Скачко Анна Владиленовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: +79180722722)
Система контрабандных преступлений в Уголовном кодексе Республики Казахстан 2015 года: новые подходы к регламентации уголовной ответственности
В статье рассмотрена система норм, регламентирующих уголовную ответственность за контрабанду в новом УК РК 2015 г. Данные нормы сопоставлены с подходами законодателя других членов Таможенного союза.
Ключевые слова: Таможенный союз, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, дифференциация уголовной ответственности, квалифицированные составы.
A.V. Skachko, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180722722.
System of contraband crimes in the Criminal code of the Republic of Kazakhstan of 2015: new approaches to regulation of criminal liability
In the article features of a regulation of criminal liability for smuggling crimes in the new Criminal code of Kazakhstan of 2015 are considered. These features compared with approaches of the legislator of other members of the Customs union.
Key words: the Customs union, smuggling, evasion from customs payment, differentiation of criminal liability, qualified structures.
Создание международных организаций внешнеэкономического, торгового характера (например, Таможенный союз) с неизбежностью влечет изменения внутреннего правового поля каждого государства. В такой ситуации актуальной задачей законодателя страны, вступающей в масштабную международную интеграцию, является обеспечение оптимального баланса между союзным и внутренним правовым полем. Вполне естественно, что в этой ситуации могут возникнуть противоречия, и при этом принципиально важно обеспечить, чтобы решение общесоюзных задач не поставило под угрозу национальные интересы государства [1].
Не избежали этих проблем Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, объединившись в Таможенный союз. Проблема обстоятельной уголовно-правовой регламентации ответственности за таможенные преступления, в том числе за все виды контрабандных преступлений, обусловлена тем, что диспозиции всех норм носят бланкетный характер. Их содержание в полной мере зависит от характера и направленности таможенного законодательства каждой страны. В
условиях созданного Таможенного союза соответствующие правовые нормы должны быть тщательно скорректированы. Таможенный кодекс Таможенного союза во всех компонентах как стратегического, так и тактического характера должен предопределять и содержание таможенного законодательства членов союза. Поэтому вполне прав О.В. Грачев в том, что наши государства, объединившись в Таможенный союз, тем более не могут оставлять неразрешенными проблемы по устранению противоречий в нормах уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, таможенного законодательства. [2, с. 43].
Необходим поиск сочетания общесоюзного и национального законодательств объединившихся стран для всестороннего учета их политических, экономических особенностей [3, с. 43]. Соответствующие проблемы возникают в связи с тем, что вступление Республики Казахстан в Таможенный союз не повлияло на подходы к регламентации ответственности за контрабанду и иные виды таможенных преступлений в отличие от России. Проблемы экономической, экологической безопасности
116
своего государства всегда являлись и являются приоритетными, из чего, видимо, исходил законодатель этой страны. И на обеспечении экономической безопасности страны законодатель фокусирует правовые механизмы, организационные и тактические методы и средства. Именно эта мысль прозвучала на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 24 декабря 2013 г. в выступлении Президента Казахстана. Совещание было посвящено подготовке договора о создании Евразийского экономического союза. Нурсултан Назарбаев принципиально против включения в договор положений, выходящих за пределы экономической интеграции. Речь шла об охране границ, обороне, миграционной политике, науке. Политизация союза, по его мнению, недопустима [4].
Для обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях правительство Республики Казахстан утверждает Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике на 2013-2015 годы [5]. Наибольшую опасность для экономики республики представляет контрабанда наркотических средств из Киргизии, с которой у Казахстана установлен безвизовый режим, а также контрафактных товаров из Китая, Киргизии, Индии и стран Ближнего Востока. Значительны масштабы незаконного ввоза на территорию государства стали, табачных изделий, спирта, нефтепродуктов, некачественных продуктов питания, низкопробных товаров широкого потребления кустарного производства. По отдельным видам товаров контрабандные поставки составляют от 40 до 80%.
