ч. 2 ст. 188:
1) совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля;
2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
3) сопряжённое с недекларированием или с недостоверным декларированием.
250
ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ
251
В части 2 ст. 188 УК РФ предметом контрабанды выступали предметы, ограниченные в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота (оружие, наркотики, стратегически важные сырьевые ресурсы и др.).
Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ст. 188 была исключена из УК РФ. Этим же законом было предусмотрено фактически два специальных вида контрабанды, отличающиеся предметами. При этом новые статьи помещены законодателем в разные главы Уголовного кодекса, так как речь идёт о разных объектах посягательства - общественной безопасности и общественной нравственности. Это ст. 2261 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» и ст. 2291 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».
Исследователи контрабанды связывают появление новых специальных видов контрабанды с особенностями современной уголовно-правовой политики. Это наглядно прослеживается при характеристике ещё одного вида контрабанды, появившегося в связи с принятием Федерального закона РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ, которым была введена ст. 2001 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
«Конечной целью принятия указанного закона, - считает М.Н. Урда, - является повышение эффективности борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступным путём, в том числе посредством обеспечения контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств» [1, с. 60]. Н.А. Лопашенко справедливо указывает, что место этой новой ст. 2001 внутри главы 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» объяснить невозможно [2, с. 168]. Ранее исключённая ст. 200 УК РФ называлась «Обман потребителей». Естественно, более логичным представляется подход, при котором новый вид контрабанды появился бы в УК РФ под видом ст. 1881.
Новая норма вызывает вопросы с точки зрения определения предмета преступления - «денежных инструментов». Понятие денежных инструментов раскрывается в п. 5 примечания к ст. 2001 УК РФ. Это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Данное определение соответствует таможенному законодательству, но не идентично понятию, используемому в сходной административно-правовой норме ст. 16.4
252
М.В. ТАЛАН
КоАП РФ, также посвящённой финансовой контрабанде. В связи с этим А.А. Князьков отмечает, что законодателем «допущен очередной технический сбой и в целях обеспечения единства терминологии, гармонизации уголовноправовых и административно-правовых норм в качестве родового следует использовать понятие денежные инструменты, в которое необходимо включить наличные денежные средства и (или) ценные бумаги, удостоверяющие обязательство элемента (должника) по выплате денежных средств» [3, с. 20].
С одной стороны, понятен подход законодателя, стремящегося дифференцировать уголовную ответственность за разные виды контрабанды, отличающиеся по предмету. С другой стороны, этот подход реализован не до конца. Так, ст. 2261 УК РФ в качестве предмета контрабанды называет сильнодействующие, ядовитые, взрывчатые вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его основные части, стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Очевидно, что огнестрельное оружие, культурные ценности и ценные дикие животные имеют разное значение, и сущность таких предметов преступления должна определять разные объекты посягательства. Представляется, что более разумным был бы подход, при котором контрабанда диких животных и водных биологических ресурсов была бы отнесена к экологическим преступлениям, а контрабанда культурных ценностей к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Таким образом, целесообразно выделение ст. 2582 УК РФ «Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» или редакционное изменение действующей ст. 2581 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за незаконные добычу и оборот вышеперечисленных предметов. При ныне существующей ст. 2261 УК РФ встаёт вопрос о квалификации контрабанды особо ценных диких животных по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 2581 УК РФ, где, в частности, говорится и о хранении, и о перевозке ценных диких животных.
Контрабанда культурных ценностей могла бы быть предусмотрена в ст. 2432 УК РФ (в ст. 2431 УК РФ говорится о нарушении требований сохранения и использования объектов культурного наследия).
Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ была введена уголовная ответственность ещё за два вида контрабанды - алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 2002 УК РФ).
В настоящее время, таким образом, четыре самостоятельные нормы посвящены в УК РФ видам контрабанды: ст. 2001, ст. 2002, ст. 2261 и ст. 2291. Ответственность за разные виды контрабанды дифференцирована в зависимости от предметов контрабанды, а само понятие контрабанды с точки зрения объективных и субъективных признаков является единым. Контрабанда - одно из классических преступлений по российскому уголовному праву, сродни такому же собирательному понятию, как хищение, виды которого различаются и по предметам. Так, понятие хищения чужого имущества даётся в примечании
ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ
253
к ст. 158 УК РФ «Кража», и это же понятие применимо и к хищению оружия (ст. 226 УК РФ), и к хищению наркотиков (ст. 229 УК РФ), и к хищению документов (ст. 325 УК РФ). Между тем понятие контрабанды в уголовном законодательстве России отсутствует. Основной конструктивный признак объективной стороны состава контрабанды - это незаконное перемещение предметов через таможенную границу Таможенного союза. Понятие незаконного перемещения в настоящее время раскрывается в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). В соответствии с п. 19. ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение выражается как в фактическом перемещении, так и в покушении на перемещение.