На основе обобщения практики в Комплексном плане противодействия теневой экономике сформулирован итоговый вывод, что «контрабандная деятельность приобретает все более организованный и масштабный характер, совершенствуется механизм ее функционирования». Только в 2012 г. по фактам совершения экономической контрабанды были возбуждены 333 уголовных дела и свыше 200 уголовных дел за уклонение от уплаты таможенных платежей. Среди причин создавшегося положения, наряду с социально-политическими, экономическими, организационными, названы и недостатки правового характера. Поэтому законодатель, наряду с укреплением пограничной и таможенной службы, принимает меры по внесению корректив в Таможенный и Уголовный кодекс.
Характерно, что при вступлении в Таможенный союз законодатель Республики Казахстан сохранил, в основном, многолетний опыт правовой регламентации внешнеэкономических отношений. Во-первых, продолжал и продолжает действовать Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 июля 2013 г.). Представляет особый интерес лейтмотив этого законодательного акта: «Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности».
Во-вторых, законодателем благоразумно оставлены в системе Особенной части Уголовного кодекса все нормы, регламентирующие ответственность за контрабандные преступления [6, с. 21-25] и за уклонение от уплаты таможенных платежей. Более того, в 2014 г. законодатель принимает новый кодекс, вступивший в силу с января 2015 года. Соответствующие статьи, регламентирующие ответственность за контрабандные преступления в ранее действовавшем УК РК, были значительно скорректированы. Новый уголовный кодекс Республики Казахстан содержит, можно сказать, определенную систему контрабандных преступлений с более тщательным описанием составов [7]. Изменен и подход к дифференциации уголовной ответственности в ст. 234, 236, 286, 290, 303, 311, 312, 326, 339 УК РК.
Самым показательным является то, что законодатель Республики Казахстан сохранил статью, регламентирующую ответственность за «экономическую контрабанду» (ст. 234 УК РК), изложив ее в следующей редакции:
«Статья 234. Экономическая контрабанда
1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием
117
документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, -
наказывается штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток, с конфискацией имущества.
2. То же деяние, совершенное:
1) неоднократно;
2) лицом с использованием своего служебного положения;
3) с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль;
4) в особо крупном размере;
5) группой лиц по предварительному сговору, -
наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;
2) преступной группой, -
наказываются лишением свободы на срок
от трех до восьми лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
Сразу же следует отметить, что законодатель отказался от правила определять крупный и особо крупный размер в примечаниях к статьям Особенной части УК, а посвятил этому специальную статью 3 Общей части УК. В ней перечислены все статьи, где будет идти речь о крупном и особо крупном размере, с указанием этого размера. Для квалификации контрабанды, о которой идет речь в ст. 234 УК, крупный размер перемещенных товаров составляет стоимость, превышающая пять тысяч месячных расчетных показателей. Особо крупный размер составляет
стоимость перемещенных товаров, превышающая десять тысяч месячных расчетных показателей. На 2014 г. крупный размер составлял 1731 теньге.
Это традиционный состав контрабанды, связанный с перемещением в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза товаров или иных предметов (за исключением предметов, изъятых из свободного обращения). Законодатель в новом УК РК несколько смягчил уголовную ответственность за экономическую контрабанду по сравнению с предыдущим кодексом. В то же время показательно, что в санкцию включена конфискация имущества в качестве обязательного дополнительного наказания.
Законодатель несколько расширил перечень квалифицированных составов экономической контрабанды в ч. 2 ст. 234 УК. Уголовный кодекс предусмотрел следующие квалифицирующие признаки: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; г) в особо крупном размере; д) группой лиц по предварительному сговору. Но при этом санкция действующей нормы значительно мягче.
Внесены коррективы и в характеристику особо квалифицированных составов контрабанды, предусмотренных ч. 3 ст. 234 УК. В качестве квалифицирующих признаков законодатель предусмотрел факт совершения контрабанды: 1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; 2) преступной группой.
Законодатель вложил в понятие преступной группы особо опасные формы совместной преступной деятельности. Преступная группа будет иметь место в случаях, если контрабандные преступления совершены организованной группой, преступной организацией, преступным сообществом, транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, транснациональным преступным сообществом, террористической группой, экстремистской группой, бандой или незаконным военизированным формированием.
Санкция в ч. 3 ст. 234 УК РК, несмотря на существенные коррективы квалифицирующих признаков, в части лишения свободы оставле-
118
на без изменения. В то же время законодатель очень жестко отнесся к регламентации ответственности должностных лиц, совершающих контрабанду. В качестве дополнительного наказания предусмотрено пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В уголовном законодательстве Республики Казахстан установлена ответственность и за контрабанду предметов, изъятых из свободного гражданского оборота. Эту проблему регламентирует ст. 286 УК РК «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено», аналог ст. 2261 и 2291 УК РФ. Законодатель объединил в одной уголовно-правовой норме предметы контрабанды, перечень которых очень широкий - наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, радиоактивные или взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы и др. Однако законодатель не включил в этот перечень стратегические товары и ресурсы, культурные ценности и особо ценные породы флоры и фауны. Это существенное отличие данного подхода к конструированию этого состава контрабанды в отличие от подхода российского законодателя.
Статья 286 УК РК устанавливает более строгую ответственность за рассматриваемый вид контрабанды по сравнению со ст. 250 УК РК 1997 г. Во-первых, дифференцирована ответственность в зависимости от размера контрабанды: в ч. 2 ст. 286 УК - крупный размер, в ч. 4 ст. 286 УК - особо крупный размер. За контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, совершенную в особо крупном размере, установлено наказание - лишение свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. Во-вторых, дифференцирована ответственность в зависимости от формы группового способа совершения контрабанды (аналогично со ст. 234 УК РК).
Примыкает к данному виду контрабанды и состав преступления, сформулированный в ст. 303 УК РК «Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными или ядовитыми веществами». В этой уголовно-правовой норме законодатель Республики Казахстан устанавливает ответственность за нарушение правил ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных или ядовитых веществ, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил.
Часть 2 ст. 303 УК РК предусматривает ответственность за нарушение правил ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных или ядовитых веществ, повлекшее хищение наркотических средств, психотропных или ядовитых веществ либо иные тяжкие последствия. Эти деяния наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ввоз и вывоз в тексте анализируемой нормы назван законодателем в ряду с такими деяниями, как производство, изготовление, переработка, приобретение, хранение, учет, отпуск, перевозка, пересылка либо уничтожение наркотических средств, психотропных или ядовитых веществ. Следует отметить, что схожий законотворческий прием построения составов преступлений применяют в уголовных кодексах ряда европейских стран. Но при этом в соответствующих уголовно-правовых нормах законодатель обязательно акцентирует внимание на том обстоятельстве, что речь идет о ввозе товаров, продукции на территорию государства, чего не делает законодатель Республики Казахстан (по нашему мнению, это серьезное упущение).
Анализ данного состава преступления позволяет нам сделать вывод о том, что в этом случае имеет место контрабанда, но совершаемая специальным субъектом.
Аналогичный подход к построению состава преступления применен и при формулировании ст. 339, включенной в систему Особенной части Уголовного кодекса. Диспозиция ст. 339 УК РК регламентирует ответственность за незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами. Как мы полагаем, установление уголовной ответственности за контрабандные действия в сфере обеспечения экологической безопасности в условиях бедственного состояния окружающей среды, проблемы сохранения редких животных и растений заслуживает одобрения и поддержки. Хотя подход к конструированию этого состава вряд ли можно признать оптимальным. В качестве позитивного момента следует отметить и безусловное применение к виновным конфискации имущества.
119
Иной прием законотворческой деятельности, но сходный с рассмотренным, законодатель использовал при построении ст. 312 УК РК, в которой сформулирован состав оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних либо их привлечения для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера. Особенность этого приема заключается в толковании законодателем понятия термина «оборот». Следует отметить, что этот термин употребляется и в других статьях УК РК, но законодатель в них не раскрывает содержания термина «оборот». Итак, толкование диспозиции ч. 1 ст. 312 УК позволяет сделать вывод, что оборот - это перемещение через Государственную границу Республики Казахстан в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Поэтому рассматриваемый состав преступления, по нашему мнению, можно вполне обоснованно включить в систему контрабандных преступлений.
В систему уголовных правонарушений против здоровья населения и нравственности законодатель включает ст. 311 УК и ст. 312 УК. Статья 312 УК РК предусматривает ответственность за изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Республики Казахстан в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ч. 1 ст. 312 УК). Как видим, контрабанда перечисленных в диспозиции предметов названа в числе других незаконных действий с ними. Такой подход законодателя вряд ли можно назвать оптимальным, т.к. характер и степень общественной опасности этих действий существенно отличается.