К видам незаконного перемещения относятся перемещения:
1) вне установленных мест;
2) в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
3) с сокрытием от таможенного контроля;
4) с недостоверным декларированием или с недекларированием;
5) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения.
Незаконное перемещение возможно в двух формах - вывоз и ввоз. Момент
окончания при этом должен быть различен: при ввозе товаров - фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза, а при вывозе - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти запрещённые предметы.
Для квалификации контрабанды имеет значение стоимость незаконно перемещаемых предметов, которая определена в примечаниях к соответствующим статьям УК РФ. При введении новых видов контрабанды законодатель учёл опыт определения размера стоимости незаконно перемещаемых предметов в виде иностранной валюты, который был накоплен правоприменителем в отношении ст. 188 УК РФ.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» при установлении размера суммы наличной иностранной валюты определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию Российской Федерации или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу (ППВС, с. 5-6). Постановлением Конституционного суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П закреплено, что при признании размера валюты как крупного из всей ввозимой суммы наличной валюты подлежала исключению та её часть, которая законом разрешена к ввозу без декларирования или была продекларирована (ПКС, с. 8-9). В Федеральном законе РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что при вывозе подлежит декларированию иностранная валюта на сумму, превышающую 3 тыс. долларов США.
В примечании к ст. 2002 УК РФ указано, что при расчёте размера стоимости незаконно перемещённых алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. Аналогичная норма содержится и в примечании к ст. 2001 УК РФ в отношении размера суммы незаконно
254
М.В. ТАЛАН
перемещённых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, законодатель использовал уже имеющийся опыт в отношении контрабанды при конструировании новых уголовно-правовых норм.
Очевидно, назрела необходимость в принятии нового постановления Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о контрабанде, так как ППВС 2008 г. потеряло своё значение в связи с исключением из УК РФ ст. 188 и появлением специальных видов контрабанды. Надлежит дать единое понятие контрабанды, чётко определить момент окончания этого преступления при вывозе и ввозе незаконно перемещаемых предметов и разрешить проблему возможной совокупности составов контрабанды с другими видами составов преступлений. Наконец, следует устранить существующую в настоящее время неточность при определении незаконного перемещения через границу в четырёх самостоятельных статьях УК РФ и внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Так, в ст. 2261 и ст. 2291 УК РФ перемещение определяется единообразно - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, что объясняется повышенной общественной опасностью данных деяний. В ст. 2001 УК РФ говорится о незаконном перемещении через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, перемещение же наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС не влечёт уголовную ответственность. А вот в ст. 2002 УК РФ допущена небрежность: речь идёт о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза, при этом не указано «Таможенного союза», что и следует исправить.
Summary
M.V. Talan. Types of Smuggling.
The evolution of smuggling under the influence of changes in the economic policy and customs legislation is considered. The types of smuggling are differentiated according to the criminal law of Russia. The moment when smuggling ends is determined. In addition, ways of improving the criminal legislation on the responsibility for customs offenses are outlined.
Keywords: smuggling, customs duties, customs legislation, illicit movement, customs border, customs crimes.
Источники
УК РФ - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. -Ст. 2954.
УК РСФСР - Уголовный кодекс РСФСР от 27 нояб. 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.
420-ФЗ - Федеральный закон РФ от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. - 2011. - 9 дек.
134-ФЗ - Федеральный закон РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Рос. газ. - 2013. - 2 июля.
ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ
255
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. - 2001. - 31 дек.
530-ФЗ - Федеральный закон РФ от 31 дек. 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» // Рос. газ. - 2014. - 12 янв.
ТК ТС - Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. - URL: http://www.tks.ru/codex_ts, свободный.
ППВС - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюл. Верховного Суда РФ. - 2008. - № 8. - URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=5452, свободный.
ПКС РФ - Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8-П // Рос. газ. - 2008. - 7 июня.
173-ФЗ - Федеральный закон РФ от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. - 2003. - № 5. - Ст. 4859.
Литература
1. Урда М.Н. О проблемах применения норм об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. -№ 385. - С. 139-143.
2. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: в 2 ч. - М.: Юрлитинформ, 2015. - Ч. II. - 640 с.
3. КнязьковА.А. Освобождение от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях (гл. 22 УК РФ): вопросы дифференциации и законодательной техники: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2014. - 25 с.
Поступила в редакцию 21.05.15
Талан Мария Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: mtalan@inbox.ru