Часть 2 ст. 312 УК РК регламентирует ответственность за привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, устанавливая наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества.
В ч. 3 ст. 312 УК РК сформулированы квалифицированные составы этого вида контрабанды по следующим признакам:
1) совершение этих деяний родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом
Республики Казахстан возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего;
2) совершение этих деяний в отношении заведомо малолетнего потерпевшего;
3) совершение этих деяний группой лиц по предварительному сговору или преступной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет, а в случаях, предусмотренных пунктами 1) или 2), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Незаконному перемещению печатных изданий, кино- или видеоматериалов, изображений или иных предметов порнографического характера посвящена и ст. 311 УК РК. Законодатель в диспозиции не уточнил, что он вкладывает в понятие «перемещения» предметов порнографии, как он это сделал в ст. 312 УК, т.е. перемещение через Государственную границу Республики Казахстан. Кроме того, исключение из текста статьи указания на несовершеннолетний возраст потерпевших повлекло и значительное смягчение санкции. Наказание установлено в виде штрафа в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительных работ в том же размере, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.
Завершает систему контрабандных преступлений сформулированный в ст. 326 УК состав незаконного ввоза в Республику Казахстан для переработки, хранения или захоронения микробиологических или других биологических агентов или токсинов, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение значительного ущерба окружающей среде или причинило вред здоровью человека. Квалифицированный состав этого преступления, сформулированный в ч. 2 ст. 326 УК РК, предполагает причинение либо создание угрозы причинения крупного ущерба окружающей среде, а равно совершение на территории с чрезвычайной экологической ситуацией. Санкция этой уголовно-правовой нормы предусматривает: штраф в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей; исправительные работы в том же размере; ограничение свободы на срок до трех лет; лишение свободы до трех лет с лишением
120
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
В ч. 3 ст. 326 УК сформулирован особо квалифицированный состав преступления, который предполагает причинение особо крупного ущерба окружающей среде, либо смерть человека, либо массовое заболевание людей, -данные деяния наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Назарбаев Н.А. На пороге ХХ1 века. Ал-маты, 1997.
2. Грачев О. В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Рос. следователь. 2013. № 1.
3. Грачев О. В. Уголовное законодательство Республики Беларусь в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Рос. следователь. 2013. № 5.
4. Латухина К. Три плюс два // Рос. газ. 2013. 25 дек.
5. Об утверждении Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013-2015 гг.: постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февр. 2013 г. № 190.
6. Сарсеков Б. С. Контрабанда наркотиков в Казахстане: проблемы и пути их преодоления. Алматы, 1998.
7. Уголовный кодекс Республики Казахстан // Казахстанская правда. 2014. 9 июля. URL: http://medialaw.asia/posts/09-07-2014/83277. html
Как видим, законодатель Республики Казахстан в условиях членства в Таможенном союзе в определенной степени сумел сохранить стабильность в законодательной регламентации ответственности за контрабандные преступления и за уклонение от уплаты таможенных платежей. Таможенный и Уголовный кодексы достаточно четко сфокусированы на обеспечении экономической, нравственной и экологической безопасности своего государства. Решению этих задач будет способствовать реализация основных положений Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике на 2013-2015 годы.
1. Nazarbayev N.A. On the threshold of the 21st century. Almaty, 1997.
2. Grachev O.V. The criminal legislation of the Republic of Kazakhstan in the sphere of economic security and customs integration // Russian investigator. 2013. № 1.
3. Grachev O.V. The criminal legislation of the Republic of Belarus in the sphere of economic security and customs integration // Russian investigator. 2013. № 5.
4. Latuhina K. Three plus two // Rus. newsp. 2013. Dec. 25.
5. On approval of the comprehensive plan to counter the underground economy in the Republic of Kazakhstan in the 2013-2015: resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan of Febr. 27, 2013 № 190.
6. Sarsekov B.S. Drug trafficking in Kazakhstan: problems and ways of their overcoming. Almaty, 1998.
7. The Criminal code of the Republic of Kazakhstan // Kazakhstanskaya truth. 2014. July 9. URL: http://medialaw.asia/posts/09-07-2014/83277. html
121